«Да здравствует Цезарь!»: как не уснуть в первые 30 минут фильма

«Да здравствует Цезарь!»: как не уснуть в первые 30 минут фильма

После просмотра последней картины Коэнов «Да здравствует Цезарь!» забавно было наблюдать, как половина зала сладко потягивается в креслах после пробуждения. И как-то тоскливо стало за самый успешный дуэт братьев-режиссеров. Так что же это было? Если жанр заявлен как комедия, почему тогда на весь зал смеялось человек 5?

Фильм уносит нас в далекие 50-е года прошлого века, на голливудскую киностудию Capitol, где неожиданно со съемочной площадки пропадает актер Бэрд Уитлок (Джордж Клуни), главный исполнитель роли пеплума о Цезаре, уверовавшем во Христа. Эдди Мэнникс, управляющий студии, суетится в решении перманентно прибывающих проблем: тут и звезду нужно как-то вернуть, и успокоить надоедливых репортерш, и найти подходящего актера на роль, и разрулить ситуацию с беременной актрисой. В конце концов и о себе подумать не забыть.

Людям, знакомым с историей кинематографа, фильм определенно понравится и покажется смешным. Например, мне особенно запал в душу момент, когда герой Рея Файнса, интеллигентного режиссера с тонкой душевной организацией и труднопроизносимым именем «Лоуренс Лорэнс», теряет терпение и начинает изо всех сил дубасить по щекам несчастную звезду вестернов Хобби Дойла (Олден Эренрайк). Ну кто же виноват в том, что простой каскадер, без актерских навыков, не может сыграть фицджеральдовского аристократа?

И вот тут-то начинается самое интересное. А именно — медленно раскрывается вся подноготная киноиндустрии того времени, где главные распределяются по знакомству, а сами «селебы» зачастую оказываются не теми, за кого себя выдают. Мужественный актер с волевым подбородком замешан в темной гей-истории, а юная и невинная, на первый взгляд, старлетка пытается скрыть от общественности свою беременность.

В фильме у каждого из героев есть реальные прототипы. Вот анекдот с героем Джорджа Клуни, намекающий на то, что на съемках «Орлиных крыльев» за полученную роль звезде пришлось переспать с режиссером. Здесь — прямая отсылка к Кларку Гейблу (Дэвид Брет, известный биограф и автор книги «Кларк Гейбл: Замученная звезда/Сlark Gable: Tormented Star», писал, что знаменитый сердцеед неоднократно вступал в интимные отношения с мужчинами). Героиня Скарлетт Йоханссон является копией «голливудской русалки» Эстер Уильямс. Эстер была классической стервой, прославившейся в большей степени благодаря своей скандальной личной жизни, нежели ролями в кино (все подробности в автобиографии «Русалка на миллион долларов/ The Million Dollar Mermaid»).

Управляющий киностудией Эдди Мэнникс, роль которого прекрасно исполнил Джош Бролин — реально существовавший человек, возглавлявший студию MGM. Правда, в отличие от реального прототипа, замешанного в криминальных историях антикризисного менеджера, Мэнникс Коэнов ведет образцово-показательную жизнь: любит свою работу, жену и Бога.

Стоит отметить, что 50-е годы двадцатого века — довольно сложный период времени для Голливуда: на смену кинотеатрам пришли домашние посиделки у телевизоров. Киноиндустрия вступила в схватку с телевидением, в результате чего начала стремительно терять деньги. Продюсеры и управляющие студиями вместо поиска способов вернуть внимание зрителя, продолжают неспешно снимать эпические пеплумы по библейским сюжетам, которые, по факту, никому не нужны. Фальшиво все — декорации, образы кинозвезд, диалоги — живые люди попросту так не говорят! Халатное отношение к кинопроцессу красноречиво показывает сцена в монтажной комнате, где пожилая дама-монтажер, лениво потягивает сигарету (курение в монтажке, где в былые времена хранились все пленочные исходники — занятие рискованное). Героиня продолжает как ни в чем не бывало курить даже после того, как едва не удавилась на собственном шарфике, и этот эпизод как бы говорит зрителю: «Да-да, вы не ошиблись — всем плевать».

Безусловно, юмор Коэнов специфичен, злободневен, зачастую абсурден, и примеров здесь не счесть: взять хотя бы линию со сценаристами-коммунистами, похищающими главную звезду студии.

Многие ругают фильм за отсутствие цельного сюжета и великой идеи. Но в действительности вы смотрите не классическую голливудскую картину, а фактически ее бэкстейдж, и у вас есть возможность наблюдать гипотетически возможные жизненные и рабочие ситуации. Потому не ждите завершенности, плохого и хорошего, победителя и проигравшего, черного и белого. Ведь в реальной жизни все весьма условно.

В конечном итоге фильм «Да здравствует Цезарь!» получился очень смешным, ироничным, в меру документальным. И смотреть его, на мой взгляд, одно удовольствие. Чего только стоит однокадровая сцена с пляшущими матросами во главе с Ченнингом Тейтумом, сыгравшем в картине популярного актера мюзиклов!

Визуальный ряд картины напоминает «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона: операторская работа выполнена просто безупречно. Что касается атмосферы, то она, поверьте, на любой вкус: тут вам и динамичный вестерн, и красочный мюзикл, и эстетское мыло, и таинственный нуар.

Не стоит оставлять без внимания также планы и манеру съемки, музыку и цветокор. И хотя, по мнению многих критиков, «Да здравствует Цезарь» гораздо слабее предыдущих прославленных работ Коэнов — «Фарго», «Большой Лебовски», «Старикам здесь не место» и т.д., не беритесь сравнивать. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие от просмотра каждого эпизода комедии.

50 дБ +

Комментарии

#

Обожаю Коэнов, особенно "После прочтения сжечь". В их фильмах получаешь больше удовольствия от самого процесса созерцания кино, нежели закрученной завязки или дикого экшена, как у других режиссёров. А юмор чем-то напоминает абсурдность Алисы в стране чудес.


Беда в том что современный зритель разучился смотреть такие фильмы. Одно радует, что раз Коэны из года в год выпускают что-то новенькое, значит не всё ещё так плохо в зрительских кругах.

- 50 дБ +
#

Не утратить интерес к фильму в первые минуты дают также отсылки к реальным голливудским "пеплумам", ведь начальные сцены "Цезаря" почти дословно цитируют "Камо грядеши" (Quo Vadis) Мервина Ле Роя.

P.S. Еще показалось забавным, как Коэны меняют местами реальность и "фабрику грез": киношные сцены в бассейне показывают воду в реальном масштабе, а вроде бы реальная (по сюжету) сцена с подводной лодкой снята нарочито укрупненно, как модель в резервуаре, и на фоне рисованого "задника".

- 50 дБ +
#

Не отношу себя к эстетам, киногурманам и киноснобам, а потому со спокойной совестью заснул на середине фильма и досматривать впоследствии не стал. А уж кто там его снял и с какими отсылками дело десятое. Спасибо за крепкий сон, Коэны!

- 46.99 дБ +
#

Не самый лучший фильм Коэнов, но смотрел с удовольствием. Ни о каком сне не было и мысли.

- 50 дБ +
#

Материал написан хорошо, но к чему пересказывать фильм? Получается статью читать тем, кто фильм посмотрел. Тоже касается статьи о Дне независимости.

- 60.79 дБ +
#

Во-во! У меня напрочь пропала охота его смотреть.

- 53.01 дБ +
#

Пока еще не посмотрел. Но на моей памяти хватило "Бората" (хотя он не от обоих братьев, но тоже показательно). Подобные вещи во всем хороши, и правильные, и с философским подтекстом, и кинематографически изысканные. Но вот не цепляют абсолютно, если ты не эстет, любящий именно такие экзорцисы или помешанный на истории Голливуда. Высокий балл от кинокритиков, зевота от зрительного зала. Боюсь, я тоже начну засыпать, хотя "Отель Гранд Будапешт", упомянутый в статье, мне понравился.

- 53.01 дБ +
#

Что, занудство Коэнов для кого то секрет?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.