Тест напольной акустики Focal Sopra №3: послезвучие и послевкусие

Тест напольной акустики Focal Sopra №3: послезвучие и послевкусие

Sopra №3 — старшая акустика в линейке Focal Sopra. Со средней моделью — Sopra №2 — я уже имел возможность ознакомиться подробно, и это знакомство, несомненно, получилось интересным. Теперь пришло время столь же досконально изучить Focal Sopra №3. Предыдущий тест ставит весьма высокую планку для этой системы. Посмотрим, каким окажется звук этих колонок на практике, и каковы различия в характере звучания. А в будущем я надеюсь добраться и до знакомства с младшей «полочной» моделью этой линейки.

Если сравнить модели Focal Sopra №3 и №2, то сходство угадывается безошибочно. Те же форма и пропорции корпуса, сходные элементы конструкции. На первый взгляд разница видна только в размерах. Sopra №3 крупнее — выше на несколько сантиметров и тяжелее на 15 килограммов. Узнаваемы не только общие черты, характерные для линейки Sopra, но и черты, знакомые по старшей линейке Utopia.

Функциональность и отделка

Корпус акустики условно делится на несколько частей: для среднечастотного динамика отведена верхняя секция, внизу расположены низкочастотные драйвера, а между двумя секциями в виде отдельно собранной конструкции размещен бериллиевый твитер, нагруженный на задемпфированный волновод. Форма этой части корпуса, необычна: конструкция имеет переменную высоту, за счет чего задает характерный излом передней панели — динамики расположены не в одной, а в трех плоскостях, и это само по себе влияет на формирование диаграммы направленности.

Focal Sopra №3 — крупная акустика, более габаритные конструкции у Focal можно найти только в линейке Utopia

Корпуса среднечастотной и низкочастотной секций также имеют интересную конструкцию — в ее основе клееная жесткая рама-каркас из МДФ, снаружи некоторое подобие обшивки, и обшивка эта не декоративная, а скорее силовая. В целом корпус задемпфирован очень хорошо.

Мне кажется, разработчики, когда изобретали этот сложный корпус, думали не только о его функциональности, но и об эстетической стороне и о том, как использовать разные типы отделки. Если с лаком все более-менее понятно — основные варианты отделки как раз лаковые: черный, белый, красный и оранжевый, то с натуральным деревом сложнее.

Защитные грили легко снимаются — они оснащены магнитными креплениями

Такую конструкцию не получится целиком покрыть шпоном, впрочем полностью в дереве она смотрелась бы странно. Здесь и выручила наборная составная конструкция корпуса: боковые панели отделаны орехом. Смотрится интересно, хотя и консервативно. На мой вкус, лаковые отделки красивее, хотя обычно я предпочитаю дерево лаку. При этом такой тип покрытия не оказывает негативного влияния на свойства корпуса.

Основание из закаленного стекла на регулируемых опорах

Фазоинвертор, как и у младшей модели, расположен на нижней скошенной поверхности, но направлен не в пол, а в основание акустики. Это основание сделано из 19-миллиметрового закаленного тонированного черного стекла. Установка возможна или на родные шипы, или на специальные ножки, не повреждающие покрытие пола. Отмечу, что опорные ножки проходят насквозь основания и заканчиваются массивными металлическими регулировочными ручками. Это, несомненно, удобнее, чем настройка при помощи ключа, и тем более удобнее тех случаев, когда отрегулировать шип можно только с нижней поверхности основания.

Также каленым стеклом отделана и верхняя поверхность колонок. Не думаю, что это верхнее стекло существенно в конструкции, но смотрится такое решение вполне изящно.

Номер три против номера два

Если рассмотреть набор динамиков и технические характеристики, то основное отличие оказывается в использовании пары 21-сантиметровых (8.25-дюймовыйх) низкочастотных динамиков у Focal Sopra №3, вместо пары 18,5 см (7-дюймовых) у Sopra №2. В остальном низкочастотники конструктивно схожи. В обоих случаях они оснащены фирменными W-диффузорами. И также идентична их магнитная система — NIC (Neutral Inductance Circuit) с кольцом Фарадея в конструкции.

Бериллиевый твитер у Focal Sopra №3 надежно защищен несъемной металлической решеткой

Твитер во всей линейке Sopra одинаков — с бериллиевым вогнутым куполом. Конструкция твитера, нагруженного на тыловой задемпфированный волновод, используется во всех трех моделях Sopra.

Среднечастотник у обеих моделей также идентичен — 16,5-сантиметровый динамик со сложным профилем подвеса и W-диффузором. Кстати, в компании Focal утверждают, что сам по себе этот среднечастотник — самая совершенная на настоящий момент реализация СЧ-динамика в их арсенале. Пожалуй, вспоминая опыт прослушивания Focal Sopra №2, в чем-то с этим можно согласиться, но на практике необходимо проверить, как же все это работает в разных моделях акустики.

На фото хорошо видно насколько сложный профиль у подвеса среднечастотного динамика

Поскольку схожих черт у Sopra №3 и Sopra №2 большинство, можно было бы и вовсе не останавливаться на разборе конструкции. Но я счел необходимым еще раз рассмотреть основные детали и элементы, чтобы сделать акцент на очень важном моменте: конструкция этой акустики очень далека от «некоего ящика» с «некими динамиками». У разных производителей может быть разный подход, но даже существенная стоимость не обязательно указывает на технологическую сложность и проработку конструкции. Впрочем, высокая стоимость не всегда является гарантией хорошего звука.

И напоследок немного о функционале. Защитные грили съемные, они снабжены магнитными держателями. Бериллиевый твитер закрыт несъемной защитной решеткой. Коммутация у акустики не предполагает би-ампинга или би-вайринга. Можно было бы ожидать, что у старшей модели в линейке будут какие-то возможности для настройки кроссоверов, но нет — эти функции из всей акустики Focal пока есть только у нескольких моделей в линейке Utopia.

Один из двух низкочастотных динамиков Focal Sopra №3

Таким образом, можно сделать вывод, что Sopra №3 и Sopra №2 различаются между собой примерно так же, как у большинства производителей в линейке различаются соседствующие друг с другом модели напольной акустики.

С матчастью все, остается прослушивание. Упомянуть стоит разве что один технический момент: в случае теста Sopra №3 и Sopra №2 использовался один и тот же комплект техники, а сам тест проходил в одном и том же помещении. Акустика была уже достаточно поработавшая, с пробегом.

Звук: внизу, посередине и сверху

Прослушивание я начал с записи Masaru Imada and George Mraz «Alone Together». Первые впечатления, особенно вкупе с только что просмотренными паспортными данными — звук более наполненный низкочастотной составляющей, чем можно было ожидать изначально. Вообще все, кто внимательно сравнивал акустику (с небольшими басовиками и с низкочастотными динамиками побольше) знают, что при формально близких паспортных данных больший размер диффузора при правильной реализации дает в целом совсем другую картину.

Сверху корпус акустики отделан закаленным черным стеклом. Такой конструктивный элемент использован у всех моделей Focal Sopra

Пара 21-сантиметровых динамиков — это, конечно, не пара 18-дюймовых басовиков, но на практике звучание баса впечатляет. Есть и хорошая наполненность, и детальность, и богатство фактур, и основательность. Но что мне особенно понравилось — нет грубости и упора в силовую подачу низких. Если выбирать между количеством и качеством, я всегда выберу меньшее количество баса при лучшем качестве. А здесь и выбирать не нужно: и качество, и количество присутствуют в должной мере.

Но вместе с тем пришло понимание, что эта акустика предназначена для достаточно просторных помещений. Производитель утверждает, что в комнате до 80 квадратных метров этой модели будет вполне комфортно. Но вот о нижнем пороге ничего не сказано, а я хоть и люблю крупную акустику, умеющую работать в относительно небольших помещениях, не рискнул бы пробовать подружить Focal Sopra №3, например, с 20-ю квадратными метрами.

Следующее, что мне откровенно понравилось на примере этой записи — умение акустики отыгрывать масштаб. Партии фоно и контрабаса прорисовывались не то чтобы в натуральную величину (на это у Focal способны две старшие модели в линейке Utopia), но ощущение было ближе к концертному восприятию, нежели к прослушиванию абстрактной записи, которая воспроизводится абстрактной акустикой.

Крепления СЧ- и НЧ-драйверов у Focal Sopra №3 динамиков прикрыты точеными металлическими кольцами, что делает внешность акустики изящнее

В целом звук чуть светлый, достаточно густой и насыщенный, но совершенно лишенный тяжеловесности. Воздух и сцена отрабатываются не просто хорошо, а очень хорошо: кажется, можно подойти и коснуться звука рукой. И при этом нет ощущения голографической точности в сочетании с неживой нереальностью. Детальности вообще-то много никогда не бывает, но примеры High-End-техники, которая, обладая высочайшей детальностью, препарирует звук до состояния хрустальной крошки, известны. В нашем же случае такого не происходит — естественность и цельность звучания никуда не исчезают.

Следующий альбом — «The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice». По этой записи можно неплохо оценить способность системы отыгрывать средне-верхний диапазон. Слышно было все отлично, детально и разборчиво, с послезвучиями и оттенками. На достойном уровне и динамика. Что хорошо — нет излишней резкости или въедливости.

В прошлом бериллиевые твитеры у Focal не всегда получались удачными, но в нашем случае на подобный вариант нет и намека: звук яркий ровно настолько, насколько нужно. С одной стороны, присутствуют и яркость, и вовлеченность в прослушивание, а с другой — нет утомленности или чувства навязчивости. То, как отыгрываются тихие звуки и послезвучия, не может не радовать! Напомню, что это было сильной стороной и младшей модели Sopra №2, впрочем, как и сцена, с ее шириной, глубиной, воздушностью и многоплановостью. Еще одна приятная и интересная деталь: за счет несколько другого охвата по диапазону и чуть иного тонального баланса акустику приятно и интересно слушать даже на совсем небольшой громкости — звук не сваливается в нечто уплощенно-усредненное.

Защитная сетка закрывает заднюю часть корпуса, в котором расположен твитер, с обратной стороны нагруженный на задемпфированный волновод. На фото хорошо видно, как разделены отдельные объемы корпуса акустики

Еще один альбом — The Album Leaf «In a Safe Place». Объему, детальности и легкости звучания я уже не удивился, по этим параметрам все очень хорошо. Возможно, на этой чуть больше нижней середины, чем хотелось бы, но это «чуть» не выходит за разумные пределы. Впрочем, и бас неожиданно глубокий: иногда даже кажется, что его чуть больше нормы.

Сделаю небольшое техническое отступление. Тестовая система и помещение, как я уже говорил, одинаковые. И если Sopra №2 оставила впечатление о некоторой чувствительности к расстановке, то про Sopra №3 это можно утверждать с полной уверенностью. Здесь нужно уточнить, что вопрос не в позиционировании акустики относительно точки прослушивания, фиксировать слушателя в вольтеровском кресле нет никакой необходимости, но вот к расстановке акустики относительно комнаты стоит отнестись очень внимательно. Да, это нудный процесс, но результат того стоит. Помню, когда-то мы с приятелем двигали акустику похожих габаритов (но сильно дороже) по комнате с шагом в 0,5 сантиметра. Израсходовали рулон малярного скотча на разметку на полу, потратили шесть часов… Но каков же был результат! Только та акустика не хотела работать ни с одним из углов поворота, исключительно при параллельной установке. А Sopra №3 к углу поворота заметно чувствительна.

Второй технический момент. Когда я тестировал Sopra №2, по формальным признакам к усилению у меня вопросов не возникло, в этом же случае у меня было подспудное ощущение, что прибавка мощности и токовой отдачи пошла бы на пользу. Впрочем, ничего удивительного — большой автомобиль с крошечным двигателем смотрится точно так же комично, как серьезная акустика, которой не хватает усиления. О явном несоответствии системы тут речи не идет, но еще прибавить, на мой взгляд, было бы не лишним.

Звук: скомканная, инфернальная и тихая музыка

Возвращаясь к впечатлениям от прослушивания, отмечу, что акустика замечательно отыгрывает эмоциональную составляющую, тихие звуки, переходы, интонации — все то, что создает атмосферу и что можно услышать на хороших записях. А также то, что нужно услышать, например, при необходимости во всех подробностях сравнить разные издания одного и того же альбома.

Смена прослушиваемых жанров — пусть будет диск Stevie Ray Vaughan And Double Trouble «Texas Flood», очень старое издание. Этот диск я купил в Риме в 1997 году. Запись, мягко говоря, не идеальна, но в цифре все вышло еще хуже. Звук несколько плоский, с основной насыщенностью в области средних частот, с плотным, немного скомканным звучанием. Но тракту хватило разрешающей способности отыграть этот спектр более-менее полновесно. В первую очередь эффект достигается за счет хорошей детальности и динамики, когда внимание больше притягивает сама музыка, а не недостатки записи.

У Focal Sopra №3 только одна пара акустических клемм.

Дальше — сложнее. В качестве тестового материала к Sopra №2 была рекомендация взять в подборку запись Anorexia Nervosa «The September E.P». Просили — делаем. Разрешения хватает, чтобы воспроизвести всю ту кашу, которая записана пополам с весьма специфической музыкой откровенно инфернального жанра. Динамика тоже на уровне, нехватки я практически не почувствовал. Скорее стоит признать, что некоторая порция «каши» — особенность самой записи, которой до аудиофильских изданий очень далеко. Но слушается без затруднений. Может быть иногда, исходя из самой музыки, хотелось бы звука «позлее», но зло и жестко эта акустика играть не хочет. В сочетании с другим усилением, возможно, этого эффекта добиться можно, но стоит ли это делать, я сильно сомневаюсь.

Передняя поверхность Focal Sopra №3 — темно-серая, матовая

Еще запись — исполнение произведений Benjamin Britten с прекрасным составом музыкантов. Музыка несколько нервная, и это можно не только формально услышать, но и прочувствовать. Тембрально звучание достоверное, сцена строится очень прилично. Даже при большом желании придраться особенно не к чему. Да, стилистика звучания в любом случае присутствует, и хотя существуют разные мнения о том, какой она должна быть, с достоверностью и точностью передачи в нашем случае дела обстоят очень хорошо. Хочется анализировать не столько составляющие звука, сколько просто откинуться в кресле и послушать приятную музыку в хорошей записи. Воспринимать ли произведение как таковое или вслушиваться в отдельные инструментальные партии — как по детальности, так и по общей способности отыгрывать музыку любого уровня сложности эта акустика оказалась на уровне.

Логотип Focal внизу передней панели колонки

Переходим к «тяжелой артиллерии» — «Реквием» Верди. И хотя произведение крайне сложное для многих систем, до чего же хорошо отыгрывались и тихие звуки, и переходы к насыщенным фрагментам! Да и на самых трудных моментах «Реквиема» динамика и детальность оказывались на высоте. Иногда, возможно, в звуке появлялась какая-то угловатость и неуверенность, но тут сложно сказать, чья это проблема — тракта или записи как таковой. Зная, как может звучать это произведение, я пока что не встречал полноценной по всем параметрам его записи. Мог ли тракт отыграть лучше? Пожалуй, мог бы. Но только если рассматривать такую способность применительно к линейке акустики Focal, то брать в расчет в этом случае нужно две верхние модели в линейке Utopia. А это совсем другой разговор, и сравнение, боюсь, получится некорректным.

Общий вид системы и помещение, где проходило прослушивание Focal Sopra №3

И напоследок я решил послушать запись произведения Henrich Ignaz Franz Biber «Mysterien Sonaten». Эта музыка — музыка тихих звуков, нюансов исполнения и звучания аутентичных инструментов… Отыграть ноты в данном случае не значит ровным счетом ничего. При прослушивании все получилось очень неплохо — точно, достоверно, достаточно воздушно, с деликатностью в деталях. Иногда чуть не хватало какого-то неуловимого, почти медитативного погружения в звук, тончайших оттенков послезвучий. По остальным (и основным) составляющим — никаких нареканий.

Выводы

Исключительная акустика. Да, более сложная и капризная, на мой взгляд, чем Sopra №2. Она, как тонкий инструмент, заслуживает деликатнейшей настройки. Зато потом, подобно хорошо настроенному музыкальному инструменту, она зазвучит в полную силу, с лихвой окупив все силы, потраченные на подбор условий и компонентов тракта. Незначительные шероховатости на некоторых записях классической музыки акустике легко простить: во-первых, потому что в данном конкретном случае я не на все сто уверен в усилении, во-вторых, за жанровую универсальность. И в третьих — за выдающиеся способности не просто звучать, а отыгрывать музыку во всей полноте. Пожалуй, по этой (крайне важной) составляющей Sopra №3 могла бы легко посоперничать со многими более дорогими акустическими системами.

Официальный сайт: Focal Sopra №3

Цена: 1 650 000 рублей

Музыкальный материал

1.Anorexia Nervosa — The September E.P. / Listenable Records POSH075

2.Britten — Violin Concerto, Symphony for Cello and Orchestra — Mark Lubotsky, Mstislav Rostropovich, English Chamber Orchestra, Benjamin Britten / Decca/Universal UCCD-3625

3.Henrich Ignaz Franz Biber — Mysterien Sonaten — Alice Pierot, Les Velleurs de Nut / Alpha 038

4.Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003

5.Stevie Ray Vaughan And Double Trouble — Texas Flood / Epic EPC 4609512

6.The Album Leaf — In a Safe Place / SubPop SPCD 640

7.The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice / Atlantic WPCR-25123

8.Verdi — Requiem — Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Lucetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI 7243 5 86239 25

Тестовая система:

Проигрыватель: Audionet ART G3

Предусилитель/цифровой плеер: Audionet DNP

Усилители мощности: Audionet AMP

Кабели: Inakustik Referenz NF-1603 и Reference LS-2404

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинвертор

Схема: четыре излучателя/три полосы

ВЧ излучатель: 27 мм. вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой

СЧ излучатель: 16,5-см с «W»-диффузором и TMD подвесом

НЧ излучатель: два 21-см динамика с «W»-диффузором и NIC магнитной системой

Частоты раздела кроссовера: 250/2200 Гц

Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 33 Гц – 40 кГц

Нижняя граница (-6 дБ): 26 Гц

Импеданс (ном/мин): 8/3,1 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 400Вт

Чувствительность: 91,5 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 70 кг

Размеры (В x Ш x Г): 1264 x 402 x 595 мм

ТЕГИ:#Focal
77.32 дБ +

Комментарии

#

Интересная статья ! Респект автору !

- 50 дБ +
#

Спасибо.

- 50 дБ +
#

Пожалуйста, сделайте еще обзор полочников этой серии.

- 50 дБ +
#

Есть такие планы.

- 50 дБ +
#

На фото уши от Diablo Utopia торчат - объективно просится сравнение.

- 53.01 дБ +
#

спасибо за статью! И за тест Anorexia nervosA!! Могу ещё предложить для теста группу Epica. Это не такой экстрим. Больше,наверно,масштабные произведения - сочетание металла с оркестром и хором! Если по альбомам,то более интересны The Divine Conspirasy (2007) и The Quantum Enigma(2014).

- 50 дБ +
#

Спасибо, послушаю, если понравится - попробую купить. В тяжелом жанре что то давно откровений не было, последняя приятная находка (но далеко не новость) - Esoteric. Только не железо, а музыкальный коллектив.

- 53.01 дБ +
#

тогда начните с The Divine Conspirasy! Надеюсь Вам понравится!

- 50 дБ +
#

Esoteric 2011 года Paragon of Dissonance просто шедеврален - думаю композиция Non Being хорошо подошла бы для тестирования аппаратуры.

- 50 дБ +
#

Вопрос, как называется материал покрытия, поклеенный за колонками? Хочу у себя так же сделать

Спасибо

- 50 дБ +
#

На стене позади акустики звукорассеивающие панели, так называемые skyline diffuser. Изготавливаются из дерева, путем приклеивания деревянных брусков одинаковой толщины, но различной длины на фанерный лист. Так же изготавливаются из пенопласта. Размеры каждой панели - 60х60 см. Размеры брусков зависят от рабочей частоты диффузора: чем ниже эта частота, тем больших размеров бруски и наоборот. Панели по углам - акустический поролон.

- 53.01 дБ +
#

Там видимо какой-то специальный пенопласт, т.к. отражающие свойства обычного пенопласта крайне малы.

- 50 дБ +
#

Не пенопласт, а EPS (Expanded Polystyrene) - пенополистирол.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо

- 50 дБ +
#

1.Anorexia Nervosa — The September E.P. / Listenable Records POSH075

Ради спортивного интереса заслушал у себя в сетапе, каши тоже нет, но и злее играть моя акустика тоже отказалась !

Покажу фотку, как доказательство.

Кстати, тест на "кашу" я использую сидишку альбома Die Apokaliptischen Reiter.



- 50 дБ +
#

Имхо Anorexia Nervosa еще по-божески записанный блэк метал - не Dimmu Borgir, но на порядок лучше 95% остальной блэчины.

- 50 дБ +
#

Согласен ! У самого есть несколько тестовых треков с трэшем и металлом.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.