Масштабный проект домашнего кинозала: 31 канал, 4 сабвуфера и поддержка 3D-звука

Масштабный проект домашнего кинозала: 31 канал, 4 сабвуфера и поддержка 3D-звука

Кинотеатральные системы подобного масштаба встречаются редко, и дело тут не только в общем масштабе идеи и реализации, но и в экспериментальном, если можно так сказать, подходе. Многие владельцы домашних кинотеатров, пусть даже и дорогих, обходятся схемами типа 7.1 и вполне довольны результатом. В нашем же случае основной упор был сделан не только на качественном кинотеатре как таковом, но и кинотеатре, рассчитанном на все самые современные системы пространственного звучания, такие как Auro-3D, Dolby Atmos и DTS X, более того, на возможные апгрейды в будущем.

Предыстория

Строили кинотеатр в отдельном помещении на последнем мансардном этаже просторного загородного дома. Изначально помещение использовалось в качестве кинотеатра, где все было сделано намного проще, и к тому же очень давно: система порядком устарела и под поставленные задачи едва ли подходила. Пришлось переделывать абсолютно все: от акустической обработки, до системы кондиционирования. В результате на площади около 70 квадратных метров разместилась система со звуковой схемой, состоящей из 31 канала, дополненных четырьмя сабвуферами.

Несмотря на большую площадь кинозала, в нем установлено только пять кресел — таково пожелание владельца

Строительные работы заняли три месяца, затем начался монтаж и настройка техники. Если в сроки включить проектирование и закупку техники, то проект «от и до» занял около года.

Помещение и отделка

Дизайнер на стадии планирования должен был сконфигурировать пространство таким образом, чтобы обеспечить максимальный объем комнаты и не нарушить технических требований к звуковым свойствам помещения. Была подобрана темная, не конфликтующая с изображением, цветовая гамма отделочных тканей, спроектирована схема освещения и конфигурация потолка, опять же в сочетании с некой внешней эстетикой и звуковыми свойствами.

В помещении можно заметить одну необычную деталь: за экраном и за креслами с аппаратной стойкой есть технические помещения, где по углам размещены 4 сабвуфера. Казалось бы, странное решение. На самом деле это никакие не помещения в прямом смысле, а только легкий каркас, обтянутый драпировочной тканью, так что элементы, похожие на стены и опоры, в данном случае таковыми не являются и, что гораздо важнее, — никаким существенным образом не влияют на звуковую картину.

Один из сабвуферов, размещенный в «техническом помещении». По-настоящему, то, что кажется стенами, отделяющими это помещение, на самом деле каркас, обтянутый снаружи тканью

Звуковая обработка, вибро- и шумоизоляция, подобранные поглощающие элементы — все проектировалось под конкретный кинозал и прошло объективное тестирование различными измерениями на месте. Визуально оценить это невозможно: все спрятано за тканевой обшивкой, однако получить представление о результате в целом позволят просмотр и прослушивание.

Техника

В кинозале звуковая схема собирается в сумме из 31 канала, если судить по усилению для ВЧ и СЧ/НЧ. Самой же акустики немного меньше, да и процессор позволяет обрабатывать максимум 24 канала, используя при этом разные схемы с запараллеливанием в том числе. Физически же в зале установлено 28 акустических систем и 4 сабвуфера.

Вся техника поместилась в аппаратной стойке и ее не стали куда то прятать — постоянный свободный доступ есть к передней и задней панелям

Как и предполагают форматы Auro-3D, Dolby Atmos и DTS X, акустика, не считая сабвуферов, располагается на трех уровнях: 13 акустических систем на первом, нижнем уровне, 11 — на верхнем и 4 канала представлены встраиваемыми потолочными АС.

Вся колонки — из линейки JBL Synthesis. Частично расширенные фронтальные каналы и центр используют работающие в би-ампинге JBL Synthesis SK-3300, он дополнены двухмодульной акустикой, состоящей из рупорной ВЧ секции JBL Synthesis 2-SAM1HF и басовой секции JBL Synthesis 2-SAM2LF.

Экран, часть акустики и опять же, стены и колонны за экраном — только каркас и ткань

Верхняя линия фронтальной акустики собрана из трех колонок JBL Synthesis SAM3HA. Тут стоит сделать отступление и упомянуть одну интересную деталь. Эти три колонки для оптимального эффекта нужно было закрепить и направить определенным образом. Для крепления использовались регулируемые в двух плоскостях телевизионные кронштейны Wize Pro — по два на каждую колонку. А так как кронштейны эти использовались отнюдь не по прямому назначению, их конструкция была дополнена специально сделанной виброразвязкой в каждой точке крепления.

Нижний уровень боковых и тыловых каналов — это шесть акустических систем JBL Synthesis S4Ai. Верхний уровень — восемь штук JBL Surround 8320. Потолочная акустика — еще четыре колонки JBL Synthesis S4Ai. И остаются четыре пассивных сабвуфера JBL 4645C.

И инсталляция используется как встраиваемая, так и корпусная акустика

Теперь усиление. Для слаженной работы всей акустики потребовалось пять семиканальных усилителей JBL Synthesis S7165, а для каждого из четырех сабвуферов установлено по одному усилителю Crown XTi 1002, выдающему киловаттную мощность в мостовом режиме.

Мозгом системы стал процессор Datasat RS20i, пожалуй, один из самых прогрессивных аппаратов в этом сегменте на настоящий момент. Как включены акустические системы и раскладываются каналы в зависимости от формата, расписывать не будем: даже сокращенная схема займет половину листа, но на практике получается поддержка входных сигналов Dolby True HD 7.1, DTS HD Master Audio 7.1,Dolby Atmos 7.1.4 и 9.1.2, Auro 3D 11.1. Постобработка в вариантах Dolby Atmos 7.1.4 и 9.1.2 делает 15 каналов и 4 сабвуфера в первом случае и 20 каналов и 4 сабвуфера — во втором. А в случае использования Auro 3D 13.1 задействуются 31 канал и 4 сабвуфера, что по мнению авторов проекта, дает наиболее реалистичную и объемную звуковую картину.

Планшет выполняет роль пульта. Установлен в специальной док-станции

Источников в системе несколько: мультиформатный проигрыватель Oppo 103D, Apple TV, Nemo TV, спутниковый ресивер GS U510, Ultra HD Blu-ray Panasonic DMP-UB900.

За изображение в системе отвечает 4K проектор Sony VPL-VW1100ES, а проецируется изображение на 171-дюймовый экран Vutec SilverStar 3D-P.

Управление, питание и коммутация

AV-системой управляет контроллер Bitwise Controls, вместо пульта использован Apple iPad с установленным и настроенным программным обеспечением. Для планшета предусмотрена удобная поворотная док-станция со встроенной зарядкой производства Launch Port. Управление светом в кинозале сделано на основе системы Lutron GRAFIK Eye. Для защиты по питанию применены компоненты Furnan — стабилизатор P-1400ARE, сетевой фильтр PL-PRO DMC E и источник бесперебойного питания F-1500-UPS E.

Слева — компоненты системы освещения и управления светом. Справа — акустика верхнего уровня

Для подключения всей акустики использован кабель DAXX 12 GA, а для подключения сабвуферов — DAXX 10 GA.

Из системы кондиционирования и вентиляции стоит выделить одну существенную деталь — корпус сплит-системы (потолочное крепление в данном случае использовать не представлялось возможным) был специально окрашен матовой серой краской так, чтобы при просмотре кино на корпусе не появилось ни единого блика. Это отлично характеризует, с каким вниманием к мелочам был сделан проект.

В зале установлено пять моторизованных кресел производства Home Cinema Hall. Три в первом ряду и два во втором — для него на полу кинозала предусмотрен соответствующий подиум.

Перспективы и апгрейды

Хотя система в целом выглядит завершенной, в ней планируется ряд апгрейдов и доработок. Поддержки DTS:X у ресивера Datasat RS20i пока нет, но ее очень бы хотелось получить в будущем, и в перспективе такая возможность ожидается. Так же, при появлении технической возможности (чтобы получить 32-канальный аппарат), планируется установить в процессор еще одну плату расширения. Сейчас процессор поддерживает только 24 канала.

Потолочная встраиваемая акустика

Еще один апгрейд завязан на эквалайзер JBL Synthesis SDEC-4500 — он уже установлен в системе, но пока не задействован. Вместе с этим, вероятно, появится и еще одна пара потолочной акустики для поддержки схемы Dolby Atmos 5.1.6. Так же пока простаивает дисковый накопитель Synology RackStation RS815, который в дальнейшем будет работать, скорее всего, с компьютером Apple Mac Mini.

Кроме того, в перспективе возможна замена проектора на новую модель Sony VPL-VW5000ES.

Общий вид. Потолок со включенной подсветкой. Справа можно разглядеть окрашенный в серый цвет сплит системы кондиционирования

В целом, даже не учитывая будущие апгрейды, система производит сильное впечатление как по возможностям и реализации в деталях, так и просто по изображению, а в особенности — по качеству звука.

Проект выполнен инсталляционной компанией Ceniman.

76.81 дБ +

Комментарии

#

Интересно ! Сколько он стоит ?

- 50 дБ +
#

Гораздо интереснее- кто хозяин! Долой анонимность- фото и декларацию о доходах в студию!

- 42.22 дБ +
#

Извините, но это верх бестактности... Вы же не обрадуетесь если к вам на улице кто то подвалит и станет допрашивать, откуда машинка, пиджачок или еще что то там. Шариковские замашки - не то чем стоит гордиться.

- 63.01 дБ +
#
- 50 дБ +
#

Нет, там другое.

- 50 дБ +
#

31.4, а дальше что 56.12?) Чистый маркетинг. Стерео система такой же стоимости "разнесёт в пух и прах" данный дк по всем параметрам, даже при озвучивании кино.

- 40.97 дБ +
#

При личном совершенно однозначном предпочтении стерео-звука эти вещи нельзя сравнивать. Никак нельзя.

- 61.46 дБ +
#

Насчет сравнения стерео и многоканального ДК это как теплое с мягким сравнивать, а вот насчет количества громкоговорителей на такой площади и суммарная мощность действительно попахивают маркетингом. Систему без какого-либо ущерба для качества можно было-бы и упростить и удешевить, одновременно реализовав такие бытовые удобства, как минибар, машина для попкорна, подключение PC и возможность играть на большом экране с крутым звуком (заказчику последнего DOOM после прохождения пришлось-бы вызывать бригаду реаниматологов), поскольку в современных качественных играх звуку и его объему придается огромное значение. Не подключенный NAS тоже вызывает море вопросов (имей вы сколько угодно денег, некоторые фильмы можно найти ТОЛЬКО в сети, а с качественным документальным кино так вообще жесть (а я бы с огромным удовольствием пересмотрел несколько документальных шедевров). В общем и целом создается ощущение некоей "распальцовки" хозяина, без точного понимания зачем ему все это. Профессионализму инсталляторов однозначный зачОт: проект сложен и великолепно реализован.

P.S. решение с открытой стойкой и фальшстеной весьма понравилось, буду репу чесать...

- 50 дБ +
#

Хочется отметить, что мини бар в кинозале есть в первом ряду, что NAS сервер и Mac mini уже подключён , что усилители crown и сабвуферы выбирались по их идеальной совместимости и качеству баса ( в crown есть DSP с постпроцессом Bridge Subs,который помогает основному процессору, обрезает все ненужное), экран выбран такой по пожеланию заказчика, так как показывает как большой телевизор, особенно спутниковые TV трансляции, ощущение, что это не отраженный свет. В комментариях задавали эти вопросы.
Ещё немного .
Был просмотр Ultra hd контента, у него 8 фильмов на ultra hd blue ray , качество сумасшедшее, не хватает только HDR, Sony 1100 его не поддерживает, поэтому смотрят на возможную замену на 5000й

- 50 дБ +
#

ничего интересного в этой статье не нашел

Одни буквы и цифры

Причем цифры которые интересуют людей - их нет.

А все-таки какая цена? 20-30 млн руб

- 37.45 дБ +
#

Найдите подходящий объект и расскажите о нем так, как сочтете интересным. А мы посмотрим что и как у вас получится.

- 63.01 дБ +
#

Вы, наверное, перепутали stereo.ru с Lifinews или Экспресс-газетой....

- 53.01 дБ +
#

Судя по фото аудио-видео железо в текущих розничных ценах стоит около 250-270 тысяч долларов.

- 50 дБ +
#

Работу инсталляторов, дизайнеров, подготовку помещения, кондиционирование, освещение и т.п. вы никак не оцениваете? Качественный ДК куда больше, нежели простая сумма "железа", да и стоят эти работы подороже пресловутого железа. Цифра в 30 лямов кажется адекватной, но это дело заказчика.

- 50 дБ +
#

Просто удивительно, как глубоко у многих сидит внутренний "шариков". Комментарии полны желчи, зависти и злобы. Виктор, по-моему даже нет смысла реагировать.

Чушь про стерео особенно доставила

- 53.01 дБ +
#

Не стоит так заострять. По моему, это реакция на усиливающуюся тенденцию в последнее время роста разрыва в доходах немногих и основной массы населения. При этом всякие кризисы все время сталкивают средний класс вниз, он никак не может закрепиться в этом состоянии. И это по всему миру, не только у нас, но в России цифра разрыва в доходах работников и директоров в разы больше, чем в Европе. Большинство тех, кто высказывается, как "шариков", не может четко сформулировать свои претензии. А они достаточно простые: если эти люди столько зарабатывают, что могут позволить себе иметь такой кинотеатр в личном особняке, почему у нас в стране все время все плохо и катится вниз? Мы все выбираемся и выбираемся из бесконечных завалов, и все строим и строим экономику, которая сможет держаться не только за счет экспорта нефти. На глазах страна стала технологически отсталой и аграрной, и эта тенденция на мой взгляд только усиливается, и это при большом относительном количестве образованных и способных людей, которые такие этой этой экономике не нужны. Если эти люди, кто имеют такое кино дома, заработали такие деньги, закономерно подумать, что они талантливые и способные, но почему то поднять экономику так, чтобы всем стало лучше, они не могут. Одни только красивые обещания десятилетиями по телевизору. Поэтому возникает сам собой вопрос, кто они такие на самом деле? Заслуживают ли они иметь такое? Сразу скажу: я тут не поднимаю этот вопрос, не надо на него отвечать, я просто поясняю, почему такие вопросы возникают.

- 57.78 дБ +
#

Шариковщина говорите? А кинотеатр этот конечно же на даче уважаемого профессора смонтирован)))

Вобщем здоровая реакция нормальных людей в ненормальном государстве я считаю.

- 50 дБ +
#

А деньги могут быть только у профессора? Нездоровая реакция. Она была бы здоровой только в том случае, если бы это был дом чиновника или бандита. В противном случае это именно шариковщина

Кстати, ни в одной стране мира профессор, если он занимается только научной работой, не может позволить себе подобный кинотеатр.

- 50 дБ +
#

Ну если про шариковщину, то объектом нападок должен быть профессор Преображенский, занимающий восемь комнат. Не иначе. У меня вот сосед (профессор хирург), его давеча в виду реформы медучреждений сократили. Не до кинотеатров ему, даже комнат особо не заработал.

- 50 дБ +
#

Вообще я просто спросил о цене потому что интересно сколько стоит хорошо спроектированный и сделанный кинотеатр с новыми форматами и конечно больше хотелось бы посмотреть фильм там и сравнить с классическим 5.1 или 7.1 , стоит ли платить столько денег , сам хочу следующий строить на базе oppo 105d и anthem pva 7 c акустикой пока не ориделился , а что касается чей он и т.д. и т.п. мне вообще по барабану , а статья отличная ! Спасибо ! Люблю эту тему

- 50 дБ +
#

Приветствую Игорь,

Разброс цен на хорошие кинотеатры огромен и зависит от множества параметров: размер помещения, есть или нет акустическая подготовка помещения, предусмотрено ли управление светом, кондиционирование и вентиляция, количество каналов, уровень выбранной аппаратуры и т.п.

Например, данный проект для меня выглядит немного странно - в нем смешали дорогое и дешевое (объективно), а так же нужное и ненужное (субъективно). Например дорогую акустику JBL Synthesis разбавили профессиональными усилителями Crown и профессиональными сабами, которые формально классом ниже, чем их аналоги из серии Synthesis.

Лично мне не очень понятно чем обусловлен выбор дорогого экранного полотна SilverStar 3D-P с большим (я бы даже сказал гигантским) коэффициентом усиления. Такой экран хорош для помещений с существенной паразитной засветкой. В темных помещениях он только ухудшает изображение. Подобный искусственный прирост яркости если и нужен, то только для 3D, а для 4К изображения экраны с таким коэффициентом усиления лишь "размывают" четкость.

Хотя, конечно же, надо слушать и смотреть на месте.

- 60 дБ +
#

Усилители Crown и сабвуферы выбирались по их идеальной совместимости и качеству баса ( в crown есть DSP с постпроцессом Bridge Subs,который помогает основному процессору, обрезает все ненужное), экран выбран такой по пожеланию заказчика, так как показывает как большой телевизор, особенно спутниковые TV трансляции, ощущение, что это не отраженный свет.
Был просмотр Ultra hd контента, у него 8 фильмов на ultra hd blue ray , качество сумасшедшее, не хватает только HDR, Sony 1100 его не поддерживает, поэтому смотрят на возможную замену на 5000й

- 50 дБ +
#

Игорь,

Стоимость реализации домашнего кинотеатра/кинозала состоит из нескольких составляющих:

1. Стоимость проектирования - акустической обработки/черновой отделки, дизайн помещения, подбор оборудования.

2. Стоимость оборудования и его коммутация, монтаж и настройка - проектор, экран, АС, усилители, процессор и т.п.

3. Стоимость материалов для черновой и финишной обработки - брус, ткань, шумоизоляционные материалы, ковролин и т.п.

4. Стоимость мебели и аксессуаров - кресла, диваны, светильники, мрамор для барной стойки и так далее

Первый пункт +- недорогой, второй - может плавать в весьма больших пределах от возможностей заказчика и размеров его помещения. Третий и четвертый - это самая большая переменная, потому что можно купить диван в Икее а можно заказать моторизованные кресла из кожи неродившегося бронтозавра с вышивкой фамильного герба руками девственниц и инкрустированных бриллиантами.

Что касается сравнения 7.1 vs Dolby Atmos и целесообразности использования дополнительных каналов - то в Москве есть места, где это можно сделать. Есть шоурумы у специализированных дилеров, есть у дистрибьюторов.

- 60 дБ +
#

Ну это как с автомобилем)) Сколько стоит хорошо спроектированный и сделанный автомобиль для поездок по городу и на дачу? У каждого будет свой ответ - кто-то выберет Пежо, а кто-то Мерседес S-класса

- 50 дБ +
#

мне бы было интереснее видеть более приземлённые вещи: современный ДК (ATMOS/AURO) в среднестатистической гостиной. Я понимаю, что статья из области рекламной, но почему бы не развивать раздел в целом?


а то как в автожурнале про машины гольф-класса попадается статья про Роллс-Ройс

- 53.01 дБ +
#

Если говорить о приземленных вещах, то Атмос и Ауро в гостиной обычной квартиры - это, на мой взгляд, полнейшая утопия, т.е. как раз ничего приземленного.


По-моему раздел как раз развивается. Появились статьи по расстановке, акустической обработке, видео калибровке. Появились проекты. Это не может не радовать.


Из чего, кстати, следует, что stereo.ru - это журнал об автомашинах гольф-класса, а не о всех автомобилях?

- 50 дБ +
#

Реализация кинотеатра в гостиной для воспроизведения Atmos/DTS:X/Auro неизбежно натолкнется на проблему расстановки достаточного количества акустических систем и способа их монтажа.

Если делать это на этапе строительства / капремонта, то можно использовать встраиваемые АС (если, конечно есть потолок который это позволяет). Если нет - то только отражение от потолка (такие АС поддерживает только Atmos).

Если же речь идет про модернизацию существующего 5.1 или 7.1 комплекта, то придется использовать только отражение от потолка.

Если существующий 5.1 или 7.1 комплект имеет боковые/задние каналы встроенные в потолок - это тупик и только размещение пары/двух пар АС для использования в качестве боковых/задних каналов имеет какой то смысл, но очевидно что прокладка кабелей и их размещение будет непростой задачей.

Таким образом, кроме как наличием либо пары-двух пар потолочных встраиваемых АС либо пары "upfiring" Dolby Atmos совместимых АС правого и левого каналов такие проекты от обычных 5.1 либо 7.1 проектов не отличаются.

- 50 дБ +
#

Все же для квартиры это не совсем целесообразно. Я даже саб не включаю, т.к. соседи не рады, при том, что сделана звукоизоляция...

- 50 дБ +
#

Может быть либо шумоизоляция сделана не очень хорошо, либо саб слишком громко играет? ;)

- 50 дБ +
#

В квартире все же есть ограничения по типу и способу шумоизоляции - я имею в виду толщину материалов и сложность конструкции, т.к. не хочется сильно терять в размере помещения.

- 50 дБ +
#

Будет свой дом, комната 44.2 м2 немного прямоугольная

- 50 дБ +
#

я так понимаю это не отдельная комната под кинотеатр, а гостиная?

- 50 дБ +
#

Да так и есть хочу совместить

- 50 дБ +
#

Обычно для более правильного начала работы любая серьезная инсталляционная компания кроме чертежей также поинтересуется бюджетом на реализацию. И не надо пугаться, и избегайте шаблонных фраз и терминов типа "мне не надо чтобы совсем круто, надо что то среднее" или "не очень дорого, но хорошо по соотношению цена качество".

У людей из индустрии аудио-видео свои понятия о "серединности" качества, а уж по соотношению "цена-качество" комплект китайских колонок б.у. за 1000 рублей с самовывозом из Подольска бьет все рекорды.

Что касается вашего помещения, то построить там серьезный кинотеатр не выйдет в силу наличия стеклянной боковой стены, которая не может быть использована для размещения в ней или на ней АС. Кроме того, ставить между мебелью и открывающимися частями стен (то есть на проходе) отдельностоящие АС - это фактически смириться с тем что рано или поздно их кто то уронит.


- 53.01 дБ +
#

За то вполне возможно построить компромиссный лайфстайл кинотеатр 5.1

- 50 дБ +
#

Да даже 5.1.4 можно построить, если потолок опускается на достаточную для встраиваемой акустики глубину, но есть вопросы к зоне прослушивания - на данный момент на чертеже скорее обеденная зона нежели ориентированная на просмотр ТВ гостиная.

- 50 дБ +
#

Да нет не обеденная зона , мягкая мебель будет другая , на против где обазначен ТВ будет 3-ех местный диван а по бокам 2-ух местные или тоже 3-ех местные


- 50 дБ +
#

Да, комментарии радуют.

Но надо сказать, что проект - отличный! Получилось очень интересно. Не уверен, что туда будет уместен 5000-й Сони - уж очень он яркий!

А в остальном, что акустика, что компоненты - просто супер. Ну и вся звуковая обработка тоже!

Так что спасибо за статью!

- 50 дБ +
#

Это какое-то безумие уже!

И да, где бюджет? (бюджет какой-нибудь области, или небольшой страны...)

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.