«Бегущий по лезвию 2049»: восьмидесятые навсегда

«Бегущий по лезвию 2049»: восьмидесятые навсегда

В прокат вышел «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел знаменитого научно-фантастического фильма Ридли Скотта «Blade Runner» и новая веха в фильмографии режиссера Дени Вильнева. Только два этих факта, кажется, обязывают к просмотру, тем более отзывы критиков в большинстве своем очень лестные. Некоторые, например, считают, что Вильнев превзошел самого Скотта, а «Blade Runner 2049» не просто «безупречный сиквел», а работа, приближающая массовый кинематограф к настоящему искусству. Другое дело, в мире, где новые фильмы выходят так же часто, как рождаются и умирают, сложно не утратить объективность и не скатиться к банальностям в рассуждениях о настоящем искусстве. Поэтому мы, как обычно, не примеряя на себя маски серьезных критиков, постараемся поделиться впечатлениями и ответить на один-единственный вопрос — смотреть или не смотреть.

В своих интервью Вильнев неоднократно упоминает научную фантастику в числе любимых жанров, обращаясь к которому и как бы выходя за пределы обыденности, он прикасается к божественному. Все мы помним его «Прибытие» — фильм, ставший и для зрителей, и для критиков настоящим откровением, поэтому ничего удивительного, что сценарий нового «Бегущего» оказался на столе у канадца.

«Blade Runner» (1982 г.) — фильм с трудной историей, который вызревал и пробивался к умам критиков и сердцам зрителей не один год. Люди 80-х совершенно не понимали, о чем, собственно, история Скотта. Только вспомните, какие ленты снимались в то время. Заявленный как боевик, «Бегущий по лезвию» вызывал зевоту своим замедленным темпом, претенциозными диалогами и вычурной театральностью. Критики сошлись во мнении, что невиданные до сих пор спецэффекты попросту компенсируют отсутствие содержания в фильме, который окрестили «откровенным провалом». И хотя изначально «Бегущий по лезвию» действительно провалился в кинопрокате, потом все-таки вырулил на рынке домашнего видео, обрел своих фэнов и спустя время был признан одним из лучших в заявленном жанре. Именно под влиянием его атмосферы и образов киберпанка появились «Джонни Мнемоник», «Странные дни», «Матрица», «Искусственный разум» и т.д.

Фильм Вильнева, вопреки некоторым мнениям, нельзя назвать самостоятельным проектом на ровном месте. С первых же кадров понимаешь, насколько досконально был просканирован изначальный материал. События «Бегущего 2049» происходят спустя 30 лет, но этот мир остался именно таким, каким зритель увидел его в далеком 82-м, не познавшим еще технику Apple. Это будущее, но какое-то параллельное нашему актуальному временному континууму. Бог с ними, вечными сумерками и дождями, но даже автомобили и гаджеты в 2049-м все так же угловаты. Восьмидесятые навсегда!

Дени Вильнев, Ридли Скотт, Харрисон Форд и Райан Гослинг

Во избежание упреков в спойлерстве, пересказывать сюжет не будем. Даже актерам проекта присылали лишь часть сценария, который затем самоуничтожался специальным приложением. Но поверьте, там было что скрывать — сценарий получился грандиозным! Вильнев с умом распорядился свободой, предоставленной ему в том числе и Скоттом. Практически лишив фильм сентиментальной поэтичности первого «Бегущего» (сиквел гораздо брутальнее, откровеннее и мрачней), он замахнулся на нечто большее и выиграл. Конечно, не он один: действие на экране сопровождает саундтрек, написанный тремя композиторами (только представьте себе масштаб проекта), а глаз будоражит камера Роджера Дикинса. Остается лишь сожалеть о том, что Вильнев не приложил руку к последнему «Чужому».

Не являясь поклонницей Райана Гослинга отмечу, он сделал фильм. Тот случай, когда отрешенное выражение на лице с близко посаженными глазами (ох, которые еще и смотрят в разные стороны!) отлично работает на образ фатально одинокого полицейского Кея. А там еще много кто. Например, преданная подруга героя. Правда, это уже нечто совсем эфемерное, как воспоминание. Но свое ли? Она ведь даже не андроид, а проекция из электронного устройства.

Людей почти не видно, но не человечнее ли их сами андроиды? Вообще, в «Бегущем по лезвию 2049» получилась интересная галерея воплощений искусственного интеллекта — как множество переотражений в зеркале. И каждое из них — со своей душой и рефлексией, своей персональной любовью и волей выбора. Даже у 3D-проекции из гаджета.

Вильнев, избегая лобовой ностальгии, снял по-хорошему ностальгичное кино, когда с нетерпением ждешь появления Харрисона Форда, но он совершенно не заслоняет остальных персонажей. Или образ Рэйчел, робким мерцанием оттеняющий обилие крепкой, напористой обнаженки. Или интрига уровня отцы и дети, которая держит в напряжении до самого конца.

Произведение искусства, пусть даже и не близкое нам по духу, от ремесленной поделки всегда отличает послевкусие. Не так важно, что вы испытываете во время просмотра: чувства могут быть совершенно разные — от горячего интереса до усталости или легкого раздражения (оно, кстати, касается довольно нелепого образа Джареда Лето, которому, скорее всего, уготовано что-то значительное в следующем продолжении)... Здесь очень важно выдержать паузу. Несколько часов, возможно, вечер или ночь. Дождаться, наконец, нового дня — тихого, осеннего, серебристо-белого. Определенно, в этом сезоне «Бегущий по лезвию 2049» — фильм с самым ярким послевкусием.

71.46 дБ +

Комментарии

#

Настолько противоречивые отзывы о фильме. Смотрел на тытрубе обзоры. Один критик поругал картину за "стабильного" Гослинга, другой критик ругает за отсутсвие сюжета и т.п.

- 50 дБ +
#

О-о-о...

Заинтересовался...

- 50 дБ +
#

От таких фильмов пищать могут такие же андроиды и репликанты, как в этом "шедевре"... Мир скатывается в синтетическое болото...

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Constantine_Baidan #

смотри ежика в тумане

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ежика обижать не надо... Гениальный мультфильм. Особенно для тех, кто не погряз в возрастных стереотипах. А то есть сейчас масса персонажей, которые сами себе в зеркале не улыбаются и без восхитительных штанов жизни не представляют... Отчасти можно понять, среднестатистический "офис" калечит человека необратимо и ему уже мало что доступно, кроме пятничной попойки, воскресного шоппинга в молле и скабрезных шуточек в курилке.

А вот что еще интересно - один из выдающихся пластов литературы второй половины 20 века - научная фантастика. Но экранизации со смыслом по пальцам пересчитать можно. И ведь читывая современные кино-технологии такое снять можно было бы! Но нет. Оно не нужно. Потому что там даже на фоне космических спецэффектов нужно думать. А обывателю думать лениво, ему нужно чтобы "самэц" (становящийся постепенно более корректным во всех смыслах, но не теряющий своей сути) обязательно набил морду всем плохим парням, спас одновременно хорошенькую самку и картинно ее чмокнул с заходом на то, что зритель додумает пожевывая попкорн.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

в древнегреческой драматургии все так и было и никаких к ней претензий

Упреки к голливудским постановкам имеют тот же провинциальный генезис, что и презрение к майклу джексону или другой международной величине в устах любителей русского рока, которые носятся с своим "смыслом в текстах" как с писаной торбой.


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Нас от древнегреческой драматургии отделяет приличное время и немаленький такой наработанный культурный пласт. Не вижу причин для однозначного "равнения".

Не готов спорить ни о Джексоне ни о русском роке - ни то и другое не попадает в сферу моих интересов и к знатокам я себя причислять не могу. Разве что речь была об оценке по критерию количества продаж?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

ничего нас не отделяет, люди те же самые

Я мог привести в пример вместо Джексона концерт Леди Гага или еще кого-нибудь высокотехнологичного. Можно это все не слушать, но слаженность и профессионализм коллективной работы заслуживает безусловного респекта. И дело не в продажах или гонорарах. Мне хоть в десять раз больше денег дай, я не сниму Блейдраннер. И никто здесь не снимет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Профессионализма я не отрицаю, это факт. И размышление было направлено не на конкретный описываемый в статье фильм, а относилось к противопоставлению ежиков... Профессионализма в том же Терминаторе полно, а если посмотреть на смысловую содержательность то у писателей-фантастов можно найти куда как более глубокие размышления о возможном развитии цивилизации и прочих вещах. Но Терминатора то в большинстве своем любят не за размышления, а за покатушки на всяких колесных средствах и пальбу из шестиствольного пулемета. Что само по себе не отрицает качественную составляющую проделанной съемочной командой работу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

меня не беспокоят мотивы народной любви к теминатору, я вообще никак не рефлексирую на темы падения нравов.

если кто-то не уважает пальбу в кино, он легко может включить своего ежика в тумане. я лишь только это и напомнил, что не так?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

В таком ключе - все так. Если не противопоставлять. И рефлексирование здесь совсем не про нравы и уж тем более не про падение.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Соглашусь, хорошей фантастики и не только много - снимай не хочу, но увы((

Читал в одной статье, что до 75% посетителей кинотеатров подростки из этого,

делаю неутешительные выводы о том почему снимают подобное кино. имхо


- 50 дБ +
#

Я, походу, слишком толерантен, мне не важно, о чем снято, мне важнее - КАК. А сиквел снят очень хорошо. In my humble opinion. Я, по крайней мере, "смотрел, и не осуждаю" (перефразируя классику юмора). Вот терпеть не могу вестерны, но True Grit смотрел с удовольствием. Ибо хорош. Майкла Джексона и Queen с трудом перевариваю, но признаю, что в своих жанрах - это вершина. Есть разница между "не нравится - значит г****", и "хорошо, просто не мое". Чисто ИМХО, на истину в последней инстанции не претендую.

P.S. Да, и обзор на фильм я тоже написал. И, по-моему, он чертовски хорош. Хотя тут я необъективен. ))

- 56.02 дБ +
#

Ничего не понял, что написали в тексте. Могли бы просто написать, хороший или плохой фильм

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @msd1 #

хороший

- 50 дБ +
#

До последнего ждат кто даст точный ответ "хороший" - "плохой". Размазали кашу -заняться не чем!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @chylz #

Мир-то не чёрно-белый всё же...

- 50 дБ +
#

Если о ежиках, то сейчас смотрю детский чехословацкий сериал "Приключения в каникулы/Она упала с небес", а-ля наша Алиса Селезнева. Отрывочно помню смотрел этот фильм в детстве. Кто из СССР - наверняка тоже его смотрели. Вот после таких фильмов хочется жить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Constantine_Baidan #

С девочкой Майкой ? Вещь ! А что получилось у Вильнева, посмотрим. Он вообще могет, но вот Прибытие я досматривал мощным усилием воли. Старый блэйдруннер мне кажется хорошим, но уж больно каким-то незатейливым, что ли, фильмом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Perry #

Да, с Майкой.

Сейчас для себя открыл детское чехословацкое кино. Вот еще "Как вырвать зуб у кита и исправить папу"...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.