32 битых

32 битых

Поздравляем, с некоторых пор наши любимые «24 бит» подросли на треть. Ожидать ли роста надоев и шерсти или это очередные маркетинговые тарахтелки? Рассмотрим 32 бита прямо в студии звукозаписи.

Коммерческих фонограмм, изданных «в 32-битовом исчислении», пока нет. Все хорошо расслышали? Не-ту.

Зато ЦАПов с 32-битовой разрядностью на всех углах — оптом, и в розницу, и на разлив. Например, ESS Sabre ES9018, Texas Instruments PCM1795 или Asahi Kasei AK4399. Все эти комплектующие успешно обкатаны в современных и уже не очень моделях для домашнего аудио. При этом, опять же, если мы заглянем на студию, то самые дорогие аналого-цифровые преобразователи по-прежнему будут иметь предел лишь до 24 бит/192 кГц. Но все-таки 32-битовое исчисление — полезная штука. Не знаем, как там в ЦАПе, а вот на этапе подготовки фонограммы частенько используется обработка данных с 32-битовой точностью. А иногда даже и 64. Как это работает? Начнем с финала.

Допустим, вы типичный издатель, чтоб, не дай бог, какой аудиофильский лейбл с занудным репертуаром. Обычная студия, которая готовит мастер к выпуску. Стандартный круг будущих носителей — CD, MP3 для веб-сервисов и винил. Как правило, для всех этих нужд хватает одного-единственного цифрового мастера в 24 бит/44 кГц. Де-факто на сегодня это финальный студийный продукт, которым оперируют в подавляющем большинстве случаев. Все, что выше, оговаривается по специальным заказам и встречается гораздо реже. Вам кажется 24/44 маловато? Да, частотка как у компакт-диска, но все-таки 24 бит дают более гладкое представление аудиоданных. По сравнению с CD такой файл звучит ну... не как небо и земля, но определенно плотнее, четче, с лучшей фокусировкой. Кстати, на ресурсах вроде HD Tracks или Qobuz вот именно такие 24/44 и предлагаются к продаже. Чтобы получить хороший результат на финальном мастере 24/44, инженерам звукозаписи имеет смысл позаботиться о некотором запасе.

«32 bit float» — т.е. 32 бит с плавающей точкой — вот как это называется в интерфейсе программных аудиоредакторов. АЦП может цифровать аналоговый сигнал максимально в 24 бит/192 кГц, но обычно звук записывают хоть и в 24 бит, но с более низкой частотой дискретизации, например 48 кГц. При этом каждому блоку данных аудиоредактор присваивает дополнительно 8 разрядов. По факту это не «настоящее», а виртуальное 32-битовое представление сигнала, они пока остаются пустыми. Зато потом на стадии микширования или редактирования эта «восьмерка пик» сможет пригодиться, пускай и не вся колода.

Например, вы сложили несколько дорожек. Или слишком бодро компрессировали амплитуду, чтобы разогнать громкость, и получили перехлест уровня выше 0 дБ. Для цифрового сигнала упереться в 0 дБ — это необратимый клиппинг, искажения, которые не отмотать назад. Так и было бы, если бы вы ворочали микс в родной 24-битовой среде. Вот здесь и приходят на помощь дополнительные 8 разрядов от звукового софта. Они дают необходимый «headroom», т.е. запас динамики, с помощью которого можно исправить ошибку — поправить уровень, более тщательно наложить эффект и т.п. Далее в самом конце все понижается в 24-битовый микс, а потом и в 16-битовый — для компакт-дисков и iTunes.

А как же наши двухпудовые ЦАПы, зачем же все это надо? «Опять обман?» — воскликнет читатель. «А что вам, собственно, — ответит редакция, — жалко, что ли?» За восемь лишних бит сверху денег не берут. А если когда и берут, то из-за колебаний валютного курса. Сладчайших вам прейскурантов и крепкой скидки в аудиосалонах!

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 8, 2014
66.02 дБ +

Комментарии

#

Тоже самое можно и про 24 бита сказать. Кому они нужны эти 24 бита в домашней технике? 16 бит дают 96 дБ динамического диапазона и этого хватает для любого домашнего применения.

- 50 дБ +
#

портится качество при перегоне в 16 с 24 битной записи, вот для чего нужны

- 50 дБ +
#

Качество гипотетическое. Почувствовать мы его смогли бы, что-то делая с записью, причем весьма радикальное.

Либо, если наш звуковоспроизводящий тракт здорово "рвёт" запись. Поэтому, если вы услышали разницу, то вы не золотоухий аудиофил, а незадачливый покупатель аппаратуры с кривеньким звуком.

- 50 дБ +
#

Кривенький звук возникает не у аппаратуры, а когда делают транкейт (т.е. отбрасывая младшие биты) на 16 бит без дизеринга - растут искажения, я не раз писал об этом, поищите. И даже с дизерингом под фонограмму хорошо бы еще подбирать его форму и характер постфильтрации, чтобы различия свести к минимуму, чем издатели уже вряд ли занимаются - конвертнули в лоджике и привет. Плюс очень плохо когда дизеринг делался более одного раза, а такое тоже случается

- 50 дБ +
#

Помоему дизеринг по большей части включен во всех современных редакторах априори, и большинство саундпродюссеров и шоуменеджеров просто не знают как это настроить. Но при этом они не знают и как это отключить.)))

- 50 дБ +
#

вот именно, что никто ничего знает, проект перекодирется по несколько раз как бог на душу положит, а ты слушай эту муть потом

- 50 дБ +
#

Муть? Даже если перегнать раз десять из 24 в 16 и обратно, то соотношение сигнал/шум по сравнению с винилом или пленкой будет просто шикарным.

- 50 дБ +
#

а зачем мне этот сигнал\шум?

я записываю живые выступления и оцифровываю винил, и могу потом лично убелиться в деградации, когда делаю из хайрезов 16-битные файлы

- 50 дБ +
#

Кусочек какой выложили бы как пример, так и этак. Прям вот разрывает с любопытства.

- 50 дБ +
#

ну таким тоном требовать - вам оно не надо походу

будет готов материал по теме, приведу и примеры

- 50 дБ +
#

Извините, честное слово не хотел, в смысле требовать. Посмотреть, что отваливается при конвертации хотел.

- 50 дБ +
#

на графиках почти ничего не отваливается, ну может уровень где-то на 0,2 дб, но фонограмма делается дубовой из пластичной

в изотопе я применяю фильтр с отвесной отсечкой - это лучшее что можно сделать из прочих вариантов

- 50 дБ +
#

еще больше захотелось на это посмотреть и послушать

- 50 дБ +
#

Вот тут годная статья про квантование. С хорошими примерами.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.