11 лучших саундтреков к играм, прекрасных сами по себе

11 лучших саундтреков к играм, прекрасных сами по себе

Саундтреки к фильмам и сериалам уже нашли свое место в фонотеках меломанов и коллекционеров, а вот музыке из видеоигр в этом плане повезло меньше: ее обделяют вниманием и, как мне кажется, совершенно напрасно.

Как дитя девяностых я очень много времени провела за видеоиграми. В пять лет у меня появилась SEGA Mega Drive, в девять — семисотый «Селерон», а в одиннадцать я познала мир интернета. Те видеоигры, которые попадались мне на заре моей юности, в основном цепляли чем-то неуловимым и неформулируемым. Но уж точно не сюжетом.

Повзрослев, я добралась до эмуляторов, до полноценных современных релизов, до классики игродела и хочу сказать, что раньше, к своему стыду, я совсем не придавала значения музыкальному сопровождению игр.

Видеоигры должны погружать в атмосферу, иначе они просто не удержат игрока. Для этого игроделы и разрабатывают особый увлекательный геймплей, сюжеты, тщательно прорабатывая персонажей и окружение. Для этого они совершенствуют графику и анимацию, физику, текстуры и структуры. Этой же цели служит и саундтрек. Он призван будто обнять игрока своенравным одеялом и утащить на какое-то время в этот самый выдуманный цифровой мир. То, что геймеры большую часть времени проводят в закрытых наушниках, нивелирующих влияние реальности, этому погружению способствует.

Игровые саундтреки все равно в первую очередь — приманка для игрока. Но иногда именно благодаря звуковому сопровождению определенные игры остаются в сердцах на долгие годы, а отдельные композиции становятся любимыми уже в отрыве от своей изначальной задумки, в отрыве от вселенной, для которой они использовались. Некоторые компании в дополнение к оригинальному саундтреку создают плейлисты из существующих песен, но правильным образом подобрать песни в плейлисте — тоже задача не из легких.

Здесь я хочу обратить внимание на саундтреки тех игр, которые прекрасны как в процессе, собственно, игры, так и отдельно от нее. Их можно без проблем поместить в плеер и наслаждаться. Что я и сделала.

1. No Man’s Sky

Выход этой игры и побудил меня заняться данной подборкой. Суть вот в чем: небольшая команда британских разработчиков решила устроить каждому персональный «Звездный путь», создав систему из 18 квинтиллионов планет с процедурно-генерируемым контентом. Между планетами надо перемещаться, стараясь попасть к центру галактики или просто исследуя миры. Британские игроразработчики для написания саундтрека обратились к другим британцам, к шеффилдским мат-рокерам 65daysofstatic, которые ранее были замечены за написанием, помимо полноформатных альбомов, саундтреков (к невыпущенным фильмам, правда, но это не так важно). Те согласились, выступили в прошлом году на презентации игры с концертом и абсолютно космической Supermoon, а уже этим летом, за пару дней до выхода игры, выпустили альбом с саундтреком, посвященным скитаниям, исследованиям и различным конфликтам, подстерегающим путника в далекой вселенной. Помимо отдельных композиций альбом содержит и многоминутные звуковые ландшафты, которые удивительным образом ложатся на недружелюбные пейзажи далеких миров. На пейзажи московских дворов, впрочем, тоже.

2. Bioshock

Вся серия игр Bioshock пронизана символизмом и атмосферностью. В них создан мир, возможно, не очень привлекательный, но настолько продуманный до мельчайших деталей, что его хочется есть чайной ложкой. Город, спрятанный в Атлантическом океане на километровой глубине, город, прикрытый облаками в небесах, — все эти утопичные конструкции окружены музыкой олицетворяющих их эпох. В Bioshock и Bioshock 2 это ар-деко и середина прошлого века, в Bioshock Infinite — двадцатые и «светлая американская мечта». Наверняка мое поколение, когда слышит «Beyond The Sea» Бобби Дарина или Джанго Рейнхардта, первым делом вспоминает подводный город и проплывающего между неоновыми вывесками кита, а «Will the Circle Be Unbroken» в акустической версии провоцирует видения домов, удерживаемых в небе дирижаблями.

3. Sonic the Hedgehog

Я очень предвзята: этот синий еж сидит в моем сердце уже почти двадцать лет. Саундтреки игр серии Sonic the Hedgehog, выходивших еще на приставках Sega Mega Drive, Genesis и Saturn, великолепно описывали то, что творилось на экране, и выжимали из звуковых чипов максимум. Но самое интересное (помимо того, что в разработке саунда одной из игр Genesis-эры принимал участие Майкл Джексон) началось в конце девяностых с выходом более мощных консолей. Команда Sonic Team прониклась вокальными композициями и пригласила рок-группу Crush 40 для создания тем персонажей, а вместе с ними Томою Оотани в качестве композитора и аранжировщика, и в итоге получила разнообразный саундтрек игры Sonic Adventure и Sonic Adventure 2. Да, не хватающий звезд с неба своей техничностью, но подходящий сюжету и цепляющий мотивами, текстами и тем самым разнообразием. Группа Crush 40 и сейчас поет песни во славу ежа и его друзей. Вместе с ними Оотани продолжает радовать своими инструментальными аранжировками в других играх серии, теперь уже с привлечением симфонического оркестра и немалой горстью заводной электронщины. Атмосфера «Шеф, все пропало!» ему удается убедительнее всего, на мой взгляд.

4. Machinarium/Botanicula

Чешская студия Amanita Design в 2009 году привлекла к себе внимание игрой Machinarium, в которой маленький, но гордый робот спасал из механических лап бандитов свою подругу, решая головоломки. У инди-игр есть одна особенность: если крупные имена в индустрии выстреливают за счет, собственно, крупности имени, красивой графики и громких обещаний, то поделки небольших студий становятся популярными благодаря такой неуловимой вещи, как атмосфера, и тому, что я называю «фишечкой». Иначе они просто не заинтересуют пользователя и затеряются среди однодневных одинаковых игрушек. В творениях Amanita Design, как показал успех Machinarium, есть и атмосфера, и «фишечка»: у них своеобразный сюрреалистичный дизайн и саундтрек, идеально подходящий истории. В Machinarium он местами напоминает чуть поломанные версии не самых кислотных треков Infected Mushroom с вкраплениями инди-ноток, а композитором выступил Томаш Дворак, известный как Floex. В другой игре студии, зеленой Botanicula, где герои спасают целую экосистему дерева, Томаш только помогал альтернативной группе DVA создавать звуковое оформление, и эта музыка отлично передает ощущение природной воздушности и той самой зелености.

5. Assassin’s Creed

Музыка авторства Джеспера Кида завоевала сердца слушателей после выхода игры Assassin's Creed II, повествующей о нелегкой судьбе простого итальянского парня Эцио Аудиторе да Фиренце. Инструментальные композиции с периодическими мелодичными фоновыми завываниями погружают во времена Леонардо да Винчи и отлично передают душевные метания главного героя и атмосферу эпохи Возрождения. Последующие игры серии тоже радуют звуковым сопровождением, но в каждой из них, насколько я помню, встречается немножко измененная, особая версия мелодии «Ezio’s Family» из второй части — а это о чем-то да говорит.

6. Fallout

Тут история та же, что и с Bioshock — замечательным образом подобранный плейлист. Композиции предъядерной эры в разрушенной постапокалиптической пустоши звучат до невозможности органично и атмосферно. Радио в Fallout 3, переключающееся между разными станциями во время путешествий, заслуживает особого внимания; даже есть специальный сайт fallout.fm, где это радио доступно онлайн. Мелодии, созданные специально для игр серии, тоже интересны: композиторы добивались лоу-файного звучания, стремясь передать ощущение той самой радиоактивной, израненной земли под ногами и вокруг игрока. В записи саундтрека для Fallout 3 и 4 участвовал симфонический оркестр, искусно обработанный местами практически до неузнаваемости.

7. Journey/ABZU

Медитативные, переливчатые и гулкие композиции, в которых солирует виолончель, сопровождают бессловесного странника в его путешествии по залитой солнцем пустыне с художественно утопленными в барханы древностями — это Journey. Другая игра, ABZU от тех же разработчиков, погружает в толщу океана и завораживает не меньше, во многом благодаря такому же обволакивающему саундтреку, что и в предыдущем их творении. Некоторые мелодии напоминают отрывки из тем замков в третьих «Героях», но стилистика этих оркестровых композиций, конечно же, совершенно другая: не побуждает сражаться, а приглашает расслабиться. Иначе такие игры, пронизанные недосказанностью, неспешностью и красотой, восприниматься и не могут.

8. Silent Hill

С саундтреком из игр Silent Hill композитор Акира Ямаока выступает на концертах (прошлой осенью даже приезжал в Россию), и сам этот факт уже говорит о цельности его мелодий. Это не просто дополнения к тягучему повествованию и тяжелому сюжету, но самостоятельные произведения, удачно оттеняющие безысходность происходящего. Инструментальные мелодии невозможно красивые — чего стоят спокойная, звонкая «Welcome to Silent Hill» или же темы персонажей. Вокальные композиции с участием Мэри Элизабет МакГлинн и Мелиссы Уильямсон тоже прекрасны: и тексты, и инструменты, и голоса сплетаются друг с другом волшебным образом, создавая особую атмосферу, а мной воспринимаются как легенды-истории.

9. Sunless Sea

На поверхности планеты что-то произошло, и викторианский Лондон решил скрыться под землей, разместившись на берегу Морря (стилизованное написание, а не опечатка). Это подземное Морре необходимо исследовать, следуя за своей «мечтой всей жизни» или же просто выполняя поручения адмиралтейства. Завораживающий квест с не менее завораживающим звуковым сопровождением, которое меняется от локации к локации, и именно музыка создает неповторимое ощущение мистики, метафоричности и неоднозначности сюжета. От одних композиций веет подземной сыростью, от других — фаталистичной разудалостью, а третьи и вправду нагоняют страх.

10. Command & Conquer: Red Alert

Весь саундтрек этой военной игры с «плохими русскими» (в сюжете Эйнштейн, стремясь предотвратить Вторую мировую войну, переместился в прошлое и уничтожил Гитлера, а бравый товарищ Сталин воспользовался моментом и попытался захватить Европу, а заодно и США — масштабный такой эффект бабочки) пропитан неотвратимой эпичностью и побуждает шевелиться, двигаться и жить. Для того, чтобы по-хорошему вскипятить кровь, мелодии из игр этой серии подходят идеально. Под марши вроде «Hell’s March» из Red Alert 2 отлично жмется штанга, например, и для пробежек она тоже хороша.

11. Need For Speed

И начну я не с серии Underground, посвященной стритрейсингу. Еще раньше (в 2002 году) вышла Need For Speed: Hot Pursuit 2, в которой EA Games использовала как вокальные рок-композиции, так и электронные инструменталки, очень органично звучащие в тандеме с рыком двигателя и дополняющие окружающие пейзажи. В Underground и последующих играх стилистика стритрейсинга заметно повлияла на саундтрек, где басовитый хип-хоп перемежался с шумной альтернативой, практически неотличимой от звука двигателя, но со своей задачей — погрузить в лихую и азартную гоночную атмосферу — такие подборки справлялись на «ура». Но и американский рок в Hot Pursuit II в исполнении Bush или Hot Action Cop если не будоражил, то как минимум радовал. К такой же схеме вернулись и в переиздании Hot Pursuit, которое вышло в 2010 году, только с более именитыми исполнителями вроде Black Rebel Motorcycle Club или 30 Second To Mars.

А есть ли в вашей фонотеке место музыке из видеоигр?

71.46 дБ +

Комментарии

#

этот на 1м месте должен быть

- 53.01 дБ +
#

Тут нет мест, игры расположены в порядке, близком к рандомному (:

А в World of Goo да, музыка шикарна, особенно на последних этапах. Но я бы ее не залила в плеер.

- 53.01 дБ +
#

Я имел ввиду в начале списка. в своё время наделал много шума, потому что написан не проф композитором.

в плеере крутилась достаточно долго. дело вкуса

- 50 дБ +
#

"рандомному"?)

- 50 дБ +
#

Иван, замечаю, что вы слишком щепетильно относитесь к незыблемости языковых норм.

Старую Ахматову тоже раздражал новояз "сколько время" вместо "которого часа", но сейчас всем на это плевать.

- 53.01 дБ +
#

Просто обидно, что сейчас все "бьют себя в грудь" и "кричат", что они патриоты, но свой родной язык совсем не уважают. "Кальки" и заимствования тоже надо уметь правильно использовать. Если в родном языке есть эквивалент зачем заменять его "калькой", да ещё и не правильной. К тому же, люди, работающие в средствах массовой информации должны владеть языком на профессиональном уровне.

- 50 дБ +
#

здесь вроде бы не кричат

- 50 дБ +
#

Одно из любимых моих слов. Очень отражает стиль жизни. И фонетически приятно.

- 50 дБ +
#

На первом месте должен быть Crysis от Hans Zimmer ^_^

- 53.01 дБ +
#

Не могу не согласиться =

- 50 дБ +
#

little big planet. любая из частей


- 50 дБ +
#

Bastion

- 50 дБ +
#

Мне в свое время очень нравились саундтреки у Unreal Tournament 2004. По стилистике очень похожи на Red Alert как раз. Энергия, мощь!


Обязательно хотелось бы упомянуть Джереми Соула, который написал просто шикарнейшие треки для TES 4 Oblivion.

А вообще. Огромная тема. Столько хороших саундтреков, что все сразу и не упомнишь.



- 53.01 дБ +
#

В моей фонотеке несомненно есть место для саундтреков к играм, а добавил бы я в список замечательную Мор.Утопия, всю серию The Elder Scrolls (особенно Oblivion!), серию "Готика", Sublustrum, Фобос 1953, да много чего ещё.

В играх порой встречается мощнейшая музыка! И по моему опыту такие игры и держат тебя дольше всего, надолго запоминаются.

- 53.01 дБ +
#

Red Dead Redemption, Red Dead Redemption Undead Nightmare

https://www.youtube.com/watch?v=klkWMkrO0pg

- 50 дБ +
#

Спасибо за интересную подборку, Алина, хотя далеко не во всех перечисленных играх я себя пробовал.

Мне очень стыдно писать эти строчки... Увы, почти в каждой игре меня пытались убить разными способами, иногда изощренно, поэтому времени особо анализировать саундтреки обычно не было. Иногда ловил себя на мысли, что играет приятная для слуха мелодия, но до разборок, кто автор, обычно не доходило. В спокойные атмосферные игры типа "попробуй догадайся" я тоже люблю... начинать. Припоминаю очень хорошие впечатления от музыки к играм "Фобос 1953" и "Sublustrum", так что присоединюсь к предыдущему оратору, но увы, я очень не люблю застревать намертво, а в каждой такой игре это рано или поздно происходило. Например, в "Фобосе" совершенно тупо застрял, хотя пробовал по новой много раз, не прошел радиоприемник. Даже с солюшеном. А пробовать наугад все комбинации у меня просто времени столько нету. Очень хотелось бы увидеть и услышать, что в этих играх было дальше, но видимо, не судьба. А так запомнился саундтрек к шутеру "Hard Reset": незатейливый металл и трэш, но очень задорно и в тему, да и сама игра в постоянной борьбе с грудой агрессивного металлолома произвела приятное впечатление. Никакой кровищи, и нельзя не улыбнуться при виде попыток какого-то мелкого робота хотя чем-то тебя достать, и как он потом от удара раскатывается на колесики и шестеренки. По моему, еще к "Сталкеру" иногда прилагались дивные мелодии, но они возникали нечасто, и авторов я тоже не узнал.

Не так уж и давно я открыл для себя, что музыка к фильмам и играм оказывается можно найти на трекерах и иных сайтах в графе OST. Сначала скачал сразу много с расчетом получить массу удовольствия и поностальгировать. Увы, оказалось, что 90% ее в классическом исполнении, что не мое определенно. Ямаоку я тоже слышал, по моему, и хотя фильм "Silent Hill" очень понравился, музыка такого сильного впечатления не произвела.

- 50 дБ +
#

Обалденная электронная музычка, да и игрушка очень заводная, хотя простенькая - jets'n'guns!



- 50 дБ +
#

Музыка из Сайлент Хил это ЧТО ТО!

- 50 дБ +
#

ЭТО нельзя было пропустить! OST "MAX PAYNE 2", end credits


- 50 дБ +
#

Silent Hill это конечно классика.

- 50 дБ +
#

Крутейший саундтрек был в игре Test Drive 5 и ещё в Dune на Sega и на PS 1.

- 50 дБ +
#

- 50 дБ +
#

Очень атмосферный и пугающий s-trac в игре Cold Fear, играл лет 10 назад в dolby-наушниках, ощущения круто до вздрагиваний и мурашек )))

- 50 дБ +
#

Все классные но ещо парочку добавлю .

Ps Machinarium хороший пример простой но очень атмосферной игры (но местами голову пришлось поломать)) ) если не играли рекомендую! А тем кто её уже прошёл рекомендую Fran Bow (музыка там не такаю атмосферная но игра тоже достаточно увлекательная).



- 50 дБ +
#

Как же можно было забыть про "The last of us", главная тема трогает проникает прямо в душу, не оставляя равнодушным никого.

https://www.youtube.com/watch?v=Y97u-U0nvJM

- 50 дБ +
#

Всколыхнуло то как народец! зер гуд!


- 50 дБ +
#

ни кто не упомянул саундтрек к кваку2! он даже был записан на компакте с игрой в виде вав? дорожки, т.е. сиди-ром диск играл в музплеерах. отличное самостоятельное муз издание, тяж мет!

- 50 дБ +
#

Из последних запомнился Ведьмак3


и Исчезновение Итана Картера.


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.