Marvel подогревала интерес к сольному фильму дружелюбного соседа Человека-паука еще с прошлого лета, с «Противостояния». Именно там появилась уже третья по счету киноверсия этого героя. Она разительно отличается от первых двух практически во всех аспектах, и это на самом деле хорошо.

Нынешний «паучок» (Spider-Man: Homecoming) заметно младше — актеру Тому Холланду 21 год, а его герою и вовсе 15. Питер самый обычный американский школьник, может, разве что слишком умный — и из-за этого в друзьях у него только такой же непонятый миром Нед, а где-то неподалеку сидит в одиночестве саркастичная (и оттого прекрасная) Мишель. У него, как у каждого обычного американского школьника, есть, конечно же, недостижимый любовный интерес — Лиз. Флэш Томпсон, который в прошлых фильмах регулярно валял Паркера по полу в школьном коридоре, сменил кулаки на язвительность и терзает уже не тело Питера, а исключительно душу.

Сам Питер, как ни странно, показан замечательно — самый настоящий подросток. Он импульсивен, энергичен, а его самооценка напоминает очень сильно сжатую по горизонтали синусоиду — переходы от состояния «я никто, ничто и никому не нужен» и «я всемогущ, я отнял щит у Капитана Америки, да кто они вообще такие» происходят чуть ли не мгновенно и по сотне раз на дню. Мир в его глазах еще выглядит по максималистски черно-белым, отсюда и острое желание навести справедливость везде, где только можно.

Примерно по такой же синусоиде скачет и мое отношение к фильму. С одной стороны, от школьных историй вроде «Истории Золушки» или «Дрянных девчонок» он отличается только тем, что школьник-неудачник — главный герой, то есть — по вечерам натягивает на себя спандекс и идет снимать с деревьев котиков. С другой стороны, сцены со спандексом-то хороши, хоть и занимают от силы четверть фильма. Костюм характер Питера практически не меняет, разве что немного язык развязывает. Школьник-гик и легкомысленный супергерой в исполнении Холланда — это действительно гармоничное, единое целое. Тот момент, где он, не снимая маски, сидит на перилах балкона, болтая ножками, и докладывает Хэппи о всех добрых делах, которые он совершил сегодня, вообще идеально его иллюстрирует.

Он — бета-версия «Мстителя», которая отчаянно хочет получить полноценный релиз. Он стремится доказать, что он молодец, он хочет, чтобы Тони Старк его заметил, похвалил, взял, наконец, не на «стажировку», а на полную ставку. Он не хочет быть на задворках, но хочет, чтобы его вклад в мир был важным.

Поэтому он, конечно же, в определенный момент наломал дров, наткнулся на Стервятника, который его пару раз сочно припечатал, испугался и решил самостоятельно разобраться с супостатом. И опять наломал дров. А потом снова решил самостоятельно разобраться с супостатом. Ближе к концу фильма это у него, конечно, получилось. Законы жанра — каким бы харизматичным и даже убедительным ни был злодей, победить он не сможет.

Стервятник в исполнении Майкла Китона, уже примерявшего крылья в «Бердмэне», получился, пожалуй, самым понятным персонажем в истории. Он примерный семьянин, который просто-напросто пытается обеспечить своих любимых. Да, не совсем легальным способом. Но какие-то внутренние правила и моральные установки у него есть, и он им следует. Как по мне, так он оказался одним из самых запоминающихся злодеев вообще во всей киновселенной Marvel, за исключением Локи. Потому, возможно, что его ментальность просто близка русскому характеру, который привык существовать по принципу «хочешь жить — умей вертеться»?

Другие взрослые персонажи фильма, которым уделяется немало внимания — это тетя Мэй и Тони Старк. Сразу предупреждаю: фильм — это все-таки не «Железный человек 4», как многие начали думать по трейлерам. Тони Старк появляется в фильме четыре раза и ненадолго, много внимания на себя не оттягивает, но в дуэте с Холландом смотрится правильно. В общем-то, в некоторых версиях история Человека-паука и начиналась с того, что он оказывался под патронажем Железного человека. Создатели фильма же использовали эту особенность оригинала для того, чтобы привлечь побольше аудитории: ради Дауни-джуниора в кино пойдут многие.

Тетя Мэй чудесна. Ее показывают чуть ли не реже, чем Старка, но ее появление — всегда бальзам на душу. Несмотря на то, что экранного времени персонажу Марисы Томей отведено мало, создателям удалось показать, какая она заботливая и очень «тетямэистая», несмотря на то, что не выглядит бабушкой.

Большую часть времени Питер все равно проводит в окружении своих одношкольников, и в эти моменты сценаристы и режиссер, кажется, постарались впихнуть как можно больше аспектов современной жизни. Здесь и игра «переспать-жениться-убить», которую школьницы применяют к «Мстителям» (все хотят сочного тела скандинавского бога), и засилье социальных сетей (о существовании Человека-паука люди узнают не из газет, а с помощью YouTube), и даже мемы — к примеру, о том, что Человек-паук нормально себя может чувствовать только в заполненном высотными строениями Нью-Йорке, а в частном секторе ему просто не за что цепляться паутиной. Стоящего на улице продавца хот-догов не удивляет то, что на соседней крыше стоит чувак в красно-синем спандексе — он прищуривается, вспоминает, что видел его на видео в соцсети, и просит парня в костюме сделать сальто назад. Парень, чуть стушевавшись, делает сальто, прощается и убегает по своим делам.

В общем, Marvel удалось нарисовать мир, который привык к этим супергеройским странностям, и добавить в него некоторые реалии мира нашего, настоящего. Причем несмотря на такую модернизацию, с оригинальным комиксом сюжет обходится достаточно бережно, и история в итоге остается простенькой, полной клише, штампов и предсказуемости. Но пара неожиданных, задорных и забавных сцен, вынудивших всхохотнуть, все же между типичными моментами затесалась.

Экшена не так много, как, например, во второй части трилогии Сэма Рэйми — где-то четверть или треть фильма. Но он сочный и разнообразный, он на полную катушку использует возможности созданного Старком для Питера костюма. Трюки веселые, Человек-паук гибкий, липкий и шустрый — как и должно быть. Но вот за что там 16+ — вообще не понятно.

Основное слово, которым хочется описать картинку — «сочный». Темных сцен практически нет — Питер перевоплощается в «паучка» еще при свете дня, а переодевается обратно с лучами заката. Только несколько битв происходят ночью, но изобилуют разнообразной подсветкой, и поэтому всматриваться в то, кто же кого в итоге бьет, не нужно. А дневной Нью-Йорк — это очень цветной город, с кучей мелких, но ярких деталей.

Самым интересным моментом стало то, что Sony, которой и принадлежат права на персонажа, умудрилась договориться с Marvel о сотрудничестве. Две крупнейшие студии смогли вместе создать фильм об одном из самых популярных супергероев современности, несмотря на то, что в течение нескольких лет перетягивали друг у друга права на него и отправляли друг другу адвокатов и волны исков. Это сотрудничество открыло Человеку-пауку дорогу в огромную киновселенную Marvel, и уж он там порезвится.

«Паучок» вернулся домой. Вот только дом за эти годы сильно изменился, и теперь он в нем далеко не хозяин, а так, один из гостей.

И его приветливо встречает Пеппер Поттс.