Яркие моменты дискографии Джона Колтрейна: от скромного сайдмена до скандального новатора-аванградиста

Яркие моменты дискографии Джона Колтрейна: от скромного сайдмена до скандального новатора-аванградиста

Сегодня 90 лет исполнилось бы Джону Колтрейну — известнейшему американскому саксофонисту, композитору, человеку, чье влияние на мир джаза переоценить довольно сложно. И к этой дате мы вспоминаем самые яркие моменты его обширной дискографии — альбомы, которые должен послушать каждый любитель джаза.

Дебютант: John Coltrane, «Coltrane» (1957)

Всегда любопытно посмотреть на портрет художника в юности. Колтрейн зазвездил с момента начала работы у Майлса Девиса. Вообще их связывало многое, включая взаимный мордобой, но именно знаменитый трубач дал Трейну пропуск в большой джаз. Также Трейн, ещё будучи сайдменом, отдавал свои композиции «боссам», и в частности, контрабасист Пол Чемберс записал его «John Paul Jones», «Nita» и «Just For Love», а квинтет Майлса Девиса — «Trane’s Blues».

Про обстоятельства создания дебютного альбома Луис Портер в объёмной монографии «Джон Колтрейн: жизнь и музыка» пишет так: «К 1957 году <его> репутация выросла настолько, что Боб Уэйнсток предложил ему контракт на запись нескольких альбомов… Первый альбом, названный просто «Coltrane», был записан 31 мая 1957 года и издан в сентябре. Надпись на обложке пластинки — «новая звезда тенор-саксофона» — показывает, что он быстро стал знаменитым, несмотря на негативные отзывы о его игре некоторых критиков и любителей джаза. Колтрейн серьезно отнесся к дебюту» (пер. с англ. М.Сапожникова).

Да, уже на первых альбомах Трейн показывает себя сложившимся музыкантом с характером. И к себе в команду он подбирает элитарных музыкантов: пианисты Ред Гарланд и Мэл Уолдрон, басист Пол Чемберс; также на дебюте звучит трубач Джонни Сплон, для которого эта запись вообще оказалась единственной в жизни. Сочиняет две новые пьесы: «Chronic Blues» и «Straight Street», которая, как считается, посвящена периоду отказа музыканта от наркотиков. Несколько месяцев спустя, в сентябре, создаётся единственный сольный альбом Трейна для лейбла Blue Note — «Blue Train». Редко у кого бывают настолько плотные дебюты: с яркостью заявив о себе в этот год, Колтрейн навсегда остался легендарной фигурой в мире джаза.

Сайдмен: Miles Davis, «Kind of Blue» (1959)

Трейн играет партию тенора на альбоме своего шефа и наставника Майлса Дэвиса. Этот альбом считается не только шедевром модального джаза, но и самой продаваемой пластинкой инструментального джаза вообще. Исследователь Эшли Кан в 2001 году выпустил целую книгу, посвященную созданию этого альбома, — «Kind of Blue: The Making of the Miles Davis Masterpiece» (несколько лет назад вышла на русском).

Музыка завораживает и кажется совершенно универсальной, на любой вкус. Исполнение безупречно: тенор Трейна гармонично сливается с альтом Кеннонбола и Майлса с его фирменным сипением. Тут же — барабанщик Джимми Кобб, пианисты Билл Эванс, Уинтон Келли и Пол Чемберс. «Сайдмен» здесь понятие относительное: хотя все пьесы авторства Девиса (и две — Девис/Эванс), на самом деле музыканты играют в определённом ладу (собственно, почему этот джаз и называют «модальный») то, что считают нужным. Ну и на концертах, соответственно, каждый раз — разное, так что все, включая Трейна, в той или иной мере — соавторы альбома.

Эта пластинка знаменита одной историей: первый винил оказался не в той тональности, мастер-ленту воспроизводили на неправильной скорости. В таком виде альбом выходил в десятках разных изданий, включая компакт-кассету и всю «пиратку», пока при переиздании 1992 года не установили, наконец, нужную скорость. Рекомендуем CD-издание 2009 года (B001KL3GZO) — 2 диска, полный альбом плюс студийные ауттейки.

Хит-мейкер: John Coltrane, «My Favorite Things» (1961)

В пику тем, кто считал его авангардистом, играющим не музыку, а «листы звука», Трейн записал альбом джазовых стандартов. «Мои любимые вещи» (мюзикл «Звуки музыки») он играет в размере 6/8, приправив мелодию индийскими мелизмами. Но как бы то ни было, «My Favorite Things» — один из самых продаваемых синглов инструментального джаза. Да и вообще этот пряный медитативный трейновский распев на сопрано хорошо освоен массовой культурой. Вспомните эпизод из голливудского блокбастера «Ванильное небо», в котором герой Тома Круза приходит на пати, а там — Колтрейн-как-живой на сопрано-саксофоне (его киношники вырезали из довольно известной телесъёмки).

Можно сказать, что Джон Колтрейн, придумав «интеллектуальный джаз», стал героем масскульта. Из серьёзных музыкантов такое мало кому удалось, разве что Луи Армстронгу и Майлсу Девису.

Рекомендуем переиздание лейбла Rhino 1998 года в симпатичном картонном диджипаке с окошком и новыми liner notes (8122-75204-2). Издание дополнено двумя бонус-треками: заглавная композиция, разбитая на две части под формат сингла. Любопытно послушать, как именно продюсеры пытались из заумного Трейна сделать инструментальную попсу, ведь у них почти что получилось.

Авангардист: John Coltrane, «Meditations» (1966)

Это еще одно «религиозное» творение Колтрейна — своеобразное тематическое продолжение шедевра «A Love Supreme», только жестче. Записано удвоенным составом: два контрабаса, два барабанщика, два саксофониста (второй — Фароа Сандерс). Последняя запись Трейна с вечными друзьями-соратниками: пианистом Маккоем Тайнером и барабанщиком Элвином Джонсом, который, кстати, выражал свое неудовольствие относительно параллельной, точнее, перпендикулярной игры с Рашидом Али, чья манера была для него непонятна.

Составы разведены по каналам. Первый трек, The Father And The Son And The Holy Ghost, начинается с грубого диссонанса, похожего на скрежет; дальше не так страшно, но тоже достаточно диссонансов и острых, колющих фраз. К счастью, совсем свободных, фри-джазовых фрагментов не так много, как, скажем, у Орнетта Коулмена. Хотя не для слабонервных, конечно. В довесок можно послушать сборник ауттейков этих сессий «First Meditations (for quartet)», выпущенный в 1977 году 12 лет спустя. Там играет только классический квартет Колтрейна — Джонс, Тайнер и басист Джими Гаррисон.

Культ: John Coltrane, «A Love Supreme» (1965)

Последний период творчества Джона Колтрейна — на лейбле impulse! (вероятно именно поэтому этот лейбл считается настолько культовым и влиятельным). «Импульсовский» Трейн — самый сильный, глубокий но для многих, увы, так и оставшийся непонятным. A Love Supreme — отдельная глава джазовой истории: опус магнум, «Улисс» джаза. Это своего рода личное обращение крайне религиозного Джона Колтрейна к Создателю: чуть ли не единственный альбом, в котором можно услышать «вокал» Колтрейна, где он бормочет заглавные строки «a looove supreeeeme» под остинатный контрабас Джимми Геррисона. Здесь же, в этом классическом квартете, — Маккой на фоно и Элвин Джонс на ударных. Стена звука и путешествие в Неизведанное. Остается лишь добавить, что Колтрейн умер в июле 1967 года, через два с половиной года после выхода альбома.

В 2000-е материал альбома переиграл Бренфорд Марсалис со своим квартетом, чем вызвал недоумение слушателей и недовольство пуристов. Сам Брен объяснил свое решение так: «Это очень сложная музыка, но мы должны были её сыграть. Даже мои музыканты говорили мне, что ничего не получится. Но я считал, тут проигрыша быть не может: даже если мы облажаемся как исполнители, благодаря этому материалу вырастем как музыканты». Недавно «A Love Supreme» переаранжировал (впрочем, крайне деликатно) и исполнил живьём со своим коллективом «Круглый Бэнд» российский виртуоз Алексей Круглов.

Спасибо, что живой: John Coltrane, «My Favorite Things: Coltrane at Newport» (2007)

Что бы ни говорили про студийные записи Джона Колтрейна, но концертники — это нечто особенное. Дело в том, что Трейн был настоящим перфекционистом: сначала он долго и тщательно сочинял, потом долго и тщательно репетировал. Политика лейблов, на которых он записывался, предусматривала репетиции, подготовку, отбор лучших дублей — никакого «панк-рока». Материал, который писал Трейн во второй половине жизни, был довольно сложным: такого до него не играл никто просто в силу того, что ничего подобного не было написано. Это вызов, как говорят американцы, сделаешь это — и перерастёшь себя. На концертах же пьесы обкатывались, получали новые прочтения и, конечно же, неповторимые соло Трейна — безумной неформатной длины, каждый раз — разные.

Поэтому концертники Джона Колтрейна в дискографии нужно иметь обязательно. Это просто другая музыка, другое агрегатное состояние. Тем более, записи есть вполне приличные, и эта современная CD-компиляция, суммирующая два выступления на джазовом фестивале в Ньюпорте, в 1963 и 1965 годах, — хороший пример, иллюстрирующий способность Трейна отлетать в неведомые миры самому и отсылать туда же слушателей. Музыканты — в ударе, публика явно тоже.

Рекомендую эту компиляцию 2007 года (B0009076-02), сделанную из концертных записей квартета Колтрейна на фестивале в Ньюпорте в 1963 и 1965 годах. Часть материала до этого выходила на New Thing at Newport, а длинная полная версия Impressions (23 минуты) впервые появилась только здесь.

75.56 дБ +

Комментарии

#

Волшебно! Спасибо, Александр!

- 53.01 дБ +
#

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Отлично! Спасибо большое!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.