100 вопросов о виниле. Часть 1: зачем нужен винил и с чего начинать

100 вопросов о виниле. Часть 1: зачем нужен винил и с чего начинать

Винил — один из самых непростых носителей. Посудите сами: пластинки бывают разного качества и степени «убитости» и требуют ухода, а проигрыватель совмещает в себе механическую и электронную часть, и тоже требует присмотра и настройки. Поэтому я решил сделать большой цикл статей, в котором отвечу на 100 вопросов о виниле. Для первых двух частей по десять вопросов задал мне @Andrey — новичок в этом деле, он живо интересуется винилом и порой подумывает обзавестись аналоговой системой. А дальше я буду смотреть на вопросы в комментариях к этим материалам. Итак, в путь!

1

— Я бы хотел начать наш разговор не с техники, а с философии. В чем смысл существования винила в современной реальности, действительно ли он дает что-то большее в сравнении с цифрой?

— Однозначно на этот вопрос ответить сложно, каждый сам для себя выбирает те параметры, по которым винил ему интересен или не интересен.

Сам носитель несовершенен — это факт, и разобраться со всеми вопросами, от выбора пресса, пластинки, ее состояния, до постройки своего, подходящего под задачи винилового тракта объективно сложно (слишком уж много неизвестных и переменных).

Для начала расскажу о своих приоритетах. В первую очередь это возможность приблизиться к первоисточнику насколько это возможно. За счет чего? За счет того, что многие записи из прошлого выпущены изначально на виниле. Конечно, кто-то скажет, что мастер-лента ближе, и ее копия, например, в DSD — это очень здорово. Конечно. Но сколько мастер-лент и их копий нам доступно? Очень мало. На фоне общего массива музыки 20 века эта величина практически ничтожна.

Намного больше записей, которые или в цифре не выходили вовсе, или были изданы так, что качество звучания CD-версии не выдерживает никакой критики. И это далеко не обязательно редкие альбомы, вовсе нет — примеры можно найти во всех жанрах. И переизданий никогда не будет, потому что в этом нет необходимости, это же не The Beatles или Pink Floyd в очередной раз переиздавать.

Коллекционер винила Энди Карти, известный как мистер Шруфф

Следующий момент — возможное качество звучания винила как носителя. Если построить приличный тракт, выбрать качественную пластинку, то можно получить объективно очень хороший звук. Впрочем, я не люблю споры о форматах как таковых: в моей системе прекрасно уживается и винил, и CD, и файлы с хайрезом. Но винил, даже при всем имеющемся несовершенстве, может звучать очень качественно. По моим наблюдениям большую детальность способна дать или пленка на 38-й скорости, или цифра высокого разрешения. Но тут мы возвращаемся к тому, что огромному количеству записей прошлых лет в хайрезной цифре просто неоткуда взяться. В виде сохранных мастер-лент тоже, многое безвозвратно утеряно.

Также некоторым нравится тактильно-визуальный процесс собирания и воспроизведения пластинок. Почему бы и нет? Интересное хобби! Кто-то выискивает редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям — своего рода коллекционирование. Ничего дурного в этом не вижу. Что такое азарт поиска и те же аукционы, я и сам прекрасно знаю. И хотя не могу причислить себя к азартным людям, понимаю, найти интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены — очень даже приятно. Дальше можно найти еще множество причин интереса, но это уж личное дело каждого.


2

— Технику не покупают ради самой техники. Нередки случаи, когда человек сначала покупал себе пластинку, например, на концерте любимого музыканта, а потом уже решал приобрести и проигрыватель. Отсюда второй вопрос: исходя из твоего опыта и опыта твоих друзей, возможно ли вообще собрать фонотеку на пластинках, и какие трудности при этом возникают?

— Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил, или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Даже не в деньгах, а именно в понимании. Обычно первое, что делает человек, пришедший к винилу, — накупает всякого хлама. Причем происходит это совершенно бессистемно. А это на 90% деньги, выброшенные на ветер.

Второе, что меня очень удручает — вечное нытье о трудностях покупки чего-либо в других странах. Хотите покупать в Москве? Готовьтесь или переплачивать (я встречал случаи, когда переплата требовалась и в 20-30 раз), или покупать мусор. Да, интересные предложения бывают и тут, но редко. Даже если речь идет о самых ординарных пластинках, то и они часто расходятся по своим. Я, например, не размещаю объявлений, когда прореживаю фонотеку. Просто рассылаю списки по почте некоторому количеству знакомых. Соответственно, я знаком с коллекционерами, у которых можно приобрести что-то дельное за адекватную цену. Но это все чаще непубличные процессы. Встретить на массовых площадках объявления о продаже хороших пластинок в достойном состоянии и по адекватной цене — большое везение. Найти хорошего продавца, у которого можно покупать регулярно, а не разово — тем более. Впрочем, такие продавцы есть, только одни из них продают немного и больше по своим, другие же предпочитают сдать весь ценный «улов» магазинам, а там будет совсем другая цена.

Бразилец Зеро Фреитас — владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей

То, что продают магазины — чаще всего или очень дорого, или хлам. Увы, так сложился наш рынок: много десятилетий пластинки издавались и ходили по миру, а у нас был железный занавес и мизерные поступления винила, которые к тому же запиливались паршивыми советскими проигрывателями. Эту специфику нужно учитывать. Вот что точно у нас стоит приобретать — издания классической музыки на «Мелодии». Пожалуй, это единственный пример, когда в нашей стране можно купить пластинку за 100 рублей, в то время как в мире за нее готовы отдать подчас в десятки раз больше.

Чтобы дальше погрузиться в процесс поиска, нужно изучить, каким был первопресс и последующие переиздания, благо информацию можно найти в сети.

Если же говорить о покупках — здесь перед вами открыт весь мир: поисковые, платежные системы, переводчики для тех, кто не дружен с другими языками, помогут решить массу проблем. Даже российская почта сейчас работает гораздо лучше.

Покупка на вторичном рынке — всегда лотерея, но выиграть в нее можно. Исследуйте рейтинги продавцов, обращайте внимание на качество описаний, насколько заявленное совпадает с увиденным. А главное — не бойтесь задавать вопросы. Рано или поздно вы обязательно найдете свой круг продавцов, с кем-то подружитесь, и уже станет значительно легче. Так же как поможет и круг коллег по увлечению - это и обмен информацией и например, то, что покупка в одном магазине пластинок на несколько человек позволит сократить расходы на пересылке, и снизить риски - стопку пластинок проще надежно упаковать чем одну-две, стоимость пересылки на каждую пластинку будет ниже, да и коробка покрупнее менее вероятно потеряется.

С новоделом и магазинами все проще: есть масса сайтов, на которых можно заказывать современные пластинки. Выбор действительно огромный, пакуют хорошо, отправляют быстро. Только в отношении новодельных пластинок надо понимать, что не все они одинаково полезны. Когда на виниле издается калька с цифры, я бы предпочел купить файлы для скачивания. Однако не стоит верить на все сто громким жалобам аудиофилов, все не так плохо: и сегодня выпускаются очень качественные, полностью аналоговые издания.

Мой интерес охватывает далеко не все жанры, но если раньше из новодела я заказывал пяток пластинок в месяц, то сейчас столько всего интересного, что купить и десятую часть нет никакой возможности. Случается и такое, что в 21-м веке музыканты выпускают альбомы исключительно на виниле. Да и коллекционную составляющую никто не отменял, но вот чего бы я точно делать не стал — так это гнаться за буклетами с красивыми коробками, а тем более дисками с картинками. А купить пластинку, пойти с ней на концерт, подписать у музыкантов — дело хорошее!

Практический совет. Где посмотреть и поискать пластинки и информацию о них:

discogs.com — очень большая база, каталогизатор и торговая площадка;

В поиске статистической и прочей информации подчас бывает очень полезным сайт popsike.com;

ebay.com — в комментариях не нуждается, как и Amazon. Стоит помнить, что в разных странах ebay разный, и продается там не только новодел, но и старые издания, выставляемые самыми разными продавцами;

Для тех, кто интересуется японскими изданиями есть смысл изучить работу посреднических компаний, например injapan.ru — без подобных сервисов сложно получить доступ к тому, что продается только на внутреннем рынке и за пределы страны не высылается;

В России актуальны площадки объявлений на hi-fi.ru и на Avito, но кроме них можно найти массу сайтов и сообществ;

А вообще, магазинов и тематических сайтов настолько много, что перечислить даже малую их часть не представляется возможным. Дальше это уже вопрос личного поиска, и так же не стоит забывать, что нередко начинать стоит с сайта лейбла, выпустившего издание, если речь идет об изданиях новых или относительно недавних.


3

— Какие типы пластинок бывают, чем они различаются и влияет ли их тип на то, как она играет?

— Пластинки делятся по многим признакам. Когда-то все начиналось с 78-оборотного шеллака. Сейчас подобными пластинками или просто балуются, или же занимаются серьезные коллекционеры и ценители старой музыки. Такие пластинки с редкими записями и в хорошем состоянии могут стоить очень дорого — несколько тысяч долларов за пару редких блюзов. Но звук несовершенен, состояние подчас плохое, плюс эти пластинки требуют особого обращения, начиная с ухода и чистки и заканчивая воспроизведением. И дело не только в том, что на большинстве проигрывателей нет 78-й скорости, а в том, что и головки-тонармы, и прочая техника там требуются особые. И это, увы, не единственная проблема.

Цветной винил выпускали даже на «Мелодии»

Дальше можно поделить пластинки на моно и стерео. Здесь нужно учитывать модуляцию канавки (горизонтальная она или вертикальная), что очень важно при выборе головки для воспроизведения. Однако этот критерий относится скорее к прошлому, зачастую ни о чем не говорит обывателю, но имеет значение для коллекционеров старых записей, а также тех, кто эти записи оцифровывает и реставрирует.

О размерах пластинки. 12-дюймов — это стандарт на сегодня. 10 дюймов — чаще старые моно-пластинки. 7 дюймов — сингл с одной композицией на стороне. А 16-дюймовый шеллак у нас так и вовсе мало кто видел вживую.

Скорости воспроизведения — сейчас это 33,3 и 45 оборотов. Если есть выбор, то 45 лучше, даже если издание стоит дороже. Но чаще выбора нет. Про 78 оборотов я уже сказал, а пластинки со скоростью 16 оборотов — большая редкость, и выпускали на них обычно не музыку, а обучающие курсы или другой разговорный контент.

Толщина пластинок — тоже относительная величина. Стандартные 140 грамм ничем не плохи. Если 180 — пусть будет. И даже 220. Только по новоделам среди «тяжелых» пластинок лично мне коробленные попадались чаще, чем среди пластинок обычных.

Цвет винила предпочтительней черный. Впрочем, и на цветном или прозрачном виниле встречаются отличные издания. Пластинки же с картинками (Picture Disk) обычно звучат плохо. Но их чаще не слушают, а коллекционируют.


4

— Все знают выражение «заезженная пластинка» — это все же аналоговый носитель. Насколько просто ее испортить? Может ли ее испортить плохой проигрыватель, и насколько проигрываний она рассчитана? И вообще, расскажи о сроках хранения в обычных условиях.

— Испортить пластинку довольно легко: уронить, поцарапать, запилить изношенной или неправильно настроенной иглой. А совсем старые или шеллачные пластинки можно даже разбить.

Но при всем этом носитель не так уж и уязвим, как кажется. Возраст на него не особо влияет — я несколько раз слушал 100-летний шеллак у коллекционеров. У меня есть подборка винила 1956-61 годов, который попал в продажу из архивов маленькой американской радиостанции. Пластинки были вообще неигранными. Конверты внутри истлели, пластинки пришлось помыть, но звук у них отличный и сам по себе, и в сравнении с цифровыми переизданиями этих альбомов.

Даже при самом аккуратном обращении на подобных проигрывателях, особенно оснащенных пъезо-головками, пластинка проживет намного меньше, чем при использовании проигрывателей классом выше

Сколько проживет винил, зависит от владельца. Я видел случаи, когда только что распечатанная пластинка через час превращалась в мусор по причине неаккуратного обращения. Но также и видел пластинки, которые часто слушали, и они звучали как новые. Несколько таких пластинок досталось мне от отца — прослушиваний там десятки, и не на самой совершенной технике (но очень хорошо отстроенной). И когда ради эксперимента «заезженную» пластинку сравнивали с новой, из того же тиража, звук был почти идентичный. И не только звук, но и результаты оцифровок. Просадка в 1,5 дБ после полусотни проигрываний весьма показательна - на практике сложно так заслушать пластинку.

Так что долговечность здесь только вопрос аккуратности, правильного обращения и хорошо настроенного качественного проигрывателя. Подробно о настройках будет отдельный материал.


5

— Пластинки и правда нужно мыть? Даже вот если я обычный не аудиофильский пользователь, хватит мне их надолго, или готовить моющие средства? Если вкратце, то какой вариант будет хорош для новичков.

— Желательно. Все-таки канавка может забиваться грязью, особенно у старых изданий, когда начинают сыпаться бумажные конверты. Но не бумажная пыль самое страшное - существует весьма обоснованное предположение, что самая обычная домашняя пыль, содержащая в себе в том числе и минеральную составляющую, способствует износу пластинки и иглы больше, чем непосредственный процесс проигрывания. Тот, кто придумал вакуумную мойку, сделал отличный подарок всем ценителям аналогового звука и сильно упростил жизнь. Одной только щеточкой или подручными средствами с проблемой не справиться, а разница звучания грязной и помытой пластинки может быть очень существенной. Если фонотека в хорошем состоянии — без мойки можно обойтись. Если издания в основном новые, то надолго хватит лишь аккуратного обращения с ними. Во всех остальных случаях, так или иначе, вопросами ухода за винилом придется озадачиться.

Электровакуумные мойки для винила — наиболее распространенные аппараты в своем классе. Владея несколькими десятками пластинок без подобных изысков можно и обойтись, но для владельцев больших фонотек это необходимый прибор

Теме ухода за пластинками уже было посвящено несколько материалов на Stereo.ru, поэтому чтобы не повторяться, я приведу здесь ссылки на материалы, с которыми полезно ознакомиться:

Общие сведения о мойке пластинок;

Немного хитростей при обращении с проблемными пластинками;

Тест машинок для мойки винила, в котором кроме конкретики о нескольких моделях можно найти сведения о принципах и подходах, использовать которые можно даже для того, чтобы собрать свою машинку самостоятельно;

Тест моющих жидкостей, который опять же, можно рассматривать не только применительно к конкретике, но и в более широком смысле.

6

— Раритеты и старые пластинки, имеет ли смысл гоняться за ними, или это чисто коллекционные вещи. Т.е. если я куплю оригинальный диск 50-х годов, будет ли он лучше его репринта 90-хх или вообще 2000-хх, если я его просто хочу послушать, а не перепродать в будущем.

— Бывает по-разному. Вплоть до случаев, когда первый пресс — вообще бракованный. И звук здесь вторичен, важна коллекционная составляющая. Или тираж был крошечным, а пластинка считается интересной. Или пластинок было много, но это культовый диск. Вариантов очень много, лучше изучать историю предметно.

Что касается изданий и переизданий, обычно «водораздел» лежит между делением «до цифры» и «после цифры». Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов. Например, если первый тираж выходил в моно, хотя записывался альбом изначально в стерео, то звук стерео переиздания вероятно будет лучше. Это частный случай, но вообще, если выбирать между ранним стерео и моно, я лично предпочту моно-издание. Или более позднее переиздание. Чего стоит избегать, так это всевозможных квадро-версий, они обычно звучат посредственно, мне ни один приличный вариант не попадался.

Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» — издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками

Могу и из личного опыта привести примеры. Например, я хотел купить первопресс альбома Sonny Rollins «Saxophone Colossus». В идеальном состоянии цена получается внушительной. Я купил более позднее переиздание в состоянии нового. Сравнивали звук с первопрессом — разница в нюансах, ее вообще можно счесть несущественной. А разница в цене получилась раз в пятнадцать.

То же самое с альбомами Pink Floyd — слушаю я их редко (и так наизусть знаю), но для тестов использую. В коллекции первые японские прессы, когда-то обошедшиеся мне в 20-30 долларов. А первые английские оцениваются совсем другими цифрами. Разница в звуке есть, но не стоит, на мой взгляд, за нее платить. Хотя тут каждый решает сам — я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет весьма опосредованное отношение.

С современными («после цифры») переизданиями все сложнее. Как и что конкретно готовили, следует изучать отдельно. Что-то качественно перенесли с оригинальных лент и оно звучит лучше первопресса, а возьмешь другой релиз — там звука вообще может не быть. Изучать приходится конкретно каждое издание, единого рецепта, увы, нет.

В первую очередь советую настороженно относиться к массовым переизданиям, которые можно чуть ли не на полках «Ашана» встретить. Чаще всего такие пластинки по качеству звука годятся разве что для украшения стен. Но и малотиражка бывает иногда провальной. Так что одного-единственного правильного ответа на вопрос нет и быть не может.


7

— Если покупать пластинки «на вторичке», как понять, насколько изношен диск? Какие обозначения (классификация) есть, насколько стоит верить продавцу и как проверить его?

— Безоговорочно верить никому нельзя, мы же скорее о бизнесе говорим. Следует доверять проверенным продавцам, и то с оговоркой. И не только по рейтингу, я сталкивался с тем, что продавцы с крутым рейтингом присылали откровенный хлам. Особенно в этом засветились почему-то торговцы из Англии. В кулуарах слышал, что у некоторых вполне нормальным считается выставить на торги пластинку и если ее выиграл американец или европеец — выслать все, как положено. А если «русский Ваня» — то ему можно послать пластинку и в мусорном состоянии. Покупатель, мол, далеко, язык знает плохо, рад будет и этому. И мне потом такие «продавцы» возвращали деньги.

Впрочем, рынок глобализуется и профессиональные продавцы такие вещи себе не позволяют. И не следует бояться. Случаи надувательства скорее единичные, и они никак не перекрывают выгоды от дистанционных покупок. Сейчас более рискованными могут быть покупки пластинок у продавцов, которые распродают «коробки с дедушкиного чердака». Продавца тоже можно понять, если он пластинки разве что в руках держал, и проигрывателя у него нет, то и дать объективную оценку или описание издания он не может. Но при наличии риска можно иногда приобрести очень редкие вещи, и в том числе дорогие, за символическую цену. Иногда у продаваемой пластинки толком нет описания, одно название, да и то с ошибками, и только по фото можно угадать что это за издание.

Внешний вид пластинки может лишь отчасти указывать на ее хорошее состояние. Даже если не рассматривать случаи заводского брака, запилить пластинку не сделав видимых повреждений, например при неисправном проигрывателе, совсем не сложно

В сообществе профессиональных продавцов и коллекционеров больше распространена официальная классификация по Record Collector. При описании сначала дается состояние конверта, а потом диска.

SEALED. Запечатанный диск в заводском полиэтилене. В какой-то мере это лотерея, потому как диск может и приедет запечатанным, но за возможный брак пресса или покоробленную пластинку продавец ответственности никакой не несет.

MINT (MINT — 100%). Новая пластинка в идеальном состоянии, без поверхностных царапин и каких бы то ни было дефектов и искажений звука. Конверт и сопутствующие вложения (при наличии) также находятся в идеальном состоянии без дефектов.

NEAR MINT (NM 90%–100%). Практически идеальное состояние. Пластинка может иметь следы хранения, не искажающие звучание, возможны редкие поверхностные царапины, не влияющие на звук. Шумы в паузах практически отсутствуют. Конверт новый, может иметь незаметные потертости и помятости от хранения.

EXCELENT (EX 70%–90%). Пластинка в отличном состоянии, имеет следы проигрывания и легкие поверхностные царапины, не искажающие звук. В паузах может быть слышен незначительный песок. На конверте, как правило, есть трещинки, легкие потертости и помятости от длительного хранения.

VERY GOOD (VG 50-70%). Пластинка в хорошем состоянии, имеет следы многократного использования, без искажения звучания. Допускается наличие видимых царапин. Возможны редкие щелчки без заедания. На конверте допускаются потертости, незначительные надрывы, трещины без серьезных изъянов.

GOOD (GD 30%–50%). Пластинка в рабочем состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

FAIR (FR 20%–30%). Пластинка в плохом состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

POOR (10%–20%). Пластинка сильно изношена и не может воспроизводить запись из-за многочисленных царапин. Конверт сильно испорчен или отсутствует.

BAD (0%–10%). Пластинка не проигрывается, может иметь сколы. Данная позиция представляет интерес только для коллекционеров

Но эта классификация подразумевает, что продавец выставляет состояние пластинки по результатам ее полного прослушивания. Так делают далеко не все, многие используют обозначения, но выставляют их только по внешнему виду. И почти всегда пластинки не помыты. На практике же это означает, что вы можете получить и отслушанную, но немытую пластинку VG, которая после чистки окажется NM, так и то, что пластинка окажется хуже ожидаемого.

Но даже если учесть, что продавец ставит рейтинг по прослушиванию и моет пластинки, не факт, что у вас совпадет оценка — многое может еще зависеть и от технологии чистки и от используемого картриджа. Разные головки по-разному критичны к состоянию и различным типам дефекта пластинок.

А чтобы картина не была такой мрачной я могу привести собственную статистику. Плохими из моих приобретений оказываются только 2-3 процента пластинок, и то, половину из них можно отнести случаи, когда мне очень хочется добыть определенную пластинку, и я готов рискнуть, купить что-то наобум. Или речь идет об очень редких записях, которые появляются в продаже раз в несколько лет и ценны в любом состоянии, кроме непригодного для прослушивания.


8

— Существует ли какая-то зависимость между выбором проигрывателя и типом пластинок, которые я планирую покупать. Понятно, что есть скорость (например, 78 оборотов), отличается ли вертушка, которая играет шеллаковые диски или наоборот, подойдет ли старый проигрыватель новым пластинкам?

— Если не брать шеллак и 78 оборотов, думаю, что особой зависимости нет. Можно слушать современный эмбиент на кастомной сборке с роликовым Commonwealth в качестве привода. Можно слушать джаз или классику 57 года издания на современнейшем проигрывателе за несколько сотен тысяч долларов.

Проигрыватель Acoustical-systems Apolyt весит немногим меньше 400 кг, примерная цена — около четверти миллиона Евро. О том, существует ли аппарат более, чем в единственном экземпляре мне ничего не известно. Впрочем, и ценность столь весомых и сложных решений для достижения качества звучания несомненно подлежит изучению

И если типы привода — это скорее философия, то подбор головок и тонарма под определенные записи — это практика. И здесь есть две составляющие. Первая — техническое согласование. Выбор профиля иглы, исходя из возраста и состояния пластинок. Выбор тонарма согласно таким параметрам головки, как податливость, или наоборот, подбор головок под эффективную массу тонарма. Выбор тонарма, наиболее сочетающегося с типом и конкретной реализацией привода. Но это только формальная логика — есть еще и сродство по звуку. Все с ним, так или иначе, бьются, но это наша странная реальность — далеко не всегда формально по параметрам. Компоненты согласуются еще и по звуку. Впрочем, с теми же акустикой и усилителями история ровным счетом такая же.


9

— И собственно, перейдем к проигрывателям. Вот смотри, я совсем новичок, бюджет у меня средний, то есть могу взять и недорогую, и довольно дорогую вертушку, если пойму что в этом есть смысл. Поэтому сначала мне нужно разобраться в том, какие виды их вообще существуют. Какая есть основная классификация проигрывателей винила?

— Средним бюджетом распоряжаться сложнее всего. При маленьком толком ничего не купить, все равно решение почти всегда будет компромиссное, при большом — можно позволить себе ошибиться. Как и с любой другой техникой, цена проигрывателя далеко не всегда говорит о его свойствах. А от определенного уровня цена — это вообще не формальные свойства, а скорее черты характера. Во всем, начиная от функционала и звука, и заканчивая дизайном.

Поэтому прежде чем потратиться, нужно определиться, за какие же составляющие стоит платить в каждом конкретном случае, а за какие нет.

Надо понимать, что соотношение конструкции, функционала и стоимости у разных производителей очень разные. Но есть и характер. Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук. Если вам он и не нужен, а нужен звук ласковый, мягкий и убаюкивающий — все отлично. О вкусах не спорят. Но если звук нужен другой, как бы вы не переставляли тонармы и не меняли головки, характер динамики не изменится. Это я к тому, что свойства «стола» — конструкция, материалы, привод — некоторая константа для проигрывателя. Как хлеб для бутерброда — намазать и положить на него можно что угодно, но если хлеб белый, то он никогда не станет черным.

Попробовать классифицировать проигрыватели можно по многим критериям, но более всего распространена классификация по типу привода: пассик, прямой привод, ролик, ролик в сочетании с пассиком. Вариантов реализации множество, и если привод построен грамотно, то в слепом тесте вы скорее всего не отличите одно от другого. Да, каждый тип привода имеет свою характерную картину влияния на звук. Но это скорее стереотипы — при грамотной реализации разница будет в нюансах, и опознать конкретный привод будет очень сложно. Но учитывать тот же тип привода важно, подбирая все остальные компоненты, чтобы получить цельное звучание, а не разброд и шатание.


10

— Есть ли смысл гнаться за оригинальной конструкцией проигрывателя, или лучше предпочесть традиционный вариант?

— А какую конструкцию считать оригинальной? Есть масса проигрывателей, которые при внешне консервативной конструкции, внутри себя содержат необычные решения, подчас уникальные и дорогие. Или уникальные и дорогие, но скорее бесполезные — так тоже бывает. Тут и варианты развязки стола, и материалы стола и реализация привода и подшипника и материал диска. Тонармы с головками вовсе отдельная тема — масса проигрывателей продается в варианте конструктора, когда можно заказать стол, выбрать под него тонарм, подобрать головку. И это только механическая часть, мы не затрагивали вопрос коррекции, а фонокорректор — это необходимая составляющая тракта. Ориентироваться лучше на функционал, на конструкцию, на звук, подбирая все это под свои задачи и предпочтения. Как? Вопрос сложный, попробуем и с ним разобраться. Но это уже в следующей части.


продолжение следует...

Вопросы приветствуются, все отзывы будут систематизированы и в той или иной мере войдут в качестве вопросов или суждений (подлежащих обсуждению) в последующие части.

80.33 дБ +

Комментарии

#

Ура!

СПАСИБО!

P.S.

По вопросу №1 полезно добавить, что какова бы хороша ни была технология оцифровки и подготовки любого нового мастера с оригинальной ленты, не надо забывать, что за прошедшие "много" лет магнитная лента и оригинальный аналоговый микс / мастер явно лучше не становится...

По вопросу №3 - как определить используемую модуляцию канавки?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Предположительно - отталкиваясь от возраста и типа пластинки, от страны издания - прогресс то не везде был одномоментным. Но в любом случае это очень древние дела. Наиболее надежно - при помощи изучения пластинки при достаточном увеличении.

- 60.79 дБ +
#

Спасибо, интересно.

- 50 дБ +
#

Очень интересная статья! Познавательно, просто и не занудно, объясняющая все плюсы и минусы носителя. Читал с удовольствием, несмотря на то, что лет двадцать уже не пользуюсь винилом, как источником.

- 50 дБ +
#

Виктор, вот это круто!!! Наконец возможно виниловая тема на этом сайте перейдет из области домыслов, мифов и сказок от материально заинтересованных товарищей к конкретной реальности.

По вопросу № 9:

Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук.

Не совсем понимаю, почему исчезает динамика и "скорость" звука. Слабо натянутый пассик проскальзывает? Но тогда было бы уэуэуээууу, как бывало у советских магнитофонов "Электроника", а не "звук ласковый, мягкий и убаюкивающий". По моему, динамичность звука определяется немного другими параметрами, а не скоростью и равномерностью вращения пластинки. Нет, понятно, "подкрутил скорость и поживее запели", но разве это по канону стробоскопа правильно?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Про приводы, как и про другие особенности конструкций проигрывателей будет отдельная часть с подробным разбором и с примерами. Пока скажу, что все эти особенности звучания формируются очень слабо проявляющимися эффектами. Если "плывет" стробоскоп то это уже совсем плохо. Хотя иногда это нормально - например, некоторым роликовым аппаратам в силу специфики и привода и вообще конструкции, нужно выйти на рабочую температуру в определенных узлах, тогда все стабилилизируется. А эффекты "подпружинивания", подтягивания пассика - их по стробоскопу то не увидеть, но услышать специфику подачи динамики - можно. Это все выражено "чуть-чуть" или около, но это слышно, и на ряде записей это будет ощущаться критичным. Кроме того в виниловом тракте можно подобрать сочетание компонентов так, что некоторые недостатки будут взаимно нивелироваться, а можно и так, что наоборот, недостатки или особенности будут взаимно усиливаться. Это если коротенько, а подробно про это будет в следующих частях.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Понял, спасибо, буду ждать продолжения с большим интересом!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Сравните звук начальных Pro-Ject Debut Carbon с каким-нибудь недорогим Direct Drive, которые есть практически в каждом Hi-Fi салоне и все станет понятно. У каждого типа привода есть свои плюсы и минусы, просто вверх по ценовой лестнице компромиссов как правило становится меньше, та-же ситуация в принципе с любой аудиотехникой, особенно с АС. Просто в исходных плюсах вышеназванного Pro-Ject лучшая детальность, лучшая "сцена", он неплохо справляется с чем-то вроде Kenny G, но AC\DC звучит как "музыка для лифта", недорогие прямоприводные проигрыватели при хорошем ритме склонны наоборот упрощать звучание, нивелировать нюансы...

- 50 дБ +
#

Браво, Маэстро, браво! Огромное спасибо!

- 53.01 дБ +
#

Тракт Вертак AT-120, Голова Shelеer 201, фоник musical fidelity y90-lps, усь Nad 326b, ас Dali lektor 2. На что можно заменить фоник musical fidelity y90-lps в ценовом диапазоне этого тракта! Музыка в основном Рок 70-80-90.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @iLish30 #

Ваш вопрос не общетеоретического и не методологического свойства, вопрос этот сугубо практический. Поэтому логичнее задать его вот в этом разделе: http://stereo.ru/qa

- 60 дБ +
#

случаи с подвыванием винила чаще обусловлены не трактом, а нарушением эксцентриситета пластинки

внешне такую пластинку малоопытный покупатель не забракует, и только при воспроизведении будет видно, как тонарм немножко гуляет туда-сюда

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Про то, что делать с дефектами пластинок и прочими сложностями тоже будет потом и отдельно.

- 50 дБ +
#

Виктор Вы как всегда на высоте! Классная статья! (по теме пока вопросов нет , к сожелению тематику винила отложил в долгий ящик но за статьями буду следить с интересом, и может найду для себя ответы на пока не сформировавшиеся вопросы ). Но статья классна не только своим исполнениям но и идеей "100 Вопросов" и её можно развивать и в других направлениях (усилители, акустические системы, видео техника и тд) это будет интересно!

- 50 дБ +
#

Спасибо!!! Винил пока покупать не планирую, но если переклинит, буду в курсе, что и как)

Недавно понравился вертак Musical Fidelity Roundtable, хотел прикупить на досуге.

По потом убедил себя, что я все равно не разбираюсь, плохой это вертак или хороший, поэтому передумал.

Буду ждать продолжения, а пока у такой вопрос:

У меня имеются пластинки выпущенные в свое фирмой Мелодия, например Pink Floyd - The Wall. Они вообще нормально звучат? Или хороший виниловый звук только на фирменных буржуйских пластинках?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Поправочка, не "The Wall", а "Delicate sound of thunder ".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Это издание хорошо звучит

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Была когда-то такая пластинка. Звучала, насколько помню, лучше, чем средняя лицензия на Мелодии. А вообще Мелодия подчас выдавала очень приличный уровень звучания, особенно на пластиках с классической музыкой, которыми в первую очередь лейбл и ценен. Лицензионные перепечатки же обычно были хуже оригиналов.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо!

- 50 дБ +
#
Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов.

думаю, что правильнее было бы написать:

"ПО ДРУГОМУ"

я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать
дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет
весьма опосредованное отношение.

огорчили и очень утрировали

Простите.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

В числе прочих я дал одну очень существенную на мой взгляд рекомендацию - разбираться с каждым изданием индивидуально. Потому что нет общих рецептов в большинстве случаев - исключений из правил больше, чем самих правил.

Если огорчил - уж извините, цели угодить всем нет. Да и коллекционирование мне не близко. Ту самую пластиночку, на которой вертолет кружится, в виде очень хорошего пресса я вовсе когда-то продал... Музыку наизусть помню, переслушивать нет никакого желания. А вот купить несколько десятков пластинок с интересной мне классической или еще какой музыкой мне ближе, чем коллекционирование. Как расставите свои приоритеты вы - ваше личное дело.

- 63.01 дБ +
#

Виктор, очень полезный материал. и как всегда – радует подача)))

пы сы: терзает меня уже некоторое время, мутный вопросик, по обязательной/необязательной маркировке пятаков японских пластинок… что-то из условий очевидно, а что-то – нет. его сформулировать в этой ветке, или подождать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

Формулируйте конечно.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

собственно, вопрос про лого JASRAC (японское коллективное авторское общество). до недавних пор пребывал в полной уверенности, что знак в овале, или без – непременный атрибут каждого пятака, отпечатанного в Японии… не удивляет даже наличие лого BIEM (международное бюро обществ), поскольку JASRAC имеет членство, как Общество голосования. понятно отсутствие знака на контрактных пластинках, там про маде ин жапан, даже не вспоминают – пишут для кого сделали… а вот на чистейшей японской лицензии, отсутствие знака вызывает интерес, и явление не единичное.

и ещё: попался мне тут итальянский Chess High Fidelity без печати… записан гораздо лучше, чем я от него ожидал. если я правильно понимаю, его делали в 3-ю смену, мимо кассы?

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

3-я смена мимо кассы в Японии - вот очень сомнительно, на грани фантастики. Все таки не Китай... Может быть какие то технические причины, может быть специфика лицензии. Яблоки без маркировки мне попадались, но системно я причину не изучал - повода не было. Само качество издания интересовало всегда больше. Стоит попробовать поискать данные по изданию, возможно есть какие то каталожные описания, потом по номеру еще и картинки посмотреть, возможно они есть в сети.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

///3-я смена мимо кассы в Японии///

Вы неправильно поняли, Виктор. в той части вопроса, я спрашивал про пластинку, изданную Chess Rec. в Италии. на дискогсе фотография пятака с печатью, а мою обделили.

///интересовало всегда больше///

такая же фигня, но когда начинает прорисовываться какая-то система – становится интересно…

///Стоит попробовать///

я не ленивый. к сожалению, на сегодняшний день я исчерпал известные мне ресурсы… знаю, что Вы не испытываете предубеждения к японцам – поэтому и спросил.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

Тогда нужны фото конверта, яблока, все имеющиеся номера - как без этого?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

вечером будут.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Что-то я закопался ... на самом деле, пока перебирал, что сюда втыркнуть ... вопросы прибавилось (((решил, что слушал из вчерашнего. Часть фоток будут моими - часть из тырнета. За свои - прошу пардону (((

Реки Мавис и Красное Норво «Мы помним М. Бейли». P 1979 / USL-1901-JY / Вставить / без OBI.

Японцы даже не озадачились подчистить номер, который стоял в верхнем правом углу, амерского издания 65-го года.

Надпись по кругу:

СДЕЛАНО TEICHIKU RECORDS CO., LTD. НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ВЕЩАНИЯ КОПИРОВАНИЯ ДАННОГО ЗАПИСИ ЗАПРЕЩЕНО. ВСЕ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ВЛАДЕЛЬЦА ЗАПИСАННОЙ РАБОТЫ ЗАЩИЩЕНЫ.

Обратная сторона серьёзно отличается от амерской. Нижняя надпись по заднику ковера:

Y 1 800

Mendes Sergio & Brazil'76 в концерте. P 1973 / A & M Records GP-219 / Inner.

Надпись по кругу:

ВСЕ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ВЛАДЕЛЬЦА ЗАПИСАННОЙ РАБОТЫ ЗАЩИЩЕННЫЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ВЕЩАНИЯ КОПИРОВАНИЯ ДАННОГО ЗАПИСИ ЗАПРЕЩЕНО. MANUFAKTURED BY KING RECORD CO. LTD. ТОКИО. ЯПОНИЯ.

Нижняя надпись по заднику ковера:

Сделано в японии.


ANDRE и его RUMBA MAGICS «Золотая румба рапсодия». P unknown / Philips SFX-7100 / Gatefold / Insert.

Еще не вносил в каталог, но как понял, японские японцы переиграли Fabian Andre. И очень нефигово.

Надпись по кругу:

ВСЕ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЗАПИСИ И ВЛАДЕЛЬЦА РАБОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЗАПРЕЩЕНЫ. КОПИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИСПОЛНЕНИЙ И РАДИОВЕЩАНИЯ ДАННОГО ЗАПИСИ ЗАПРЕЩЕНО.

Здесь - только японец поможет ...

Ну, и без русских-народных - никак ...


Eagles "Hotel California". P 1976 / Warner Bros. P-10221Y / Gatefold / Poster / Inner.

Надпись по кругу:

Сделано компанией Warner Pioneer Corporation Japan. Лицензия от Electra / Asylum / Nonesuch Records, США. Все права производителя и владельца зарегистрированной работы Зарезервированная неавторизованная публичная трансляция. Копирование этой записи запрещено.

Надпись по заднику ковера:

P 10221Y p & c 1976 Electra / Asylum / Nonesuch Records. 962 North La Sienega Boulevard, Лос-Анджелес, Калифорния, 90069. Отдел Warner Communication Inc.

Smokie «Яркие светлые и задние аллеи». P 1977 / RAK Records ERS-80973 / Внутренний.

Надпись по кругу:

MFD BY TOSHIBA-EMI LTD. В ЯПОНИИ. ВСЕ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ВЛАДЕЛЬЦА ЗАПИСАННОЙ РАБОТЫ ЗАЩИЩЕННЫЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ВЕЩАНИЯ КОПИРОВАНИЯ ДАННОГО ЗАПИСИ ЗАПРЕЩЕНО.

Нижняя строчка: Сделано в Японии (ERS-80973)

пы сы: первых трёх, на дискогсе нет... исходя из попсика - на ибее, они не продавались.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

какой-то идиотский программ, сделал перевод без моего ведома(((

и исправить, не могу...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #
Здесь - только японец поможет ...Ну, и без русских-народных - никак ...

На обратной стороне крупно в центре слева от фото сначала катаканой написано название альбома "Golden Rumba Rapsody", потом список композиций и ниже название исполнителя "ANDRE and his RUMBA MAGICS".

Мелкое сделайте крупнее, прочту ;-)

- 50 дБ +

フィリップス・レコード - это Philips Records.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

про голден румбу, и я могу...

вот ето - пожалуйста)))


- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

ну, как бы - пятак не оставляет сомнений.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

Я ж написал, что именно это список 14-ти композиций на катакане, между названием альбома "Golden Rumba Rapsody" и наименования исполнителя "ANDRE and his RUMBA MAGICS", оранжевым цветом написанных катаканой же.

ゴールデン Go:ruden ルンバ Runba и т.д.

Для примера -

1-я Rumba Rhapsody

3-я, жёлтым написанная, - Cachito

На яблоке всё есть на английском же.


Я думал, что Вас интересует то, что внизу написано мелко-мелко или около значка Philips слева сверху.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

Теперь вы меня запутали - а в чем вопрос?

И автоперевод, пожалуйста, откажитесь - в виде кривого перевода ничего не понятно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

///Я думал, что Вас интересует то, что внизу написано мелко-мелко или около значка Philips слева сверху.///

на самом деле – спасибо))) единственное, что меня интересует по этой пластинке, так это год издания. хотя, и без подтверждения на конверте, с большой долей уверенности могу обозначить – 68-70.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

///Теперь вы меня запутали - а в чем вопрос?///


Виктор, что такого случилось, что Вы запутались? вопрос сформулирован выше, и я никаких непоняток не добавлял… Вы предложили выставить фотки и номера, для понимания сути вопроса. я, как тот “буриданов осёл” выполнил Ваше пожелание… перетряхнул кучу пластинок и времени. подобрал сбалансированный пул. нечитаемые на фотках надписи добавил для сути понимания вопроса, по собственной инициативе.


///И автоперевод, пожалуйста, откажитесь - в виде кривого перевода ничего не понятно.///


собственно, возникает вопрос: если я хочу использовать Ваши знания, зачем мне давать Вам кривую информацию? я капипастил английский текст, и три раза пытался редактировать несанкционированный перевод… кроме трабла вашего ресурса – других объяснений не вижу((( но, даже если так, смысловая ценность переведённого текста стремится к нулю, и никак не способна решить мой интерес((( ради чистоты эксперимента, повторю английские тексты по порядку номеров пятаков, опубликованных выше:
1. MADE BY TEICHIKU RECORDS CO., LTD. UNAUTHORIZED PUBLIC PERFORMANCES BROADCASTING COPYING OF THIS RECORD PROHIBITED. ALL RIGHTS OF THE MANUFACTURER AND OF THE OWNER OF THE RECORDED WORK RESERVED.
2. ALL RIGHTS OF THE MANUFACTURER AND OF THE OWNER OF THE RECORDED WORK RESERVED UNAUTHORIZED PUBLIC PERFORMANCE BROADCASTING COPYING OF THIS RECORD PROHIBITED. MANUFAKTURED BY KING RECORD CO. LTD. TOKYO. JAPAN.
3. ALL RIGHTS OF THE RECORD PRODUCER AND OF THE OWNER OF THE WORK REPRODUCED RESERVED. COPYING PUBLIC PERFORMANCE AND BROADCASTING OF THIS RECORD PROHIBITED.
4. Made by Warner Pioneer Corporation Japan. License from Electra/Asylum/Nonesuch Records, USA. All Rights of the Manufacturer and of the Owner of the Recorded Work Reserved Unauthorized Public Performance Broadcasting Copying of this Record Prohibited.
5. MFD BY TOSHIBA-EMI LTD. IN JAPAN. ALL RIGHTS OF THE MANUFACTURER AND OF THE OWNER OF THE RECORDED WORK RESERVED UNAUTHORIZED PUBLIC PERFORMANCE BROADCASTING COPYING OF THIS RECORD PROHIBITED.
вся фигня заключается в том, что смысловая составляющая всех пяти пунктов абсолютно идентична, и отличается лишь расстановкой словосочетаний в предложениях.
Виктор, на самом деле, я задавал этот дурацкий вопрос очень многим людям, и каждый из них говорил: не знаю.
вопрос снят.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

В автопереводе виноват какой то плагин в вашем браузере - у сайта таких функций никогда не было.

Год издания скорее можно найти на OBI, а не на самом конверте, туда же иногда переносили и номера, вместо лицевой обложки. Хотя на торце конверта номера обычно все же есть. В какой то мере опознать диск можно по японским каталогам, но мало у кого они есть, да и в них хватает пробелов.

Отсутствие логотипа JASRAC на яблоке явление не такое и редкое и его природой я не интересовался - цели такой никогда не было.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

на самом деле, я смотрю обихи...

из Мендеса, выше.


- 46.99 дБ +
#

Интересно и все по теме. Хороший старт, от которого можно двигаться дальше.

- 50 дБ +
#

Виктор, вы упомянули цветной и так называемый Picture Vinyl. Доводилось ли вам слушать так называемый Shaped Vinyl? Я знаю о существовании такового, но в руках не держал и не представляю, есть ли у него какие-либо особенности звучания. Понятно, что это "забавный артефакт" прежде всего. Здесь неплохая подборка

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vintagist #

Попадались когда то. Меня не заинтересовали совершенно. Звук может быть самым разным - зависит от того, как сделано. На совсем хороший я бы не рассчитывал, но если вдруг разница только в форме, а дорожки приходятся на те места, где обычная масса то с чего бы быть явному ухудшению?

- 60 дБ +
#

Хорошая статья для начинающих виниловодов. Ждем детального и подробного раскрытия тем) .

- 50 дБ +
#

Малюсенькие советы,с вашего позволения, для начинающего коллекционера винила.

1. Покупайте оригиналы. Если позволяет кошелек - первые пресса. Не ошибетесь. Любые виниловые переиздания по-определению лучше звучать не могут. Например, переслушал много переизданий на виниле " Division Bell "Пинков. Лучше первопрессной пластинки не звучит ни одно переиздание. Правда, 4 года назад пластинка мне обошлась в 20 тыс деревянных. Но. Стоит того. Или Nirvana "Nevermind". Отлично звучит только оригинал. Не заблуждайтесь!

2. Можно дублировать винил CD изданием. СD всегда звучит иначе. Можно получить удовольствие от прослушивания знакомой музыки по-другому.

3. Не жмоттесь. Винил стоит того. Если изначально жалко бабла,лучше винил вообще не коллекционировать. Аксиома. Нельзя экономить на тонармах,головах. Если сэкономите - непременно проиграете. Самое лучшее издание винила на проигрывателе с плохих тонармом и фиговой головой будет звучать многострадально.

5. Непременно выбирайте себе звучание манипулируя MC и MM головками. Звучание - совершенно разное. Выбирайте то,которое нравится больше.

4. На английских оригиналах всегда лучше прописаны низы,на американских - верхи. Нет правил без исключений,но это - правило.

Удачи,новичок!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Crimson #

Не нужно всегда слепо гоняться за первыми прессами. Все что угодно может быть с ними, и брак и плохо подготовленный материал и много других вариантов. Коллекционная ценность - да, ее никто не отменял. Ну а по звуку - бывает и так, что переработанные заново ленты хорошей сохранности дадут лучший результат.

Да и вопрос цены. Если рассматривать вариант вложения денег - тут есть о чем подумать. Тот же The Division Bell я покупал нескольким знакомым и в виде первого английского и в виде первого американского - была возможность сравнить (кстати, по ценам 4-летней давности вы "немного" переплатили). Но у меня как раз коробочное переиздание, как на фото выше. И за разницу в данном конкретном случае я не вижу смысла переплачивать, а с точки зрения содержания - однозначно выберу более полное издание. О музыкальных предпочтениях спорить не стану, это личное дело каждого. Практически же важно, что усредненно разные жанры стоят по разному. Не очень повезло тем, кто предпочитает рок музыку. Хотя везде можно встретить и редкие и дорогие пластинки.

Дублировать - конечно можно, и винилом, сравнивая разные издания и цифрой. Чем угодно на свой вкус.

Про английские/американские - нет никаких правил. Можно проводить параллели по альбомам, коллективам и лейблам, но не по странам.

Технические рекомендации пока не трогаю, о них еще будет возможность подробно поговорить.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Как можно перезаписать мастер-ленту,с которой писался оригинал? В интернете любой любитель может посмотреть как изготовляется винил. Мастер-лента одна на всех времена. Какой такой брак? Брак мастер-ленты? Так тогда как могут лучше звучать переиздания? Абсурд.Если мастер-лента для "Animals" Флойдов была утеряна,то все издания винила данного альбома звучат достаточно неудовлетворительно. Аксиома. И тут помогает отцифровка и CD издания данного альбома.Зачем гоняться за первопрессной пластинкой? Речь идет о оригинале,цена на который значительно ниже. Значительно. А качество заметно,повторюсь.заметно лучше любого переиздания винила( речь идет только о виниле, а не отцифровке). Про издания английские и американские и прочие. Какие такие лейблы? Есть четкое представление американцев и англичан о музыке. О мелодике. И лейблы тут не причем. Вы замечали,что японская.скандинавская, европейская, американская аппаратуры звучат по-разному? Тоже аксиома,простите.Извините,но ваши замечания приемлемы только для незнающего человека. Новичка. Не более. Не вижу смысла больше спорить. Понятно,что каждый из нас будет отстаивать свою точку зрения. Удачи!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Crimson #

Лента тоже понятие растяжимое, даже если она одна единственная, то и при нарезке лака могут быть разные огрехи и при изготовлении матрицы и при прессовке. Примеров не очень удачных изданий можно найти массу. Разные студии, разные заводы, масса технологических этапов и человеческого фактора. Потом, одно дело запись в моно и нарезка с лака с нее (а там тоже можно ручки подкрутить), другое дело - сведение. И дальше все прочие уже упомянутые этапы и процессы. Вариант, когда лента в стерео а пресс в моно дефектом считать нельзя, но особенностью - можно. Так что я бы не стал упрощать.

Представления о звуке? Ну очень абстрактное понятие, привязанное к развитию техники и культуры - оно во времени разное. И как будто нет американской техники, звучащей как европейская, европейской с американским характером, или японской с нордическим уклоном? Так что оперировать столь грубыми шаблонами я бы не стал... Даже если сравнить между собой характерный звук разных американских (европейских, японских) лейблов в одном промежутке времени то звук окажется разным. Странно, что приходится объяснять на пальцах столь очевидные вещи.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Crimson #
Правда, 4 года назад пластинка мне обошлась в 20 тыс деревянных.

Хотите - отдам за две (не распечатывал))) Я - старый солдат и не знаю слов любви )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Что-что "отдать" нераспечатанное? ;-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Вам тоже нужно?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Сначала хочу точно понять о чём речь? )

- 50 дБ +
#

Спасибо, в целом интересно, но хотелось бы услышать явных практических рекомендаций по построению системы (с чего можно начать и куда двигаться). Сейчас статья - это бальзам для сердец заядлых виниловодов. Лично я винилом не увлекаюсь, но из материала понял только то, что это будет очень дорого, и не факт, что хорошо.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

И это тоже будет. Этот материал - примерно одна десятая часть запланированного цикла, о чем вы могли бы догадаться из названия и из самого текста. Так что все обсудим. Но начинать нужно с осмысления азов и идей - без этого любые затраты будут похожи на разбрасывание денег и только.

- 61.46 дБ +
#

Вы смелый человек г-н Горбатов, если решили таки всколыхнуть такую "глыбу". Искренне желаю Вам удачи. Надеюсь в продолжении материала будет немного больше конкретики, касающейся аппаратных решений. И пожалуйста, не бойтесь задеть производителей, это мы платим им свои деньги за их товар, а не наоборот. Тем-более, что начинающим виниловодам жизненно необходимы какие-то опорные точки. Например минимальный бюджет, рекомендации по выбору конкретных моделей фонокорректоров и т.п. Спасибо, что взялись за эту огромную и непростую тему.

- 61.46 дБ +
#

Прекрасная статья! По вопросу 5 есть вопрос))) Очень часто сталкиваюсь с японскими изданиями,где на идеальных пластинках в состоянии минт в паузах слышен "песочек". Конверты идеальные.Такое впечатление,что пластинки и ни разу не проигрывались. На "яблоках" нет следов от неправильных попыток поставить пластинку.В общем идеальное состояние.Мойка обычной вакумной машинкой не помогает.У знакомых мне виниловодов 2 варианта. Вариант первый-пластинки эксплуатировались много,но на очень хороших аппаратах. И вариант второй из-за особенностей климата Японии на пластинках откладывается какая-то особая грязь,соль или не знаю даже как правильно определить название.,которую не убирает даже самая тщательная мойка.Я сам склоняюсь ко второму варианту,и вот почему.

Полгода назад купил редчайшую пластинку Владимира Высоцкого изданную в Японии,и она будучи в идеальном внешнем состоянии играет с "песочком" в паузах.Если ,предположить,что джаз может быть заигран до песка на очень хорошем проигрывателе,то как-то сомнительно,чтобы японцы заиграли Высоцкого до такого состояния)))))))) Вот в связи с этим у меня вопрос к Виктору. Что Вы думаете по этому поводу? Может ли помочь в этом случае ультразвуковая мойка пластинки? В случае с тем же Высоцким пластинка очень дорогая,чтобы экспериментировать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Совсем недавно 3 японские пластинки начала 80-х пришлось из-за этого помыть 2 раза, прекрасно отмылись до полного исчезновения песочка, с 1-го раза не получилось...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

хоть я, и не Виктор)))

///пластинки эксплуатировались много,но на очень хороших аппаратах.///

любая эксплуатация меняет цвет и структуру канавок, в результате – поверхность тускнеет.

///на пластинках откладывается какая-то особая грязь,соль///

плесень.

на самом деле, особенность японской пластмассы позволяет отмыть любую неубитую пластинку. ультразвук или пылесос – не важно… у пылесоса преимущество в том, что помимо непосредственной очистки канавок, он ещё наводит внешний лоск.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Ole #

Мыл и по 3 раза мыл.Машинка clearaudio. Ничего не помогает.Вот думаю может быть ультразвук.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Машинка с реверсом, на жидкости не экономите?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

не экономлю.мою в обе стороны.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Возможно пластинка слегка запилена в "аккуратных условиях" - бывает же так, что и владелец аккуратный, и хранится все правильно, и проигрыватель высокого класса, а головка настроена некорректно. И пилит.

Еще мне попадались пластинки, как раз японские, которые явно проигрывали по методике влажного воспроизведения, но смачивали чем то, что потом хорошо залипало. Не дистиллированной водой точно. Приходилось буквально отмачивать изопропиловым спиртом и мыть несколько раз. Кстати, а что у вас за раствор?

Ультразвук - попробовать то можно, но обычно после ультразвука приходится домывать на вакууме, а не наоборот.

Еще вопрос может быть в природе шумов. Паузы не всегда бывают столь информативны, чтобы отличить шум ленты от шума канавки.

Ну и вопрос подбора и настройки вашей головки - насколько она чувствительна к износу винила и как настроена?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я тоже читал,что после ультразвука надо перемыть на вакуме.Машинка у меня CLEAR AUDIO MATRIX, раствор оригинальный-купил вместе с машинкой целую канистру.

Проигрыватель VPI СКАУТ ,картридж ортофон рондо блу.Хочу кстати по Вашему совету заменить на каденза блу.Но износ не очень большой.Я в неделю могу послушать 1-2 пластинки.Не думаю что картридж запилен,звук меня устраивает,никаких проблем на хороших пластинках нет.Настраивал продавец из хайфай салона

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Скорее всего с головкой все нормально в плане износа, хотя конечно на 100 процентов никто не глядя не поручится. Рондо не самая критичная головка в смысле воспроизведения запиленных пластинок, а Матрикс - хорошая машинка. Разве что попробовать помыть пластинку не штатным составом, а раствором изопропилового спирта - иногда разница бывает. В остальном - предположения о природе артефактов прежние, вполне возможно что это и дефект пластинки. Издание мне не знакомо, поэтому сказать что то о его первоначальных характеристиках я вам не смогу.

- 50 дБ +
#

А помните песню - Снег кружится, летает, летает ?

Послушав её сейчас с пластинки, понимаешь, насколько богаче и натуральнее звук с винила ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @promtxt #

Тангенс...

Вот только стекло там на стойке, хоть и двойное - зря.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я сам долго сомневался ставить ли стеклянные полки, но супротив любимой супруги переть не решился, потому просто сделал хорошую виброразвязку каждой полки от стоек, мало того каждый из аппаратов стоит на пробковых прокладках под ножками, т.к. с шипами оказалось хуже ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @promtxt #

Да, учитывая WAF, надо быть очень аккуратным в "расчётах"...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.