Максимум минимума. Сравнительный тест полочной акустики.

Максимум минимума. Сравнительный тест полочной акустики.

Сегодня мы будем искать музыкальные таланты среди полочных легковесов, в самом массовом и доступном сегменте. Все смешалось: громкие имена, броская отделка и максимум технологий при минимальном бюджете. Битва будет не на жизнь, а на смерть.

Критерии оценки

В сегодняшнем тесте мы попробуем оценить несколько вещей. Вопервых, это звуковые достоинства конструкции, они во многом определяются матчастью. Во-вторых, попытаемся выяснить характер звучания наших сегодняшних претендентов. И наконец, в-третьих, что самое сложное, постараемся оценить музыкальные способности конкурсантов, что, скорее, является материализацией мыслей и чувств разработчика, это то, что не поддается объективной, тем более приборной оценке.

Polk Audio TSi 200 14000 руб.

Звук 4

Конструкция 5

Качество / цена 5

Достоинства

- Трехмерность образов

- Слитность звучания

Недостатки

- Осветление тембров

- Некрупные образы

Конструкция

Серия «TSi» широко известной американской компании Polk Audio появилась в 2008 году. Тем не менее, очень привлекательное соотношение цена/качество делает любые колонки Polk Audio заманчивым приобретением. Добавим сюда фирменную технологию «динамического баланса», применяемую к абсолютно всем динамикам, используемым в колонках Polk Audio. Что касается серии «TSi», то это одна из наиболее бюджетных линеек, выполненных в скромной виниловой отделке, но зато с солидной лакированной верхней крышкой. Модель TSi 200 по размеру соответствует среднему полочнику, но при этом спокойно умещает на себе три излучателя: фирменный твитер с куполом из смеси шелка и полимерных волокон; два одинаковых СЧ/НЧ-динамика с ламинированными диффузорами из органических волокон. За счет большой глубины колонка обладает неплохим объемом для мощного баса. Порт фазоинвертора расположен на задней стенке. Защитная сетка очень плотно прилегает к корпусу, не оставляя шансов даже малейшему дребезгу. Не поскупились инженеры фирмы и на bi-wiring/bi-amping. Раздолье для энтузиастов.

Конструкторам Polk Audio удалось добиться очень ровной АЧХ почти на всем рабочем диапазоне частот. И лишь незначительное утрирование заметно в области ВЧ. Так же ровно ведет себя АЧХ и на больших углах отклонения от оси прослушивания. Поэтому модель можно считать широко направленной. Нижняя частотная граница находится в районе 70 Гц. КНИ тоже можно похвалить — он стабильно низкий и почти не зависит от уровня громкости. Искажения начинают расти при 70 Гц, но не очень резко, давая шанс глубокому басу при высокой громкости. Импеданс выше 20 Ом не поднимается и ниже 4 Ом не опускается — неплохой результат.

Звук

Главное, что сразу бросилось в уши, это высокая слитность звучания, обусловленная, видимо, симметричной конструкцией колонки, известной так же, как схема d'Appolito. Такая физическая когерентность динамиков и пищалки здесь явно идет на пользу, рисуя весьма реалистичную трехмерную сцену и почти осязаемые виртуальные источники звука. На самом деле, несмотря на наличие двух мидбасовых динамиков, середина несколько ослаблена, так что певец как бы сделал полшага назад. Бас так же не потрясает глубиной и масштабом, все достаточно похоже на средний уровень АС в тесте. Высокие частоты неплохие, но иногда кажутся резковатыми и имеющими слишком ранний спад. Скорее всего, это происходит из-за узкой дисперсии твитера. Тональный баланс колонок тоже неидеален, есть явная склонность к осветлению, плюс небольшое уменьшение образов приводит к эффекту «омоложения» певцов. Такая вот музыкальная машина времени. Несмотря ни на что, музыкальное очарование от Polk’ов весьма сильное, причем оно наблюдается на большинстве музыкальных жанров. Это удачный выбор для аудиофилов, неровно дышащих к 3D-образам.

Energy Connoisseur CB-20 14100 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество / цена 5

Достоинства

- Отличные ВЧ

- Энергичная подача

Недостатки

- Провал на верхней середине

Конструкция

Компания Energy избрала всем своим колонкам четкий имидж — индустриально брутального черного цвета. Поэтому не ждите веселеньких корпусов с цветными отделками и лейблом «Energy». Корпуса линейки Connoisseur строго прямоугольные с виниловой отделкой, передняя панель глянцево-черная, покрытая семью слоями полиэстера. На передней панели CB-20 размещены два излучателя, объединенные в один модуль для предельно аккуратного согласования характеристик (Convergent Source Module). Купол твитера выполнен из алюминия и позволяет передавать звук наиболее точно, а также имеет повышенную надежность. Существенного снижения искажения удалось добиться благодаря эллиптическому ребристому подвесу СЧ/НЧ-динамика. Как утверждает Energy, такой подвес увеличивает ход диффузора и делает его близким к линейному. Вместо пылезащитного колпачка установлена статическая пластиковая пуля. Зазор между пулей и диффузором позволяет эффективно охлаждать звуковую катушку, повышая допустимую мощность. Порт фазоинвертора расположен на задней стенке корпуса.

Звук

С первых секунд чувствуется, что в музыке от Energy есть жизнь, свет, энергия и еще какое-то электричество. Колонки явно оправдывают свое имя. Наэлектризованность и эмоциональность является визитной карточкой этой акустики. Плюс неплохое общее разрешение. Очень хорошие высокие частоты, они светлые и чистые. Тарелки звучат очень правдоподобно. Дисперсия на ВЧ в меру широкая. Бас высоковат, но он также отличается высокой энергичностью и хорошо читаем. Несколько позади оказалась середина. Она достаточно ясная, но из-за провала на верхней середине АЧХ некоторые голоса и инструменты могут тускнеть. Небольшое упрощение тембров тоже довольно заметно. Опять же имеется склонность к осветлению тонального баланса и уменьшению размеров рисуемых образов. Тем не менее музыкальные мысли читаются этой парой весьма свободно и легко. Подача при этом достаточно уверенная и весомая. Сцена очень неплохая, трехмерная. Без сомнения, эта универсальная акустика, обладающая характерной энергичной подачей, найдет своих поклонников.

Общий частотный баланс у модели ровный, но местами заметны некоторые перепады чувствительности. Так, с 2 кГц до 4 кГц чувствительность падает на 7‒8 дБ. И хотя падение относительно плавное, это может оказаться заметным на слух. АЧХ сильно зависит от угла прослушивания, поэтому назвать направленность равномерной не получается. Уровень искажений, в целом, достаточно низок, но на графике можно наблюдать два небольших резонансных горба на 600 Гц и на 4 кГц величиной порядка 1%. На самых низких частотах искажения не стремятся уйти вверх, а продолжают держаться в пределах 5% (за исключением низкой громкости). К импедансу претензий нет.

Paradigm Mini Monitor v.6 14500 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество / цена 4

Достоинства

- Энергичная, масштабная подача

- В звучании много воздуха

Недостатки

- Тембральные неточности

Конструкция

Канадская компания Paradigm по праву может носить имя одной из самых технологичных. Количество инноваций, используемых даже в недорогих колонках, настолько обширно, что не укладывается в рамки нашего теста. Сами же АС часто имеют внушительный размер и вес. Так наш «мини-монитор» представляет собой вполне зрелый полочник с самым большим весом в тесте. Как правило, вес в колонках Paradigm набирается за счет большого корпуса, мощных корзин и увеличенных магнитов динамиков. В нашем случае СЧ/НЧ-динамик оснащен большим магнитом, диффузор которого выполнен из легкого со-полимера и имеет характерный для серии Monitor белый цвет. Корзина динамика вылита из полимера, укрепленного стекловолокном GRIP. Твитер модели также имеет высокую эффективность благодаря легкому титановому куполу и охлаждающей магнитной жидкости. Для ровной и широкой дисперсии он посажен вглубь небольшого рупора особой формы. Порт фазоинвертора вынесен на заднюю стенку. Защитная сетка крепится на восьми магнитах, однако надежность такого крепления оставляет желать лучшего.

Звук

Первое впечатление от этой пары АС — это мощь, воздух и масштаб. Образы рисуются необычно крупные для полочника, звук открытый и свободный. Низкие частоты и особенно мидбас крупный, можно даже сказать, основательный, середина чиста и сбалансирована, верх также чист, но чрезмерно активен и подробен. Хорошо еще то, что можно назвать энергичностью и атакой. Здесь у Paradigm’а вряд ли будет серьезная конкуренция. К сожалению, дальнейшее прослушивание обнажило досадные тембральные неточности в звучании инструментов и голосов. Также стали очевидными различия в тональности звучания основного динамика и пищалки. Сложно назвать звук колонки слитным, несмотря на весьма и весьма эффектную общую подачу. К слову сказать, общее разрешение этих колонок достаточно серьезное, особенно на высоких частотах. Музыкальные мысли и энергия транслируются легко и доходчиво. Без сомнения, эту акустику оценят в первую очередь поклонники энергичных музыкальных жанров и направлений. Кстати, чувствительность колонок одна из самых высоких в тесте.

Колонки обладают замечательной, ровной АЧХ на средних частотах. Однако после 7 кГц чувствительность заметно повышается (вплоть до +10 дБ), перетягивая частотный баланс в сторону ВЧ. Лечится это, как обычно, — поворотом колонки. Правда, при этом увеличивается неравномерность АЧХ. Оптимальный угол придется подбирать между 0° и 30° на слух. Нижняя частотная граница довольно скромная — чуть ниже 70 Гц. Колонки показали исключительно низкий КНИ практически на всей рабочей области частот и при любой громкости. Рост КНИ начинается ниже 60 Гц. Размах колебаний импеданса достаточно велик, что не слишком удобно для усилителя.

Acoustic Energy AEGIS Neo One 15200 руб.

Звук 5

Конструкция 5

Качество / цена 5

Достоинства

- Цельное звучание

- Всеядный продукт

Недостатки

- Мелкие образы

Конструкция

Представитель классической британской звуковой школы Acoustic Energy в очередной раз совершенствует свою линейку AEGIS. У нас в тесте совсем новая модель AEGIS Neo One. Дизайн корпуса стал более строгим, солидным. Собран он из 15-мм панелей MDF, укреплен переборками и очень аккуратно отделан качественной пленкой. Цвета подобраны корректно, сетка теперь держится на магнитах, что освободило переднюю панель от лишних крепежных элементов. В конструкции используются все те же превосходно зарекомендовавшие себя излучатели: качественный кольцевой твитер и фирменный СЧ/НЧ-динамик с диффузором из прессованного сплава и подвесом из пористого полимера. Был увеличен магнит НЧ-динамика и улучшены компоненты в разделительном фильтре. Порт фазоинвертора размещен с тыльной стороны колонки. Клеммы используются самые обычные, винтовые, где раздельное подключение низких и высоких частот не предусмотрено.

Звук

С первых секунд прослушивания стало понятно, что никакой революции не произошло и фирменное звучание АЕ осталось нетронутым. Верх чист, корректен и небросок, середина ясная, бас не очень глубокий, что естественно для полочника, но вполне читаемый и рельефный. Образы ощутимо уменьшены, но формальное разрешение у этой акустики явно выше среднего. Имеет, правда, место незначительное снижение динамики, связанное, скорее всего, с небольшим калибром основного динамика, а также незначительное упрощение тембров и какая-то очень легкая монотонность, полагаю, что здесь слышен вклад именно материала диффузора. Мешать это, возможно, будет исключительно на сложной и многоплановой классике. Общая подача музыки весьма энергичная, держать ритм не составляет для этой акустики большого труда. Сцена достаточно широкая и глубокая, но выстраивается она вниз. Поэтому желательно применение соответствующей высоты подставок или дополнительный наклон колонок назад. Итак, общий характер звучания весьма гармоничный, и я бы сказал породистый. Жанры показаны этой акустике практически все, без особых исключений.

На АЧХ наблюдается небольшой подъем в сторону высоких частот. При этом неравномерность АЧХ минимальна. Чтобы добиться более ровного отклика, достаточно повернуть колонку на 30° в сторону от слушателя. Малая неравномерность АЧХ при этом сохранится, разве только на самых высоких, практически не слышимых, частотах образуется провал. Нижняя частотная граница определяется довольно резким спуском АЧХ и достигает всего 64 Гц. КНИ у модели весьма низкий, без заметных резонансов. Резкий рост искажений начинается на частотах ниже 60 Гц. Импеданс быстро возрастает на 80–110 Гц почти до 30 Ом. Помимо этого участка, других существенных аномалий импеданса не замечено.

Dali Lektor 2 16400 руб. - Приз симпатий.

Звук 5

Конструкция 4

Качество / цена 5

Достоинства

- Натуральные тембры

- Высокий звуковой комфорт

Недостатки

- Не любят большие составы

Конструкция

Модель Lektor 2 — небольшой полочник из младшей линейки. Глубина АС невелика, порты фазоинвертора вынесены на переднюю панель, а на задней стенке имеется кронштейн для крепления на стенку с помощью единственного винта. Очень удобно для тех, у кого нет места на полках или специальных стоек. Корпус колонки отделан пленкой, а передняя панель покрыта приятным на ощупь матовым составом. Твитер с большим 28-мм текстильным куполом установлен на металлическую площадку. В сочетании с мини-рупором это дает широкую и равномерную дисперсию высоких частот. Для СЧ/НЧ-динамика используются такие же диффузоры, как и для более старших линеек Dali, изготовленные из древесных волокон. Их легко можно узнать по фирменному коричневому цвету. Подвес диффузора сделан очень мягким, видимо чтобы избежать потерь на трение. Очень легкие диффузоры и свободный подвес способствуют быстрому и динамичному звучанию. Пара больших винтовых клемм в защитных пластиковых колпачках почти полностью утоплена в нише на задней стенке корпуса для более удобного размещения на стене.

Звук

У этих колонок мне больше всего понравился такой аспект, как натуральность звучания. При этом степень свободы у этих небольших АС весьма и весьма достойная. Естественность и телесность здесь просто необыкновенные. Общий баланс колонок чуть теплый, середина ясная и очаровательная. Верх хорошо стыкован с серединой, он чист, но кажется, что он закругляется на самых ВЧ чуть раньше, чем этого хотелось бы. Что придает голосу этой акустике еще большую округлость и своеобразную съедобную прелесть. Основной вклад здесь, конечно, вносит фирменный диффузор из натурального древесного волокна. Как ни крути, но первые места в смысле человечности и естественности звучания по прежнему занимают натуральные материалы. Несмотря на прочую их неидеальность и компромиссность, а также технологические сложности в их изготовления и проблемы с повторяемостью. Зато какие у Dali тембры! Очень симпатичное фирменное звучание от известного датского производителя.

Эта модель обладает достаточно ровным тональным балансом и широкой направленностью. Угол 30° практически не меняет АЧХ до 14 кГц. Вдвое больший угол уже начинает выявлять постепенный спад к высоким частотам. Заметны умеренные неравномерности АЧХ на всей полосе частот амплитудой до 4 дБ. Приятно видеть хороший запас по низким частотам. Спад начинается лишь с 80 Гц, и как результат очень хорошая нижняя частотная граница: 50 Гц. Все в порядке у модели и с КНИ. Он вполне низок и стабилен. Выше 3% КНИ поднимается лишь на частотах ниже 50 Гц, что вполне согласуется с поведением АЧХ. Импеданс никаких проблем вызывать не должен.

Canton GLE 430 16500 руб.

Звук 4

Конструкция 5

Качество / цена 4

Достоинства

- Хорошие универсалы

- Нейтральное звучание

Недостатки

- Бас недостаточно контролируется

- Качество ВЧ

Конструкция

Уважаемый германский производитель АС выпустил на рынок бюджетную линейку GLE уже несколько лет назад. Несмотря на бюджетность, работа над серией велась очень серьезно, с привлечением современных разработок. Немало внимания было уделено и внешнему виду. Корпуса колонок удалось сделать уже благодаря новому дизайну корзин динамиков. Прочная металлическая защитная решетка, с одной стороны, надежно защищает излучатели, с другой стороны — не прячет их полностью. Решетка плотно крепится в специальном пазу на передней панели. Твитер обладает высокой эффективностью и аккуратностью благодаря компьютерно-оптимизированной подвижной системе и новой геометрии купола. В конструкции СЧ/НЧ-динамика используются фирменный алюминиевый диффузор и патентованный подвес, позволяющие динамику реагировать на сигнал быстро и линейно. Корзина из литого под давлением поликарбоната уменьшает компрессионный эффект за счет хорошо продуманной вентиляции. Порт фазоинвертора вынесен на заднюю стенку. Там же расположена пара солидных клемм в защитных колпачках, рассчитанных на провод большого сечения (до 10 мм2).

Звук

Еще одна пара старательных немецких исполнителей. Фирменный голос хорошо узнаваем и в этих недорогих колонках. Низкие, средние и высокие частоты находятся в неплохом балансе. Правда, нельзя сказать, что по отдельности к ним нет никаких претензий. Бас основательный, но иногда укрупняется и теряет артикуляцию. Это происходит на частоте настройки фазоинвертора. Высокие частоты грешат чуть смазанной атакой и легким песочком, середина здесь, напротив, выглядит очень неплохо. Она линейна и не окрашена. Общий тональный баланс акустики близок к идеальному, динамика при этом несколько сглажена. При этом формальное разрешение весьма высокое. Тембры правдоподобны. Общая подача достаточно сдержанная и нейтральная. С музыкой эти колонки дружат, причем стараются с разной. И это их главное достоинство: весьма высокая степень музыкальной толерантности плюс какая-то личная скромность что ли. Они всегда рядом и в то же время практически не заметны. Настоятельно рекомендуем самой широкой публике.

Модель демонстрирует хороший, ровный отклик практически на всем рабочем диапазоне частот и, что необычно, на любых углах прослушивания. Очень хороший результат. Направленность колонки исключительно равномерная и весьма широкая. КНИ модели тоже неплох, но менее стабилен. С ростом частоты искажения также понемногу возрастают, но до 1% в любом случае не доходят. На низких частотах рост искажений начинается от 60 Гц и ниже. На высокой громкости глубокий бас более чист. К импедансу претензий нет — диапазон принимаемых значений вполне удобен.

MK Sound M5 16800 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество / цена 4

Достоинства

- Слитное звучание

- Хорошая динамика

Недостатки

- Мелкие образы

- Упрощают тембры

Конструкция

Это самые маленькие колонки в нашем тесте. Если мы назовем их сателлитами, то окажемся правы: сама компания MK Sound позиционирует линейку «M» как набор для домашнего кинотеатра, в основе которого находится сабвуфер. Да и по номиналу модель M5 должна играть только от 100 Гц. Кстати, к колонкам прикладываются белые перчатки, крепеж на стену и книжечка с подробной инструкцией по настройке домашнего кинотеатра (на английском). Чувствуется уважительное отношение к покупателю. Сами колонки выполнены в студийной, черной матовой отделке. Все ребра тщательно закруглены. Площадь передней стенки использована максимально эффективно. Дюймовый твитер и 100-мм динамик посажены вплотную друг к другу и всего в сантиметре от края стенки. Материал купола и диффузора самый традиционный: ткань и бумага соответственно. Особенность модели в закрытом акустическом исполнении, а также в особом фазовосфокусированном кроссовере. Металлическая защитная сетка держится на четырех магнитах, но благодаря выемкам крепление довольно надежно. На тыльной стороне предусмотрены две втулки для крепления.

Звук

Эти колонки действительно очень компактны, но тем не менее они ни в чем, кроме баса, не уступали более крупным конкурентам. И порой в чем-то даже опережали многих. В первую очередь мне понравилась цельная и слитная подача. Все на своих местах. Все пропорционально. Эдакие мини-мониторы. Качество высоких и средних частот очень приличное. Мидбас тоже достоин похвалы, он плотный и контролируемый. Собственно, этого и следовало ожидать от закрытого корпуса. Подача при этом очень динамичная и точная. Тональный баланс нейтральный, но, к сожалению, образы колонка рисует очень мелкие. С другой стороны, ничего другого от таких маленьких излучателей ожидать не приходится. Еще одна претензия — это тембры. Они, скажем так, бедноваты: голоса певцов узнаваемы, но тембр упрощен. Особенно это заметно у фортепьяно и скрипок. Назначение этих колонок домашним кино я бы ограничивать не стал. Они замечательно будут выполнять функцию стереопары или работать в трифонике, в том числе и возле High End компьютера.

На удивление ровную АЧХ показывает эта модель. Средние частоты практически идеальны, да и нижняя частотная граница не так плоха для сателлита: 75 Гц. Колонки лучше направлять ровно на слушателя. Впрочем, их направленность довольно широкая. КНИ системы весьма низкий, особенно на высокой громкости. Однако расти искажения начинают рановато — с 200 Гц. Границы 3% график достигает в районе 80 Гц, что вполне согласуется с АЧХ. Совсем небольшой резонанс заметен на 500 Гц, меньше 1% искажений. Импеданс модели очень ровный, претензий нет.

Mission 762 16900 руб. - Приз симпатий.

Звук 5

Конструкция 5

Качество / цена 4

Достоинства

- Гармоничный звук

- Легкая подача

Недостатки

- Однобокость в передаче настроения

Конструкция

Сторонники функциональной эстетики, компания Mission, предложила свой вариант дизайна полочной акустики. Прямоугольный корпус спереди немного скошен и надставлен большой фигурной пластиковой панелью. Панель сглаживает углы в окрестностях твитера для уменьшения дифракции, а также дополняет СЧ/НЧдинамик подобием отражателя, фокусирующего звук. Твитер с мягким куполом размещен под динамиком (IDG — инверсная геометрия излучателей). Как утверждает разработчик, такое положение твитера помогает добиться синхронности достижения звуковыми волнами слушателя (то есть выравнивание по времени). Кроме того, короткая магнитная система позволила разместить твитер непосредственно в передней панели с применением упругого демпфирующего подвеса (D2IS технология). Таким образом, удалось развязать излучатели и сделать звучание еще чище. Немало внимания было уделено материалу СЧ/НЧ-динамика. В результате были выбраны арамидные волокна, особым образом сформированные в трехмерную матрицу и связанные подходящей смолой. Динамик работает на фазоинвертор, небольшой порт которого вынесен на заднюю стенку.

Звук

Необычный дизайн в этой паре колонок находится в гармонии с ярким и небанальным звучанием. Это, без сомнения, весьма и весьма одаренные АС. Высокие частоты отлично прорисованы, бас иногда укрупняется, но он весьма подвижен и музыкален, средние частоты ясные, но чуть задвинутые назад. Тональный баланс склоняется к осветлению. Музыкальные образы слегка уменьшены. Динамика неплохая, сцена достаточно широкая и глубокая. Общие пространственные впечатления очень правдоподобные. Колонки обладают весьма узкой направленностью, поэтому позиционировать их придется максимально точно. Они достаточно свободно себя чувствуют на любых музыкальных жанрах. Почти всегда заметно их желание все превращать в праздник, то есть грустить они не то чтобы не умеют, просто не желают. Иногда это происходит на грани легкой истерики. Вот такая, видимо, у них миссия. Причем, судя по всему, это фирменная, фамильная черта. Думаю, что это подходящая акустика для людей, находящихся на позитивной волне. Настоятельно рекомендуем.

Эта модель, как и некоторые другие из нашего теста, сделана «с запасом» по высоким частотам. На АЧХ наблюдается повышенная чувствительность в области ВЧ. Небольшим поворотом колонки можно добиться почти нулевого дисбаланса с сохранением невысокой неравномерности. Слабая зависимость АЧХ от угла поворота говорит о широкой направленности этой модели. Очень низкий и стабильный КНИ подтверждает проработанность конструкции. Импеданс плавно достигает 24 Ом и не опускается ниже 4 Ом — вполне приемлемый результат.

CastleWarwick 3 17000 руб. - Победитель теста.

Звук 5

Конструкция 5

Качество / цена 5

Достоинства

- Естественная, слитная подача

- Комфортный звук

Недостатки

- Не выявлено

Конструкция

Узнаваемый дизайн заслуженной британской марки. Все как обычно, скромно, но с безупречным качеством и особым шармом. Отделка выполняется только натуральным шпоном. Отделка либо светлый, натуральный ясень, либо ясень черный. Небольшой твитер с 19-мм полиамидным куполом размещается снизу от СЧ/НЧ-динамика, он тоже смещен вбок относительно центра передней панели. Такое расположение твитера и плюс закругленные ребра корпуса помогают бороться с дифракцией на ВЧ. Характеристики твитера тщательно подбирались для идеального частотного согласования с басовиком, и в результате удалось обойтись кроссовером минимальной сложности. СЧ/НЧ-динамик оснащен плетенным из углеволокна диффузором, а также звуковой катушкой, намотанной легким алюминиевым проводом с медным покрытием на прочном каптоновом основании. Это существенно уменьшает вес подвижки, улучшаются скоростные и импульсные характеристики динамика. Порт фазоинвертора находится на передней стенке корпуса колонки, что позволяет ставить колонку вплотную к стене.

Звук

Ого! С первых звуков стало очевидно, что это реальный претендент на победу. И чем дальше я продвигался с субъективным тестом, тем это становилось все очевиднее. Отдельно про ВЧ, СЧ и НЧ совершенно не хочется говорить по отдельности. Итак, высокая чувствительность, безупречная слитность, точная сцена, замечательная, подвижная подача. Образы уменьшены, но самую малость. Тембральная точность сочетается с высокой органичностью звучания, и как следствие этого звуковой комфорт очень высок. Колонки совершенно не склонны грузить

мелочами, звук, с одной стороны, обладает высоким разрешением, а с другой стороны — не пытается сыпать бессвязной звуковой информацией. Это свойство дорогого стоит и, совершенно точно, относится к иной ценовой категории. К особенностям звучания можно отнести незначительную аналитичность, свойственную всем карбоновым диффузорам, но зато это приносит в звучание дополнительный воздух и разрешение. Словом, мы столкнулись с настоящими талантливыми Универсалами с большой буквы.

Замечательно выглядит график АЧХ колонки на верхнем басе и части СЧ (80 Гц — 1,3 кГц). Чуть хуже обстоит дело с верхними СЧ, где наблюдается два провала около 5 дБ глубиной (2–4 кГц и 10 кГц). Но в любом случае АЧХ ведет себя достаточно гладко и возвращается к номинальной чувствительности на высоких частотах и в промежутке 5–8 кГц. Направленность модели неширокая. Низкие частоты довольно глубоки: 54 Гц при –10 дБ. КНИ очень низок ровно на том участке, на котором исключительно ровна АЧХ. На более высоких частотах КНИ растет. Импеданс АС довольно сложный, впрочем, с большинством усилителей проблем согласования быть не должно.

KEF iQ10 17300 руб.

Звук 4

Конструкция 5

Качество / цена 4

Достоинства

- Супердинамика

- Хорошая слитность

Недостатки

- Неидеальная тональность

- Мелковаты образы

Конструкция

Q-серия компании KEF уже достаточно старая, заслуженно хваленая многими изданиями. Удачная конструкция, стильный дизайн и выдающиеся характеристики снова и снова привлекают внимание покупателей. Главная изюминка этой серии — коаксиальный динамик Uni-Q. Звуковая ось твитера и СЧ/ НЧ-динамика в такой конструкции совпадают, и это позволяет избежать интерференции волн, как в случае двух удаленных друг от друга источников звука. В результате достигается лучшая локализация, а также детальность звучания. Купол твитера выполнен из алюминия. Перед ним в результате модернизации этой серии появился лепестковый звуковой рассекатель, улучшающий дисперсию высоких частот. Диффузор СЧ/ НЧ-динамика изготовлен из композита и покрыт слоем титана. Вплотную к динамику выведен рупор фазоинвертора. Гнутые стенки корпуса придают колонке элегантный вид, а также помогают избавиться от стоячих волн внутри корпуса. Картину завершают фирменные солидные клеммы с проводами-перемычками. Все выглядит изящно и в то же время функционально.

Звук

Феноменальная скорость и когерентность звука — это первое, что слышишь. Очень слитно и согласованно по АЧХ. ВЧ вообще невероятно выпуклые

и информативные, с большим количеством воздуха. Общая тональность очень светлая и прямо-таки солнечная. Образы мелковатые, люди молодеют прямо на глазах, все герои куда-то спешат. При этом все происходит на невероятном позитиве, все очень легко и просто. Зажигательная акустика. Тоска в исполнении этих колонок превращается в легкую грусть. Невероятно высокое разрешение, причем сцена так же невероятно объемная, что дает возможность буквально разглядывать эту трехмерную картинку со снайперской точностью. Браво! Звучание натуральных инструментов слегка обеднено, послезвучия явно заканчиваются раньше, чем положено. Ничего не поделаешь, современные материалы диффузоров не склонны воспроизводить тишину в паузах и поддерживать медленно затухающие звуки фортепиано. Зато современные энергичные ритмы транслируются с необыкновенным напором и реализмом. Удивительно легко KEF расправляется не только с популярной музыкой, им также не противопоказана любая другая, в том числе и классика. Вывод один: зажигательная акустика. Рекомендую!

График АЧХ показывает небольшой дисбаланс в сторону высоких частот, который полностью исчезает, если колонку повернуть на 30° от слушателя. Система может похвастать очень малой неравномерностью чувствительности. Однако направленность колонки не слишком широкая. Спуск графика АЧХ в сторону низких частот довольно плавный. Уровень КНИ не самый низкий. На высоких частотах и малой громкости он может достигать 1%. Меньше всего искажений появляется на высокой или средней громкости. Импеданс системы содержит один пик, выходящий за пределы 20 Гц.

Heco Metas XT 301 18000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество / цена 4

Достоинства

- Цельная подача

- Основательное звучание

Недостатки

- Огрехи в АЧХ

Конструкция

Линейка Heco Metas XT была выпущена в 2009 году в честь 60-летия компании. «XT» в названии обозначает расширенные технологии. Сама линейка вобрала в себя опыт разработки колонок более высокого класса Celan. И хотя внешне колонки выполнены в традиционных прямоугольных корпусах с виниловой отделкой, они оставляют очень благоприятное впечатление. Солидно выглядит 14-мм глянцевая передняя панель с переливающимися точеными алюминиевыми кольцами. Задняя панель большая, на ней свободно размещаются 5 больших качественных клемм с защитными прозрачными колпачками. Почему пять? В нашей модели перемычкой можно выбрать линейный режим работы твитера и небольшое усиление на +2 дБ. Так же с тыльной стороны расположен и порт фазоинвертора. Новый твитер оснащен куполом из смеси волокон (PFC) и двойной магнитной системой. СЧ/НЧ-динамик тоже отличается легким диффузором из смеси длинных бумажных волокон и шерсти. Каркас для защитной сетки выполнен из MDF и уверенно держится на металлических штырях.

Звук

Звучание этой пары запомнилось тем, что мгновенно дает понять то, что можно назвать основной мыслью произведения. Это удается им легко и просто. Они звучат неброско и как бы отходят на второй план, не стараясь ничего приукрасить. Они рисуют картину с идеальными пропорциями, в несколько темноватой тональности, что также способствует переносу внимания на музыку, а не на технику.

С формальной же точки зрения у этих колонок слегка провалена верхняя середина, и, видимо, поэтому голоса зачастую звучат тускловато. Это также приводит к незначительному упрощению тембров и снижению энергичности звучания. Немного спасает положение повышение отдачи твитера на 2 дБ. Что же касается баса, то он достаточно густой и мощный, но артикуляции ему не хватает. Есть ощущение, что он живет несколько отдельно, как бы своей собственной жизнью. Наверное, Heco по совокупности качеств сложно назвать идеальной колонкой, это, скорее, меломанская акустика, так сказать, специально для людей, слушающих музыку и не готовых заниматься препарированием звуков.

Неравномерность АЧХ заметна невооруженным взглядом. Ширина коридора для АЧХ достигает приблизительно 5–6 дБ. С отклонением от акустической оси серьезно страдают высокие частоты, поэтому колонку рекомендуется направлять непосредственно на слушателя. Очень низкий КНИ наблюдается в диапазоне 60 Гц — 1 кГц. На более высоких частотах искажения заметно возрастают местами до 1% и начинают зависеть от уровня громкости. Импеданс можно считать приемлемым, поскольку самый высокий пик приходится на 30 Гц, что находится за пределами рабочих частот этой модели.

Elac BS 123 21000 руб.

Звук 4

Конструкция 5

Качество / цена 4

Достоинства

- Всеядность

- Энергичная подача

Недостатки

- Чрезмерная активность твитера

- Тембры упрощены

Конструкция

Германская компания Elac — одна из активных сторонников применения металлических диффузоров. Только самые бюджетные линейки лишены фирменных алюминиевых диффузоров. Наша же модель BS 123 из линейки «120» классом повыше бюджетного, однако до аудиофильских линеек с эксклюзивным ленточным твитером она не доросла. Корпус модели сравнительно небольшой. Передняя панель покрыта лаком. Излучатели закрываются мощной защитной сеткой на металлических штырях (отличная фиксация), а твитер к тому же дополнительно снабжен металлической сеткой. Купол твитера и основание для звуковой катушки выполнены как одно целое из алюминиевомагниевого сплава. Исключая промежуточные соединения, инженеры снизили привносимые конструкцией искажения. Любопытно изготавливается диффузор СЧ/НЧ-динамика: на бумажную основу наклеивается алюминиевая мембрана толщиной 0,2 мм. Подобный «сендвич» обладает хорошими демпфирующими характеристиками, а также улучшает поведение динамика на высокой громкости. На задней стенке колонки размещены порт фазоинвертора и четыре больших удобных клеммы в защитных прозрачных колпачках.

Звук

Elac прозвучали как-то сразу очень свежо, светло и молодо. Тональный баланс ощутимо сдвинут наверх. Формальное разрешение, особенно наверху, существенно выше среднего. Тембры не очень точные, но инструменты и голоса, в целом, узнаваемые. Верх неплох, но, конечно, до Elac’овского ленточного ему далеко. На оси твитер звучит слишком активно. На некотором материале присутствует характерное цыканье. Возможно, будет лучше, если

развернуть колонки чуть больше вовнутрь. Середина ровная и сбалансированная в смысле отдачи, грешит какой-то простоватостью и порою кажется несколько монотонной. Бас

не очень глубокий, причем он укрупняется на частоте настройки фазоинвертора. Масштаб уменьшен, сцена неплохая по ширине и не очень по глубине. Колонкам очень неплохо удается петь нежно и интимно, что достаточно большая редкость сейчас. Особых жанровых пристрастий обнаружено не было, акустика достаточно всеядна. Наверное, основная их особенность — это способность петь энергично и бодро.

Модель демонстрирует достаточно ровную АЧХ практически на любых углах прослушивания 0°–60°, исключая самыый верх. Это говорит о широкой и равномерной направленности колонки. Частотный баланс несколько смещен вверх. Весьма неплох и КНИ системы. Он мало зависит от громкости, разве что на высоких частотах твитер несколько хуже работает с маленькой громкостью. Немного больше искажений на средних частотах. В целом же модель любит играть погромче. Импеданс в пределах нормы.

Итоги теста

Конструкция

Результаты измерений по большей части соответствуют нашим ожиданиям. Все колонки оказались с достаточно ровной АЧХ и сравнительно низким уровнем нелинейных искажений. Основной вопрос стоял о нижней частотной границе. Читатель может сам по таблице сравнить нижнюю частотную границу, заявленную производителем и измеренную в нашей лаборатории. Разница явно бросается в глаза — почти все колонки недорабатывают 20–30 Гц в области низких частот. Самыми честными оказались Саstle, Dali, Paradigm, MK Sound и KEF, аккуратно соблюдая заявленную величину. Так или иначе, только Саstle, Dali и KEF смог преодолеть 60 Гц границу. Основная же масса участников играют лишь до 60–70 Гц. Впрочем, для бюджетных полочников это вполне приемлемый результат. Несколько огорчило то, что рост КНИ в басу слишком быстрый. Однако практически для всех моделей он приемлем в рабочей полосе частот. Высшие оценки по всем параметрам получила АС от Сastle. Так же, весьма аккуратной по измерениям оказалась АС от Polk Audio. И АЧХ, и КНИ смотрятся очень привлекательно. Подкачала только глубина баса. Совсем немного уступают Polk Audio колонки Dali, Mission, Canton и KEF, отличающиеся более глубоким басом и чуть менее ровными графиками АЧХ и КНИ. Особо отметим небольшие сателлиты MK Sound, соперничающие на равных с более внушительными колонками. Несмотря на закрытое акустическое оформление и динамик маленького размера, они показали очень ровную АЧХ и уступили лишь немного по уровню искажений и глубине баса. Очень приятное ощущение оставила модель ELAC, несмотря на то, что формально она совсем немного не дотянула по цифрам до некоторых конкурентов. Эта модель качественно изготовлена и довольно компактна.

Звук

Проведение этого теста не вызвало у нас каких-либо затруднений. Все колонки более или менее честно отрабатывают свою цену. Особняком стоит только модель Warwik 3 от Castle. Она продемонстрировали в высшей степени сбалансированное, породистое звучание.

У всех остальных же участников нашлись заметные огрехи. Основные проблемы возникали с точностью передачи тембров. Далеко не всегда можно было услышать звучание голосов и акустических инструментов, близкое к натуральному. С этой задачей лучше всех справились АС от Acoustic Energy, Canton, Dali и Heco. Эти модели отличались достаточно взрослым звучанием. Наиболее энергичными традиционно оказались канадские колонки Energy и Paradigm. Кроме того, эти колонки отличаются весьма неплохой проработкой деталей. Глоток воздуха привнесли в тест эмоциональные полочники Polk Audio, Mission, ELAC и KEF. И если в случае Polk Audio это скорее задумчивость, меланхолия, то Mission и KEF преподносят любой музыкальный материал в ярких красках, легко и с неизменным позитивом. К тому же KEF на удивление четко прорисовывает музыкальную сцену. Также особняком стоят сателлиты от MK Sound. Эти малыши способны звучать достаточно громко без заметных потерь в динамике. Впрочем, все же, меньше неточностей они допускают на средней громкости. Тогда их звук становится очень разборчивым и сбалансированным, как у неплохих профессиональных мониторов.

Выбор

Все участники теста отработали обязательную программу на «хорошо». Хорошие результаты получены при измерениях и хорошие при прослушивании. Из общей массы хорошистов выделяется лишь единственная стереопара Castle Warwik 3, отличившаяся своими незаурядными музыкальными качествами. И по качеству отделки, и по качеству звука эта модель словно спустилась из более высокой ценовой категории. Неудивительно, что она и становится победителем теста. Поздравляем Castle, отличный звук за разумную цену. В призы симпатий совершенно спокойно подошли бы больше половины участников теста. Однако особо отметить мы все же хотели бы модель Dali Lektor 2 за очень комфортный, естественный и натуральный звук. Для любителей небольших акустических коллективов это очень подходящая модель, способная донести красоту живого исполнения. Третий приз по совокупности достоинств мы решили присвоить Mission 762. «Позитивное» звучание в совокупности с хорошими характеристиками наверняка найдут своего слушателя. Советуем обратить внимание на эти три модели всем тем, кто не может четко определиться с музыкальными предпочтениями. Остальным же помогут разобраться в ситуации результаты прослушивания, и, вполне возможно, выбор окажется иным.

В любом случае, успешного выбора!

Текст: Александр Князев, Николай Баландин

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 9, 2010
63.01 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.