Авангард, эротика и торпеды на пути к изобретению Wi-Fi

Авангард, эротика и торпеды на пути к изобретению Wi-Fi

Что может быть общего у протокола беспроводной связи и эротики? Нет, не то, что вы подумали. Вы даже не догадываетесь, насколько история причудливее вашей фантазии.

Формально Wi-Fi-движение началось в 1985 году с разрешения федеральной службы США по связи на «нелицензированное использование определенных частот радиоспектра». Первым действующим беспроводным мостом стали несколько кассовых аппаратов, которые представили на суд публики голландские инженеры в 1991 году. Название проекта звучало вполне модно даже по нынешним временам — «WaveLAN», да и скорость тоже была ничего себе — 2 Мбит/с. Потребовалось еще 6 лет, чтобы наконец все заинтересованные лица договорились о едином стандарте, который и был зафиксирован протоколом 802.11. Однако принцип обмена данными в сигнале с расширенным спектром был предложен задолго до святого Ронни Рейгана, сокрушившего безбожников в пыжиковых шапках.

Хедвига Ева Мария Кислер (кадр из кинофильма «Экстаз»)

Эта удивительная женщина родилась 100 лет назад в Вене. Хедвига Ева Мария Кислер рано начала работать в театре и сниматься в кино, но настоящую известность ей принесла провокационная лента чешского режиссера Густава Махаты «Экстаз». Впервые в истории актриса явилась совершенно голенькой на экране; 10-минутная эстетская сцена купания и поиска загулявшего коня помогли «Экстазу» в 1934 году завоевать приз Венецианского кинофестиваля. Учрежденного, между прочим, тем самым Бенито Муссолини, если кто не знал. Нет добра без худа — «Экстаз» подвергся цензуре во многих странах, а саму Хедвигу обеспокоенные родители поспешили выдать замуж за фабриканта Фрица Мандля.

Все последующие 4 года Хедвига присутствовала на деловых встречах мужа, занимавшегося, в нарушение Версальского договора, поставками вооружения Германии и Венгрии. Гитлер, Муссолини и прочие важные фашисты полагали, что красивые артистки глупы, и не придали значения любопытству фрау Мандль. И напрасно — она довольно быстро разобралась в нюансах управления противокорабельными торпедами.

В один прекрасный день, порядком устав от супружеской ревности и опеки, Хедвига опоила служанку снотворным и сбежала из замка. А спустя какое-то время на пароходе «Нормандия», шедшем из Лондона в Нью-Йорк, был подписан крупный контракт с основателем знаменитой MGM — Луисом Майером. Он же и посоветовал сменить ФИО во избежание кривотолков и в знак расставания с прошлой, доголливудской жизнью. Теперь это была Хеди Ламарр, у которой впереди была большая актерская карьера, гонорары на 30 миллионов долларов, пять браков и трое детей. Но было и еще кое-что.

Не понаслышке зная масштаб германского милитаризма, Хеди Ламарр пыталась помочь своей второй родине. Она неоднократно обращалась в Национальный совет изобретателей США, но пазл сложился только в 1940 году после встречи с малоизвестным композитором-авангардистом Джорджем Антейлом. Самой известной его работой был «Механический балет» для шести ксилофонов, двух барабанов, там-тама, пары пианистов, электрических звонков и трех авиационных пропеллеров. Как видим, Антейл работал, так сказать, «на стыке наук». В свое время он немало провел времени в Европе и также крайне негативно относился к нацистам. Так что это был первый человек, который совершенно серьезно отнесся к идее фикс Хеди Ламарр — управлять торпедой на переменной частоте по определенному алгоритму.

Хедди Ламарр (в центре) с Джорджем Антейлом (справа от Хедди) и его женой Боски Антейл (слева)

До этих пор система наведения торпед задавала координаты цели по радиоканалу. Если противнику удавалось засечь рабочую частоту, то дальше ее можно было заглушить или «сбить мушку» ложным сигналом. Псевдослучайные коды уже использовались для секретных шифровок, но передавались они при этом по открытым радиоканалам с фиксированной частотой. Хеди Ламарр предложила использовать случайный код для жонглирования каналами на передатчике и синхронизированном с ним приемнике.

Микропроцессоров тогда не водилось, но не беда. Уж кто-кто, а композитор Антейл прекрасно был знаком с инструментом для реализации замысла. В доцифровую эпоху математические функции и простейшее программирование реализовались механически. Помните, кто еще застал машинки «Феликс»? Проект Ламарр — Антейла оперировал набором из 88 радиочастот — по числу клавиш в пианино. Алгоритм переключения каналов задавался порядком отверстий в перфоленте — механические пианолы работали именно по этому принципу. Устройство получилось достаточно компактным, чтобы разместить его в корпусе торпеды.

Джордж Антейл

11 августа 1942 года патентное бюро США выдало соответствующий документ под номером 2.292.387 на изобретение с названием «Secret Сommunication System». Пара патриотов подарила идею правительству, отказавшись от любых гонораров. Дубы-военные, конечно же, посмеялись над идеей «пианино в торпеде» и спрятали ее от греха подальше. Джордж Антейл умер в 1959 году, так и не узнав о развитии широкополосного сигнала и 65 ссылках на свой патент в заявках ведущих гигантов мировой электроники от Sony до AT&T.

Хеди Ламарр пережила Антейла на 40 лет. Из-за вредного характера она растеряла состояние, судилась с компанией Corel, но это уже была другая история. А теперь 9 ноября в Германии, Австрии и Швейцарии отмечают День изобретателя — день рождения актрисы, которая подарила миру принцип действия сотовой связи, GPS, Bluetooth и беспроводного интернета.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 1, 2015
ТЕГИ:#Wi-Fi
70.79 дБ +

Комментарии

#

Очень интересная и познавательная статья.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.