Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray

Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray

Виброразвязке компонентов в той или иной мере уделяют внимание сами производители — даже в бюджетных компонентах легко найти примеры того, как крепится силовой трансформатор или транспортный механизм. У аппаратов постарше найдутся силовые элементы корпуса, подпружиненные ламповые панельки или демпфер. Об акустике и говорить не стоит, сейчас разве что пластиковые наборы 5.1 в одной коробке не комплектуют шипами или специальными ножками. Но конечно же, есть и отдельные, внешние устройства для виброразвязки. И есть производители, которые делают эти устройства под разные задачи и разные бюджеты.

С технической точки зрения вибрации и резонансные эффекты в аудиосистемах — процессы сложные: от работы механических частей, приводов дисковых и аналоговых проигрывателей и того, что привносят трансформаторы в блоках питания, до влияния рядом стоящей акустики. Причем все эти типы вибраций легко найти в одной стерео- или кинотеатральной системе. Чтобы улучшить ее звучание, придется в буквальном смысле «разобрать» эти процессы на составляющие. А это непросто, ведь по стеклянно-металлической стойке вибрации гуляют от одного компонента к другому, а если акустика плохо развязана с полом, то вдобавок и то, что мы слушаем, пойдет по перекрытиям и начнет резонировать.

Существует не так уж и много решений «вибропроблем»: максимально изолировать компонент от окружающей среды (острые шипы, конусы и т.п.), наоборот, рассеять вибрации за счет легких поглощающих элементов, или и то, и другое сразу — типа резиновых и полимерных демпферов, пружины и похожие по свойствам конструкции.

Чтобы достичь желаемого результата и не потратить при этом много времени и денег, нужно изучить хотя бы часть конструкций, предложенных на рынке, и провести пару экспериментов, желательно на своей технике.

Кстати, не всегда очевидно, какие компоненты «отзовутся» на доработку. Вроде бы High-End-устройства спроектированы идеально, однако некоторые из них все же начинают звучать лучше, получив дополнительную виброразвязку. Аппараты в средней и бюджетной ценовых категориях, случается, «откликаются» с такой благодарностью, на какую сложно было рассчитывать.

Стальные шипы Audiocore Spike: для серийной и самодельной акустики

Самый распространенный вариант виброразвязки — шипы, конусы и подобные им конструкции. В основе принципа их работы лежит именно виброразвязка, которая происходит за счет уменьшения площади контакта и многократного увеличения давления в точках соприкосновения.

Шипы Audiocore Spike Big MK2

В качестве примера простой конструкции рассмотрим комплекты шипов Audiocore Spike Big MK2 и Audiocore Spike Small MK2. Это классические стальные шипы для акустики, поставляются комплектами из 4 штук. Модели различаются размерами и рассчитаны на разные габариты и массу акустики. Эти шипы можно использовать для улучшения звучания серийной акустики. Подойдут они и самодельщикам — в комплекте, помимо шипов и контргаек, есть забивные гайки, которые устанавливают в основание корпуса акустики или стойки во время сборки.

У шипов и конусов, предназначенных для использования вместе с акустическими системами, есть ряд особенностей. Прежде всего, это установочная резьба — она должна совпадать с резьбой у гаек в основании акустики. Также она нужна для регулировки высоты. Контргайки помогут закрепить шипы после того, как акустика установлена по уровню. Если колонку ставить на паркет или линолеум, понадобятся ответные подставки под шипы, иначе покрытие будет повреждено и конструкция не заработает как ей полагается.

Разницу в звучании между акустикой, поставленной «плашмя» и на шипах, легко услышит не сведущий в аудиофильских премудростях человек. И соседям достанется чуть больше тишины, что также дело хорошее.

Шипы Soundcare: соприкосновение разных материалов

Продукция норвежской компании Soundcare хорошо известна меломанам — свою деятельность производитель ведет с 1996 года и специализируется исключительно на системах развязки для акустики и компонентов. Объемный каталог включает множество вариантов резьбы для разных колонок.

Шипы Soundcare SuperSpiked feet for electronics

В основе всех моделей Soundcare SuperSpike — все тот же шип и подставка к нему. Но конструкция другая: сам шип и опорная выемка изготавливаются из различных материалов, вдобавок оба компонента выполнены во внешней оболочке из цинкового сплава. В старших моделях SuperSpike Titanium используется титан и титановый сплав.

Общие конструкции и принципы работы шипов Soundcare SuperSpike (слева) и одна из самых распространенных моделей - шипы Soundcare SuperSpike 3 1/4" (слева)

Конструкция помещена во внешний декоративный кожух — оболочку из черного или прозрачного пластика. Пластик не только скрывает конструкцию и делает дизайн красивее, но еще и удерживает все части вместе — ножка остается цельной конструкцией, ее проще использовать и меньше вероятность потерять мелкие детали. При этом пластик не скрепляет жестко детали, что позволяет конструкции правильно функционировать. В итоге получается система виброразвязки и ножка, которая не повредит поверхность установки.

Одни из старших моделей - шипы Soundcare SuperSpike 5/16" HE

Модели для использования с электронными компонентами выполнены как обычные подставки, которые крепятся на самоклейку, или их можно прикрутить вместо штатных ножек винтом.

Особенность аппаратных SuperSpike, которую необходимо учитывать, — у конструкции нет регулировки высоты. И если стойка или полки стойки так же не регулируются, для дисковых транспортов и проигрывателей винила это не самый подходящий вариант.

Шипы-подставки Soundcare SuperSpike SA Titanium

Конусы Nordost Sort Kones: шариковое соединение

Nordost Sort Kones — это сборные ножки-конусы с системой развязки внутри. Внешне разные модели в линейке не отличаются ничем, кроме маркировки, однако все различия прячутся внутри.

Младшая версия AS — это сочетание алюминия и стали, AC — алюминий и керамика, BC — бронза и керамика, а модель TC изготовлена из титана и керамики. Предназначены эти конусы в первую очередь для виброразвязки компонентов. Конусы продаются поштучно, можно выбрать не только модель, но и нужное количество (три или четыре конуса). Внешний «колокольчик» имеет как декоративное значение, так и собирает всю конструкцию в единое целое, не будучи жестко связанным с основными элементами.

Основных элементов три: нижнее основание, шарик и стержень с углублением, которым он в этот шарик упирается. Собственно, эти внутренние детали и делают из разных материалов. Конструкция получается простая и надежная.

Конус Nordost Sort Kone TC - внешний вид и конструкция

Однако ни крепления к корпусу аппарата, ни регулировки по высоте не предусмотрено. Также следует учитывать, что нижняя поверхность основания опирается на стойку не всей плоскостью, а только внешней кромкой. При сочетании особо увесистых компонентов и деревянной стойки это может быть не самый подходящий вариант развязки, но во всех прочих случаях Nordost Sort Kones весьма удобны и универсальны.

Для акустических систем компания выпускает модель Nordost Sort Fut. Сложная и дорогая конструкция этих шипов рассчитана на использование с High-End-акустикой. Принцип развязки похож на Nordost Sort Kones — соединение приходится на керамические шарики. В каждой ножке, изготовленной из алюминия и бронзы, расположено по три таких шарика. Конструкция предусматривает возможность резьбового крепления к основанию акустики, также есть регулировка по высоте. Несмотря на рекомендации производителя, эти ножки иногда используют в качестве опоры для аппаратных стоек или для отдельных платформ под компоненты.

Конусы Cold Ray: «острием» вверх

Конусы Cold Ray — это по-своему очень минималистская конструкция. Алюминиевый конус-основание с углублением вместо острия, в который помещается шарик. И вся эта конструкция накрывается алюминиевым же колпачком. Получается уже знакомая нам схема — две поверхности с небольшой площадью контакта и шарик из твердого материала между ними.

Конусы Cold Ray

Cold Ray устанавливается на стойку «острием» вверх, или основание при помощи резьбового соединения крепится к корпусу компонента или даже акустики. Необычно здесь то, что все три части конструкции никак не связаны между собой, а поэтому требуют бережного обращения — шарик можно выронить, после чего его будет непросто найти. Продаются Cold Ray комплектами по 3 и 4 штуки. Помимо разных материалов шарика, компания предлагает несколько вариантов цветовой окраски.

Эксперименты

Чтобы подобрать правильное сочетание виброразвязки с техникой, советуем провести несколько экспериментов. Например, возьмем расположение. В ряде случаев, как для некоторых дисковых транспортов, требуется 5 конусов. Точки установки следует подбирать индивидуально, но с пониманием того, как распределен вес компонента внутри корпуса и где какие элементы конструкции расположены. Установка вместо штатной ножки — вариант простой, но чаще не такой результативный.

В отношении виброразвязки стоит всегда помнить, что существует множество способов, вариантов и решений, но если вдумчиво подойти к этому вопросу, то результат непременно будет положительным и этот результат оправдывает и затраты и усилия. Ведь цель по сути одна — создать такие условия, в которых каждый компонент системы наиболее полно раскроет свой потенциал.

72.04 дБ +

Комментарии

#

TAOC и Finite Elemente еще очень хороши! Или HRS на худой конец...)

- 50 дБ +
#

Из описываемых - Cold Ray имеет наилучшее цена/влияние на звук. Остальные - либо дорогие слишком, либо мало пользы.

- 53.01 дБ +
#

SuperSpike отлично работают, особенно когда пол совсем далек от идеала. Единственный недостаток на мой взгляд - внешность. Этакие копытца...

Ну а дорого - это смотря с чем сравнивать. Если акустика/компоненты бюджетные - конечно, в сравнении что то может показаться и дорогим. А если акустика в уверенном среднем сегменте? 4000-6000 не-рублей? И ладно бы у всех в комплекте что то свое-хорошее шло, но нет, бывает что и копеечные шипы их не самых хороших материалов. А сама акустика при этом может быть отличной. Так что все в сравнении оценивать надо.

- 50 дБ +
#

Вот сейчас, меня точно забанят. Ни кто не интересовался патентом на эти конусы? Там такая ахинея написана, с точки зрения сопромата.... То, что конус это резонатор с переменной жесткостью по одной оси ни кто не спорит, но в патенте написано , что колонка поставленная на пол воздействует на пол своей нижней плоскостью в средней геометрической точке. Да это и дебилу понятно! Решение этой проблемы это просто обычные ножки, и это далеко не откровение. Ну почему западный мир всех остальных считает идиотами? Решение проблемы это установка тупых резинок в углах колонки, но с резинок денег не поимеешь, значит надо гениально набрать цену точеным конусом и керамическим шариком (пластмассовый сработал бы гораздо лучше). При этом, ни кто не оспорит теорию. Действительно, площадь соприкосновения шара с поверхностью стремится к нулю, а конус - это резонатор с кучей гармоник.

Я по роду своей деятельности занимаюсь измерениями резонансов сложных конструкций и как маленький мальчик, притащил домой кусочек вибростенда, навесил на дно *монитора аудио" датчики и выяснил, что амплитуда перемещения центра дна колонки относительно углов составляет 0,9%. Прикиньте как вам врут? А если брать премиальную акустику, то там будет ваще хрен с маслом.....

Вывод: Если не жалко денег, то платите по сто таллеров за конус, умным людям предлагаю прибить по углам колонки стерки из магазина канцтоваров. Будет эффективнее из за того, что снизится подрессоренная масса. :)))))))))

- 60 дБ +
#

Банить за корректно высказанное и обоснованное мнение вас никто точно не будет. А если по теме... Сколько я возился с теми же ластиками - не помогло в 8 случаев из десяти. Ох как бы было бы здорово, если бы сработало - это же экономия какая!!! Но просто увы, не получилось. Ни с ластиками, ни с пружинными конструкциями, ни с хитрыми материалами, используемыми в конструкциях подводных лодок... А с шипами и дополнительной развязкой через плиты разного свойства вышло лучше.

Давайте лучше уж делиться конкретными результатами с описанием условий. Про то, как что сложилось у меня в системе напишу без проблем, не жалко. И опыт полусотни других систем, доведенных с моим участием могу попробовать обобщить - мне не жалко...

- 56.02 дБ +
#

Ластики... Усилитель или вертушка это не совсем то же самое что холодильник или стиральная машинка. Один только случай помню, когда к акустике подошло именно что то резиновое-упругое (аудиофильского происхождения, но не суть) - Динаудио Эвиденс установленные на мраморном полу. С шипами там та еще бяка получалась.

- 50 дБ +
#

Как в комнате для прослушки можно ставить мраморные полы? 0_0 У меня на полу ламинат, и то он перед ас ковриком устелен.

- 50 дБ +
#

Как-как... Бывает так, что понты дороже здравого смысла. Сначала создать проблему, потом начать ее решать.

- 50 дБ +
#

У богатых свои причуды ;)

- 50 дБ +
#

Тут описывается много приспособлений не для акустики, а для аппаратуры. Я когда впервые услышал разницу в звуке, когда под усилок поставили Cold Ray, думал, что меня разводят. Проверил 3 раза - больше ничем не отличается. В Аудиомании можно взять домой попробовать, а потом вернуть. Я так и сделал. Первые три дня казалось, что разницы никакой нет, тогда я убрал конусы и собрался вернуть их. Для чистоты эксперимента включил еще раз без них. Всё стало ясно. Конусы остались.

У меня тоже ламинат. Именно поэтому стойка стоит на подставках, а акустика на суперспайках.

- 50 дБ +
#

Перемерял еще раз, только поставил датчики не на колонку, а на пол. Выяснилось, что колонки без ножек пол (паркетную доску) конечно раскачивают, на расстоянии 1,5м амплитуда виброускорения перестает уменьшаться. Задумался, потом догадался, на датчики воздействовало звуковое давление напрямую от динамиков. Поставил датчики на поролон, вибрация практически не изменилась (угадал).

Ставил колонки на строительные отвесы, резинки, деревянные конусы, шарики от подшипников. Разница была в пределах ошибки измерения.

Вывод: ножки колонкам таки, нужны!

- 50 дБ +
#

Дамы , Господа вы упустили один момент : \ умным людям предлагаю прибить по углам колонки стерки \ тут ключевое слово прибить - осталось узнать только какими гвоздями 120 мм или 100 подойдет ?

- 50 дБ +
#

Подойдут и сложенные в несколько раз куски бумаги. Главное, чтобы дно колонки не молотило об пол. Если Вас смутил мой сарказм на счет ластика и гвоздей, то посоветую Вам строительные отвесы. Они похожи на эти конусы и реальному аудиофилу не будет стыдно показать это товарищам. Если религия не позволяет работать руками, то можете и конусы купить, хуже не будет.

- 50 дБ +
#

Дарю идею шипа. Покупаете в хоз. магазине пробку для вина - примерно 60р./шт. Хорошая хромированная сталь, откручиваете шарик - там шпилька м6. Вкручиваете в резьбу на подставках для полочников, можно прокладку из кожи вырезать - вид неплохой и цена очень низкая, под них - монету в 5 коп.


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.