Взвесьте пару децибел, пожалуйста

Взвесьте пару децибел, пожалуйста

При царе Горохе любая фонограмма, которая попадала к вам в руки, была «вещью в себе». Максимум наглядности, который вы могли себе позволить, — это пляшущий костерок дисплея музыкального центра или автомагнитолы. Сущее издевательство. Сейчас ситуация переменилась кардинально, можно даже изобличить издателя в жульничестве. Поговорим о современных инструментах препарирования аудиозаписей.

15 лет назад CD-пираты сделали музыкальный ассортимент более-менее доступным, но в погоне за прибылью не гнушались использовать МР3 в качестве источника. Интернет-каналы тогда были узенькие по сравнению с нынешними, и на файлообменных сетях lossless-файлов практически не было. Впрочем, изготавливались компакт-диски из МР3 и вполне официально, чаще всего дело касалось сборников. Например, лейбл Ministry of Sound до сих пор грешит таким — из чего там диджей смиксовал, то и пошло в тираж. Что уж говорить о всяких плебейских наборах от «Нашего радио»? Народ, который в ту пору увлекался копированием музыки на болванки CD-R, пожелал знать правду.

Самым популярным способом оказалась программка TAU Analyzer, которая базировалась на основе консольной утилиты Aucdtect и обеспечивала CD-ROM доступ к служебной информации на компакт-диске. Выполнялся спектральный анализ аудиотреков (который у МР3 всегда имел жесткий срез задолго до 20 кГц), считывались коды ATIP и ISRC. Данные Absolute Time In Pregroove содержали длительность, тип материала и производителя болванки. International Standard Recording Code являлся уникальным 12-разрядным номером аудиозаписи. Поскольку TAU хоть и предоставляет картинки спектра, но работает исключительно с оптическими носителями, на базе той же утилиты Aucdtect позже появилась еще одна программа — Audiochecker. В ней, к сожалению, отсутствуют диаграммы, но зато она умеет работать с файлами, в том числе и lossless — FLAC и APE. Обе софтины совершенно бесплатны, легко ищутся в интернете и устанавливаются без проблем. Выбираете искомый контент, немного ждете и читаете вердикт — CDDA или MPEG.


Иногда, особенно на аудиоизданиях до 90-х годов выпуска, даже на фирменном CD после проверки часть треков может быть помечена как MPEG. Разумеется, об МР3 речь не идет, их тогда вообще не было, к слову. Это анализатор так может отреагировать на какую-то специфическую процедуру фильтрации или прочего шумоподавления при мастеринге. В любом случае все сомнения лучше дополнительно рассмотреть в одном из аудиоредакторов.


Для этих целей сгодятся как мейджор-софт вроде Sonic Forge, так и прекрасные бесплатные программы, например Audacity. Открываете файл, тыкаете мышкой в любое место и смотрите, что происходит со спектром. Как и было сказано, у файлов со сжатием он будет безобразный, как будто с него стесали кусок. Здесь можно посмотреть точки клиппинга — там, где цифровой сигнал упирается в предельный уровень 0 дБ, вызывая искажения.

В этом свете будет полезно взглянуть на спектр различных HD-изданий, особенно альбомов, выпущенных давным-давно. Бывает и так, что частотка на них не поднимается выше 22 или 24 кГц. Это означает, что мастером для такого HD-издания послужил обычный PCM-сигнал с частотой дискретизации 44 или 48 кГц. Вторая, как правило, указывает на рабочую частоту студийных DAT-магнитофонов, широко применявшихся в 80-х. Имейте в виду, что в то время немало аналоговых мастер-лент были переведены в цифровой формат (уж какой был), а сами они оказались выброшены на помойку.

Проверка на спектрограмме дарит интересные осознания. Например, отсутствие жизни свыше 22 кГц на SACD Питера Гэбриэла «So» (Universal, 069 493 626-2).

Еще стоит заметить, что некоторые треки, будучи открыты в аудиоредакторе, представляют собой не пилу, а практически сплошную ленту. Это означает, что исходная запись на этапе мастеринга подверглась мощной динамической компрессии, чтобы она звучала более «громко». Оценить масштабы такого вредительства можно как визуально, так и в численном выражении.

Некоммерческая организация Pleasurize Music Foundation в числе прочих проектов предлагает утилиту Dynamic Range Meter, которую другие добрые люди приспособили для популярного плеера Foobar2000. Не имеет значения, на каком компьютере будет проводиться процедура замера, звуковая карта в нем не участвует, анализ ведется исключительно в цифровом виде. Итоги будут представлены в виде таблицы, в которой потреково будут отображены пиковые значения и мощности сигнала. Пример можно увидеть в разделе «Диск месяца». Самое интересное для нас показание DR — разницы в децибелах между средним и пиковым уровнями. Фонограммы с высокой динамикой будут иметь значение более 10. Чем ниже это число, тем более компрессированной является фонограмма. В то же время следует понимать, что музыкальный жанр и его задачи тоже имеют значение. И, скажем, значение 8 не очень хорошо для записи живых инструментов, однако вполне адекватно для хауса. Удачных опытов над вашими аудиолягушками!

Плагин Dynamic Range Meter позволит оценить динамический диапазон фонограммы.

Вот так в программе Audacity выглядит трек с сильным сжатием динамического диапазона (DR6).
Запись с широким динамическим диапазоном (DR17).

73.42 дБ +

Комментарии

#

Вроде все по делу. Только есть способ немного полегче. Если регулярно тренировать ушки, да не наушниками, а ходить на живые выступления, то можно очень мнго и по звуку как таковому сказать, да и по косвенным факторам, таким как та же общая громкость.

Хотя я то о другом - можно еще проще. Ставишь запись. Нравится, приемлемо, так и слушай себе на здоровье. А если корежит да выкручивает или от музыки или от звука - на кой постфактум выяснять - почему? Все равно изданию такому место или на помойке или в объявлении о продаже.

- 40 дБ +
#

у меня нет проблемы "выкручивания" от звука.

убитая по динамике музыка абсолютно нормально звучит в машине, портативном аудио и даже на многих напольных колонках

эти наблюдения отоносятся к ситуации преодоления некого хайендного порога

- 50 дБ +
#

Общая компрессия в первую очередь убивает интонационную выразительность исполнения музыкального

произведения, независимо от жанра. Как правило, наиболее сильно компрессия применяется при мастеринге

компакт дисков, что делает восприятие музыкального материала с них менее эмоциональным, чем с винила, где

компрессия меньше.

- 50 дБ +
#

Разумеется, поэтому я и не могу забросить винил окончалтеьно. Но все это ставноится заметным лишь при условии присутствия в тракте акустических излучателей, СПОСОБНЫХ отрабатывать динамичный музматериал.

На предпоследней аудиовыставке в крокусе я специально брал с собой старые "тихие" компакт-диски с большой динамикой - они вообще в большинстве случаев не звучали как следует. На акустике Slonov например. Потом создатель поставил компрессированный ремастер какой-то гадости - Manowar, если не ошибаюсь - тогда да, начинала бодро бочка бить.

- 50 дБ +
#

Для меня и винил, и CD - всего лишь носители, на которых "живёт" музыкальная информация. Приложив определённые усилия по удалению последствий мастеринга, я получаю фонограмму, по качеству приближающуюся к оригинальному студийному миксу. Результаты реставрации, что с винила, что с CD по характеру звучания и качеству очень похожи.

- 50 дБ +
#

каким образом, если не секрет?

- 50 дБ +
#

Путь наработок длинною почти в десять лет не опишешь в комментариях. Если Вас это

серьёзно интересует, то для контакта со мной обратитесь к Виктору Горбатову.

- 50 дБ +
#

Настоятельно рекомендую вам пообщаться вживую. Точно найдете о чем поговорить и поспорить. И я бы при случае присоединился, если получится выкроить время...

За временным отсутствием системы личных сообщений на сайте с контактами вопрос можно решить через меня.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.