Тест ЦАПа Schiit Bifrost и усилителя Schiit Valhalla 2: вечеринка в ламповом раю

Тест ЦАПа Schiit Bifrost и усилителя Schiit Valhalla 2: вечеринка в ламповом раю

Ламповое усиление — штука модная, но чего уж там, полупроводники оккупировали нашу планету окончательно и бесповоротно. В звуковых трактах свои сильные стороны у них тоже имеются, а потому усилители исключительно на электровакуумных активных элементах встречаются все реже. И уж совсем нечасто попадаются они в ценовой категории порядка $500. Один из таких радикальных аппаратов мы сегодня и испытаем.

От многих разработчиков звуковой аппаратуры калифорнийская Schiit заметно отличается организацией производства, стратегией продаж и, конечно, адской иронией и самоиронией. Еще одна особенность — отсутствие конструкторских догм, за которые крепко держатся многие аудиофильские бренды. Например, вот как выпускали мы много лет подряд колонки с коаксиальными излучателями (рупорами, бумажными диффузорами, открытыми корпусами и т.п.), так и будем продолжать гнуть свою линию, ибо она — единственно верный путь и вообще наше все.

Дизайнерский стиль Schiit уже легко узнается без шильдиков и логотипов

У Джейсона Стоддарта и Майка Моффата подход к делу куда более открытый и прагматичный. Сделали, например, дельта-сигма ЦАП Bifrost, но для тех, кто болезненно реагирует на характерный аппроксимированный саунд, выпустили мультибитную версию. Или сочинили гибридный усилитель, а потом для рационалистов, не склонных к вакуумной теплоте, разработали транзисторный каскад, втыкаемый прямо вместо лампы. Ну а для радикальных ламповиков, смотрящих на подобные компромиссы с ироничной ухмылкой, в каталоге Schiit как раз и предусмотрен, так сказать, цельновакуумный предварительный и «ушной» усилитель Valhalla 2.

Преисподняя на небесах

Название, разумеется, заимствовано из древне-скандинавского эпоса, в котором оно по сути обозначает рай. Другое дело, что в представлении викингов Царствие небесное настолько сильно отличалось от христианских понятий, что первосвященники северной Европы всячески старались превратить Вальхаллу в сознании прихожан в самую настоящую преисподнюю.

Для мужественных воинов Ворота Вальхаллы открывались без расспросов об их земном прошлом

Судите сами, попавшие туда после смерти воины обречены были каждый день снова и снова жестоко сражаться, получать увечья и даже погибать. Зато ближе к вечеру мертвые оживали, отрубленные конечности прирастали на место, и все дружно садились за стол пить пиво и есть жареного кабана. Ну а ночи отвязные небожители проводили в объятиях прекрасных юных красавиц. Одним словом, трэш, угар и никакой высокой морали. Кстати, для рокеров и блюзменов ситуация вполне себе близкая и понятная.

На низких омах

Ну а в нашей аудиофильской реальности Valhalla 2 — полностью ламповый бестрансформаторный усилитель. Интересен он в первую очередь тем, что в отличие от большинства своих одноклассников рассчитан на работу с достаточно низкоомной нагрузкой.

В документации упомянуты 50-омные «уши», мощность на которых достигает 180 мВт на канал. Для сравнения, на более типичной для подобных схем 300-омной нагрузке система выдает 800 мВт, а на 600-омной – 450 мВт. Правда, достигаются данные значения на высоком (х7/16,9 дБ) коэффициенте усиления, на котором выходной импеданс составляет 14 Ом.

Приятным теплым сиянием светятся не только лампы, но и смонтированные на плате светодиоды-стабилизаторы

Для наушников сопротивлением 50 и даже 100 Ом — это многовато и вполне может аукнуться нарушением линейности АЧХ. Тем не менее, по заверениям разработчиков, усилитель способен эффективно работать даже с внутриканальными «затычками», а также низкоомными Grado или AKG. Что ж, обязательно этот момент проверим.

Включить/выключить

Помимо четвертьдюймового гнезда на фронтальной панели, аппарат получил несимметричный регулируемый выход предусиления, а значит, связка Bifrost + Valhalla 2 может выступать в качестве полноценных компонентов взрослого сетапа. Ну и конечно работать в тандеме с активными мониторами ближнего поля.

В плане конструкции и дизайна Schiit по-прежнему верен себе: алюминий нарочито грубой шлифовки смотрится не броско, но с достоинством, а прочное стальное шасси придает корпусу необходимые жесткость, прочность и помехозащищенность.

Корпус собран крайне добротно, качество разъемов и тумблеров сомнений не вызывает

Тумблеры питания и переключения усиления как всегда крайне добротные и как всегда расположены сзади. Если говорить о Valhalla 2, то я, пожалуй, присоединюсь к числу недовольных такой топологией. Ламповый усилитель — это вам не ЦАП, и гонять его сутками, а уж тем более неделями на холостом ходу, идея явно не самая удачная. Так что придется постоянно засовывать ладонь за корпус и шарить там вслепую в поисках небольшого рычажка. А чтобы переключить усиление, руку к тому же придется тянуть над работающими лампами, с риском нарушить контакт или попросту обжечься.

С ЦАПом Bifrost все проще — его при частом использовании можно и не выключать, а на тыловой панели, помимо тюльпанов линейного выхода, расположены только порты USB и S/PDIF (RCA и оптика). Все три цифровых порта принимают PCM-потоки вплоть до 24 бит/192 кГц.

Битная цифра

Продвинутую модификацию Bifrost Multibit мы уже тестировали, но (как и у всех остальных ЦАПов Schiit) мультибитная и дельта-сигма версии одной и той же модели представляют собой два очень разных по конструкции и по звучанию аппарата.

Кнопка селектора входов — единственный фронтальный орган управления

В нашем случае схема основана на достаточно популярном и уважаемом конвертере AK4490 производства Asahi Kasei Microdevices. Этот 32-х битный 2-х канальный ЦАП построен на архитектуре Velvet Sound и числится вторым сверху в аудиофильской серии Verita. Уровень искажений у него составляет –112 дБ при динамическом диапазоне 120 дБ (в режиме стерео). На входе чип поддерживает потоки PCM до 768 кГц включительно и DSD до 11,2 МГц (т.е. DSD256). Впрочем, последнее значение для потенциальных обладателей Bifrost не актуально, поскольку DSD он, как и все остальные ЦАПы Schiit, не поддерживает.

ЦАП построен по модульному принципу, сверху видны съемные платы порта USB и самого преобразователя

Обвязка ЦАПа, включая схемы суммирования и усиления по току, собраны исключительно на дискретных элементах.

В AK4490 реализовано пять цифровых фильтров, отличающихся крутизной спада и фазовыми задержками, но который из них задействован в работе, сказать трудно. Забегая немного вперед, рискну предположить, что, судя по звучанию, это Slow Roll-off, дающий чуть более мягкий саунд без звона на острых атаках.

Модуль мультибитного преобразования для Bifrost

Важный момент: дельта-сигма вариант Bifrost можно без особых проблем заапгрейдить до мультибитной версии. Дело в том, что модули цифро-аналогового преобразователя у них взаимозаменяемы и выполнены на небольших сменных платах, которые можно купить отдельно. Правда, дополнительно потребуется перепрошивка флеш-памяти на основной плате, возможная только в сервис-центре.

Советские лампы

Конструкция усилителя Valhalla 2 не слишком заморочена, а минимальное число элементов, как известно, отражается на сохранности сигнала самым положительным образом. Кстати, в сравнении с моделью первого поколения, выходной импеданс уменьшен в 2-8 раз, искажения стали ниже тоже в восемь раз, а максимальный выходной ток увеличился вдвое.

Стереотракт построен на двух парах двойных триодов 6Н1П и 6Н6П. Разработчики намекают на схему катодного повторителя Уайта с модифицированной выходной частью, но тонкими подробностями не делятся. Интересно, что в тестовом аппарате обнаружились оригинальные советские 6Н6П выпуска 1976 года, если это не ремаркированный новодел, конечно. Входные 6Н1П можно без дополнительной подстройки заменять на 6DJ8, 6922, ECC88, ECC85 или 6BZ7, однако фирменные полупроводниковые «лампы» LISST, созданные в Schiit для придания твердотельного звучания моделям Lyr 2 и Mjolnir 2, здесь использовать не получится.

Блок питания с двумя трансформаторами занимает добрую половину корпуса

В отличие от подавляющего большинства усилителей Schiit, защитное реле в данном аппарате отсутствует. В нем попросту нет нужды, так как благодаря плавному включению и отключению ламп, а также контролю тока нагрузки, даже для 32-омных наушников переходные броски постоянного напряжения не превышают 100 мВ. Интересно, кстати, что после выключения усилителя (даже из розетки) индикатор питания продолжает светиться еще минут тридцать, поначалу вызывая у меломана острый когнитивный диссонанс.

Система

Для тестирования я использовал идеально сочетающиеся с относительно высокоомным выходом второй «Вальхаллы» 300-омные наушники Sennheiser HD 650, а также не провокационно низкоимпедансные, но все же достаточно непростые для чисто ламповой конструкции 62-омные AKG K712 Pro.

На тесте использовались межболчные провода QED Signature Audio S

Для чистоты эксперимента я немного погонял ЦАП Bifrost в транзисторном тракте, составленном из предусилительной части NuForce Icon DAC и активных мониторов Yamaha HS7. Звучание оказалось легким и упругим, без отстраненного холодка в верхах, иногда проступавшего в мультибитной версии, построенной на конвертере AD5547CRUZ от Analog Device. По микродинамике версия дельта-сигма слегка отстает от мультибитной, однако она отметилась отменной артикуляцией на сложных вокальных партиях и рельефными, но ни капли не гипертрофированными басами.

Созданные друг для друга

В связке Bifrost + Valhalla 2 + Sennheiser HD 650 как будто специально созданы друг для друга (частично, конечно, именно так и есть). Звучание дружелюбное, в смысле комфортное и не ершистое, но нарочитой ламповой теплоты ждать от комплекта не стоит. И по динамике, и по разрешению, и по построению сцены (оценивалось на Yamaha HS7) система по большому счету вряд ли уступит транзисторным аппаратам сравнимой ценовой категории. Но определенные особенности у саунда, конечно же, имеются.

Сцена точна в плане позиционирования образов, однако их размеры иногда произвольны, да и акустическое пространство сверхъестественной шириной не отличается. При этом вокал (как женский, так и мужской) просто роскошен. Тембры плотны и богаты, динамика на высоте. ВЧ не режут слух, но с информативностью, пространством и достоверностью у них порядок. Басы на Sennheiser HD 650 звучат богато и бархатисто — то есть эффектно, но на любителя.

При подключении относительно низкоомных AKG K712 Pro на базовом коэффициенте усиления низкие оказались куда более поджары и сдержаны, однако в целом и энергетика на басах, и динамика, а в особенности микродинамика по всему диапазону не слишком впечатлили. Перекидываю тумблер переключения усиления вверх, и… получаю совсем иной звук. То есть не просто лучший по отдельным параметрам, а просто другой. Края диапазона явно приподнимаются. Басы становятся не в пример мощнее, высокие оживают, да так, что при большой концентрации ударной и/или духовой меди инструменты иногда даже начинают друг на друга покрикивать. Ну а вокальная часть в таком бодром окружении логичным образом слегка отступает на второй план.

Кстати, Sennheiser HD 650 ведут себя на высоком усилении в чем-то похоже, но поинтеллигентней, в том смысле, что окрыленные высокие в их исполнении звучат гармоничней и разборчивее.

Выводы

Итак, подведем краткие итоги.

Усилитель Schiit Valhalla 2 — интересный ламповый аппарат с прогрессивной трактовкой «ламповости» саунда. При достойной детализации и динамике он не мажет, не плавит и практически не окрашивает звук. Лишь вносит легкую плавность и немного округляет его, делая акцент на тембральном богатстве, но не в ущерб пространственности и естественности подачи.

Переключение коэффициента усиления стоит рассматривать не только как способ адаптации тяжелой для аппарата нагрузки, но и как своего рода тонокомпенсатор, смещающий акценты с середины на края диапазона. Причем в этом случае тональный баланс будет сильно зависеть от импеданса и чувствительности наушников.

Особо тяжелую нагрузку вроде тугих планарных «ушей» разработчики использовать со второй «Вальхаллой» не рекомендуют, а что касается классических динамических конструкций, на мой взгляд, модели с импедансом выше 50 Ом с усилителем использовать действительно имеет смысл. Однако предварительное прослушивание обязательно, причем на обоих уровнях усиления, поскольку результаты могут быть очень разными.

Вентиляция в ламповом отсеке предусмотрена неплохая. Сами колбы в процессе работы греются градусов до 80, что абсолютно нормально

Если сравнивать комплект Bifrost + Valhalla 2 со стоящим на ступеньку выше тандемом Bifrost Multibit + Lyr 2, то отличия будут, прежде всего, в микродинамике, разрешении на высоких и пространственных характеристиках сцены — все-таки как ни крути, а мультибитный ЦАП и транзисторный выходной каскад при прочих равных дают более выверенное и предсказуемое звучание. Но с другой стороны, даже оставляя за скобками заметную разницу в цене, герои сегодняшнего теста выдают саунд с очень интересным сочетанием точного расчета и романтики, который как минимум стоит послушать.

Достоинства: завидная для полностью лампового усиления совместимость с относительно низкоомными наушниками, регулируемый выход предусиления, ЦАП поддерживает ввод сигналов высокого разрешения по S/PDIF, усилитель допускает эксперименты с лампами и способен выдать очень интересный саунд.

Недостатки: ЦАП Bifrost даже в выключенном состоянии разряжает подключенные по USB гаджеты, а усилитель гасит индикатор питания только минут через 40 после выключения из розетки. Положение регулятора громкости у него практически не читается.

Официальный сайт: Bifrost, Valhalla 2

Цена: Bifrost – 35 990 рублей, Valhalla 2 – 33 990 рублей

Паспортные данные

Schiit Bifrost

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 2 Гц – 100 кГц (-1 дБ)

Макс. амплитуда вых. сигнала : 2,0 В (RMS)

Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA); аналоговые выходы 2 x RCA

КНИ <0,003% (20 Гц – 20 кГц)

Интермодуляционные искажения: < 0,004% (CCIR)

Сигнал/шум: >108 дБ (относительно 2 В RMS)

Полное выходное сопротивление: 75 Ом

Потр. мощность: 12 Вт

Габариты (мм): 230 х 175 х 60

Масса: 2,3 кг

Schiit Valhalla 2

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 7 Гц – 200 кГц (-3 дБ)

Макс. мощность (50/300/600 Ом): 180/800/450 мВт х 2 (RMS)

Коммутация: RCA Stereo In, RCA Stereo PreOut, 6,35mm jack Phone Out

КНИ <0,02% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS, макс. усиление)

Интермодуляционные искажения: < 0,03% (CCIF, 1 В RMS, макс. усиление)

Сигнал/шум: >98 дБ (невзвешенное, 1 В RMS, мин. усиление)

Взаимопроникновение: < –71 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Полное выходное сопротивление: 14/3,5 Ом (коэфф. усиления х7/х1,5)Коэффициент усиления: х7 (16,9 дБ), х1,5 (3,5 дБ)

Потребляемая мощность: 40 Вт

Габариты (мм): 230 х 175 х 83

Масса: 3 кг

ТЕГИ:#Schiit
72.04 дБ +

Комментарии

#

Вложу свои пять копеек. Более года назад владел Schiit Audio Gungnir Multibit с августа 16 до весны 17-го. Также был и ус Schiit Audio Mjolnir и первый Mj и второй Mj-2, с лампами (УГ полное!) и LISST (то же самое, что и первая версия, один в один). ЦАП Мультибит Gumby очень достойный, подключал его через BNC от конвертера Hydra Z. Слушал и с “традициоными” ушами через Mj, и с ЭС “Перун” + родной транзисторный “перуновский” ус с лета 16 года по декабрь 16-го. Затем перешел на ус ЭС KGBH SE. Как говорится, на вкус и цвет, для меня данный ЦАП - лучшее соотношение цена/качество (куплен в США, по цене в США). Очень раскрылся на электростатике. Критичен к “чистоте” питания. Хваленый Solid One на мой вкус уступает по-полной по-натуральности звучания данному изделию.Также, ус Mj-2 “заново родился” от достойного сетевика Sound Y.P. master gold, вообще не узнал усилок, а ЦАПу, напротив, поплохело от него (sic!)С марта 17 года перешел на Schiit Audio Yggy. Кормлю его ч/з питальник флюксов с 10-кратным запасом по-мощности, сетевик Sound Y.P. master gold, подключение AES ч/з Hydra Z (пока самопальным AES на Klotz). Разница с Гамби - небо и земля по всем статьям. Очень доволен аппаратом и менять его не собираюсь ни на что, что бы там не “пели” знатоки и обзорщики. “Таки дела, малята…” (с) Панас.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.