Винтажная магнитола, стоимость которой в наше время достигает 5000$, пользуется устойчивым спросом и поистине фантастической популярностью. Чего же в ней есть такого эксклюзивного, что так притягивает и заставляет расстаться людей с огромной суммой денег?
Первое мое знакомство с Sharp GF-777 состоялось давно, в середине 80-х — тогда, впечатлений у пятнадцатилетнего подростка была масса, что неудивительно. Сейчас, покопавшись за последние несколько месяцев в пяти таких аппаратах, находящихся в разном техническом и косметическом состоянии, могу высказать свое мнение по вопросу, сформулированному в заголовке статьи, а может быть даже раскрыть магический секрет.
Для начала немного о самом аппарате: Sharp GF-777 является переносной двухкассетной магнитолой. Выпускался в период с начала 80-х годов до их середины в нескольких модификациях: модели GF-777, с разными буквенными индексами, шли на экспорт и оснащались переключателем сетевого напряжения, GF-909, GF-919, GF-999 продавались на внутреннем рынке Японии и рассчитаны на сетевое напряжение только 100 В.
Был еще один вариант для внутреннего рынка — Sharp GF-1000, но такой массовости и популярности эта разновидность уже не достигла.
Аппараты семейства Sharp GF-777 имеют встроенную акустическую систему, состоящую из шести динамических головок: две низкочастотные (16 см) для которых предусмотрен отдельный двухканальный усилитель мощности и собственные аттенюаторы, а также две широкополосные (16 см) и две высокочастотные головки, подключенные ко второму стереоусилителю.
Максимальная выходная мощность 777-го небольшая — всего лишь 7 Вт (RMS) на канал (90 Вт заявлена максимальная, суммарная для двух каналов, пиковая выходная мощность), однако примененные в магнитофоне динамики имеют очень высокую чувствительность, поэтому Sharp GF-777 может создать звуковое давление, сопоставимое со многими стационарными музыкальными центрами.
Стоит отметить, что встроенный блок питания, по энергетическим параметрам, вполне в состоянии обеспечить работу магнитолы в любом, даже самом запредельном режиме, что неоднократно было проверено на мини-дискотеках в школьные и студенческие годы.
Впечатляют параметры магнитофонной панели — они соответствуют, скорее, стационарной Hi-Fi кассетной деке не самого бюджетного класса, чем переносному устройству. В принципе, далеко не каждая кассетная дека тех лет имела отношение сигнал\шум 56 дБ (без использования системы шумопонижения) и диапазон частот 30 Гц – 18000 Гц на ленте IV типа. Лентопротяжные механизмы по конструкции тоже больше похожи на те, что использовались в недорогих стационарных кассетных магнитофонах.
Функциональное оснащение магнитолы для самого начала 80-х было более чем солидное: полный автостоп, счетчик расхода ленты, возможность записи на три типа кассет (Fe, Cr, Metal), система поиска треков по паузам (APLD) с возможностью выбора нужного музыкального фрагмента (от первого до седьмого включительно), ручная и автоматическая регулировка уровня записи, стрелочные индикаторы уровня сигнала (они же используются при настройки тюнера, проверке заряда батарей), динамическая система шумопонижения SNRS, регулировка баланса, тембра НЧ и ВЧ, отключаемая тонкомпенсация, встроенные микрофоны, вход для подключения внешнего микрофона с возможностью микширования сигнала, встроенный пружинный (в некоторых модификациях электронный) ревербератор для создания эффекта «эхо» и регулятор глубины реверберации, вход для винилового проигрывателя, линейный вход, линейный выход, разъемы для подключения внешних АС, четырех диапазонный тюнер с очень хорошей чувствительностью и точной настройкой, переключение режимов моно\стерео для радио и магнитофона.
При этом, магнитола имеет огромные габариты: высота 37.9 см, глубина 16.6 см, длина 75.2 см и внушительный вес: 11.8 кг. У некоторых модификаций бывает и свыше 12 кг. Стоимость Sharp GF-777 в период серийного выпуска была в районе 500$. В магазинах «Березка» времен СССР — около 2000 руб. Огромные деньги в тот период.
Что можно сказать о качестве звука? Для переносного магнитофона — очень хорошо, но излишне возвышать звучание этого аппарата тоже не стоит, я считаю. Даже очень хорошие динамики нельзя заставить звучать в гулком пластиковом корпусе также, как в добротном акустическом оформлении отдельных АС, да и усилителю на микросхеме с однополярным питанием далеко до полноценного Hi-Fi, даже бюджетного сегмента. Зато качество записи и воспроизведения магнитофона вполне на уровне простой стационарной кассетной деки. Многие магнитолы могут неплохо воспроизводить сделанную на кассетной деке запись, но качественно пишущих носимых магнитофонов реально немного — это один из них.
Лучший ли Sharp GF-777 по звуку среди магнитол 80-x? Считаю, что лучше подавляющего большинства всего того, что серийно выпускалось, но JVC RC-M90, например, является ему серьезным конкурентом и многим нравится больше. Тоже самое можно сказать об однокассетной магнитоле Sharp GF-9696 — по моему мнению является очень удачной моделью с точки зрения звучания.
В 90-е годы подержанный 777-й, в неплохом состоянии, можно было без труда купить за 100$ по объявлению в газете, а за 150$ — уже очень хороший. Бурное развитие цифровых технологий и внедрение их в портативную аудио аппаратуру отодвинуло старых аналоговых «монстров» на дальний план, так как магнитола с CD была в то время куда интересней.
Что же произошло в последние годы и как понять процесс ценообразования на имеющиеся в продаже топовые магнитолы? Все достаточно просто и прозрачно. Разброс цен в диапазоне 300$ – 5000$ (что тоже не предел!) имеет вполне внятное объяснение. Начну с самых дорогих — это аппараты вообще без следов использования, новые в коробке, со всеми оригинальными аксессуарами: демонстрационная кассета Sharp с записью, сетевой кабель, инструкция по эксплуатации, рекламные наклейки. Кстати, неплохой способ инвестиций — похоже, что некоторое количество таких полных комплектов регулярно перепродаются, так и не распечатываясь, не вступая в эксплуатацию:)
С каждым годом их цена заметно возрастает и будет увеличиваться дальше. Но таких Sharp GF-777 осталось совсем немного. Часть из них закончили свое путешествие, в статусе «Новый в коробке», в апартаментах состоятельных людей — возможно, скоро они все будут там. Не факт, что эти магнитофоны часто включают и слушают. Тут больше работают два фактора: ностальгия и дизайн интерьера. Мой знакомый в детстве мечтал о таком, когда круче Электроники-302 в его доме ничего не было — несколько лет назад детская мечта была реализована: в большом загородном доме, в зале с камином, стоит теперь этот предмет вожделения, в идеальном внешнем и полностью рабочем состоянии, и является, практически, ключевым элементом интерьера комнаты.
Более многочисленными на рынке винтажа являются магнитолы семейства Sharp GF-777 из другой ценовой категории: около 1000-1200$. Это аппараты в отличном косметическом и техническом состоянии, но без оригинальной упаковки и аксессуаров. А вот цена их отличного состояния — это вопрос отдельный. Естественно, что магнитофон, находящийся 35 лет в эксплуатации (даже если и не очень активной), не может не иметь царапин, потертостей, мелких и крупных неисправностей, головок без следов износа, идеальные подвесы у динамиков и т.д. Исключения бывают, конечно, но очень редко.
Интерес к аналоговой записи, и к кассетным магнитофонам в том числе, вновь набирает обороты — частично восстановлено производство компакт кассет, с каждым годом растет тираж виниловых пластинок, производится лента и для катушечных магнитофонов. Но если проигрыватели винила и сопутствующие им товары теперь выпускают повсеместно, то с кассетными магнитолами пока такого не случилось. Но спрос рождает предложение — именно поэтому, за последнее десятилетие развилась целая индустрия, работающая на комплексное восстановление винтажных магнитол топового уровня, а таких как Sharp GF-777 — в первую очередь.
Заменяют подверженные износу детали лентопротяжного механизма: головки, резиновые прижимные ролики, пассики, идлеры. Обновляется смазка всех узлов. Производится замена электролитических емкостей, при необходимости восстанавливаются или заменяются подвесы и диффузоры динамиков, производится обработка и покраска корпусов — локальная или даже полная, с нанесением новых надписей с оригинальным шрифтом и т.д. Все эти работы стоят дорого, так как требуют высокой квалификации, значительного опыта и целой номенклатуры различных материалов и специализированных инструментов. К хорошему специалисту по аудиокосметике можно несколько месяцев ждать своей очереди, чтобы отдать магнитофон на восстановление.
В результате, купленный на иностранном аукционе 777-й, за относительно небольшие деньги + доставка, с высокой долей вероятности, потребует проведения широкого спектра реставрационных работ и технического обслуживания, что обойдется дороже самой покупки, а его итоговая стоимость увеличится в несколько раз и получится та самая 1000$, в лучшем случае. А иметь дома фактически полуживой и внешне некондиционный топовый Sharp никакого интереса нет, с моей точки зрения — уж если такой магнитофон есть, то должен выглядеть и работать как новый!
Без того неплохое качество звучания Sharp GF-777 можно сделать еще заметно лучше, если знать его слабые места и провести локальные апгрейды, не требующие серьезных вложений средств и не нарушающие оригинальную конструкцию. Если интересно узнать, что именно нужно сделать — спрашивайте, отвечу в комментариях к статье.
Резюмируя написанное выше, можно сказать, что изначально в этот Sharp вложено было немало - разработан оригинальный дизайн, реализовано в конструкции множество интересных инженерных решений, подобраны качественные комплектующие — о чем говорит и тот факт, что очень много аппаратов сохранились в рабочем состоянии до наших дней. Естественно, что цена сильно завышена и данная магнитола стала больше предметом роскоши, чем аудио компонентом, но вышеуказанному алгоритму ценообразования альтернативы нет и уже не будет. Время все расставило по своим местам — 35 лет назад был разработан и представлен на аудиорынке большой бумбокс, но теперь это Легенда, как ни крути:)
С уважением, Олег Шаманков (Prophetmaster)