Когда-то компания Tannoy уже выпускала модель с названием Cheviot. И спустя несколько десятилетий, к собственному 90-летию (плюс-минус, ведь очень скоро компании пойдет уже 92-й год), она переосмыслила этот накопленный опыт и представила линейку Legacy, состоящую из трех моделей: Arden, Cheviot и Eaton. Все эти три имени были в прошлом, а новинки внешними чертами и конструкцией явно наследуют опыт своих предшественников.

Истоки старой линейки уходят к студийной акустике Tannoy Monitor HPD и одноименной серии фирменных коаксиальных излучателей. Тогда студийные мониторы стали основой для слегка одомашненной серии, а модели получили имена Arden, Berkley, Cheviot, Devon и Eaton.

Изначально линейка-предшественница выглядела так: Arden — крупные напольники с 15-дюймовым динамиком, Berkley — тот же динамик, только в меньшем корпусе, Cheviot — напольники, но с 12-дюймовым излучателем, Devon — тоже с 12-дюймами, но в корпусах крупных полочников, а Eaton — сравнительно небольшие полочники с 10-дюймовыми коаксиалами.

В новой линейке только три модели, но типоразмеров динамиков тоже три — 15, 12 и 10 дюймов. Не получили современного продолжения модели Berkley и Devon, отличавшиеся уменьшенными корпусами.

Динамики, разумеется, коаксиальные, а тот факт, что Tannoy и коаксиальный динамик — понятия неразделимые, думаю, можно даже и не упоминать, сославшись на то, что это всем известная данность.

Так Tannoy Cheviot выглядели в далеком прошлом

Выпущенная линейка Legacy выглядит очень похоже на предшественников, не зная про новинки ровным счетом ничего, но помня модели из прошлого, не увидеть преемственность невозможно. Это форма и размеры корпусов, и пропорции, и раздельные защитные грили. Про динамики даже говорить нет смысла — пусть различные коаксиальные конструкции много кто делал, да только спутать именно Tannoy с чем-то еще будет сложно.

Из прошлого в настоящее

Идея подобной линейки, на мой взгляд, весьма интересна. Если есть все нужные технические данные и опыт, и есть как сохраненные, так и новые технологии, то почему бы не попробовать? Винтажные модели Tannoy на вторичном рынке очень даже востребованы, а тогда почему бы не сделать новое и не хуже? Конечно, каждая подобная попытка любого производителя приведет к спорам, а уж в случае с Tannoy — особенно. Компаний со столь долгой историей не так уж и много, но мало чья техника вызывает столько споров по поводу того, какие модели, каких годов считать лучшими, правильными и т.д.

А так выглядят современные Tannoy Legacy Cheviot. Защитные грили у Tannoy Legacy Cheviot раздельные, одна часть закрывает динамик, другая — переключатели кроссовера. В основе грилей — прочные рамки и классические, не магнитные крепления

За 90 с лишним лет истории Tannoy случалось всякое, и ориентироваться только на отдельные факты, да хотя бы на смену владельцев, я не вижу смысла. Логичнее будет просто рассматривать актуальные модели такими, какие они есть, и только потом допускать некоторые сравнения и оговорки. И если так подумать, то важно не то, кому принадлежит бренд, а сохранена ли преемственность разработок, хорошо ли выстроено производство. И если внешней имитации не просматривается, то вот это как раз и будет важным.

Классический излучатель Tannoy Dual Concentric: коаксиальная конструкция с 12-дюймовым СЧ/НЧ диффузором из бумаги на тканевом подвесе и высокочастотником с большой (33 мм) диафрагмой

Производство Tannoy в Шотландии я видел в том виде, в котором оно было несколько лет назад, как там обстоят дела сейчас, точно не знаю. Но указание именно на шотландское происхождение и ручную сборку у Tannoy Legacy Cheviot имеется. По сборке акустики я не нашел моментов, к которым можно придраться: все аккуратно, в том стиле и ключе, как и у моделей старшей линейки Prestige — так же старорежимно, но основательно.

Хотя, если сравнивать именно с Prestige, то модели Legacy смотрятся современнее, в них меньше «мебельных» черт, но также в них отлично угадывается стилистика 60-70-х годов.

Вопрос форм-фактора

По типоприменению Cheviot, конечно же, напольники, только непривычных для большинства напольников пропорций — по ширине они больше, чем по глубине. Но это же Tannoy со своими коаксиалами, у них всегда так. Корпус конструктивно весьма прост: по сути это ящик, снабженный внутри обычными распорками и подставкой-основанием. Никаких сложных лабиринтов или подобных вещей внутри нет, только определенное количество звукопоглощающего материала. Интересно, что изготовлен «ящик» из разных материалов: боковые стенки и основание из ДСП, передняя и задняя стенки из МДФ, к тому же передняя стенка дополнительно укреплена березовой фанерой. Из фанеры же сделаны внутренние распорки. Конструкция — фазоинверторная, два порта выведены на переднюю панель каждой колонки и к ним в комплекте идет по паре поролоновых заглушек (на случай, если отдачу по НЧ нужно подкорректировать). Отделка у корпусов акустики только одна-единственная (у линейки-предшественницы были два варианта — белый ясень и темный орех), со скорее светлым шпоном ореха по боковым панелям, а передняя и задняя стенки выкрашены полуматовой черной краской. Установить корпуса можно или на идущие в комплекте регулируемые шипы, или на ножки — металлические полусферы, вбитые непосредственно в основание акустики.

Высокочастотный излучатель снабжен давно известным в арсенале разработок Tannoy волноводом Tulip Waveguide

Кабельное подключение подразумевается современное — фирменное, танноевское — на каждую полосу коаксиала есть своя пара клемм, а пятой идет клемма заземления (в прошлом клемм было только две). Сами клеммы — позолоченные, производства WBT, очень удобные в использовании, как с лопатками, так и с бананами. Неразделанный кабель тоже можно использовать. На случай двухпроводного подключения в комплекте есть перемычки — небольшие отрезки акустического кабеля, разделанного с одной стороны лопаткой, с другой — бананом. Очень удобный и практичный вариант.

Защитные грили у акустики сделаны не совсем обычно — они раздельные, часть побольше закрывает динамик и порты фазоинвертора, а часть поменьше — настроечную коммутационную колодку кроссовера. Крепления грилей — механические, тугие и надежные. В целом мне понравилось, как это все выглядит. И необычный, отдающий выцветшими чернилами тон, и скругленные углы, и явно выраженные отступы между грилями и корпусом, во всем этом есть какое-то совершенно ненавязчивое, но отчетливое ощущение «винтажности», но качественной и дорогой, а не пропахшей нафталином. Спорить впрямую о вкусах не стану, но исполнение Legacy лично мне ближе, чем исполнение Prestige — в нем больше изящества и меньше мебельной вычурности, точнее, ее вовсе нет.

Tannoy — это Коаксиал, а Коаксиал — это Tannoy

Ну и самое интересное — динамики и кроссоверы. Фирменные Dual Concentric разработаны на современной основе, но одновременно с использованием прошлого опыта и конструктивной специфики динамиков HPD. Средне-низкочастотник (а учитывая частоту раздела кроссовера в 1200 Гц, именно так его стоит определить), размером 12 дюймов имеет плотный бумажный диффузор с тканевым подвесом.

К фазоинверторам прилагаются поролоновые заглушки, позволяющие подстроить характер баса

Динамик рассчитан на существенную перегрузочную мощность и способен действительно играть громко. В центре, как и положено коаксиальной конструкции, расположен ВЧ-излучатель, алюминиево-магниевый купол, помещенный в фирменный волновод Tulip Waveguide. Во времена HPD такого волновода еще не было, и в этом одно из значимых отличий. Кроме того, переработана система крепления динамика к корпусу с применением дополнительных материалов. Впрочем, об этом моменте мне судить сложно, потому что возможности разобрать акустику у меня не было.

Фазолинейный кроссовер в реализации Tannoy подразумевает наличие некоторого диапазона настроек, а именно, при помощи перемычек (у старых версий акустики были ручки-переключатели) можно настроить отдачу по ВЧ в пределах плюс/минус 3 дБ и характер спада края ВЧ диапазона, от +2 до -6 дБ.

Заглушки для фазоинверторов

Если все обобщить, то получается весьма колоритная акустика, весьма специфическая, но это Tannoy, и тут мне просто нечего добавить. А в рамках всех представлений о собственном стиле акустики модель эта выглядит совершенно естественной и цельной. Дальше нужно только слушать.

Тест проводился в московском салоне AVComfort. Условия, на первый взгляд, мне показались вполне подходящими: акустика уже более-менее приработалась, что, учитывая тканевые подвесы, весьма актуально, помещение достаточное, а усиление, безусловно, мощное, транзисторное. В нашем случае это была пара усилителей Bryston с родным предом и дисковый проигрыватель Naim CDX2. В тонкости коммутации лучше не вдаваться — слишком много поправок придется вносить, к тому же эту систему, только с другим источником и другой акустикой, я использовал для другого теста, и успел с ней достаточно познакомиться, да и составляющие все хорошо знакомы.

Осталось только выставить все настройки кроссовера в ноль и чуть поэкспериментировать с расстановкой. Но с ней все оказалось более-менее однозначно: стереобаза строится по комнате и точке прослушивания, и можно позволить (даже желательно) небольшой разворот самой акустики на слушателя. Маленького помещения в доступности не оказалось, но предположу, что даже эту, среднюю модель, именно в маленькие комнаты запихивать не стоит, для них есть Eaton.

Старые знакомства

С первых минут звучания записи Isao Suzuki «Blow Up» стало очевидно, что акустика обладает весьма характерным звуком, в котором сложно не распознать фирменные черты Tannoy. Хотя и со своими индивидуальными особенностями, разумеется. В некоторой мере звук можно счесть мягким, но сразу заметна фирменная направленность.

Нижнее основание корпуса. Как видно, установить акустику можно на регулируемые шипы, или на "старорежимные" металлические ножки. По деталям видно, что сделано и подогнано все аккуратно

С одной стороны, акустика уверенно и эффектно заполняет звуком помещение, но достоверная и полная картина складывается только в точке прослушивания, и эта точка рассчитана только на одного человека, никак не больше. Даже компактный двухместный диванчик здесь не подойдет, и если сместиться с точки прослушивания буквально сантиметров на двадцать, стройность звуковой картины явно теряется. Однако есть и другой эффект: в большом помещении, при широкой стереобазе, акустика дает интересное фоновое заполнение. Если представить, что все происходит в некоей гостиной, где собралась компания, всем достанется своя порция звука. Да, не такого, как в точке прослушивания, но этот звук будет и интересен, и отличен от того, что получится у большинства другой акустики в случае «фонового» режима. Высокая направленность в случае с Tannoy хорошо известна не первое десятилетие, так что ее можно счесть особенностью фирменного стиля и почерка. Так же, как и то, что звук получается чуть-чуть винтажным, но не припыленным и не теплым. Сразу в двух словах это и определить-то сложно — для более точных формулировок нужно еще понаблюдать и послушать.

Привычная для современных старших моделей Tannoy колодка настройки параметров кроссовера. У линейки-предшественницы настройки делались при помощи ручек-переключателей

Но пока вернемся к формальным признакам и характеристикам. Звук скорее похож на мягкий, с хорошим объемом и заполнением, но с не очень выраженным ощущением воздуха. Выраженной яркости или остроты, которой я ожидал изначально, на самом деле не обнаружилось. Детальность уверенно-средняя, не выпяченная, не подчеркнутая, но и не плохая. Просто к такому варианту детальности нужно привыкнуть. Из звука ничего особенно не пропадает, просто основные тона явно более приоритетны, чем призвуки и послезвучия. И этот эффект становится заметнее, если сдвинуться от правильно выбранной точки прослушивания.

Бас одновременно получается и быстрым, и смягченным. Глубина баса умеренная, наполненность не очень выраженная (думаю, что в помещении поменьше эффект был бы другим), за счет объемной сцены и объема звука в целом бас ощущается масштабнее, чем он есть. Если же поэкспериментировать с заглушками для фазоинверторов, то в нашем случае бас почти исчез, а сцена стала больше напоминать двухмерность экрана — логично, что заглушки предназначены для куда меньших по объему комнат и в других условиях могли бы дать другой эффект.

Серединка и верха быстрые, чуть окрашенные, как будто с легким деревянным призвуком, что и дает ощущение некой винтажности звучания. Интересный эффект. Выражен он слабо, к деревянному окрасу дешевого рассохшегося винтажа не имеет ни малейшего отношения, но вклад в собственный стиль звука привносит.

Две пары акустических клемм и фирменная пятая клемма заземления. Штатные перемычки сделаны продуманно в том смысле, что, меняя их положение, можно без проблем использовать как кабели с лопатками, так и кабели с бананами

Сцена, как я уже говорил, масштабная, но не очень воздушная. Масштаб же формируется необычно. Образы и планы раскладываются очень пространно, далеко друг от друга, и иногда это дает неожиданный эффект в плане пропорций и соразмерности. Хотя, конечно, о выраженной диспропорции никакой речи и быть не может, но интерпретация понятия пространства у акустики явно своя собственная и уж точно не шаблонная.

Следующий диск — The Singers Unlimited «Sentimental Journey». Большая трехмерная сцена или, скорее, трехмерное пространство звука. Не резкая, округлая подача, больше с упором на эмоциональность. Спокойная и мягкая музыка звучит даже более напористо и насыщенно, чем можно было ожидать. Одновременно и стройно, и увлекательно, но не навязчиво. В целом, с этой записью система как-то прямо сжилась, будто бы ей нравится так играть и играть именно это. Странное ощущение... Я совсем не склонен приписывать технике человеческие эмоциональные свойства.

И в целом уже можно говорить, что звучит и играет эта акустика не так, как большинство современных среднестатистических колонок. Это совсем другой стиль и характер. Пожалуй, он больше похож на классику Tannoy, чем модели современной старшей линейки Prestige — последние одновременно современнее и консервативнее по звуку.

Реализм и сюрреализм

Следующая запись в тесте — концертник Buddy Guy and Junior Wells. Атмосфера живой записи передается очень явно, подчеркнуто, но при этом не оставляет ощущение киноэкрана. Не потому, что сцена плоская, а потому, что масштаб передается очень крупно и вещественно ощутимо.

Вокальные партии и сопутствующие им шутки-прибаутки и нюансы артикуляции звучат очень хорошо, а вот, например, звук гитары как бы несколько расслаивается (по ощущению объема, а не за счет окраски или нарушения тональной достоверности), и не так, как при кривой записи или при кривом воспроизведении. Попробую привести пример: представьте, что гитару попросили нарисовать Караваджо и Сальвадора Дали. Так вот, в нашем случае это будет картина Дали. Поэтому умом понимаешь, что звук неординарный, но протеста или резкого неприятия такое прочтение не вызывает. А несомненно в плюс работают объем и насыщенность, напор звука. Я сам предпочел бы подачу более сдержанную и нейтральную, но если кому-то необходима насыщенная эмоциональная буря, то это как раз к Tannoy Cheviot.

Металлический точеный логотип на грилях акустики

Меняем жанр, пройдемся по околоэмбиентной электронике, послушаем сборник «Future Perfect». Здесь я не услышал привычной голографичности и архитектурности звука, но в особой атмосфере системе не откажешь. Вместо структурности звук получается объемно-текучим, но с хорошим ритмом и выраженными эмоциональными контрастами. Детальность весьма на уровне, особенно если не пробовать покидать точку прослушивания, а если отойти — получится изящное фоновое заполнение. По динамике вопросов вообще нет, скорости вполне хватает, и, что еще лучше, нет скоростного расслоения частотного диапазона — низы не отстают, верхи не страдают избыточной торопливостью. К басу сложно придираться по формальным признакам, разве что местами кажется, что он более объемный, более рыхлый и приподнятый, чем хотелось бы. Хотя не бас, конечно, в привычном смысле (если сравнивать с какой-нибудь обычной двухполосной акустикой), а средне-нижняя часть того диапазона, который отыгрывается СЧ/НЧ динамиком коаксиала. И это так узнаваемо... Tannoy ведь, не какая-нибудь другая акустика.

Такой «тяжелый» Сэр Пол

В том, что если послушать Rolling Stones или The Beatles, все отыграется созвучно, у меня нет никаких сомнений, а что будет, если поставить что-нибудь совсем тяжелое? Берем My Dying Bride «The Angel and the Dark River» и слушаем с мыслями о том, будет ли в звуке желаемая меланхолия или нет. Совсем меланхолии не получилось. Звук слишком светлый, бархатно-фактурный для этой записи. Осветленные эмоции как они есть, но без перекрашивания или переиначивания, с достаточной детальностью. И бас мне показался опять же необычным. И наконец-то я нашел формулировку, которая могла бы его описать. Ведь все знают альбом «RAM» Пола Маккартни? Вспомните хорошенько, как там звучит фирменный бас сэра Пола. Так вот, эта акустика чуть-чуть, самую малость, но делает весь бас похожим. Это как легкий светофильтр, который не меняет картины в целом, но чуть смещает цветовой баланс. Применительно к прослушиваемому альбому я бы не стал за это ругать акустику. Не для того она сделана — у нее действительно идейные корни и стиль звука, из того времени, когда такой музыки еще не было. Применительно же к звуку современных записей — тоже не буду ругать. Тут важен не вопрос нейтральности или мониторной достоверности, а вопрос стилистики и интерпретации. Если задуматься, далеко не все произведения, когда-то написанные для клавесина, известны в первую очередь в виде клавесинных, а не фортепианных исполнений. Так что здесь есть о чем подумать, оценивая звук в контексте музыки.

Общий вид системы и расстановка, при которой проводилось прослушивание

А на фоне таких контекстных раздумий можно и на классическую музыку переключиться. Сначала подборка записей нескольких концертов для фагота. Запись современная, а звучит немножко необычно. С нотками старых записей, раннего стерео. И это не урезанный диапазон, не сниженная детальность, нет! Это такая легкая окраска, которая проходит по всему диапазону, ее сложно формализовать, но между тем разница очевидна. При том, что детальность нормальная, динамики хватает — чувствуются и сцена, и объем. Но есть и нечто, что отличает подачу от привычной и одновременно делает характер звука акустики совершенно узнаваемым.

Более сложный вариант — Первая симфония Малера. Не скажу, что звук получился менее уверенным в себе, хотя запись явно сложнее. Нет, как раз звук иногда слишком в себе уверен, слишком акцентирует основные тона и скрадывает послезвучия. Не так чтобы сильно, но для меня уже заметно. А вот тонально все в прежнем стиле. И пусть запись сложнее, но явного разлада или усиления каких-то отдельных специфических черт я не услышал. И это — хороший результат: у некоторых экземпляров винтажной акустики даже в отличном состоянии, или некоторой современной специфической, пусть даже очень дорогой акустики, я встречал эффект, когда отлично сделанная запись симфонического оркестра по звуку превращалась в «Оркестр пенсии и пляски» из «Карнавальной ночи». Здесь же характер звучания необычен, но предсказуем, и это — хорошо.

Выводы

Итак, попробую структурировать все впечатления и мысли. Да, перед нами нетривиальная акустика, но это современная классика в исполнении Tannoy. А нужно понимать, что старые Tannoy — это сектантство. В хорошем смысле слова. Из общей массы акустики Tannoy выпадает в силу своей аутентичности, и я не вижу смысла сравнивать ее с современными сумасшедшими звуковыми конструкциями или с современной же классической, высокотехнологичной, ровной и детальной акустикой. Поскольку Cheviot, как вся серия Legacy, — это история вообще про другое. Это акустика современная, но из другого времени и с иной подачей музыкального материала. Вместо того, чтобы сравнивать теплое с мягким, лучше посмотреть, а что же работало одновременно с HPD в студиях в давние годы? Не стоит думать, что все было одинаково, попробуйте-ка сравнить 43-ю линейку JBL и Tannoy. Разница будет очевидна сразу и во всем. И тем не менее это все уживалось, на этом работали, писали музыку, а потом ее слушали. Как так? А легко. Аудиофильские споры в нынешнем виде тогда еще не придумали, и каждый мог без оглядки выбирать то, что ему по вкусу…

Так вот, в случае с Tannoy Legacy Cheviot надо понимать, что вкусы и жанры будут решать все. От полного неприятия, до совершеннейшего чувства влюбленности. Мне сложно вообразить, что найдутся полумеры. Это или ваш звук, или категорически нет. То же можно сказать и в отношении жанров. Акустика универсальна и не универсальна одновременно. Она все подает по-своему и никак иначе. В этом ее уникальность и в этом же причина возможного неприятия у тех, кто ищет другой звук. А звук надо искать свой, не для того, чтобы на форумах его защищать и отстаивать в качестве рыцарского идеала, а чтобы дома было интересно слушать любимую музыку.

А споры про то, какого года урожая Tannoy самый правильный, я оставлю танноеведам — они найдут, о чем поспорить. Мой же личный опыт прослушивания разных моделей разных лет подсказывает, что получилось как минимум не хуже, а местами и лучше, особенно с поправкой на возрастные болячки.

И последняя рекомендация, уже сугубо практического свойства. Не надо пробовать в первую очередь к этой акустике ламповое усиление. Разве что какие-нибудь ламповые «сварочные аппараты»… Здесь нужен хороший мощный транзистор, а если очень уж хочется добавить лампы, то предусилители, фонокорректоры и ЦАПы с ламповым выходом никто не отменял.

Музыкальный материал

Bassoon Concertos — Vivaldi, Weber, Jolivet — Rodion Tolmachev, Mariinsky Theatre Orchestra, cond. Ivan Stolbov / Мелодия MEL CD 10 02413 / Stereo CD

Buddy Guy & Junior Wells — Last Time Around — Live at Legends / Silverstone Records 01241-41629-2 / Stereo CD

Future Perfect / All Saints Records POCP-7034 / Stereo CD

Isao Suzuki Trio / Quartet ‎– Blow Up / Three Blind Mice ‎– TBM-XR-0015 / Stereo XRCD

Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD

My Dying Bride — The Angel and the Dark River / Peaceville CDVILED 50 / Stereo CD

The Singers Unlimited — Sentimental Journey / Universal/MPS 06025 1794292 / Stereo CD

Tannoy Legacy Cheviot

455 500 рублей

Акустическое оформление: двухпортовый фазоинвертор (заглушки в комплекте)

Схема: коаксиальный 12-дюймовый излучатель / две полосы

ВЧ излучатель: 33 мм с куполом из алюминиево-магниевого сплава

СЧ/НЧ излучатель: 300 мм с бумажным диффузором и тканевым подвесом

Частота раздела кроссовера: 1200 Гц

Воспроизводимые частоты (-6дБ): 38 Гц – 30 кГц

Импеданс (ном/мин): 8/н.д. Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 250 Вт

Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 29 кг

Размеры: (В x Ш x Г): 860 x 448 x 260 мм