Измеряем количество скрытых ошибок в компакт-диске

Измеряем количество скрытых ошибок в компакт-диске

До сих пор находятся странные люди, которые считают компакт-диск более качественным источником музыки, чем файл. Ну что же, придется отправить их в путешествие на… глубину кодов Рида-Соломона!

Для начала сверим наши знания о компакт-диске. Речь не о басенках Sony/Philips про 9-ю симфонию на 74 минуты. Какова архитектура CD как носителя аудиоинформации? Ок, даже груднички знают, что в основе диска из поликарбоната лежит алюминиевая матрица под защитным слоем. Иногда для коллекционеров ее делали из золота, или в случае CD-R использовали фталоцианин и тому подобные активные красители. Однако во всех случаях суть одна.

В начале диска находится область Lead-In с оглавлением TOC (Table Of Contents), а в конце — закрывающая сессию область Lead-Out, где пикап лазера получает команду на возврат в исходное положение. Между ними находится собственно территория музыки Program Memory Area (PMA). Помимо спиралевидной дорожки с ямками, никаких других пометок (а тем более файловой структуры) на компакт-диске больше нет.

При воспроизведении CD матрица работает как отражающий элемент, на котором нанесены данные в виде спирали из лендов (land – поверхность) и питов (pit – ямка, углубление). И не спешите называть это нулями и единичками, не все так просто, друзья! Двоичный код не начертан на диске, он генерируется в другом месте и куда более изощренным способом.

Когда на фотоэлемент CD-привода попадает отраженный лазерный луч, система реагирует только на смену ландшафта — т.е. когда падает или крепчает световой поток. Иными словами, «единица» генерируется лишь тогда, когда пит сменяется лендом или, наоборот, ленд сваливается в яму. Пока этого не произошло, система выдает на поток строго «ноль». Быстро сменяющие друг друга питы и ленды позволяют с помощью оптического приемника формировать высокочастотный сигнал с двумя уровнями напряжения — по сути аналоговый процесс, не так ли? Вот это и есть те самые аналоговые «нолики» и единички», которые отправляются на декодирование.

Формально CD содержит аудиоинформацию в 16-битном исчислении. Но на самом деле плотность данных у него выше примерно на четверть. Эта избыточность массива нужна, чтобы система успевала синхронизировать скорость носителя, а самое главное — исправить ошибки считывания. Коррекция ошибок происходит до определенной степени, и границы этих степеней мы рассмотрим ниже.

Red Book, формат компакт-диска описан в 1982 году в стандарте IEC 908, и, кстати, никаких упоминаний о джиттере и прочих пакостях цифрового тракта не содержал. Измышления на эти темы появились позже. Перемежение данных CIRC (Cross Interleaved Reed-Solomon Code) в коде Рида-Соломона позволяло вполне прилично восстанавливать форму звуковой волны. Песенка не картинка, слушатели не жаловались. Однако дальнейшая практика быстро показала, что IEC 908, при всей своей впечатляющей (на то время!) плотности упаковки, совершенно не годился для хранения текста, графики и других медиаданных. Количество ошибок чтения Red Book не оставляло шансов восстановить подобную информацию. Поэтому для формата CD-ROM, оформленного в 1983 году в виде стандарта «Желтой книги» (Yellow Book), пришлось уменьшать объем полезной площади, чтобы расчистить место для еще одной цепи коррекции ошибок EDC/ECC (Error Detection/Error Correction Code).

Что же происходит с высокочастотным сигналом после фотоприемника CD-проигрывателя? Система модуляции Philips EFM (Eight-to-fourteen) рассматривает 1 байт (т.е. 8 битов) данных как табличное 14-разрядное слово. В таком блоке не может оказаться более десяти «нулей» или двух «единиц» подряд. Не будем нагружать читателя полиномами и засылать его в еще более дальнюю прогулку на математических полях Галуа. Самые дерзкие могут обратиться к труду покойного Криса Касперски «Техника защиты компакт-диска от копирования», где анатомия CD разобрана с феноменальной дотошностью.

Главным для нас является то, что ошибки при сканировании компакт-диска возникают всегда и везде. Оптических носителей, в которых все данные считались идеально, не существует, понимаете? В конце концов, ведь одно и то же значение «нуля» можно получить последовательностью хоть питов, хоть лендов. Также доподлинно неизвестны пороговые значения фотодатчика, при которых он «отличает» на поверхности более затемненные участки диска, чтобы отчитаться в декодер о «единичке». Отражающие свойства матрицы CD-R хуже, чем у алюминия, этим и объясняется неуверенное чтение болванок на некоторых винтажных CD-проигрывателях, чей лазер еще не учитывал носители с активными красителями. Когда мощность лазера снижается со временем, начинает падать и читаемость дисков.

А ведь мы еще не разбирали другие факторы. Например, эксцентриситет диска или паразитные субкоды защиты от копирования. Кстати, и у оптического носителя есть свой джиттер. Так называют отклонения размеров питов от стандарта. В какой-то момент производители вообще забили на исходные требования Red Book, чтобы увеличить емкость компакт-диска свыше стандартных 74 минут. Так появились CD-R с возможностью overburn и вполне официальные CD-издания длиной более 80 минут. Причем даже если новый альбом окажется обычной длины, наверняка для него была использована современная 80-минутная матрица с уменьшенным шагом питов и лендов на дорожке. Все эти особенности, без сомнения, потенциально увеличивают лишние напряги в сервосистеме CD-привода.

Компакт-диск из бокс-сета Mozart 225: The New Complete Edition (Deutsche Grammophon) имеет рекордную продолжительность 86 минут 30 секунд

В итоге худо-бедно какие-то данные с CD сняты, диск продолжает вращаться дальше, а народ же не будет ждать, он музыку хочет слушать! Что же предлагается делать с ошибками?

Стандарт IEC 908 оперирует показателями BLER (Block Error Rate) — количеством ошибочных блоков, которое не должно превышать максимального значения 220 в секунду. На уровне CD-привода возможно исправление двух видов ошибок С1 и C2. Как уже упоминалось, метод избыточности и перемежевания CIRC позволяет как бы «размазывать» данные перед помещением на носитель, а затем декодировать размазанное. Таким образом, длинные ошибки, возникающие при линейном чтении CD-приводом, расщепляются на несколько мелких, которые математически исправить гораздо легче.
Ошибки такого рода называются С1 и занимают не более одного (E11) или двух (E12) байт. Если сбой простирается далее двух байт, то решение переносится на второй уровень C2. Максимум две ошибки (E22) можно скорректировать на CD-приводе, хотя по правилам на качественном носителе ошибок C2 быть не должно. Если проблема не исправлена на уровне С2, то ошибке E23 уже ничто не поможет. Артефакт может быть слышимым, а может и нет. Старые CD-плееры просто на мгновение выключали аудиовыход на проблемной точке.

Классификация качества оптических носителей по уровню ошибок

A — максимальный BLER < 6. Не должны содержать ошибок С2.
B — максимальный BLER < 50. Не должны содержать ошибок С2.
C — максимальный BLER < 100 или одна ошибка С2.
D — максимальный BLER < 220.

Clover QA-101 предназначен для подсчета ошибок на CD-носителе

Попробуем посчитать эти ошибки на конкретных компакт-дисках и CD-R. На производстве, посвященном мастерингу и репликации CD, раньше использовались специальные устройства наподобие Clover QA-101. Такой сидюк стоил уже в десять раз дороже своего прародителя Philips CD950, но позволял подключаться к компьютеру, выводил индикацию флагов ошибок, а также позволял проводить анализ CD вроде измерения длины питов.

А мы в кои-то веки откроем лоток оптического привода в ноутбуке и достанем из архивов старенькую программку Opti Drive Control 1.70. Все это было актуально во времена флешек размером 64 Мб, когда болванки были основным носителем контента.
В качестве первого испытуемого начнем с такого же почтенного аудиофильского издания The Sheffield / A2TB Test Disc родом из 1994 года. Этот диск уже у меня очень давно и за это время приобрел несколько заметных царапин.

Итак, программа насчитала 23 842 ошибки С1 на 74 минуты, в среднем 5,36. Максимальное количество С1 в одном месте составило 57. Ну-у, в принципе, это терпимо и можно слушать. Да и С2, к счастью, нет. Теперь посмотрим копию этого издания на качественной болванке Verbatim производства Taiyo Yuden, которых уже давно нет в продаже.

О, здесь уже намного лучше — тот случай, когда копия может отыграть лучше оригинала. Количество ошибок уменьшилось в 40 раз, теперь их всего 536. Хотя максимальное количество BLER 46 принципиально не изменилось. Это соответствует компакт-диску высокого качества (класс B).

Изучим тестовый диск местных издателей: АудиоМагазин Тест-CD 1 — тот самый, с записями Лихницкого, переизданный в 2003 году. Царапин на поверхности нет, я его использовал нечасто. Очень даже прилично — 17 максимального BLER. И всего 530 ошибок С1 на 69 минут звучания (средний 0,13).

А вот, например, диск-вкладыш нашего Stereo & Video Rock ’N’ Roll Music: максимальный BLER 23, а ошибок 1 141 на 55 минут звучания (средний 0,35). В принципе, большинство западной CD-печати, как и эти два наших диска, примерно соответствуют классу B. Компакт-диски класса А с уровнем BLER менее 6 я не смог найти даже среди самых нарядных японских изданий.

Теперь возьмем CD-R, записанный не мною на современной дешевой болванке Ritek. И (в чем я уверен) на максимальной скорости. Здесь программа насчитала количество С1 меньше, чем у фирменного The Sheffield / A2TB Test Disc (ровно 7 400 на 69 минут), но максимальный уровень С1 при этом составил тревожные 125, а С2 наловило аж 45 штук, причем в самом начале диска. Нехорошо!

Но не забывайте, что речь идет о картине, снятой с конкретного компьютерного привода. На другом транспорте эти цифры могут оказаться иными. Даже если один и тот же образец прогнать в Opti Drive Control или аналогичной Nero DiscSpeed несколько раз подряд, итоговые цифры C1 и С2 всегда будут немного отличаться.

И не стоит думать, что С2 случаются только на всяком самописном барахле. Полюбуйтесь на издание Lee Hazlewood (The Complete MGM Recordings). Диск made in UK, все дела. Никаких царапин на нем, разве что немного разводов на поверхности. Количество ошибок на краю диска зашкалило, да так, что процесс проверки завис на 96%. Позже, через программу экстракции EAC, удалось потихоньку, в несколько проходов пикапа, с разгонами и паузами, все-таки скопировать последний трек. Но поможет ли многотонный чугунный лоток вашего любимого CD-плеера справиться с подобной задачей? Думается, что вряд ли.

В этом свете с реальным CD-плеером ситуация достоверного снятия данных с оптического носителя выглядит абсолютно непрозрачной. Индикации флагов ошибок, как у Clover QA-101, в его интерфейсе не предусмотрено. Слышимых сбоев может и не оказаться, но кто даст гарантию, что система втихаря не выполнила интерполяцию данных? Даже если вы не услышите никаких щелчков, очевидно же, что на достаточно чутком и прозрачном тракте воспроизведение музыкального материала на CD с высоким уровнем ошибок запросто может быть омрачено. А потом люди колдуют с фломастерами, чтобы ублажить оптическую систему CD-проигрывателя. А потом люди ведут длинные разговоры о разнице звучания CD европейских и американских прессов...

А тем временем индустрия — под стать упертым меломанам — продолжает себе клепать железо, заточенное под вычислительные возможности процессоров 40-летней (!) давности. Хотя какая это индустрия? Она сейчас в других областях, а это — звон горшков в доме престарелых.

ТЕГИ:#CD
79.44 дБ +

Комментарии

#

Вот поэтому мы и идем к ленте ))) Ярослав, Вы сделали мой день! Пол-метра лишних красных книжек никому не нужны?

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

ну я к ленте пока точно не иду)

мне сухой звук без окраски норм

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А я вообще не согласен про "сухой" звук цифры, особенно после последних своих улучшений тракта.

Жду ещё 2 PSU от TeddyPardo ибо первый, купленный на пробу, меня сильнейшим образом впечатлил на вроде как питающемся от батареек HUGO TT...

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

сухой - не значит без баса, в смысле неокрашенный разными колорайзерами

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я слово "сухой" понимаю как "с отсутствием такого множества деталей, как на хорошем аналоге".

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

в звукозаписи существует понятие "сухой микс", вот я больше люблю такой raw-саунд, чем готовую фонограмму утопленную в соусах и подливках. Не путайте сухой микс с лоуфаем "демо" или просто "репетицией". "Сухой микс" никогда не доходит до финального издания музыки, к нему всегда добавляют потом разные эффекты. Даже самый убогий певец в электричке подключает эхо к своей гитарке и микрофону.

Все разговоры аудиофилов о "сцене", о локализации " рук гитариста который прохаживался под вокалистом чуть левее под твитером" - всего лишь слюнотечение собаки Павлова на фазовые игры микшерной консоли (ручка Pan например), выполненные вполне умышлено.

- 62.55 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Когда я немножко работал звукорежиссёром, в студии был классный прибор типа маленького осциллографа, на котором отображались как раз локализации каждого отдельного канала консоли — было очень наглядно.

Мне как раз и нравятся Дины за "ровность", позволяющие получать больше удовольствия, как это было бы ни странно, от "живого" и "неокрашенного". Например, в допах к моим анимешкам бывают picture dram(a)-ы с голосами сейю прямо с микрофона без любой обработки с шелестом сценария, так вот от них меня "штырит" в разы больше, чем от тех же реплик со всеми BGM и т.д. в самом аниме...


Да...

Вот это тоже очень-очень, даже с "трубы" ;-)




- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #
Даже самый убогий певец в электричке подключает эхо к своей гитарке и микрофону.

Это ещё делается для того, чтобы обратной связи от микрофона не было, иначе будет возбуждение.

Все разговоры аудиофилов о "сцене", о локализации " рук гитариста который прохаживался под вокалистом чуть левее под твитером" - всего лишь слюнотечение собаки Павлова на фазовые игры микшерной консоли (ручка Pan например), выполненные вполне умышлено.

А вот тут есть важный момент, связанный с тем, что хотелось бы, чтобы все "умышленности" не накладывались друг на друга и были хорошо различимы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

А где у неё микрофон, неужели фонограмма?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Elias #
А где у неё микрофон, неужели фонограмма?

Внимательно слушаем звуки кроме пения, звуки отрывания цветков от букета, шуршание самого букета, звуки очаровывания концертмейстера.

Дальше смотрим на край сцены по всей протяжённости и на свисающее с потолка при показе зала.

В движении лучше видно, но вот:


Не исключено, что в волосах есть ещё или в платье.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Плюсую )))

- 60.79 дБ +

Это про множество шумов, искажений и прочих артефактов на аналоге? Вот это те "детали", которые отсутствуют на CD!

- 53.01 дБ +
Это про множество шумов, искажений и прочих артефактов на аналоге? Вот это те "детали", которые отсутствуют на CD!

Я со времён СССР не знаком с таким "аналогом", как Вы тут описали ))

Разве недавно на помойке "Свему" С-60 нашёл с "Сектор Газа", думаю, что на ней такой "аналог" как раз. )

А более опытные товарищи с хорошими катушечниками в голос, наверное, смеются.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Жду не дождусь ренессанса ленты!)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Ну... у меня где то уже и кватроченто, пожалуй)))

- 53.01 дБ +
#
а это — звон горшков в доме престарелых.

Ну, тут думается причина проста. Практика даже этого форума показывает, что правильно настроить систему для воспроизведения файлов могут немногие. Одни не хотят просто с этим заморачиваться, ограничиваясь знаниями "опытный чайник со стажем", другие, что чаще бывает, кое как настроят вывод данных с ноутбука, не особо вникая, и спешат трубить на весь Интернет, что "файлы играют хуже CD". Потому что матчасть этого способа достаточно непростая и требует специальных знаний и опыта, в отличие от CD - воткнул и слушай. С другой стороны, даже в корректно настроенной системе для воспроизведения файлов зачастую не удается добиться качества, превышающего или хотя бы сопоставимого с CD. Очень много тонкостей. Это часто у многих вызывает недоумение: как это? Как можно потерять или испортить данные при переносе их в ЦАП или сетевой проигрыватель? Но обычные то файлы копируются! А вот аудио почему то по тому же проводу идет с более худшим звуком. Но практика показывает, что при известном уровне рукоумения звук напортить можно, и возможностей для этого больше, чем при воспроизведении CD. Как в старой песне: первым делом мы испортим самолеты... Так что с горшками я бы подождал. Хотя бы до того момента, когда производители соберутся со своими жалкими силенками и сделают наконец что-то простое и удобное для воспроизведения файлов, понятное любому чайнику в компьютерах и сетях, не требующее сложных настроек и глубоких знаний, и главное - при этому чтобы это не стоило, как космический корабль.

- 63.01 дБ +

вот именно! Плюсую!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
когда производители соберутся со своими жалкими силенками и сделают наконец что-то простое и удобное для воспроизведения файлов, понятное любому чайнику в компьютерах и сетях, не требующее сложных настроек иглубоких знаний, и главное - при этому чтобы это не стоило, как космический корабль.

Айфон например или Эйчтиси какой-нибудь. Качество - прецизионное. Репутация - никакая сколько не убеждай.


- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

я давно пересел на внешние цапы, сначала кормил с CD-дисков.

потом с флешки, когда появился первый wdtv с оптическим выходом - звучало все супер уже тогда. И в мыслях не было пересаживаться обратно на CD-привод.

Потом появились usb-конвертеры, а потом нормальные usb входы с asio. С этим протоколом сравнивать старый и тухлый spdif просто смешно. Но у USB золотого ковша под CD уже нету, сорян, пацаны.

Я убежден, что именно он - золотой ковш и мощная передняя панель приводит нашего слушателя в то трепетное состояние, когда он начинает мнить себя султаном звукового гарема.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я вот всё же убеждён, что USB — это не совсем про звук (хотя и удобно и широко распространенно), а вот с остальным согласен.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

тогда и 44.1 кГц - тоже не про звук, это из частоты строк видеосигнала NTSC

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ну, уж Вы-то точно знаете, что в зависимости от сэтапа и 44.1 кГц — это абсолютно точно про музыку, там всё-всё точно есть.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

я точно знаю, что для звукозаписи и 44.1 и spdif - старые протоколы, которые сохраняются благодаря лени и силе привычки ))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Лично я без "старого" spdif себе жизни не представляю ))

Иначе нельзя сделать обход USB, для того чтобы нормальный звук от ЦАП-а получить, от того, который уже есть.

- 50 дБ +

Горжусь за Саратов! Какие у нас есть люди. А я в этом совсем не копенгаген. Пойду на другую ветку поругаю эмотиву.......

- 56.02 дБ +
Горжусь за Саратов!

Ура!

А то всё "мухосранск", "мухосранск"... ))))))))))))

Как будто бы не люди этот "образ" создают.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

вот что пишет RME про вероятность фазовых сдвигов при spdif подключении


34.1 Lock and SyncCheck

A digital system can have only one master! If the ADI-2 Pro uses its internal clock, all other

devices must be set to ‘Slave’ mode and be synced to the ADI-2 Pro’s clock.

Digital signals consist of a carrier and the data. If a digital signal is applied to an input, the receiver

has to synchronize to the carrier clock in order to read the data correctly. To achieve this,

the receiver uses a PLL (Phase Locked Loop). As soon as the receiver meets the exact frequency

of the incoming signal, it is locked. This Lock state remains even with small changes of

the frequency, because the PLL tracks the receiver's frequency.

If an SPDIF signal is applied to the ADI-2 Pro, the State Overview screen shows LOCK, i. e. a

valid input signal. Unfortunately, lock does not necessarily mean that the received signal is correct

with respect to the clock which processes the read out of the embedded data. Both sample

rates have to be fully identical, not only in their frequency, but also in their phase relation. This

state is called Sync and also shown in the State Overview screen if present.

- 50 дБ +

На Луркмоаре пишут, что есть в России город Мусохранск, но я его на картах не нашел.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
вот что пишет RME про вероятность фазовых сдвигов при spdif подключении

Абсолютно точно (PLL-то везде есть), но это не наш бытовой случай, а случай, например, многоканальной записи при использовании большого количества ADC, без WC будет всё очень-очень плохо.

Для нашего воспроизведения стерео абсолютно всё равно. Даже наоборот, применение WC ухудшит звук, если его применить для D/D-конвертера и следующего за ним DAC или для источника в том числе.

P.S.

Да, я понял Ваш комментарий про "для звукозаписи и 44.1 и spdif".

Я же всё же пишу про домашнее использование конечного продукта.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

дома у вас может быть прекрасный цап с крутым клоком, но как вы сд-транспорт заставите перейти в slave-мод?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
дома у вас может быть прекрасный цап с крутым клоком, но как вы сд-транспорт заставите перейти в slave-мод?

Ну, у dCS, например, такое есть, но я же пишу (дополнил тот пост, скорее всего в то время, как Вы писали свой) про то, что при воспроизведении стерео дома WC — вред.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
Потом появились usb-конвертеры, а потом нормальные usb входы с asio. С этим протоколом сравнивать старый и тухлый spdif просто смешно.

Не все так просто опять же. С этим USB столько уже копий наломано. Один форумчанин тут всерьез считает, что по USB передается голый PCM, прямо так, поэтому все проблемы. На деле аудио поток в изохронном режиме USB достаточно сложная штука. Чтобы его принять нормально, и перекодировать в пригодный для передачи на вход ЦАП вид, приходится использовать довольно дорогие RISC процессоры. В их выборе целая своя мифология уже сложилась. Кто то считает, что XMOS лучше всех, другие - что Amanero (название, наверное выглядит экзотично). Но действительно напортачить тут можно много где, если руки из зопы приложить с усердием. SPDIF штука простая и не требует для приема таких вычислительных ресурсов. В нижнем ценовом сегменте он будет проигрывать или не превосходить USB, но дороже - ситуация немного меняется. Если сейчас типичный приемник SPDIF приличного HiFi аппарата уже умеет работать с 192 кГц, то симметричный SPDIF в дорогих ЦАП уже иногда понимает 368 кГц. При этом глюков приема потенциально намного меньше, чем в случае USB. Но разумеется, передатчик SPDIF на такой частоте должен тоже быть соответственного уровня, не из дешевой звуковой карты игромана.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

читайте выше про PLL

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Не знаю, откуда этот текст. В протоколе SPDIF подстройка частоты приемника осуществляется по началу субкадра. Если Вы думаете, что в изохронном потоковом режиме USB этого всего нету, то очень заблуждаетесь. В высокоскростном режиме (HS) подстройка частоты приемника осуществляется по началу первого микрокадра кадра. Сравним: субкадр SPDIF - 32 бит. Кадр аудио потока USB содержит до восьми микрокадров, каждый микрокадр - до трех пакетов данных, каждый пакет - до 1024 байт. Где точнее будет автоподстройка частоты приемника?

- 50 дБ +
Где точнее будет автоподстройка частоты приемника?

Это не важно, речь о том, что в случае работы PLL, а она чаще сейчас двухконтурная (не уверен в определении), что у Вас абсолютное значении фазы меняется со временем из-за работы этой ФАПЧ и, если включить одновременно от одного источника два идентичных девайса, то со временем их фазы начнут различаться.

Но нам дома это не особо важно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

usb использует асинхронную передачу данных, пакеты не теряются вообще

При spdif может быть выпадение (или добавление) отдельных битов когда частота немного отличается от 44.1 (например 44.0099).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
usb использует асинхронную передачу данных...
При spdif может быть выпадение...

Это бесспорно, но, судя по результатам, есть ещё "нюансы" конкретной реализации и влияние других факторов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
usb использует асинхронную передачу данных, пакеты не теряются вообще

Наивность святая:)) Асинхронная передача именно потому, что подстройка частоты приемника по данным, а не по несущей. Пакеты не теряются вообще скорее всего потому, что их никто собственно по CRC не проверяет, как надо бы по стандарту. Иначе битый пакет отбрасывался бы, а это сразу потеря 1024 байт, пауза в воспроизведении. Чтобы не были постоянные паузы, думаю, решили, что ну его, пускай слушают всю грязь, что пришла с пакетом. Пакет скорее всего теряется только если вообще не удается распознать заголовок (SOP). Зато стали влиять на звук кабели USB, чего по теории не должно быть.

При spdif может быть выпадение (или добавление) отдельных битов когда частота немного отличается от 44.1 (например 44.0099)

Из Вашего же текста по PLL выше видно, что частота подстраивается каждый раз, цепляясь за синхрогруппу в субкадре. Если она совпадает, то горит Lock. Если поедет, то приемник должен подстроиться. Это может вызвать небольшой сбой в данных, но он будет локальным. Самое большое, потеряется один отсчет. Теперь подумайте, как может поехать частота в изохронном режиме USB при ее коррекции только по началу кадра? Это как мерить скорость прибывающего поезда по каждому пассажиру или только пор машинисту один раз, и потом не учитывать, что он может надавить на педаль газа или тормоза. Естественно, если приемник SPDIF за три копейки, он подстроится один раз и так и будет ехать мимо, если дрейф, джиттер или фазовый сдвиг. На деле много где пишут, что только с появлением UAC2 качество передачи звука по USB стало сопоставимым с SPDIF.

Вот описание работы SPDIF на русском языке (тут):

В сигнале S/PDIF содержатся звуковые данные обоих звуковых каналов, а также синхросигнал, называемый также тактовыми импульсами. Эти тактовые импульсы восстанавливает цифровой процессор, благодаря чему транспорт и процессор работают в едином временном базисе. Индикатор с надписью "Lock" или индикатор частоты дискретизации на передней панели многих цифровых процессоров показывает, что тактовые импульсы восстановлены и два компонента синхронизированы, т.е. их тактовые частоты совпадают.
Поток данных интерфейса S/PDIF несет не только информацию о звуке, но и служебную информацию, включая ряд субкодов CD. Они содержат сведения о частоте дискретизации, об использовании предъискажений, а также информацию о принадлежности сигнала к профессиональному интерфейсу AES/EBU или интерфейсу для бытовой аппаратуры S/PDIF. Данные субкода включают также номера всех треков и временную информацию, отображаемую индикатором CD-проигрывателя или транспорта. Звуковые данные и информация субкода объединяются в 32-разрядные сукеры. Каждый субкадр начинается с преамбулы, четырехразрядной синхрогруппы, которая нарушает правила бифазного кодирования. Преамбула действует как сигнал синхронизации, обозначающий начало нового субкадра. За преамбулой следуют четыре бита вспомогательной информации» 20 разрядов звуковой информации. Если передается шестнадцатиразрядная звуковая информация, то дополнительные четыре разряда не используются (заменяются при кодировании нулями). Четырехбитную область дополнительных данных можно использовать для размещения звуковых данных, увеличивая за ее счет полную длину слова аудиоданных до 24 битов.
Дополнительные четыре бита (правильность звукового отсчета, бит данных пользователя, статус звукового канала и четность субкадра) завершают субкадр.
Субкадры левого и правого звуковых каналов идентифицируются несколько различными преамбулами. В едином потоке битов они передаются поочередно. Из субкадров формируются блоки длиной 192 бита. При частоте дискретизации 44,1 кГц общая скорость цифрового потока составляет 2,8224 миллиона бит в секунду.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

проверяют-проверяют, в asio есть буфер, причем здесь пассажиры

кроме того, существуют замеры джиттера и он был довольно значительным в spdif системах

в общем, не волнуйтесь, дойдем и до обзора usb-прокотоков, всему свое время

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
проверяют-проверяют, в asio есть буфер

ASIO - всего лишь интерфейсный драйвер, к USB он прямого отношения не имеет. Дальше данные идут в ЦАП по проводу в изохронном режиме, это почти монопольный режим USB, где под поток отдается 90% ресурсов, но достоверность переданных данных не гарантируется, приоритет отдан скорости, а не полноте доставки. Доставленные с ошибкой данные теряются, повтора не бывает. Буфер ASIO к тому моменту уже пройден, как станция электричкой, это всего лишь область памяти ПК, опустошаемая при передаче через интерфейсные микросхемы USB, и наполняемая опять проигрывателем. Принимающий контроллер USB в ЦАПе на первом этапе восстанавливает поток PCM из пакетов, для этого используются значения разрядности и частоты, переданные ранее отдельными командами в режиме управляющей передачи. Каждый пакет содержит коды CRC, и при выявленной ошибке подсчета контрольной суммы он должен отбрасываться целиком (по идее). Хотите верьте, хотите нет, ЦАП вообще не знает, что такое ASIO, и без ASIO он тоже работать будет.

кроме того, существуют замеры джиттера и он был довольно значительным в spdif системах

Джиттер это половина проблемы. Поскольку данные по USB передаются в NRZI-кодировании (изменение сигнала - ноль, нет изменения - единица, после каждых шести единиц принудительно ноль, иначе это конец пакета), то джиттер имеет меньшее влияние на итоговые ошибки. Кроме джиттера, бывает еще дрейф и фазовый сдвиг. Если нет явной обратной связи, мгновенное значение частоты для автоматической коррекции адаптивным приемником вычисляется по количеству данных, принятых за определенный интервал. Еще не кажется, что тут не паханное поле для всяких сложностей?

- 53.01 дБ +
#

Браво! Сам перезаписывал диски на болванки, а потом забросил их совсем переписав все на хадэ. При этом постоянно тревожился по поводу аудиофильских сказаний о непередаваемом (некопируемом) ЗвукЪе лицензионных дисков.

ЗЫ черный пативэн от звукозаписывающих компаний за вами уже выехал.

- 50 дБ +
#

Видать в этих ошибках и весь смысл и кошерность! :))) Поэтому купить плеер за каких нибудь 6000-7000$ желающие находятся, а что еще нужно производителю? Удивляет другое, а именно частенько криво реализованное usb подключение носителей даже в дорогом сегменте, а отсюда и выводы о плохом звуке файлов!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Для меня смысл в дисках еще и в том,чтобы немного отдыхать от компа. Да я полный профан в хайрезах и лосслесах,но конечно все можно освоить.Только вот надо ли? Пару дней назад с женой смотрели кино и параллельно оба дуплились в смартфон она и я в планшет. Сам себя ловлю на мысли,что без планшета уже никуда-просыпаешься и засыпаешь с ним.Если уже на кино не сосредотачиваешься,то что говорить о музыке,в половине случаев она просто фоном идет.И тогда действительно сидюки,что за 1000,что за 7000-разницы нет. А если бы я еще и с компа слушал?

- 56.02 дБ +

А Вам не кажется, что отсутствие сосредоточенности (точнее вовлечённости в...) на кино или прослушивании музыки — это не проблема наличия планшета или компьютера рядом под руками? ))

- 53.01 дБ +

Вот вот! У меня обратное, если музыка отвлекает от планшета или еще чего, то значит и музыка и аппаратура в состоянии увлечь. И это не ценником меряется.

- 60.79 дБ +

Вот-вот!!! ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Речь вообще не про ценник.Тут ведь проблема глубже-с одной стороны вроде бы аудиофил-люблю музыку в хорошем качестве послушать,а с другой планшет хуже наркотика.... Ну был бы у меня сетап,как у Димона. Все равно планшет никуда бы не делся.

- 53.01 дБ +

Стараюсь не брать в КДП всякие гаджеты,если хочу,что-то послушать.Но бывает,когда вечером уже достаточно поздно-включаю фоном музыку на очень маленькой громкости. И конечно же в руке планшет.

- 50 дБ +
#

Дисок наше фсе, и быть посему во веки веков. На ксероксе слушать мы не буимо ))))))))

- 50 дБ +
#

Спасибо!!!

Вроде по отдельности всё знал, но в стройную картину уложилось только сейчас...

- 50 дБ +
#

Шикарная статья, СПАСИБО!!!

- 50 дБ +
#

Отличная полезная статья!!!! Большое спасибо!

Хоть от CD и не готов отказаться, но преимущества файлов очень наглядно показаны...

- 50 дБ +
#

'Это какой-то зАговор..'

- 50 дБ +
#

Спасибо большое за очень интересную статью. Как всегда, подробно и доходчиво.

Но физический носитель все равно остается чем-то более бОльшим, нежели просто носителем цифровой информации.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

ну да

я просто без сантиментов на этот процесс смотрю, с холодным собачьим носом

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YG #

какая глупая Universal Music Japan вместе с Meridian! Зачем-то собрались выпустить первые 100 релизов , кому это нужно?!


- 39.21 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #
кому это нужно?!

Meridian, разумеется, формат их. А больше, в общем-то, никому.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

цель одна - с помощью прокладки MQA с цифровой подписью со временем свернуть лавочку прямого доступа слушателей к HD-исходникам

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Слишком малое распространение MQA для этого. Все дыры не заткнуть, получится примерно то же, что с SACD. Хотя желания такие может и есть.

- 50 дБ +
#

Статья классная. Всё в одном месте.


Всё равно,диски-это святое.. Любимые альбомы на сд. 5 секунд и диск играет. :)

- 56.02 дБ +
#

И всё-таки оптические диски надёжней чем всякие флешки и харды, которые сдыхают через пару-троек лет...я люблю диски (с их "ужасными" ошибками), а ещё плёнку...

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @romvallat #

я же как раз показал в статье компакт-диск, который помирает. Это уже брак.

полагаете, у меня он один CD такой?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

у меня вот это за 25 лет все никак умереть не может, по сравнению с любым новодельным релизом этого же альбома!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

от возраста это не зависит напрямую

Вы же понимаете насколько это массовое производство, там все может быть

Но копию я бы на вашем месте все-таки сделал на всякий случай


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Решающим показателем ,,смерти’’ компакт - диска все же будет массовый демпинг по цене большинства релизов по 1_- 3 $, на e.bay например- как это было с винилом в своё время, если соответственно такое произойдёт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

на discogs именно по 1-3 и продаются, но зачем ждать каких-то смертей и трендов?

я все свои сд давно продублировал

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Те которые по 1-3 сейчас и 10 лет назад даром никому не нужны были, речь не о них.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

вот навскидку пара приличных имен из каталога MoFi по 3 и 5 долларов

https://www.discogs.com/sell/i...

https://www.discogs.com/sell/i...


конечно, встречаются и спекулятивно раздутые цены даже на некоторые релизы в CD-R, ну и что?

о достоинствах носителя или мастеринга цена никоим образом не свидетельствует

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Б/ У релизы , один из которых сборник ?

Что тут дальше обсуждать!? Повеселили... Тема зарыта.

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

стоп-стоп, вы говорили про ebay по три доллара

а то что продается на ebay, разве не б/у? я показал такие же б/у позиции - какие претензии?

ваш даксайт на дискогсе стоит 28 евро, но возня фанатов вокруг изданий этого альбома давно уже анекдот.

если бы я слушал пинкфлой, мне бы хватило рипа этого альбома, на хард драйве, а картонки и картинки к аудио для меня отношения не имеют


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Никакой коллекционной стоимости все ваши рипы не имеют, их не продать даже за бутерброд с килькой!

- 38.54 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

а зачем мне в аудио нужна "коллекционная стоимость"?

вы там у себя музыку слушаете или спекулировать собрались ?

bandcamp отлично торгует файлами https://daily.bandcamp.com/201...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Мне Cd больше нравиться. Платный цифровой контент не беру во внимание,соглашусь что качество не хуже. С Торентов, в большинстве случаев качество хуже чем на Cd лицензии за 250 р Российской. Это моё мнение. Я разницу слышу. А цифровой контент я покупать не хочу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

у вас есть предположение, как работает механизм ухудшения качества лосслесса который на торенте?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Откуда берутся вся музыка на торенте? Как вы думаете.? Я же говорю лопатить нужно торенты., переберать, слушать. Вот Hendrix -са скачал нового 2018, и Cd купил. Утверждаю разницы нет. Потом Cd Чайковский времена года, на Cd российская лицензия 250 р помоему отдал., и с Торента скачал, на Cd звук благородней и чище.

Потом вот этого японца, на заправке купил за 300 р, и с Торента скачал., тоже в пользу Cd. Я не против цифры, но склоняюсь к официальным магазинам цифрового контента, там не спорю качество соответствует. Но из двух зол выбираю одну .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

ну вы абстрактно оцениваете, я так не понимаю

вы можете выложить на облако пары любых треков из чайковского и японца? ваш рип и чужой из торента.

давайте конкретно по этим вашим примерам я сам посмотрю в аудиоредакторе - в чем заключается разница.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Может быть.,вы и правы. Если честно интерестно было бы. Я не разу в облако не вылаживал музыку.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

скопируйте в программе EAC по одному треку и запакуйте все в архив zip или rar

можете приложить в архив текстовый файл с ссылками на торенты и официальный релиз на discogs

выложите архив на любой файлообменник - яндекс-файл, гугл-драйв или какой там у вас почтовик и дайте сюда ссылку

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Так, нужно разобраться. Cd копировать умею в пк, дальше понял что делать, но ещё не разу не делал., не приходилось. Постараюсь. Вобще к пк не подходил, кроме как яндекс музыку послушать, или информацию с флешки скинуть. Но хай фай купил и завертелось. Я время выделю, постараюсь конечно, но уже не сегодне. На работу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ярослав, Вы уже, видимо, забыли, что это тот же самый человек, который, даже не удосужившись установить драйвера на свою звуковую карту/ЦАП, доказывал тут всем, какую бяку повально заливают на торренты... На поверку оказалось, что даже это для него слишком сложная наука - я не в обиду, я понимаю, что не всем ПК легко даётся, но речь о том, что грамотно настроить вывод звука с ПК на ЦАП для него слишком сложно, поэтому, конечно, CD в его конкретном случае будет лучше как формат, но лучше именно в том плане, что банально удобнее, поскольку проще.

Всякие "архисложные" операции по копированию/созданию рипов можете даже не предлагать, поскольку это предлагалось сделать ещё месяц-два назад, но воз и ныне там, а заблуждения, соответственно, всё те же... Кабель USB, судя по всему, тоже всё тот же из коробки от Asus, но хоть драйвера, помню, кто-то по удалёнке поставил... Да и качество реализации USB-конвертера в ЗК/ЦАПе, видимо, тоже не учитывается... Посему и мнение не меняется: "на торрентах всех дурят, качество есть только на CD и, возможно, на платных хай-резах"...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Le_Duk #

Я не забыл, просто не читаю форум от корки до корки, первый раз человека вижу. Но он вроде в бутылку не лезет и готов сам разобраться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Le_Duk #

Доброе утро. Да драйвера стоят, пк настроен правильно, бит рефект горит, файл когда на пк воспроизвожу горит соответствующий индикатор, с частотой в котором файл воспроизводиться. По поводу USB в моем Цап, есть тест данного Цап за 2012 год, там как раз с пк тестировали базовую версию Asus. Так вот подключали по USB, заключительная фраза экспертов, может составить конкуренцию Cd проигрывателям до 50000 рублей. Это именно с пк. Так что все там нормально с USB.Может и не был настроен Ноут, но сейчас все как надо. Тест проводили не на бюджетном сеттапе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

в общем жду от вас файлы

- 50 дБ +
#

С любой технологией важно понимать, когда уже пора входить, а когда рано. Я, например, долго ждал некоего стабильного уровня у USB-ЦАПов, наблюдая всякие явно сырые и промежуточные потуги, и со стороны железа и со стороны софта. Хотя уже на тот момент вся коллекция была продублирована в виде рипов на сервере. Когда увидел некоторую стабилизацию - сразу выбрал себе аппарат по вкусу. Его сейчас как раз пора бы апгрейдить - все таки по USB только 16/48, все что выше - только через внешний конвертер, да и сам ЦАП хочется повыше уровнем. Но пока смотрю, слушаю, наблюдаю. На варианты за миллион и даже за его половинку не готов - нет такого бюджета. А остальное не нравится, иил функционалом или звуком, или чаще всем сразу. С интересом отслеживаю цифровую "молодежь" вроде Denafrips, но все равно пока готового выбора нет.

С софтом немного проще, есть схемы, которые полностью устраивают, но и в них я не ощущаю стабильности. Например, пересесть на майкрософтовскую операционку со всеми вытекающими нет желания вообще, но и современное яблочное железо вызывает отторжение. А потенциальный "переезд" на хакинтош может иметь свои побочные. С хранением, разве что все совсем сложилось, нужно будет только в перспективе пересобрать сервер, но это не сложно. И хранить все равно нужно - потому что стримминг это хорошо, но не все.

Хороший транспорт в системе тоже не помешает, свой никуда убирать-продавать не собираюсь. Музыка покупается разная, не все есть в скачках, а если приходит какой нибудь бокс с классикой дисков на 50 - пока все успеешь скопировать времени пройдет много, так можно и транспортом попользоваться.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
А потенциальный "переезд" на хакинтош может иметь свои побочные.


Например там USB порты криво работают, даже у бизонов ну например.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Бизонами не интересовался, но собрать нормально все можно - есть в доступности совершенно рабочие примеры, в том числе и с аудио-использованием.

- 50 дБ +
а если приходит какой нибудь бокс с классикой дисков на 50 - пока все успеешь скопировать времени пройдет много

Ага, я в декабре, по-моему, взял несколько таких боксов — так даже не распечатал ещё (

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Как же интересно читать мысли образованных людей )))

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Да, мне слегка стыдно, что до сих пор не распечатал... ))

- 50 дБ +
С любой технологией важно понимать, когда уже пора входить, а когда рано.

Я вот стал входить когда наткнулся на проблему, что простым образом купить CD с тем контентом, какой мне интересно, не всегда удается. Получались гонки, кто раньше в прайсе увидел новую позицию. Звонишь продавцу: а все, уже купили. Обида, а?:(( А прямо из-за границы выходило заметно дороже. На построение цифровой системы с ЦАП ушло довольно много усилий, но теперь нет такой проблемы. Вышел новый альбом, не надо паниковать, что ограниченный тираж распродадут, или поставщик не закупит, или кто-то купит заветный альбом раньше. Никуда они не убегут, вот дадут зарплату, куплю что-нибудь, потом еще что-нибудь, там столько... Очередь выстроилась года на два покупать. И никакой нервотрепки.

Но не стало бы поздно входить. Пока у нас музыкальные потоковые сервисы не развиты, но активно строятся дата-центры, когда все это заработает, возможно стримминг придет уже капитально, заменяя все остальное. Это как: собрался купаться, а вода ушла, отлив... Обидна, а?

- 50 дБ +
#

Всё относительно. Скорее всего нельзя так катигорично рассуждать - лучше/хуже. Надо смотреть на конкретную реализацию воспроизведения дисков и файлов в каждом конкретном случае. Это примерно тоже самое, что спорить что лучше "аналог" или "цифра". Так же на рынке почти нет доступных по цене и одновременно прилично звучащих файловых прогрывателей, которые можно поставить в стойку с аппаратурой и не обременнённым кипой интернет-функционала, который точно не влияет положительно на звук.

Например, я категорически против совмещения компа со своей стерео-ситемой, т.к. после работы хочется отдохнуть от компа, комп может внести множетсво наводок и искажений в систему своим излученем и "танцевать с бубном" вокруг него, т.е. настраивать его можно ооочень долго для получения оптимального звука, на что жалко тратить время, которое можно потратить на прослушивание.

- 50 дБ +
#

Самый важный вопрос, на который я так и не смог найти ответ, что делает среднестатистическая система с ошибкой E23. На мой взгляд, варианта три: пропустить "в тишине" запоротый блок, зациклить считывание плохочитаемого блока, выдавая из буфера раз за разом предыдущий блок, ну или пытаться интерполировать данные в невостановленном блоке. В первых двух случаях подобные ошибки будут приводить к очевидным обрывам сигнала, щелчкам, зацикливаниям, в третьем - искажения, которые будут просто ухудшать звучание.


Однако, подход с интерполяцией, как мне кажется, достаточно "затратный". Более того, будь я производителем высококрутой техники, я бы не стал "интерполировать" блоки на хрен знает чьих хреновых дисках, ставя под удар репутацию звучания СВОЕГО аппарата, а честно затыкался бы на каждой ошибке, обозначая проблемы именно носителя.


А извечный спор между мной и аудиофилами звучит так: "вносит ли дешевая, самописная CD-R болванка окрашивание в звучание, или окрашивания нет, а возникающие ошибки - это щелчки, обрывы сигнала и зацикливания".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #
Более того, будь я производителем высококрутой техники, я бы не стал "интерполировать" блоки на хрен знает чьих хреновых дисках, ставя под удар репутацию звучания СВОЕГО аппарата, а честно затыкался бы на каждой ошибке, обозначая проблемы именно носителя.

Ну Вы представьте: Вы купили CD-проигрыватель Esoteric за 4500 евро, а он будет затыкаться и щелкать. Репутация от этого не выиграет:)) Интерполяция, товарищи, интерполяция и еще раз интерполяция.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ответственность же перекладывается! Лучше сказать, что источник плохой, чем молча нести ответственность за чужую какашку.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

и затыкаются, и интерполируют со щелчками - всякое бывает

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Тут вопрос репутации фирмы: лучше щелкнуть, заткнуться или соврать?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

фирма купила привод teac и нюансами его поведения на каких-то проблемных дисках не сильно заморачивается.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Тут еще вопрос: купили они, им навязали или для них специально делали. Сам Teac никакой VRDS-NEO в свои проигрыватели не ставит, не тот уровень. Зато там всякого напихали: High-Bit D/A Processing with Outstanding Powers of Musical Expression, ESOTERIC-HCLD*: Esoteric's Exclusive Output Buffer Delivers Powerful Signal Transmission, "ES-LINK Analog" Method for High Quality Current Transmission, New Dual Mono D/A Converter. Просто сразу проникаешься: звук с CD диска будет исключительно правильным, а Рид с Соломоном пускай курят во дворе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ну вот и я думаю: кто-то воткнул в мой сидюк свое говно, а мне выдавать говно, дискредитируя себя? Ну нафиг.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Спрашиваю потому, что из 10 - 8 это которые затыкаются и щелкают. Поэтому у меня вообще сомнение, что кто-то поступает по-другому.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Всякое бывает - это когда один из тысячи решил сделать так, а остальные 999 - по-другому. Ясно, что всяко бывает. Вы, как эксперт, уж скажите, как именно делают. Иначе ваши ссылки на "поля Галуа" (которые проходят, на минуту, на первом курсе любого матфака) - это не более, чем бессмысленные понты.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

Вы как эксперт на минуту в программе матфака давайте таким тоном про понты и все остальное пишите производителям хайенд сд-плееров — как они поступают в конкретных случаях. Я не имею желания объясняться.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А. Т.е. статью пишете вы, а отвечать за вас - производители хайэнд сд-плееров? Удобно!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я пришел на этот портал, потратив лет 20 на программирование (в том числе VST плагинов), из них еще лет 5 на звукорежиссуру, а потом вдруг попал к ВАМ, аудиофилам. И тут моя цель - задавать неудобные вопросы и быть неполиткорректным. Либо баньте меня, либо отвечайте на вопросы.

- 42.22 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

да, именно так - вам после 20-летней каторги с vst-плагинами отвечать будут только производители сд-плееров.

я бы может и рассказал про поведение своего плеера, но у меня его давно нет! А те, которые у меня были раньше, к сожалению, не отчитывались - в какой момент они интерполировали, а в какой момент это у них не получалось (((

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А зачем тогда писать статью, если она кагбе ничего и не проясняет?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

Так напишите свою и все проясните.Ждем!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

мне по приколу готовить такие статьи! вы же не думали, что я ради лично вас здесь стараюсь))

вы остались недовольны, а народ вроде не жалуется, накатал 100 коментов за день

напишите и вы статью про vst плагины или в чем вы там разбирались за 20 лет, о полях Галуа - почитаем

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да нет, конечно. Не ради меня ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Жаль только, что и на вопрос не ответили, и забанить - не забанили.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Простите, поставил минус, чтобы глянуть на вес голоса, а обратно вернуть не дали. Так что, выходит, заминусовал. Сорри ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #
Жаль только, что и на вопрос не ответили, и забанить - не забанили.

что я могу сказать? Страдайте!

- 50 дБ +
Либо баньте меня, либо отвечайте на вопросы.

"Вы не отвечаете на мой ответ! Я говорю не было ни единого разрыва, ничего не щелкало и не затыкалось, все интерполировалось с ноября прошлого года! А за сегодня 4 раза щелкало! Почему вы людям кайф обламываете?!"


Блин, вот что за тяга у нашего народа вечно с кем-то собачиться и гнуть пальцы? И что это за тяга к садомазо "либо баньте, либо отвечайте на вопросы"? Типа "забань меня полностью"?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

это еще ничего. вот в фейсбуке в каменты какая-то парочка унылых знатоков явилась - один из них поп - стал учить меня разнице между исчислением и разрядностью 16 бит

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Оооо, а как эти попы на своих тематических форумах срутся - хайфайным и не снилось! А вроде верующие люди, терпимость и смирение проповедуют ))

стал учить меня разнице между исчислением и разрядностью 16 бит

Мммм.... А это не один хрен? Ии.. это... может 16 бит разрядность неправославная? )))

- 50 дБ +
#

Файл не поцарапаешь.

Да, и спасибо YG и JaroslavS что сломали мне мозг подробными техданными - половину не понял, но все равно очень интересно )) А то с детства знал только 44.1 кГц, 16 бит, код Рида-Соломона, люминий, впуклости-выпуклости бит 0 бит 1. Но магия в сд есть. Как и в кассетах, бобинах и короле магии - виниле. Так что вот оставил с десяток кассет и несколько cd - не слушаю, для красоты стоят. А копии на hdd. Ибо как любой лентяй поймал себя на мысли, что кликнуть мышкой проще и удобнее чем открыть-включить-поставить-закрыть положить итд. Но магия греет )) Хотя бы визуально )) Как подростковая ностальжи припрет (первый cd плеер был в 16 лет, тогда это казалось чем-то фантастическим, особенно если крышка плеера полупрозрачная) - достаю, поборов лень ))

- 50 дБ +

С дуру можно и... файл сломать! :)))

- 53.01 дБ +

Сдуру можно ))) А уж с_дурой тем более :)) (чтото вспомнил анекдот про дурака и стеклянный ... прибор)))

- 50 дБ +
Файл не поцарапаешь

Фигня вопрос - я царапал вчера )))

- 56.02 дБ +

Какккк?! )) Поделитесь опытом - я тоже хочу )) ... А, понял, scratch-эффектом в Virtual DJ или Тракторе? ))

- 50 дБ +

Да на флэшку котэ наступил (())

- 53.01 дБ +

Бугога )))))

- 50 дБ +
#

Интересная статья .

- 50 дБ +
#

В последнее время стало модно критиковать СD. Понятное дело,что формат "не безгрешен",но в 1983 году это была революция.И сейчас спустя 35 лет этот формат еще в строю. И останется еще долго. Пережил dvd и его ответвления,переживет и блю рей.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

да я разве против? пусть остается, все равно лучше чем мр3

но важно понимать, что CD остается лишь потому, что силы прогресса забили на этот участок рынка

в отличие от видео, где 4k отправил dvd на помойку

пока Apple не начнет торговать хайрезами, движа не будет

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

2 вопроса:

1) "cd остается лишь потому, что силы прогресса забили на этот участок рынка" - разве поэтому? 4к вытеснил dvd (точнее, его вытеснил bd), но хайрезы и dsd не вытеснили cd, имхо, потому, что это очень консервативный но при этом достаточный для качественного воспроизведения формат (опять же - в пользу консерватизма - "гонка за повышением качества/разрешений" здесь не такая активная, как в видео), то есть, cd это золотая середина, "классика", если можно так сказать, аудио, поэтому будет актуальна очень долго. Еще один аргумент в пользу актуальности и востребованности формата - способности человека к распознаванию контента высокого качества - глаз может увидеть разницу между dvd, bd, 4k, 8k, 10-bit цвет и пр. и пр. технологиями, улучшающими картинку (потому и гонка такая активная). А вот со звуком такой номер уже не выйдет - mp3 от cd конечно, многие отличат (хотя многие и не отличат), а вот cd от hires 24 bit или dsd 128 от dsd 256 - уже вряд ли. К тому же, диапазон слышимого звука 20 Гц - 20 кГц почти у всех людей проседает к 23-25 годам до 15-17 кГц, так что мы уже не так хорошо слышим (или вообще не слышим) самый верхний диапазон. Кстати, где-то в сети был тест - 5 или 10 коротких треков, где можно проверить свой слух на предмет распознавания где cd а где mp3, правда тест мне показался необъективным - большая часть музыки была настолько проста, что распознать cd точно удалось только на классике - там все нюансы слышны сразу (или мне медведь на ухо наступил). Вот... Как-то так... Если я не понял насчет "забивания сил прогресса..." поясните, плиз, или скажите где в статье это надо перечитать (если есть).

2). "пока Apple не начнет торговать хайрезами, движа не будет" - вот тут тоже не понял, что вы имели в виду - если эппл начнет ими торговать, то cd будет вытеснен с рынка? Хайрезами много кто торгует, но cd жив до сих пор...

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #


дело не в кгц слуха, запись 24/44 тоже можно считать хайрезом. а 24/96 хорош не высоким диапазоном, а отсутствием фильтрации в слышимой области. Кроме того напомню, что предел слуха 17 кгц - это не параметры цифрового файла с жесткой отсечкой на 17 кгц, а фильтр с мягким спадом.

нормально продавать хайрез еще не начинали конечно

когда начнут, сразу поймете

4k тоже никому не нужен, особенно на телефоне, но продают же!

- 50 дБ +

никто кроме Эппл не заливал альбом всем пользователям устройств сразу и без ведома. Дистрибьюция альбома U2 была беспрецентентным событием, которое показало, кто есть кто

- 50 дБ +

Только не для России - у нас антиконституционным способом навязанные услуги распространены с 80-х годов, когда в нагрузку к картошке заставляли покупать и печенье )) или сейчас - страховку к кредиту.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

DVD было отправлено на помойку, все же, дешевыми онлайн китотеатрами и падением уровня кинопроизводства. Зрелищные фильмы лучше смотреть в театре, а сериалы - онлайн. Позиции CD были потеснены iPod и мобильными сервисами - подавляющей массе удобство приоритетнее качества, хотим мы это признавать или нет. Блюреями даже пираты серьезно не заморачивались, ибо физическая дистрибьюция проигрывает даже до старта еще.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

все правильно вы говорите о причинах

но в этих тенденциях я рассматриваю рефлексы аудитории потребителей музыки не как субъект, а как объект определенной маркетинговой политики.

аудитория "не знает" о своих потребностях, они ей не приходят в голову.

если за это дело возьмутся опытные иезуиты из apple, полюбит она как миленькая ваши хайрезы, никуда не денется)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да любим, любим уже )) только не от apple ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А зачем силам прогресса,что-то придумывать новое,когда все равно физический носитель перестал быть единственным? Если тот же СD и большей половине из присутствующих на форуме уже неинтересен.

- 50 дБ +

Плюсанул!!!

- 50 дБ +
#

YG, если не секрет, расскажите пожалуйста о вашей домашней/референсной аудиосистеме, из каких аппаратов она состоит?

- 50 дБ +

Вопрос актуален , кстати для всех местных экспертов, которые гордо носят сдесь это звание, объявите себя, народ должен знать своих героев!

- 42.22 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

нет, не секрет

цифровые транспорты либо рабочий ноут с jriver, либо Linux MPD в отдельном корпусе под аудио

цапы/ацп прошные - lynx, mytek, rme работают напрямую на мощник threshold, также использую av-ресивер marantz для источников

акустика zingali модифицирована

про винил/наушники тоже рассказывать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Про модифицированную акустику - да, будьте добры

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Sgho #

динамики менялись на морели и кроссовер заново

теперь ваша очередь отчитаться по своему сетапу

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я тоже за Cd в большинстве случаев.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Вот уж не думаю, что кто то отчитается:) этож тогда карты на стол:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

да, смешные эти милахи

Заходят такие с интонацией «дайте жалобную книгу», ни здрасте, ни мое почтение — думают они в ресторан пришли официантов гонять гг. А потом очень удивляются, когда им хозяева кастрюлю на голову нахлобучивают и дают поджопник.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Про "винил" расскажите, а про наушники не обязательно, наушники - не моё)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

про винил рассказывал уже, целая статья была - поищите в архиве, если интерес не праздный

- 50 дБ +
#

Посещайте живые концерты с друзьями, детьми, родственниками, подругами, покупайте виниловые издания или HD Audio файловую дистрибуцию и не парьте себе моск. Что касается статьи, то и в ней не до конца раскрыты все нюансы работы различных систем считывания, позиционирования, буферизации. Как минимум глупо сравнивать компьютерный недопривод с серьезным транспортом - задачи у них совершенно разные: первый может шоркать болванку хоть до посинения, ориентируясь на завершение транзакции пакета данных, а второй обязан максимально полно считать инфу с первого "захода" и на "шоркание" приводом у него времени пока что-то еще булькает в буфере. На заре появления первых компьютерных приводов, они и стоили совершенно иных денег, и у многих был свой "бардачок" ДОСовского софта по замерам ошибок и вообще практически не отличались от своих аудио собратьев по питам. Попробуйте протестировать какой-нибудь древний Pakcard-Bell конца 80-х со SCSI интерфейсом - сильно удивитесь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

Второй ничего никому не «обязан». Он работает по принципу — как потопаешь, так и полопаешь. Вообще в цифровых делах не применимы категории качества начала хх века и паровых машин, чтобы все было из чугуна триста тонн весило. Дофига денег стоили первые сд-р и первые компьютеры — какая здесь связь с их качеством?

Да, и напомните актуальные модели сд-транспортов. В хайфае не стесняются компьютерные двд-приводы использовать oem. И правильно делают, потому что они более точные, умеют читать на больших скоростях.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да, я себе в комп Teac поставил. Жалко, в dvd-rom VRDS не впихнуть )) ну и от старого, почти полностью металлического привода 90-х ничего не осталось - только шильдик Teac на морде появился (зато симпатыШно, почти hi-fi))) а начинка уже пластик. Вроде то ли пионер, то ли lite-on. И лотком спустя несколько лет стал щелкать - вроде стерлось что-то... Но фурычит вроде, играет.

- 50 дБ +
#

добрый день, уже лет 15 мучусь вопросом, убивает записанная болванка сиди привод или нет? Есть ощущение, что да. Два сиди приемника в машине по очереди сдулись, как мне кажется из-за болванок. Перестали читать и всё. Начал читать книгу, которую Вы приводите здесь по анатомии сиди, но неосилил. Не хватает времени на такую теорию. Так можно болванками играться или ради того, чтобы приберечь плеер не стоит?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @vamovamo #

можно, не записывайте только на максимальных скоростях

вы, кстати, можете поэкспериментировать с этой утилитой и посмотреть, как будет скорость записи влиять на количество ошибок с1

а еще лучше в машине все-таки переходить на флешку

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

спасибо, я проверял Неро спид диск кажется называлась. С1 действительно от скорости зависят. А вот с2 вообще не ловились. И да родные диски бывают ужас как полны этих с1. Но играют ничего так made in UK, mastered by nimbus ;)

понимаю, что обьяснить не могу, но даже из того, что удалось прочитать про анатомию сд, я склонен делать предположение, что мастеринг конкретного диска заключается в том числе и созданием географии тех самых питов и дотов, с тем, чтобы приводу было легко считать, без рывков и провалов в скорости и гладенько сдать дату электронике, отвечающей за перевод этой даты в музыку. Нет? Грубо говоря, записываешь болванку, видно на свет, что и треть площади не занял альбом,в то время как на фирменном диске вся дата распределена физически равномерном по всей площади. Ясно, что географически это точно не

- 50 дБ +
⇡ в ответ @vamovamo #

нет, объем на сд-р и компакт-диске одинаков

74 минуты и 80 минут - там небольшая разница по площади

с2 кстати могут не ловиться, потому что не все приводы умеют сообщать об этой ошибке

но вообще с2 редкость, обычно с1

- 50 дБ +
#

тоже самое что и на родной матрице. Сори рука дрогнула:)

- 50 дБ +
#

Классная статья, Ярослав!

Жаль, я с первого прочтения понял не более процентов семидесяти... :( С второго - пару процентов понимания добавилось. С третьего... Понял, что гуманитарное устройство башки вряд ли поможет понять больше. :(

Правда, смутные сомнения, что мои собственноручно сделанные рипы с CD в SoundForge на однократной скорости звучат практически так же, как первоисточник, и немного лучше того, что в той же разрядности скачивается с торрентов, получили, кажется, теоретическое подтверждение: всё дело в скорости, на 1х - с1 и с2 ошибки, вероятно, минимизируются... ;)

А может, конечно, дело в другом, свой рип - он ближе к телу, пардон, к уху. Кстати, об ушах. Мне 63, замерил недавно мой "рабочий" диапазон... Печальная картина: выше 14,5 кГц не слышу ни фига... :( А туда же, в "аудиофилию"... ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #
Печальная картина: выше 14,5 кГц не слышу ни фига...

Если бы способностью слышать выше 20 кГц однозначно определялась способность слушать, то... )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Как 63!? 0-О

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Вот так, Катя... :(

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Выглядите на 40 :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

:) ))))))))))) Да ладно! ;)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.