Вертушки, фонокорректоры и аксессуары немецкой фирмы Clearaudio хорошо известны в кругах любителей винила. Компания хоть и концентрируется на топовых продуктах, имеет в своем каталоге и доступные модели. И чтобы отвечать на вызов времени — готовит еще более бюджетные решения. О том, как все изменилось за последние пять лет, мы поговорили с Робертом Зухи (Robert Suchy), генеральным директором Clearaudio.
— Ровно пять лет назад я делал с вами интервью. Тогда мы еще не предполагали, что нас ждет взрывной рост интереса к винилу. По вашим словам, Clearaudio производила около 12 тысяч единиц продукции в год, изменилась ли эта цифра на сегодня?
— Изменилась. Рынок винила и всего с ним связанного действительно вырос гораздо сильней, чем мы ожидали. За последние пару лет мы увеличили штат на четверть — и на заводе, и в отделе разработки. В 2015 году мы выпустили около 20 тысяч единиц, а в этом году ожидаем преодолеть отметку в 25 тысяч.
— Раньше основным покупателем винила был аудиофил, а сегодня — хипстер или даже обычный любитель альтернативного рока. Планируете ли вы менять свою линейку согласно этому тренду?
— Аналоговые штуки стали модными. Что интересно, для прошлого поколения, которое выросло на CD, весь этот винил — старье из отцовской комнаты. А молодые люди до 25 лет видят в грампластинках новый носитель: не знакомые с ним раньше, они заново его открывают. Сегодня «молодежная» доля в покупках дисков и вертушек как никогда высока — мы оцениваем ее в 30%. Они, конечно, в большинстве своем не покупают High End, а предпочитают вертушки начального уровня от Pro-Ject, Rega и т.п. И это хорошие новости, потому что если они начинают, значит, они и продолжат.
Еще несколько лет назад мы боялись, что вся наша аудитория, которая тогда состояла преимущественно из мужчин 50-70 лет, уйдет и никого не останется. Но сейчас на их смену приходит молодежь, и это обнадеживает.
Конечно, новые покупатели не слушают классику в таких объемах, как их предшественники, но они покупают блюз, джаз и рок. Значительная часть —электронная музыка, которая, в общем-то, от винила никогда не отказывалась. Мы будем адаптировать часть моделей под этот новый рынок.
— Как вы думаете, винил пришел надолго или это кратковременная мода?
— По нашим прогнозам рынок будет расти в ближайшие пять лет точно. Мы видим, насколько перегружены фабрики по производству пластинок — они работают 24х7 и все равно не успевают выполнить заказы. Недавно выпустили новые машины для пресса винила, чего уже не было много лет. Я знаю, что в ближайшее время откроются одна фабрика в Японии, две в Германии, одна во Франции, две в США, еще одна в Британии… Бизнес инвестирует деньги в производство грампластинок. Россию, на мой взгляд, также ждет рост интереса к винилу. Пока вы отстаете от мирового тренда, но вполне возможно, нагоните его.
— Перейдем к вашей текущей линейке. Некоторое время назад Clearaudio обновила конструкцию топового проигрывателя Statement до версии V2. В чем состоит это обновление и доступен ли апгрейд для владельцев первой версии?
— Прежде всего, много улучшений в тонарме, он практически полностью переделан. Плато теперь сделано не из акрила, а из полиформальдегида (POM). Подшипник также доработали, у него отныне алмазно-титановое покрытие, которое никогда не сотрется. Блок управления поменяли, чтобы упростить сервисное обслуживание. Раньше, чтобы получить данные с микропроцессора, приходилось этот блок отсылать нам, теперь же сервисный инженер сам может получить к нему доступ прямо в доме покупателя. Апгрейд-кит для Statement уже доступен, он включает тонарм, подшипник, плато и блок управления. Стоимость около 19 000 Евро.
— Насколько удачной с точки зрения рынка оказалась конструкция Absolute Phono со встроенным в шелл каскадом усиления сигнала, и планируется ли использовать эту концепцию в более доступных моделях тонармов и проигрывателей?
— Absolute Phono — продукт не начального уровня, мы не так много его продаем. Зато, как мы заметили, его практически невозможно встретить на вторичном рынке. Вы не найдете его на досках объявлений в интернете, как и вертушки Statement, и это хороший знак. Мы считаем, что если аппарат массово стал продаваться на вторичке — значит с ним что-то не так, люди им недовольны.
И да, мы реализуем подобную схему в новом Balance+, который планируем выпустить в конце этого года или позже к выставке в Мюнхене. Кстати, на Munich High End мы выставляемся раз в два года. В 2017-м ожидайте от нас много интересных вещей, это будет настоящее шоу!
— Какие кабели вы используете для внутренней развязки?
— Это наши разработки, мы делаем кабели сами для себя. Полностью их разрабатываем, после отдаем на производство тут же в Германии. Однако если заказчик хочет, мы можем оснастить любой аппарат выбранным им кабелем. Но такое случается не часто, не более 1-2% от наших заказов.
— Как покупатели приняли вашу новую моющую машинку Double Matrix Professional Sonic?
— Это самый успешный продукт за последние два года. Мы планировали производить около 200 штук в год, но уже приходится делать по 300. Каждый покупатель, действительно каждый, говорил нам, что она ему очень нравится. Было мнение, что люди по второму разу моют уже очищенные на других устройствах пластинки и слышат улучшения в звуке. Говорили даже, что это самая лучшая моечная машинка на рынке. Как видите, приняли очень хорошо.
— В прошлом вы озвучивали планы сделать технику для производства виниловых пластинок, например, станок для нарезки матриц. На сегодня эти планы все еще актуальны?
— Мы действительно сделали прототип записывающей головки для винилового рекордера. Но у нас тут неподалеку есть швейцарская компания, которая делает это не хуже. Поэтому мы не стали выпускать его на рынок. Мы все же концентрируемся больше на конечных покупателях, профессиональный рынок — совсем другая ниша. Вообще же, «за сценой» у нас всегда много разработок, и лишь малая их часть доходит до коммерческого производства.
— Будут ли у вас модели со встроенным фонокорректором или АЦП?
— Думаю, что АЦП лучше использовать внешний, он не так важен для пользователя. Однако же встроенный фонокорректор — это удобно, особенно для той самой молодой аудитории. Во-первых, у них зачастую нет денег, чтобы покупать все по отдельности, а во-вторых, их сетап выглядит как вертушка, подключенная к активной акустике.
В начале следующего года мы представим проигрыватель виниловых пластинок Concept Active со встроенным фонокорректором. Причем помимо фонокорректора, вертушка будет оснащена и усилителем для наушников с регулятором громкости. Тогда покупатели смогут использовать его сразу с наушниками, ничего больше не потребуется. Такой вариант подойдет и для небольших комнат студентов, а также мы рассчитываем, что продукт понравится владельцам магазинов грампластинок, где подобная вертушка — удобный способ оценить диск.
Электроника уже протестирована, разработка закончена, тестовое производство стартует на днях. Это будет отличный продукт.
— Какие еще новинки нас ожидают помимо вертушки Concept Active?
— Мы работаем над новой линейкой MC-головок, хотим кое-что улучшить в наших и без того хороших моечных машинах. И у нас будет новая электроника, но пока я не могу сказать, какая именно. Определенно мы не разрабатываем акустику, но в лаборатории уже три года как зреют очень серьезные наушники. Не думайте, они не будут предназначены специально для прослушивания винила, это просто хорошие и качественные наушники. Мы используем технологию электростатов, потому что тонкая мембрана не создает настолько сильного давления на уши, как в динамических наушниках. Открытое, чистое и честное звучание — вот то, что мы хотим получить.
Также скоро выпустим внешние блоки питания для проигрывателей серий Concept и Perfomance DC, которые дадут более чистую и стабильную энергию для мотора вертушки. И расскажу еще об одном оригинальном продукте — жидкости для пластинок, эдакого нанопокрытия, после которого в звуке пластинки станет меньше щелчков и треска. Очень сложный продукт.
— Хочу спросить о фонокорректорах. Вы их производите полностью сами или заказываете частично на стороне?
— Некоторые детали мы заказываем на стороне, мы просто не можем их произвести сами. Например, мы используем слюдяные конденсаторы с серебряными обкладками (silver mica), они дорогие, но уж очень хороши для фонокорректоров. Мы заказываем их в компании, которая производит их по нашим спецификациями. Также мы стараемся использовать немагнитные компоненты, включая резисторы. Это, кстати, непростая задача, поскольку немагнитные резисторы чаще всего делаются для военных целей, а не бытовой электроники. Мало того, что они дорогие, их еще и не купишь.
— У Clearaudio есть собственный лейбл, который выпускает пластинки и CD. Развиваете ли вы это направление?
— Не скажу, что мы активно туда вкладываемся, нас вполне устраивает текущая активность лейбла. Сейчас мы перевыпускаем некоторые релизы Deutsche Grammophon по лицензии. На данный момент мы уже выпустили около 30 наименований с этим легендарным лейблом на обложке. Есть и собственные релизы. У нас выходит примерно 2-4 релиза за полугодие. Но мы их тщательно готовим. Получив мастер-пленку с Deutsche Grammophon, делаем тестовый прессинг, если есть проблемы — дорабатываем на мастеринге. Иногда процесс занимает пару месяцев, прежде чем мы готовы выпустить это в нужном качестве.
В будущем к каждому диску приложим код для загрузки, чтобы пользователь мог на компьютере или смартфоне сохранить себе релиз в лучшем качестве. Многие хотят иметь музыку и в аналоге, и в цифре. Это будет такой хороший бонус.
— Какие продукты Clearaudio наиболее востребованы на рынке, хиты вашего каталога?
— Главные бестселлеры, если считать количественно, — вертушки Concept и Concept Wood. Проигрыватель Perfomance DC для своей категории продается очень хорошо. Понятно, что вертушек Innovation покупают больше, чем Master Innovation, — это вопрос цены.
Отмечу, что прекрасно продаются головки с подвижным магнитом. Особенно модель Maestro, потому что на сегодня это единственная головка с подвижным магнитом, где стоит кантеливер из бора. Звук получается безукоризненным, как будто это головка с подвижной катушкой.
Проигрыватель Statement не назовешь массовым продуктом, но его в последнее время тоже покупают хорошо. Если раньше мы делали их по паре штук в месяц, сейчас уже приходится делать 4-6 вертушек. Посмотрев на цену этой модели, можно осознать, насколько это превосходный результат.
— И последний вопрос. Что бы вы пожелали нашим читателям от лица компании Clearaudio?
— Это будет послание, которое нам сказал наш отец Петер Зухе (Peter Suchy): «Всегда помни — аналог переживет всех нас». Так что наслаждайтесь чистым звуком виниловых пластинок и получайте максимум эмоций, заложенных в этом прекрасном живом формате.