Тест проигрывателя виниловых пластинок TEAC TN-300 с головкой Audio-Technica AT95E: антиаудиофилия

Тест проигрывателя виниловых пластинок TEAC TN-300 с головкой Audio-Technica AT95E: антиаудиофилия

Японскую фирму TEAC сложно причислить к лидерам производства проигрывателей виниловых пластинок, будь то в прошлом, или в настоящем. Однако вертушками TEAC занималась, и занималась давно — еще со времен роликовых аппаратов. Были у компании и необычные разработки, как прямоприводный проигрыватель TEAC TN-400 с технологией Magnefloat и сенсорным управлением. В большинстве своем под брендом TEAC выходили бюджетные проигрыватели и музыкальные центры с простыми встроенными вертушками.

Первая старшая модель TEAC TN-300 не так уж и долго занимала пьедестал — в начале 2016 года вышли две новинки TN-550 и TN-570. Да и сам по себе проигрыватель TEAC TN-300 по сути относится к бюджетным аппаратам чуть старше начального сегмента. Правда, с одним большим «но» — за прошедшие несколько лет из-за популярности винила критерии бюджетного сегмента поменялись. Еще недавно в него попадали вертушки, не имеющие никаких регулировок тонарма вообще, с простецким корпусом и разве что снабженные автоматом. Сейчас же разнообразие в бюджетном сегменте заметно выросло и встречаются проигрыватели, сильно отличающиеся по возможностям и исполнению. Именно это вполне справедливо относится и к TEAC TN-300.

Конструкция

Стол вертушки имеет вполне классическую конструкцию — он изготовлен из одного цельного листа МДФ, на котором и закреплены все узлы проигрывателя. Покрыт стол несколькими слоями черного рояльного лака, и надо отметить, что качество покрытия оказалось лучше, чем я ожидал.

Проигрыватель TEAC TN-300 с закрытой пылезащитной крышкой. При желании крышку можно легко снять

Помимо черного лака проигрыватель может быть выполнен в красном или белом лаке, а также с покрытием шпоном под прозрачным лаком (светлое дерево или вишня). Когда осматривал другие экземпляры, я затруднился определить использован ли натуральный шпон или материал, его имитирующий. Однако выглядит все вполне прилично.

Проигрыватель комплектуется откидной пылезащитной крышкой, у которой есть и маленькие резиновые демферы, чтобы она не билась о корпус, и надежные петли, позволяющие не только открывать-закрывать крышку, но и моментально снять ее целиком и быстро вернуть на место.

На стойку проигрыватель устанавливается при помощи четырех алюминиевых ножек, задемпфированных сверху и снизу резиновыми вставками (алюминий выполняет скорее декоративную функцию). Регулировок ножек не предусмотрено.

Нижняя часть проигрывателя закрыта пластиковым кожухом, который прячет под собой крепление подшипника, мотор, встроенный фонокорректор с АЦП и прочие детали конструкции.

Вертушка TEAC TN-300: общий вид, тонарм, ручки управления

Мотор проигрывателя — постоянного тока и достаточной мощности, чтобы легко раскрутить литой алюминиевый диск. Когда диск установлен мотора не видно, так как плоский пассик передает вращение не на внешний радиус диска, а на субдиск, который является неразъемной частью литого диска. В комплекте прилагается толстый ребристый резиновый мат, а мотор (а значит и встроенный фонокорректор с АЦП) запитаны при помощи выносного блока питания в виде вилки-адаптера.

Для развязки мотора и стола использован давно известный прием — сам мотор крепится к круглой металлической крышке при помощи винтов и трех резиновых держателей-демпферов, а крышка, в свою очередь, винтами крепится к столу. Просто, но для бюджетной конструкции более чем достаточно.

Подшипник у проигрывателя сделан условно-неразборным — разобрать его конечно же можно, но обслуживания в домашних условиях он не предполагает. Качество подшипника — обычное, ничего сверхсложного, но для своего класса добротно, возможно даже немного избыточно.

Проигрыватель TEAC TN-300, вид сбоку. Можно рассмотреть поворотный узел тонарма и органы управления

Отдельно хочется сказать об управлении. Оно сделано удобно и изящно. На корпусе вертушки имеются две поворотные ручки, кстати, очень похоже, что сделанные из алюминия. Одна отвечает за включение-выключение мотора, вторая за переключение скоростей между 33,3 и 45 оборотами в минуту. И отдельно хочется похвалить разработчиков за отсутствие всевозможной бесполезной индикации, во всей конструкции проигрывателя только один неяркий светодиод, рядом с ручкой управления мотором, около положения «Play».

Тонарм не предусматривает замены или апгрейда, впрочем для бюджетного сегмента такая возможность была бы странной. Сам тонарм выглядит весьма неплохо: 9-дюймовый, статически сбалансированный, с классической поворотной конструкцией, привычным съемным шеллом и удобным ручным микролифтом. Шелл позволяет настраивать положение головки — в основании крепления разъема для шелла есть фиксирующий винт, ослабив который можно чуть-чуть скорректировать значение азимута.

Противовес у тонарма полноценный — съемный, регулируемый, с поворотной шкалой с градуировкой прижимной силы — в базовом варианта настроить тонарм по паспортной точности не составит труда, а дальше можно подстроить нюансы на слух, хотя штатная головка терпимо относится к небольшим погрешностям настройки. Разве что антискейтинг по нанесенной на регулировочную ручку шкале, за счет очень малого шага, настраивается довольно грубо, но в пределах погрешности для установленной головки — ничего страшного не произойдет, что показала в том числе и проверка по тестовым дискам. Единственное, чего тонарм не позволяет, так это настраивать высоту. Но учитывая тот факт, что все сделано изначально для корректной работы штатного, предустановленного на заводе картриджа Audio-Technica AT95E особых проблем в будущем возникнуть не должно — поменять иглу у головки проще простого, да и подобрать что-то другое подходящее из семейства Audio-Technica тоже вполне реально.

Шкив мотора и шкив детали подшипника проигрывателя TEAC TN-300

Штатная головка Audio-Technica AT95E — классическая ММ со сменной иглой, наверное, одна из самых известных головок в своем сегменте, очень неплохо себя зарекомендовавшая и по соотношению цена/качество и по живучести и по неприхотливости в использовании.

Остаются встроенные фонокорректор и АЦП. Фонокоректор собран, конечно же, не на дискретных элементах, а на операционных усилителях. Рассчитан он на работу только с ММ головками, но что хорошо — он отключаемый. При желании можно использовать любой внешний корректор по своему вкусу. Да, тут же можно заметить, что фонокабель у проигрывателя съемный, есть RCA разъемы и земляная клемма на выходе и штатный кабель RCA-RCA из базовой поставки. Не уверен, что это будет актуально, но при желании и кабель можно сменить.

Встроенный аналогово-цифровой преобразователь имеет только USB выход, поддерживаемые частотность и разрядность: от 8 до 48 кГц/16 бит. От подобного АЦП сложно ожидать серьезных результатов, ведь основная его задача — это не высококачественная оцифровка, а запись для того, чтобы послушать песни на портативном гаджете. В рамках теста оценивать АЦП я не стал, а вот проигрывателю уделил ровно столько же внимания, сколько и любому другому аппарату.

Звучание

В плане экспериментов с этой вертушкой я решил ничего особого не делать, изучить ее в базовом варианте, с тем лишь исключением, что после основного теста со встроенным фонокорректором оценить проигрыватель с внешним корректором близкого класса.

Основной диск у TEAC TN-300 литой

Первая пластинка — Herbie Hancock «Sextant». Звук плотный, по ощущению несколько тягучий, но чище и прозрачнее, чем я ожидал от бюджетного проигрывателя и встроенного корректора. Динамика слегка смягчена, ритм ощущается скорее как сглажено-успокоенный. Признаков нестабильности скорости нет, звук стабилен. Детальность — средняя, но то, что отходит на второй план распределяется равномерно и ущербным звук не ощущается.

Бас средней глубины, умеренно плотный, не отстающий по скорости и не выпадающий из общего характера и почерка. Серединка по ощущению темная, чуть формальная в нюансах, немного прямолинейная. Однако это свойство выражено явно меньше, чем у некоторых других проигрывателей схожего класса. Верхние частоты не яркие, даже кажется, что чуть-чуть приглушенные, не резкие, но более детальные и разнообразные, чем можно было ожидать.

В сцене преобладает ширина, масштаб, но есть упрощение по глубине, образы прорисовываются не всегда отчетливо, они слегка упрощены и ощущения достаточности воздуха в сцене и пространстве не хватает.

Следующая пластинка — Friends Of Carlotta «Live In Studio». Характер звучания эмоциональный, насыщенный. Может быть все в целом не настолько прозрачно и не так детально, как хотелось бы, но общий настрой передается точно, явной окраски не заметно.

База тонарма проигрывателя TEAC TN-300. Регулировки тонарма по высоте к сожалению нет

В целом и динамика и детальность звука находятся в неком балансе, как и характер подачи частотного диапазона. Эмоций тоже хватает, явной зажатости или тусклости не слышно. От звучания именно этой пластинки хотелось бы более глубокого и проработанного баса, основательности в звуке. Но пожалуй, это единственное существенное замечание.

Следующий диск — Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon». Звучание скорее обрадовало. Масштаб есть, воздух прослеживается в достаточном количестве, есть и атмосфера и чувство погружения в детали и нюансы. Окраски или явных перекосов в звуке я не заметил, ну разве что хлесткости и наполненности баса хотелось бы побольше. Если послушать весь альбом, то подспудно на уровне ощущений все-таки запоминается некая темнота в звуке, полупрозрачная вуаль. Выражено это не явно, малозаметно, но в характер эти черты вплетаются и их нужно отметить.

После трех прослушанных пластинок я переключился на внешний фонокорректор. Надо сказать, что и встроенный для своего сегмента весьма не плох. Пара имеющихся под рукой бюджетных фонокорректоров оказались похуже, или что вернее, давали в сумме звук менее сбалансированный, с более заметными перекосами. А какой-то прирост относительно встроенного корректора получился только с внешним аппаратом, стоимостью в две трети всего проигрывателя. Совсем большого тестового набора различных корректоров у меня на тот момент не оказалось, поэтому я переключил проигрыватель обратно, на работу со встроенным фонокорректором и продолжил тест в обычном режиме.

Единственное, что я еще сделал — послушал несколько старых потрепанных пластинок, никогда не видевших моечной машины — специально для того, чтобы понять, а как проигрыватель справится со среднестатистической пачкой «мелодиевских» дисков, извлеченных из шкафа. Проигрыватель справился очень хорошо, шипения и треска было мало, точно меньше, в сравнении со многими «аудиофильскими» аппаратами. Результат однозначно положительный. Но идем дальше.

Шелл тонарма и головка звукоснимателя Audio-Technica AT95E

Пластинку Jethro Tull «Live at Montreux 2003» я часто беру на тесты — записана она хорошо, и отлично подходит для того, чтобы оценить способности тракта отыгрывать концертные записи со всей их спецификой и особенностями. Призвуки и объем зала слышны хорошо, запись воспроизводится с достаточной долей концертной атмосферы, с ощущением воздуха и пространства. Чуть-чуть не хватает баса, есть малость упрощения в деталях, но это все уже прослеживалось на предыдущих пластинках в тесте. А так — результат уверенный, и вполне приличный для аппарата такого класса.

Последние две пластинки — сборник записей И.С. Козловского и запись оперы Puccini «Tosca». В целом, даже на сложных моментах тракт более-менее справляется со своими задачами, хотя конечно же, есть и потеря в детальности и иногда нехватка динамики. Иногда прослеживается упрощение звучания голоса, инструментов. Но все первостепенное, что нужно воспроизвести, вертушка играет без явных перекосов. Сцена скорее упрощенная и формальная, но каши или путаницы образов не наблюдается. Эмоционально звучание правильное, без окраски и без привнесения чего то лишнего от себя.

Резюме

Аккуратно сделанный проигрыватель классической конструкции. Простой в настройке и и использовании, удобный. Традиционный дизайн, хорошие для своего класса материалы и исполнение, лучше, чем можно было ожидать изначально. Разработчики обратили внимание даже на то, что никакой излишней подсветки и индикации не нужно. За исключением встроенного корректора, аппараты схожего класса и похожие по реализации ранее мне встречались в бюджетном сегменте повсеместно. Хотя, например, тонарм у TEAC TN-300 сделан получше и поточнее, чем у бюджетных предшественников некоторых производителей.

Звучание пусть и немного упрощенное, но достаточно честное, без окраски. В сочетании с подходящим по уровню трактом проигрыватель можно использовать для прослушивания любых жанров (пожалуй, только кроме сложной симфонической и хоровой музыки) и для воспроизведения пластинок самой разной степени изношенности.

TEAC TN-300, вид сзади. Выходные RCA разъемы, выключатель встроенного фонокорректора, цифровой USB выход АЦП, разъем внешнего блока питания и выключатель

Технические характеристики

Проигрыватель виниловых пластинок TEAC TN-300

Тип привода: пассиковый

Мотор: постоянного тока

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин. Без возможности подстройки

Отклонения скорости: не более 2%

Уровень рокота: 0,2%

Соотношение сигнал/шум: более 67 дБ

Тонарм: статически сбалансированный, поворотный

Эффективная длинна: 223 мм

Шелл: съемный

Регулировки: прижим, антискейтинг, азимут

Допустимая масса головки: 5,7 ± 0,5 г. при прижиме 2 ± 0,5 г.

Выходные разъемы: аналоговые RCAx2, цифровой USB B

Поддерживаемые частотность и разрядность АЦП - 8, 11.025, 16, 22.05, 32, 44.1 и 48 кГц / 16 бит.

Головка звукоснимателя Audio-Technica AT95E

Тип: MM

Заточка иглы: эллиптическая

Радиус заточки иглы: 0.4 х 0.7 мил

Угол трекинга: 20°

Статическая податливость: 20 x 10-6 см/дин

Динамическая податливость: 6.5 x 10-6 см/дин

Диапазон прижимной силы: 1.5 - 2.5 г

Оптимальная прижимная сила: 2 г

Выходное напряжение: 3,5 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Диапазон воспроизводимых частот: 20 - 20000 Гц

Разделение каналов: 20 дБ на 1 кГц

Разбаланс каналов: 2 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 - 200 пФ

Вес: 5.7 г

Музыкальный материал

Friends Of Carlotta - Live In Studio — Clearaudio LP 83035 / Stereo

Herbie Hancock — Sextant — CBS/Sony SOPL 190 / Stereo

Jethro Tull - Live at Montreux 2003 – Audio Fidelity AFZLP2 041 / Stereo

Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon — Harvest EOP-80778 / Stereo

Puccini – Tosca – Maria Callas, Carlo Bergonzi, Tito Gobbi, Orchestre de La Societe des Concerts du Conservatoire, George Pretre / EMI – Angel AN 149/50 F / Mono

И.С. Козловский – Сборник, посвященный 90-летнему юбилею – Мелодия С10 29859 001 / Stereo

75.8 дБ +

Комментарии

#

Виктор, данный проигрыватель дороже Pro-Ject RPM 1 Carbon, но мне показалось, Ваше резюме не в пользу TEAC ? A выглядит, достойно, для своей категории.

- 50 дБ +
#

Одинаковых и однозначных проигрывателей не бывает, даже в бюджетном сегменте есть свои различия.

- 50 дБ +
#

2M Red Ощутимо интереснее звучит, чем Audio-Technica AT95E. Может поэтому ТЕАС не впечатлил автора. За эти деньги, Прожект, пожалуй поинтереснее будет.

- 50 дБ +
#

Согласен! В этом бюджете отдал бы предпочтение Pro-Ject Debut Carbon DC Esprit - неравнодушен к акрилу :)

- 50 дБ +
#

Да, но вот только диск из МДФ у Pro-Ject. Я понимаю, что технологии нынче и всё такое, но фанера она и есть фанера.

- 50 дБ +
#

Я же указал - из акрила - Esprit. А вот на счет МДФ - такой диск мне понравился больше, чем металлический. Конечно, возможно мой опыт не универсален для все проигрывателей, но с диском из МДФ оказался на слух ниже рокот.

- 50 дБ +
#

Ну и что, что МДФ? Оценивать то нужно результат как таковой, звук и функционал аппарата. А детали - да, они важны, но они данность, и результат все же важнее.

- 50 дБ +
#

http://www.akaipro.com/product/bt500

Замечательный , САМОБЫТНЫЙ!

не то что данный TEAC .

Вот умеют же в AKAI делать .)

Вот еще легендарный аппарат от уважаемой фирмы

http://www.lenco.com/p/l-90/

И все заметьте ОРИГИНАЛЬНОЙ конструкции .

не то что китайцы хрень всякую клепают.

- 50 дБ +
#

Чтож там самобытного?
Господа,я вот читаю все это здесь и никак не могу привыкнуть к мысли,что осетрина бывает только свежая а не первой или второй "свежести" )) как говаривал кто-то из комиков.Ну как можно делить проигрыватели на марки типа,это Акай а это вот видите-Тик,а это Аудио-Техника,а это -Пионер ПЛ-Х1000,когда они сделаны по моим наблюдениям все скопом где-то в Китае малоквалифицированным персоналом на местном "свечном" заводе?
Ясно,что все это продукция не имеющая к реальным брендам никакого отношения кроме шильдика на корпусе )
Знающие историю создания японских брендов люди прекрасно понимают это. Может они играют неплохо,да!
Но я например,никогда себе не куплю такую хню сделанную неизвестно где и неизвестно кем.Пусть китайская экономика перебьется без моих капиталовложений )))
Тем паче,уже наученный горьким опытом с вертушкой Аудио-Техника Ат _ЛП120 усб.Такое дерьмо простите,я себе не мог представить даже во сне! Кривой опорный диск! Краска слетает отовсюду.Фон на выходе с иглы-нет земли и тд и тп!
Просто всеобщее безобразие при производстве.Ужас.
А Наушники,поголовно сделанные в китае криворукими полуголодными жителями-рабочими! Тоже самое.Кошмар.
Аудио-индустрия просто катится по наклонной вниз.
Нет никакой разницы в шильдике на корпусе-Там в Китае сидит большой толстый дядя и приклеивает их куда попало,а мы тут обсуждаем,как то и как это. ))
Формату конец. А все лучшее выпущено в 70-80 годах и это факт.К сожалению. Осталась цифра и МП три .

- 50 дБ +
#

AKAI - ДА!!! Созерцать - уже сплошное удовольствие!

- 50 дБ +
#

Вот к примеру вечные ценности от Акай.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.