Trinnov Audio: звуковая картинка на кончиках тетраэдра

Trinnov Audio: звуковая картинка на кончиках тетраэдра

В мире High End все так или иначе посвящено одной простой формуле — путь сигнала должен быть минимальным для абсолютной прозрачности системы. Лишние компоненты на пути сигнала и любые дополнительные преобразования не приветствуются. Эту аксиому полностью игнорируют французские инженеры из компании Trinnov Audio, которые предлагают использовать в High-End-стереосистеме цифровой DSP-процессор, утверждая, что звук от этого станет только лучше.

Самая большая дерзость и покушение на святая святых — наличие в процессоре-предусилителе Trinnov Amethyst фонокорректора с гибридной аналогово-цифровой обработкой АЧХ. Предложить слушать аналоговый носитель, пропуская сигнал через цифровой процессор, могут только безумцы, либо те, кто на 100% уверен в успешности результата. Что ж, за десятки лет существования индустрии High End мы видели и то, и другое.

Профессиональная предыстория

В 2000 году три французских инженера Арно Лабори, Себастьян Монтойя и Реми Бруно приступили к работе над научным проектом, лишь косвенно относящимся к прослушиванию музыки: они занялись вопросом записи звука в формате 3D. Разработки увенчались успехом, и в 2003 году они основали компанию Trinnov, а уже в 2004-м выпустили первое профессиональное решение Trinnov SRP для записи многоканального звука. Стоит заметить, что инженеры Trinnov были далеко не первыми в ряду тех, кто обещал совершить революцию в вопросе качества многоканальных записей, но именно они смогли по-настоящему изменить ситуацию.

В традиционной многоканальной записи чаще всего применяются кардиоидные микрофоны, по одному на канал. Собственно говоря, в этом и оказалась проблема — традиционный подход был уже очень прямолинеен. Чем выше требуется качество записи, тем более точные, чувствительные и узконаправленные микрофоны приходится применять. В один прекрасный момент производители микрофонов не смогли «эволюционировать» свои продукты дальше и прогресс практически остановился.

И тут инженеры Trinnov, собственно, компенсировали естественные технические ограничения сочетанием сложной пространственной конструкции с восемью всенаправленными микрофонами и специфического алгоритма обработки. Математическое разложение сигналов поступающих от микрофонов по методу Фурье-Бесселя позволило получить по каждому источнику звука не только спектральные, но и пространственные координаты, что было невозможно получить и учесть при применяемых ранее методах записи.

Таким образом, вместе с повышением качества записи звукорежиссеры получили фактически неисчерпаемые возможности постобработки. Каждый источник звука стало возможно выделить из общего хора, редактировать отдельно как по частоте, так и по расположению в пространстве. Например, появилась возможность изменить тембр и местоположение одного инструмента в оркестре. Одним словом, звукорежиссеры получили в свое распоряжение прекрасную игрушку, а инсталляторам оставалось только завидовать и ждать.

Уникальная пара

Технологии записи Trinnov SRP легли в основу нового алгоритма под названием Optimizer. Одноименный DSP-процессор получил точно такой же талант слушать в трех измерениях, но предназначался уже не для записи звука, а для анализа и компенсации акустических особенностей помещения. Новинка сначала получила признание профессионалов, прописавшись в вещательных и звукозаписывающих студиях, а с 2008 года технологии Trinnov Optimizer стали использоваться в AV-процессорах и ресиверах сторонних производителей, а в 2010 году появились оригинальные процессоры для домашнего кинотеатра от самой Trinnov.

Процессор домашнего кинотеатра Trinnov ST2-HiFi, вид сзади и спереди

Сначала выпустили модель ST2-HiFi, а затем процессор-предусилитель Amethyst. Конструктивно оба устройства представляют собой мощный компьютер с улучшенным звуковым трактом и пониженным уровнем джиттера в цифровой части. Аппараты имеют аналоговые и цифровые входы и могут выступать в роли высококачественного ЦАП. Amethyst помимо прочего оснащен функцией сетевого плеера и полнофункциональным предусилителем с регулировкой громкости и ММ-фонокорректором. Основное же назначение обоих устройств — коррекция звучания стереосистемы с учетом акустических условий помещения посредством технологии Trinnov Optimizer.

Мультиточечное измерение

Технология оптимизации от Trinnov реализуется с помощью 3D-микрофона с четырьмя всенаправленными капсюлями. Три из них расположены в одной плоскости равносторонним треугольником, а четвертый стоит чуть выше посередине, образуя тетраэдр. Капсюли отбираются по параметрам для максимальной идентичности. Каждый 3D-микрофон имеет собственный калибровочный файл, который необходимо загрузить в процессор перед началом работы. Таким образом достигается максимальная точность измерительного тракта.

Ради получения достоверной звуковой «схемы» помещения используется метод мультиточечного измерения, при котором данные получают для нескольких точек прослушивания, а затем пользователь задает приоритет каждой из них. На основании полученных данных процессор выстраивает картину резонансов помещения, частотной, фазовой и импульсной характеристик акустики, вдобавок получает информацию о том, где будут располагаться слушатели.

Процессор Trinnov ST2-HiFi включается в стереосистему сразу после источника сигнала, а Trinnov Amethyst сам является источником, поэтому в процессе измерения учитываются параметры не только акустики помещения, но и всего звукового тракта.

3D-микрофон Trinnov Audio установлен для замера звука на VIP-местах этого домашнего кинотеатра

Имея полную картину искажений и сопоставляя ее с желаемым результатом, можно заставить свою систему звучать так, как это требуется. Сложность технологии калибровки сполна компенсирована полной автоматизацией процесса. Ручные настройки доступны и упрощены, насколько это вообще возможно. Графический интерфейс можно вывести на телевизор или превратить планшет в пульт ДУ. Не будучи хорошо подкованным в теории, есть смысл довериться автокалибровке и стандартным пресетам настроек. Но, тем не менее, приятно то, что есть возможность разобрать звучание системы по кирпичикам и собрать из них заново требуемую звуковую картину.

Коррекция

Идеальных комнат, равно как и идеальных акустических систем, как известно, не существует. Любой пример хорошо звучащей системы — это частный случай успешного сочетания акустической подготовки комнаты, характеристик акустики и компонентов.

Но даже в этом случае речь идет не только и не столько о приближении звучания к максимально достоверному, сколько о правильном сочетании детальности и точности с естественной окрашенностью звучания. Без каких-либо переотражений и ревербераций вообще мы получим сухой и стерильный студийный саунд, характерный для переглушенных помещений. По этой причине автоматический режим коррекции компенсирует только наиболее существенные резонансы помещения, возникающие в зоне первого отражения, оставляя неприкосновенными последующие переотражения, всегда присутствующие в помещении. Это позволяет скорректировать импульсную и частотную характеристики, избежав эффекта безэховой камеры.

Процессор-предусилитель Trinnov Amethyst

Далее устраняются стоячие волны и резонансы на нижних частотах, обусловленные геометрическими размерами и формой помещения. Плюс специфические сильно окрашивающие звук реверберации, вызванные неоднородностью акустических условий (разная отражающая способность отделочных материалов, наличие мебели и т. п.).

Сам процесс коррекции представляет собой дополнение сигнала эквивалентом резонансного пика в противофазе, что позволяет достроить результирующую АЧХ до желаемой формы. Схожим образом работают системы шумоподавления в наушниках.

Кроме того, оптимизатор выравнивает фазовую характеристику системы, причем в ситуации, когда приходится выбирать между частотной и фазовой точностью, процессор выбирает последнее, поскольку именно этот параметр определяет естественность звучания и точность прорисовки звуковой сцены. По этой причине для достижения наилучшего результата рекомендуется обеспечить по возможности оптимальные акустические условия и только потом использовать оптимайзер.

Процессор-предусилитель Trinnov Amethyst, вид сзади на коммутационную панель

Поскольку система изначально разрабатывалась для работы с многоканальным звуком, в ней заложен инструментарий под названием Spatial Remapping, позволяющий корректировать расположение виртуальных источников звука, компенсируя тем самым неидеальное расположение акустики в помещении. Применительно к стереосистеме данный метод в принципе не так актуален, поскольку корректно разместить пару колонок значительно легче, чем инсталлировать пять сателлитов. С другой стороны, практически в любом домашнем стерео акустика располагается неоптимально по дистанции. Комнаты обычно получаются или слишком широкими, или слишком узкими, а место прослушивания то чересчур близко, то чересчур далеко от оптимальной точки. Одним словом, Spatial Remapping вполне может оказаться полезным и для стереосистем.

Полезные свойства

Возможности контроля фазовой и частотной характеристики, предоставляемые Trinnov, простираются несколько шире, нежели простое согласование акустики помещения. Полезной дополнительной опцией является функция активного кроссовера. Стереофонические процессоры Trinnov имеют сдвоенные входы и выходы, что позволяет использовать их в режиме двухусилительной схемы. Подключив СЧ/ВЧ- и НЧ-секции акустики через отдельные усилители мощности без разделительных фильтров можно согласовать их, заново используя технологии Trinnov. Процессор автоматически приводит АЧХ системы к желаемой форме, а также перенастраивает разделительные фильтры.

Пример интеграции в систему процессора-предусилителя Trinnov Amethyst

Эта действительно уникальный и ценный функционал, поскольку позволяет выбрать лучший вариант согласования полос из множества возможных, а не довольствоваться единственным фильтром, созданным производителем акустики. Кроме того, отказавшись от штатного пассивного кроссовера акустики, мы автоматически отбрасываем целый букет сопутствующих проблем: нарушения фазовой характеристики, снижение чувствительности, ограничение динамических возможностей. Правда, полос для настройки предлагается всего две, если у вас больше — изучите модели Trinnov Magnitude 32.

Звуковой процессор Trinnov Magnitude 32

Тем, для кого активный кроссовер по каким-то причинам не актуален, получают возможность экспериментировать с квадрофонией, режимами 3.1, 2.2 и любыми другими конфигурациями, количество каналов в которых не превышает четырех.

Практический смысл

При всем совершенстве технологий Trinnov и сами разработчики, и опытные инсталляторы рекомендуют максимально облегчить работу оптимизатора, используя качественные компоненты и приблизив условия в помещении к идеальным. Система автокалибровки призвана решить те проблемы, которые по тем или иным причинам невозможно решить традиционными способами. Установка системы в обычной, не подготовленной комнате, невозможность соблюсти рекомендуемые дистанции и углы установки акустики, и прочие ситуации, в которых инсталлятор лишен полного набора инструментов,— это как раз тот случай, когда Trinnov Optimizer необходим.

Однако куда более интересен вопрос целесообразности применения устройств Trinnov не с целью устранения очевидных проблем, а как средство повышения качества звучания. В целом и процессор ST2-HiFi, и полнофункциональный предусилитель Amethyst, полностью соответствуют High-End-канонам. Они оснащены балансным аналоговым трактом, цифровая коммутация, помимо SPDIF, имеет AES/EBU-интерфейсы и вход/выход тактового генератора. Встроенный фонокорректор HybriD обрабатывает низкие частоты по традиционной аналоговой схеме, а верхние — с помощью специального цифрового алгоритма. Кривая коррекции предназначена для работы с головками ММ-типа и полностью соответствует стандартам RIAA. Сам факт АЦП преобразования сигнала в процессе фонокоррекции может смутить особенно ярых сторонников «аналога», но стоит взглянуть на данный вопрос философски. Имея дело с современным винилом, мы не можем говорить о полностью аналоговой записи просто потому, что свою «аналоговость» винил чаще всего получает лишь в момент печати на прессе, а студийная запись и мастеринг проходили в цифровом формате.

Более вдумчиво стоит проанализировать и вопрос увеличения длины и сложности звукового тракта. Процессор — это, несомненно, дополнительный компонент, а DSP-обработка является еще одним преобразованием. Тогда как основная цель классической идеологии (сокращение пути звукового сигнала) — минимизация искажений фазовой и частотной характеристик, которые каждый компонент неизбежно вносит в звучание. Основная задача оптимизатора Trinnov в целом аналогична с той лишь разницей, что короткий тракт минимизирует искажения, а Optimizer устраняет их полностью на участке от источника до точки прослушивания.

ТЕГИ:#Trinnov
69.03 дБ +

Комментарии

#

Интересно,а почему сетевой разъём криво установлен? Хайенд,блин!!!!!.Куда уж этим маранцам и прочим онкио...

- 50 дБ +
#

Ой, судя по звуку голоса на записи, акустика этой комнаты просто ужасна. Или при записи звука этого видео применена какая то не очень удачная обработка?

Статья очень интересная! Прогресс ни каким хай эндом не остановить и это здорово! :)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.