В мире High End все так или иначе посвящено одной простой формуле — путь сигнала должен быть минимальным для абсолютной прозрачности системы. Лишние компоненты на пути сигнала и любые дополнительные преобразования не приветствуются. Эту аксиому полностью игнорируют французские инженеры из компании Trinnov Audio, которые предлагают использовать в High-End-стереосистеме цифровой DSP-процессор, утверждая, что звук от этого станет только лучше.

Самая большая дерзость и покушение на святая святых — наличие в процессоре-предусилителе Trinnov Amethyst фонокорректора с гибридной аналогово-цифровой обработкой АЧХ. Предложить слушать аналоговый носитель, пропуская сигнал через цифровой процессор, могут только безумцы, либо те, кто на 100% уверен в успешности результата. Что ж, за десятки лет существования индустрии High End мы видели и то, и другое.

Профессиональная предыстория

В 2000 году три французских инженера Арно Лабори, Себастьян Монтойя и Реми Бруно приступили к работе над научным проектом, лишь косвенно относящимся к прослушиванию музыки: они занялись вопросом записи звука в формате 3D. Разработки увенчались успехом, и в 2003 году они основали компанию Trinnov, а уже в 2004-м выпустили первое профессиональное решение Trinnov SRP для записи многоканального звука. Стоит заметить, что инженеры Trinnov были далеко не первыми в ряду тех, кто обещал совершить революцию в вопросе качества многоканальных записей, но именно они смогли по-настоящему изменить ситуацию.

В традиционной многоканальной записи чаще всего применяются кардиоидные микрофоны, по одному на канал. Собственно говоря, в этом и оказалась проблема — традиционный подход был уже очень прямолинеен. Чем выше требуется качество записи, тем более точные, чувствительные и узконаправленные микрофоны приходится применять. В один прекрасный момент производители микрофонов не смогли «эволюционировать» свои продукты дальше и прогресс практически остановился.

И тут инженеры Trinnov, собственно, компенсировали естественные технические ограничения сочетанием сложной пространственной конструкции с восемью всенаправленными микрофонами и специфического алгоритма обработки. Математическое разложение сигналов поступающих от микрофонов по методу Фурье-Бесселя позволило получить по каждому источнику звука не только спектральные, но и пространственные координаты, что было невозможно получить и учесть при применяемых ранее методах записи.

Таким образом, вместе с повышением качества записи звукорежиссеры получили фактически неисчерпаемые возможности постобработки. Каждый источник звука стало возможно выделить из общего хора, редактировать отдельно как по частоте, так и по расположению в пространстве. Например, появилась возможность изменить тембр и местоположение одного инструмента в оркестре. Одним словом, звукорежиссеры получили в свое распоряжение прекрасную игрушку, а инсталляторам оставалось только завидовать и ждать.

Уникальная пара

Технологии записи Trinnov SRP легли в основу нового алгоритма под названием Optimizer. Одноименный DSP-процессор получил точно такой же талант слушать в трех измерениях, но предназначался уже не для записи звука, а для анализа и компенсации акустических особенностей помещения. Новинка сначала получила признание профессионалов, прописавшись в вещательных и звукозаписывающих студиях, а с 2008 года технологии Trinnov Optimizer стали использоваться в AV-процессорах и ресиверах сторонних производителей, а в 2010 году появились оригинальные процессоры для домашнего кинотеатра от самой Trinnov.

Процессор домашнего кинотеатра Trinnov ST2-HiFi, вид сзади и спереди

Сначала выпустили модель ST2-HiFi, а затем процессор-предусилитель Amethyst. Конструктивно оба устройства представляют собой мощный компьютер с улучшенным звуковым трактом и пониженным уровнем джиттера в цифровой части. Аппараты имеют аналоговые и цифровые входы и могут выступать в роли высококачественного ЦАП. Amethyst помимо прочего оснащен функцией сетевого плеера и полнофункциональным предусилителем с регулировкой громкости и ММ-фонокорректором. Основное же назначение обоих устройств — коррекция звучания стереосистемы с учетом акустических условий помещения посредством технологии Trinnov Optimizer.

Мультиточечное измерение

Технология оптимизации от Trinnov реализуется с помощью 3D-микрофона с четырьмя всенаправленными капсюлями. Три из них расположены в одной плоскости равносторонним треугольником, а четвертый стоит чуть выше посередине, образуя тетраэдр. Капсюли отбираются по параметрам для максимальной идентичности. Каждый 3D-микрофон имеет собственный калибровочный файл, который необходимо загрузить в процессор перед началом работы. Таким образом достигается максимальная точность измерительного тракта.

Ради получения достоверной звуковой «схемы» помещения используется метод мультиточечного измерения, при котором данные получают для нескольких точек прослушивания, а затем пользователь задает приоритет каждой из них. На основании полученных данных процессор выстраивает картину резонансов помещения, частотной, фазовой и импульсной характеристик акустики, вдобавок получает информацию о том, где будут располагаться слушатели.

Процессор Trinnov ST2-HiFi включается в стереосистему сразу после источника сигнала, а Trinnov Amethyst сам является источником, поэтому в процессе измерения учитываются параметры не только акустики помещения, но и всего звукового тракта.

3D-микрофон Trinnov Audio установлен для замера звука на VIP-местах этого домашнего кинотеатра

Имея полную картину искажений и сопоставляя ее с желаемым результатом, можно заставить свою систему звучать так, как это требуется. Сложность технологии калибровки сполна компенсирована полной автоматизацией процесса. Ручные настройки доступны и упрощены, насколько это вообще возможно. Графический интерфейс можно вывести на телевизор или превратить планшет в пульт ДУ. Не будучи хорошо подкованным в теории, есть смысл довериться автокалибровке и стандартным пресетам настроек. Но, тем не менее, приятно то, что есть возможность разобрать звучание системы по кирпичикам и собрать из них заново требуемую звуковую картину.

Коррекция

Идеальных комнат, равно как и идеальных акустических систем, как известно, не существует. Любой пример хорошо звучащей системы — это частный случай успешного сочетания акустической подготовки комнаты, характеристик акустики и компонентов.

Но даже в этом случае речь идет не только и не столько о приближении звучания к максимально достоверному, сколько о правильном сочетании детальности и точности с естественной окрашенностью звучания. Без каких-либо переотражений и ревербераций вообще мы получим сухой и стерильный студийный саунд, характерный для переглушенных помещений. По этой причине автоматический режим коррекции компенсирует только наиболее существенные резонансы помещения, возникающие в зоне первого отражения, оставляя неприкосновенными последующие переотражения, всегда присутствующие в помещении. Это позволяет скорректировать импульсную и частотную характеристики, избежав эффекта безэховой камеры.

Процессор-предусилитель Trinnov Amethyst

Далее устраняются стоячие волны и резонансы на нижних частотах, обусловленные геометрическими размерами и формой помещения. Плюс специфические сильно окрашивающие звук реверберации, вызванные неоднородностью акустических условий (разная отражающая способность отделочных материалов, наличие мебели и т. п.).

Сам процесс коррекции представляет собой дополнение сигнала эквивалентом резонансного пика в противофазе, что позволяет достроить результирующую АЧХ до желаемой формы. Схожим образом работают системы шумоподавления в наушниках.

Кроме того, оптимизатор выравнивает фазовую характеристику системы, причем в ситуации, когда приходится выбирать между частотной и фазовой точностью, процессор выбирает последнее, поскольку именно этот параметр определяет естественность звучания и точность прорисовки звуковой сцены. По этой причине для достижения наилучшего результата рекомендуется обеспечить по возможности оптимальные акустические условия и только потом использовать оптимайзер.

Процессор-предусилитель Trinnov Amethyst, вид сзади на коммутационную панель

Поскольку система изначально разрабатывалась для работы с многоканальным звуком, в ней заложен инструментарий под названием Spatial Remapping, позволяющий корректировать расположение виртуальных источников звука, компенсируя тем самым неидеальное расположение акустики в помещении. Применительно к стереосистеме данный метод в принципе не так актуален, поскольку корректно разместить пару колонок значительно легче, чем инсталлировать пять сателлитов. С другой стороны, практически в любом домашнем стерео акустика располагается неоптимально по дистанции. Комнаты обычно получаются или слишком широкими, или слишком узкими, а место прослушивания то чересчур близко, то чересчур далеко от оптимальной точки. Одним словом, Spatial Remapping вполне может оказаться полезным и для стереосистем.

Полезные свойства

Возможности контроля фазовой и частотной характеристики, предоставляемые Trinnov, простираются несколько шире, нежели простое согласование акустики помещения. Полезной дополнительной опцией является функция активного кроссовера. Стереофонические процессоры Trinnov имеют сдвоенные входы и выходы, что позволяет использовать их в режиме двухусилительной схемы. Подключив СЧ/ВЧ- и НЧ-секции акустики через отдельные усилители мощности без разделительных фильтров можно согласовать их, заново используя технологии Trinnov. Процессор автоматически приводит АЧХ системы к желаемой форме, а также перенастраивает разделительные фильтры.

Пример интеграции в систему процессора-предусилителя Trinnov Amethyst

Эта действительно уникальный и ценный функционал, поскольку позволяет выбрать лучший вариант согласования полос из множества возможных, а не довольствоваться единственным фильтром, созданным производителем акустики. Кроме того, отказавшись от штатного пассивного кроссовера акустики, мы автоматически отбрасываем целый букет сопутствующих проблем: нарушения фазовой характеристики, снижение чувствительности, ограничение динамических возможностей. Правда, полос для настройки предлагается всего две, если у вас больше — изучите модели Trinnov Magnitude 32.

Звуковой процессор Trinnov Magnitude 32

Тем, для кого активный кроссовер по каким-то причинам не актуален, получают возможность экспериментировать с квадрофонией, режимами 3.1, 2.2 и любыми другими конфигурациями, количество каналов в которых не превышает четырех.

Практический смысл

При всем совершенстве технологий Trinnov и сами разработчики, и опытные инсталляторы рекомендуют максимально облегчить работу оптимизатора, используя качественные компоненты и приблизив условия в помещении к идеальным. Система автокалибровки призвана решить те проблемы, которые по тем или иным причинам невозможно решить традиционными способами. Установка системы в обычной, не подготовленной комнате, невозможность соблюсти рекомендуемые дистанции и углы установки акустики, и прочие ситуации, в которых инсталлятор лишен полного набора инструментов,— это как раз тот случай, когда Trinnov Optimizer необходим.

Однако куда более интересен вопрос целесообразности применения устройств Trinnov не с целью устранения очевидных проблем, а как средство повышения качества звучания. В целом и процессор ST2-HiFi, и полнофункциональный предусилитель Amethyst, полностью соответствуют High-End-канонам. Они оснащены балансным аналоговым трактом, цифровая коммутация, помимо SPDIF, имеет AES/EBU-интерфейсы и вход/выход тактового генератора. Встроенный фонокорректор HybriD обрабатывает низкие частоты по традиционной аналоговой схеме, а верхние — с помощью специального цифрового алгоритма. Кривая коррекции предназначена для работы с головками ММ-типа и полностью соответствует стандартам RIAA. Сам факт АЦП преобразования сигнала в процессе фонокоррекции может смутить особенно ярых сторонников «аналога», но стоит взглянуть на данный вопрос философски. Имея дело с современным винилом, мы не можем говорить о полностью аналоговой записи просто потому, что свою «аналоговость» винил чаще всего получает лишь в момент печати на прессе, а студийная запись и мастеринг проходили в цифровом формате.

Более вдумчиво стоит проанализировать и вопрос увеличения длины и сложности звукового тракта. Процессор — это, несомненно, дополнительный компонент, а DSP-обработка является еще одним преобразованием. Тогда как основная цель классической идеологии (сокращение пути звукового сигнала) — минимизация искажений фазовой и частотной характеристик, которые каждый компонент неизбежно вносит в звучание. Основная задача оптимизатора Trinnov в целом аналогична с той лишь разницей, что короткий тракт минимизирует искажения, а Optimizer устраняет их полностью на участке от источника до точки прослушивания.