Эзотерика в голубом: Blue Note 6 Great Jazz Collection SACD

Эзотерика в голубом: Blue Note 6 Great Jazz Collection SACD

Если классная команда долго и качественно записывала классику, как они справились с ремастерингом шедевров мирового джаза? Ответ содержится в издании «Blue Note 6 Great Jazz Collection» от Esoteric. Личные впечатления от прослушивания.

В качестве исходных данных имеем японский эксклюзивный, лимитированный коллекционный выпуск «Blue Note Great Jazz Collection» на 6-и аудиофильских дисках SACD/CD Hybrid. При этом CD-слой на гибридном диске это XRCD24! Авторы издания — Мотоаки Омахи (Motoaki Ohmachi) и главный по мастерингу Кацуи Сугимото (Kazuie Sugimoto) утверждают, что при записи, для достижения высокого уровня качества звука, был использован запатентованный процесс ремастеринга ESOTERIC. Уже интересно, особенно учитывая, что до этого восстановленными мастер-лентами на AcousTech Mastering японские товарищи не воспользовались (я писал об этом ранее).

Для меня, безусловно, интересно сравнить издания на SACD от Analogue Production и AcousTech Mastering, увидевшие свет в 2008 году, с новым материалом на том же носителе. Интрига усиливается тем, что на Esoteric выбрали для переиздания не только выдающиеся, культовые альбомы, но и записанные великим Вэном Гельдером (Van Gelder) на Van Gelder Studio в Нью Джерси для Blue Note. В качестве напутствия Виктор Горбатов сказал мне: «Я не знаю ни одного хотя бы посредственного издания у Эзотерик. Музыка может не нравиться, но издано все практически идеально!»@Gorbatov

Издание выглядит следующим образом:

Sacd 1 — SONNY ROLLINS VOL. 2 - ESSB-90122 (MONO);

Sacd 2 — JOHN COLTRANE: BLUE TRAIN - ESSB-90123;

Sacd 3 — SONNY CLARK: COOL STRUTTIN' - ESSB-90124;

Sacd 4 — CANNONBALL ADDERLEY: SOMETHIN' ELSE - ESSB-90125;

Sacd 5 — ART BLAKEY AND THE JAZZ MESSENGERS: MOANIN' - ESSB-90126;

Sacd 6 — HERBIE HANCOCK: MAIDEN VOYAGE - ESSB-90127.

Я подозреваю, что концепция переиздания должна демонстрировать лучшие свойства воспроизведения проигрывателей Esoteric SACD.

Ставлю первый альбом...

John Coltrane: «Blue Train» — Blue Note 1577

1. Blue Train (John Coltrane)

2. Moment's Notice (John Coltrane)

3. Locomotion (John Coltrane)

4. I'm Old Fashioned (Johnny Mercer/Jerome Kern)

5. Lazy Bird (John Coltrane)

Lee Morgan, trumpet / Curtis Fuller, trombone / John Coltrane, tenor sax / Kenny Drew, piano / Paul Chambers, bass / "Philly" Joe Jones, drums.
Produced by Alfred Lion / Original recording by Rudy Van Gelder / Recorded on September 15, 1957 at the Van Gelder Studio, Hackensack, New Jersey.

Здесь Джон, как считается, открыл новую музыкальную и гармоническую основу джаза конца 50-х прошлого века. Цифровых версий этого альбома немало: 1999 год — появление формата 24bit-192Khz для первого издания на DVD audio, затем вышеупомянутый SACD из Van Gelder Series APO 2008, а также Blue Note SHM-CD Remaster Edition (Japan Release) 2014 и Audiophile 192kHz/24bit & 96kHz/24bit, выпущенный в 2012 году на HD Tracks.

Все остальные не буду перечислять, тем более, что их не было под рукой.

Включаем издание Esoteric: очень натуральная подача, напор, панорама, если закрыть глаза — то вот он, живой стоит чуть левее центра, щеки раздувает, слюна закипает в мундштуке! Джо Джонс (Philly Joe Jones) обрушивает на вас бриллиантовую россыпь меди, а партия ударных на «Я старомоден» достойна перемещения на демо-диск «Как должны звучать барабаны». Мотоаки Омахи пишет, что музыкантов по сцене записи позиционировали как у Ван Гельдера. Да и странно в угоду современным записям растягивать сцену, вопреки авторской концепции. Тем более, что высокое разрешение и детальность переиздания увеличивает в пространстве объем звучания каждого инструмента.

Про HD-релиз в ремастере для Audiophile 192kHz/24bit, произведенном на High Resolution Mastering by Alan Yoshida and Robin Lynn at Blanche DuBois, директор Blue Note Дон Воз писал: «Мы старались быть абсолютно добросовестными в сохранении звука оригинального релиза, используя исходную мастер-ленту, лишь добавив ранее недостижимой прозрачности и глубины сцены». Если слушать файл сам по себе, тогда да — это правда, но у японцев на SACD Coltrane в сравнении более телесен, а каждый звук и призвук идентифицируется и локализуется в панораме... нет, в диораме звука!

А что наши друзья из AcousTech? Кэвин Грэй (Kevin Gray) и Стив Хоффман (Steve Hoffman) для своего издания на SACD APO CBNJ 81577 SA использовали ими же восстановленную на ламповом оборудовании исходную мастер-ленту, с которой и новое виниловое переиздание было сделано. По моим впечатлениям от сравнения двух SACD — это принципиально разные школы в подходе к звуку, и если для вас ближе звук винила-первопресса, то вам стоит приглядеться к изданию APO, а если вдохнуть свежий воздух до глубины легких — к самураям от Esoteric.

Теперь послушаем, пожалуй, сильно иное...

Herbie Hancock: «Maiden Voyage» — Blue Note 4195

1. Maiden Voyage (Herbie Hancock)

2. The Eye Of The Hurricane (Herbie Hancock)

3. Little One (Herbie Hancock)

4. Survival Of The Fittest (Herbie Hancock)

5. Dolphin Dance (Herbie Hancock)

Freddie Hubbard, trumpet / George Coleman, tenor sax / Herbie Hancock, piano / Ron Carter, bass / Anthony Williams, drums.

Produced by Alfred Lion / Original recording by Rudy Van Gelder / Recorded on March 17, 1965 at the Van Gelder Studio, Englewood Cliffs, New Jersey.

Что делал наш Руди Ван Гельдер через семь лет? Он с молодыми музыкантами реализовал совсем иную пространственную концепцию записи. Слушаем Esoteric.

Основа панорамы — клавиши Херби из угла в угол сцены, а остальная команда локализуется двумя группами, изредко перемещаясь во время сессии по сцене. Звук, в целом, более прохладный и отстраненный — уже Bitches Brew Майлза не за горами. Диалоги Хуббарда и Колмана не так пронзительны, духовые-медные проявляются в крупных образах, оставляя пространство для клавиш, контрабаса, ударных-призвуков, затуханий-послезвучий. Здорово!

Конкурирующий SACD CBNJ 84195 SA от Хоффман-Грей увидел свет в 2011 году, а Pure Audio Blue Ray от Blue Note в 2015, с дорожкой Audiophile 192kHz/24bit от этой же пары Alan Yoshida и Robin Lynn, как утверждают.

Я попытался сравнить эту тройку на скаку.

На Blue Ray, как ни странно, наиболее динамичная и чистая, воздушная подача на DTS-HD Master Audio 192kHz/24bit, в ремастер версии от Alan Yoshida и Robin Lynn. Эзотерик звучит еще напористей, но также отстраненно-прохладно. Хоффман-Грей добавили в звук релиза от APO винилово-ламповых оттенков, и подана эта версия очень комфортно. Мне в равной степени понравились оба релиза на SACD.

В целом, рассматриваемое издание, безусловно, представляет аудиофильский и коллекционный интерес. Нужно отметить, что и XRCD-слой гибридного диска издан и звучит также весьма достойно.

Цена на E-Bay колеблется от 17 до 20 тыс. рублей, а дистрибьюторы Esoteric предлагают около 400 долларов США без доставки.

Я не в состоянии дать сразу полный отчет о четырех других, не менее достойных альбомах, так что продолжение следует.

Producer: Motoaki Ohmachi (ESOTERIC COMPANY)

Mastering Engineer: Kazuie Sugimoto (Victor Creative Media Co., Ltd. Mastering Center)

74.47 дБ +

Комментарии

#
- 50 дБ +
⇡ в ответ @jazztea #

Учитывая цену качественного sacd и xrcd - вполне!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

по мне $67 + shipping за одно cd вполне дороговато.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jazztea #

Не буду спорить - издание коллекционное, но можно и хорошим sacd от APO обойтись.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Так и просто хайрез тоже достойно звучит?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @ArchiCat #

Конечно!

- 53.01 дБ +
#

один из свежих релизов blue note, отличный пиано джаз в духе old school, давно не слышал столь приятной музыки

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @Rucifer #

Эх! Её бы к Колтрейну...

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Rucifer #

Слушаю, как раз этот альбом... Замечательная музыка! Спасибо, коллега, не знал этой пианистки. Точнее сказать - музыканта - музыка-то тоже её. Теперь буду следить за её творчеством! :)

- 60.79 дБ +
#

Я завёлся с подачи Большого Д. Слушаю, сравниваю (из того, что имеется в разных изданиях и форматах)... "Эзотерическое" издание звучит и вправду иначе. Как минимум - громче, примерно на 5 дб. Сравнивал "эзотерику" с:

двумя изданиями Sonny Clark (Cool Struttin' (1958)[2010, XRCD24 AWMXR-0003], Cool Struttin' -[2000 Classic Rec. 24-96 DAD 1037]),

Art Blakey And The Jazz Messengers - Moanin' (1958)-2013 Japan SHM-CD Blue Note 24-192 Remaster{TYCJ-81005},

Cannonball Adderley -Somethin' Else (1958)-2013 Japan SHM-CD Blue Note 24-192 Remaster {TYCJ-81002}.

Так красиво, как написал уважаемый BigD, разницу в звучании я не опишу (а она есть, несомненно), но то, что это издание в коллекции надо иметь - соглашусь однозначно! (Y) :)


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

10 децибел как не бывало... ;) Интересно, за что?... ;)


- 60 дБ +
#

----------при этом CD-слой на гибридном диске не аудиофильский red book, а XRCD24!

не понял, что отрицалось по видом аудиофильского редбука, но xrcd как раз и является аудиофильским редбуком -)))


также не смог постичь процесс мастеринга под SACD на Esoteric : Studer A80R — далее Esoteric D-01 D/A — конвертор высшего уровня, затем Esoteric G-0Rb — тактовый генератор


зачем магнитофону цап с генератором?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Магнитофону - ни к чему, а человеку надо было выразиться, напустить слюней словесных...

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Спасибо, очень ценно

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

нет, ну серьезно, давайте все-таки с технологией и терминологией определимся

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Окей, Ярослав - опишите процесс ремастера со студийной ленты под dsd, и я тоже. Кстати в публикации я лишь перевёл инфу с инлэя издания. Писать о качестве издания и о деталях процесса в студии в одной публикации - не одно и тоже. А то, что XRCD тот же Ред Бук - да.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

ну очевидно, что после магнитофона идет не цап, а наоборот ацп, затем какой-то блок авторинга и разметки dsd потока для SACD диска - это если мастер напрямую опрокидывали в dsd, что случается довольно редко

если надо было что-то чистить и редактировать, то мастер дополнительно перегоняли в PCM и только после этого делали DSD

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Волшебно!

Читаем: ESOTERIC equipment used for re-masteringThe criterion of re-mastering is to faithfully capture the quality of the original master. ESOTERIC′s flag ship D/A converters, model D-01VU, Rubidium master clock generator model G-0Rb and ESOTERIC MEXCEL interconnect cables and power cords, were all used for this re-mastering session. This combination of highly advanced technology greatly contributed to capturing the high quality sound of the original master. Blue Note Esoteric

Теперь смотрим, что у Acoustech:

Sources:

Sony 707 CD transport Panasonic SV-3700 transport Sonic Solutions HD system for cutting from wav and AIFF hi rez files. Supports up to 192 Hz/24 bit. Pacific Microsonics Model 2 D/A converter TC Electronic D22 digital delay Studer A-80 MKII ¼” and ½” playback deck w/ custom transformerless electronics and modified to accept 14” reels

Cutting System:

Neumann VMS-66 lathe Technics SP-02 turntable motor Zuma ZMS-1 “groove” computer SX-74 Cutterhead Class- A cutting system including 300 w.p.c. cutting amps. Console: Custom Class-A amplification. Features A/B switching 2) Sontec MES432C parametric equalizers Ortophon STL-732 treble regulator Echoplate II reverb plate Digital Equipment: Sonic Solutions HD digital workstation Pacific Microsonics Model 2 A/D D/A converter. Weiss EQP-1 Mark 2 digital parametric equalizer Waves L2 digital limiter Wadia WA4000 Ultra Analog A/D converter Panasonic SV-3900 DAT recorder VTL Ultra Analog D/A converter Alesis Masterlink CD Hi Rez recorder/player Tascam DV-RA1000HD High Definition Audio Master Recorder (PCM and DSD)
- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Почто статью минусуете? Хорошо написано!

- 53.01 дБ +
#

Что-то мне подсказывает, что японцы по ошибке написали "D/A converters", хотели написать "A/D"... ;)

У Acoustech всё понятно написано: "Sonic Solutions HD digital workstation Pacific Microsonics Model 2 A/D D/A converter"...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

...был использован запатентованный процесс ремастеринга ESOTERIC - они не раскрывают секретов, возможно был контрольный транспорт с D/A

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Я только в толк не могу взять, причём здесь качество музыки на японском переиздании и тема АЦП-ЦАП??? Нет, понятно, что эта коробчёнка с джазом малодоступна и дорога к тому ж (хотя Женя Гаррард из Японии за 190$ привез). Мотивация статьи - рассказать, что это есть и это интересно. Давайте введем на сайте раздел *Тайны Мастеринга* и там будем тренироваться...

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

ну вот dsd у них делает Tascam DV-RA1000HD - кстати абсолютно рядовой компонент за девятсот баксов, при том, что РСМ-оцифровщик Pacific Microsonics Model 2 очень хорош, если не один из лучших

по сути, SACD-контейнер в данном случае - всего лишь попытка защитить контент от копирования, а так лучше было бы слушать это издание непосредственно из pcm

теперь понятно, почему sacd у них звучат хуже пластинок)))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

И программка Minnetonka discWelder Bronze 1000... Может дело не в этом, а в Стиве Хоффмане?

- 57.78 дБ +
#

Хорошее издание, хорошее. Купил бы обязательно, но разных версий этих альбомов у меня накопилось достаточно, а это не те записи, которые хочется каждый день слушать. Да и SACD проигрывателем не располагаю. Но с другой стороны эти альбомы - классика джаза с большой буквы, очень хорошо что есть выбор по изданиям и есть издания качественные.

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

И это правильно!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо за поддержку Виктор!

- 50 дБ +
#

С целью нагнетания страстей размещу спектрограммы одной и той же вещи (02 - Herbie Hancock - The Eye Of The Hurricane (Maiden Voyage). Первая - с SACD 2010 года от Analogue Productions, вторая - с SACD из коллекции ESOTERIC.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Задумчиво...

- 53.01 дБ +
#

Кстати говоря, SACD из коллекции ESOTERIC звучат на 6 дБ громче (уровень мерялся программкой "Decibel" для Андроид).

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

6 дб может добавлять кодер из dsd в pcm

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Оба диска декодировались одной программой, если речь об этом. SoundForge, кстати говоря, подтверждает приемлемую точность измерений проги "Децибел" ( -6,8 дБ на треке от Analogue Productions, -0,2 дБ на треке от Esoteric)


- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.