Шесть альбомов чтобы прочувствовать джазовый стиль бибоп

Шесть альбомов чтобы прочувствовать джазовый стиль бибоп

Этой публикацией Stereo.ru открывает серию материалов про самые «заходные» альбомы основных джазовых стилей. Говоря про бибоп, должен сразу предупредить: он уже полвека считается музыкой серьезной и интеллектуальной. Грубо говоря, бибоп — это стиль, который зародился, когда джаз перестал быть попсой своего времени и стал уже музыкой для понимающих — Джек Керуак и прочие молодые интеллектуалы им восхищались. Собственно, тогда за джазом навсегда и закрепился имидж интеллектуальной музыки.

Музыкальная энциклопедия Гроува пишет, что бибоп (или просто боп) есть «джазовый стиль, возникший в Нью-Йорке в начале 1940-х». «…основное значение в бибопе придается импровизированию мелодий в быстрых темпах, с ассиметричной структурой фраз и нерегулярным распределением акцентов». Проще говоря: когда ритм-секция играет быстро, а солист — рвано, как бы закручивая соло в спираль, то это — бибоп. И да, тут важно, что боп играли малые составы: трио, квартет, квинтет, совсем редко — секстет. Это было обусловлено экономическими соображениями: биг-бэнд возить было уже совсем не выгодно. Зато родился феномен джазового «комбо», который оказался как атомное ядро: при малом размере энергия бесконечна. Собственно, ударную волну бибоп-взрыва джаз ощущает до сих пор, а полураспада даже не предвидится.

Гроув называет основателем стиля Диззи Гиллеспи, а «среди ведущих мастеров» упоминает Телониуса Монка, Чарли Паркера и Коулмена Хокинса. Забыли, пожалуй, только Оскара Петтифорда.

Charlie Parker, Dizzy Gillespie «Bird&Diz»

Хотя этот альбом вышел под именем Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера (труба и альт-саксофон, соответственно), а в названии — их прозвища, но тут также играют другие корифеи. Барабанщики Бадди Рич (да, тот самый кумир героя фильма «Одержимость») и Макс Роуч, Телониус Монк и будущая звезда хард-бопа трубач Кенни Дорэм. Вместе Паркер и Гиллеспи (по-настоящему его звали просто Джон, Dizzy — это прозвище, означающее «головокружительный») выступали не раз и не два. Их связывала дружба и участие в разных проектах еще в молодости — они вообще из одного гнезда. Но это все детали, главное, что можно почти любой их live-альбом слушать. К счастью, успели записать их несколько, и тоже с сильнейшими составами в стиле «Кто есть кто в бибопе».

Bird&Diz существует в разных вариантах с разными обложками. В 90-е стали издавать на CD просто все дубли (некоторые по десять секунд!) и ауттейки, сделанные во время той сессии. Отличные мелодии, горячие импровизации, и даже откровенная «смотка» (вроде вышеупомянутых запоротых дублей) — и та интересна.

Charlie Parker «The Complete Dial Savoy Sessions»

Недавно один читатель в комментариях к моему материалу про треки, с которых можно полюбить джаз, посетовал, дескать, хорошая музыка джаз, но ведь такая старая, что многое на восковые валики записано — слушать невозможно. Чарли Паркер записывался уже не на валики, конечно, но, увы, проблема с записями существует, признаю. Так что лучше сразу настроиться на шорохи со скрипами и послушать раннего Паркера. Сборник записей для лейблов Savoy и Dail, конечно, не для хай-энд тестировать.

Но тут есть, во-первых, весь тот драйв и свобода, которыми прославился «Птица» Паркер, во-вторых — атмосфера настоящего бибопа. И в-третьих, звук чудесного альта и своеобразная паркеровская фразировка все равно ведь никуда не делись, а это — главное. Ну и материал, конечно: даже откровенно эстрадная «I’ll Always Love You» с вокалом. Все настолько мастерски и стильно, что становится понятно, почему в те годы всякая продвинутая молодежь типа битников и Керуака с ума сходила от сакса Паркера. Это ж трип-хоп сороковых, ни дать ни взять!

Thelonious Monk «Brilliant Corners»

В эпоху существования музыкальных магазинов этот альбом с забавной обложкой без труда обнаруживался на полке «Джаз», на букву «М». «Brilliant Corners» Телониуса Монка переиздавался раз сто, причем и на SACD. Именно этот носитель я не слушал, но говорят, панорамное звучание мало что добавило великой музыке.

Альбом, выпущенный лейблом Riverside в 1956 году, действительно выдающийся. Играет здесь опять-таки супергруппа: Сонни Роллинз, басисты Пол Чемберс и Оскар Петтифорд, барабанщик Макс Роуч…

Это, конечно, уже поздний боп, переходящий в хард-боп и предвкушающий авангард. Но Монк — он вообще сам по себе, ни на кого не похожий композитор с оригинальным гармоническим мышлением. «Зомби-музыка», — презрительно отзывалась о нем пианистка Мэри Лу Уильямс. И оказалась права: Телониус Монк (1917 – 1982) и сейчас живее всех живых.

Coleman Hawkins «The Hawk Flies High»

Спроси человека с улицы, что есть главный джазовый инструмент, и ответ будет один — саксофон. А кто сделал саксофон главным джазовым инструментом? Коулмен Хокинс. Ну, практически. Хокинс с его широким шершавым звуком и падающих каскадами нот — один из отцов бопа. То есть по идее слушать у него надо все. Но чтобы избежать претензий к записи, посоветуем альбом «The Hawk Flies High» 1957 года.

Здесь опять-таки мощный состав: Петтифорд, Джо Джонс на барабанах, Джей Джей Джонсон на тромбоне, Хэнк Джонс за фортепиано. Исключительно яркие пьесы, с драйвом сыгранные. Есть странные-забавные аранжировки: в «Juicy Fruit» минималистичная долбежка фортепиано Джонса сочетается с бесконечной нотой трубы Идриса Сулеймана. Цепное дыхание или просто магия? И так — везде!

Oscar Pettiford «Winner's Circle»

Настоящему индейцу… Ну, вы поняли. Один из первых бопперов, Оскар Петтифорд, действительно был индейцем: темная кожа — от отца, который был наполовину чероки, наполовину африканцем. Петтифорд прожил всего 37 лет и умер в Европе от какого-то страшного вируса, но до этого сыграл на множестве ключевых альбомов бопа, начав вариться в боп-тусовке еще в 1943 году. Культовый басист, придумавший свой стиль игры, проницательный бэндлидер, открывший миру талант великого Кэннонболла Эддерли. «Не нравилось, как другие играют на контрабасе», — якобы говорил он. Также он первым начал играть джаз на виолончели, причем начал в прямом смысле шутки ради.

Петтифорд, как и Чарли Мингус, — один из самых плодотворных контрабасистов-лидеров-композиторов в джазе: строго говоря, в плане влияния рядом с этими двумя особо и поставить некого (басисты обычно на вторых ролях). Послушаем большой состав на альбоме «Winner's Circle», который вышел в 1957 году на лейбле Bethlehem. Дональд Берд, Джон Колтрейн, Кенни Беррелл, Филли Джо Джонс и другие — команда мечты!

Bud Powell «The Amazing Bud Powell, Vol. 1»

И наконец, главный пианист бибопа — Бад Пауэлл. Духовный отец всех последующих джазовых виртуозов, от Билла Эванса до Чика Кориа и так далее. У Пауэлла была тяжелая судьба: он долго страдал от острого психического расстройства, проводя месяцы в больнице (а надо понимать, что за психиатрия была полвека назад — музыканта лечили даже электрошоком), рано умер. Соответственно, не все его записи одинаково хороши, но есть несколько шедевров.

Один из них, записанный на Blue Note еще в конце 40-х, в молодости — «The Amazing Bud Powell, Vol. 1» (есть еще два «тома» с более поздними сессиями). Здесь — две версии хита Пауэлла с грустным испанским названием «Un Poco Loco» (Слегка рехнувшийся). Мы попросили прокомментировать это специалиста — пианиста, композитора, барабанщика Якова Окуня: «Данная пьеса записана в двух дублях. В первом импровизация его, удивительная, а вторая более ладная с точки зрения формы. На том же альбоме — версия стандарта “It Could Happened To You”, трогательная, как бы под Арта Тэйтума — изумительно!»

74.47 дБ +

Комментарии

#

Спасибо!!!

- 60 дБ +
#
Сборник записей для лейблов Savoy и Dail, конечно, не для хай-энд тестировать.

Это как посмотреть... Если понимать, что и как на примере этих записей можно услышать, то очень даже можно записи использовать в составе тестовой подборки.

К тому же, японские издания Charlie Parker "The Savoy Recordings (Master Takes)" (COCY-80500-1) или коробочку The Complete on Savoy Years (COCY-75791-98), изданную на "золоте" слушать очень даже можно, и приятно и интересно, даже с поправкой на возраст изначальных записей. Из исходников вытащили все, что можно было вытащить, и звучание изданий никакого явного дискомфорта не вызывает.

- 63.8 дБ +
#
Если понимать, что и как на примере этих записей можно услышать, то очень даже можно записи использовать в составе тестовой подборки.

Очень хорошая фраза...

- 63.01 дБ +
#

именно! спасибо!

- 53.01 дБ +
#
Если понимать, что и как на примере этих записей можно услышать, то
очень даже можно записи использовать в составе тестовой подборки.

Что и я делаю для себя и других регулярно ))) Спасибо за статью!

- 60.79 дБ +
#
«…основное значение в бибопе придается импровизированию мелодий в быстрых темпах, с ассиметричной структурой фраз и нерегулярным распределением акцентов». Проще говоря: когда ритм-секция играет быстро, а солист — рвано, как бы закручивая соло в спираль, то это — бибоп.

Немножко не так. В бибопе обыгрывают не мелодию а гармонию, при этом, гармонии усложнились колосально. И следующим шагом стало испольгование гармонни как квази мелодии при совершенно примитивной основной линии. Всё это, помноженное на высокую скорость исполнения в сочетании с синкопированными ритмами произвело революцию в ставшем танцевальном (читай попсовым) джазом 30-х годов. Это произошло из за необходимости раздвинуть рамки импровизации за пределы установившейся к тому времени импровизационной традиции. Ну и сверхбыстрый синкопированный ритм введенный Паркером и Гиллеспи дистанцировал их от наводнивших танцполы невыразительных групп тиражирующих приемы известных коллективов. Ну и эпотажное поведение бибоперов напоминало панков начала 80-х годов. Разве что на сцену голыми не выбегали...... :)

- 50 дБ +
#

Все дело в доле ))) Что общего у «So what» Майлза Девиса и «Impressions» Джона Колтрейна?

- 50 дБ +
#

Все хороши, а альбом «Bird&Diz», и вовсе, можно бесконечно слушать, никогда не надоедает :)

- 50 дБ +
#

Потирая в предвкушении руки ожидаю когда же автор замахнется ну скажем на годы 20-е. А впрочем не тороплю пусть все идет своим чередом. Осклабившись добавлю Bird&Diz красивый зараза концертик!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.