Винил, каким он должен быть. История записи альбома Инны Субботиной «Забытые песни НЭПа»

Винил, каким он должен быть. История записи альбома Инны Субботиной «Забытые песни НЭПа»

Компания «ММС» хорошо известна профессионалам российского Hi-Fi-рынка. Это один из крупнейших дистрибьюторов, в чьем портфолио присутствуют такие бренды, как KEF, Thorens, Primare и другие, не считая немалой коллекции автомобильной электроники. Однако поводом для моего сегодняшнего рассказа стало не столько «железо», сколько сама музыка, причем в её, можно сказать, первозданном состоянии. Впрочем, обо всем по порядку.

Стоит отметить, что история компании «ММС» началась в ранние 90-е со студии звукозаписи. Именно студия изначально имелась в виду под аббревиатурой «ММС» — Moscow Musical Service. В этот период начали появляться более-менее серьёзные системы для домашней цифровой записи, и их пришествие вызвало мощнейший кризис в рекорд-индустрии: многие студии по всему миру стали закрываться.

Но основатели «ММС» не растерялись и сумели отыскать в этом нерадостном процессе позитивное зерно: ведь предоставился редкий шанс добраться до раритетного оборудования, которое до этого было просто невозможно достать за разумные деньги. Из поездок по миру привозились редкие аппараты, и постепенно в студии MMS Records сложилась действительно уникальная коллекция аналоговой техники, включая несколько студийных многодорожечных магнитофонов Studer в идеальном состоянии. Кстати, студия буквально на днях открыла новый сайт, где можно совершить виртуальную экскурсию по всем ее комнатам.

Именно на этот четвертьдюймовый Studer C37 записывали четыре своих первых альбома The Beatles

После краткого исторического экскурса — самое время вернуться в нашу цифровую современность, с постоянно растущей популярностью того самого аналога и винила, пышные похороны которых многие из нас наблюдали четверть века назад.

Однажды в студию «ММС» пришла Инна Субботина — известная исполнительница эстрадных песен, традиционных и городских романсов. Идея нового проекта Инны была одновременно и необычна, и проста: записать подборку песен, имевших оглушительный успех в России в 20-х годах прошлого века, но не дошедших до нас в виде звуковых записей.

Инна Субботина

Совместно с журналистом Максимом Кравчинским Инна сумела раздобыть оригинальные ноты и тексты нескольких раритетных шлягеров, так что оставалось лишь воплотить замысел в максимально аутентичной форме. Понятно, что адепты аналогового звука из «ММС» не могли пропустить такую возможность для применения своего уникального парка аппаратуры, а главное — многолетнего опыта серьёзной работы с ней.

Так родился проект «Забытые песни НЭПа», который без особых колебаний решили записывать и сводить исключительно на аналоговой технике и издавать, разумеется, на виниле.

Жемчужина микрофонной коллекции MMS Records — ленточный RCA Type 44. В начале 50-х этой моделью пользовались Элвис Пресли и Фрэнк Синатра. После долгих экспериментов именно его использовали для записи Инны Субботиной

Тут, кстати, стоит привести слова генерального директора (и по совместительству — одного из звукоинженеров студии) компании «ММС» Тимура Долотказина: «На самом деле, главная проблема аналоговой записи сейчас — это музыканты. Классическая ситуация — музыканты приходят, играют, у них что-то не получается, и они говорят: “Ну вы тут подрежьте как-нибудь”. Они привыкли, что что-то можно подрезать, где-то можно переставить. А когда начинаем писать в аналоге, выясняется, что люди просто не могут сыграть. Что делать? Выключаем магнитофон и запускаем компьютер».

К счастью, к «Забытым песням НЭПа» вышесказанное никакого отношения не имеет. Музыканты проекта действительно оказались профессионалами высокого уровня. Более того, для сохранения залихватского духа НЭПманских времён приняли решение записать все инструментальные партии одновременно. Заметим, что инструменты в проекте использовались исключительно акустические, а качественно записать в одном помещении, скажем, рояль и гитару, не говоря уже об ударных, практически невозможно. Музыкантов рассаживали в разных комнатах, в каждую из которых пришлось тянуть кучу проводов для микрофонов и мониторинга, однако в итоге даже этот эксперимент закончился успешно.

Генеральный директор компании «ММС» Тимур Долотказин: «Не смотреть в монитор, а просто брать и делать музыку – это круто! Когда ты не смотришь на дорожки на экране, а просто их слушаешь, это совсем другая философия»

Все этапы записи и сведения проводились без оцифровки, с использованием исключительно аналоговых приборов. Легко представить, какой когнитивный диссонанс может вызвать у среднестатистического звукорежиссера такая ситуация — в принципе не видеть перед собой экрана компьютера во время всего процесса работы над проектом.

Раритетный Aphex Aural Exciter вообще никогда не продавался, разработчики знаменитого звукового процессора исключительно сдавали его в аренду. Однако после банкротства очередной нью-йоркской студии, ребятам из MMS Records удалось раздобыть и его. Данному факту, кстати, в самой Aphex потом были немало удивлены

Сводили альбом на магнитную ленту шириной полдюйма на скорости 30 дюймов в секунду. Для изготовления лакового мастер-диска запись отослали коллегам в США, обладающим совсем уж специфическим устройством — магнитофоном с удлинённым лентопротяжным трактом. Большое расстояние между двумя воспроизводящими головками необходимо, поскольку первая используется для анализа уровня сигнала и подбора нужной амплитуды резца, ну а уже со второй идет воспроизведение.

Все треки альбома писались на этот 24-канальный Studer. Магнитная лента RMGi сейчас производится на том же французском заводе, который раньше выпускал пленку под брендами Agfa и BASF

Сегодня такой магнитофон найти очень непросто, а стоит он в разы дороже «обычного» студийного Штудера. Именно поэтому очень многие студии, предлагающие изготовление мастер-дисков для печати винила, попросту используют цифровую линию задержки. В итоге на анализ уходит честный сигнал с пленки, а на сам винил он отправляется после транзитной оцифровки.

К слову, некоторые мастеринг-студии и вовсе гонят на резец сигнал с цифрового источника. Получается, что единственный способ гарантированно получить стопроцентный «аналог» — приехать и лично проинспектировать записывающий тракт, как и было сделано при работе над «Забытыми песнями…» в студии MMS Records.

Помимо коллекции винтажной техники, на MMS Records, разумеется, есть и современная аппаратура, в частности один из самых новых топовых пультов Solid State Logic Duality. Он допускает как полностью аналоговую работу с сигналом, так и использование полного набора цифровых фишек

После нарезки лаковые диски отправили обратно в Москву для прослушивания. Но даже этот процесс далеко не прост из-за специфических настроек вертушки. Например, чтобы компенсировать более высокий коэффициэнт трения лакового диска, усилие антискейта должно быть увеличено примерно в полтора раза.

В конце 50-х Fairchild 670 был единственным профессиональным компрессором и использовался повсеместно: и при записи пластинок, и на радио. Сейчас этот ламповый аппарат большая редкость, стоящая на аукционах очень серьёзных денег. Его мягкий саунд отлично подошел для обработки вокала «Забытых песен…»

«Лак» приняли только с третьего дубля — сначала в паузах были замечены странные шумы, затем появились вопросы к нюансам передачи высоких частот. Третий диск получился идеальным, и его отправили в Калифорнию на завод. После изготовления пресс-форм оттуда прислали тестовые прессинги, и только после их утверждения «Забытые песни НЭПа» наконец-то ушли в тираж.

Возможно, итоги данного рассказа могут вызвать у некоторых виниловодов приступ тяжелого пессимизма. В самом деле, получается, что подавляющее большинство современных пластинок в той или иной степени цифровые. Но данное откровение уже давно ни для кого не секрет. А вот факт, что настоящий, чистый, безо всяких скидок аналоговый звук высокого студийного качества можно получить не только на редких первопрессах восьмидесятых годов, не может не добавлять радости и оптимизма.

Сегодня «Забытые песни НЭПа» — один из немногих новых радикально аналоговых альбомов. В России, пожалуй, пока единственный, поскольку пластинка Сергея Минаева «Джаст Сергей Минаев» (записанная, кстати, тоже на MMC Records), в силу сложности аранжировок, некоторое количество оцифрованного материала все же содержит. Однако студия продолжает работу, и энтузиазм ее сотрудников относительно чистого аналога с выходом 180-грамового диска Инны Субботиной только разгорелся.

Так что будем надеяться, еще появятся конверты, внутри которых помимо самого винила окажется еще и звук — такой, каким он на самом деле должен оставаться. Ну а «Забытые песни НЭПа» в коллекции стоит иметь. Хотя бы ради истории его создания. Тираж альбома ограничен — всего 520 экземпляров.

Анонс

Презентация альбома состоится 4 августа 2016 года в 16.30 в московском салоне Нота Плюс по адресу Большая Ордынка 50 стр 1, где можно будет пообщаться с Инной Субботиной и другими людьми, работавшими над созданием альбома

76.81 дБ +

Комментарии

#

А вот это уже намного интереснее прошлой статьи (про эту пластинку)....)))

Главный вопрос - а как вообще купить сие творение? Или с учетом малого тиража все разойдется при представлении диска и по избранным магазинам?!(

Я как бы далековато от столицы, интересует дистанционная покупка...

- 53.01 дБ +
#

Хороший вопрос, кстати. Пользуясь служебным положением попробую узнать в ближайшее время. А какой город?

- 50 дБ +
#

Ессентуки Ставропольского края! Ну Пятигорск тоже можно (он побольше, там инфраструктура поразвитее)!

Заранее спасибо!!!)))

- 50 дБ +
#

напишите ваши контакты на info@mms-cinema.ru , попробуем предложить вам пару вариантов приобретения.

- 50 дБ +
#

Это первая аналоговая запись на виниле в этом веке! Очень хочется надеяться, что это процесс будет набирать обороты. Очень интересно, где будет в продаже дистанционно?

- 53.01 дБ +
#

Нам проще решить вопрос с локальным Hi-Fi салоном в каком то конкретном городе, чем договариваться с Озоном, например, учитывая малый тираж.

- 50 дБ +
#

Какая первая, аналога сейчас много издают.

- 50 дБ +
#

Главное чтобы сам пресс не подкачал. Аналог аналогом, но про культуру производства тоже лучше не забывать.

- 50 дБ +
#

Печатали в Калифорнии, лаковый пресс утвердили с третьей попытки. Пластинки пришли, первые тестовые прослушивания не разочаровали :)

- 50 дБ +
#

Это не может не радовать) И такой тираж, как мне кажется, сразу делает этот альбом коллекционным.

- 50 дБ +
#

Печатали там же, где винил "Джаст Минаев"?

- 50 дБ +
#

да, печатали там же.

- 50 дБ +
#

похоже потенциал у данной студии огромный. не кого не хочу обидеть, но на данной студии записывают настоящую музыку - джаз (без вокала), классику (может рок, хотя в моём понимании он вымер) или только песни? если записывают, то где можно ознакомиться с альбомами и где их продают?

- 46.99 дБ +
#

пишут тех, кто хочет записываться ))

а вообще вот тут - http://mms-records.ru/category/news - можно посмотреть новости и примерно понять кто что и когда.

кстати на сайте есть виртуальный тур по студии - по всем комнатам, включая собственно главную с фотографиями и некоторыми описаниями железок.

- 50 дБ +
#

У меня есть альбом Сергея Минаева, записанный в студии ММС - это один из лучших альбомов за последнее врем по качеству записи и сведению. Купить можно было в Москве в салоне "Нота+", например.

- 50 дБ +
#

не в обиду поклонникам творчества данной певицы,но считаю,что для такой технологии,которая описывается для записи этой грампластинки,у нас в стране можно было найти более интересный вокал,чем у этой дамы.Ничего выдающегося,в сравнении с теми уникальными инструментами и технологиями,которые тут описаны.Короче,одно другому не соответствует.

Я бы например,не потратил деньги на послушать такой голос.

Все это подробное описание процесса выпуска пластинки,напоминает обычный PR,причем,таким способом привлечения,на Западе пользуются уже давно.

- 63.01 дБ +
#

PR чего? Альбома? Тут крошечный тираж и очевидно, что проект далеко не коммерческий. Вообще материал скорее о аналоговой записи и о возможностях студии, чем о певице.

- 63.42 дБ +
#

- удалено модератором -

- 35.85 дБ +
#

Кто бы не спонсировал эту запись, человек вложил собственные деньги в поддержку музыкального искусства вообще, и в поддержку сохранения культуры звукозаписи в частности. И к этому, как мне кажется, в любом случае надо относиться с уважением, особенно в наше время, когда многие ценители годами не тратят на покупку треков ни копейки. А уж в кого именно вкладываться - решать меценату. Так было, и так будет.

- 64.15 дБ +
#

Уважаемый, а что переходить на такой вычурный язык теперь на этом уважаемом Сайте как норма жизни?

Вам что-то не нравится? Это Ваша личная проблема. Почему мы должны это читать?

Статья посвящена созданию настоящего винила. Да это не просто. И довольно дорого.
Это же очевидно, что это - совместный интересный Проект и в целом не коммерческий. Но в каждом проекте все стороны что-то вкладывают. Каждый своё. В этом случае - Студия - своё мастерство и работу на уникальном оборудовании, журналист Максим Кравчинский написал книгу посвящённую песням периода НЭПа. Инна Субботина не просто восстановила оригинальные тексты и музыку, но и дала этим песням новую жизнь. Только на работу с материалом, музыкантами ушло больше года. Потом запись... тоже не быстро, судя по технологии... ещё пол-года. И конечно были и остались те, кому сам Проект понравился, эпоха, песни - решили вложиться. Были и те, кто не верил, что что-то получится, потому что материал в целом, как сейчас говорят - "не формат".

Но! Иной раз не всё решают деньги. Этот творческий проект можно назвать именно совместным. Студия MMS Records, как полагаю, сами всё увидели и сделали, чтобы Проект состоялся.

Да что тут... Можем говорить что хочешь, а вот объем работы, вложенные силы и многое чего нам неизвестное - это не мы стоим у микрофона, за пультом, за роялем, не репетируем до бесконечности... - это всё и есть проект, а мы держим в руках замечательный настоящий аналог - винил уникального качества! И зная, как это делается можно только сказать одно - певица и музыканты профессионалы. Нет оцифровки, нет подчистки.

Так что давайте отнесёмся с уважением ко всем участникам проекта. А PR или там рекламы что-то я не вижу особо. Так скромно, в узком круге. Цели были, судя по всему, другие.

- 63.42 дБ +
#

Каждый имеет право на свое мнение. Нет ничего страшного в том, что кому-то не нравится. Кому и как относиться к чему угодно - личное дело каждого. Давайте будем терпимее.

- 46.99 дБ +
#

Абсолютно с Вами соглашусь - мнение имеет право быть у каждого! Вот только неприемлемо выражаться нецензурной лексикой на уважаемом сайте. А сударь себе позволяет. Вам тоже ЭТО нравится?
Если мне что-то не нравится, то я отношусь к этому философски - у каждого свой вкус и т.п. Просто не слушаю и всё. Так пусть и он будет любезен быть ТЕРПИМЕЕ и УВАЖАТЬ проект компании, как дело лично каждого.

- 50 дБ +
#

Нецензурщина режет глаз, я согласен. Но это дело модераторов. Обсуждать это - промотировать данную тему...

- 53.01 дБ +
#

Соглашусь. А модератор где?

- 50 дБ +
#

Вы никому и ничего не должны(из присутствующих)Также как и я.

Не нравится читать это-пролистываете и читаете другое.Вот и всё.

- 50 дБ +
#

вот только интересно-ради чего такой коллосальный труд проделан? Каков конечный результат?

Цели(вы пишете)были совершенно другие.Интересно,тогда какие это цели?

У заукозаписывающей фирмы цель,по-моему мнению,должна быть одна-раскрутить исполнителя и заработать на этом славу и деньги.Если у неё такой цели нет-то это просто развлекушки хозяина,у которого это просто хобби.

И кстати,фраза про"мы в руках держим винил замечательного качества"-а мы нет.Не держим.

- 39.21 дБ +
#

Уважаемый, соглашусь - здесь никто никому и ничего не должен. Но сайт объединяет разных людей с разными интересами и вкусами. И существуют рамки приличия и общения - ДЛЯ ВСЕХ. Как понимаю, они не для Вас. Вы выше приличия. Можно сказать небожитель. И только Ваше мнение может быть самым веским и самым правильным. Только Вы и только Вы знаете:
какие и у кого должны быть цели, куда, в кого и как вкладывать деньги, у кого какое хобби должно быть или не быть, кому петь, кому не петь, что и когда, какой
звукозаписывающей фирме на чём записывать и кого, как им заработать славу и деньги, ну и т.д. и т.п.
Ну и судя по всему Вам как небожителю в руках винила не держать. С таким размахом и знаниями, с такой высотой обращения к сообществу на сайте и не только.... да Вам свой Проект нужен! Своя студия и свои цели! Потом подберёте всё остальное и придёт к Вам слава и деньги!!!! Много! УДАЧИ ВАМ! СЧАСТЬЯ ВАМ! УСПЕХОВ!
И ещё: НЕ ЗНАТЬ ВАМ ЗАВИСТИ и НЕ ЧИТАТЬ ГАДОСТЕЙ! ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ ВАМ!!!! И РАДОСТИ ОТ ВСЕГО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! МЫСЛЕЙ ВАМ СВЕТЛЫХ И ДОБРЫХ!!!

- 50 дБ +
#

Записями невесть чего грешат многие "аудиофильские лейблы" - это для тех, кому бубенчики в пространстве выслушивать. Или откровенную жирноту звука пропущенного через старую ламповую аппаратуру.

- 60 дБ +
#

А вы считаете это монсеррат спеть должна?

- 50 дБ +
#

Винил таким, может быть, и должен быть, а вот такую музыку слушают единицы.

- 50 дБ +
#
///такую музыку слушают единицы.///

нет музыки такой, нет музыки сякой. есть стереотип, заложенный в мозгу конкретного индивида.

- 53.01 дБ +
#
а вот такую музыку слушают единицы

Ну не знаю. Я, например, на дух не переношу занудные душещипательные сольные песни, особенно под фортепиано (к счастью, в этом случае другие инструменты). Но мне интересна сама эпоха, и я не помню ни одной песни именно НЭПа. Это был совсем короткий момент, когда люди жили более менее свободно, и строили свое личное понимание будущего. Сейчас многие считают Ленина чуть ли не кровавым мясником, а ведь НЭП - это чисто ленинский курс. Это Ленин, которого мы и не знаем, потому что из него потом сделали бронзовый идол для идеалов будущей тирании. А тогда власть выполняла свои обещания, данные в 1917 году. Ну, естественно, бандитизм, революционная агитка и ВЧК накладывали свой специфический отпечаток. Того, что потом случилось, эти люди скорее всего никак не ожидали. Очень колоритная эпоха. Песни из фильма "Волга-Волга" или "Цирк" большинство слышало, но это из совсем другой оперы. Из 30х много что дошло, а вот из 20х... Как будто их и не было. Прослушать этот релиз - как в музей сходить. По моему, очень интересное издание, а уж аналоговым его сделали - естественнее будет прочувствовать то время.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.