Репортаж с презентации восьмого поколения акустики KEF Q: красивые снаружи, холодные внутри

Репортаж с презентации восьмого поколения акустики KEF Q: красивые снаружи, холодные внутри

На прошлой неделе российский дистрибьютор KEF компания MMS Cinema провела день открытых дверей, в рамках которого организовала презентацию колонок обновленной серии Q и их прослушивание — в сравнении с моделями предыдущего поколения.

«Из всех искусств музыка является самым необъяснимым и самым выразительным, самым эфемерным и самым неотразимым, самым преходящим и самым стойким. Пляска электронов на проводе — лишь ее бледный призрак. В изначальный вид, то есть в звук, музыку нужно возвращать с предельной точностью — без утрат, но и без прикрас, не вводя ничего искусственно», — такого мнения придерживался основатель британской компании KEF Раймонд Кук (1925 - 1995).

Немного истории

Предприятие зародилось в 1961 г. в городке Ниссен Хат на территории фирмы Kent Engineering & Foundry (отсюда и аббревиатура KEF). Будучи инженером-электриком по основной специальности Раймонд Кук при разработке высококачественных акустических систем поставил во главу угла применение оригинальных материалов и технологий. Порукой тому стал уже первенец компании — трехполосный громкоговоритель К1, диафрагмы НЧ- и СЧ-драйверы которого были изготовлены методом вакуумного литья из упрочненного фольгой полистирола, а купол твитера — из тонкой, но очень прочной майларовой пленки. Столь смелые инженерные решения вдохновили специалистов фирмы на создание множества оригинальных АС, например модели Celeste — первого в мире компактного Hi-Fi-громкоговорителя.

В 1988 г. инженеры фирмы закончили разработку поистине революционной технологии KEF Uni-Q. Кстати, она была бы невозможна без применения космического (создан в NASA) материала — сплава из неодима, железа и бора, позволившего создать магнит, на порядок более мощный, чем ферромагниты. Упрощенно говоря, данная технология позволила объединить НЧ/СЧ- с высокочастотным излучателем в общий узел и тем самым приблизить конструкцию громкоговорителя к идеальной — так называемому точечному источнику звука. У драйвера, выполненного по этой технологии, «пищалка» располагается в акустическом центре НЧ/СЧ-динамика, поэтому все частоты излучаются фактически из одной точки, что повышает четкость прорисовки звуковых образов и общую естественность звучания, а также значительно расширяет зону стереоэффекта.

Необходимое пояснение

Первые громкоговорители серии Q были выпущены в 1991 г., ознаменовав тридцатую годовщину существования KEF. Они получили самую высокую оценку как экспертов, так и рядовых потребителей, однако фирма не привыкла почивать на лаврах — конструкция колонок неустанно совершенствуется. Лучшее свидетельство тому — сама презентация ММS: на ней шла речь уже о восьмом поколении громкоговорителей серии Q. Представители ММS характеризуют эту серию со сдержанностью, очевидно, позаимствованной у своих британских партнеров: «О кардинальных изменениях в конструкции речь не идет, но многочисленные доработки позволили приблизить качество воспроизведения к звучанию старших линеек R и Reference. Что касается визуальных отличий, то новые модели смотрятся эффектнее — лаконично, но элегантно».

Между прочим, отсутствие кардинальных изменений можно поставить фирме KEF в заслугу: оно означает, что в общем и целом конструкция громкоговорителей серии Q доведена до совершенства, улучшать можно лишь частности. Впрочем, из этих «частностей» (не хочу называть их мелочами) и складывается неповторимый характер звучания, которым должна обладать высококлассная акустическая система.

Что нового внутри…

В составе новой линейки — полочники Q150 и Q350, напольники Q550, Q750 и Q950, а также центральная колонка Q650с (в конце года ожидается пополнение в виде Dolby Atmos-«надстроек» Q50).

Одна из важнейших модификации новой серии связана непосредственно с излучателем Uni-Q, т.е. касается всех моделей линейки. В узле твитера появился специальный демпфирующий хвостовик, призванный подавлять паразитные высокочастотные призвуки, которые вызываются излучениями твитера при обратном ходе его диффузора. Раньше хвостовик представлял собой обычную заглушку, теперь же в нем выполнен поглощающий паразитные звуковые колебания волновод особой долотообразной формы, рассчитанной методом конечных элементов.

На диффузоре СЧ-излучателя появились ребра жесткости, препятствующие изгибу диафрагмы при звуковоспроизведении (тем самым достигается поршневой режим работы). Это позволило сделать материал подвеса мягче, в итоге увеличился ход диффузора, что вкупе с усовершенствованной центрирующей шайбой привело к улучшению управляемости мидбаса. В частности, уменьшились резонансы на граничных частотах (2–3 кГц); как следствие, снизилась окрашиваемость в среднечастотном диапазоне, вокальные партии зазвучали естественней.

Модификация, коснувшаяся исключительно напольников, затронула конструкцию пассивного радиатора. Его подвес тоже стал более гибким, а дополнительный подвес, ограничивающий движение радиатора назад, выполнен не из ткани, а из каучука (в результате увеличился ход диффузора, торможение стало более мягким).

Изменилась и внутренняя компоновка напольных колонок. Модуль Uni-Q вынесен в отдельную замкнутую полость; как следствие, увеличился объем, на который работает басовая секция. В итоге, образно выражаясь, убиты два зайца: низкочастотные отражения не влияют на работу СЧ/ВЧ-драйвера, а басовой секции дышится свободней, что делает низкие частоты более насыщенными и собранными.

В связи с этим была основательно переработана конструкция разделительного фильтра — изменены частоты передачи звуковой эстафеты от одного драйвера к другому, а также было принято решение не снабжать колонки возможностью подключения по схеме bi-amping (в данной ценовой категории это показалось разработчикам излишней роскошью). Сэкономленные таким образом средства были направлены на улучшение компонентов кроссовера.

Что касается полочных моделей, то у представителей новой серии динамик (модуль Uni-Q) расположен точно в центре передней панели, что привело к снижению стоячих волн внутри корпуса. Порт фазоинвертора тоже был переделан. Если раньше он являлся фактически прямой трубой, то теперь представляет собой волновод, рассчитанный методом жидкостных завихрений (это позволило сохранить ламинарный режим истечения воздуха). Кроме того, порт перенесен на заднюю стенку. На сразу возникший вопрос о том, как размещать такие колонки вплотную к стене, был дан исчерпывающий ответ: «Воспользуйтесь штатно поставляемой заглушкой порта. Бас при этом несколько уменьшится, но станет еще более управляемым».

В колонке центрального канала модуль Uni-Q тоже заключен в отдельную замкнутую полость, низкочастотные излучатели работают на общий объем, величина которого увеличилась. Также переработан кроссовер, исчезла возможность bi-amp- подключения.

… и снаружи

По мнению представителей MMS, наиболее важные изменения — по крайней мере, для дилера таких АС — произошли именно во внешности колонок. Для отделки использовано древесное волокно, обработанное и спрессованное особым методом. В итоге внешний вид АС изменился кардинально: если раньше черные колонки не производили особого впечатления, то сейчас они (особенно при выигрышном освещении) смотрятся гораздо интересней. Да, отделка осталась спартанской — нет ни дорогого лака, ни шпона — зато она будет гармонировать с любым интерьером и никогда не устареет.

Колонки выпускаются в черной и белой матовой расцветке, при этом черные комплектуются драйверами с черными диффузорами, а на белых АС монтируются драйверы с серебристыми диффузорами. Динамики созданы с расчетом на защиту от детей, поэтому штатно решетками громкоговорители не комплектуются. Магнитный гриль к ним — увы, только черного цвета — можно купить за небольшую отдельную плату.

В слышимом остатке

Разумеется, в «походных» условиях презентации, когда комната прослушивания полнится гостями, сделать достоверные выводы о звучании новых моделей, а тем более полноценно сравнить его со звучанием старых, сложно. Тем не менее отмечу общее впечатление, оставшееся от работы KEF Q550 и Q950.

Определяющей чертой, которая роднит звучание колонок обеих моделей, я бы назвал хороший баланс. Правда, он настолько ровный, что создается впечатление отстраненности. В этом смысле очень примечательным показался мне вопрос одного из дилеров: «Вы 550-е прогревали?» Услышав в ответ, что они прогревались как минимум неделю, он пришел в некоторое замешательство. Объяснение тому простое: колонки играли точно, но эта точность доходила до сухости и резкости. АС играют скорее рассудочно, нежели эмоционально — с прилежанием отличника расставляют каждый образ на свое место.

Пользователь, рассчитывающий на то, что они приукрасят звучание, скрыв его недостатки, будет разочарован: заполнившие Интернет и эфир треки, грешащие лакировкой исполнительских недостатков, — в первую очередь, вокала — KEF’ы выставят во всей их цифровой наготе. И наоборот: если запись сделана честно, это хорошо слышно. Иными словами, колонкам можно разумно доверять. Эмоционально же им довериться у меня не получилось, слишком холоден их нрав. Но тут уж кому что по душе.

ТЕГИ:#KEF
70 дБ +

Комментарии

#

Я заметил, что большинство последних серий акустики этого и прошлого года имеет фазоинвертор на задней панели. По моему, это Вы зря, ребята. Я такое сразу отбраковываю, хотя это может звучать лучше. По моему, Вы себе просто жизнь упрощаете за счет покупателя. А заглушку свою для фазоинвертора себе...

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

У напольников Q серии нет фазоинвертора. У полочников, с вероятностью 99,99% фазоинвертор переехал назад исключительно из-за внешнего вида передней панели — его тупо некуда поставить, чтобы это не нарушало лаконичный внешний вид.



- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Он в прошлой серии ничуть вид не нарушал по моему. Можно было вниз сделать хотя бы. А так - досвидания KEF Q новой серии с лаконичным внешним видом.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Стоит сравнить, на самом деле. Вот вообще ни разу не хуже чем старые, а только лучше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Мне их некуда сравнить, хоть даже и звучат лучше (фазоинвертор сзади насколько я знаю проще сделать). Не подходят и все, не прошли кастинг из-за тыльной части.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Это просто общепринятое мнение, что ФИ (фазоинвертор) на задней панели у стены- это плохо. Да, вобще оплохо:-) Но в данном частном случае вы не разобрались: ФИ с заглушкой- это уже ЗЯ ( закрытый ящик) , который действительно имеет более управляемый, точный , собранный бас, чем ФИ. А тот подьем на НЧ, который давал ФИ - теперь дает близко расположенная стена, все продумано! Баланс сохранен в любом случае, и есть возможность заткнуть ФИ, что может быть полезно и на удалении от стены, что тоже в плюс.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Что продумано? Что отражение от стены будет задувать обратно в фазоинвертор? Почти каждый продавец сразу скажет - от стены не менее 40 см. Иначе будет гудеть или бас грязный. И будет прав. Затыкать... У Q полочных и так бас не ахти, у меня дома слава богу есть Q, чтобы так сказать. Еще заткнуть, станет более управляемым и вообще почти неслышимым. Зато середина красивая останется:)) Пусть рот себе затыкают этим или еще что.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Вы как будто между строк читаете... Размещение у стены , с заткнутым ФИ , дает порядка +5-6дБ на НЧ ( плюсуется отражение от стены). С открытым портом , вдали от стены будет прибавка баса за счет ФИ. Как отражение от стены будет "задувать обратно в фазоинвертор", не понимаю - у стены ФИ закрыт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Вы герметично припаяете заднюю стенку к стене, так чтобы ФИ был наглухо заткнут? Успеха, что называется. В противном случае, при наличие щели, пойдут переотражения с запаздыванием, и как следствие - искажения. KEF Q - хорошо демпфированная акустика, и отражения от стены при заткнутом ФИ или расположенном спереди, как у меня, почти не сказываются. Но и бас поэтому не очень глубокий на слух. Эти колонки в старой серии как раз было удобно в том случае, если колонки висят на стене или стоят на подставках близко к стене. У меня специальный настенный крепеж. До этого были плохо демпфированные колонки, и хотя ФИ был спереди, басы гудели жутко. Q фактически не гудят в том же месте.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Заглушкой он будет заткнут, при чем здесь стена :-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Ну и баса не будет от слова совсем. Q полочники - не особо басовитые колонки, и никакая стена при заткнутом ФИ не поможет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

в моих колонках фазик сзади, до стены около фута и норм

затыкать фазик и превращать колонки в закрытый ящик не советовал бы - пропадает легкость саунда

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Кстати, кому как. Я предпочитаю закрытые фазоинверторы, особенно у напольных — когда порты низко настроены получается слишком много шума.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

30 см - это норма для тыльного фазика, а вот 2-10 см - финиш. Старые Q имели в комплекте даже крепление прямо на стену.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Отсюда вывод - правильный фазик должен находиться сверху!))


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Или снизу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Снизу не катит, полочники ставят на стол, полку или стойки, где нет для него места.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Вы не видели никогда, как оформлен фазоинвертор снизу?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Видел конечно, но не в бюджетках. И опять же, цельность внешнего вида страдает.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Даймонды последние все с нижним ФИ. А это уж бюджетнее некуда.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Не знал, спасибо. Кстати, давно я варфы не слушал, раньше вообще не нравился их тусклый звук. Надо что-нибудь из новинок оценить при возможности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Не знаю, как у новых КЕФ, а у старых была "продуваемая" заглушка. Она "легкость саунда" не снижает. У новых, думаю, так же.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Чем больше она продуваемая, тем больше будет влиять стена. Поэтому у новых может быть и глухая как танк.

- 50 дБ +
#

Хотел насчет "холодности" поговорить :

По моему эта холодность- только следствие высокой точности и низких искажений у новых КЕФ, они к этому шли давно, и , видимо продолжают идти - в каждой новой линейке заметно очередное пвышение точности и снижение искажений, что здесь плохого? Это же вроде мечта аудиофила - прозрачность каждого звена тракта. Хочешь "теплоты" - ставь лампу, винил итп. Хочешь точности- ставь хорошую цифру в источник. В данном случае то, что эта "холодность" записана очевидно в минус - похоже, просто следствие не соответствующих остальных элементов тракта , все недостатки новая акустика показывает в явном виде. Но это не значит, что она чем -то плоха, просто ей в компаньоны требуется более качественные усилители, источники и т.п. К сожалению, не был на презентации , но надеюсь это исправить в ближайшее время:-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #
В данном случае то, что эта "холодность" записана очевидно в минус - похоже, просто следствие не соответствующих остальных элементов тракта , все недостатки новая акустика показывает в явном виде. Но это не значит, что она чем -то плоха, просто ей в компаньоны требуется более качественные усилители, источники и т.п.


Да, наверное вы правы. Но на презентации источники и усилители были качественные, выше классом, чем сама акустика. Считаю, нужно пробовать более "теплые" усилители.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Вообще по канонам аудиофильской терминологии в противовес "теплый" принято говорить не "холодный", а "стерильный" или "аналитический". Это свойство проявляется при артикуляции определенного диапазона ВЧ. Вообще, это не есть хорошо, и то и другое, о хорошем говорят "ровный", "плавный", "приятный", "сочный". И хотя Primare сам излишне сухой по моему, но некая аналитичность останется даже с лампой, если она присуща самой акустике.

- 60.79 дБ +
#

Как-то странно, столько много внести изменений в конструкцию для устранения недостатков и положительного влияния на звук (даже со счета сбился), что получается - все эти устраненные недостатки - присутствуют в ранней серии. А ее ведь очень расхваливали..

Ну, и как всегда верим на слово, хотя можно было бы в подтверждение утверждений хотя бы фото показать того же "волновода" или фильтра на "улучшенных компонентах", а еще лучше в сравнении с предыдущим.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

И отличия в задней части модуля Uni-Q, касающиеся твитера:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Вообще-то задняя камера не делается пустой, как на фото слева. Всегда укладывается наполнитель, да еще и разной плотности, который не допускает переотражений от стенок камеры. Поэтому модель указанная слева - не корректна. Зато по правой картинке можно понять, что внутри пусто. Выводы каждый делает сам ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

ВСЕГДА? Можно пару примеров твитеров с наполнителем разной плотности ? Я вот никогда не видел наполнителя в твитерах, видел не очень много конечно, но ни разу не видел

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Ваш вопрос поставил меня в тупик, честно говоря. Ну, под самим куполом, наверное видели - кольцо из синтетического материала?


А еще, если снять купол у головки, то в отверстие, ведущие в заднюю камеру будет виден наполнитель, при желании его можно извлечь крючком для вязания, например.


Я делал заднюю камеру и все по-правилам - подбирал наполнитель: на сами стенки клеил ферт, свободное пространство - подбирал синтепон по заполнению. Конечно, есть еще некоторые хитрости, но не готов их пока "раскрывать".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

правильно читать - "фетр"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Принесли мне из сервиса помятый динамик Uni-Q от Reference 20x модели, даже не /2. Там действительно есть поролончик внутри трубы твитера. Но сам Uni-Q этот гораздо менее технологичен, кстати. Продолжу наблюдения. Мне, впрочем, сдается, что поролон в данном случае не факт что лучше глушит волны чем хитрой формы заглушка, которая будет тупо рассеивать и переотражать куда угодно кроме как вперед. Но могу ошибаться. Поролон я слегка вытащил, фиксируется труба твитера шайбой с тыльной стороны. Фетра и колец из него не обнаружено.


- 60 дБ +
#

Все было на презентации ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

А вот это уже вообще не понятно. То, что слева - никогда и не было раньше, а то что справа - в ранних как раз и было, только на лице. Разве не так? Этот широкий раструб всегда был.

На белых маленьких полочниках на фото в статье как раз и нет раструба - просто прямая труба, если присмотритесь. Получается - сделали хуже?



- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

В новых КЕФ ФИ Уже и с хитростью - он гибкий, душит внутренние резонансы порта

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Это вам не серия Reference)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

там еще и нарезка есть, предполагаю для пущего контроля завихрения завихрений ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Раньше был закругленный раструб, а сейчас прямой. У этих маленьких полочников раструб есть, просто на этом фото его плохо видно.

Это я не защищаю маркетинг KEF сейчас, а так, для справки)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Фото раструба новых сделаю и выложу, сравнить со старыми не можем, недальновидно продали вообще все полочники старой серии... Напольников только немного успели отложить для сравнения

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Смотрю я на эту турбулентность в порту и мне становится грустно.

- 50 дБ +
#
Между прочим, отсутствие кардинальных изменений можно поставить фирме KEF в заслугу: оно означает, что в общем и целом конструкция громкоговорителей серии Q доведена до совершенства, улучшать можно лишь частности.


Я бы с этим поспорил. Старая и новые серии Reference отличаются разительно. Начиная с конструкции динамиков и заканчивая профилями корпусов. Тоже относится и к сериям iQ - новым Q.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

а еще на новых хороший звук, детальный, точный и... на старых же хочется слушать музыку, слушать с удовольствием и расслабившись.

Вообще АС она как музыкальный инструмент, хотя по сути должна честно воспроизводить то, что на нее подали, но почему то бывает так, что вроде все честно, детально, чисто, но не интересно, не цепляет и не радует слух, а на другой АС не все так идеально и это слышно, но слушать приятно и хочется. Видимо есть нечто большее, чем просто высокая верность...

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.