В этот раз мы пришли в гости к Сергею Перову, человеку более известному многим участникам российских интернет-форумов по аудиотематике под ником Normann. Сергей, будучи исключительно увлеченным как музыкой так и аудиотехникой, человеком, совместил для себя и работу, и хобби в единое целое — стал профессиональным инсталлятором и разработчиком собственной аппаратуры — от АС, до тонармов к проигрывателям. И, конечно же, при таком подходе система в его доме оказалась сделана своими руками.

— С чего начался ваш интерес к аудио?

— С радиокружка, точнее, с полученного от мамы в подарок конструктора радиоприемника. Это был простой аппарат, на лампе 6П14П и его надо было как-то собрать. Помог школьный учитель физики, который как раз и вел этот радиокружок. Конечно, первые звуки из лежащего на столе динамика — это совершенно незабываемые впечатления. После радиокружка, уже в старших классах, я был назначен «заведующим» школьным радиоузлом. А это и трансляции, и дискотеки, и все прочие мероприятия — отвечали тогда и за технику, и за музыку. Вообще меня с детства тянуло к технике, что-то разобрать, посмотреть как оно устроено. После школы я учился в тульском политехе и параллельно с учебой довелось поработать звукорежиссером в тульском театре, а потом была пара лет работы в студиях звукозаписи.

— А как развивалась домашняя аудиосистема?

— Много чего было. Помню, первый катушечный магнитофон был куплен на деньги, заработанные в стройотряде — это была Астра 110. Колонки были в те времена у всех самодельные — это были просто ящики и что-то там из них играло. Винил я тогда себе позволить не мог. Записи можно было найти на катушках, которые покупались на тульской барахолке, и моей стипендии хватало точно на еду и одну катушку в месяц.

Звук системы весьма необычен, но его сложно назвать негармоничным. Для музыкального материала тех лет и с учетом небольшой комнаты, широкополосник в рупоре и твитер дают больше, чем можно было ожидать. Картинка камерная, но точная и выверенная. Атмосфера записей прошлых лет передается очень явственно. Иначе говоря, все именно так, как и задумывалось владельцем

— Что за музыку вы тогда слушали?

— Слушали всевозможное диско, хард-рок, в общем совершенно типичный набор для тех лет. Конечно же тогда еще не было увлечения музыкой классической, все слушали примерно одно и то же, то есть то, что могли достать или как-то хотя бы услышать. Немного позже, у новых друзей, мне довелось послушать музыку на приличной, по тем временам, системе из фирменных компонентов, и возникла идея собрать свою — посерьезнее. Это была разная техника, как и у всех, развитие шло по нарастающей — был усилитель Kenwood, купленный еще в «Березке», потом Musical Fidelity M1 — до сих пор его с теплотой вспоминаю, позже появлялись ламповые аппараты. Из акустики можно вспомнить KEF, Klipschhorn, Tannoy Westminster — все они у меня были. Вообще, техника тогда менялась часто, потому что не было понимания как все должно быть — это были поиски и эксперименты, не всегда полностью осознанные. Накопление опыта. В итоге, дольше всего я прожил с электростатами Magnepan и усилителями Manley.

— Когда и как появился винил, и главное, как он стал единственным носителем в системе?

— Изначально, винила в моей системе не было вообще, была фонотека из примерно 2500 компакт-дисков, что по тульским меркам (я тогда еще жил в Туле) было весьма немало. Но в какой-то момент я почувствовал, что нужно что-то менять. Причем не покупать все более и более дорогие компоненты, а менять принципиально. И я решил попробовать винил. Для начала купил простенький проигрыватель, это был Pro-Ject 6.1 с головкой Grado Reference Platinum, верхняя серия тогда еще не была деревянной, и услышанное мне наконец-то определенно понравилось. В тот момент я понял, что CD не удовлетворял качеством воспроизведения, особенно в плане классической музыки, которой я тогда уже серьезно увлекся. И хотя тракт у меня был хороший и дорогой, на виниле, даже с простым проигрывателем, в звуке было все то, что нужно.

— А первые пластинки? Что это было?

— Первую пластинку я получил в подарок, это была запись Doug MacLeod «Come to Find», аудиофильское издание Audioquest. В те времена покупать винил на eBay или вообще через Интернет, еще не представлялось возможным, поэтому за пластинками мне приходилось ездить в Москву, и поначалу я брал новодельный винил в магазинах. Потом уже стало понятно, что винил современный и старый — это две совершенно разные истории, не похожие друг на друга, но на мой взгляд, сказать, что новодел однозначно плох, нельзя. Оригинал всегда будет лучше, а в современных изданиях все очень по-разному, от «совсем плохо» до «очень хорошо».

— Как сформировалась нынешняя система?

— После переезда в Москву, своей системы у меня долго не было, все лежало в коробках, а слушать музыку в основном приходилось на работе. Тогда я занимался аудиоинсталляциями, и одновременно пробовал создавать свою акустику. Тут основной точкой отсчета был, конечно же, рупор как непререкаемый авторитет. А что можно поставить в рупор? Мы выбрали широкополосные динамики. Начинали с Лаутеров, работали со всем модельным рядом — это давало новый опыт, информацию о том, что и как влияет на звук. Потом был переход к авторским динамикам и это тоже был полезный опыт. В итоге я понял, что это должна быть, конечно же, рупорная система.

Динамики были выбраны широкополосные, но авторские, от Руллита, с подмагничиванием. Однополосной системой обойтись не получилось, так что я добавил еще твитер через фильтр первого порядка, работающий примерно от 14 кГц — это дало ту наполненность звука, которая нужна для больших классических составов. Система строилась в основном под музыку и записи 50х-60х годов.

Усиление, конечно же, ламповое, однотактное, на лампах 2А3 по схеме Лофтина-Уайта. Также важно, что и блоки питания подмагничивания и усилители у меня с бестрансформаторным питанием, в них нет токоограничивающих резисторов, поэтому для старта усилителя приходится использовать ЛАТР. Корректор в системе тоже ламповый, трехкаскадный, для головок ММ. Первый каскад построен на лампах VT229, второй и третий на 231ой лампе.

Все у меня получилось очень минималистично, даже регулятора громкости в системе нет — все настроено и зафиксировано при помощи впаянных резисторов. Все детали, которые я использовал — из прошлых лет, за исключением разве что некоторых конденсаторов. Провода в системе опять же из старой меди, и все, кроме фоно-кабеля, неэкранированные. Трансформаторы намотаны тоже старой медью и на старом железе. Ну а источник в системе, в итоге остался только один — проигрыватель винила. Изначально — это был американский Broadcast Electronic в своей студийной версии, но я его сильно доработал. Мотор заменил на Papst, переделал основание и диск, установил два тонарма собственного изготовления.

Ну и наконец звукосниматели. Любимая моя головка — самая ранняя Decca, сейчас в ремонте. Нужно менять алмаз, потому что я ее неловко уронил однажды, когда мы слушали музыку с друзьями. Поэтому сейчас слушаю все на головке Fairchild SM-1 — это, скажем так, на 80 % идеальный звук в моем понимании.

Пять лучших дисков из коллекции Сергея.

[01] Eliot Fisk — American Virtuoso (MHS., 1982)

[02] Frank Sinatra — The Voice (Columbia, 1955)

[03] Treasury Of Great Music (Reader's Digest, 1964)

[04] Joan Sutherland — Operatic Arias (London Stereo)

[05] Deep Purple — Machine Head (Purple, 1972)