Sony одной из первых начала делать Ultra HD-телевизоры — оно и понятно, компания снимает фильмы в 4К и производит профессиональную видеоаппаратуру. Но японцы чуть ли не последними начали продавать вогнутые ТВ, зато сделали их хоть и в угоду моде, однако сохранив здравый смысл.

Анонсировали модельный ряд S9 на выставке IFA в Берлине (новость). И сразу же сказали, что две главные новации в этих Ultra-HD-телевизорах — «идеальный изгиб» и акустическая система Multi-Angle. Другие производители в своих маркетинговых материалах сделали упор на сам «принцип вогнутости», мол, изогнутый экран повторяет чуть ли не форму глаза, дает четкость в периферийной зоне зрения и вообще улучшает картинку и повышает вовлеченность зрителя. А Sony заявила, что «изгиб изгибу рознь», и их изгиб — идеальный.

Гни свою линию

Компания ссылается на работу д-ра Такеда «Исследование расстояния восприятия в виртуальном и реальном пространствах» («Investigation on distance perception in the virtual space and real space», Dr. Takeda, Kyushu University, 2009), где ученый доказывает, что радиус кривизны должен быть в пределах 5—11 м, т.е. быть мягким, чтобы ощущение объемности картинки у зрителя появилось, но сама картинка никак не исказилась. К сожалению, в открытых источниках это исследование мне найти не удалось, компания его предоставить отказалась, остается лишь верить им на слово.

Ultra-HD-телевизор Sony KD-65S9005B

Впрочем, суть «идеального изгиба» понятна и без исследований — он меньше, чем у конкурентов (представитель Sony на стенде назвал радиус кривизны — 6,6 м, но в характеристиках телевизора эти данные нигде не указываются). То есть экран вогнутый, но как бы «чуть-чуть вогнутый». Ровно настолько, чтобы быть вогнутым, но не менять своей «кривизной» картинку. Один коллега на выставке поделился догадкой, что Sony было некуда деваться, им пришлось выпускать вогнутый телевизор, коли их продажи сегодня быстро растут. Но при этом инженеры не уступили маркетологам — они сделали так, чтобы номинально изгиб существовал, дизайн получился красивым, а изображение оставалось практически идентичным плоскому экрану.

Вполне допускаю вариант, что минимальный изгиб даже полезен. Как объяснили на презентации, небольшое изменение между реальным и ожидаемым расстоянием создает ощущение глубины. В общем, субъективно, так как изгиб небольшой, перестаешь его замечать буквально через несколько секунд просмотра. Насчет глубины — да, картинка четкая, объемная, но благодаря изгибу ли? Может просто высокое разрешение и точная цветопередача делают свое дело. Тем более что здесь все более чем в порядке.

Сверкают звезды

У прошлых 4К-телевизоров, по рассказам продавцов этой техники, была проблема с тем, что из-за технологии Triluminus, расширяющей цветовой охват (о ней чуть позже), казалось, будто телевизоры Sony не такие яркие, как модели конкурентов. А покупатель нынче не обременяет себя сложной мыслительной деятельностью: телевизор ярче — значит, телевизор лучше. Поэтому пришлось в этом году инженерам интегрировать технологию X-tended Dynamic Range, которая увеличивает контрастность изображения за счет компрессии пограничных зон.

Ultra-HD-телевизор Sony KD-65S9005B

В принципе, многим такая картинка нравится, а если она еще и повышает продажи, почему бы и нет. Тем более что при переходе в режим «кино», который нам более всего интересен по понятным причинам, все эти улучшайзеры отключаются и картинка становится фактически идеальной (что доказали наши измерения). Любопытно, но в прошлом году изображение старались сделать красочным, насыщенным, а в этом инженеры решили следовать стандартам.

Все так сложно, все так просто

О технологии Trilumius следует сказать, что работает она только в режиме «яркий». И это странно. Реализовать технологию, которая улучшает цветовые характеристики изображения, в режиме, где яркостная кривая уходит от стандарта по всему интервалу (с горбом в районе 50—80 IRE), где картинка реально выглядит пережатой, да, это по-настоящему странно.

И ведь это не особенность пресета у конкретной модели Sony — все производители режим «яркий» делают исключительно ради магазинной полки, когда кислотность цветов должна достигнуть уровня «вырви глаз», иначе продукт затеряется среди сонма других. Зачем там расширенный цветовой локус, который, конечно, регистрируется приборами (мы специально замерили его), но не меняет восприятие картинки зрителем, потому что в режиме «яркий» картинка изначально не «о цветах», а «о яркости»?

Ultra-HD-телевизор Sony KD-65S9005B

Я понимаю, что для пресета «кино» Triluminus не нужен, так как намного превышает стандарт Rec. 709 (BT.709), а вот в режиме «фото» он бы пригодился, особенно тем, кто снимает с цветовым охватом Adobe RGB. Я могу лишь предположить, что, так как технология завязана на особенностях работы светодиодов, нет возможности реализовать ее в режимах, в которых яркость подсветки снижена. Однако и пользы от Triluminus я тогда тоже не вижу. При этом отмечу, что субъективно этот телевизор показывает очень хорошо. Цвета честные — даже кожа выглядит естественно (процессор Sony отдельно обрабатывает оттенки кожи), контрастность высокая, при этом фактура темных объектов хорошо видна и нет шумов. Играет ли в этом роль Triluminus, в принципе, не важно. Главное — результат отличный.

Во вселенной только мы одни

Sony продолжает дорабатывать функционал Smart TV, который у них называется Sony Entertainment Network. В первую очередь я бы отметил пульт ДУ One-Flick (второй в комплекте) с сенсорной панелью. Над этой самой панелью расположена кнопка доступа к быстрому меню — очень удобно, потому что позволяет быстро выполнять различные действия. Во время теста я старался вообще не использовать традиционный пульт и остался доволен. Все меню сделаны так, чтобы с помощью сенсорной панели и курсора на экране по ним легко было переходить.

Пульт ДУ One-Flick с сенсорной панелью

Функционал Smart TV, я бы сказал, стандартный. Есть все популярные видеосервисы (YouTube, ivi.ru, Tvigle и другие), Skype, социальные сети, веб-браузер, Netflix (жаль, не актуально для России) и свое облако для синхронизации файлов Play Memories Online (кстати, при покупке 4К-телевизора Sony компания дарит еще 10 Гб к базовым бесплатным 10 Гб объема). Однако в отличие от LG и Samsung компания не публиковала API Smart TV для сторонних разработчиков, поэтому каталога с сотнями приложений здесь вы не найдете.

Горят огни

В самом названии акустики Multi-Angle заложено толкование ее преимуществ. По бокам телевизора расположены четыре колонки, нижние смотрят на зрителя, а верхние — вокруг зрителя. Собственно, в месте разделения колонок находятся светодиоды, который обязательно будут включены в магазине — их цель привлечь покупателя. В домашних условиях эти «огоньки» советую выключить, так как они не несут важной информационной нагрузки, а лишь показывают типа подключения, однако в темноте довольно сильно отвлекают внимание на себя. Вернусь к звуку, сзади корпуса есть басовый драйвер, но лучше докупить опциональный беспроводной сабвуфер. Технология ClearAudio+, как заявляет компания, не сводит поступающий сигнал в стерео, как делает большинство телевизоров, а сразу раскладывает его на существующие колонки, таким образом, максимально точно воссоздают многоканальное звучание.

Картинка, наглядно демонстрирующая направление динамиков, установленных по краям панели

После прослушивания кино и музыки на этом телевизоре я пришел к выводу, что если вы думали о покупке саундбара для него — этого точно делать не надо. Встроенная система качеством звука идентична хорошему саундбару. Однако если вам нужно настоящее окружающее звучание или система для прослушивания музыки, без внешних колонок никак не обойтись.

Данные Stereo&Video

Контрастность On/Off, динамическая в режиме «яркий» — 12400:1

Контрастность On/Off, динамическая в режиме «кино» — 3140:1

Контрастность ANSI в режиме «кино» — 1940:1

Яркость в режиме «яркий» — 495 кд/м²

Яркость в режиме «кино» — 349 кд/м²

Отклонение цветов Delta E в режиме «кино» — 3.1

[01] Яркостный отклик в режиме «кино» (гамма 2.2)
[02] График цветового охвата CIE 1931 в режиме «кино»
[03] График цветового охвата CIE 1931 в режиме «яркий» (Triluminos)

Раньше как было — замеряешь телевизор Sony, а цифры получаются очень далекими от стандартов, но субъективно картинка честная и правильная. Разве что чуть красочней конкурентов. И по-настоящему в том, что картинка может быть неправильной по стандарту, но красивой для зрителя, нет никакого нарушения логики. Стандарт — это лишь соответствие исходного тона с итоговым, а красота... Вот возьмите популярную соцсеть Instagram — ни о какой честности и речи не идет, зато атмосферно.

Ножки телевизора по умолчанию расположены по бокам. Однако если тумба, на которую поставлен экран, небольшая, их можно закрепить в центре, для чего есть специальные пазы

Однако все это было раньше, сегодня телевизоры Sony, судя по всему, делаются по другим принципам, и соответствие стандартам для инженеров стало важным. Удивительно, но в этом они сразу достигли высот. В режиме «кино» отклонение цветов Delta E в большинстве тонов (мы делаем замеры по 24 пунктам) вообще стремились к нулю — честно говоря, такой график обычно видишь, когда дисплей практически полностью откалиброван. Точка баланса белого — 6540К. Неравномерность подсветки не превысила 8% — также довольно редкий показатель. Другими словами, пресет идеальный и не требует дополнительных настроек.

Ultra-HD-телевизор Sony KD-65S9005B

В режиме «яркий», в котором работает Triluminus, конечно же, показатели совсем иные. Отклонения достигают 15,2 единиц, яркостная кривая отходит от эталонной в некоторых местах на 15—20%, баланс белого — 14000К. Но и, правда, цветовой охват — 88% от Adobe RGB, особенно прибавка видна в области зеленого тона (верх треугольника). Если поработать с настройками, думаю, можно приблизиться к Adobe RGB практически вплотную.

Малый изгиб экрана, честная цветопередача

Triluminus работает только в режиме «яркий»

199 990 рублей

Диагональ — 65 дюймов

Разрешение — 4К Ultra HD, 3840x2160 пикселей

Подсветка — LED, краевая

Радиус кривизны — 6,6 м

Динамическая контрастность — более 1 млн

Яркость — н.д.

Технология 3D — активная, 3D-очки TDG-BT500A

Процессор обработки видео: 4K X-Reality PRO

Обработка динамичных сцен: Motionflow XR 800 Гц

Акустика — 6 х 10 Вт, опционально — беспроводной сабвуфер

Окружающий звук — Multi-angle Live Speakers, ClearAudio+

Встроенные тюнеры — аналоговый, DVB-T2/S2/C2, CI+

Входы — 4 HDMI (версия 2.0, MHL-совместимые), 3 USB, компонентный, композитный, SCART, LAN

Выходы — цифровой аудио (оптический), гибридный (наушники/сабвуфер)

Smart TV — Sony Entertainment Network, Skype, веб-браузер Opera

Мультимедиа — DLNA (USB, LAN, встроенный Wi-Fi g/n), WiFi Direct, HDMI MHL

Пульты ДУ — традиционный, One-Flick с сенсорной панелью

Габариты без подставки — 1549x873x115 мм

Масса с подставкой — 41,8 кг