Точка опоры. Куда и как установить проигрыватель виниловых пластинок

Точка опоры. Куда и как установить проигрыватель виниловых пластинок

Когда в системе появляется проигрыватель виниловых пластинок, всегда встает вопрос, куда его поставить. Обычно все просто — на верхнюю полку стойки. А между тем это далеко не самое лучшее место.

Начать стоит с того, что разные проигрыватели совершенно по-разному реагируют на то, на чем и как они установлены. Здесь даже опытные аудиофилы нередко совершают ошибки или просто не берут эти факты в расчет. То, что проигрывателю нежелательно находиться напротив акустических систем, кажется очевидным, но на самом деле не все так однозначно — многое будет зависеть от расстояния, того, в какую зону акустической направленности попадает проигрыватель, от конструкции самого проигрывателя, от тонарма и головки. В целом можно, даже располагая стойку с системой сбоку от акустики, добиться, чтобы никакого негативного влияния не было. Хотя, конечно, если у вас стол с легчайшим одноопорным тонармом, головкой с совсем маленьким прижимом, а напротив оказывается мощный басовый динамик, да и громкость прослушивания велика, побочные эффекты проявятся. При этом я считаю, что располагать систему лучше или сбоку от акустики, или за ней, но никак не между колонками. И крышка тут не поможет, скорее наоборот. К тому же я убежден, что во время прослушивания (вне зависимости от модели проигрывателя) всегда лучше крышку снимать.

Далее важно, на чем же установлен сам проигрыватель. Здесь тоже есть свои закономерности. Если аппарат легкий и конструктивно настроен на рассеивание колебаний (например, Linn LP 12, некоторые Pro-Ject, Rega, многие Thorens, Dual), то лучшим местом для подобных проигрывателей окажется отдельная настенная полка, желательно с наличием развязки, например шипов, между металлическим каркасом и опорной поверхностью. Да и наличие регулировки по уровню крайне желательно, так как многие из перечисленных проигрывателей собственной регулировки не имеют.

А вот с проигрывателями массивными, с тяжелыми дисками и массивными подшипниками, т.е. с аппаратами, в конструкции которых заложен принцип многоступенчатой виброразвязки, ситуация будет другой — им полка, скорее всего, не подойдет. Еще стоит учесть, что найти полку для вертушки весом 30—40 кг и стену, на которую такую полку можно закрепить, будет сложно. Им, наоборот, место на массивной и жесткой аппаратной стойке. Дальше многое будет зависеть от конструкции стойки. На одни модели можно просто ставить проигрыватель, а на других потребуется какая-то дополнительная прослойка, например плита типа TAOC или что-то подобное. Нередко массивные на вид стойки на практике не являются такими уж жесткими и эффективными по развязке, как это может показаться. Еще есть стойки, к примеру, деревянные, сами по себе замечательные, но требующие нередко индивидуальной развязки для каждого компонента. Так что здесь единого рецепта не будет, нужно все подбирать индивидуально, благо что вариантов прослоек как в виде плит, так и в виде всевозможных проставок, ножек и конусов существует предостаточно. Не стоит только рассматривать варианты, которые не дадут штатным способом отрегулировать проигрыватель по уровню и одновременно не будут иметь собственной регулировки. А в остальном пробовать, перебирать варианты очень даже нужно. Правда, это должен быть именно эксперимент, поочередное прослушивание с разными конструкциями, так как иногда случается так, что чрезмерно массивные конструкции под проигрывателем дают обратный эффект и душат звук. Для примера, если есть условия, можно попробовать установить проигрыватель на каменном полу — сразу будет слышно, какого эффекта стоит избегать.

Также существует масса проигрывателей, как современных, так и винтажных, сконструированных таким образом, что то, на чем они установлены, на звуке практически не сказывается, нужно только настроиться по уровню. Но таких аппаратов все же меньшинство, и прежде чем успокоиться, лучше провести несколько экспериментов.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 7, 2013
73.8 дБ +

Комментарии

#

Хорошая статья . Отвечает на многие вопросы коими пестрит много форумов по развязки проигрывателя от АС и от возникновения ПОС (положительной обратной связи )проявляющей себя характерным гулом в АС вплоть до "выпрыгивания " нч динамиков и вызывающие недоуменные вопросы и даже крики о помощи.

Еще добавлю что отчасти борьбы с этим явлением могут помочь установки на ножки проигрывателя дополнительных или в замен штатных изоляторов в виде подставок Виброподс например.

- 50 дБ +
#

Развязка вообще весьма тонкая материя. Бывает так, что какая то приблуда работает вполне универсально - тогда ее хоть протестировать можно, попробовав в 5-6 разных сочетаниях с разными аппаратами. А бывает и так, что попадается что то специфическое - нигде не идет на пользу, а потом вдруг в каком то сочетании как "выстрелит". Так что тут по сути один путь - экспериментальный.

Лучше всего, когда разработчик все уже предусмотрел и ничего делать не нужно, но на практике так случается редко. Да и как можно прогнозировать со всей точностью поведение аппарата в совершенно разных системах? Иногда случаются всякие неожиданности...

Иначе говоря, тяжела жизнь аудиофила. Особенно когда нет точного понимания, где стоит остановиться, как найти баланс между достаточным и идеальным (а последнее понятное дело, недостижимо).

- 50 дБ +
#

Добрый вечер, Виктор!

У меня Pro-Ject 2 Xperience стоит на ДСП тумбе, теоретически резонансов от динамиков пока не замечал (хотя рядом с проигрывателем находится один из динамиков), проигрыватель располагается на трёх острых ножках. Хотя заметил, что при прослушивании части пластинок приходится переключать фонокорректор на MM (у меня MC картридж), так как они, иначе, слишком громко звучат и начинаю срезаться верхние частоты. Переключаю и всё отлично. Возможно это связано с тем, что пластинки записаны с разным уровнем громкости.

Система: виниловый проигрыватель Pro-Ject 2 Xperience, игла Dynavector MC 10x5, фонокорректор Pro-Ject Phono Bax SE II (для картриджей MC и MM, то есть с подвижной катушкой или подвижным магнитом), аудио кабели: от проигрывателя до фонокорректора - аудио кабели с клеммой заземления Pro-Ject (прилагались к проигрывателю), а от фонокорректора до музыкального центра (Technics SC - EH790 2004 года) - Van Den Hul Bay C5. Подключение к центру Technics SC - EH790

Нужен совет. Стоит ли менять саму тумбу, по другому располагать аппарат?

- 50 дБ +
#

Если у корректора нет особенных настроек, подходящих под эту головку, то логичнее ее подключать в режиме ММ - параметры это вполне позволяют - по сути головка намного ближе к МС с высоким выходом.

Менять стойку - скорее всего нет - раз очевидных недостатков не наблюдается то можно оставить все как есть.

- 60 дБ +
#

Пробовал, но тогда ряд пластинок звучит слишком тихо. Поэтому сейчас часть прослушиваю на включённом MM режиме, а часть на MC.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.