7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда

7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда

Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.

Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.

И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!

Take 5

Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.

Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».

Song for My Father

Редкой трогательности композиция — посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший — то это мой отец».

Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом — обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.

My Favorite Things

Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал массу гениальных пьес, которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» — кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера — он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года — красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.

В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.

Girl from Ipanema

Стоит сказать одно: с этой песни началась мировая слава босановы. Долгая предыстория, но, в общем, отец боссы Антониу Карлос Жобим и тенор-саксофонист Стен Гетц так хорошо спелись, что альбом с «Девушкой из Ипанемы» получил «Запись года» на «Грэмми» в 1965.

А песню эту вы все, конечно, сто раз слышали. Но теперь знайте — это серьезная музыка, босса плюс кул-джаз — от мастеров!

Waltz for Debby

Все лучшее (и худшее) человек делает для родных и близких. Не исключение Билл Эванс, выдающийся пианист стиля «кул», написавший трогательный «Вальс Дебби» для своей племянницы. Пьеса впервые появилась как сольная фортепианная на дебютном альбоме Эванса «New Jazz Conceptions» (1957). Несколько лет спустя — уже в версии трио, на концертном альбоме «Waltz for Debby» (1962). В этой аранжировке пьесу все и играют.

Autumn Leaves

Да, еще один кавер поп-песни, но зато какой песни! «Осенние листья» (Les Feuilles mortes, 1945) Владимира Космы и Жака Превера — классическая любовная баллада. И вроде все джазмены ее пели-играли, но саксофонист Кэннонболл Эддерли сделал для своего альбома «Somethin’ Else» (1958) нечто особенное. Аранжировка — шагающий бас, сиплая труба Майлса Дейвиса — усилили щемящую ноту просто донельзя!

So What

Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Kind of Blue» (1959). У ролика архивного более десяти миллионов просмотров — как у рэп-баттла какого-нибудь. Классика кул-джаза, между прочим.

Но если уж «So What» не зайдет — то вы просто бесчувственная скотина. Простите, это описка, я хотел сказать — попробуйте «My Funny Valentine» в его же исполнении (альбом «Cookin' with the Miles Davis Quintet»).

В общем, джаз — это не страшно. Страшно, когда джаза нет.

ТЕГИ:#джаз
79.14 дБ +

Комментарии

#

У Вас всегда обзоры на уровне.. Почитал,прослушал и навеяло на меня былое..Многие вещи сам играл,а вальс на 5/4-еще учась в музыкальной школе..Это про Брубэка..

- 61.46 дБ +
#

практически ничего, кроме джаза и не слушаю- уже неинтересно без импровизаций. И вот что интересно- многие свои пластинки, казалось бы знаю уже наизусть, но их все равно интересно слушать - каждый раз можно услышать что то другое, на что раньше не обращал внимания.

- 60 дБ +
#

кроме джаза и слушать то особо нечего)))) разве что классика и оркестры

- 50 дБ +
#

не большой знаток джаза, но люблю послушать именно из-за этой спонтанности, импровизации в композиции. но вышеуказанные образцы 50-70х годов были записаны на восковый валик еще, скорее всего лютое моно, к тому-же... как наслаждаться музыкой в lo-fi качестве ? люблю джаз, качественно записанный. сорри, никого обидеть не хотел...

- 59.03 дБ +
#

Вот вы рассуждаете, скепсис так и прёт, а возьмите и послушайте "Take Five" в хороших наушниках.

Я вам так скажу - далеко не всегда даже в наши дни настолько качественно пишут. Никогда бы не поверил, что это 1959 год. Просто фантастика.

- 61.46 дБ +
#

согласен полностью, отличная классика джаза! наушники хорошие имеются, усь-тоже. слушать с ютуба ?

- 60 дБ +
#

Нет, конечно :)

Мне вполне хватило цифровой копии в CD-качестве, кому-то нужен винил или хай-рез.

- 50 дБ +
#

между прочим конец 50-х и начало 60-х космическая эпоха.в то время уже были качественные магнитофоны.

- 50 дБ +
#

Странное суждение!! Полно записей конца 50-х и особенно всех 60-х в оч.хорошем качестве!! А лейлблы какие Blue note,Prestige и.т.д.!! Ответ to AlexBay.

- 50 дБ +
#

СПАСИБО за статью!!!

- 50 дБ +
#

Огромное спасибо!

Take 5 - любовь с первой ноты ))) Никого не оставит равнодушным.

- 53.01 дБ +
#

Я по штату обычно бесчувственная скотина:)) Но в целом джаз мне нравится, потому что он спокойный, без запилов и наездов, в нем много духовых, а не скрипок, например. Так что послушать вполне можно. Просто он не относится к стилям в начале моего списка приоритетности, и на него как правило времени не хватает. Но сейчас много околоджазовых электронных коллективов, это конечно не классический джаз, но вполне ничего. Есть целое электронное (!) направление free improvisation, оно типа джаза, но не совсем джаз. Просто я заметил, что на этом сайте джаз в приоритете. Нет, это неплохо, но остальное как-то в забвении.

- 56.02 дБ +
#

скоро будет вам обзор лучших семплов от другой бесчувственной скотины ))

- 60.79 дБ +
#

Наверное большинство все таки любит музыку.Чтобы настоящие музыкальные инструменты играли.И это очень обнадеживает.И потом уже научно доказано,что прослушивание джаза улучшает настроение))))

Хотя к сожалению и любителей бух-бух тоже достаточно.

- 50 дБ +
#

Lovely! No other comments at all )))

- 56.02 дБ +
#

- Так Вы, батенька, француз?!

- Так, й.......ть !!!

- 56.02 дБ +
#

Это английский :)

- 56.02 дБ +
#

Даже и не знаю, что написать..................... ))) "+" поставлю...


Но в анекдоте-то не было "носителя английского языка" же.

- 53.01 дБ +
#

Ой, видимо я Вас не поняла.

Просто Дима на английском, а не на французком написал, а анекдота я видимо не знаю :(

- 50 дБ +
#

Ну, заподозрить меня в незнании английского, хотя бы по внешнему виду написания слов, можно, но допустить, что я не знаю, хотя бы в общих чертах, кто "скрывается" под ником BigD...

Плюс там законченный диалог. ;-)

- 53.01 дБ +
#

C'est plu sophistique, mon Amis )))

Генри Киссинджер спросил Валентина Зорина: "Скажите, Валя, Вы -русский ?"

"Да!"- ответил Зорин.

"А я -американский!"

- 56.02 дБ +
#

Немного по-другому эту историю знаю ;-) Так логический смысл у Вас теряется.

Генри Киссинджер спросил Валентина Зорина:

- "Скажите, Валя, Вы - еврей?"

- "Я - русский!"- ответил Зорин.

- "А я - американский!" - ответил Киссинджер.

- 53.01 дБ +
#

Не постесняюсь попросить автора начАть и уХлубить так сказать процесс в прежним русле и направлении. А еще хочется преподнести маленькую порцию благодарности за ознакомление с ранее неизвестным Horace Silver к стыду своему даже и не подозревал о таком альбоме как Song for my father. С удовольствием его послушал показался легким и осенним.

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью! Как "аудиофил начинающий" только открываю для себя музыку посложнее, и такие обзоры помогают сориентироваться. Сложный, очень энергичный и быстрый джаз пока ещё вызывает раздражение, а вот медленный, чувственный, бархатистый и не очень сложный становится любимым жанром. Это по моему тот жанр, который без хорошего звучания слушать бессмысленно, а хорошая техника в полной мере дает понять, что такое удовольствие от прослушивания музыки и зачем на это столько тратить.

- 50 дБ +
#

Take Five по кайфу внатуре!
Одна из любимых пластинок. каждый раз ставлю и аж мурашки.

- 50 дБ +
#

Всё по делу-только как Вы не включили Iqe Quebec альбом Soul Samba ? Там можно любую композицию брать...

- 50 дБ +
#

А я бы добавил Nature Boy в классическом исполнении!

- 50 дБ +
#

Браво!

- 50 дБ +
#

Шикарная композиция, иногда аж эмоции до слёз заворачивают

- 60 дБ +
#
Шикарная композиция

Ё-моё, а я всё думал, на ком я тут аппаратуру сравниваю частенько.

Стыдно мне, стыдно...

- 50 дБ +
#

Таки попробуйте сравнивать на Blue & Sentimental от Квебека - при постепенном привыкании приводит к смене текущей ВЧ-секции на ленточники )))

- 56.02 дБ +
#

Проверю, спасибо!

Но...

У меня Esotar2 на ВЧ и чистый класс А в виде старого Krell, думаю, что всё будет хорошо. )

- 50 дБ +
#

Проверил вчера )

Blue & Sentimental - очень-очень...

- 60.79 дБ +
#

Вот видите, а если на 11.1 поставить The Three Blind Mice 45 Box )))

- 56.02 дБ +
#

О... О... Очень люблю такие сравнения, помогают понять, насколько же ты продвинулся в качестве воспроизведения в цифре.

Спасибо!

Займусь...

P.S.

Сходу нашёл японские CD и LP, посмотрим на них вблизи.

- 60 дБ +
#

Вот еще из серии Blue Note 2500 2x45 RPM - Lou Donaldson Blues Walk, в Ниппон отыскать )))

- 53.01 дБ +
#

http://www.hmv.co.jp/en/artist...

Может и купится, может и нет... Когда статус Backorder - хуже, тут надежды больше.

P.S.

CD Blue & Sentimental купилась )

https://page.auctions.yahoo.co...

- 50 дБ +
#
The Three Blind Mice

У меня какая штучка в коллекции есть ;-)


- 50 дБ +
#

LP Blue & Sentimental купилась тоже... (а CD "купился", конечно...)

- 50 дБ +
#

Я очень люблю этого пианиста. У меня есть CD,где играют дуэтом-Каунт Бэйси(рояль),Оскар Петтерсон(электропиано). Жаль,что в "зрелом" возрасте у него отказала левая рука-играл одним пальцем,но как !!

- 50 дБ +
#

Вообще-то, So What - пьеса с альбома Miles Davis - Kind Of Blue, а никак не Walkin’... Что же касается Waltz for Debby, то эта концертная версия - конечно, каноническая запись, но так ее играют далеко не все. Даже сам Эванс на альбоме C. Adderley Know What I Mean? 61 года ее раскудрявил иначе. Послушайте и приятно удивитесь.

- 50 дБ +
#

Так там же написано,что из альбома "Kind Of Blue"!! Вы не внимательны!

- 50 дБ +
#

Вот же вы маленький лгунишка :) исправили после моего комментария! Нехорошо...

- 50 дБ +
#

Всё сохранено в истории сети ;-)

So What
Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Walkin’» (1957). У ролика архивного...
- 60 дБ +
#

А я то здесь причем?! Я такой же четатель,как и вы!! Вы опять,чего то перепутали! Ну да ладно!

- 50 дБ +
#

А я бы еще из Монка,обязательно чего нибудь добавил! Несмотря на сложность его музыки,есть у него и по современному выражаясь хиты!

- 50 дБ +
#

Пять четвертей это действительно гениальное изобретение.

Вот пример не менее гениальный, чем "Караван".

А вообще то, в джазе есть боле интересные вещи нежели импровизация. Это и мощнейшая полифония и исполнительское искусство и главное, сложнейшая гармонизация простых мелодий. Этим джаз и подкупает. Примитивная мелодия и неимоверная аранжировка. Один довольно известный джазовый музыкант как то сыграл мне At Dawn Джони Ходжеса не меняя тоники аккорда. Я только сидел и хлазами хлопал, не понимая как он играет, хотя, с теорией музыки у меня всё в порядке......

Короче, джаз это волшебство и чем дальше в лес, тем "толще партизаны". :)

- 53.01 дБ +
#

Спасибо огромное. Как новые книги из редкой коллекции. Иногда совершенной неизвестными красками после Ваших комментарий.

- 50 дБ +
#

Прочитал и подумал: "А что, джаза до Брубека и Колтрэйна не существовало"? Скорее это закат величайшей эстрадной джазовой эпохи, начавшейся в начале 20-го века. Джаз, как музыка, из популярной музыки, играющей из каждого граммофона в 30-х годах, становится уделом утонченного развлечения для избранных. Расползается по небольшим клубам и малотиражным выпускам пластинок. Пропасть между откровенным эстрадным развлечением для всех и деликатесом для эстетов становится все шире. Это больше похоже на надгробие, а не на экскурс в золотой век джаза. Для тех, кто только начинает открывать эту музыку, рекомендую посмотреть шикарный фильм "Одержимость" с замечательным саундтреком эпохи золотого века, а уже потом двигаться в направлении Колтрэйна, Дэвиса, кул-джаза, страйда и прочих бесчисленных "ответвлений", являющихся не более чем попыткой убогих умов классифицировать и разложить по полкам музыкальные шедевры.

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.