Плацкартный билет в виниловый рай. Проигрыватель виниловых пластинок Электроника ЭФ-017-стерео

Плацкартный билет в виниловый рай. Проигрыватель виниловых пластинок Электроника ЭФ-017-стерео

В связи с тем, что в мире существенно подрос интерес к аналоговому воспроизведению и виниловым пластинкам, остро встал вопрос, особенно в нашей стране, о возможности относительно безболезненного для собственного кармана приобщения к этому процессу.

Сегодняшнему меломану решившему встать на виниловую стезю доступны несколько вариантов. Можно пойти и выбрать что то по душе и не ограничиваясь в средствах купить весьма дорогой сетап. Новодел или винтаж - здесь вторично. А вот если бюджет сильно ограничен, то остаются или современные недорогие проигрыватели (которые не всегда такие уж недорогие), или есть второй путь: подумать и выбрать что то из наследия наших предков благо дорогим оно не будет, точнее это будет скорее всего, самый бюджетный из всех вариантов.

Сегодня мы пойдем по второму пути и поговорим о том хорошем наследии, что оставил нам в далеком 1985 году Казанский завод "Элекон", со своим революционным, по меркам советского винилостроениия, проигрывателем Электроника ЭФ-017С .

Краткие характеристики

Электрофон "Электроника ЭФ-017С" предназначен для высококачественного воспроизведения механической записи с моно и стереофонических грампластинок. Электрофон состоит из электропроигрывателя ''Электроника ЭП-017С'', полного усилителя звуковой частоты "Электроника 50У-017С" и 2 акустических систем ''35АС-215''. Облегчённый тонарм проигрывателя - позволил применить высококачественную магнитную головку типа ''ГЗМ-043'' с повышенной гибкостью подвижной системы что существенно уменьшает износ грампластинок. Динамическое демпфирование основного резонанса тонарма головки звукоснимателя позволяет проигрывать даже покоробленные грампластинки, без ухудшения качества воспроизведения. В модели применена кварцевая стабилизация частоты вращения диска, регуляторы прижимной и противоскатывающей сил.

Диапазон воспроизводимых частот 20...20000 Гц.

Коэффициент детонации 0,1 %.

Уровень рокота -66 дБ.

Прижимная сила звукоснимателя 7,5...12,5 мН.

Габаритные размеры 400х120x340 мм.

Масса 10 кг

Проигрыватель имеет полностью металлический, весьма жесткий корпус. Относительно легкий диск и прямой привод полностью сделанный на отечественных элементах. Правда из за отсутствия на тот момент подходящей специализированной базы привод получился весьма сложным и содержал несколько стандартных цифровых микросхем. Имелись кварцевая стабилизация частоты вращения и даже версия аппарата с питч контролем. Все это дополняло квазисенсорное управление кнопками на панели. Вся непростая электроника включая трансформатор питания находилась в корпусе проигрывателя и занимала там почти все внутренне пространство. Ремонтопригодность была с моей точки зрения весьма средняя несмотря на удобный доступ к платам.

На борту имелся легкий тонарм с уникальным для нашей промышленности электромагнитным демпфированием. Благодаря ему аппарат мог без особых проблем проигрывать покоробленные грампластинки. Аналоги такого решения встречались в зарубежных моделях Denon, Victor-JVC и стоили эти модели весьма дорого. Но полноценного автомата у проигрывателя не было, он не имел автоматического возврата тонарма на стойку а только автостоп. В последствии отечественные радиолюбители нашли способ реализовать режим возврата малой кровью и опубликовали решение в журнале Радио.

При всей свой новизне и инновационном электромагнитном демпфировании проигрыватель имел, на мой взгляд, много конструкционных недостатков включая тонарм. Это в первую очередь несъемный шелл что весьма затрудняло оперативную смену звукоснимателя коих в коллекции у многих было несколько. Впрочем истинному начинающему меломану эта возможность часто без надобности, тут главное один раз настроить и забыть об этой хлопотной процедуре.

Во вторую очередь это весьма ограниченный ассортимент подходящий к легкому тонарму звукоснимателей по массе и гибкости собственной динамической системы. По совместимости с тонармом например можно предложить что то из начальных серий Ortofon например Ortofon OM5E.

Третий недостаток это невозможность точной настройки звукоснимателя из за весьма специфического крепления головки к шеллу где нет регулировки для точной настройки звукоснимателя. У нормального шелла звукосниматель можно двигать относительно шелла вперед назад и поворачивать, для точного совпадения трекинга согласно шаблону. Кроме того, о точной регулировки VTA можно забыть. Сам тонарм немного звонкий с моей точки зрения и имеет крайне неудобную систему регулировки прижимной силы создающую проблемы у тех кто не очень искушен в настройке проигрывателей.

Теперь о внутренних конструктивных особенностях и проблемах. Трансформатор питания дает заметную вибрацию на корпус. Внутри на клеммах тонарма находятся самые дешевые и не побоюсь этого слова совершенно поганые конденсаторы “флажки” что в купе с весьма сомнительного качества фоно кабелем со старым DIN разъёмом делают звук ''неопрятным''. Да и корпус проигрывателя тоже можно было сделать более инертным на мой взгляд.

Все это дает повод и возможность головастым и рукастым самодельшикам по полной оторваться на модернизации этого проигрывателя .

Если подходить к процессу модернизации достаточно вдумчиво то на выходе можно получить по крайней мере достаточно нейтральный стол, демфированный разными способами, отсутствие в нем трансформатора питания - он выносится в дополнительный корпус наружу. Далее в плане идут замена штатной проводки в тонарме на более подходящую, в основном на литцендрат, с одновременным вырезанием совершенно не озонирующих звук мерзких “флажков“-конденсаторов, c заменой очень часто окислившегося фоно шнура на качественные RCA гнезда на задней панели.

Так же у более продвинутых и рукастых дело доходит и до тонарма с его внутренним демпфированием и небольшой доработкой шелла для удобства регулировки головки звукоснимателя.

Многое по доработке и ремонту со схемами можно найти здесь.

В итоге звук проигрывателя, в общем то и так не самый плохой для своего класса, становится весьма неплох и способен конкурировать и с не очень дорогим винтажом и тем более c бюджетными новодельными проигрывателями с моторчиками от железной дороги, типа Pro-Ject и даже более серьезными.

73.42 дБ +

Комментарии

#

Вот спорная тема. Все практически советские проигрыватели страдали не отсутствием конструктивной идеи (ее во многих случаях просто "заимствовали"), а качеством материалов, изготовления и сборки. Если весь аппарат собран и подогнан не очень, то поправить это непросто. Что-то улучшить - да, можно, но до определенного предела. И всегда надо планировать работу, составлять смету, смотреть, во что же все это выльется в сухом остатке.

Так или иначе интересны для доводки Электроника Б1-011, что есть клон Торенса и даже с установленным клоном тонарма SME 3009 (но опять же качество - небо и земля), Эстония-010-стерео, а это содрано с проигрывателя Optonica (модель не вспомню). Правда, там побороться нужно будет не только с механикой и корпусом, но и с электроникой, которая (в плане той же автоматики) редко когда доходит полностью живой до наших дней.

Вот с чем бы лично мне было действительно интересно повозиться, так это с Корветами 003 или 038. С материалами и там проблема есть, но конструкция интересная. Даже если получится эксперимент ради эксперимента - не беда, удовольствие от процесса будет. Правда сейчас ценник на эти аппараты за счет их коллекционной привлекательности стал совершенно неинтересным - добавить несколько тысяч, и уже можно прикупить что-то из вполне живого японского винтажа, или что-то из Торенсов.

Так что еще раз повторюсь, сначала стоит все хорошо обдумать.

И кстати, современные бюджетные аппараты, те же Pro-Ject так же вполне поддаются твикам, и с неплохими результатами. Даже если это минимальный набор, типа замены проводки в тонарме, разъемов и головки.

- 60 дБ +
#

Виктор я считаю что с Этонией тоже проблем хватает, причем там наверное их больше чем в Электронике 017. Это и сам тонарм а уж про электронику вообще молчим. Тот же Корвет если 003 первых выпусков то тоже не фонтан и кроме впечатляющего дизайна у него недостатков куча. Ну 038 тот совсем неинтересен. Оба надо подправлять напильником, а кое что там совсем неисправимо. Если взять народные Веги, то именно в своем первозданном виде это тоже дрова. По здравому рассуждению и у импорта тоже не все гладко ,даже у хваленых моделей есть ахилесова пята .Нет в мире совершенства.

Может как-нибудь пройдусь метлой по некоторым моделькам например от Торенс для наглядности .

.

- 50 дБ +
#

Да, совершенства в мире нет - факт.

У тех же Торенсов - возрастных болячек полно. Да и конструктивных странностей, но тут от модели зависит. Аппаратов, к которым почти невозможно придраться, да еще чтобы они звучали по сути единицы...

- 60 дБ +
#

Ой не надо с СССРовскими поделками связываться... Это как купить ржавые жигули и каждые выходные лежать под ними как под жинкою. Не сделать конфетку из сами знаете чего.

А если нельзя, но очень хочется то вроде можно, да? Ну так давайте считать. Провода в тонарм, разъемчики для головки, RCA на выход, что то для заземления, припой нормальный (к примеру Кардас лучше уж паять Кардасом), флюс. Ну и голвочку хоть какую то внятную. И на авторынок за всяким демпфирующим еще скататься. Сколько на круг выходит? Где то 5000 рубликов за все. Потом время. Оно тоже не даровое, хоть кое кто так думает.

И кажись траты не такие уж страшные, а вот вопрос - для чего проигрыватель делаем? Если Мелодию с Бони М да итальянцами, что отдали знакомые, кому что не жалко - тогда можно огород городить. А если слушать будем что то поинтереснее, сколько пластиночка стоит? 400-1500 рэ в среднем. Значит на пластинки, хоть по 400 бюджеты планируем, а на вертушку жалеем? Ну-ну...

Мой вам совет - продавайте весь этот хлам на всяких авито, из рук в ноги и т.д., пусть пионэры да дизайнеры-декораторы с ним развлекаются, а себе любимому да чтобы звук был не как из мусорного ведра ищите что то приличное. Да хоть Регу младшую, Прожекты - они и новые сносно стоят, а на вторичке так подешевле пучка Кардаса выйти может. Вертушки конечно не фонтан, но надо чтобы дешево было, работало и не пилило винил - тогда вперед.

Да и по всем известным аудиобарахолкам можно хоть сейчас найти десяток сносных винтажных аппаратов, из тех, что не шибко распиарены барыгами да и просто не из очень пафосных. Но скромно по денежкам да со вкусом и звуком найти можно. И даже так, чтобы ничего не паять - так, почистить-смазать, иголку сменить. И будет хоть маленькое, но счастье виниловое, а не попытки почесать правое ухо левой ногой.

- 60.79 дБ +
#

В 80-е годы у меня была Вега, хороший проигрыватель, полуавтомат (кстати он один из немногих советских проигрывателей на тонармы которых можно устанавливать современные иглы), но через некоторое время у него засбоил тонарм - ставишь на пластинку, а его обратно отбрасывает.

С другой стороны, когда я несколько лет назад занимался сменой проигрывателя (с 2003 года подсел на Pro-Ject) консультант настоятельно рекомендовал не брать проигрыватели с автоматикой ибо иногда она сбоит.

Так что лучше, наверное, брать современный или винтажный, но заграничный (у знакомого меломана в его магазине уже много лет отлично трудится проигрыватель JVC из 80-х).

- 50 дБ +
#

Автоматы - да, они такие - в большинстве случаев хорошего ждать не приходится, ни в плане звука ни в плане надежности. Даже с приличными японскими аппаратами у меня был опыт удаления всей автоматики (по причине невозможности ремонта) - положительное влияние было совершенно точно заметно и слышно. Хотя бы за счет удаления всех побочных паек в проводке тонарма. Хотя и лишнее железо убрать, да задемпфировать нутро - не лишнее.

- 63.01 дБ +
#

Доброго времени суток. Может кто-нибудь подсказать диаметр штока с допусками? Хочу сделать клэмп. На своем аппарате замерить нет возможности, на данный момент.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.