Неся бремя одного из главных подвижников электронной музыки в Скандинавии, он не застопорился в своей эволюции даже тогда, когда уже был признанным артистом. Кажется, популярность норвежского композитора и исполнителя Гейра Йенссена росла пропорционально его способности разрушать жанровые границы.

Результатом чего стал идиосинкразический саунд, который не обнаруживается нигде, кроме как на пластинках его проекта Biosphere. Во второй половине 80-х Йенссен был участником блистательного трио Bel Canto, исполнявшего окрашенный в готические тона дрим-поп с парящим вокалом а-ля Лиз Фрейзер, в начале 90-х он стоял у колыбели стиля «эмбиент-техно», но постепенно отказывался от бита, выруливая на непаханные просторы музыкальной terra incognita. Журналисты любят упоминать, что будущий саунд-кудесник родился в городе Трумсё, расположенном далеко за границей полярного круга. Очевидно, это обстоятельство — нечто большее, нежели просто пункт биографии артиста. Имеет смысл говорить о том, что оно во многом определило его творческую судьбу. В музыке Biosphere неизменно слышится дыхание суровой, но прекрасной северной природы, происходит нечто, способствующее бурной работе фантазии на тему скованных тысячелетними льдами просторов, в ее ткань оказываются вплетенными звуки схода снежных лавин и бушующих морских волн. Собственноручно осуществленные полевые записи играют весомую роль в подготовке альбомов Йенссена — заядлого альпиниста и путешественника. Охотник за редкими звуками и впечатлениями, он исхаживает километры таежных троп и штурмует неприступные гималайские пики с микрофоном в руке с целью запечатлеть ускользающие мгновения жизни. Его треки больше напоминают фотографии природных ландшафтов, нежели классические музыкальные произведения. Но — не застывшие слепки, а медленно колышущиеся и живущие своей напряженной внутренней жизнью пейзажи. Шестой альбом Biosphere представляет собой достаточную редкость в том смысле, что является концертным альбомом, выпуск которых электронными экспериментальными музыкантами — явление не то чтобы неслыханное, но все-таки не сказать, что рядового порядка. Выступление по случаю четвертьвековой годовщины легендарного британского лейбла Touch состоялось в октябре 2007 года в бристольском центре современных искусств The Arnolfini, расположенном в помещении бывшего склада в портовой части города. Йенссен играл материал, охватывающий восемь лет его карьеры в качестве артиста Touch — начиная с альбома «Substrata» до недавнего «Dropsonde». Что характерно, сосредоточенную атмосферу вечера нарушают разве что изредка раздающиеся покашливания, в остальном альбом звучит на редкость цельно, чисто, безупречно (запись осуществлена основателем культовых Cabaret Voltaire и The Hafler Trio Крисом Уотсоном, мастеринг — частым подельником последнего шведом Бенни Й. Нильсеном). Несмотря на то, что каждая из работ Biosphere обладает непохожим на другие характером, относящиеся к разным годам треки расположены в такой последовательности и их границы настолько размыты, что перетекают один в другой так естественно, как если бы они создавались в одно время. В инструментальной музыке значение, которое приобретают названия номеров, трудно переоценить, поскольку они помогают слушателю лучше сориентироваться в мыслях автора, которые он закладывает в те или иные свои пьесы — «Птицы летят, взмахивая крыльями», «Согретый медленным течением», «Паромная станция в Кале» или «Shenzou» (китайский космический корабль) и т.д. Довольно неожиданно в некоторых местах на «Wireless» Йенссен воздает дань своему увлечению эмбиент-техно. Такие треки, как «Warmed by the Drift» и «When I Leave» содержат изрядное количество ритмических мотивов, но они не дают повода говорить о танцевальной направленности пластинки (невозможно себе представить их звучащими ни на одном танцполе) и в значительной степени превозмогаются вводящими в гипнотическое исступление лупами и господствующими атмосферными текстурами, снискавшими ему звание маэстро «арктического эмбиента».

Текст: Николай Кирюхин