Herbie Hancock - Sextant

Herbie Hancock - Sextant

Рассказывать о долгой жизни Херби Хенкока и его творчестве – дело не самое благодарное, тема столь обширна, что можно написать книгу. Да и, вероятно, любому ценителю джаза это имя хорошо знакомо. Что интересно в творчестве музыканта?

Возможно, то количество стилей и направлений, далеко не только джазовых, которые ему удалось охватить. Родившись в 1940 году, он получил в детстве отличное классическое образование по классу фортепиано. Музыкальная карьера началась в 1961 году, уже в классическом джазе. Хенкоку довелось играть со многими талантливыми музыкантами, такими, как Дональд Бёрд и Майз Дэвис. Немногим позднее началась и сольная карьера в рамках различных создаваемых музыкальных проектов и коллективов. Эксперименты с классическим джазом все же не могут быть в полной мере экспериментами — жанр ставит свои рамки. Вероятно, по этой причине, а может быть, из-за природной тяги к экспериментам музыкант играл и записывался во многих стилях и направлениях — это и фанк, и фьюжн, и пост-боп, и электронные вариации на джазовую тему, и многое то, что вообще сложно точно классифицировать. Альбом 1973 года Sextant как раз и относится к такому сплаву жанров и направлений. Сложно сказать почему, но эта запись далеко не всегда упоминается среди основных работ музыканта, в топ альбомов ее точно вынести сложно, но мне думается, что альбом этот совершенно напрасно обделен вниманием. Как таковой интересной истории его создания я не знаю, но интересен уже тот факт, что шестеро музыкантов, участвовавших в записи, в процессе использовали два десятка различных инструментов. Если попробовать классифицировать этот альбом по жанрам, то это будет не просто — можно услышать и влияние традиционного джаза, и джаза авангардного, и фанка, и этники, и обильные вкрапления электронных экспериментов. Но основной тон — это, видимо, джаз, фанк и этнические мотивы. В этот период творчества Хэнкока интерес к теме Африки и ее музыки и культуры был очень силен. Чтобы в этом убедиться, не обязательно даже слушать альбом. И его оформление (рисунки Роберта Спрингетта) навевает такие мысли, да и факт того, что все исполнители на тот момент записывались под африканскими именами, сложно трактовать двусмысленно. Если же послушать — размышлений запись вызывает очень много. Альбом состоит всего из трех композиций, наполненных сложными ритмами и наслоением музыкальных партий и звуков различных инструментов. Однако все это слушается совершенно цельно и гармонично — нет безумных импровизаций и какофонии авангардного джаза, нет перегрузки сложными, слепленными в кучу партиями, хотя сложных партий и музыкальных тем параллельно проходит немало. При всей своей неоднозначности и многогранности музыка звучит совершенно цельно, наполненно и насыщенно. Каждое последующее прослушивание дает массу возможностей фантазии для упражнений в построении собственных визуальных образов к музыке, и получиться может что угодно — от традиционных африканских пейзажей до картин космического хаоса. Это проще один раз услышать, чем пытаться описывать словами. Для меня когда-то давно именно этот альбом стал связующим звеном, мостиком между классическим джазом, джазом авангардным, эйсид-джазом и многими другими экспериментальными направлениями в музыке. Правда, «классический» авангардный джаз, лишенный более-менее внятного ритма и со склонностью музыкантов переигрывать друг друга, перетягивая на себя музыкальное полотно, я так и не смог включить в список любимых жанров. Но это уже отступление от темы, подобные характеристики к нашему альбому никакого отношения не имеют. В плане тестирования и настройки звука этот диск может быть полезен как сложностью самого музыкального материала, высокими требованиями к точности и достаточному объему сцены, так и просто тем, что в процессе теста намного приятнее слушать интересную, красивую музыку. Лучше всего, конечно, иметь в фонотеке оригинальное издание, но цена первого пресса сейчас далеко не щадящая и встречается он нечасто. Я для себя выбрал раннее японское издание и, сравнивая, могу сказать, что оно лишь немногим уступает оригиналу по динамике и глубине звука.

Herbie Hancock — Sextant — CBS/Sony Japan TOPL 190

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2012
ТЕГИ:#Hancock
70 дБ +

Комментарии

#

я сейчас буду выглядеть полным идиотом, но, по-моему, ничего нет лучше раннего акустического хенкока. это прям ну вот вообще... сливки.

- 50 дБ +
#

С поздними его альбомами у меня как то по большей части сложные взаимоотношения...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.