Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра Waterfall Pro Custom: заметный звук незаметных систем

Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра Waterfall Pro Custom: заметный звук незаметных систем

Пару десятилетий назад французский бренд Waterfall Audio сделал себе имя на дизайнерских колонках из закаленного стекла. Не так давно компания неожиданно, но довольно громко заявила о своем намерении добиться успеха еще и на рынке продуктов для персональных кинозалов и выпустила серию специальных громкоговорителей, получившую название Pro Custom. В отличие от стеклянных колонок, притягивающих к себе всеобщее внимание, эти колонки созданы специально для того, чтобы оставаться незаметными. Зато к ним, определенно, имеет смысл как следует прислушаться.

Особый форм-фактор: спереди шире

Домашний кинотеатр — это звучит гордо. Во всяком случае, в теории. На практике большинство попыток приблизить домашний кинопросмотр к полноценному походу в кинотеатр терпят поражение из-за невозможности обеспечить качественное изображение и звук в обычной гостиной. Вот почему для этих целей все чаще отводят специальные помещения — домашние кинозалы, прошедшие тщательную акустическую обработку, оборудованные продвинутыми проекторами, большими экранами и многоканальной акустикой.

В этом зале установлена акустика Waterfall Pro Custom. Она за экраном, поэтому ее не видно

В этом сегменте работает несколько производителей акустики. Есть как обычные (корпусные) решения, так и встраиваемая акустика. Что касается цены — она разнится от компактных моделей для небольших комнат, до премиальных решений для просторных помещений. В линейке Pro Custom, разработанной Waterfall Audio для домашних кинозалов, присутствуют и те и другие варианты.

Все динамики для серии колонок Pro Custom произведены на предприятии французской компании Atohm, с которой Waterfall Audio тесно сотрудничает уже не первый десяток лет. Эти драйверы комплектуются диффузорами из специального сплава, призванного сохранить высокую жесткость при минимальном весе и максимально приблизить колебания к идеальному «поршневому ходу», а также целым набором фирменных ноу-хау в конструкции звуковых катушек, нацеленных на устранение нелинейных искажений.

Линейка акустики Waterfall Pro Custom

Не менее важной особенностью моделей Pro Custom является их форм-фактор — корпус с широкой передней панелью, тщательно оптимизированный конструкторами для выравнивания АЧХ и увеличения звукового давления. Такое решение позволяет получить ровный и насыщенный звук в персональных кинозалах самых разных конструкций и габаритов. Не случайно линейка Pro Custom пользуется таким успехом среди киноманов, причем не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Персональные кинозалы на базе Pro Custom успешно работают по всему миру, включая Китай и Соединенные Штаты.

Линейка Waterfall Pro Custom: от фронта до саба

На сегодняшний день линейка Pro Custom состоит из четырех моделей.

Базовая модель — закрытый двухполосный громкоговоритель SAT150 с 20 мм твитером и 150 мм СЧ/НЧ динамиком, отличающийся сочетанием компактных габаритов и широкого частотного диапазона. Этот громкоговоритель рассчитан на усиление до 150 Вт, но способен переносить и удвоенные пиковые нагрузки.

Двухполосная встраиваемая акустика Waterfall Pro Custom SAT150

Он удобен в инсталляции и выделяется универсальностью: в просторных залах может работать в связке со старшими моделями Pro Custom, отвечая за озвучивание тыловых каналов, а в небольших помещениях вполне способен взять на себя ответственность и за ключевые направления — центр с фронтами.

Более мощная закрытая LCR300 собрана по трехполосной схеме. В ней использованы те же динамики, что и в младшей модели, но вместо одного 150 мм СЧ/НЧ драйвера за средний и нижний регистр отвечают сразу три.

Трехполосная универсальная (работает как левый, правый или центральный канал) встраиваемая акустика Waterfall Pro Custom LCR300

Утроение драйверов в СЧ/НЧ регистре позволило разработчикам усилить мощность колонки до 300 Вт по номиналу и 600 Вт на пике. Способностей этого встраиваемого громкоговорителя достаточно для того, чтобы озвучить центральный и фронтальные каналы в кинозале площадью до 80 кв.м.

Старшая колонка LCR500 способна справиться с большим пространством и нацелена на работу в крупных кинозалах площадью до сотни квадратных метров. Она представляет собой трехполосную систему с фазоинвертором и четырьмя драйверами, уже знакомым нам 20 мм твитером, 150 мм среднечастотным драйвером и парой 180 мм вуферов.

Трехполосная универсальная встраиваемая акустика Waterfall Pro Custom LCR500 мощностью 600 Вт

СЧ-динамик в LCR500 оптимизирован для безупречной работы в диапазоне от 180 до 2500 Гц. Он оборудован фазовыравнивающей пулей, а его звуковая катушка укорочена для повышения чувствительности. За частоты ниже 180 Гц отвечает пара 180 мм басовиков: длинноходные подвесы позволяют им «толкать» воздух с усиленной отдачей, чтобы добиваться особой плотности баса.

Встраиваемый сабвуфер SUB600 рассчитан на максимальное 600 Вт усиление и выполнен в корпусе с фазоинвертором, на который нагружены два 230 мм басовых драйвера.

Встраиваемый сабвуфер Waterfall Pro Custom SUB600

Оба динамика оснащены усовершенствованными подвесами, увеличивающими ход диффузора до 32 мм — это дает им возможность развивать высокое звуковое давление, сохраняя при этом крайне низкий уровень искажений. В результате предпринятых мер разработчикам SUB600 удалось снизить толщину конструкции без ущерба для басовой отдачи.

Как правильно установить акустику Waterfall Pro Custom

Фирменная технология Down Pipe Airflow перенаправляет воздушный поток фазоинвертора в сторону пола, за счет чего разработчики уменьшили корпус колонки. Компания предлагает ставить сабвуфер прямо за экраном (в нижней его части), и в этом случае толщина низкочастотника становится крайне важным фактором. Минимально допустимая дистанция между экраном и стеной для SUB600 составляет всего 30 сантиметров. Полотно можно повесить ближе к стене, а значит высвободить дополнительное пространство в помещении. При инсталляции в просторных помещениях Waterfall настоятельно рекомендует использовать не менее двух сабвуферов; в противном случае крайне сложно выровнять звуковое давление на низких частотах по всей зоне размещения зрителей.

Схемы верхней (слева) и нижней (справа) установки акустики Waterfall Pro Custom

При выборе оптимальных точек для монтажа встраиваемой акустики следует ориентироваться на центр зрительской зоны — точнее, на VIP-место в кинозале. Центральная колонка должна монтироваться прямо напротив этой точки, а правую и левую колонки следует разместить на равных расстояниях от центрального канала таким образом, чтобы угол между кинозрителем, центральной колонкой и каждым из фронтальных громкоговорителей составлял не меньше 22 градусов. В идеале этот угол следует довести до 30 градусов, чтобы VIP-место и точки размещения фронтальных колонок стали вершинами равностороннего треугольника.

На практике это означает, что при расположении зрительского VIP-места на 4-метровом расстоянии от экрана оптимальная дистанция между правым и левым громкоговорителем может варьироваться в пределах от 3 до 5 метров. Боковые сателлиты монтируются по бокам от VIP-места, а тыловые — напротив фронтальных.

Пример расстановки акустики Waterfall Pro Custom за экраном (используется два сабвуфера)

По-хорошему, место расположения зрителя и точки монтажа тыловых колонок также должны быть вершинами равностороннего треугольника, но геометрия большинства помещений зачастую не позволяет воплотить задуманное на практике. В реальных условиях достаточно, чтобы угол между зрителем и тыловыми колонками укладывался в интервал 60-90 градусов. В этом случае многоканальный звук будет вполне сбалансированным, а пространственные эффекты — правдоподобными.

Высоту монтажа громкоговорителей и их ориентацию следует подбирать с учетом диаграммы направленности звука в вертикальной плоскости. Если в персональном кинотеатре используется акустически прозрачный экран, фронтальный и центральный громкоговорители рекомендуется монтировать за ним по традиционной схеме — вверх твитерами, а их высоту подбирать в зависимости от количества зрительских рядов в кинозале.

3D-модель зала с заэкранной установкой акустики Waterfall Pro Custom

Для одного ряда оптимальная высота размещения колонок составляет ровно один метр по нижнему срезу колонки. При этом зрительские места следует установить на дистанции не менее двух метров от громкоговорителей — только в этом случае все зрители окажутся в оптимальной зоне прослушивания.

Если в кинозале предполагается установить два ряда зрительских мест, колонки следует поднять до 120 сантиметров, а дистанцию между ними и зрителями увеличить до трех метров. С добавлением третьего ряда колонки следует поднять еще на 20 см, а зрительские места отодвинуть еще на метр от них.

Частный кинозал с установленной акустикой Waterfall Pro Cinema (еще фото)

Если экран в кинозале не обладает акустической прозрачностью, колонки рекомендуется развернуть твитерами вниз на 180 градусов, и монтировать на высоте 80 см от пола под экраном, вне зависимости от количества зрительских рядов. Что касается самих зрительских рядов, то их следует установить на дистанции не менее 2,5 метров от акустических систем. В этом случае зрители услышат насыщенный и пространственный кинозвук без перекосов в частотах — в точности таким, каким его задумали создатели фильма. Для чего и предназначена акустика Pro Custom.

71.76 дБ +

Комментарии

#

Я раньше и не знал, что такие системы вообще существуют. Думал, есть только прошные для больших кинотеатров и хайфай для домашних. А это - что-то промежуточное. Спасибо, открыли глаза!

- 50 дБ +
#

Корпусные напольные "деревяшки", да еще и с нашлепками в виде каких-нибудь сурраунд динамиков Dolby Atmos вкупе с ЖК телевизором, это все довольно далеко от серьезного ДК и в принципе уж лучше качественное стерео, нежели городить кучу ящиков с ресивером и т.п. Другое дело, когда у Вас есть некое помещение от 20 кв.м., которое вы пожелали оборудовать под ДК, скопили денег на приличный проектор и экран диагональю от 100". Тут волей-неволей придется и к звуку подходить с профессиональными мерками и иным мировоззрением. Чтение разных "мурзилок" тут уже не поможет. Если подходить без фанатизма и не вестись на развесистую маркетинговую клюкву, то подобные АС зачастую стоят ДЕШЕВЛЕ своих Hi-Fi\Hi-End аристократических собратьев в корпусах, покрытых лаком и кожей. Зато они способны "переваривать" запредельные мощности и выдавать чудовищное звуковое давление. Многоканальные усилители для подобных систем тоже как правило цифровые с очень высоким КПД, способные наращивать количество каналов (5.1, 7.1, 9.1 или с двумя сабами...), выглядящие утилитарно, но сделанные на десятилетия. Суть в том, что все это "железо" размещается скрыто, включая АС (за акустически прозрачным экраном или драпировкой акустически прозрачной тканью (превеД от систем фильтрации воздуха, иначе устанете с пылью сражаться)). Останется дополнить это хозяйство аудио процессором (а при необходимости и видео процессором), источником, засунуть все это в вентилируемый серверный шкаф 19", скоммутировать и наслаждаться шоу. Ощущения просто БОМБА! Как-то раз чуть сердечный приступ не схлопотал, заснув во время просмотра под изрядным шафе, проснулся неожиданно от сцены воздушного боя и стрельбы скорострельных авиационных пушек, послезвучия которых затихали где-то в селезенке и тут глянул на экран. Мигом накатила жуткая волна какой-то животной боязни высоты и мне показалось, что я буквально падаю в экран и до земли мне еще далеко. С тех пор предпочитаю смотреть фильмы исключительно трезвым, ну а для футбольных баталий на огромном экране как нельзя лучше подходит светлое пиво.

- 53.01 дБ +
#

"Мигом накатила жуткая волна какой-то животной боязни высоты и мне показалось, что я буквально падаю в экран и до земли мне еще далеко." - что пили, если не секрет? :)

- 50 дБ +
#

видимо абсент)))

- 50 дБ +
#

с первача такой же бэд-трип можно заработать, а все от того, что не надо жадничать и головы надо выкидывать, а не подмешивать в брагу к следующей перегонке

- 50 дБ +
#

Serg_E У меня такое же подозрение )

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.