Первые проекты «умного дома» в России, чем хороша встраиваемая акустика и что главное в инсталляции — эти темы обсуждаем с Владимиром Абраменко, президентом компании A.P. Technology.

— Владимир, расскажите, почему вы решили работать на AV-рынке и как появилась компания A.P.Technology?
— Меня всегда интересовали «железки» и музыка. В детстве родители заставили окончить музыкальную школу по классу пианино, о чем я совершенно не жалею. Когда поступил в МГТУ им. Баумана, возникла дилемма: продолжить музыкальное образование или нет. Я очень хотел этого. Тем более моя любимая преподавательница перешла из музшколы в музыкальное училище, где открыли эстрадное отделение. Но понял, что не смогу совмещать университет и профессиональную музыкальную карьеру.

После окончания МГТУ работал по распределению, то на одном заводе, то на другом. А потом пришла перестройка. Меня позвали в коммерческую структуру, где существовало отделение Hi-Fi-аппаратуры. Правда, отделение было практически мертвое. Начальник мне сказал буквально следующее: «Не было идиота, теперь он появился — приступай». И я с удовольствием этим занялся. Потом перешел в другую компанию, где также занимался Hi-Fi. Примерно в 94-м году я понял, что после покупки оборудования люди хотят его установить и готовы оплачивать подобные услуги. Это сегодня купить разделанный провод не проблема, а тогда даже кабели продавались в катушках, их нужно было разделать правильно, со всеми «штанами» и прочими тонкостями. И вот я решился открыть собственную компанию.

Я много читал американские журналы Audio Video Interior и Home Theater. В них писали о домашней интеграции, тач-панелях, встроенных колонках, у нас ничего такого не было. В 95-м я в чемодане привез тачскрин Crestron ST3000 — универсальный аппарат (контроллер, программатор). Устройство заинтересовало многих, но, узнав цену 5500 долларов, говорили: «Я лучше новые колонки куплю».

Акустика Wisdom Audio LS4 на специальной подставке и сабвуфер Wisdom Audio STS. Габариты впечатляют! Сверху на струнах свисает акустика EBTB Sputnik — дизайн, и правда космический.

К счастью, у нас появился большой инсталляционный проект, куда и поставили Crestron как систему управления всем, включая освещение. Мы тогда ничего не знали, приезжал программист из Crestron, учил нашего инженера, мы переделывали все по несколько раз. В эти апартаменты был установлен еще домашний театр и мультирум на компонентах ADA, использовались колонки Sonanse S3R и встройка от Triad. Когда я послушал, как это все играет, я понял, что оно того стоит.

В ту пору никто не верил во встраиваемую акустику. Все думали, что круче черного автомобильного динамика Pioneer в потолке магазина не бывает. Оказалось, что бывает. С тех пор, кстати, я считаю, что In-Wallакустика — это правильно. Посмотрите, сегодня каждый производитель в своей линейке продуктов имеет хотя бы пару моделей для встройки. Мировой тренд.

— Почему компания называется A.P.Technology, это что-то значит?
— Изначально все было просто. A — это Абраменко, а P — Игорь Плеханов, мой бывший партнер. Когда мы расстались, я размышлял, как это обозначить, и придумал: пусть аббревиатура читается как Abramenko Progressive Technology. Прогрессивные, потому что очень часто мы идем в авангарде. С этого начинали — первые привезли тот же Crestron, сразу сделали акцент на инсталляциях, системной интеграции. А сегодня процесс инсталляции влез всюду. Причем не только мультирум. Бывает, приходит ко мне человек, и я у него спрашиваю: «Как часто вы будете смотреть домашний кинотеатр?» Выясняется — от силы пару раз в неделю. Потом задаю вопрос: «Как часто будете пользоваться мультирумом?» Дальше обычно приходится объяснять, что это такое (пара колонок в каждой комнате, вы можете слушать одно, дети — другое, теща — третье, раздельное управление и т.п.). Тут уже получается 1—2 ч в день. Наконец я интересуюсь: «А свет вы сколько раз будете включать/выключать?» Так вот, если считать по времени использования, то получается, что более важным и часто используемым является свет. Но на самом деле главное — как это все объединить.

— Часто слышу, что «умный дом» это дорого, неудобно, «вечно что-то не работает»...

— Понимаете, нет такого продукта — «умный дом». Никто его не делает. Кто-то производит систему освещения, кто-то мультирум, кто-то выключатели. Я обычно показываю на нашего инженера и говорю: «Вот, видите, человек сидит. Ваш «умный дом» в его голове». Наш труд высокоинтеллектуальный и дорогой. Мне очень не нравится, когда его низводят до уровня отверточного, что, к сожалению, в России бывает нередко.

Люди часто ищут тех, кто скидку даст больше, а желательно, чтобы забесплатно — только за аппаратуру заплатить. Также на этом рынке много предпринимателей, изначально работавших в крупных компаниях, а потом понявших, что и сами могут заработать, ведь круг клиентов уже обозначился. Они приходят, начинают проект, но ресурсов и опыта его закончить нет, и они исчезают.

Создание «умного дома» — это длительный и тяжелый процесс. Нисколько не проще архитектурного проекта. Нельзя назвать «умным домом» пару колонок, ресивер и универсальный пульт к нему. Меня, например, удивляет, когда покупатель желает сэкономить на рэк-стойке. Ее не видно, так зачем платить больше? Лучше тумбочку за несколько десятков тысяч евро купить. Наша задача сделать так, чтобы «умный дом» не был виден вообще. В идеале: встроенная акустика, все оборудование убрано в отдельную комнату. Только управление: панель или настенный кейпад. Нажал кнопку — и вот тебе звук, свет, шторы и все остальное.

Все слушают архитекторов, дизайнеров, а к инсталляторам клиенты зачастую даже сами не приезжают. Присылают наделенных полномочиями лиц. В таком случае нам крайне тяжело придумать систему для конечного клиента, чтобы хозяевам было комфортно пользоваться этими технологиями. И совсем другую картину я вижу в США, где у большинства инсталляционных компаний красивые, богатые шоу-румы — клиенты приезжают к ним сами. Ведь пока не попробуешь, не поймешь, как с этим жить. На красивую тумбочку человек будет просто смотреть, а с «умным домом» взаимодействовать чуть ли не ежеминутно, начиная с включения/выключения света, сценариев автоматизации, выбора контента. Если отъехать подальше от двух столиц, одна особенность нашего потребителя становится еще заметнее. Ему проще купить себе второй «Мерседес», нежели при постройке нового дома заложить свет, звук, хороший театр. Потому что «Мерседес» видят все, а то, что внутри дома, — для личного потребления.

Еще один момент — люди не очень хорошо понимают, что такое качественная инсталляция. Хочу привести пример, который мне рассказал Альберт Ланжела, один из основателей ADA и крестный отец всех мультирумов. Собственно, он и придумал идею мультирума более 35 лет назад. К ним пришел клиент, которому они примерно 25 лет назад ставили систему (у ADA есть собственный инсталляционный отдел). Он купил новый дом, но не захотел устанавливать новую систему, а попросил перенести весь мультирум из старого дома. Потому что все работает до сих пор! Задача, кстати, непростая, уже и мануалов нет, и соединения там на 24-пиновом кабеле. Другими словами, от дорогих вещей и хорошо продуманного проекта вообще стоит ожидать, что все проработает долго и качественно.

Мне всегда нравилось торговать. Не «впарить», а помочь человеку решить его проблему. Чтобы он ушел довольным, вспоминал тебя, рассказал друзьям. С инсталляциями похожая ситуация. Когда проект заканчивается и у тебя уже есть та самая кнопка, после нажатия которой все начинает работать, это такой кайф! И сам доволен, и понимаешь, что человек будет доволен результатами твоего труда.

— Отвлечемся от инсталляций, расскажите, как вы выбирали бренды для дистрибуции?

— Как я говорил раньше, читал американские журналы, где было полно рекламы и статей. Поначалу слал предложения всем подряд. Кто-то отвечал. И возникала проблема — в те годы американцы практически не делали аппаратуры под 220—230 В. И получилось, что первые договоры были заключены с компаниями, которые уже начали выходить на европейский рынок и эту проблему решили. Так у нас появились Crestron и Lutron. Из акустики первыми были Sonance. В 1996 году с мюнхенской выставки я привез BG Radia. Потом уже появились Triad, ADA и ряд других брендов. Опять же мы первые стали предлагать в 98—99-м годах аудиосерверы, тогда это была марка Imerge. Мне все говорили, что ящик за 1500 долларов, внутри которого, по сути, компьютер, никто не купит. Объяснить людям, почему это хороший продукт, помог мне один дилер: «Можно взять большую коробку из-под телевизора, накрыть скатертью и расставить тарелки. Но вы все равно покупаете стол, и порой за несколько тысяч долларов. Почему? Это удобно и красиво, а главное, потому что вот это — стол. Компьютер есть компьютер. А музыкальный сервер есть музыкальный сервер». Первые серверы Imerge были хорошими, но мне не нравилась их сервисная поддержка. Продукт инновационный, значит, немного сырой, сами понимаете важность поддержки. Поэтому сотрудничество вышло коротким.

Потом у нас появились видеосерверы Kaleidescape. Суперпродукт, замечательный. Но менеджмент требовал высоких продаж. Тяжело объяснить, что не будет Kaleidescape продаваться в России так же, как в США. Тому есть множество причин. Мы ментально другие люди, у нас времяпрепровождение другое. В Америке в почете семейный просмотр кино, например, в субботний вечер. А у нас мужики в баню ходят, разговаривают. К тому же стоимость самого дешевого сервера была выше 10 000 долларов. Это дорогая игрушка для очень обеспеченных людей. А мы жить начали только 20 лет назад. Нам многое нужно сделать. Дома построить, машины купить, детей воспитать и обучить... А видео можно и с торрентов скачать.

— В вашем каталоге сразу два бренда планарной акустики: Wisdom и BG Radia. Вам импонирует эта технология?
— В первый раз выбор был неосознанным. Понравился внешний вид модели BG Radia 420 (нынешняя 420-я выглядит так же, но внутри уже все другое). Когда послушал, полюбил их звучание. Сегодня вообще, кроме планаров, ничего слушать не могу. Они играют иначе в сравнении с классической акустикой. Прозрачно, открыто, динамично. Хотя рассказывать о звуке, по моему мнению, бред. Нужно слушать.

Линейки этих брендов разнесены по бюджету, у Wisdom Audio ценовая планка выше. Но это не значит, что BG Radia чем-то хуже. Немного разный подход.

Все дорогие модели Wisdom Audio — только встройка. Хотя у LS4 и есть опциональная подставка, но идеология такова, что колонке место в или на стене. Она не должна мешать, но должна легко вписываться в интерьер. Поэтому для BG Radia и Wisdom Audio можно заказать отделку любым цветом RAL либо под разные типы дерева.

В прошлом году мы возили группу дилеров на заводы Wisdom Audio и BG Radia в США. Три дня мы пробыли в Wisdom Audio, и 90 % времени ушло на то, что мы слушали разные колонки. Самое главное — звук. В перерывах нам рассказывали о технологиях, водили по заводу. Там народу-то работает 15 человек, а компания с мировым именем. Wisdom Audio, с одной стороны, производит инсталляционную акустику, но с другой — уровень этих колонок позволяет построить High-End-систему с шикарным звуком. Кстати, планары практически невозможно сжечь. Они сами рекомендуют ставить мощный усилитель. Когда я первый раз был на Wisdom Audio, мне показали прототип моделей LS. Двухметровая лента, к которой подсоединены провода. Инженер взял и воткнул кабель в обычную электрическую розетку 110 В. Лента завизжала, поверхность стала ребристой. Минуты полторы она «выла», потом он ее отключил. Лента охладилась и распрямилась, пришла в первоначальное состояние.

— Что лично ближе вам — цифра или аналог? И что из них победит на рынке?
— Я на самом деле всеядный. Мне нравится, когда хорошая музыка хорошо звучит. Слушаю классику, джаз, хард-кор, хеви-металл. Если запись качественная — вообще супер. Аналог или цифра? Сложно сказать. Вот пока мне некуда поставить виниловый проигрыватель, но я надеюсь его все же установить в своей домашней системе. В каком-то плане это ностальгия. У меня осталась большая коллекция винила из моего детства. Она дожидается своего часа и даже пополняется. Я с большим удовольствием покупаю пластинки, которые в молодые годы не мог себе позволить. Так, я уже скопил несколько изданий «The Dark Side of The Moon» Pink Floyd.

Но если говорить о тенденциях, то будущее определенно за цифрой. Но как существуют ретроавтомобили, так будет жив и винил. Не массово, но любители всегда найдутся. Единственное, я не уверен, что беспроводные технологии станут поголовно использоваться в «умных домах». Провода надежнее. Вообще инсталляционный рынок, хоть и первым поглощает все инновационные технологии, меняется медленнее. Раньше, в 90-х, я приезжал на выставки и каждый год видел «вау!»-новинки. Сегодня такого нет, идет усовершенствование тех систем, что уже представлены на рынке.

— Можете назвать себя меломаном или киноманом?
— Киноманом, пожалуй, нет. Времени не хватает. Изредка смотрю разное кино, фантастику, боевики, любовные мелодрамы. Пожалуй, предпочитаю кино с хорошими эффектами. Кстати, и в музыке мне также очень нравятся современные многоканальные стандарты. В конце 90-х на выставке CES в Лос-Анджелесе я получил автограф у Алана Парсонса на первом DTS-диске. Можно много говорить о чистоте звука в стерео, но когда ты сидишь в зале, у тебя все равно есть отражения.

А если тебе хочется побывать прямо в оркестровой яме? Стерео не передаст такого эффекта. Несмотря на то что у многоканального звука есть недостаток — несколько колонок, а люди сейчас вообще предпочитают обойтись одним саундбаром, я считаю, что будущее за многоканальным звуком. У него много преимуществ.

— Какая техника стоит у вас дома?

— Дома у меня нет возможности поставить серьезную систему, поэтому обхожусь стареньким Technics 840 c колонками Pioneer CS-722. Рядом с плазмой акустика Artisone, Blu-ray-проигрыватель Oppo. Конечно, планирую обновить систему, будет проектор, Wisdom Audio, ADA.

— Чем лично для вас интересен AV-рынок сегодня?

— Одержимые люди двигают прогресс. На AV-рынке таких большинство.