Война Миров или снова о влиянии кабелей и положения сетевых вилок на качество звука

Война Миров или снова о влиянии кабелей и положения сетевых вилок на качество звука

Существует много факторов, влияющих на конечный результат настройки аудиосистемы, но основные баталии на форумах разгораются именно в «кабельных» ветках. Понятно, что в одной небольшой статье не раскрыть полностью такую объемную тему, внутри которой практически все заключения делаются на основе субъективных впечатлений. Параметры кабелей можно и измерить, но по результатам таких измерений выводы напрашиваются однозначные: в звуковом диапазоне ничего влиять не должно.

В результате в мире аудио образовались два противоборствующих лагеря с приблизительно равной численностью: одни говорят, что слышат разницу между межблочными, сетевыми, акустическими кабелями, их направлением, что влияет положение фазового провода в сетевых вилках аппаратуры, другие — что все кабели звучат одинаково, то есть вообще ни на что не влияют, а согласование по фазе сети аппаратуре вовсе не требуется.

Соответственно, «не слышащие» считаются оппонентами просто глухими, а «слышащие» — людьми с излишне богатым воображением, слишком впечатлительными, златоухими и т.д. Все споры заканчиваются ничем. Множество густо исписанных форумных страниц с эмоциональными опусами, иногда переходящими даже во взаимные оскорбления, но толку никакого — все остаются при своем мнении.

Многолетний опыт коллективных прослушиваний, на которых мне встречались люди с разных сторон баррикад, позволил сделать некоторые наблюдения, может быть даже выводы.

1. «Глухих» людей практически не бывает, и все слышат приблизительно одно и то же, по большому счету, но выводы делают иногда разные.

2. Аудиоэксперты с серьезным стажем часто сходятся в оценках очень близко, иногда — пугающе близко :)

3. Способность слышать музыку не зависит от толщины кошелька и рода деятельности человека, а зависит от желания ее иметь и развивать в первую очередь.

4. Женщины часто слышат лучше, а их мнение бывает более ценным, так как женское восприятие в подавляющем большинстве случаев не отягощено подробностями конструкций аппаратов или кабелей. Им обычно все равно, в каком классе работает УМ, какие динамики и компоненты фильтров у АС, какой ЦАП внутри проигрывателя, какой выход, какой проводник и какая изоляция на кабелях и т.д. Они воспринимают только конечный продукт и вдобавок имеют более чуткое эмоциональное восприятие музыки, а именно эмоциональная подача и страдает в первую очередь, если система не настроена.

Нет единства в рядах

Почему же нет единства в рядах? Попробую порассуждать на примерах, имевших место в моей практике, на основании которых сложилось со временем несколько поведенческих моделей слушателей. Четкого разделения нет, конечно, всех они не охватывают, но попробовать как-то классифицировать можно:

1. Человек любит музыку, но не имеет своего постоянного аудиотракта, слушает на чем придется. Причины могут быть разные — финансовые, квартирный вопрос, постоянно в разъездах, другие приоритеты на данном этапе жизни и т.д.. Тут не до кабелей и не до вращения сетевых вилок, но свое отношение (чаще отрицательное) выразить на форумах эти люди могут:) Однако они часто бывают «легкими на подъем» и, попав на прослушивание в дом с хорошим трактом, могут сами все услышать и изменить мнение по данному вопросу на самое положительное.

2. Аудиосистема имеется, но она достаточно бюджетного класса или даже начального уровня. Подключение ее кабелями разных конструкций и существенно отличающимися по цене практически не дает никакого результата, по причине низкого общего музыкального разрешения. На прослушивание в более качественный тракт попасть стремления нет, тратить дополнительные средства на развитие аудиосистемы, желания тоже нет (даже если средства есть). Звук устраивает, кабели не влияют, фаза сети — тоже. Устоявшаяся идеология: продавцы кабелей — жулики, покупатели этой продукции — лохи, фазировка по сети — эзотерика.

Если что не нравится в звучании, то активно пользуются тембрами, эквалайзером, тонкомпенсацией. Любят рассуждать о «кривых равной громкости», чтобы оправдать выкручивание ручек регуляторов тембра или применение эквалайзера. Таких с места не сдвинуть — почти нереально, хотя они на 99% совсем не «глухие». На форумах занимают непоколебимую позицию :)

3. Аудиосистема перманентно находится в процессе построения или модернизации, состоит из компонентов среднего или высокого уровня, владелец постоянно принимает участие в прослушиваниях и тестах. Тут вариантов типажа владельца много — от полной каши в голове, но с тугим кошельком и кучей амбиций, до уровня скромного в миру профессионала с большой буквы. Кабельная продукция этой категорией востребована, причем из дорогого сегмента преимущественно. Только цели могут быть сильно разные: одному похвастаться модным брендом, другому — музыку слушать.

4. Аудиосистема из тщательно подобранных компонентов, отслушанных кабелей, выстраданная за долгие годы. Не содержит в себе бюджетных аппаратов, но вполне может состоять не из самых дорогих и при этом иметь сбалансированное звучание с высоким музыкальным разрешением и мощной эмоциональной подачей. Замены в составе аудиосистемы производятся обычно очень редко. Владельцы таких систем, как правило, не любят таскать свою аппаратуру на выездные прослушивания, но с удовольствием принимают коллег у себя. Часто имеют в аудиосистеме удачные и недешевые авторские работы — и технику, и кабели, и АС, или образцы редкого и действительно звучащего винтажа, отреставрированного на высочайшем уровне. К таким если попадешь на прослушивание, то застрянешь до глубокой ночи, а по дороге домой будешь напевать мелодии из любимых треков.

5. Аудиосистема из компонентов, каждый из которых стоимостью как приличный внедорожник. Таких аудиосистем довольно много, но владельцы, по понятным причинам, общаются в своем кругу, не участвуют в форумах, а из-за отсутствия информации об аудиосистемах их как бы и нет:). Поэтому статистики по ним мало.

Среди владельцев сих сокровищ есть и люди, которые музыку вообще практически не слушают, но отдельная комната в доме, напичканная дорогущими аппаратами и АС, имеется — а чтоб было:) Но о них и написать в тему нечего.

Естественно, что самой известной аудиосистемой референсного класса является система Ю. А. Макарова — о ней и о ее создателе можно много найти информации в интернете, поэтому описывать в статье ее не буду, но могу сказать, что к сетевому питанию, к кабелям у Юрия Анатольевича отношение особое и им отводится очень важная роль в формировании звучания системы, а точнее — на них возлагается задача донести информацию от источника до АС как можно более полно и точно. У тех, кто побывал в гостях у Ю. А. Макарова и имел возможность все услышать своими ушами, впечатлений всегда была масса. В этой системе «невооруженным ухом» слышно все, отличия ловятся даже на разных конструкциях разъемов, не говоря уже о кабелях и их направлении. Однако неподготовленному и морально неустойчивому слушателю такое прослушивание может нанести вред — отобьет вообще всякое желание слушать музыку на том, что доступно и имеется дома :)))

Все дело в желании

Теперь, когда произведена какая-то классификация, пусть субъективная и спорная, но она уже есть, можно порассуждать о том, почему так по-разному любители музыки относятся к озвученным вопросам. А особо рассуждать-то, в принципе, не о чем :) Как мне кажется, в глобальном масштабе все упирается в желание или нежелание конкретного человека заниматься более тонкой настройкой своей аудиосистемы, чтобы получать больше удовольствия от прослушивания музыки.

Как я уже высказывал выше свое мнение, что слышат все практически одинаково и это легко выясняется при общении на совместных прослушиваниях, но дальше пути расходятся — одни анализируют услышанное на каждом прослушивании в течение многих лет, набираются опыта, а другие так и застревают на простом восприятии звуков, не обременяя свой мозг аналитической нагрузкой.

Есть еще третья категория слушателей, довольно многочисленная, кстати — люди с технократическим складом ума, которые будут «слышать» только то, что можно увидеть на экране прибора — анализатора спектра, например. От них часто можно услышать что-то типа: «Нет никаких артефактов в АЧХ кабеля до 1 МГц — значит, аудиосигнал по нему уж точно пройдет без каких-либо слышимых изменений». Так-то оно так, но почему измерения аппаратуры на стационарных сигналах практически никак не коррелируются с реальным качеством звука — пока никому достоверно неизвестно. То же касается и кабелей и механизма влияния положения фазы сети на звук, не все ясно и понятно — есть только слабо подтвержденные опытами предположения.

Катализатором освоения принципов тонкой настройки звука может быть эмоциональная составляющая записи. Бытует мнение (среди слушателей из категории 2 чаще всего), что запись не содержит эмоций музыкантов, которые может донести до слушателя аудиосистема и что сами эмоции рождаются в голове у слушателя в зависимости от его настроения. Я с этим в корне не согласен. Эмоции передаются даже при разговоре по телефонному каналу связи, даже когда слышно собеседника неидеально, даже по цифровой связи — кто мешает им быть в записи музыкального произведения, исполняемого живыми людьми?

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что любая аудиосистема звучит так, как позволяет ее самое слабое звено. Так вот, кабели начинают играть заметную роль, когда становятся этим «слабым звеном», а до наступления этого момента работать с ними практически бесполезно. Это же касается и фазировки по сети. В начале 90-х впервые прочитал в каком-то журнале о влиянии фазы — пришел домой, покрутил вилки у CD-плеера Sony СDP-311 и усилителя Technics SU A-700, ничего не произошло, никакого обещанного «эффекта» не наступило. Подумал тогда, что напишут же всякой ерунды в журналах :)

Резюмируя, можно сказать, что услышать влияние кабелей и фазы сети может каждый — было бы желание и место для эксперимента найдется, если своя система для этого не подходит. Аудиосистема с низким музыкальным разрешением и слабой микродинамикой запросто может не дать услышать различия. Но самое интересное, что неудачно подобранные компоненты и неважная настройка могут и аудиосистему из аппаратов ценовой категории по 3 000 000 рублей за штуку оставить без надлежащего звучания, в чем была не раз возможность убедиться.

Небольшое отступление

Слушал подобную систему стоимостью «как самолет» лет 5 назад. Хозяин хвалился, показывал, ставил оригинальные пластинки из своей огромной коллекции — не впечатлило, честно говоря, да и у него самого особого энтузиазма не было замечено. Потом, не без моей помощи:), владелец системы «раскололся», что включал музыку последний раз полгода назад: «Не идет чего-то, кайфа нет». Полазил я по его аппаратуре, заглянул за стойку. High End чистой воды, придраться не к чему:). Кабели только абсолютно мне неизвестные установлены. Спросил цену, получил ответ, «слегка» был удивлен, если сказать откровенно, то выпал в осадок. На следующий день пришел к нему со своими ZKI, страшненькими на вид витыми парами из моножилы, с полным комплектом, которые имели цену в рублях сопоставимую с теми в долларах США :). Подключили, поставили его любимого Ray Charles (с оригинального винила), и глаза хозяина дома загорелись, а из груди вырвался довольный хрип. Начало было положено :) На следующей неделе он привез ворох кабелей из магазина и выбрал верхние модели Audio Note. Душевненько, надо сказать, все получилось :)

Но опиши он все это подробно на каком-нибудь форуме, получил бы море «позитива» в свой адрес, узнал бы о своих слуховых способностях много нового:)

Надеюсь, что данная статья может оказаться кому-то полезной — ведь главное не средства иметь, а стремление улучшить звук. А отличные кабели можно и самому изготовить, следуя рецептам Амура, например. С ними, может, и поворот вилки в розетке проявится:)

Первая публикация этой статьи

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)

75.56 дБ +

Комментарии

#

Браво!

- 56.02 дБ +
#
Браво!

Спасибо:)

- 50 дБ +
#

Пункт №4 - ДА!!!

Мы бабы такие ;-D

- 62.04 дБ +
#
Пункт №4 - ДА!!!
Мы бабы такие ;-D

Да, у меня жена - самый лучший эксперт, да еще и с музыкальным образованием:) Когда слушаю свои конструкции на этапе доводки, то без нее никак - сам свое изделие не всегда могу сразу адекватно оценить:)

- 50 дБ +
#

Вот сказка про Белого Бычка от отдела маркетинга, если честно. При чем вы сами чувствуете, моменты нестыковок. Начиная от рассказа про то, что провода звучат только за очень большие деньги. Далее про то, что определенная группа не слышит их звучания в виду убежденности. Про материальность эмоциональной составляющей тудаже. Вот стоит разбирать это?

Хотите расставить точки над ять, собиритесь на слепой тест. Вот как это было сделано не так давно по конденсаторам (забавно что наши копеечные пленочники выступили на уровне стобаксовых аудиофильских изделеий).

Только вы не собиретесь, так как результат давно всем известен.

- 50 дБ +
#

Вот стоит разбирать это?

Это раздел "личное мнение" - я свое мнение высказал, разбирать тут нечего. Есть другое мнение - напишите статью, с удовольствием почитаю:)

- 50 дБ +
#

Да про вилочки забыл. Некое сообщество еще давно отделилось от всех неслышащих паяльников мракобесов, основав свою эзотерическую лигу. Далее у них случился ацкий холивар с вызовами на пвп в реал. Не могли выяснить, какое из положений считать правильным.

- 42.22 дБ +
#

Есть множество людей, которые искренне не понимают ценителей хорошего французского коньяка, считая выдумками сравнения его ароматов с фруктами, цветами, выделанной кожей и табаком. Для них хороший коньяк всего лишь качественный алкоголь, который можно не закусывать. И отношение к нему не меняется даже после дегустации. Так стоит ли копья ломать на тему влияния на звук кабелей и фазировки вилок , призывая услышать то, чего услышать не хотят. А может быть даже не могут. Ведь восприятие музыки и способность мозга формировать картинку у всех различны на физиологическом уровне (про чувствительность аппаратуры не говорю, и так ясно).

- 63.01 дБ +
#

Состояние шин очень легко понять по поведению на срыве. Хороший коньяк тоже легко отличить от маловыдержанного бренди. И то и другое можно делать "вслепую", не видя колес или предпочитая виски.

- 50 дБ +
#

Есть множество людей, которые искренне не понимают ценителей хорошего французского коньяка, считая выдумками сравнения его ароматов с фруктами, цветами, выделанной кожей и табаком.
Для них хороший коньяк всего лишь качественный алкоголь, который можно не закусывать. И отношение к нему не меняется даже после дегустации.

Не являюсь ценителем коньяка, все больше по односолодовым виски специализируюсь, но коробит, когда XO пьют залпом из стопки, как водяру, и куском колбасы заедают:)))

Так стоит ли копья ломать на тему влияния на звук кабелей и фазировки вилок , призывая услышать то, чего услышать не хотят.

Для тех, кто не хочет - бесполезно, практически, но ведь есть и такие, которые просто еще не пробовали - им, смею на это надеяться, информация может оказаться полезной.

- 50 дБ +
#

Как говорится: истина всегда где-то посередине. Находясь "в теме" Hi-Fi и Hi-End уже более 30 лет, не встречал случаев магического преображения звука систем сугубо за счет кабелей. Это скорее как конечный выбор гоночных шин для конкретной трассы Формулы-1, а до этого этапа есть тщательное и кропотливое проектирование и строительство болида настройка режимов и т.д. Т.е. применительно к аудио это и взаимный подбор компонентов, расстановка и размещение, влияние помещения (практически константа, изменять параметры которой можно лишь в небольших пределах). Иногда дешевле и проще, да и с лучшим результатом, оживить такую систему (просьба не забрасывать тухлыми помидорами) с помощью специализированных серьезных аудиопроцессоров. Отрицать влияние кабелей тоже задача бессмысленная, поскольку, как и имел ввиду автор, практически каждый сталкивался с этой проблемой на финальной стадии формирования качественной системы. Помню и собственные кошмарные мытарства, когда выбирал акустическое кабло для JBL Everest D6600, хотя с межблочниками попал в десятку практически сразу (имел представление что мне необходимо и как это будет в итоге звучать).

- 50 дБ +
#

Находясь "в теме" Hi-Fi и Hi-End уже более 30 лет, не встречал случаев магического преображения звука систем сугубо за счет кабелей.

Там со звуком было все в порядке - эмоций было мало, звучало охренительно, но почти стерильно.

- 50 дБ +
#
- 59.03 дБ +
#

Вилка не та - это евро стандарт:)))

- 59.03 дБ +
#

Занимаюсь активно строительством своего скромного звукового тракта, перебираю всевозможные варианты, но никак не могу остаться удовлетворённым, даже когда все вокруг говорят, что играет отлично. Давно читаю этот сайт, слежу за каналом на ютюбе, вчера прочёл эту статью. Если честно, отнёсся с некоторым скепсисом, что положение вилки влияет на качество звучания. Но тем не менее, решил проверить самостоятельно. И действительно, что-то меняется. Кажется как будто на одном положении высоких больше, голос немного выразительнее, но не натуральнее. На другом же больше средних. Но оставил первый вариант, показался симпатичнее. Полез в поиск за подробностями, оказалось, что второй вариант, где меньше высоких, лучше. Потом проделал тоже самое с плеером. Вот на плеере существенно лучше стало. Даже немного подделал колонки, но, в конце концов, всё-равно не удовлетворён результатом, впрочем, это уже другая история.

- 50 дБ +
#
Полез в поиск за подробностями, оказалось, что второй вариант, где меньше высоких, лучше. Потом проделал тоже самое с плеером. Вот на плеере существенно лучше стало.

Дело в том, что фаза отслушивается в два этапа:

1. Фазировка источника и усилителя между собой.

2. Поворот фазы сразу обоих аппаратов - "глобальная фаза".

Пункт №2 влияет меньше, обычно, но тоже заметно.

Занимаюсь активно строительством своего скромного звукового тракта, перебираю всевозможные варианты, но никак не могу остаться удовлетворённым, даже когда все вокруг говорят, что играет отлично.

Если Вы напишите, что у Вас есть из аппаратуры, какие АС и кабели, что было сделано в процессе строительства системы, то может получится дать какие-то советы (если нужно, конечно:))

Даже немного подделал колонки, но, в конце концов, всё-равно не удовлетворён результатом, впрочем, это уже другая история.

С АС поаккуратней - все изменения в конструкции нужно делать с возможностью отката. Если у Вас нет специализированных приборов для проверки АЧХ и опыта по настройке, то в акустику лучше не лезть - может показаться сначала, что стало лучше, потом еще лучше, потом еще, а в конечном результате придется отдавать специалисту, чтобы вернул как было, хотя бы:)

А неудовлетворенность результатом - нормальное явление, это чувство и порождает стремление двигаться дальше:)

- 60 дБ +
#

Если бы можно было откатить назад, я бы с радостью)) Нет, пришлось делать свои ас с самого начала, подбирать фильтра, согласовывать по громкости динамики, собственно, эту ошибку и исправлял. Я понимаю, что колонки, чтобы правильно играть, не должны быть перемикшироваными высокими и низкими частотами. Ну вот нету у меня осциллографа и знакомого специалиста, который бы пришёл и объяснил, исправил. Зато слушая самодельный ламповый усилитель для наушников, я немного начал понимать как примерно должно звучать, от этого и пляшу, поэтому каждый раз сравнивая, критикую. Отсюда мне всё-равно не объяснить всех моих достижений. В фильтрах использую плёнку, намотал катушки не жалея меди, сч звено взял со схемы амфитон 35ас-018, вч и нч поставил от веги 50ас-106. На вч поставил 10гдв-2-16, сч LG TCE-5028 (на маленьком динамике поставил мбм на 0.22мкф вместо неполярного электролитического конденсатора на 3.3мкф), нч Mystery mjs-10. В качестве усилителя - MF-1 на TDA7293, временно без темброблока, включил рок на плеере. Плеер Pioneer DV-320, собираюсь к нему делать ламповый буфер. Звук мягкий, очень прозрачный. Несмотря на то, что я выбрал "два сабвуфера", спектр отыгрывается весь, ведь у него пропускная способность до 3кгц, играет мягко, почти совсем не гудит. Сейчас я словлю кучу критики в свой адрес, но советской технике такое и не снилось, а значит я уже чего-то добился)) Ну а потом, мне ведь слушать.

P.S. насчёт проводов. Что я хочу сказать, все провода у меня тонкие =( Но нигде нету намёка на железо, либо позолота, либо медь. И даже на таком скромном уровне я умудряюсь услышать разницу в смене фазы с нулём.

P.S.S. пробовал менять фазу всячески, понравилась всё-таки фаза, когда высоких меньше, звучит естественно) Прозрачности даже как-то больше, нету ямы средних.

- 50 дБ +
#

Если критика будет конструктивной то она может оказаться полезной, ну а другую просто игнорируйте .

- 53.01 дБ +
#
Нет, пришлось делать свои ас с самого начала, подбирать фильтра, согласовывать по громкости динамики

Сведение АС без измерительной аппаратуры (на слух) можно сделать только очень и очень приблизительно. Хлопотное это дело, сведение:)

сравнивал звук с плеера напрямую через наушники и в колонках. Похоже получилось, но выразительность на стороне наушников. Наверное буду гдш брать в ноэме.

ШП головка, в рекомендованном от производителя оформлении, будет предпочтительнее неизвестно как сведенной трехполоски, скорее всего. Так что, идея неплохая:)

- 50 дБ +
#

Забыл ещё добавить, что сравнивал звук с плеера напрямую через наушники и в колонках. Похоже получилось, но выразительность на стороне наушников. Наверное буду гдш брать в ноэме.

- 50 дБ +
#
Наверное буду гдш брать в ноэме.

Hornresp в помощь) потом добавите ВЧ блок и будет вам счастье. Но на ширике не экономьте и смотрите отзывы на европейских форумах.

- 50 дБ +
#

Соединил параллельно два не оч толстых провода, сопротивление провода упало)) Играет волшебно, низкие стали воздушные, высоких стало чуть больше)) Ещё и фазу перевернул на двух аппаратах, стало рельефнее. Вот теперь я доволен) Надеюсь, что завтра я не встану с мыслью, что чего-то мне не хватает в звуке, а то этим всегда и заканчивается))

- 50 дБ +
#

С фазировкой я что то не допонимаю. Всегда считал, что есть правильное положение фаза ноль, предусмотренное производителем маркировкой проводов и схемой бп, или это не так? Тут только эксперементально нужно искать?

- 50 дБ +
#
С фазировкой я что то не допонимаю. Всегда считал, что есть правильное положение фаза ноль, предусмотренное производителем маркировкой проводов и схемой бп, или это не так? Тут только эксперементально нужно искать?

У промышленных изделий положение проводов фаза и ноль нормированы, естественно. Однако воткнуть вилку в розетку только в одном положении можно в США, например, - там наоборот не влезет даже двухконтактная вилка, так как один контакт шире другого. В трехконтактной, с заземлением, это однозначно исключено. То есть, во многих странах вся надежда только на то, что абсолютно все производители следуют стандартам и провода включены единообразно.

У нас - втыкай вилки как угодно - и двухконтактные и трех, да еще, у многих трудятся авторские усилители, ЦАП и т.д., где не всегда положение совпадает со стандартным. Поэтому, единственный вариант - отслушать самому и пометить вилки, чтобы больше не думать об этом при очередном переподключении аппаратуры:)

- 50 дБ +
#

согласен. Лично я снимал крышки, прозванивал и помечал провода, что бы знать что предпологал производитель. Потом уже опыт.

- 50 дБ +
#
Любят рассуждать о «кривых равной громкости», чтобы оправдать выкручивание ручек регуляторов тембра или применение эквалайзера. Таких с места не сдвинуть — почти нереально, хотя они на 99% совсем не «глухие». На форумах занимают непоколебимую позицию :)

Браво! Оказывается, кривых равной громкости не существует и упоминать о них на приличных форумах равносильно объявлением себя глушим! А физиологи, то, знают что ентих кривых не существует? Я полностью согласен, что акустика за 500 000р не подвластна законам физики и у слушателей этого чуда техники, уши становятся особо чувствительными (правильными) и покрываются тонким слоем сусального золота!!!!! Ку.....!!!! :)

Мало того, звук, фаза которого исковеркана эквалайзером в микшере звукорежиссера, обязательно выравнивается, проходя через "правильные" провода. При этом, "эгсперды" прекрасно слышат фазовые сдвиги в темброблоке усилителя, но резко "глохнут" когда слышат микрофон, скорректированный студийными фазовращателями. Думаю, если мнение ученых о физиологии человеческого слуха мы отвергаем, давайте уже проведем исследование на тему: "Выравнивание фазовых искажений при студийной микрофонной записи, с помощью стоимости звуковоспроизводящего компонента и продвинутости бренда его производителя." :))))))) Глядишь, открытие какое сделаем..... :))))) Прославимся...... :)))))

- 53.01 дБ +
#
Оказывается, кривых равной громкости не существует...

Человеческий слух прекрасно сам адаптируется к АЧХ при изменении громкости и никакие тембры и тонкомпенсации ему не нужны.

звук, фаза которого исковеркана эквалайзером в микшере звукорежиссера, обязательно выравнивается, проходя через "правильные" провода.

Причем тут "правильные провода" и студийная аппаратура звукорежиссера? Он использует игры с фазой сигнала, когда готовит продукт, финальную версию которого мы должны услышать, а не исказить ее по своему вкусу. Я не считаю себя умнее звукорежиссера, поэтому не использую разного рода "улучшайзеры", которые, кстати, всегда были уделом бюджетного Hi-Fi:).

- 50 дБ +
#

Вы не владеете вопросом физиологии слухового аппарата. Человеческий слух ни к чему приспособится не может, бо не меняется ни геометрия слухового канала ни параметры чувствительного элемента (разве, что ухудшаются от громкой музыки и от возраста). Адаптируются только мозги. То есть, мозги привыкают к исковерканному АЧХ. Мало того, мозг постоянно занимается тем, что угадывает что есть в спектре поступаемого звукового сигнала знакомого, и сравнивает с тем, что записано в памяти. Критерий качества музыки только один!!!!!! Мозг не должен уставать вытаскивать из кучи искажений музыку. По этому, все сказки про сильно слышащих людей заканчиваются на слепых тестах. Тембральная коррекция нужна именно для того, чтобы не перегружать мозг, который пытается расслышать НЧ и ВЧ на малой громкости. Никакого фазового сдвига человек слышать не может, так как, для того, чтобы этот сдвиг определить нужно сравнить исходный сигнал и полученный, а заодно, научиться различать на слух отрезки времени величиной в микросекунды, что явный бред (или самовнушение).

Не путайте фазовые сдвиги и изменения АЧХ. Вот неравномерность АЧХ человек слышит очень хорошо и точно, в плоть до 3-х дБ. И в бюджетных аппаратах, как раз нет никаких улучшазеров, за то у звукорежиссера их полным полно. Без них Вы записи слушать не сможете. Будет плоско и противно.

- 56.02 дБ +
#

Вы слишком просто трактуете вопросы физиологии, поверхностно и однонаправленно. На примере тех же тестов, любого формата, основная проблема в чем? В предугадывании результатов. Опыт как фоновая подложка, стереотипы, убеждения - в результате мнение формируется не столько услышанным, сколько предугаданным. А услышанному при этом уделяется намного меньше внимания, чем следовало бы. Даже в слепом тесте нужно полностью абстрагироваться от всего и только слушать и фиксировать изменения. И ничего категорически не предугадывать и не домысливать. Потом, когда результаты теста занесены в анкету или еще куда то (методики могут разниться, но фиксация необходима только в процессе, не после), вот потом можно обдумывать, сопоставлять факты. В качестве же именно "измерительно-фиксирующего" инструмента слух весьма совершенен и к тому же поддается тренировке и развитию гораздо лучше, чем к примеру, зрение. И ничего сверх-сложного тут нет, просто строгое соблюдение методик и умение не домысливать и не дорисовывать в голове того, чего нет на самом деле.

- 50 дБ +
#

Разрешите с Вами не согласиться. Слух как инструмент не выдерживает никакой критики.

Во первых, нет единиц измерения параметров человеческого слуха. Чувствительность измерить можно, но и она будет исключительно нестабильной. Человек не может даже посчитать на сколько звук громче или тише. Человек может посчитать только деления на измерительном приборе.

Во вторых, слух никудышний инструмент, хотя бы потому, что портится на долгое время после посещения метрополитена.

В третьих, слух зависит от психологического состояния человека, то есть даже при отличных параметрах звукового тракта, человека с плохим настроением будут раздражать ЛЮБЫЕ звуки.

В четвертых, ни о какой тренировке слуха речи быть не может. Слух может только ухудшаться!!!!! Гибкость барабанной перепонки и чувствительность нерва изменить можно только в худшую сторону. С этим, даже не спорьте.

В пятых, возможна только тренировка распознания музыкальных образов, только, зачем это нужно эксперту - меломану? Эксперт - меломан похож на астронома без телескопа, который видит далекие галактики только тогда, когда ему о них рассказали. Что хорактерно, после прочтения рекламных буклетов, меломан видит иные миры во всех фантазийных подробностях.

В шестых, невозможно научить человека "недомысливать", хотя бы по тому, что человек сам не знает что он домыслил, а что услышал...... Если вы сможете измерить параметры самосознания, то Нобелевка Вам обеспечена.

В шестых............. что Вы там говорили про соблюдение методик???? :)))))) Каких методик????

С уважением.

- 56.02 дБ +
#

Не поленюсь, на праздниках подберу некоторое количество научных материалов по теме...

Методики в этом деле обширное понятие, ваши второй и третий пункты, к примеру, очень даже стоит учитывать в этом ключе, хотя это далеко не все.

Параметры сознания и самосознания настолько сложная штука, что я бы не стал делать такие категоричные выводы, там на самом деле все и сложнее и интереснее.

- 60 дБ +
#

На праздники всем отдыхать, спорить будем после ! :-) Тем более темка интересная (и ранее полноценно не поднималась)и требует здравого ума, создадим отдельную ветку и будем разбирать но после праздников , а пока всё внимание на отдых .

- 50 дБ +
#
Вы не владеете вопросом физиологии слухового аппарата...

Эта тема уже обсуждалась в комментариях к теме про винтажные усилители - вертеть по кругу одно и тоже не собираюсь. Это уже похоже на троллинг.

- 50 дБ +
#

Согласен, отрицание существования кривых равной громкости и определение фазовых сдвигов на слух - это и есть троллинг, ибо ни чем не подтверждается и выглядит довольно комично.

- 50 дБ +
#
отрицание существования кривых равной громкости и определение фазовых сдвигов на слух - это и есть троллинг, ибо ни чем не подтверждается и выглядит довольно комично.

Комично другое - при написании очередной статьи я уже знаю какие Ваши комментарии появятся. Стабильность - это тоже хорошо:)

- 50 дБ +
#

И тут, я с Вами согласен! Если будете писать про то, что солнце крутится вокруг земли, то буду аргументированно возражать. Понимаю, Вы каждый день наблюдаете, как солнце всходит и заходит, но поверьте, иногда стоит обращаться к академической науке..... Эзотерический подход к исследованиям несколько комичен. Согласитесь.....

На счет фазовых сдвигов. Попробуйте, в слепую, указать положение громкоговорителя в супермаркете. Точность с которой вы на него укажете и будет показателем Вашего умения слышать фазовые сдвиги. :)))))))))

- 50 дБ +
#
буду аргументированно возражать

Попробуйте:) Пока аргументированных возражений что-то не припоминаю. Помню, как три дня пытался объяснить Вам, что такое стационарные сигналы:)

Хочу еще напомнить, что статья размещена в разделе "Личное мнение" - согласия с моим мнением ни от кого не требуется. Есть что сказать - напишите свою статью, обращаясь к "академической науке":)

- 50 дБ +
#

Ну, слава богу..... Значит о существовании кривых равной громкости спорить не будем? Осталось только услышать от Вас аргументированные доводы о том, как вы можете на слух определять фазовые искажения.

Я внимательно Вас слушаю.... :) Мне действительно интересно. :)

- 50 дБ +
#

Ну, слава богу..... Значит о существовании кривых равной громкости спорить не будем?

Нет, не имею ни малейшего желания - слушайте, как вам больше нравится:)

Осталось только услышать от Вас аргументированные доводы о том, как вы можете на слух определять фазовые искажения.

Достаточно взять какой-либо приличный усилитель с отключаемыми тембрами и тонкомпенсацией, который при выключенных "улучшайзерах" может построить сцену и показать локализацию источников звука. При использовании тембров или ТК сразу слышно, что все поплыло, КИЗ меняют места расположения в пространстве, все рушится с увеличением глубины регулировок вплоть до полного исчезновения сцены:)

- 50 дБ +
#

Да, что Вы говорите...... Добавляем ВЧ в спектр и сцена раскрывается, появляется глубина, просыпаются нюансы звукоизвлечения. Звук духовых становится золотистым, бархатным и как бы рассыпается по сцене, а потом собирается в кристально выверенные, картины звуковой палитры.

Ещё хрени такой написать? Или уже успокоитесь с фазовыми сдвигами? Человек слышит только спектр сигнала, а не его фазу. Все фазовые сдвиги мы слышим только при стереофоническом сигнале. И эта фаза мерится между правым и левым ухом...... при этом задержка по величине - слоновья. Человек плохо различает кратковременные звуковые события, опять таки из за физического строения человеческого уха.

К стати, если при малейшем изменении спектра у Вас плывет сцена, это значит, что вы либо глуховат, либо просто, не умеете работать со звуком. То есть, ваш мозг долго адаптируется к изменившемуся звуковому полю. Ничего страшного, просто нужно тренироваться и сцена перестанет пропадать.

- 50 дБ +
#
Кстати, если при малейшем изменении спектра у Вас плывет сцена, это значит, что вы либо глуховат, либо просто, не умеете работать со звуком. То есть, ваш мозг долго адаптируется к изменившемуся звуковому полю. Ничего страшного, просто нужно тренироваться и сцена перестанет пропадать.

Похоже, у Вас нет и никогда не было аудиосистемы, которая строит сцену и позволяет услышать локализацию источников звука в пространстве. Иначе, не писали бы такого.

- 50 дБ +
#

Смешно. Я работал с профессиональной студийной аппаратурой, а не с гаражными поделками в которых "глубина сцены раскрывается". :)

Тренируйтесь работать со звуком и отпадут многие мифы, которые вы сами себе придумали.

- 50 дБ +
#
Я работал с профессиональной студийной аппаратурой, а не с гаражными поделками

И что? Она такая же разная по качеству, как и бытовая - от полного отстоя до просто замечательной. Я неплохо знаю студийную технику разных лет - можете конкретно назвать модели оборудования, на котором работали, и что конкретно на нем делали?

Тренируйтесь работать со звуком и отпадут многие мифы, которые вы сами себе придумали

А смысл? У меня же и мозг неправильно работает и ухи глуховатые:))))

- 50 дБ +
#
Человек слышит только спектр сигнала, а не его фазу.

Это было бы смешно, если бы не было так грустно :(

А я то дурак, с фазовым согласованием заморачиваюсь.

- 60 дБ +
#

Фазовое рассогласование в месте сшивки выливается в провале или в горбе на АЧХ. Как вы с этими явлениями будете бороться - не важно..... Боритесь хоть электрически, хоть механически, хоть пространственно.... был бы результат. Главное, что человек не слышит фазовых сдвигов, (как бы он себе это не внушал) человеческое ухо, просто не знает о том, в какой фазе пришел изначальный сигнал и какой должен быть "настоящий" спектр того или иного произведения. Вот именно для этого и придумали стандарты качества звуковоспроизведения. Всё остальное - способ заработать на неграмотных. :))))))

- 50 дБ +
#

Вношу скромную лепту... Начитавшись здесь и не только на эту тему и понаблюдав за друзьями с хорошими системами - попробовал на своей (звук на подотчётный период меня устраивает). Подключил NAD M5 через всё, что у него есть на выходе: по балансу с AudioQuest Water, по RCA - стерео Van Den Hul The Wave, по AES/EBU Black Rhodium Symphony и многоканалку с SACD по AudioQuest King Cobra... То есть воткнул всё что было (прогретое от года и выше). Я разницу услышал и дело не только в том с какого выхода снимался сигнал и в чём PCM или DSD...

- 50 дБ +
#

Предусилители делать толком до сих пор никто не умеет за дешево. Вот в чем фикус-пикус.

При использовании тембров или ТК сразу слышно, что все поплыло, КИЗ меняют места расположения в пространстве, все рушится с увеличением глубины регулировок вплоть до полного исчезновения сцены:)

Не должно так быть. На записи все крутят режут эквалайзером и никто никуда не плывет. Так как крутят оба какнала (в цифре, с использованием соответствующего софта, с минимальными погрешностями), то вносимый фазовый сдвиг едет в "обоих ухах" синхронно, то есть смещение друг от друга нет.

Подключил NAD M5 через всё, что у него есть на выходе: по балансу с AudioQuest Water, по RCA - стерео Van Den Hul The Wave, по AES/EBU Black Rhodium Symphony и многоканалку с SACD по AudioQuest King Cobra... То есть воткнул всё что было (прогретое от года и выше). Я разницу услышал и дело не только в том с какого выхода снимался сигнал и в чём PCM или DSD...

Вот-вот-вот-вот... Любителя паяют кривенькие коробочки-оконечники на тдашках и получают офигенный чистый динамичный звук с четкой развернутой сценой. Собирают на лампах совсем примитивные схемы, с явными завалами и искажениями, и получат все тот же естественный звук. Почему? да от того что не пытаются туда вкрячить пред с селекторами, тонкомпенсациями и прочими комфортами, так как первая же попытка собрать его на кухне под пивко приводит к пониманию, что все куда тоньше чем ты думал.

Даже ав-ресивер, если у него нормально реализован директ играет пристойно. Потому как если помоделировать пред, то оказывается, что чиста математически он штука неустойчивая, отклонения в номиналах отдельных микросхем и деталей ведут значительным перекосам на выходе.

- 53.01 дБ +
#

Хороших и даже отличных предусилителей хватает, но только есть ли смысл искать их в бюджетном сегменте?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.