Тест напольной акустики Neat Ultimatum XL10: ощутить значимость момента

Тест напольной акустики Neat Ultimatum XL10: ощутить значимость момента

XL10 — верхняя модель в серии Ultimatum и прямая наследница представленной в 1999 году Ultimatum MF9, в которой компания воплотила все самые смелые идеи, не оглядываясь на стоимость и сложность. Время шло, появлялись новые возможности и материалы, а требования возрастали. Новый флагман стал результатом полной переработки предыдущего детища инженеров Neat в соответствии с веяниями XXI века, но подход остался тем же — качество звучания на первом месте, а потом уже все остальное, включая цену.

Узкая передняя панель придает высоким корпусам стройность. Она имеет толщину 45 мм и представляет собой многослойную конструкцию из березовой фанеры, полиэтиленовой пленки и MDF. Колонки Neat у многих ассоциируются с компактной акустикой, обладающей неожиданным для ее объема басом.

За этим вуфером скрывается еще один точно такой же

Этот эффект достигается за счет применения относительно редкого акустического оформления — изобарической нагрузки. В нем два соосно установленных один за другим НЧ-динамика колеблются вместе с объемом воздуха, находящимся между ними в закрытой камере. Такая схема позволяет получить более низкий и качественный бас при меньшем объеме АС, с использованием динамиков с меньшей площадью диффузора.

Вырезы на передней панели в области ВЧ-динамика уменьшают интерференцию

И хотя в XL 10 объема на первый взгляд достаточно, данный принцип использован и здесь, причем дважды! Две пары динамиков помещены в две независимые камеры, фазоинверторы которых настроены на разные частоты. Это дает ровный, быстрый и очень глубокий бас, передняя панель при этом благодаря небольшому диаметру диффузоров остается довольно узкой.

Разработчики выбрали твитер с тканевым куполом производства SEAS

Данный факт благоприятно сказывается на дисперсии и, соответственно, ширине зоны комфортного прослушивания, да и процесс размещения АС в комнате упрощает. Дополнительным шагом в заполнении звуком пространства должны стать планарные супертвитеры на верхней панели колонок, имеющие круговую диаграмму направленности по горизонтали.

Больше динамиков

Корпус колонок внутри разделен на восемь отсеков, включая две упомянутые камеры для НЧ-головок. Вместе они улучшают жесткость корпуса, а каждый в отдельности имеет свое предназначение. Так, твитеры защищены от воздействия звуковых волн других частот, а среднечастотникам отведены разные объемы для уменьшения резонансов.

Производитель не указывает частоты раздела полос, но учитывая то, что кроссовер используется первого порядка, это не так уж важно, поскольку такая схема имеет самый пологий спад из возможных. Согласование диапазонов при этом получается наилучшим, но не всякие динамики справятся с данной задачей.

Испытуемые колонки были подключены кабелем Atlas Mavros к усилителю Naim NAP 500 DR. В качестве предусилителя выступал Naim NAC 552. Источниками сигнала служили универсальный проигрыватель Cambridge Audio Azur 651BD и рекордер Sony PCM-D100.

Ровно звучащую акустику тестировать сложно. Когда что-то не в порядке, начинаешь менять диски, дабы идентифицировать неоднородности, перемещать АС и прочее. А если ничто не мешает прослушиванию, куда двигаться дальше, что еще искать?

Не забудьте добавить еще пару миллионов на усилитель соответствующего класса. Naim NAP 500 DR вполне подойдет

В случае с Ultimatum мне удалось найти много чего. Для начала отмечу нерушимость стереосцены. Она возникает там, где вы поставили эти колонки, и никуда не исчезает, даже если вы встаете, садитесь, ходите по комнате и т. д. Вдобавок при ваших перемещениях она своеобразно масштабируется, словно поворачиваясь за вами. К тому же она еще и голографически точна. Все звуки и инструменты локализуются настолько явно, что кажутся расположенными в помещении прослушивания. Простецкий вроде бы эффект пролетающих из одного канала в другой скрипочек на диске Филипа Гласса «Dancepieces», но линию, по которой они перемещались, можно было прочертить в воздухе между колонками.

Чтение нот

Другое выдающееся свойство XL 10 — тональная разборчивость. Казалось бы, что может быть проще передачи высоты нот? Смотря где. У группы Van Der Graaf Generator во многих композициях партия баса исполняется на клавишных инструментах. В песне «Childlike Faith in Childhood’s End» мне впервые удалось проследить эту партию от начала до конца именно с Neat. Страшно представить, какая сложная работа была проделана при разработке и настройке басовой секции Ultimatum. Но однозначно она увенчалась успехом — такие быстрые, глубокие и контролируемые низкие частоты надо еще поискать.

А на давно знакомом альбоме «The Promise» Джона Маклафлина ритмические рисунки перкуссионных инструментов превратились в музыкальные фразы: настолько отчетливо был слышен тон каждого из барабанов. Перед записью их наверняка хорошо настроили, но обычный слушатель (не музыкант) на высоту таких коротких звуков в большинстве случаев не обращает внимания. Здесь же я успевал отследить и все обертоны инструментов. А звуки природы в самом конце этого альбома стали характерной демонстрацией работы направленных вверх УВЧ-динамиков. С ними стереокартинка приобрела третье измерение, простираясь выше потолка комнаты прослушивания.

Высоким АС для устойчивости необходим широкий цоколь

И даже скупому на эффекты диску Роберта Шредера «Driftin’» XL 10 добавили воздуха и пространства. Это, пожалуй, единственное свойство данных АС, где они позволяют добавить что-то от себя — не содержащееся в исходной фонограмме. Все остальные открытия слушатель делает самостоятельно, благодаря отличной динамике и разрешению колонок.

Верхний и нижний фазоинверторы настроены на разные частоты

Отмечу, что обычно в описании акустики идет разбор различных частотных составляющих фонограммы, но для Neat можно смело усложнить задачу и перейти к анализу спектра реверберации отдельных инструментов или вокала. Они подчеркивают значимость воспроизводимого ими материала и превращают прослушивание в событие.

И если для техники невысокого класса невозможность отвлекаться на разговоры обычно ассоциируется с нехваткой прозрачности, то тут совсем другая ситуация. Вы скорее остановите запись, чтобы продолжить позже, поскольку не желаете что-либо упустить. Потому что невозможно вести два диалога одновременно с разными собеседниками. Не перебивайте Ultimatum, ведь их рассказ очень занимателен. C другой стороны, интересный собеседник может и утомлять — и c Neat вам будет сложно расслабиться.

Выводы

Эти колонки не на каждый день. И даже не потому, что далеко не всем они по карману.

Ничего не поделаешь, таков замысел разработчиков — акустика без компромиссов — и он определенно удался. Но если постоянно восторгаться всем, что они воспроизводят, можно просто устать. К слову, модели младших линеек Neat демонстрируют более беспристрастный подход в эмоциональном плане. Да и среди одноклассников можно найти образцы с сопоставимыми талантами в плане динамики, управления басом и разрешения. При этом они не будут навязывать вам свое видение музыки.

Круглые ленточные супертвитеры EMIT направлены вверх, но излучают во все стороны

Несмотря на высоту корпусов и обилие динамиков, XL 10 не кажутся громоздкими. Для их габаритов и класса они очень снисходительны к размещению и свойствам комнаты, но если она будет маловата, придется использовать динамику Ultimatum вполсилы, что обидно. Хотя тихо играть они тоже умеют. Другое дело, что с ними не получится слушать музыку фоном — звук занимает все ваше внимание.

Достоинства: исключительное тональное разрешение, отличная макро- и микродинамика. Практически нейтральны. Устойчивая трехмерная стереосцена.

Недостатки: тот подход к восприятию, который диктуют Neat, лишает их универсальности. Они требуют от слушателя активного участия — включения воображения, анализа, сопереживания. Тем же, у кого прослушивание музыки ассоциируется с отдыхом, XL 10 вряд ли подойдут.

Официальный сайт: Neat Ultimatum XL10

Цена: 1 706 900 рублей

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинвертор с изобарическими излучателями

Количество полос: 2,5

УВЧ динамики: 2x25 мм, ленточные

ВЧ динамик: 1x26 мм, купол

СЧ/НЧ динамики: 2x168 мм

НЧ динамики: 4x168 мм

Чувствительность: 88 дБ

Номинальный /минимальный импеданс: 6/4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 25-500 Вт

Габариты: 1500x220x370 мм

Масса: 65 кг

77.16 дБ +

Комментарии

#

Количество полос: 2,5 ????

Наверное, количество полос -3,5

УВЧ динамики: 2x25 мм, ленточные

ВЧ динамик: 1x26 мм, купол

СЧ/НЧ динамики: 2x168 мм

НЧ динамики: 4x168 мм


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitry2014 #

На сайте написано "2.5 way".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitry2014 #
УВЧ динамики: 2x25 мм, ленточные
ВЧ динамик: 1x26 мм, купол
СЧ/НЧ динамики: 2x168 мм
НЧ динамики: 4x168 мм

Да, всё указано верно. Или Вы о чём?

- 50 дБ +
#

Тоже думаю странно 2.5 полосы , как минимум 3 должно быть

- 50 дБ +
#

Как-то смущает задняя панель на предпоследнем фото, ощущение наспех сколоченного фанерного ящика.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.