Собственная акустика: простые правила

Собственная акустика: простые правила

Наконец закончил долгострой. Четыре полосы, метр ростом, 90 Дб, 35 Гц – 30 кГц, 6–8 Ом. Самым важным при проектировании было следовать самым простым и банальным правилам акустики. И при этом избежать тех компромиссных решений, которые несмотря на то, что стали и стандартными, но ощутимо снижают качество звука.

• АС сейчас единственная электромеханическая часть аудиосистемы, если не рассматривать виниловые проигрыватели. Отсюда и самые большие искажения вносят именно они, опять таки с оговоркой. Но вместе с тем вложения в них дают самый заметный эффект. То, что это зачастую игнорируется следствие того, что искать несомненно проще под фонарем, а не там, где потерял.

• Сама по себе музыка звучит в диапазоне от 200 Гц до 5 кГц. Поэтому средние частоты должны быть безупречны.

• Кевларовые динамики всем лучше бумаги, за исключением жестких верхов 3-4кГц.

• Покрасить кевлар толком нельзя. Скорее испортить можно чем покрасить.

• СНЧ динамик слишком большой, чтобы чисто отыграть верх середины, но при этом слишком мал, чтобы играть басы.

• Точнее ленточника динамика пока не придумали.

• Низкочастотник должен быть размером в 15", можно и 12", но лучше 15".

• Фазоинвертор настраивается на одну ноту. На ней и играет. Громко играет, но с задержкой как по нарастанию, так и по затуханию. Биения и фазоинвертор всегда вместе.

• Нижняя частота задается либо бочкой либо бас-гитарой. 60 и 35Гц соответственно. Для того, чтобы ровно играть от 35 Гц объем закрытого ящика должен быть около 100 литров.

• Фильтры первого порядка гораздо меньше влияют на передачу импульса, чем более высоких порядков. Соответственно атака, тембры, стыки гораздо чище.

• Последовательный фильтр первого порядка обладает способностью выравнивать АЧХ в местах стыков при подключении к усилителю напряжения.

• Почерк источника и усилителя в системе, где АС позволяют им работать не надрываясь, почти не проявляется.

• Влияние резонансов корпуса сильно преувеличено. Достаточно, чтобы они не накладывались на другие резонансы системы.

• Бытовые аудиосистемы разрабатываются в первую очередь маркетологами, как впрочем и все остальные товары.

• Провода влияют на звук куда меньше, чем контакты. Контакты меньше, чем элементы кроссовера. Кроссовер, меньше, чем блок питания.

• Если говорить о звуке, то самый важный элемент во всей системе это среднечастотник и возможность удачно расположить его перед слушателем.

• Восприятие звука крайне субъективно, на него влияет не только чистая передача записи. АС обмотанные пузырящейся самоклейкой, будут восприниматься куда хуже, чем ровно такие же, но отделанные вишневым деревом и кожами рептилий.

73.01 дБ +

Комментарии

#

Трактат об устойчивых фильтрах

АЧХ стойкая к реализации. Фаза и Импеданс в струну.

Правда заплатить за эти чудеса придется используемым диапазоном динамиков. Причем весьма щедро.

- 50 дБ +
#
Фаза и Импеданс в струну.

Интересно.

- 50 дБ +
#

Два сч динамика? Неожиданно.

Вопросов все больше и больше...

- 50 дБ +
#

Интересно.

4 полосы в хорошем виде никогда лишними не будут. Хотя не слушая что получилось судить сложно.

А если так повернуть, ESS Factory Heil Air Motion Transformer AMT Tweeter и парой по 15-18 дюймов (вот например Eminence Speaker KAPPALITE 3015) подпереть, только настроенных на разный частотный диапазон и не в ящике а в щите? Давеча обсуждали такие конструкции с разбором примеров - интересно стало.

- 50 дБ +
#

С таким твитером наверно и морель не понадобился бы. Что касается щита, то у меня его просто некуда ставить, Хотя очень хотелось сделать его. Собственно начинал проект как щит

- 50 дБ +
#

Я пока так, исключительно теоретически интересуюсь - к счастью с техникой все в полном порядке, даже переизбыток местами. Просто с другом обсуждали подобный проект, пока что более-менее абстрактно, но мне то интересно и поучаствовать хочется.

- 50 дБ +
#

Вспомнил!!! Все началось с того, что Аудиомания предложила купить пару дэвисов за какие-то смешные деньги. Я их купил и долго любовался поставих их в щит зачем они мне. Потом пришло решение заменить их жестковатый верх морелем. Так как у мореля выше 6кГц спад, то в супертвитеры напросился фунтик. А НОЭМА образовался как-то сам собой, потому, что не имея опыта, эксперементировать со столь большими объемами на чем-то более серьезном я не решился.

Но это все вовсе не отменяет тех тезисов, которые я обозначил.

- 50 дБ +
#

примитивно и категорично...

В стиле

Для поездки на работу машина однозначно лучше метро

Я смело могу написать тезис: человеку с таким подходом не под силу сшить 4х полоску :)

- 46.99 дБ +
#

ну я хотя бы первый из тех, кто смог запороть последовательный первого порядка)))

ЗЫ я же сразу предупредил, что следую самым простым правилам

- 50 дБ +
#

ну я тоже резковато отписался...

На самом деле со многими техисами согласен - особенно про то что музыкальность задают средние, про то что колонка самое важное звено в системе.

Про фильтры вопрос спорный... И про подбор динамиков. У всех фильтров и динамиков есть очень большой список плюсов и минусов, который нельзя вот так категорично в двух словах описать...

Фильтр 1го порядка меньше искажает сигнал несомненно, но больше пропускает искажения которые дает динамик - плохо обрезанные всплески и грязь "прокрикивают" в эфир

- 50 дБ +
#

Совершенно с вами согласен, плата за первый порядок - щедрое разбазаривание диапазона головок. Причем хороших головок с широким диапазоном. Из тех компонентов, что потребовались мне, чтобы собрать систему настоящий мастер легко скроил бы две пары неплохих АС)))

- 50 дБ +
#

Seas H1456 & Vifa DX25

А что у вас в басовом регистре?

- 50 дБ +
#

у меня? Ничего, комната маленькая, хватает и сиса с фазиком

- 50 дБ +
#

Вдогон схема фильтра. Конденсаторы К73.

- 50 дБ +
#

А что-то замерам есть. Честно говоря, думал, что вы действительно сделали на фильтрах первого порядка.

- 50 дБ +
#

АЧХ смогу прикинуть через пару недель, сейчас микрофона нет. Отдельно динамики соответствовали заявленному. Если хотите могу точечно сопротивление снять. Наверно лучше сшивки, между ними и резонансы?

А вы какой порядок насчитали? У меня ζ = 1 получается

- 50 дБ +
#

Первый порядок на вч - верхний по схеме динамик. На нижнем и третьем снизу - второй порядок. На втором снизу - затрудняюсь. А вообще, нужно АЧХ каждой отдельной полосы смотреть, чтобы понять, какие наклоны получаются. Ну, не люблю последовательные фильтры - и все тут :)

По правде сказать, удивляет отсутствие сопротивлений, не могут быть столько сразу совпадений по чувствительности, что не нужны делители. У фунтика аж 95Дб по даташиту... а он напрямую подключен без делителя.

- 50 дБ +
#

пересчитал, раздел НЧ/СНЧ - f = 197Гц, ζ = 1,01 ( для квазивторого надо хотя бы 0,6) нет?

95 Режутся фильтром до 92ух, там всплеск ближе к 20кГц, собственно и низ приподнят, тонкопенсация типа. Громко слушать нет возможности

- 50 дБ +
#

Ну это куда занесёт в поисках лучшего звука... Или в широко или в много полосники. Высказанный тезис о СНЧ динамике, как не способном нормально играть басы и середину, в принципе имеет смысл. Я выбрал промежуточный вариант конструкции. Это самопальные двухполосники с достаточно крупным 180 мм СНЧ динамиком. Мне нравится. Бас почти большой и середина цельная.

- 50 дБ +
#

Уважаемый Bbhob! Несколько раз прочел Ваш материал и, безусловно с уважением отношусь к Вашему кропотливому и мотивированному труду! Хочу спросить: Что Вас подвигло на создание собственной акустики? Неудовлетворенность имеющимся выбором брендовых систем и их свойствами? И если не сложно, ответьте, есть ли аналоги у каких либо производителей? Меня в 70-80 гг. отсутствие доступной акустики подвигло на само конструирование, но это были системы для концертного звука, а в сфере бытовой акустики я просто пользователь... Спасибо за ответ!

- 50 дБ +
#

"Слабоумие и отвага", собственно начиная их сборку я не предполагал что все будет непросто.)))

Сейчас я вижу, что альтернативы моим АС в доступном мне секторе нет. Исключение фазоинвертора, фильтров высоких порядков, 12"низкочастотник вовсе не самоцель, а попытка уйти от болячек современных стоковых колонок. Таких как: очень условная передача нижнего баса, окраска звука, зависимость от усилителя. Причем причина это компромисс обусловленный не техническими ограничениями, а вполне прагматическими соображениями маркетологов. Компактные колонки с подчеркнутым басом выглядят презентабельнее несмотря на все недостатки, тем более если демонстрировать их при продаже с подходящим усилителем.

Сейчас я окончательно убедился, пожив со своими АС, что закрытый ящик дает прекрасный честный звук, что незагруженный басами среднечастотник играет легко и чисто, что никакое колдовство с корпусом и фильтром не исправит огрехи динамика, а самый лучший характер звучания АС, это когда его нет и все упирается только в запись.

И конечно если бы у меня не было мастерской в 30 м2 и полного набора столярных инструментов, а так же времени и возможности купить выбранные динамики, то все это не состоялось бы.

- 60.79 дБ +
#

Прекрасно! Спасибо за ответ!

- 50 дБ +
#

Да, референсом были большие напольники Легаси и старые JBL. Собственно и по звуку и по многим техническим решениям.

- 53.01 дБ +
#

Ставлю свой скромный плюсик

- 50 дБ +
#

Да уж, посмотрел я на ваше творение и понял вашу нелюбовь к вегалабу. Хорошо вы сказали - "Слабоумие и отвага". :)

- 46.99 дБ +
#

Благодарю, что проявили интерес к моему творчеству.

Понравилось?

- 50 дБ +
#

Понравилась отвага. Уважаю любителей делать своими руками. А вот дальше всё спорно. Выбор голов, недостаточная теоретическая подготовка, отсутствие замеров. Это всё заметно из комментариев выше. Боюсь, чтобы добиться качественного звука с колонками возиться и возиться. Если не перегорите, то рано или поздно эту штуковину забросите и перейдёте на новый, уже серьёзный проект. Мне так кажется. От себя желаю удачи.

- 46.99 дБ +
#

Спасибо, Ant1967, но я прошу развернуто по сомнительным моментам

1) что с динамиками? Где не стыкуются?

2) что мне советуете почитать? Не стесняйтесь, у меня образование по моделированию ускорителей, так что смогу разобраться (Батя не предлагайте, начинал читать, поймал себя на правках)))

3) в параллельных обсуждениях я выкладывал замеры по ачх и импедансу, вроде в районе погрешности. (Собственно от параллельных фильтров нечего ожидать) Что-то еще стоит померить?

Собственно кроме замены и подгонки фильтра на супер-твитере возни не потребовалось. На прослушиваниях никто не выявил каких то явных артефактов (естественно не жену и тещу пытал, а профессионалов сцены и звукозаписи) в звучании, кроме небольшого перевеса нижнего баса (да, там где-то +3дБ и расчетных и на промерах). Посему счел проект завершенным.

Трогать нет желания совсем.

- 50 дБ +
#

Ну тщеславие своё вы тут уже не раз засветили. Для "разработчика ускорителей" такое честолюбие норма. :) А вообще, спорить не буду, мне достаточно того, что вы "ловите Батя на правках". Вы бы лучше себя перечитали. "Средник важнее всего", хотя купили его из-за жадности, дескать продавали дёшево. Далее начали городить что-то с купольником, чтобы подлечить "идеальный" Дэвис, далее раскидали ДГ по стенке от балды, чтобы потом фазу подгонять фильтрами, давя звук. И ключевое - "хочу чтоб как Легаси". Я, конечно, не слушал ваше изделие. Но по мне - уродец какой-то. Сначала создаём себе технические проблемы, а потом их решаем. Это много говорит об инженерном уровне. Не зря я заинтересовался вашим наездом на вегалаб. Там и правда таких зазнаек с нулевым опытом, странными идеями и безграничным гонором не любят. Адью, больше беседовать не буду.

- 56.02 дБ +
#

Посмотрите фильтры, короче не бывает. Никаких коррекций и компенсаций. Головки подобраны по чувствительности с запасом и нахлестом в полторы октавы.

Головки на своих местах, не более половины волны по сопряжениям. Верхняя панель выступает для горизонтального сведения ВЧ головок по глубине, конкретно рупора. Купол утоплен для того же. Все очень красиво.

Куполник не "городить" он на месте, он закрывает кевларовый окрас дэвиса и позволяет красиво состыковаться с фунтиком. С динамиков я взял самые вкусные места.

Вы вот спросите лучше сначала. А не тыкайте куда папала.

Теперь ясно почему Вегалаб - собрание школоты? )))

- 53.01 дБ +
#

Расскажите сколько стоит Ваш проект исходя из Вашей квалификации (научной) и количеством затраченного времени на создание, изготовление, настройку. А потом, посчитайте сколько она будет стоить учитывая зарплаты, которые получают ученые, работающие в Церне, наверняка Вы знаете сколько они получают.

Реально, интересно..... посчитайте. :)

По сути, Вы изготовили макетный образец. Теперь нужно изготовить опытнфй образец и пройти на нем кучу испытаний и экспертиз. Потом, нужно будет изготовить опытную партию и так же пройти весь комплекс испытаний и экспертных оценок, в том числе технологических и экономических, ну, и на продвижение Вашего изделия на рынок, то же придется потратится. Вот и сложется цена серийного изделия, а если серия измеряется не миллионами, а тысячами, то цена ещё подрастет.

Это так, лирическое отступление.....

- 50 дБ +
#

Ну где-то 100 тыр на сегодня бы встал мне на сегодня со всеми материалами и мелочевкой. (Реально раза в два ниже, но у аудиомании были весной предложения неслыханной щедрости). Тут вопрос сборки корпуса еще. На кухне лобзиком не выпилить. Нужна и мастерская и инструмент. У меня его на на несколько тысяч уе, его вот куда писать?

Собственно упаси меня господи этим зарабатывать)))

- 50 дБ +
#

Чё то мало.... Сколько человекомесяцев стоит Ваша акустика? Помножте это на свой средний заработок и получится, что комплектующие - это фигня....

- 50 дБ +
#

Думаю за месяц более чем реально повторить попивая пиво. Это если пилить только. Думаю, что 150 тыр для хаенда в скромном ящике вполне себе себестоимость. Но учитывая такие реалии бизнеса, как аренда и там маркетинг с административными и амортизацией можно смело говорить, что 300-400 будут затраты.

- 50 дБ +
#

Так как вы - ИТР, то Вас можно отнести на накладные расходы, а они от 500 до 900%.

:)))))))) Говорю, что то дешево Вы себя цените... Бизнес так не делается! :)

- 50 дБ +
#

хуже, я сейчас разраб в бэкэнде, можно смело писать ценник от балды чтобы всем на все хватило, как это принято сейчас в айти))))))))))

- 50 дБ +
#

А если приписать научную степень автора к названию бренда, то можно претендовать и на верхнюю планку хай энда......

Только, думаю, надо бы, всё таки, золотой фольгой стенки оклеить..... Люди должны "видеть" за что они деньги платят..... :))))))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.