Этой зимой мне довелось послушать акустику Magnat Tempus 77 — флагмана младшей линейки Magnat, обладающего достойным звуком при неприлично низкой цене. Настало время развить тему, исследовав второй напольник серии — Tempus 55. Имея минимальные технические отличия, он все же не идентичен старшей модели ни по количеству излучателей, ни по рабочему объему, ни по настройке. Ну и самое главное — цена его еще ниже, а это уже чистой воды провокация.

Еще раз о Klippel

Упоминание лазерной измерительной установки Klippel встречается в описаниях различных моделей акустики все чаще, и по моим наблюдениям, этот факт вполне можно считать маркером качественного звука. Суть замеров в том, что регистрируется поведение драйвера, изгибы поверхности мембраны и резонансы в любой точке конструкции. И все это в реальном времени. Таким образом, на экране монитора инженер может пошагово проследить реакцию излучателя на подаваемый тестовый сигнал, увидеть, где возникают резонансы и паразитные вибрации. Простота и быстрота проведения данного анализа позволяет применять его многократно и достичь нужного результата. И вот здесь начинается самое интересное.

Лазерный сканнер Klippel и результаты измерения (снизу). На картинке слева сверху изображен один из станков, применяемых в Magnat, два остальных изображения взяты для примера

Раньше, для того чтобы устранить паразитные резонансы корзины динамика, разработчики шли простым, но дорогостоящим путем — использовали литые алюминиевые корзины. Это было разумно, ведь выловить резонанс в штампованной стальной корзине можно было разве что опытным путем. С помощью Klippel можно увидеть, в каком месте «звенит» корзина, и усилить это место выштампованным ребром жесткости или изменением геометрии. То же самое с диффузорами динамиков. Раньше приходилось выбирать материалы, исходя из общих соображений: жесткости, упругости, массы. Теперь же довольно просто понять, где и в какой момент прогибается легкий бумажный диффузор, а также внести коррекцию в его геометрию или применить пропитку. Получается, что проблема решается без применения более тяжелого, жесткого и дорогостоящего материала.

Верхний СЧ/НЧ-динамик в паре с твитером воспроизводят полный диапазон частот

А теперь живой пример. СЧ/НЧ-излучатели имеют конструкцию, полностью оптимизированную с помощью Klippel. Это значит, что поведение всех ключевых элементов было проанализировано и оптимизировано с точки зрения минимизации искажений и резонансов. Корзины динамиков стальные, диффузоры изготовлены из бумаги с полимерной пропиткой, придающей ей внешний вид, аналогичный полипропилену. Фланцы диффузоров и вовсе пластиковые, хотя на вид их сложно отличить от алюминиевых. Применив Klippel, практичные немцы смогли использовать недорогие материалы, но получить при этом вид и качество звучания, как у излучателей с ценником значительно выше. Именно в этом и есть главный секрет акустики Magnat Tempus.

Фланцы всех излучателей пластиковые. А зачем зря переводить алюминий, если на звук не влияет?

Хотя, конечно, не стоит забывать про фазолинейный кроссовер с фильтрами четвертого порядка, фирменный купольный твитер fmax, прочные корпуса из МДФ и порты фазоинвертора Airflex. Все это тоже вносит существенный вклад в итоговое качество звучания.

Глубина и контроль

Помимо очевидного визуального отличия от старшей 77-й модели, выраженного в меньшей высоте корпуса и наличии только одного басового динамика, Tempus 55 имеет еще одно менее очевидное различие — другую настройку кроссовера в области совместной работы НЧ- и СЧ/НЧ-звеньев. Верхняя граница воспроизводимых частот басовика выше, чем у модели 77, но не будем забывать, что общая отдача по басу у модели 55 при этом меньше на треть. Это значит, что главные изменения стоит искать в области баса и нижней середины.

Нижний динамик, в отличие от верхнего — басовик в чистом виде

Тональный баланс в целом весьма близок к тому, что демонстрировали старшие напольники: в целом ровно, без откровенных перекосов и ярких акцентов. Середина у Tempus 55 звучит натурально, с естественной теплотой в те моменты, где это уместно. Верхние слегка подчеркнуты, но не солируют и не перетягивают внимание на себя. Басовая область действительно подается иначе, нежели на Tempus 77.

Пара фазоинверторов работает интенсивно, однако характерные для такого акустического оформления артефакты практически отсутствует

Флагманы пытались выдать больше баса и в вопросе между количеством и качеством иногда балансировали на грани. Tempus 55 сделали однозначный выбор в пользу второго и продемонстрировали больше собранности и управляемости во всем низкочастотном регистре, что отлично выявилось на металле с быстрым басом и насыщенной нижней серединой. Slipknot, Stratovarius и Metallica играли достойно и выявили еще один немаловажный факт. Помимо скорости и четкости, акустика обладает вполне достаточной для такой музыки детализацией.

На фланцы динамиков алюминия не хватило, потому что весь лимит был использован на шикарное литое основание

При переходе на академическую музыку ситуация выглядела несколько иначе. Камерная классика и барочная музыка в исполнении Tempus 55 понравилась мне больше, чем крупные формы. Сюиты для виолончели Баха прозвучали отлично, а симфонии Бетховена и Чайковского в исполнении БСО лучше все же слушать на более крупной акустике — чуть не хватало масштаба и размаха.

Регулируемые опоры могут быть в виде шипов (на фото) или ножек не повреждающих напольное покрытие

Аналогичная ситуация с EDM, в котором, как известно, баса много не бывает. Так что, если решите послушать выступления Armin Van Buuren с симфоническим оркестром, старшая модель будет предпочтительнее. А в музыке, где важнее точность и сфокусированность нижнего регистра, например, на сложном джазе, прогрессив-роке или просто на записях известных бас-гитаристов, работа Tempus 55 понравилась мне немного больше.

Без гриля вид грубоват, с грилем простоват. Вам какой больше нравится?

Аудиофильские стандарты вроде Pink Floyd и Dire Straits акустика воспроизводит эталонно и вполне может послужить примером, как должны работать напольники в этом ценовом сегменте. Есть сцена, макро- и микродинамика, естественность тембров, детализация. Все на своих местах. Вертолет в «Another Brick In the Wall» убедительно кружит над головой, атмосфера в «Ride Arcoss the River» в должной степени загадочна и меланхолична. Надо ли говорить, что джаз с демо-дисков известных производителей аппаратуры звучал столь же хорошо?

Вывод

Magnat Tempus 55 максимально снижают цену вхождения в мир традиционного Hi-Fi, причем покупка окажется весьма практичной, поскольку эти колонки будут актуальны и после первого апгрейда электроники. По характеру они немного отличаются от старшей модели, и мне понравились больше за счет более четкого и аккуратного баса. Хотя это, конечно, вопрос музыкальных предпочтений, а не совершенства той или ной модели.

Белые колонки — активные Magnasphere 55, но об этом как-нибудь в другой раз

Хорошо сбалансированный быстрый и четкий звук, отличная ритмичность и детализация во всем диапазоне, удобные регулируемые опоры в комплекте, отличное соотношение цена/качество

Отделка недорогими материалами

Magnat Tempus 55

36 900 рублей

Акустическое оформление: фазоинвертор

Количество полос: 3 (схема включения: 2,5)

ВЧ динамик: 25 мм тканевый купол

СЧ динамик: 170 мм конус из бумаги с полимерной пропиткой

НЧ динамик: 170 мм конус из бумаги с полимерной пропиткой

Диапазон частот: 24-45000 Гц

Частоты раздела кроссовера: 350 Гц и 3300 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 30-280 Вт

Чувствительность: 92 дБ

Импеданс: 4-8 Ом

Варианты отделки: черный, мокка

Габариты: 200х880х320 мм (без учета опор)

Масса: 13 кг