«Да я не аудиофил, мне бы чего попроще!» — продавцы виниловых вертушек слышат эту фразу чуть реже, чем торговцы другой звуковой техникой. Но статистика штука упрямая — существенный процент продаж им обеспечивают те, кто считает, что винил — это в первую очередь модно. Так где же грань, за которой «попроще» превращается в «уж слишком примитивно» даже для самого невзыскательного слушателя? На этот вопрос мы сегодня и попытаемся найти ответ.

Бренд ION входит в американскую корпорацию inMusic, которая в данный момент объединяет такие серьезные марки, как Denon (Professional и DJ), Marantz Professional, M-Audio и отлично известный всем диджеям Numark.

Однако в отличие от компаний, ориентированных на профи, ION специализируется на технике исключительно домашней. Точнее, дачно-домашней, так как, помимо проигрывателей винила и караоке-систем, выпускаются аппараты для больших вечеринок на открытом воздухе — с огромными вуферами под 20 дюймов и залихватской дискотечной подсветкой.

Единственным не черно-белым элементом конструкции является картридж. И некий шарм в этом определенно имеется

Вертушки ION до недавнего времени были поголовно стилизованы под старый добрый винтаж и нацелены в первую очередь даже не на меломанов, а на любителей эффектных стильных интерьеров. И вот настало время двигаться дальше. Недавно ION представил две первые модели, внешне похожие именно на современные проигрыватели и ни на что другое. На самом деле, в новую серию PRO входят три аппарата, однако верхняя модель PRO500BT на нашем рынке пока не анонсирована. Так что на тестирование прибыл его брат PRO100BT — самая продвинутая на данный момент вертушка ION в России.

Ручка громкости и кнопка включения Bluetooth все время под рукой, главное, работая с ними, не зацепить пальцами диск

Сразу замечу, что, несмотря на весомый индекс «PRO», она, как и все ее собратья, относится к ультрабюджетному сектору. Рекомендованная цена 14 990 рублей — у некоторых фирм за такие деньги разве что мат с пассиком купить получится. Что же предлагает за эти деньги ION?

Unboxing

Упаковочная коробка оказалась абсолютно стандартного размера, разве что совсем не тяжелая. Внутри вертушка, тщательно упакованная в матовый полиэтилен и защищенная пенопластовыми блоками, а также резиновый мат в отдельном двойном конверте. Все, как говорится, не хуже, чем у людей. Следом за матом на свет были извлечены: вполне добротный кабель USB А-В, совсем простенький межблочник RCA и сверхминиатюрный импульсный блок питания, с виду неотличимый от зарядок для смартфонов.

Блок питания выдает ток 500 мА при напряжении 12 В

Сама по себе вертушка поставляется в полностью собранном и настроенном виде. Более того, никаких регулировочных элементов в пользовательском доступе просто нет. Прижимная сила, высота тонарма, антискейтинг и т.д. — все это раз и навсегда установлено на заводе. Впрочем, как и сам ММ-картридж. Во всяком случае, никаких монтажных гаек на шелле мне углядеть не удалось.

Иглы вроде этих можно заказать и для PRO100BT

Однако без паники. Система далеко не одноразовая: при необходимости алмазную иглу вместе с держателем можно купить отдельно от звукоснимателя (ION продает сменные модули CR250).

Материалы

Обычно заметная часть описания проигрывателя посвящается используемым в его конструкции материалам. Но в нашем случае этот раздел повествования будет лаконичным.

Противовес в настройке явно не нуждается

Видимые детали корпуса и конструкции PRO100BT почти полностью изготовлены из черного пластика, скорее всего, полипропилена. Из него выполнен даже диск. При толщине основной его плоскости порядка миллиметра, в ней имеются прорези, сквозь которые можно рассмотреть шкив двигателя со втулкой и надетым на нее плоским резиновым пассиком.

Опорная ось, конечно же, стальная, причем нижняя ее часть где-то в глубинах механизма зафиксирована таким образом, что просто так извлечь диск из корпуса нельзя. Для этого нужно как минимум сдернуть тугую стопорную шайбу, чего я делать не решился, как вряд ли решится и типичный покупатель данной вертушки.

Сверху стол защищает стандартная крышка из прозрачного акрила, причем края ее снабжены резиновыми демпферами — я видел и втрое более дорогие аппараты, разработчики которых на этой приятной мелочи сэкономили.

Кардан тонарма по большей части тоже пластиковый, равно как и его противовес. Правда, если взглянуть на него с торца, становится видна широкая металлическая шайба и удерживающий ее винт. Трубка тонарма выполненная, судя по всему, из тонкостенной стали, на ощупь оказалась достаточно жесткой и легкой.

Основной корпус изготовлен все из того же полимера, отполированного под рояльный лак. Легок он просто фантастически — вся вертушка в снаряженном состоянии весит чуть меньше трех килограммов. Опирается конструкция на простые, нерегулируемые, но достаточно эффективные в плане вибропоглощения резиновые опоры.

Функции

Зато по количеству органов управления PRO100BT запросто обходит, пожалуй, две трети любых вертушек, независимо от их ценового класса. Во-первых, у него полностью автоматическое управление тонармом. По нажатию на кнопку «Старт» он поднимается, позиционирует иглу над началом первой дорожки и опускает ее на пластинку. Кнопка «Стоп», как нетрудно догадаться, прокручивает эту цепочку событий в обратную сторону. Теперь понятно, зачем нужен селектор размера пластинки — чтобы избежать воспроизведения с середины песни или, чего доброго, падения иглы на движущийся мат.

Непривычно богатая задняя панель

На противоположном от тонарма углу стола расположились переключатель скорости вращения (судя по всему, электронный), регулятор громкости, 3,5-мм гнездо для наушников и даже кнопка включения встроенного модуля Bluetooth.

Да-да, наш герой нафарширован по полной программе не только механическими системами, но и электроникой. Тут имеются тонокорректор, усилитель для наушников, трансмиттер Bluetooth и АЦП, формирующий на USB-выходе 16-битный цифровой поток с дискретизацией 44,1 или 48 кГц. Тонокорректор отключаемый, соответствующий тумблер логично расположен на задней панели. А вот установленную рядом с ним кнопку общего питания явно стоило вынести поближе к фронтальной части — неподготовленный слушатель искать ее может долго.

Интересно, что ручка управления усилением работает одновременно и на выход наушников, и на передачу по Bluetooth. Можно, конечно, предположить, что регулятор спаренный, но я склонен думать, что здесь применена интегрированная цифровая система обработки звука, вроде тех, что реализованы в смартфонах. Подтверждает это и тот факт, что встроенный АЦП ни включить, ни отключить нельзя. Он работает постоянно, и его выходной поток можно не только записывать в файлы, но и просто слушать через компьютер, объяснив операционке, что источником звука для нее является USB Audio Device.

Интерфейс EZ Vinyl Converter крайне прост, и запутаться в нем абсолютно невозможно

Что касается оцифровки треков, то для этого на официальном сайте можно бесплатно скачать простую и понятную программу EZ Vinyl Converter. Я сделал этой программой две короткие тестовых записи Petrol Head Стинга и Where or When Дайаны Кролл. Послушайте и можете оценить работу вертушки и ее АЦП. Треки сохранены в формате AAC 256 кбит/с, поскольку другие форматы штатный софт не подразумевает.

Субкультура

Ну а теперь о звуке. Скажу сразу, он не для аудиофилов и не для продвинутых меломанов. Он для огромного числа людей, для которых пластинки — это прежде всего субкультура и стиль.

Просто для примера: что может в вагоне метро услышать человек в открытых(!) наушниках, надетых поверх вязаной шапки? «Ничего» — ответ неправильный. Звуки города вместе с музыкой и с осознанием себя, в шапке и больших наушниках, как части этого огромного мира, наверняка рождают в сознании нашего слушателя те самые позитивные вибрации. И ничего важнее для него быть просто не может.

Сквозь отверстие можно рассмотреть втулку шкива и пассик, а также трехточечное крепление двигателя на небольших амортизаторах

С новой вертушкой ION ситуация похожая. Самая главная ее миссия — создать ощущение причастности к субкультуре и дать прикоснуться к по-настоящему живому музыкальному носителю. И, кстати, полным провалом, как звук открытых «ушей» в метро через шапку, я бы саунд PRO100BT не назвал. Да, музыкальная сцена весьма схематична, а динамика заметно поджата, но при этом средне-низкий диапазон не лишен рельефности и в нечленораздельное гудение не сливается. Высокие жестковаты и несколько акцентированы, но это было заметно мне на акустике DALI Ikon 2 Mk2 с ленточными твитерами, а на системах попроще данная особенность может компенсировать очень вероятные мягкость и завал по ВЧ.

Верхняя панель стола на самом деле безупречно глянцевая, просто на тестовом экземпляре с нее не снята защитная пленка

Вышеперечисленные особенности саунда на линейном и «ушном» выходах проявляются в разной мере, но глобально характер звучания не меняется даже с подключением внешнего фонокорректора, так что в качестве аппарата на вырост данная модель — вариант спорный. Зато она прекрасно подойдет тем, кто хочет просто пребывать в живом контакте с музыкой — в самом буквальном смысле этого слова. Причем делать это, не вдаваясь в технические сложности, без головной боли и с минимальными финансовыми жертвами. Просто достал новенькую вертушку из коробки, поставил пластинку, нажал кнопку и слушаешь. Хоть на чердаке через беспроводные наушники, зато с обалденным видом на закат над городом.

На удивление обширный функционал по соблазнительной цене, полная самодостаточность.

Звук весьма незатейлив, и заметно облагородить его апгрейдом не получится.

ION PRO100BT

14 990 рублей

Тип привода: пассиковый

Мотор: постоянного тока

Картридж в комплекте: Pro-Linear CR2500 (MM)

Скорости вращения: 33 1/3, 45 об./мин.

Детонация: <0,25% (3 кГц)

Коммутация: RCA Stereo Out, USB-B, Jack Mini

Усиление встроенного фонокорректора: 34 дБ

Сигнал/шум: 64 дБ (А-взвешенный, 20 кГц)

Выходной сигнал: 2,4/149 мВ

Выходной цифровой поток: 44,1/48 кГц, 16 бит

Габариты: 420 х 357 х 117 мм

Масса: 2,8 кг