Тест CD-проигрывателя Primare CD22, усилителя Primare I22 и полочной акустики KEF R300: двое на одного

Тест CD-проигрывателя Primare CD22, усилителя Primare I22 и полочной акустики KEF R300: двое на одного

Принцип универсальности требует, чтобы электронные компоненты тестировались отдельно от акустических систем — и по результатам рекомендовались колонки, которые наилучшим образом согласуются с протестированной электроникой, а именно усилителем. Однако подчас в наличии имеется законченная аудиосистема, достаточно многообещающая, чтобы испытать ее как единый, цельный организм.

Об истории и философии шведской фирмы Primare я уже рассказывал (см. в частности, тест усилителя мощности Primare 34.2). Повторяться не стану, скажу лишь, что ее специалисты ставят во главу угла качество звучания и удобство пользования — то, что сегодня модно называть эргономикой. Недаром дебютный продукт Primare, интегральный усилитель образца 1986 г., демонстрируется в копенгагенском музее индустриального искусства. Но я не удивлюсь, если там же когда-нибудь станут красоваться и эти модели, настолько совершенен их дизайн. Предельно лаконичный и вместе с тем нарядный, он создает впечатление деловой элегантности.

Что снаружи?

Оба устройства заключены в цельнометаллические антивибрационные корпуса. Холодный блеск матового алюминия контрастирует с женственными обводами боковых граней и дисплея. На фасадах — минимум органов управления: всего по три кнопки плюс поворотный регулятор громкости, которым оснащен усилитель.

Примечательно, что у аппаратов — по три ножки (две спереди, одна сзади). Такое конструктивное решение способствует повышению устойчивости корпуса

Набор гнезд на задней панели проигрывателя свидетельствует о том, что компонент можно использовать для воспроизведения аудиофайлов с USB-носителя, а также в качестве транспорта. Помимо традиционных выходов несимметричного аналогового стереосигнала предусмотрены порт USB (читаются файлы MP3/WMA, но не FLAC). Также есть коаксиальный и оптический выходы цифрового аудио (соответствующими входами оснащен усилитель, поэтому аппараты можно соединить не только по аналоговой, но и по цифровой шине).

Кроме того, аппараты можно вписать в многокомнатную систему управления (предусмотрен порт RS232) или установить в закрытую стойку (имеются разъемы для подключения внешнего ЖК-приемника). Другие устройства можно включать одновременно с включением проигрывателя или сам плеер при включении усилителя — посредством релейного сигнала 12 В (плеер оснащен как входом, так и выходом этого сигнала, а усилитель — только выходом). На задней панели усилителя также расположены четыре аналоговых стереовхода плюс регулируемый (Pre) и нерегулируемый (Rec) линейные выходы.

А что внутри?

Транспортный механизм проигрывателя — специализированный, рассчитан на воспроизведение только CD (лазерная головка Sanyo, сервопривод Toshiba с буфером на 5 с для уменьшения джиттера и защиты от сбоев при чтении). В связи с повышенными требованиями к энергопотреблению предусмотрено два источника питания: импульсный, с высоким КПД для цепей индикации/управления и классический, на трансформаторе с R-образным сердечником (запас по мощности — огромный) и раздельными обмотками для механики, цифрового и аналогового сигнальных трактов. Величины необходимых напряжений с высокой точностью поддерживаются регулирующими цепями на LC-фильтрах и дискретных элементах.

Оба компонента комплектуются системным пультом ДУ — элегантной коробочкой с четко выделенными зонами управления и легко читаемыми подписями

Считанный с «компакта» сигнал AES/EBU подается на высококлассный конвертер SRC4392, позволяющий при желании довести частоту дискретизации входного сигнала до 48; 96 или 192 кГц. Одновременно задействуется технология подавления джиттера. Преобразованные таким образом данные принимает ЦАП Burr-Brown PCM1792, один из лучших в своем классе.

Выходной несимметричный аналоговый сигнал формируется каскадом на полевом (MOSFET) транзисторе, управляемом активным источником тока (более эффективный способ, чем резистивная цепь). В сигнальном тракте нет конденсаторов; постоянная составляющая сигнала на входе или выходе ЦАПa удаляется при помощи специальной схемы слежения (DC servo).

Топология разработана по оригинальной методике SMD с тем, чтобы максимально укоротить пути прохождения сигналов и изолировать их друг от друга. Последнее справедливо и в отношении I22 — интегрального усилителя мощностью 2х80 Вт (работает в классе D).

От большинства недостатков D-схемы конструкторам удалось избавиться благодаря применению фирменной технологии UFPD (Ultra Fast Power Device — сверхбыстрое усилительное устройство; принцип его работы и особенности подробно описаны в уже упомянутом тесте усилителя мощности Primare 34.2). Помимо этого задействована технология PFC, препятствующая попаданию в общую сеть высокочастотных помех.

Вообще, плата с ЦАП-ом — опциональная. В нашем случае она уже была установлена (индекс устройства I22 DAC). Плата обеспечивает асинхронный USB-вход (96 кГц/24 бит), а также оптический и коаксиальный (192 кГц/24 бит).

Переходим к акустике

Идеальной нагрузкой для усилителя мощностью 80 Вт/кан. являются 8-омные полочные колонки с чувствительностью больше 86 дБ. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает акустическая система R300 британской фирмы KEF. В 1961 г. фирму основал Реймонд Кук, инженер электрик, ранее работавший на Би-Би-Си. Обладая незаурядным опытом и знаниями в области звуковоспроизведения, он понимал, что лучший громкоговоритель — это т.н. точечный источник, излучающий звуки всех частот из одной точки. Иными словами, идеальная колонка должна быть однополосной.

К сожалению, создать один драйвер, способный реалистично отобразить весь диапазон слышимых частот (как минимум, 20 Гц - 20 кГц), еще никому не удалось — воспроизведение разных частот по-прежнему поручают разным громкоговорителям. Однако именно фирма KEF разработала СЧ/ВЧ-динамик, максимально приближенный по свойствам к точечному источнику. Такие драйверы создаются по фирменной технологии Uni-Q: пищалку располагают в центре среднечастотного излучателя. Данная конструкция требует решения многих акустических проблем (необходимости добиться когерентного излучения, ослабить взаимовлияние резонансных колебаний драйверов и т.п.), и специалисты KEF постоянно работают над ее улучшением.

Здесь отмечу, что громкоговоритель R300 принадлежит оборудован СЧ/ВЧ-излучателем самого совершенного на сегодня образца. Мембраны обоих драйверов изготовлены из магниево-алюминиевого сплава, легкого и вместе с тем обеспечивающего повышенную жесткость. Форма диффузоров оптимизирована компьютерными методами. В частности, найдена оригинальная — напоминающая дольки мандарина — форма рассеивателя для твитера, благодаря которой расширяется зона стереоэффекта.

СЧ/ВЧ-динамик, выполненный по фирменной технологии Uni-Q: твитер находится внутри среднечастотного драйвера

Диффузор низкочастотного драйвера выполнен из гибридного материала (алюминий/целлюлоза), что позволяет ему работать в поршневом режиме на всех излучаемых частотах. Масса звуковой катушки снижена благодаря применению алюминиевого провода; массивный вентилируемый магнит содействует четкой отработке сигнала с крутыми фронтами. Порт фазоинвертора улучшает отдачу на низких частотах. Происходит это посредством технологии CFD (Computational Fluid Dynamics — рассчитываемая динамика воздушного потока) — порт рассчитан так, чтобы минимизировать турбулентность «выдыхаемого» колонкой воздуха.

Порт фазоинвертора вынесен на заднюю панель. Под ним располагаются акустические клеммы для одно- или двухпроводного подключения (его вариант выбирается путем поворота специальной рукоятки, находящейся между клеммами)

По дизайну колонки весьма схожи с электроникой Primare: та же граничащая с аскетизмом сдержанность и нежелание доминировать в интерьере. Если же вы хотите сделать аудиосистему главной достопримечательностью гостиной, снимите фиксируемые магнитами решетки громкоговорителей: алюминиевые фланцы динамиков подчеркнут матовый блеск фрезерованных кнопок и регулятора громкости.

Вписать аудиосистему в уже существующий интерьер помогут несколько вариантов отделки громкоговорителей: их корпуса могут быть покрыты черным или белым рояльным лаком, а также натуральным шпоном дерева грецкого ореха (на фото) или розового дерева. Нельзя не отметить еще один момент, важный, в первую очередь, для желающих создать на основе R300 систему домашнего кинотеатра, совместимую с объектно-ориентированными форматами многоканального звучания: в линейке R имеются специальные «накладные» колонки R50 для воспроизведения сигнала «каналов высоты».

От частного к общему

Звучание аудиосистемы определяют, главным образом, громкоговорители. Во всяком случае, именно к такому выводу я пришел на основе более чем 20-летнего опыта тестирования звуковоспроизводящей аппаратуры. Значит, львиную долю внимания нужно уделить колонкам — в том числе, их правильному размещению. Особых забот в этом смысле требуют, как ни странно, полочники.

Во-первых, несмотря на свое название, они раскрывают свой потенциал, будучи установлены не на полке, а на специальной стойке. Только она позволит свести к минимуму влияние как собственных резонансов их корпуса (они создают т.н. микрофонный эффект, пагубно отражающийся, в первую очередь, на работе вертушки винила и CD-проигрывателя), так и внешних колебаний — например, от сабвуфера.

Во-вторых, нужно учитывать конструктивные особенности АС. Если они выполнены в закрытом корпусе, их звучание практически не зависит от места размещения (вернее сказать, определяется только акустическими свойствами помещения — но не о них сейчас речь). Совсем иное дело — фазинверторные колонки с портом на тыловой стенке, т.е. наши подопечные R300. Чем ближе к стене они находятся, тем трудней им «выдыхать».

Слушали — постановили

При прослушивании R300 располагались на стойках приблизительно в метре от задней стены. Звучание наиболее точно характеризуется эпитетом «открытое». На верхах не ощущается никакого недостатка воздуха, они льются полным свободным потоком. Внимательно ознакомившись с параметрами колонок, я узнал, что звуковая эстафета у KEF R300 передается среднечастотному драйверу на 2,8 кГц, т.е. в области, к которой наше ухо наиболее чувствительно. В связи с этим у меня возникли опасения — сможет ли система реалистично передать вокал?

К счастью, они оказались беспочвенными. Мой любимый тестовый трек «My Heart and I» Шарлотты Рэмплинг, состоящий из одних пришепетываний, прозвучал практически безукоризненно. При этом нельзя было не отметить необычно большую ширину звуковой сцены и охватившее меня ощущение, что звуки зарождаются не в колонках, а в самой атмосфере комнаты прослушивания (лучшее свидетельство слаженности работы СЧ-драйвера и «пищалки»).

Воодушевленный таким началом, я решил выяснить, насколько широк эффективный динамический диапазон системы, и поставил CD c записью увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского. Процесс лавинообразного нарастания громкости отображался превосходно — лишь в финале, когда звуковая волна стала превращаться в волну ударную, чувствовалось, что колонки работают на пределе возможностей.

Ради чистоты эксперимента я установил в порты фазоинвертора штатные заглушки, тем самым смоделировав, как стали бы работать колонки, будучи размещены вплотную к задней стене. Эффект получился довольно интересный. Звучание лишилось частот ниже прибл. 70 Гц, зато мидбас стал очерчен более четко. (Рискну подтолкнуть к такому эксперименту желающих использовать KEF R300 в системе с сабвуфером). Впрочем, подавляющему большинству аудиофилов оригинальное звучание колонок понравится и без заглушек — своей раскованностью и умением реалистично играть музыку любого жанра.

Достоинства: значительная ширина звуковой сцены, отличная микродинамика

Недостатки: проигрыватель не читает аудиофайлы высокого разрешения

Официальный сайт: Primare CD22, Primare I22, KEF R300

Цена: Primare CD22 — 89 240 рублей, Primare I22 — 89 240 рублей, KEF R300 — 104 940 рублей

Паспортные данные

Проигрыватель Primare CD 22

Механизм: Asatech 8210.B01-02, Sanyo SF-P101N

ЦАП: Burr-Brown PCM1792 (24 бита/96 кГц)

Аналоговые выходы: несимметричный 2хRCA

Цифровые интерфейсы: S/PDIF, Toslink, USB

Служебные порты: RS-232, триггер 12 В

Масса: 10,5 кг

Габариты: 430х420х106 мм

Потребляемая мощность/Standby25/0,3 Вт

Усилитель Primare I22

Выходная мощность: 2х80 Вт (8 Ом), 2х160 Вт (4 Ом)

Аналоговые входы/выходы: 4/2

Масса: 10,0 кг

Габариты: 430х420х106 мм

Потребляемая мощность/Standby,19/0,3 Вт

Акустические системы KEF R300

Типпассивные, полочные

Акустическое оформление: фазоинвертор

Расположение порта: на задней стенке

Число полос: 3

Динамики: низкочастотник 165 мм, среднечастотник 125 мм, высокочастотник 25 мм

Частоты кроссовера: 500/2800 Гц

Подводимая мощность: 25-120 Вт

Чувствительность: 88 дБ

Номинальный импеданс: 8 Ом

Масса: 12,0 кг

Габариты: 385х210х345 мм

ТЕГИ:#Primare#KEF
75.31 дБ +

Комментарии

#
Повторяться не стану, скажу лишь, что ее специалисты ставят во главу угла качество звучания и удобство пользования — то, что сегодня модно называть эргономикой. Недаром дебютный продукт Primare, интегральный усилитель образца 1986 г., демонстрируется в копенгагенском музее индустриального искусства. Но я не удивлюсь, если там же когда-нибудь станут красоваться и эти модели, настолько совершенен их дизайн.

Насчет дизайна долго спорить не буду. По мне так не очень здорово, когда все стянуто к середине в куриную попку, я такое особо красивым назвать не могу, тем более совершенными по дизайну. Но хоть не совсем уродливо, и ладно на этом. Как я уже убедился, другие люди нередко считают красивыми вещи, которые мне лично кажутся изуродованными дизайнером. Но принято говорить, что все сейчас в рот суют разные фломастеры. Так что я не эталон со своим вкусом. Но эргономика то где? Вот эти две пипочки - эргономика? Даже кнопки "пауза" нет! И хода назад тоже нету, не говоря уже о выборе по треку. Большинство наверное скажет, что и этого хватит. Да и вообще можно обойтись одной кнопкой на все, по диогеновски. Есть пульт, в конце концов. Но причин особо хвалиться "удобством пользования" не вижу никаких. Порт USB на задней панели, и FLAC не понимает - что тут эргономичного? Усилитель - нет выхода на наушники (типично). Итог: удобство пользования принесли в жертву требованиям принятого когда-то дизайнерского стиля. Так что глава угла забыта на 50% минимум.

- 61.46 дБ +
#
Даже кнопки "пауза" нет! И хода назад тоже нету, не говоря уже о выборе по треку.

Я ни разу на своем плеере ни нажимал ничего рукой. Только пультом ДУ управлял.


- 61.46 дБ +
#
Только пультом ДУ управлял.

Помню в 90е в какой-то мурзилке в тесте участвовал усилитель малоизвестной итальянской фирмы. Там по моему (давно уже было) только светодиодик питания и ИК-приемник пульта на морде были. Остальное - с него, родимого. "Удобство пользования" уже в абсолюте. На что автор статьи написал от души: "потеряете пульт, и труп". Потому что найти замену скорее всего будет почти невозможно.

- 50 дБ +
#

Знаете, я вот сижу на работе и слушаю музыку с плеера, от которого нет пульта. На морде все есть, и каждый раз когда я встаю и иду менять диск - я думаю о том, что надо бы протянуть кабель от компьютера до усилителя... Усилитель пульта не имеет в принципе и регулировка громкости также подбешивает порой - когда в телефон позвонят или еще чего произойдет.

- 50 дБ +
#
На морде все есть

Тут дело немного в другом. Если большая часть функций реализована только на пульте или в смартфоне, а на морде нету, часто бывает необходимо срочно что-то сделать, а пульт или смартфон куда-то завалились, под плед или в какую-то щель. Надо бы сделать паузу или mute, а никак, это на пульте только. Приходится рыться и нервничать или вообще останавливать все. Это весьма неудобно. Еще тупее ситуация, когда с морды можно только включить или отключить питание, а спать и просыпаться только с пульта. Вот у меня так дома. При этом этот осел через 8 часов вне зависимости от всего отключается и засыпает. Разбудить можно только с пульта. Разработчики хорошо подумали об удобстве для пользователя. В первый раз было внезапно, сидел, слушал и вдруг тишина, усилитель заснул. Так как я запрограммировал уже для управления универсальный пульт, а там такой кнопки не было тогда, пришлось срочно искать комплектный пульт и вставлять батарейки. Хорошо, эта функция самозасыпания через 8 часов отключаемая. Но если сеть 220 пропадает надолго, усилитель эту настройку забывает и опять начинает засыпать неожиданно, по умолчанию отключение задействовано. Интересно, что инструкция по эксплуатации не содержит описания этой внезапной сонливости, и как ее вырубить, это шло в комплекте на отдельном листочке, его еще не потерять надо. Все продумано! Причем на листочке написано, что авто гебернация по умолчанию должна быть выключена. В следующей серии этих усилителей уже переделали на отключение при отсутствии сигнала с входа через 30 минут, видимо, узнали про себя много хорошего.

- 50 дБ +
#

Эта проблема сплошь и рядом- возьмите любой CD или DVD плейер. Не дай Бог потерять эту "волшебную палочку"!

- 50 дБ +
#

про бренд RTI никогда не слышали?

- 50 дБ +
#

Нет.

- 50 дБ +
#

тогда уж что то из недорогого URC или Logitech

- 50 дБ +
#
Эта проблема сплошь и рядом

Можно купить программируемый пульт, их много. И вообще, во всех почти подобных ситуациях можно как-то выкрутиться, подключив инженерное мышление. Но дело в том, что покупая недешевый прибор за 1500$, хочется, чтобы в нем было все красиво и удобно, правда? И не надо было ломать голову, как вывести сигнал встроенного ЦАП на наушники и т.п.

- 50 дБ +
#

А я часто пользуюсь, типичная ситуация - телефонный звонок. Вместо того, чтобы одновременно пытаться понять откуда идет звук телефона и где лежит пульт проигрывателя - можно просто щелкнуть паузу на фасаде. Но даже в случае нахождения пульта своевременно встает проблема нахождения заветной кнопки, т.к. все эти горе-производители понятия не имеют об унификации. На Sherwood блок управления в нижнем ряду, все клавиши раздельные слева направо: пауза, стоп, плей. На Denon блок управления в верхней трети, клавиши совмещенные слева направо: трек назад, плей\пауза, трек вперед. На Sony и Vivitek клавиши управления чуть ниже центра экрана и тоже по своему, кнопка выключения аппарата в правом верхнем углу, у ранее перечисленных брендов в левом верхнем углу. Как это можно запомнить, имея дома с десяток пультов? Попадание по кнопке на фасаде безошибочный вариант :-)

- 50 дБ +
#

Ситуация еще более интересная при выводе сигнала с компьютера на ЦАП. Ни один софтовый плеер не комплектуется ИК пультом, и очень мало где есть комплектное приложение для гаджета. А всего-то надо три кнопки чаще всего: "плей/пауза", "вперед" и "назад". И никак. У себя я как-то приладил приложение стороннего разработчика, которое устанавливается только на гаджеты Apple. У меня для этого iPod Touch. Как бы ни расхваливали фанаты Apple, я уже полностью убедился, какой он идиот. Во первых, не отключить скрин сэйвер с защитой от нажатия, чтобы он потом затемнял экран, не затемняет и светится круглые сутки, баран. А чтобы нажать паузу в приложении, например звонок, или кто-то хочет что-то спросить срочно, приходится долго ловить где провести по экрану и снять защиту, потом ловить кнопку паузы, она еще бывает и не нажимается сразу после того, как сэйвер убрали, потому что в этом случае приложение обновляет соединение, потом только разрешает что-то сделать, это занимает ощутимое время. Ситуация дебильная: кто-то пришел задать секундный вопрос, а ты полминуты или минуту возишься с "пультом", чтобы остановить музыку. Иногда при этом соединение теряется, и паузу не нажать никак. Раньше я все валил на роутер, но как я потом убедился, идиот Apple теряет WiFi, и роутер тут ни при чем. При этом само соединение в настройках есть, и связь на вид хорошая, но на деле iPod никого не видит в сети. Переподключение на другую точку WiFi (у меня их две) ничего не меняет, связь не восстанавливается. Помогает полное выключение устройства и повторное включение - сразу все появляется.

- 50 дБ +
#

Та самая волшебная палочка, хоть и не дешевая!

- 50 дБ +
#

Солидная стойка, мечта многих меломанов и цена демократичная...

- 50 дБ +
#

А вы знаете, сегодня с утра я в почту получил ответ от производителя касательно комментариев о достаточности / недостаточности органов управления на передней панели данного CD плеера. Терри Медален, интервью с которым было опубликовано в прошлом году - http://stereo.ru/to/bpbip-terr... - оказывается читает Стерео.Ру (спасибо гуглтранслейту) и вот его ответ по поводу достаточности кнопок:

"The front panel controls offer full functionality, with a clean and elegant design

distinctive of the best Scandinavian design = form and function.

See below from the owners manual:

Stop/Open
When the disc is playing: pauses the disc.

When the disc is paused: stops the disc.

Press and hold: opens or closes the CD tray.

Play/Skip

When the disc is stopped: plays the disc.

When the disc is playing: skips to the next track.

Press and hold: skips back through the tracks."

Переводя на русский :


С передней панели можно полностью управлять аппаратом при сохранении лаконичного Скандинавского дизайна - комбинации внешнего вида и функциональности. Из инструкции по эксплуатации можно понять что:

Кнопка Stop/Open работает:

- Если диск воспроизводится - пауза

- Если диск на паузе - стоп

- Удержание кнопки - открытие лотка

Кнопка Play/Skip:

- Если диск не воспроизводится - воспроизведение

- Если диск воспроизводится - следующий трек

- Удержание кнопки - назад к предыдущим трекам.

- 63.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.