JRiver Media Center: маленькие военные хитрости

JRiver Media Center: маленькие военные хитрости

Те, кто уже перешел на файловый контент с оптического носителя, используют тот или иной программный проигрыватель в сочетании со звуковой картой или внешним ЦАПом. Чаще всего российские меломаны предпочитают Foobar 2000, главным образом потому, что он бесплатный. Но хоть раз испробовавшим плеер JRiver Media Center, становится понятно, что в плане удобства он отличается от Foobar примерно так же, как средняя иномарка с полным «фаршем» от Renault Logan. В JRiver настраивается, кажется, абсолютно все. Но как у всякой неплохой иномарки, у JRiver имеется ряд замеченных особенностей и недоработок. И как часто случается, некоторые удобные возможности программы глубоко запрятаны.

Вводный инструктаж

Мы не будем рассматривать использование JRiver для видео, хотя он это умеет, а остановимся только на аудио. Также не будем сравнивать звук разных проигрывателей. Это вопрос долгого спора, и у многих его постановка вызывает сомнение: а почему различия вообще должны иметь место? Но можно уверенно сказать, что звук JRiver обеспечивает качественный. По этой причине ведущие производители аудио аппаратуры топовой ценовой категории приводят в руководствах описания настроек для своих аппаратов именно для JRiver.

Да, JRiver Media Center — продукт платный. Но цена JRiver MC в 49,98$, по-моему, очень небольшая даже для не слишком обеспеченного любителя музыки. За эту сумму вы получаете качественный продукт, полное регулярное обновление, что иногда недоступно в пиратских взломанных копиях, и возможность выбора версии для Windows, Mac или Linux.

Полная версия для установки под любую ОС стоит сейчас 69.98$ (со скидкой). Оплатить можно банковской картой или через PayPal, в случае утери зарегистрированной копии или смене компьютера регистрацию можно и достаточно несложно восстановить через сайт. Текущая основная версия JRiver MC сейчас имеет индекс 22.

Общие вопросы и борьба с прерывистым звуком

В рекомендуемых системных требованиях к JRiver Media Center можно прочитать такое, что способно несколько обескуражить. Например, требуется процессор не ниже Intel Core i7 и видеоадаптер как для любителя компьютерных игр. Могу сразу успокоить: проигрыватель прекрасно справляется с воспроизведением аудио и на бюджетном Celeron, на плате со встроенным видеоадаптером, а такие возможности компьютера понадобятся, скорее всего, только для HD видео.

С точки зрения стабильности проигрыватель написан абсолютно правильно. Музыка декодируется из файла и отправляется в поток отдельной нитью или процессом, скорее всего, с высоким приоритетом выполнения, и даже при зависании самой среды программы воспроизведение не прерывается. Тем не менее одновременное использование других программ, требующих больших затрат процессорного времени, может привести к досадным прерываниям звука, как это бывает с потоком аудио или видео из Интернета, если сервер перегружен. Тут хоть как плеер разрабатывай, но для браузера Google Chrome тоже используются технологии занятия процессорного времени с высоким приоритетом. И если он в момент вашего наслаждения музыкой будет декодировать страницу, забитую всякими скриптами, видео, движущейся рекламой и прочими визуальными эффектами, он просто может занять все процессорное время под свои задачи и не отдать вовремя ресурсы плееру.

Поэтому если вам неприятен прерывистый звук, лучше в момент прослушивания не запускать тяжелые задачи или придется приобретать мощный процессор. Разумной идеей будет выделить для аудио отдельный компьютер (при этом он может быть не самым мощным и дорогим).

Самый неприятный момент может наступить, если у вас кроме проигрывателя на компьютере ничего больше не запущено, а воспроизведение все равно иногда прерывается. В этом случае обычно сразу начинают грешить на ЦАП, кабель USB, даже на то, что у жесткого диска с аудио файлами скорость вращения 5400 об/мин, а не 7200. Не спешите делать подобные выводы. JRiver MC — все же требовательная к ресурсам программа, возможно, более требовательная, чем Foobar. И мешать ей может какой-то процесс в операционной системе в момент воспроизведения.

Судя по тексту поддержки в Wiki JRiver, наибольшей взаимной нелюбовью проигрыватель отличается к наличию резидентного антивируса, особенно Антивируса Касперского. Видимо, в лаборатории Касперского решили, что звуковой поток тоже может быть заражен опасными вирусами, и его при прослушивании обязательно надо проверить. Так или иначе, если деинсталлировать или хотя бы отключать в момент прослушивания антивирус, звук может перестать прерываться совсем. Также посмотрите, какие резидентные задачи (не особенно нужные) могут в том числе загружать процессор не вовремя, и постарайтесь их отключить или удалить.

Несколько слов о драйвере Intel Rapid Storage Technology (RST). О каких-либо проблемах с данными, которые может вызвать установка этого драйвера, я не слышал. Он достаточно стабилен, и кажется, что с ним обмен с дисками идет чуть быстрее. Но для каждого представления жесткого диска в операционной системе он эмулирует режим SCSI. Видимо, это может иногда вызвать всплески активности по занятию процессорного времени, также замечено, что число случаев прерываний звука с использованием этого драйвера возрастает. Если для работы он вам не нужен, удалите его или не устанавливайте — и без него все функционирует достаточно быстро.

Интересным системным требованием к JRiver MC является использование SSD в качестве загрузочного системного диска, где установлен проигрыватель. Это может показаться странным, но скорость чтения данных у SSD любого типа, даже самого дешевого, намного выше, чем у обычного HDD, а это критично для динамической загрузки библиотек проигрывателя в момент работы. Практика показывает, что использование SSD как загрузочного диска дает хорошие результаты в борьбе с прерывистым звуком.

Режим «Только аудио»

Если вы не собираетесь использовать JRiver MC ни для чего, кроме воспроизведения аудио, удобно сразу одним движением убрать настройки и элементы управления, которые к этому не относятся. Делается это из пункта главного меню «Вид» — «Режим только аудио».

До этого в пункте «Инструменты» — «Язык» (“Tools” — “Language”) был выбран русский язык (Russian).

Отключение назойливой стартовой страницы после загрузки

После загрузки проигрыватель по умолчанию показывает стартовую страницу JRiver. Это может ничем не мешать, но при загрузке страница лезет в Интернет, «пробует на зуб» Фейсбук и другие сервисы, что может замедлять загрузку или раздражать подергиванием в ее процессе. Замечено, что при установке некоторых критичных обновлений безопасности Windows 7 при загрузке страницы возможно появление сообщений об ошибке сертификата, которые никак не отключить: указанный в сообщении сертификат — действующий. Это может быть исправлено сменой среды загрузки страницы в настройках проигрывателя на Chromium с Internet Explorer по умолчанию («Инструменты» — «Параметры» — «Дерево и вид» — «Ядро браузера»), в ней эта ошибка не возникает, но Chromium работает заметно медленнее. Поэтому целесообразнее вообще отключить загрузку этой страницы, она никакой пользы не несет. Это возможно сделать в настройках «Инструменты» — «Параметры» — «Запуск» — «Место».

В выпадающем меню из «Старт» можно поменять на «Аудио» или «Играет сейчас», после этого стартовая страница больше загружаться не будет.

Реабилитация незаслуженно удаленных файлов

В процессе эксплуатации разных версий JRiver был замечен досадный баг. Неизвестно, у всех ли, и в каких версиях он проявляется, а в каких нет. Но, похоже, он кочует из версии в версию, и исправлять его никто не собирается. Вы тоже можете с ним столкнуться. После заполнения в дереве библиотеки можно выбрать отдельный альбом или трек, потом из popup-меню выбрать «Удалить». При этом сам альбом с диска физически не удаляется, он просто запоминается как удаленный, и впоследствии игнорируется автоимпортом.

Замечено, что некоторые треки или альбомы целиком проигрыватель игнорирует, как будто они были удалены, хотя их никто не удалял. Почему он так считает, совершенно неизвестно. Результат автоимпорта об этом не сообщает, если его инициировать вручную. При этом вы можете просто не увидеть 10-15% своей фонотеки. Даже если вы вручную добавите альбом или трек, он потом снова исчезнет из списка при работе автоимпорта. К счастью, существует возможность исключить игнорирование удаленных из библиотеки файлов и треков. Для этого надо зайти в настройку автоимпорта библиотеки («Инструменты» — «Параметры» — «Библиотека» — «…Настроить авто импорт…» или «Инструменты» — «Импортировать» — «Настроить Авто-Импорт») и снять галочку «Игнорировать файлы ранее удаленные из библиотеки».

При этом вы лишаетесь возможности пользоваться операцией «Удалить», но практика показывает, что делать так нежелательно. Проигрыватель хранит информацию о списке удаленных в файле специального формата, и вручную его отредактировать нельзя. И если потом вы захотите вернуть удаленное в библиотеку, чтобы оно снова отображалось в списке, сделать это будет невозможно. Если вы хотите удалить что-то из фонотеки, навсегда или на время, лучше удалите это физически на диске или переместите в другой каталог, на который не настроен автоимпорт. Спустя какое-то время запись сама исчезнет из списка. Советуем убрать указанную галочку (ее также называют «флаг»), даже если вы не заметили, что чего-то не хватает. Проблемы появятся позже, особенно в случае, если фонотека обширная.

Отображение времени до конца воспроизведения альбома

Удобно бывает узнать, сколько еще осталось до конца альбома, а не отдельного трека. Такая возможность есть, хотя и отключена по умолчанию. Включить ее можно, кликнув правой клавишей мышки в верхнем информационном окошке проигрывателя и выбрав пункт popup-меню «Настройка Экрана…». Далее в поле «Статус» необходимо также нажать правую клавишу мыши и в меню выбрать «Добавить переменную» — «Playlist Remaining Time». Переменная добавится туда, где установлен курсор.

После вставки поле можно отредактировать как в обычном редакторе, добавить необходимые вам символы-ограничители и т.п. Ненужные переменные и поля вывода можно просто удалить, чтобы не перегружать информационную строку.

Файлы плейлистов и файл индексной карты .CUE

Проигрыватель JRiver не нуждается в наличии специальных плейлистов в случае отдельных треков, каждый из которых — отдельный файл. Все из каталога считается альбомом, названия будут взяты из тегов самих файлов. Поэтому их наличие, как и файла индексной карты .CUE, не обязательно, если альбом уже и так разбит на треки. Напротив, наличие лишних информационных файлов только мешает работе автоимпорта, заставляя обрабатывать ненужную информацию, часто противоречивую по разным файлам и тегам.

Нередко в плейлистах и файле индексной карты (особенно в последнем) содержатся ошибки. Исключением является только случай, когда в тегах аудио файлов не содержится информация об исполнителе, альбоме, названии трека, например, это формат .WAV. В остальных случаях раздельных файлов-треков альбома эти плейлисты и файл индексной карты лучше не держать в каталоге альбома. Если их оставить, трагедии не произойдет, но и автоимпорт будет работать дольше.

Совершенно другая ситуация складывается, если файл индексной карты .CUE прилагается к единому аудио файлу и служит для информации о разбиении не треки. В этом случае этот файл необходим в обязательном порядке, иначе в списке треков вы увидите один трек с минимумом информации. JRiver MC умеет автоматически распознавать файл .CUE и применять его к аудиофайлу, чтобы треки отображались корректно.

Но есть ряд тонкостей. Во-первых, файл индексной карты должен находиться в том же каталоге, что и аудио файл, и желательно до расширения называться так же. Во-вторых, до момента помещения каталога с такими файлами следует внимательно просмотреть файл индексной карты .CUE на предмет наличия видимых ошибок, что встречается очень часто. JRiver очень критично относится к ошибкам в файле индексной карты, и если вы внесете аудофайл с ошибочным описанием, могут возникнуть проблемы. Файл .CUE — обычный текстовый файл и может быть открыт в любом редакторе. Он имеет несложный, интуитивно понятный формат. К сожалению, часто в имени основного аудио файла указывается неверное расширение или само имя файла указано с ошибкой. Надо смотреть тэг FILE, вот наиболее типичная ситуация:

FILE Artist_Album.wav WAVE

А Ваш аудио файл называется Artist_Album.flac. Нужно просто вставить нужное расширение и сохранить изменения:

FILE Artist_Album.flac WAVE

Иногда имя аудио файла в этом тэге вообще не совпадает с реальным. Еще бывает проблема с символами национальных алфавитов. Буквы с тильдами, черточками, волнистыми линями, длинные тире, не те запятые и апострофы, внешне почти неотличимые — все это в файле индексной карты может быть заменено на похожие внешне английские буквы и знаки препинания, или их вообще не будет. Это приведет к тому, что файл индексной карты не будет распознан корректно. В этом случае правильно, например, скопировать имя файла из Проводника и вставить в тэг вместо написанного. Я на всякий случай всегда удаляю или заменяю все буквы национальных алфавитов, кроме русского, и подозрительные знаки препинания из имен файлов и в строке файла индексной карты. Помогает во всех случаях.

Совсем экзотическая и редкая ситуация, если файл индексной карты представлен в кодировке Unicode. Такое, вероятно, случается, если он создан программой под Linux. В редакторе это видно — как каждая буква читается, но от соседней отделена пробелом. Я не проверял, распознает ли JRiver под Windows файл .CUE в такой кодировке, но потенциально это может быть проблемой. Поэтому рекомендую сразу проделать следующую простую операцию. Расширение этого файла .CUE измените на .TXT, затем откройте в программе «Блокнот». Текст будет распознан нормально, без лишних символов, выделите его целиком и скопируйте в буфер обмена.

Создайте пустой файл, например, в том же «Блокноте», вставьте в него содержимое буфера. Скопируйте имя открытого ранее бывшего .CUE файла, измените расширение обратно на .CUE и сохраните новый файл под этим именем. Он сохранится уже в кодировке Windows, установленной по умолчанию. Удалите старый файл с расширением .TXT и проверьте, что новый файл индексной карты при открытии не содержит кодировки Unicode.

Некоторые слишком «умные» редакторы распознают такую кодировку молча, ничего не сообщая. Поэтому в них вы не увидите, что текст в Unicode. Я рекомендую просматривать файлы .CUE примитивным редактором, который не понимает эту кодировку. Продвинутые пользователи могут использовать профессиональные редакторы текста, отображающие кодировку, и, насколько мне известно, некоторые из них позволяют поменять кодировку одним движением, без сложных манипуляций.

Случается и так, что вы пропустили такой файл .CUE с ошибкой, после чего он некорректно был распознан проигрывателем. Вы исправили файл индексной карты, но это не помогает. JRiver упорно его «не видит», отображая одну строку вместо списка треков. В этом случае можно попытаться загрузить файл индексной карты из меню «Файл» — «Импортировать плейлист».

Есть вероятность, что проигрыватель распознает исправление и отобразит правильный список треков. Но чаще всего отображается и список треков, и сама строчка с именем аудио файла. При воспроизведении сначала будет отыгран список треков, затем файл целиком опять. При этом применение операции «Удалить», потом новый импорт, не дают никаких результатов.

Проигрыватель помнит, что такое у него уже было в библиотеке и снова показывает все так же неправильно. Самый простой способ исправить ситуацию — переименовать каталог с альбомом. Но это не всегда помогает: JRiver может применить искусственный интеллект не по делу и опять распознать альбом неправильно. Разумнее поступить так: скопировать каталог с альбомом в то же место рядом, чуть поменяв имя. Подождать, пока он импортируется в список, а в этом случае почти гарантированно он будет отображаться правильно, затем уже удалить исходный каталог с бывшей ошибкой. Если вы очень хотите, чтобы имя каталога не менялось, например, ведете свой реестр с правилами именования, можно попробовать поменять имена файлов (единственное, делать это надо где-нибудь в другом каталоге, который не виден автоимпортом). При этом менять надо имя в трех местах: сам аудиофайл, файл индексной карты и имя аудиофайла в тэге файла индексной карты.

После этого возвращаем на место, и есть большая вероятность, что все распознается корректно. Но не забудьте про старые файлы, где была ошибка: до этого их надо удалить из области автоимпорта во избежание путаницы. Как вариант, можно разрезать единый аудиофайл на треки в соответствии с файлом .CUE программой типа Medieval CUE Splitter (загрузить), программа бесплатная. В этом случае подобной проблемы возникнуть не должно.

Сохранение и восстановление библиотеки при переносе проигрывателя

Переносить настройки всегда скучно, а настраивать повторно при смене системы еще скучнее. JRiver предоставляет возможность сохранить состояние библиотеки в виде архивного файла (сами аудио файлы в него не попадут, только импортированная информация о них). Это может оказаться полезным, если конфигурация хранилища фонотеки не меняется, а меняется только версия проигрывателя или весь системный диск вместе с проигрывателем. Начальное внесение фонотеки в пустую еще библиотеку занимает немало времени, особенно если фонотека обширная.

Если вы не восстанавливаете системный диск из бэкапа, а все устанавливаете заново, это может заметно ускорить процесс. Кроме того, в файле запоминаются и все настройки интерфейса, которые вы делали, что еще более ускорит восстановление. Возможен перенос библиотеки и настроек в старшую версию JRiver MC, совместимость сохраняется. Для этого необходимо сохранить содержимое библиотеки в файл на диске, который не будет затронут сменой или стиранием. Эта возможность доступна в неожиданном месте: в дереве списка надо выбрать «Играет сейчас» — «Воспроизведение из Main Library» — «Main Library» (если вы не создавали еще одну библиотеку, что тоже возможно). Туда же можно попасть из меню «Файл» — «Библиотека» — «Менеджер библиотеки» — «Main Library».

Нажатием кнопки «Сохранить Библиотеку…» можно выбрать место и сохранить туда файл с информацией библиотеки. Файл имеет расширение .ZIP. В каталоге настроек программы JRiver сам сохраняет при каждом изменении такие файлы, но искать их долго, проще создать так. После переноса проигрывателя необходимо войти туда же и нажать «Восстановить Библиотеку…». Все файлы, найденные ранее импортом, появятся в списке, и восстановятся настройки интерфейса.

Очистка содержимого библиотеки

Иногда, тяжело вздохнув, приходится начинать жить заново. Например, вы нашли на диске слишком много ошибок в файлах индексной карты .CUE, исправили, а возиться с исправлением в списке проигрывателя описанным выше способом кажется слишком долгим и мучительным. В этом случае поможет очистка библиотеки и повторный автоимпорт с нуля. Правда, в этом случае теряются все настройки интерфейса и библиотеки, это минус. Зато не будет стерт ни один физический файл с диска, и это плюс. По меню это интуитивно не понятно, но перед выполнением операции проигрыватель выводит сообщение с подтверждением, что ничего лишнего не удалит без вашего согласия. Операция очистки библиотеки доступна в том же месте, «Играет сейчас» — «Воспроизведение из Main Library» — «Main Library». Нажимать кнопку «Очистить библиотеку…».

Зато после выполненных заново настроек и автоимпорта все ошибки, вызывавшие проблемы ранее, наверняка исчезнут, и жизнь засияет новыми красками.

На этом пока все. Приятного прослушивания!

ТЕГИ:#JRiver#CUE
73.8 дБ +

Комментарии

#
Судя по тексту поддержки в Wiki JRiver, наибольшей взаимной нелюбовью проигрыватель отличается к наличию резидентного антивируса, особенно Антивируса Касперского. Видимо, в лаборатории Касперского решили, что звуковой поток тоже может быть заражен опасными вирусами, и его при прослушивании обязательно надо проверить.

На данном антивирусе в настройках легко задать исключения и подробно указать, куда и в какую деятельность не стоит вмешиваться...

- 50 дБ +
#

Все равно он зараза что-то все время делает. Полностью остановить его рвение чаще всего удается только выгрузив резидентную часть из памяти.

- 50 дБ +
#

Не хватает совета добавлять альбом вручную как в фубаре и не париться с прихотями автоимпорта

- 50 дБ +
#

Это если добавляется за раз 1-2 альбома, а если пара десятков, это уже муторно. К тому же при ручном добавлении альбома одним звуковым файлом сопутствующий файл .cue не добавляется, его надо добавлять отдельно, я описал как. Это еще займет время, и иногда не еще и срабатывает.

- 50 дБ +
#

а зачем хранить музыку одним файлом, а не потреково?

это еще хуже, чем держать музыку на компакт-диске ))



- 53.01 дБ +
#

вот точно! Этот вопрос меня постоянно мучает:) кто придумал эти куи?) И на какой куй, т.е зачем?

- 53.01 дБ +
#

ну понятно что когда-то это была индексная карта для сд-рекордера, но сейчас зачем оно надо?

- 50 дБ +
#

Насколько я знаю, многие самодельщики лепят такие файлы, потом делятся с ближними. Нарезать их можно, я описал один способ, но это занимает время. Поэтому дебаты про распознавание файла .cue идут постоянно на всех форумах про цифровой звук. Но на платных сайтах лицензионный контент, по моему, сразу разбит на треки.

- 50 дБ +
#

На HDtracks.com точно на 100% все разбито на треки. Покупал музыку там не раз.

- 50 дБ +
#

На bandcamp тоже самое. И никаких плейлистов в комплект, только cover.jpg. Все очень аскетично:))

- 50 дБ +
#

нарезаются элементарно в фубаре и потом вся эта самодеятельность вытирается нафиг вместе с cue-ями

- 50 дБ +
#

Забодает нарезать, они прут десятками постоянно. Битый .cue - только давно такие массой шли, сейчас 1 из 100 или реже. Проверил, что все ок и не надо шевелить больше тентаклями. С другой стороны, чаще достает пристрастие к Linuix-typed названиям файлов треков: artist.artist.artist-album.album.album-track.track.track.1999 или Album_Album_-_TRack_Track_-_2999. Меня это бесит, потому что кажется кучкой птичьего помета, устаю переименовывать. Еще там если что-то длинное, feat кого-нибудь, и 100 треков в альбоме, это занимает реально много времени. Еще нарезать - сплошная работа, никаких праздников.

- 50 дБ +
#

и переименовывать не надо

фубар синхронизируется с базой discogs и прописывает правильные теги

также в нем и задается вид порезанного файла - номер заглавие итд

- 50 дБ +
#

Да теги то правильные, меня эти имена файлов раздражают. Выглядит как грязь, а я грязь в своей фонотеке не люблю. Можно было так оставить, мне это просто не нравится. Но таких тоже не так много, в общем то. Эти просто от тех, кто мозгом верхней головы уже совсем уехали в свой PHP и Java с XML. Длинных единых файлов в разы больше попадается.

- 50 дБ +
#

Оказывается у Discogs есть API для сторонних приложений. Круто. А freedb больше не используется?

- 50 дБ +
#

Я раньше держал все как образ + куй, но теперь это вообще не имеет смысла. Вот просто напрочь. Посему при наличии куя режу образ фубаром на треки а потом уже импортирую в JRiver. Для Jriver это лучше, потому что если есть плейлисты, содержашие ОТДЕЛЬНЫЕ треки из ОБРАЗОВ - Jriver может с катушек слететь при некторых операциях.

- 50 дБ +
#

Если правильно все сделать, ничего не слетает. У меня не слетает, хотя наверное 30% фонотеки таких альбомов, терабайт или больше. Резать можно, но лень, так в разы меньше времени тратится.

- 50 дБ +
#

Пример: допустим есть плей лист с треками из образов. Если я захочу этот плей лист перекодировать в мп3 для мобильного устройства - JRiver вытащит ВСЕ треки из альбомов, хранящихся в виде образов, а не только те, что плейлисте. Куй в полном порядке при этом.

- 50 дБ +
#

Не совсем понял. У Вас есть набор треков одного альбома. Вы хотите их записать в виде mp3. Они отображаются в списке из отдельных файлов или из единого файла по кую. Так и запишется потреково. Остальные плейлисты как я видел игнорируются, если есть файлы, в них не вошедшие.

- 50 дБ +
#

Играть будет идеально, если установить и включить Fidelizer в режиме Xtreme, привязав в настройках к J River ( у меня с 21 версией нет проблем))))

- 50 дБ +
#

мне 19 версия показалось более нежно звучащей

- 50 дБ +
#

Иные считают, что аудиофильнее чем Media Center 12.0.534 зверя нет )))

- 50 дБ +
#

Не удобная программа. Перегруженная функциями и со средненьким интерфейсом. Капризная местами - иногда затыки не получается победить даже при очень тщательном изучении системы и процессов, и это может проявляться на разных операционках даже при том что ничего лишнего не запущено, все настроено, а железо компьютерное в своем составе содержит и SSD на PCI и Xeon в виде процессора (а то и двух) и видео (которое действительно для аудио-функций не нужно) немногим послабее Титана. С удаленным управлением с планшета или телефона тоже получается совсем не удобно. Отдельно можно сказать о большом плюсе в версии для Mac - всеядность и мультиформатность. Но даже при этом плюсе лично мой выбор - Audirvana. Цены сопоставимые, гибкости и универсальности у Audirvana в случае интеграции с тунцовой оболочкой меньше, но пользоваться на порядок удобнее.

- 57.78 дБ +
#
Но даже при этом плюсе лично мой выбор - Audirvana.

Наверное, да, Audirvana - настоящий аудиофильский плеер №1. Но версии для Windows почему-то нет, только для Mac. Ноутбуки MacBook конечно неплохие машины, особенно для звука, но за сопоставимую конфигурацию придется заплатить заметно больше, чем с Windows, и у них встроенный жесткий диск обычно ни о чем по размеру. Про настольные компьютеры Mac я уж промолчу, кому интересно - посмотрите ценник. Короче - хорошо, но затратно и неудобно. Меломану с тощим кошельком только облизаться, для него JRiver намного доступнее во всем, его можно поставить на компьютер с любой конфигурацией дисковой системы, хоть 3 х 10 терабайт. Mac такой гибкости не даст, и при этом стоить будет, как космический корабль. Если бы была версия Audirvana под Windows, я бы наверное купил лучше ее, а так увы.

иногда затыки не получается победить даже при очень тщательном изучении системы и процессов

Я сейчас полностью победил затыки описанными способами. И процессор у меня не Xeon, а Celeron. Давно уже не фиксировал прерывания звука. Да и если случится, один затык в несколько месяцев - не повод для расстройства. И под Foobar они у меня точно так же случались. Видимо, сам Windows регулярно мешает своими внутренними делами.

С удаленным управлением с планшета или телефона тоже получается совсем не удобно.

Я использую стороннюю программу Monkey Mote, она бывает в версии Lite - бесплатная, и полная - с большими возможностями, но за деньги. Правда, ей нужен гаджет Apple, но это все таки не MacBook по цене, можно попроще что взять, у меня iPod Touch. С iPad тоже работать будет. Сейчас все не могу дождаться с Али ИК-пульт для компьютера, с него еще проще управлять, хотя конечно и не так красиво.

Не удобная программа. Перегруженная функциями и со средненьким интерфейсом.

Да вроде все элементы управления воспроизведением в доступных местах. Интерфейс - конечно, кому что нравится, кому то вообще безоболочечный MPD под Linux милее всего сердцу. Но по моему JRiver много удобнее Foobar, мне лично так показалось. Не всем нравится минимализм.

- 59.03 дБ +
#

J River и звучит интереснее, чем аудиофильская сборка от Foobar, на мой взгляд.

- 50 дБ +
#

Однозначно!!! Я перепробовал наверное,все, что есть для винды,нет лучше j river, у мая сейчас обновился до 22,в меню написано,что 23 активно разрабатывают,а сети уже сперли 23, и с кряком предлагают.

- 50 дБ +
#

Так получилось, что сразу наткнулся на Audirvana и начал использовать её, поэтому очень удивлен, что в современном мире с другими программами есть какие-то сложности. И никак не могу понять, почему межблочники за 100 000 это дешево, а Mac Mini за 35 000 в качестве прекрасного плеера для ЦАП - это дорого. Нет, люди будут выискивать нюансы в звучании кабелей, но готовы мириться с прерываниями звука!

- 50 дБ +
#

На Маке, я подозреваю, но не проверял, с прерываниями звука лучше ситуация, но с использованием самого Мака есть сложности, я их описал выше.

- 50 дБ +
#

Никаких прерываний на Mac Mini при воспроизведении никогда не замечал, ни на iTunes, ни на Audirvana. Система и программы стоят на внутреннем SSD, часть музыки хранится на внутреннем 1TB HDD 5400 rpm, часть на сетевом 3TB в Time Capsule. Более того, ничего не прерывается, даже если в момент прослушивания на этот же сетевой диск начинает автоматически делаться резервная копия. В Audirvana можно поставить галочку, чтобы по время воспроизведения резервные копии данных на MAC не делались (стандартно они делаются раз в час). Также Audirvana позволяет отключить программную регулировку громкости, автоматически переключает настройки ЦАП (разрядность, частоту дискретизации) в соответствии с воспроизводимым файлом, воспроизводит музыку с Tidal также как и с локальных дисков и добавляет в один плейлист. А для планшета есть отличное приложение, позволяющее управлять Audirvana сидя на диване. И всё это "из коробки" без каких либо танцев с бубном. Поэтому не вижу никаких сложностей с использованием Mac Mini. А купить его можно за 35 000 руб. Да и встроенный ИК приемник имеется и работает с любым ИК пультом Apple.

- 50 дБ +
#
Система и программы стоят на внутреннем SSD, часть музыки хранится на внутреннем 1TB HDD 5400 rpm, часть на сетевом 3TB в Time Capsule.

Вот видите, какие у Вас сложности с размещением фонотеки. А почему? В Mac mini это все не помещается. У меня, например, фонотека уже давно выехала за 4.5 Тб, и продолжает расти. Есть люди, у которых за 32 Тб выехала. И удобно, когда все в одном месте, а не по кускам разбросано по разным местам. Просто, удобно, и навести порядок легче в разы.

Более того, ничего не прерывается, даже если в момент прослушивания на этот же сетевой диск начинает автоматически делаться резервная копия.

У меня ничего никогда не прерывалось, даже если в этот момент что-то большое писать по сети на диск, с которого идет воспроизведение. Дело в другом, это внутренние тараканы Windows и сторонних резидентных программ. Зачем делать каждый час резервную копию, да еще на тот же жесткий диск, мне не понятно. Это маразм в MacBook часто ставит пользователя в тупик: вроде, ничего не стоит особо, а место уже кончилось. Я сам делаю резервную копию в совсем другое место, это не занимает много времени.

Также Audirvana позволяет отключить программную регулировку громкости, автоматически переключает настройки ЦАП (разрядность, частоту дискретизации) в соответствии с воспроизводимым файлом, воспроизводит музыку с Tidal также как и с локальных дисков и добавляет в один плейлист.

У меня программная громкость просто отключена по определению, поскольку воспроизведение идет через asio. ЦАП переключается сам, автоматически, ничего вручную переключать не надо. Такое есть и в других плеерах. Можно воспроизвести файл DSD, на лету конвертировав его в PCM, если ЦАП это не умеет сам. Последнее, с Tidal, конечно, любопытно, но большинству пользователей в нашей стране не интересно. Более того, iTunes свою музыку с Apple Music тянет в lossy формате, хотя и неплохом качестве по сравнению с mp3. Я и многие другие предпочитаем lossless.

Поэтому не вижу никаких сложностей с использованием Mac Mini. А купить его можно за 35 000 руб.

Разве в него (этот за 35 именно) можно воткнуть SSD как системный в дополнение к HDD вторым? По моему там один HDD 500 Гб и крышка.

- 46.99 дБ +
#

1. По сравнению с Вами, у меня совсем мало музыки. Но нет никаких проблем добавить разные диски (папки) в Audirvana, чтобы она синхронизировала всю музыку в них и выводила в одном интерфейсе. Тем более если нужно 32TB - то проще всего сетевое хранилище.

2. Вы не правильно поняли, резервная копия делается как раз на сетевой диск. Автоматически и вообще не заметно с точки зрения нагрузки на систему. Копируются только измененные файлы. Поэтому резервная информация растет не такими и большими темпами. Ежечасная копия удобна, чтобы не думать о том, когда ты последнюю копию делал. Причем пользовался я ею за 5 лет только пару раз и то не по вине системы, а по своей дурости мне надо было восстановить информацию. Но она, как говорится, карман не тянет.

3. Естественно речь идет только об lossless форматах. Никаких Apple Music! В Tidal можно зарегистрироваться за рубежом, а пользоваться спокойно в России. Я его использую в основном для ознакомления, то что нравится есть на CD или честно куплено в lossless.

4. Не скажу про новые модели, но в свой 12 года я поставил второй диск купив штатный комплект производителя, предназначенный специально для этих целей. Но даже если нельзя, то ничто не мешает заменить единственный HDD на SSD, а музыку хранить на сетевом или USB диске. Я не говорю, что с внешним USB диском это красивое решение - это я к тому, что кто хочет, тот может найти решение и на Mac за недорого.


- 53.01 дБ +
#
1. По сравнению с Вами, у меня совсем мало музыки.

Вот для таких это решение подходит.

Тем более если нужно 32TB - то проще всего сетевое хранилище.

Свои сложности и еще дороже.

2. Вы не правильно поняли, резервная копия делается как раз на сетевой диск.

Ну, можно и так, если вручную лень скопировать. А так в фонотеке у меня очень редко что-то меняется на уровне файлов, если только артистов целиком перекидываю на другой диск. Разве что ошибку найду. Но тут тоже проблема: сам напортачил, не заметил, бэкап обновился, и все, взять исходный вариант больше неоткуда. Еще сетевой диск постоянно на дежурстве держать...

4. Не скажу про новые модели, но в свой 12 года я поставил второй диск купив штатный комплект производителя, предназначенный специально для этих целей.

В моделях после 2014 года один sata разъем, нужен Mac Mini Dual Drive Kit или его аналог из Китая. Ну и бубен в комплекте идет, чтобы не скучно было упражняться. Сетевой или USB внешний диск на шнурке - некрасивое и не всегда удобное решение, и опять же - внешний HDD 3.5'' не бывает больше 2 ТБ в обычном виде. Приезжаем туда же, п. 1. А иначе нужен еще компьютер-сервер, это уже не 35 тыр, а раза в два-три больше. Проще сетевой плеер обустроить и NAS, и не городить такой огород с елками на основе Mac mini.

- 50 дБ +
#

У меня Mac Mini и сетевое хранилище существовало до того момента, когда я пришел к музыке. Работают они 24х7 без перерыва уже 5 лет. Используются под самого разного рода задачи.

Всегда можно найти условия, когда конкретное решение хуже, а когда лучше. В моем случае всех указанных Вами недостатков у Audirvana не существует, а значит нельзя о них так ультимативно утверждать, особенно (как Вы писали сами выше) не испробовав такое решение - вот что я хотел донести.

- 50 дБ +
#
Всегда можно найти условия, когда конкретное решение хуже, а когда лучше.

Ну, да, но также это верно наоборот, что Audirvana + Mac mini не подходят для всех случаев. А извините iMac - больше 100 тыр машинка. Есть еще другие решения, я описал просто одно из них, и нигде не утверждал, что оно самое лучшее для всех возможных ситуаций. Просто наверное 80-90% меломанов в России используют комп с какой-то звуковой картой, типа ASUS или Creative, а не с ЦАП, и под Windows, у них даже на Mac mini денег нет. На крайний случай ЦАП с Али, и это уже крутой HiFi.

- 53.01 дБ +
#

Нынешнее маковское железо вызывает массу разочарований, я уже много раз об этом писал. Но если что - железо под операционку можно и самостоятельно собрать - не самая сложная задача. И будет там столько дисков, сколько сочтете нужным поставить, и цена будет за железо самая обычная магазинная.

- 50 дБ +
#
Но если что - железо под операционку можно и самостоятельно собрать - не самая сложная задача.

Честно, не думал про такой вариант. И рынок не сканировал. А что, возможно из обычных деталей для ПК собрать комп для Мак ОС? Думаю, она побрезгует туда вставать, да и непонятно, откуда брать дистрибутив. Или надо какие-то специальные детали искать в специальных местах?

- 50 дБ +
#

Пользуясь, случаем, хочу выразить большую личную благодарность Красыльниковой Катерине, она реально помогает сделать этот сайт лучше и интереснее!


- 61.46 дБ +
#

Ай спасибо!!! ;)

Пишите интересные материалы, а с редакцией, с оформлением и прочими штучками я помогу ;)

- 53.01 дБ +
#

Мое мнение слушать качественную музыку через комп это извращение.. Только на железных проигрывателях..:-)

- 56.02 дБ +
#

для таких славных реплик у меня всегда встречный вопрос - на чем вашу качественную музыку слушают (по очереди): в студии звукозаписи, комнате сведения и студии мастеринга перед тем, как отправят файлы на тираж?

- 64.77 дБ +
#
Мое мнение слушать качественную музыку через комп это извращение.. Только на железных проигрывателях..:-)

Не то, чтобы абсолютно согласен (все же считаю, что место в жизни есть для всех форматов), но и минусования за личное мнение не понимаю!!

Поставил Вам плюсик (насколько смог) для восстановления социальной справедливости... :)

- 53.01 дБ +
#

Согласен. Добавил плюсик тоже.

- 50 дБ +
#

Спасибо за обзор, в свое время постоянно искал хороший плеер для музыки (до JRiver так и не дошел) что-то всё время не нравилось, в итоге стал слушать видеоплеером (нарыв настройки). Качество звука отличное, и удобно, что один плеер для всего, а для видео, по мнению многих и меня - лучший.
Но для хитрых вещей типа SACD-R [PS3-ISO] пришлось ставить Album player, он же понимает неправильно оформленные cue, короче всегда наготове, если DPP не справится.
На foobar c его заморочками - аллергия.

- 50 дБ +
#

Очень громоздкий плеер. СИЛЬНО нагружает систему и оперативку. Foobar гораздо проще, если в нём как следует разобраться, к тому же его можно кастомизировать под любые потребности. Для тех, кто не любит сложностей, идеален AIMP3, но у него после версии 3.55 звук явно стал хуже.

- 53.01 дБ +
#

С Aimp'ом забавная ситуация, бурная деятельность создателей, куча поклонников и обсуждений, большое количество плюшек по интерфейсу, но по самому главному показателю, звуку - беда. Для меня загадка, как можно испортить звук по Asio или WASAPI, но в AIMP получается. Ставил несколько раз, в надежде - может сейчас? Сносил...
Я выше уже говорил - в популярном видеоплеере звук лучше.

- 53.01 дБ +
#

А я привык к плееру AIMP, простой и удобный, вывод звука на максимальном качестве на цап через ASIO

- 50 дБ +
#

Пробовал я его. Много мороки. Да и в звуке никаких откровений. А вот что действительно понравилось и не доставило никаких проблем, так это аудиофильская сборка Foobar.

По поводу Aimp согласен. Вроде все хорошо, слушай да радуйся, но не то.

- 53.01 дБ +
#

Хорошо, когда есть из чего выбрать!

- 50 дБ +
#

Не знаю как JRiver, честно не пробовал, но мне нравится простотой и удобством Album Player. Хотя его почему-то не очень жалуют. А вот foobar мне никак не пришелся, не моё. Aimp не плох по интерфейсу и удобству, но звук... не то. Насчет заикания звука: у меня ноут на целероне с семеркой при использовании APlayer ничего не заикается. Настройки сделаны под звук. Ноут только для этого.

- 50 дБ +
#

Да и JRiver в этом случае не заикается, проверено.

- 50 дБ +
#

У меня jRiver вообще не хочет проигрывать файлы с компа, пишет файл не найден на всю аудио библиотеку...

- 50 дБ +
#

Сколько у меня вариантов установки не было, но такого не встречал! Все время все было нормально, все файлы читались. Опишите свою ситуацию подробнее. Может, у Вас все загажено битыми плейлистами, и плеер просто не находит указанные в них файлы?

- 50 дБ +
#

для Винды, лучше каталогизатора наверно нет, при желании можно настроить вывод звук через декодеры APlayer, звук будет ещё лучше. и всенепременно Фиделизером полирнуть.


но вот на мак есть Roon, после него даже аудирвану не очень интересно слушать

- 50 дБ +
#

Вообще я бы не называл JRiver "плеером" - прежде всего это мощнейший каталогизатор фонотеки. Я сам написал свой собственный каталогизатор с поддержкой (тогда еще CDDB), но когда вышел один из первых релизов JRiver - я был в шоке: они сделали почти все мои хотелки, которые я себе скопил в to do list, но мне не хватало времени, ну и что греха таить - квалификации. Эту программу делают люди увлеченные и тонко разбирающиеся, для таких же увлеченных и понимающих. Особенно для тех, у которых фонотека вышла за пределы первой тысячи альбомов. Звучание меня устраивает, хотя я пользуюсь и Foobar (для других задач) и слушал Audiorvana у яблочников. Кардинальной разницы в звуке не обнаружил. Может все дело в настройках?

Отмечу несколько вещей:

1) JRiver позволяет вводить пользовательские поля базы данных. Например есть поле Genre, я не хочу его трогать, но он иногда для одной и той же группы пишет разный жанр. Что не преступление, но для меня это не совсем то. Например, есть такой очень плодовитый лейбл Ultimae. Я хочу переключаться на их альбомы по одному клику. Я сделал поле БД MyGenre и использую его вместо Genre что бы инфу оттуда не разрушать. Для всех альбомов Ultimae я прописал "Ultimae" в поле MyGenre. Для всех альбомов Depeche Mode я прописал DM, и пусть они там хоть synthpop или techno пишут в Genre - у меня будут играть альбомы DM. Массовая редактирование поля в Jriver - проще простого.

2) Смарт плей листы, хотя это не уникальная фича. Я ввел еще одно поле БД - IsPlatinum. То есть это еще выше чем пять звезд в рейтинге, то есть трек заслуживает быть бессметрной платиной. При неспешном прослушивании заслуживающий трек отмечаю галочкой в этом поле. Создаем smart play list с условием выборки "включать только IsPlatinum=true", называем его "Бессметрная платина" - получается автообновляемый плейлист с мгновенно актуальными шедеврами на ваш вкус. Комбинация умных плейлистов и пользовательских полей - коллеги, это супер моща. Точно так же можно сделать поля типа "материал для рейвов" или "под ром" - с учетом автообновляемых умных плейлистов не надо все распихивать по плейлистам руками.

3) Честно говоря не вижу ничего сложного в интерфейсе. Зато есть гибкая настройка под любой бзик. Хотя если совсем невмоготу - ну нажмите Ctrl + 2. Есть возможность создавать пользовательские кнопки.

4) Есть апп для мобилки для управления проигрыванием, все клево, к основному компу можно не бегать.

5) Я не пользуюсь автоимпортом. JRiver активно использую более 10 лет, все это время я добавлял альбомы руками по мере приобретения, люблю полный контроль. За раз добавлял максимум по штук 10 в рамках одного жанра. Потом проверял - есть удобный штатный плейлист "Recently imported", можно с ним свериться. У меня нет никаких "пропавших" альбомов или треков. Я это неоднократно проверял разными способами.

6) Очень важное достоинство: собственно фонотека (файлы с музыкой) и БазаДанных - две разных сущности, поэтому при утере БД - вся музыка все еще будет лежать в каталогах с ВАШЕЙ структурой, а не с той, которую придумал Эппл или еще кто-то или что-то. То есть выжившую музыку можно будет все еще слушать и БЕЗ пользования Jriver. Для меня это очень важно. Я архивирую музыку и БД раз в месяц, это очень просто при инкрементном бэкапе. Коллекция не такая как у Ярослава, но подбираемся к 4 Т (все во флаках и выше, мп3 нет).

7) Я не говорю, что все совершенно. Есть глючки и место для роста. Но на сегодняшний день - это лучшее, что я пробовал.

А теперь вопрос для самых знающих: я так понимаю что теоретически цифровой поток одного и того же файла при проигрывании черз Audiorvana и через Jriver не должны отличаться. Или я что-то упускаю?

- 53.01 дБ +
#
Я не пользуюсь автоимпортом. ... У меня нет никаких "пропавших" альбомов или треков.

Это глюк именно авто импорта.

А теперь вопрос для самых знающих: я так понимаю что теоретически цифровой поток одного и того же файла при проигрывании черз Audiorvana и через Jriver не должны отличаться. Или я что-то упускаю?

Это интересный вопрос, я над ним думаю. По теории не должны, но на практике отличия в звуке между программными плеерами есть. Дело в том, что даже при отключенных улучшайзерах звуковой поток проходит разными путями, через свой встроенный блок регуляторов громкости и тембра, даже если они отключены, через блок звуковых эффектов, даже если они не используются. Потом может быть влияние операционной системы, Mac OS или Windows, Linux, в зависимости от того, как вывод звука настроен. Интересно бы это все проверить, есть ли различия или нет, но организовать такой тест не так и просто. Можно подсунуть например фиктивное устройство asio и из него писать в файл, а потом его сравнить побитно или на звуковом графике. Но так мы не поймем, отличается ли это от Mac или Linux. Наверное, правильнее словить сигнал с выхода шнурка USB или коаксиала, но последнее может тоже вносить различия в зависимости от типа звуковой карты, и потом записать в файл. В этом случае все равно, с какой операционки идет воспроизведение, и будет понятно, вносит ли какой то вариант отсебятину в поток или нет. Тогда можно четко будет сказать, все эти мифы, что звук под Linux или Mac лучше, чем под Windows - правда, или это личный снобизм какого-нибудь мифотворца. Возможно, когда нибудь соберусь это сделать, пока обдумываю такой эксперимент. Если появятся идеи по этому поводу - пишите.

ПС Уши как прибор для измерения качества звука я не планирую использовать. Слишком субъективная оценка. Эксперимент должны быть научным, и различия должны быть реально видны прибором, а не гадай потом, выдумал ли это мозг или нет.

- 50 дБ +
#

я мерял, причем даже на телефоне софтовые плееры сравнивал - по основным характеристикам неравномерность, дд, уровень шума - все одинаково

иногда чуть отличаются точные показатели искажений (тысячные доли), но они могут гулять даже если дважды делаешь замер одного и того же варианта

- 53.01 дБ +
#

У меня идея побитно сравнить файлы. У какого варианта будет меньше расхождений с исходным WAV. По теории, ведь не должны отличаться? Откуда уши у всех этих слухов растут "под Linux звук много лучше Windows"? Это чисто субъективно или хвастаться, или что-то за этим стоит? Кто говорит, что якобы под Linux USB работает лучше, кто - что система не мешает звуку.

- 50 дБ +
#

О!

Давно хотел сделать эксперимент и только что придумал, как сделать это в естественных условиях:


1) MacMini (Windows & MacOS) -> FW -> INT202 - > COAX (AES/EBU) -> INT203 - > FW -> DAW (Windows & MacOS)

1) MacMini (Windows & MacOS) -> USB -> Stello U3 - > COAX (AES/EBU) -> INT203 - > FW -> DAW (Windows & MacOS)

Ждём прихода вдохновения...

- 50 дБ +
#

запросто могут быть различия по уровням шума, потому что например внутри система может 16-битные данные опрокидывать в 24 или 32 разрядные слова с нулями

- 50 дБ +
#

Ярослав & Винтажист, Спасибо Вам обоим за материал!...Что-бы там ни говорили, ДжейРивер - самый совершенный ПАП на сегодняшний день!...Всем остальным плеерам(в том числе и на MacOS ,и на Linux) до него - как до Луны пешком...

Добавлю от себя...Перед тем,как загнать однофайловый альбом(с CUE...) в библиотеку ДжейРивера, я его тщательно проверяю с помощью АПлеера...У АП приоритет отображения информации об альбоме именно в пользу индексного файла(CUE), а ТЭГи файлов идут вторыми (если CUE отсутствуют...) Все ошибки CUE-файла редактирую с помощью текстового редактора AkelPad(со всеми предварительно установленными плагинами)...В нём есть режим цветовой подсветки синтаксиса, и текст,содержащийся внутри кавычек ("....."), рисуется другим цветом - а это и есть названия треков,файлов,исполнителей и др...Это очень удобно...Кроме того,цифры тоже рисуются третьим цветом...Иногда проще заново создать свой CUE-файл...Здесь на помощь приходит CUECorrector - тоже очень удобно,но надо повозиться...

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! в однофайловых релизах (те,что с CUE) необходимо удалить все тэги...Я не знаю,зачем их там при риповании CD прописывают - но это так...У ДжейРивера приоритет,наоборот,в пользу тэгов - и как бы вы ни правили CUE-файл,он(плеер) информацию берёт из тэгов(или тэга) этого файла,а там чаще всего - сплошная белиберда,исправить которую невозможно,да и зачем? - проще удалить...А это лучше всего делать с помощью инструмента Tag&Rename,причём я предпочитаю старую русифицированную версию 3.6.6(хотя все новые тоже есть...)

И ещё...Предварительно резать однофайловые релизы на треки, равно как и конвертировать любой Lossless в WAV-формат считаю не только бесполезным,но даже и вредным...В однофайловом релизе гарантирован GapLess-режим,независимо от настроек, а в WAV-формат любой мало-мальский плеерок конвертирует на-лету весь исходный Lossless материал даже на самом убогом процессоре...

- 50 дБ +
#

У меня возникла проблема с образами SACD. После установки образы открывались и воспроизводились.... а спустя некоторое время перестали. Сейчас при попытке воспроизвести образ, выдаётся ошибка:
Не удалось подключить файл
Файл образа диска повреждён

Косяк, полагаю где-то в винде порыт, так как эта ошибка Windows-а, если попытаться смонтировать данный образ... но каким боком, Windows пытается его смонтировать из интерфейса JRiver-а?
Образы, так же не импортируются в библиотеку. Ошибок никаких не выдаёт. Просто "проглатывается" команда импорта в библиотеку, и образ не добавляется...
Буду рад и благодарен, если кто подскажет...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.