Тест мощника Primare 34.2: сверхбыстрое усилительное устройство

Тест мощника Primare 34.2: сверхбыстрое усилительное устройство

В наш век универсальной аппаратуры усилитель мощности становится едва ли не обязательным компонентом аудиосистемы высокого класса. Ничего удивительного — функции преда, т.е. переключения входов и регулирования громкости все чаще берет на себя медиаплеер или ЦАП/CD-проигрыватель. В связи с этим современный «оконечник» должен быть рассчитан на работу с самыми разнообразными устройствами. Значит, имеет смысл тестировать его по-новому: как самостоятельный компонент, без традиционной связки с «родным» предусилителем.

История с географией, философией и этимологией

Хотя штаб-квартира фирмы находится в шведском городе Лимхамн, ее название сконструировано по законам английского языка: многозначное слово prime («исходный», а может быть, и «превосходный») снабжено собирательным суффиксом mare (вспомните, например, nightmare). Получился т.н. авторский неологизм, который можно перевести как «первичность» или даже «превосходительство». И впрямь, к некоторым изделиям фирмы хочется обращаться не иначе как «ваше превосходительство».

На этом с этимологией и географией покончено, займемся историей с философией (час от часу не легче, подумает кое-кто из читателей). Фирма была основана в 1985-м, а год спустя дебютный продукт Primare, трехблочный интегральный усилитель 928, был выставлен в копенгагенском музее индустриального искусства.

Так выглядит интегральный усилитель Primare 928 (1986 г.). Пришелец из будущего, да и только!

Этим изделием Primare буквально перевернула представления о том, как должны выглядеть (и звучать!) компоненты аудиофильского класса. Точнее говоря, фирме удалось совместить доселе несовместимое — Lifestyle и High End. Между тем инженеры и дизайнеры Primare руководствовались элементарным здравым смыслом, ставя во главу угла интересы потребителя.

В основе такой философии лежит здоровый консерватизм: в частности, разработчики считают, что слепое следование капризам электронной моды (наводнение устройства новыми, подчас ненужными функциями неоправданно усложняет настройку и управление и даже ухудшает качество звучания). Впрочем, к новейшим материалам и техническим решениям фирма относится с пиететом (подробнее об этом мы еще поговорим).

Иными словами, принцип «идти в ногу со временем» для специалистов Primare означает использование достижений конструкторской мысли ради повышения качества работы и надежности устройства, упрощения его эксплуатации и, конечно же, создания привлекательного дизайна.

От общего к частному

Предисловие, кажется, несколько затянулось. Давайте же наконец познакомимся с нашим подопечным. На первый взгляд — перед нами компонент классического (меня так и подмывает сказать, традиционного) дизайна. Так оно и есть, причем слово «традиционный» в данном контексте нужно воспринимать как комплимент.

Облик передней панели — спартанский. Отсутствует даже кнопка включения

Я уже говорил, что сфера применения усилителя мощности в последнее время значительно расширилась: ему приходится работать с «неродными» компонентами. Следовательно, его дизайн должен быть элегантно сдержанным, дабы не вносить в облик аудиосистемы ненужный диссонанс, но и не смотреться унылым «черным ящиком», место которому только в закрытой стойке (синоним чулана на языке аудиофилов). С этой задачей А34.2 справляется, на мой взгляд, вполне достойно. Фасад из толстой алюминиевой плиты — матовый «с искрой» (по нему словно бы прошлись металлической щеткой, оставив мелкие риски; они соблазнительно поблескивали в полумраке комнаты прослушивания).

Фасад отделен от корпуса небольшой канавкой. Она, конечно, придает аппарату дополнительный шик, однако и пыль собирает исправно

Никаких украшений нет, если не считать логотипа фирмы и ее названия, а также бело-голубого светодиода в треугольном окошечке, указывающего на то, что усилитель включен.

На задней панели имеются все входы, положенные аппарату такого класса. Предусмотрено подключение по несимметричной и балансной шине, а также возможность работать в составе многокомнатной системы управления (есть порт RS-232C). Вход/выход релейного сигнала 12 В позволяет включать/выключать этот усилитель одновременно с включением/выключением источника (например, медиаплеера).

На задней панели — полный коммутационный набор. Есть даже порт RS-232 для организации работы в многокомнатной системе

Усилитель двухканальный, но может работать и как моноблок с многократно увеличенной (1х550 Вт вместо 2х150 Вт) мощностью — в мостовом режиме. Режим этот реализуется посредством переключателя Bridge (расположен в самом центре тыловой панели, рядом с тумблером выбора несимметричного или балансного входа). При этом входной сигнал подается только на гнезда левого канала, а выходной снимается с плюсовой клеммы правого канала и минусовой — левого (оставшиеся акустические клеммы закорачиваются специальной перемычкой, имеющейся в комплекте усилителя).

Заглянуть внутрь

Сняв крышку корпуса, я ожидал увидеть гигантский тороидальный трансформатор и мощные радиаторы выходных транзисторов. Каково же было мое удивление (но отнюдь не разочарование), когда я не нашел ни того, ни другого. Под капотом — всего-навсего три печатных платы довольно скромного вида. Самая крупная и солидная по наполнению — здесь все-таки есть около десятка транзисторов, посаженных на радиаторы — обеспечивает питание в рабочем режиме и режиме ожидания (отдельная цепь).

В левом верхнем углу корпуса располагается плата усилительного тракта на UFPD-модулях, рядом — схема перевода усилителя в мостовой режим, внизу находится блок питания

На второй, поменьше, скомпонован узел управления входами: схема перехода в мостовой режим, а также микропроцессорный блок управления по релейному сигналу и защиты от перегрузки. Собственно усилитель вынесен на самую маленькую плату — площадью не больше, чем экран смартфона.

Почему так получилось? Для ответа на этот вопрос уместно начать обещанный разговор о новейших технологиях. Одна из них, фирменная UFPD (Ultra Fast Power Device — сверхбыстрое усилительное устройство), лежит в основе усилительного тракта Primare 34.2. Установленные в нем узлы UFPD работают в классе D, используя широтно-импульсную модуляцию. Сведущий читатель немедленно спросит: «А как же присущая таким усилителям жесткость звучания, ставшая уже притчей во языцех?»

В центре задней панели — тумблеры переключения на балансный вход и перевода усилителя в мостовой режим

Специалисты Primare объясняют причину ее возникновения следующим образом. Импеданс колонки сильно зависит от воспроизводимой частоты (измерения в тестовой лаборатории журнала Stereo&Video показали, что на определенных частотах сопротивление 8-омного по паспорту громкоговорителя может снижаться до 2 Ом). В связи со столь серьезными перепадами нагрузки выходной каскад усилителя класса D перестает работать стабильно.

Для противодействия этому в модуль UFPD вводится обратная связь во всем диапазоне рабочих частот, а ее глубина регулируется в зависимости от импеданса АС. Инженеры Primare утверждают, что такое решение позволяет усилителю с одинаковой стабильностью отрабатывать сигналы любой частоты и с очень крутыми фронтами, а также подавлять резонансы выходного фильтра, тем самым кардинально уменьшая искажения.

Кажется, будто усилитель балансирует на двух ножках. На самом деле их три

Поскольку модуль UFPD работает в классе D, коэффициент его полезного действия очень высок — более 90% (в тепло превращается менее десятой доли подводимой от блока питания энергии). В связи с этим радиаторы становятся не нужны, а усилительный тракт удается разместить на совсем небольшой плате.

Зато повышенные требования предъявляются к блоку питания. В частности, он должен поглощать излишки энергии, возникающие при росте импеданса нагрузки, а при необходимости, наоборот, увеличивать отдачу. Это приводит к усложнению его схемы, а также —увеличению числа накопительных и вспомогательных конденсаторов, что и прослеживается в конструкции соответствующей платы усилителя.

Слушал и постановил

Поскольку фирма утверждает, что UFPD-модуль способен мгновенно отдавать в нагрузку очень большую мощность, т.е. реалистично отрабатывать сигнал с практически отвесным фронтом, усилитель был подключен к гигантским напольникам KEF Reference 207, а тестирование началось с очень сложного для воспроизведения трека «Поэма китайских барабанов» Йим Хок-Мана. Бас порадовал меня своей собранностью, управляемостью и практически полным отсутствием паразитных послезвучий. Образно выражаясь, усилитель держал акустику в ежовых рукавицах.

Раскачать гигантские колонки KEF Reference 207 моему подопечному не составило никакого труда

Затем я решил испытать способность Primare передавать музыкальные произведения, отличающиеся широким динамическим диапазоном. В качестве тестового материала была выбрана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского в исполнении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика». И вновь Primare не подвел: громкость и напор звучания нарастали подобно приливной волне, но усилитель передавал масштаб симфонического полотна без малейших искажений и даже с легкостью: мне показалось, будто он подключен к неиссякаемому источнику энергии.

Стоит ли говорить, что испытания на локализацию и достоверность передачи высоких частот, проведенные посредством нескольких джазовых и хард-роковых композиций, Primare, по-моему, прошел безукоризненно. Тем, кто все еще сомневается в способности усилителя класса D составить достойную конкуренцию классической АВ-схеме, предлагаю прослушать этот аппарат. Уверен, ваше мнение изменится.

Универсальный пульт дистанционного управления, использовавшийся во время тестирования

Достоинства: способность раскачать самую требовательную акустику, четко управляемый бас

Недостатки: цена

Официальная страница продукта: Primare 34.2

Цена: 190 000 рублей

Паспортные данные

Выходная мощность (8 Ом; 0,1 % КНИ):

режим стерео — 2х150 Вт

мостовой режим — 1х550 Вт

Входы аналогового сигнала: несимметричный 2хRCA, балансный 2хXLR

Служебные порты: вход/выход релейного сигнала 12 В 2х3,5 мм, порт RS-232C

Диапазон рабочих частот (–0,5 дБ): 20 Гц — 20 кГц

Соотношение сигнал/шум (20 Гц — 20 кГц, невзвешенный): 105 дБ

КНИ (стереорежим):

1 кГц, 100 Вт, 8 Ом — 0,005%

20 Гц — 20 кГц, 10 Вт, 8 Ом — 0,02%

Потребление/Standby: 500 Вт/0,3 Вт

Габариты: 430x385x105

Масса: 10,5 кг

ТЕГИ:#Primare
74.15 дБ +

Комментарии

#

Будет интересно сравнить его с Marantz PM-10. Там ведь тоже усилители класса D.

- 50 дБ +
#

Недостатки: цена

Ну если за сие чудо 190 000 руб то это скорее плюс

- 50 дБ +
#

Как-то в чудо не верится... Особенно глядя на довольно тоненькие проводочки силовой коммутации от блока питания на УМ, а учитывая выходные мощности, ток по ним под 10 ампер бежать должен.

- 50 дБ +
#

Трудно оценить не послушав.

- 50 дБ +
#

Участок короткий, сойдёт.

- 50 дБ +
#

В двух магазинах на маркете цена в районе 110000

- 50 дБ +
#

правильная цена на америаском сайте Marant

- 50 дБ +
#

Видимо скоро все новые усилители будут только в D классе. Не говорю, что это плохо, но определенный отпечаток на характер их звука наложит.

- 50 дБ +
#

Не скоро. Многие привыкли к характерным искажениям АВ, и говорят, что с ними звук веселее эмоциональнее.

- 50 дБ +
#

Мне кажется или вы себя от "многих" отделяете?

- 50 дБ +
#

Я привык к бульканью лампы. Дешевой. Детство такое было.

- 50 дБ +
#

У меня к примеру второй год имеется уселитель в классе D. Пока звук полностью устраивает. Усь.T*A POWER PLANT MK 2 (2011 ГОДА, брал б/у.) Правда, он интегральный!.

- 50 дБ +
#

95% людей не отличат D класс от АВ

На сундуке было сказано от дистрибьютера Naim, что при прослушивании никто не смог отличить сетевой плеер от сд плеера.

Зато у кого не спроси, все в одно горло трубят, что сетевой - фигня и тд и тп, ну вы поняли.

Специалисты бл*ть

- 63.42 дБ +
#

Ловить надо окрас от басов отбрасываемый в средние частоты. А вот с D всё сложнее... Как сказал один эксперт "там что-то в звук подмешено, что не позволяет уловить какие-то искажения"

- 50 дБ +
#
На сундуке было сказано от дистрибьютера Naim, что при прослушивании никто не смог отличить сетевой плеер от сд плеера.

А чем он должен отличаться то? Если нормально сделан, еще и лучше играть может. Если CD - это стабильно 16 бит 44.1 кГц, то по сети может быть и 24 бит 192 кГц, и теоретически 32 бит 384 кГц, но это пока экзотика, и даже DSD 5.5 МГц, и даже 11 МГц, но этих еще никто не видел по моему. Унылое звучание у сетевых плееров в бюджете, где они уступают CD-проигрывателям, наверняка из-за стандартных интегрированных чипсетов для стриммеров, что дешево, в которых реализация обработки сжатого звука сделана на 3 балла, и стабильность работы с этим DLNA тоже кое-как. Думаю у Naim как раз все сделано на своих решениях, и звук там точно не хуже или даже лучше.

- 53.01 дБ +
#

Блок питания импульсный?

- 50 дБ +
#

А что ВАС смущает ? Тут важен вопрос,как решили.. К примеру у Marantz PM-10 при нагрузке 4 ом,он выдаёт до 400вт на канал !! Пока сам не проверю-не верю.. Да и плеером чудеса.. SA-10,любой цифровой сигнал переводит в DSD 256 и таким подаёт на усилитель.. ЦАП в традиционном смысле-вообще отсутствует !!

- 50 дБ +
#

В Марантс говорят,что класс D-это аналоговое усиление.. Из своего опыта могу сказать,что такие усилители-очень чуствительны к качеству силовых кабелей.. Не помешает и хороший фильтр,у меня к примеру плеер и рес запитаны силовыми кабелями от Чернов,стало заметно лучше.. Правда подводящий кабель к фильтру от Фурутек.

- 50 дБ +
#
В Марантс говорят,что класс D-это аналоговое усиление..

Оно аналоговое и есть по сути. Называть их цифровыми - ошибка журналистов и обывателей. Самое смешное, что наверняка при словах "цифровой усилитель" отдельные незаурядные личности будут думать, что он реально цифры усиливает, то есть было 56 цифры, стало 128, и от этого громко.

- 56.02 дБ +
#

Достаточно КАЧЕСТВЕННОГО малошумного источника питания, но тогда меняется весь кайф от впаривания своей продукции потребителю. Качественный и мощный малошумный источник питания для ШИМ усилительных каскадов должен уметь отдавать огромные токи в очень короткий временной промежуток (впрочем это справедливо для любого усилителя, но для схемотехники класса AB все-же попроще). Прошу прощения за аналогию, но это как создать для класса АВ пушку, которая периодически выстреливает, а в классе D она должна работать в режиме пулемета.

- 50 дБ +
#

Насчёт новых Марантс серии 10.. Я пока ссылаюсь на русскую версию сайта www.whathifi.com/ru Как появятся в Москве-сам проверю,особенно плеер.. Не скрою,я большой любитель в музыке звука на активных колонках,типа Адам,там кстати за с/ч и н/ч отвечают усилители класса D,только на ленточные твиттеры работает усилитель класса AB,у которого диапазон до 300 кГц!!

- 50 дБ +
#
у которого диапазон до 300 кГц!!

Георгий, да хоть 500 кГц, что толку то? Выше 24 кГц человек уже даже ничего не почувствует, это крысы только разбегутся, еще выше - космонавты маркетинга.

- 50 дБ +
#

Я себя проверял,правда давно,20кгц слышал.. Может бы и больше,но техника не позволила..И тут дело не в этом вообще.. А в слышимом диапазоне звука.Я к примеру ставил колонки обычные,человек который слушал,на тестовом сигнале больше 16кгц не слышал.. А потом поставил Адам,играл просто качественный CD диск от Дали,в обоих случаях.. Я потом долго его допытывал,сказал,что в/ч более натуральные.. Кстати и потом купил себе Адам. Я их ему не навязывал.. Я вообще не занимаюсь торговлей и пишу только про то,что мне нравится..

- 50 дБ +
#

Адам играют до 50кГц , есть ещё HEDD , продолжение адам в другой компании.

- 53.01 дБ +
#

Да,появился и этот брэнд,я пока не слушал.. А так,я вообще люблю активные колонки,Адам из лучших... Подай им приличный сигнал и все..

- 50 дБ +
#

Классический вопрос об огурцах и помидорах или как правильно из них салат нарезать. С упорством барана (примерно раз в 5 лет), раз за разом я возвращаюсь к аудиокомпонентам этого производителя. Слушаю по месту, беру на прослушку, восхищаюсь... и возвращаю обратно, предав забвению на очередной временной отрезок. Primare ИМХО классический случай отличной работы шикарного похоронного бюро от аудиофилии. Перед нами очень красивый труп, но все-же труп. Музыкальная душа покинула бренное тело и никогда не вернется обратно и не важно какой класс усиления они используют. Сам я давний фанат мощных ламповых усилителей (боже, какой-же это геморрой и 6 кВт газовый генератор в загородном доме они способны "опустить" на раз), но не считаю себя ретроградом. Совершенно не комплексую по поводу усилков с ШИМ усилительными каскадами (в катере вся аудиосистема построена на 3-х таких усилках Alpine), мне просто не нравится тот салат, который покрошили в Primare из одних и тех-же исходных огурцов и помидоров.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.