Тест предусилителя/усилителя/ЦАПа для наушников Schiit Jotunheim: коренастый крепыш из страны великанов

Тест предусилителя/усилителя/ЦАПа для наушников Schiit Jotunheim: коренастый крепыш из страны великанов

Чаще всего компоненты Schiit приходится тестировать парой — их разработчики не без оснований считают, что у аналоговой и цифровой аппаратуры принципиально разные жизненные циклы, и объединять их в одном флаконе не стоит. Однако герой сегодняшнего повествования это правило слегка нарушает. Почему для данного аппарата было сделано исключение, и почему «слегка», мы и разберемся в первую очередь.

Ставка на нужную карту

Если быть совсем точным, то усилителей с интегрированными ЦАПами в текущей линейке Schiit целых три, но два из них — Fulla и Fulla 2 относятся к самому начальному уровню. Между тем Jotunheim (в русской транскрипции Йотунхейм) — аппарат солидный, построенный по полностью балансной топологии. Кстати, название его как обычно заимствовано из древне-скандинавского эпоса. Так называлась страна мифических великанов етунов, в которой помимо гигантов водились ведьмы и тролли женского рода — эдакие твердокаменные амазонки. Собственно, у меня небольшой, но весьма увесистый металлический кирпичик ассоциируется именно с троллями — могучими, но далеко не баскетбольного телосложения обитателями древних подземелий.

Йотунхейм был местечком довольно суровым

Что же касается внутренней сущности аппарата, то перед нами комбинация предусилителя и усилителя для наушников, предполагающая необязательное аппаратное расширение путем установки дополнительной платы. На фирменном сайте Jotunheim назван «конфигурируемым усилителем», что, на мой взгляд, не совсем точно: имеющийся аналоговый тракт никакой «конфигурации» не поддается, разве что коэффициент усиления переключается с 2 на 8 и обратно.

А вот расширить его функционал действительно можно, причем двумя абсолютно разными способами. Одна из доступных плат расширения представляет собой фонокорректор для виниловой вертушки с ММ-картриджем, а вторая — ЦАП со входом USB. Именно такой вариант и попал ко мне на тестирование.

Модули полезные, но опасные

Итак, перед нами не ЦАП с усилителем, а именно усилитель с расширяемым функционалом. Концепция интересная и, казалось бы, практичная, однако имеется странный парадокс. Какими бы перспективными и удобными ни казались модульные устройства, на реальном рынке они выживают крайне редко, чтобы не сказать почти никогда. Достаточно вспомнить попытки Samsung выпускать телевизоры с заменяемым процессорным модулем и внешним блоком коммутации.

Типичная среда обитания

Так происходит, поскольку до разработчиков очень быстро доходит, что сделать удачный блочный аппарат, а затем выпускать к нему дельные апгрейд-модули по осмысленной цене — отличный способ не только порадовать покупателей, но и загнать свой бизнес в могилу. Одним словом, звериный оскал капитализма во всей своей красе.

С другой стороны, Джейсон Стоддард и Майк Моффат из Schiit на рыночных дилетантов ну совсем не похожи, так почему же и они решились сыграть в эту рискованную игру? Короткая версия ответа — их апгрейд-комплекты почти не создают внутренней конкуренции в модельной линейке, скорее наоборот, помогают продажам.

Ну а к разговору о том, как им удалось добиться такого нетривиального результата, мы вернемся в финале нашего тестирования.

До тумблеров знакомый образ

Описывать внешность аппаратуры Schiit занятие не сложное, но слегка однообразное. От модели к модели дизайн практически не меняется: фронтальная и верхняя панели выполнены из алюминия нарочито грубой шлифовки, остальные стенки из стального листа, а барабанчик регулятора явно выточен на токарном станке из целиковой алюминиевой заготовки. Отдельная тема — переключатели. Вне зависимости от ценовой категории, во всех аппаратах применяются одинаковые миниатюрные тумблеры исключительно высокого качества.

Фасад Jotunheim украшают два «ушных» порта — для 6,3-мм джека и для четырехконтактного балансного XLR. На задней панели обнаружилось массивное гнездо на 220 В, то есть блок питания у Jotunheim внутренний. Немного забегая вперед скажу, что он линейный, укомплектован солидным трансформатором на П-образном наборном сердечнике. Выключатель питания тоже сзади. Дотянуться до него в принципе не сложно, но как и в случае топового ЦАПа Yggdrasil, разработчики рекомендуют попросту никогда его не выключать.

Силовой шнур безымянный, но его толщина и добротность приятно удивили

Здесь же плотно упакованы XLR- и RCA-разъемы линейных входов и выходов, а рядом с ними пробито прямоугольное окошко, из которого выглядывает (в нашем случае) смонтированный на плате расширения разъем USB-B. На его месте могли бы быть «тюльпаны» фонокорректора или просто металлическая заглушка. Кстати, в последнем случае аппарат обошелся бы на 10 000 рублей дешевле.

Секретный центр вращения

Итак, обе доступные на данный момент платы расширения стоят по 10 000 рублей и конструктивно не могут нести больше одного-двух небольших разъемов. Если посмотреть на фото самой платы, то станет очевидно, что и для внутренних компонентов места на ней не слишком много. То есть невиданной широты возможностей и многогранного функционала от сменных карточек ждать однозначно не стоит. И правда, фонокорректор рассчитан только на MM-картриджи, а к ЦАПу не получится подключиться по S/PDIF.

Трансформатор могуч и увесист, суммарная емкость электролитов в блоке питания более 70 000 мкФ

Однако компонентный состав дополнительных модулей ущербным никак не назовешь. ЦАП построен по полностью балансной схеме на двух чипах AK4490EQ от Asahi Kasei Microdevices с пассивным выходным фильтром и асинхронным USB-контроллером С-Media CM6631A на входе. Фонокорректор тоже балансный, на малошумящих операционниках AD8599. Коэффициент его усиления 47 дБ, точность соблюдения RIAA-кривой ± 0,25 дБ на участке 20 Гц − 20 кГц.

Миниатюрная сменная платка. Но на высококлассных ЦАПах в балансном включении

Что касается схемотехники самого усилителя, то он представляет собой полностью сбалансированную дифференциальную схему с токовой обратной связью, построенную на дискретных элементах по фирменной топологии Pivot Point. Известно о ней по большому счету лишь то, что Джейсону Стоддарду не сразу удалось убедить в ее жизнеспособности даже собственную команду, и что технические подробности о ней держатся в большом секрете.

Фонокорректор на виниловодов-маньяков явно не рассчитан, но для осознанного вникания в пластиночную тему подойдет отлично

Так что широкой общественности остается довольствоваться лишь характеристиками выходных сигналов, которые, надо сказать, впечатляют. При балансном подключении на 32-омные наушники выдается 5 Ватт мощности, которые, правда, в несимметричном варианте превращаются в 1,5 Ватта. Нелинейные искажения в рабочей полосе частот не превышают 0,001%.

Сила правильного питания

Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.

Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.

Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции

К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось. Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно.

Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.

Нетипичная цифра

Далее подключаю цифровой источник (MacBook Pro с плеером Amarra Symphony) непосредственно к входу платы ЦАПа. Двухканальные преобразователи AK4490EQ трудятся тут в паре, так что сквозной балансный тракт по-прежнему сохраняется. Напомню, что эти дельта-сигма ЦАПы занимают вторую сверху позицию в элитной серии Verita, разработанной AKM специально для звуковой аппаратуры высокого класса. Чипы интересны собственным соотношением сигнал/шум 120 дБ, а также поддержкой потоков PCM до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. В данной конкретной реализации уровень шума составляет –106 дБ, стримминг PCM ограничен 192 кГц, а нативное воспроизведение DSD техника Schiit не поддерживает по идейным соображениям, которые мы уже не раз обсуждали.

Может, на фоне продвинутых фирменных мультибитных решений вроде Gungnir данная конфигурация и не кажется чем-то сверхъестественным, но для небольшой сменной платки она и смотрится, и звучит достаточно солидно. Хотя до космической детализации и образцовой нейтральности старших моделей системе, конечно, далековато. Мне, кстати, кажется, что если бы Джейсон Стоддард предпочел использовать здесь чипы Sabre, то по формальным признакам звук получился бы ближе к лидерам. Но задумка, видимо, была другая — не привнести остроту и сверхдетальность, которые в исполнении дельта-сигма преобразователей все равно звучат совсем не так, как предпочитает слышать Джейсон, но наоборот, сделать саунд более слитным и пластичным.

Топология задней панели продумана до каждого миллиметра

В пользу такой версии говорят и две чисто декоративные детали. Во-первых, сквозь вентиляционную решетку на верхней панели заметно теплое желтое свечение, которое запросто можно принять за отсвет накальных нитей радиоламп. А во-вторых, при включении аппарата звук появляется не сразу, а с 20-секундной задержкой. То есть разработчики от души потрудились над созданием лампового образа для этого полностью твердотельного аппарата.

Нет, это не лампы, а светящиеся полупроводниковые стабилизаторы. Но мы-то намек поняли

Однако искусственно обогащать звук четными гармониками, слава богу, не стали. Кстати, для любителей настоящего лампового саунда у Schiit в той же весовой категории имеется весьма интересный Lyr 2. Ну а наш ЦАП в итоге заиграл достаточно детально, но комфортно и без агрессии. Звуковые образы четкие, их позиционирование в сцене считывается без проблем. Кстати, при подключении наушников по балансному входу ее объем и прозрачность пусть не драматически, но вполне ощутимо возрастают. Басы достаточно динамичны и управляемы, и в общем все вроде бы неплохо, но... С серьезным внешним ЦАПом усилительный тракт Jotunheim звучал на класс выше практически по всем показателям.

Правильные приоритеты

О чем же говорят такие результаты тестирования? В первую очередь о том, что Jotunheim отлично справляется со своей главной миссией — звукоусилением. И потратившись на него, можно быть уверенным, что звука получишь не просто «на все деньги», а еще и с добавкой. Ну а дальше все просто. Если после того, как основной бюджет потрачен на усиление, вам потребовался приличный, но доступный ЦАП — пожалуйста, плата наготове. В будущем же, подкопив денег, а главное, опыта прослушивания, можно спокойно и не торопясь присматриваться уже к отдельным ЦАПам.

Еще один сценарий. С течением времени вдруг приходит желание завести отдельный виниловый тракт добротного, но не топового уровня. Цена вопроса та же — 10 000 рублей. Ну и при дальнейшем движении в сторону продвинутого фонокорректора максимальные потери будут на таком же уровне.

Вот так мы и подошли к разгадке фирменной блочной концепции Schiit. Хитрость в том, что она подразумевает не бесконечный апгрейд одного и того же аппарата, но дает возможность с минимальными затратами получить максимум от своей системы сегодня, плюс принять взвешенное решение о дальнейшем развитии сетапа в будущем.

Достоинства: добротный усилительный тракт без явных слабых мест, компактное исполнение, возможности расширения функционала.

Недостатки: декоративная псевдоламповость немного сбивает с толку, при подключении наушников линейный выход не отключается.

Официальный сайт: Schiit Jotunheim

Цена: 39 990 рублей (плюс 10 000 рублей плата ЦАП)

Паспортные данные

Воспроизводимые частоты (ЦАП): 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 2 Гц – 100 кГц (-3 дБ)

Воспроизводимые частоты (усиление): 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 700 кГц (-3 дБ)

Макс. мощность (балансный/несимметр. выход):

16 Ом – 7500/2500 мВт

32 Ом – 5000/1500 мВт

50 Ом – 3000/800 мВт

300 Ом – 900/350 мВт

600 Ом – 500/175 мВт

КНИ (усиление) <0,001% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)

КНИ (ЦАП) <0,0015% (20 Гц – 20 кГц)

Интермодуляционные искажения (усиление): < 0,0015% (CCIR)

Интермодуляционные искажения (ЦАП): < 0,002% (CCIR)

Сигнал/шум (усиление): >109 дБ (А-взвешенный, относительно 1 В RMS)

Сигнал/шум (ЦАП): >106 дБ (невзвешенный, относительно 2 В)

Коммутация: вход USB-B; линейные входы/выходы RCA/XLR, выходы на наушники Jack/XLR

Взаимопроникновение каналов: < –70 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Полное вых. сопротивление: < 0,1 Ом (на любом выходе при любом усилении)

Потр. мощность: 25 Вт

Габариты (мм): 229 х 152 х 51

Масса: 2,7 кг

ТЕГИ:#Schiit
74.77 дБ +

Комментарии

#

Добрый день!

Задавайте ваши вопросы по устройству Jotunheim. Будем рады ответить на них!

- 50 дБ +
#
Задавайте ваши вопросы по устройству Jotunheim

Да, некоторые вопросы есть. Аппарат интересный, но:

1. По сути это усилитель для наушников с функцией предусилителя, и возможностью воткнуть плату ЦАП и фонокорректора. При этом класс ЦАП, судя по статье, предполагался изначально ниже класса усилителя. Однако, чаще всего подобные устройства ЦАП+усилитель для наушников планируются наоборот: качественный модуль ЦАП, а к нему ниже классом или такого же класса усилитель для наушников. У Fostex в HP-A8C сначала было тоже, что ЦАП слабее наушникового усилителя, затем они в версии mk2 быстро все исправили. Наверное, не просто так, старая версия не была особо популярной. По моему, такой как описанном устройстве подход ошибочный.

2. Какая рыночная ниша предполагается для этого аппарата? Чисто усилитель для наушников мало кому нужен, и рынок ими переполнен. Если плата ЦАП заметно слабее по звуку, чем усилитель, то народ будет чесать тыкву, а не бежать покупать. Или бежать, но не туда. Если чисто как предусилитель, может, он и хороший по своему, то в пару ему в цене 40000 будет мало кто, чтобы получить звук в колонках. Усилителей мощности за такую цену посчитать - пальцев одной руки много, чаще всего интегральные усилители и активная акустика уже имеют свой предусилительный тракт, не факт, что много хуже. И лампочки тут не помогут.

3. Честно, не понимаю желания многих производителей сделать не отключаемое устройство. Блок питания и часть схемы все равно остаются под током, даже если сигнала нет. Это потенциально может сократить срок службы изделия. Кроме того, наверное, вероятность пожара очень невелика, я это понимаю. Но ухожу, а лампочки горят - это не хорошо.Шанс, что загорится, все же выше, чем если вообще выключено. У многих людей буквально заболевание начинается: весь день нервничают, выключили они воду, свет, газ, закрыли входную дверь и т.п. Обсессия такая. Думаю, им аппарат с кнопкой выкл на задней панели не понравится сразу, а их не так уж и мало.

Скальды, тролли, ледяные пещеры - это неплохо. Но во внешности аппарата это никак не отражается. Она достаточно аскетичная, включая фирменный логотип. Хоть бы звезду перевернутую нарисовали или мужика волосатого с двуручным мечом... А так симпатично, но ничего особенного. Поэтому мое мнение - в этот Ойтунгхейм были заложены маркетинговые просчеты.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Насчет того что не отключается полностью - это вы надумали проблему. Вы телевизор из розетки выключаете? А холодильник? У меня усилитель имеет похожую реализацию. И что? Я его отключаю, если знаю, что не буду пользоваться несколько дней. К примеру при отъезде. Делаю это скорее для экономии. Да и какой срок службы? Если самое неблагоприятное для аппаратуры это как раз момент включения, а не когда она тихо себе работает в холостом режиме. Да, и параметры так меньше плавают. Некоторые транзисторные усилители тоже нужно "греть" хоть полчаса. Здесь же это решено.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Тут чисто психологический момент. Телевизор имеет режим standby, запускаемый с пульта или кнопкой, он гасит экран и зажигает светодиодик, что типа спит. Холодильник почти 100 лет доказывал, что гореть и взрываться не умеет. Пожарные нам не устают повторять, что 99% причин пожаров в домах - забытые не выключенные электроприборы. А этот еще и светится, имитируя ламповость. А вдруг, только хозяева за порог, он дым пускать и искрить? Ламп в нем нет, но они все равно взорвутся? Большинство усилителей имеет режим standby, я видел подобное только у Naim, может, кто то еще есть, но их немного.

- 50 дБ +

Я, например,всегда выключаю телевизор когда дома не нахожусь,холодильник конечно же нет. И это не связано с какими то моими фобиями,а просто-напросто,что от удара молнии,всё,и аппаратура в том числе может сгореть. У моего знакомого почти вся аппаратура,телевизор,холодильник и др. приборы,включенные в сеть,сгорели. Ущерба тысяч на 200 было. Две недели назад у нас была гроза вечером и при мне мои выключенные,но включенные в сеть, усилитель с сидюком,включились от молнии,теперь всегда вилку из розетки выдергиваю.Правило простое: послушал музыку - будь добр,вытащи вилку и розетки и никаких проблем. Как говорится,бережёного Бог бережет.

- 56.02 дБ +

У меня весь HiFi подключен через единый прибор с защитой от скачков напряжения. Полной гарантии не дает, но все же. Еще у меня жена панически боится оставленных включенных приборов дома. Она даже выключенный утюг боится ставить на полку шкафчика после глажки. С незакрытой дверью у нее обсессия раньше тоже была очень интенсивная, регулярно рисковали опоздать на поезд, хотя все проверялось 10 раз перед отходом. Поэтому я имею технические сложности пока стать настоящим пиратом и раздавать задаром купленную музыку, круглосуточный сервер она запретила делать. Сейчас она постоянно боится, что забыла по приезду выключить фары у автомобиля, ходит на стоянку проверять из дома. Хотя уж включенные фары видно сразу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Раньше клемму с акумулятора сбрасывали. В режиме стендбай бп работает... иногда и сама схема. Это все иллюзии безопасности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Покупают часто под влиянием иллюзий, я про это, а не про красные пожарные машины. Например, мне лично симпатичнее всего аппараты где на морде тумблер типа рычаг, или механическая кнопка, которая реально аппарат отключает, а не имитирует отключение. Потом скачок напряжения может и не дойти, хотя это не гарантия, конечно, разводку могли по разному сделать, но на душе спокойнее.

- 50 дБ +
#

Очень интересно услышать сравнение именно по звуку с Asus Essence One (любой версии). Мне Asus Essence One видится более привлекательным по функционалу и ценовой доступности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Я могу сравнить только с топовым Asus Essence One MKII Muses edition - поскольку с ним и слушал. Поскольку хотел сравнить с аппаратом заведомо более высокого класса, но без драматической пропасти между ними. И тут все получилось в соответствии с прайсом - Asus явно переигрывает, но и стоит он изрядно дороже. С обычным Asus Essence One история конечно была бы другой, но надо слушать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Abyss #

Очень неожиданно. Как ушник Asus Essence One MKII Muses очень добротный, но ничего выдающегося в нем нет совершенно, на мой взгляд, немного выше среднего. Честно сказать, просто не ожидал, что он будет лучше, и уж тем более - явно. Но позиционирование этого Schiit становится теперь становится понятно - средний звук, вот только у нас он стоит выше среднего.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
средний звук, вот только у нас он стоит выше среднего

Когда начинаются лампочки а-ля ТЛЗ, это неудивительно. Понятно, на кого продукт ориентирован. Еще кабели с моддингом можно применить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вы только не путайте работу усилителя с работой ЦАПа за 10 тыс. рублей. Да и как усилитель эта модель у Schiit третья сверху. Так что ничего "выдающегося" ей просто по статусу не положено.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Abyss #

Вот в том то и дело, что становится он в этом бюджете не интересен именно как наушниковый усилитель, поэтому в пару к нему ЦАП всего за 10 р- очень уместно. Хотя вернее будет сказать, что конкурентов очень много. Например, вдвое дешевле MUSATOFF HA-5, уверен,будет более музыкальный.

- 50 дБ +
#

Здравствуйте! Как раз заинтересовал аппарат в варианте для винила,если предполагается в основном прослушивание через наушники.Выход не отключается при подключении наушников-так это преимущество,не надо каждый раз выдёргивать наушники при прослушивании через мощник и акустику(пусть и более редком),разъёмы целее будут! Есть ли винт заземления? Если не нужны XLR ,dac , а только для винила (мм), какие есть ещё сопоставимые по цене варианты на рынке? Спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wreck #

Винта заземления нету

- 50 дБ +
#

Кажется я понял в чем цимес этого аппарата. Виниловод возьмет себе с модулем цап, и будет использовать свой внешний корректор. Цифровик возьмет себе с фоно если есть какойто винил или вообще без него, и будет юзать внешний пафосный цап... Хитро!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Странный подход. Держать какой то тип источника по остаточному принципу - сомнительный вариант. Можно еще понять, если в коллекции три десятка пластинок и простенькая вертушка, но насколько это вообще имеет смысл? Ортодоксы же винила, выбирающие исключительно формат ради формата, а не ради музыки (таких на самом деле не много) чаще предпочитают полностью винтажные системы или самосбор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Виктор, вот ты сам слово "ортодоксы" произнес. А есть и не ортодоксы - я сам такой. Пластинок именно три десятка, и вертушка далеко не самая невероятная, хотя и с вдумчиво подобранным картриджем. И слушаю я ее переодически с удовольствием, но апгрейдить абсолютно не собираюсь, ибо для "правильного" звука совсем другой сетап есть.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Человек если виниловод по жизни, а не на словах, то у него ЦАП обычно ценой с авто иномарку, Chord Dave например. А то "гладкий виниловый звук" (ГВЗ) не видать.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.