Чаще всего компоненты Schiit приходится тестировать парой — их разработчики не без оснований считают, что у аналоговой и цифровой аппаратуры принципиально разные жизненные циклы, и объединять их в одном флаконе не стоит. Однако герой сегодняшнего повествования это правило слегка нарушает. Почему для данного аппарата было сделано исключение, и почему «слегка», мы и разберемся в первую очередь.

Ставка на нужную карту

Если быть совсем точным, то усилителей с интегрированными ЦАПами в текущей линейке Schiit целых три, но два из них — Fulla и Fulla 2 относятся к самому начальному уровню. Между тем Jotunheim (в русской транскрипции Йотунхейм) — аппарат солидный, построенный по полностью балансной топологии. Кстати, название его как обычно заимствовано из древне-скандинавского эпоса. Так называлась страна мифических великанов етунов, в которой помимо гигантов водились ведьмы и тролли женского рода — эдакие твердокаменные амазонки. Собственно, у меня небольшой, но весьма увесистый металлический кирпичик ассоциируется именно с троллями — могучими, но далеко не баскетбольного телосложения обитателями древних подземелий.

Йотунхейм был местечком довольно суровым

Что же касается внутренней сущности аппарата, то перед нами комбинация предусилителя и усилителя для наушников, предполагающая необязательное аппаратное расширение путем установки дополнительной платы. На фирменном сайте Jotunheim назван «конфигурируемым усилителем», что, на мой взгляд, не совсем точно: имеющийся аналоговый тракт никакой «конфигурации» не поддается, разве что коэффициент усиления переключается с 2 на 8 и обратно.

А вот расширить его функционал действительно можно, причем двумя абсолютно разными способами. Одна из доступных плат расширения представляет собой фонокорректор для виниловой вертушки с ММ-картриджем, а вторая — ЦАП со входом USB. Именно такой вариант и попал ко мне на тестирование.

Модули полезные, но опасные

Итак, перед нами не ЦАП с усилителем, а именно усилитель с расширяемым функционалом. Концепция интересная и, казалось бы, практичная, однако имеется странный парадокс. Какими бы перспективными и удобными ни казались модульные устройства, на реальном рынке они выживают крайне редко, чтобы не сказать почти никогда. Достаточно вспомнить попытки Samsung выпускать телевизоры с заменяемым процессорным модулем и внешним блоком коммутации.

Типичная среда обитания

Так происходит, поскольку до разработчиков очень быстро доходит, что сделать удачный блочный аппарат, а затем выпускать к нему дельные апгрейд-модули по осмысленной цене — отличный способ не только порадовать покупателей, но и загнать свой бизнес в могилу. Одним словом, звериный оскал капитализма во всей своей красе.

С другой стороны, Джейсон Стоддард и Майк Моффат из Schiit на рыночных дилетантов ну совсем не похожи, так почему же и они решились сыграть в эту рискованную игру? Короткая версия ответа — их апгрейд-комплекты почти не создают внутренней конкуренции в модельной линейке, скорее наоборот, помогают продажам.

Ну а к разговору о том, как им удалось добиться такого нетривиального результата, мы вернемся в финале нашего тестирования.

До тумблеров знакомый образ

Описывать внешность аппаратуры Schiit занятие не сложное, но слегка однообразное. От модели к модели дизайн практически не меняется: фронтальная и верхняя панели выполнены из алюминия нарочито грубой шлифовки, остальные стенки из стального листа, а барабанчик регулятора явно выточен на токарном станке из целиковой алюминиевой заготовки. Отдельная тема — переключатели. Вне зависимости от ценовой категории, во всех аппаратах применяются одинаковые миниатюрные тумблеры исключительно высокого качества.

Фасад Jotunheim украшают два «ушных» порта — для 6,3-мм джека и для четырехконтактного балансного XLR. На задней панели обнаружилось массивное гнездо на 220 В, то есть блок питания у Jotunheim внутренний. Немного забегая вперед скажу, что он линейный, укомплектован солидным трансформатором на П-образном наборном сердечнике. Выключатель питания тоже сзади. Дотянуться до него в принципе не сложно, но как и в случае топового ЦАПа Yggdrasil, разработчики рекомендуют попросту никогда его не выключать.

Силовой шнур безымянный, но его толщина и добротность приятно удивили

Здесь же плотно упакованы XLR- и RCA-разъемы линейных входов и выходов, а рядом с ними пробито прямоугольное окошко, из которого выглядывает (в нашем случае) смонтированный на плате расширения разъем USB-B. На его месте могли бы быть «тюльпаны» фонокорректора или просто металлическая заглушка. Кстати, в последнем случае аппарат обошелся бы на 10 000 рублей дешевле.

Секретный центр вращения

Итак, обе доступные на данный момент платы расширения стоят по 10 000 рублей и конструктивно не могут нести больше одного-двух небольших разъемов. Если посмотреть на фото самой платы, то станет очевидно, что и для внутренних компонентов места на ней не слишком много. То есть невиданной широты возможностей и многогранного функционала от сменных карточек ждать однозначно не стоит. И правда, фонокорректор рассчитан только на MM-картриджи, а к ЦАПу не получится подключиться по S/PDIF.

Трансформатор могуч и увесист, суммарная емкость электролитов в блоке питания более 70 000 мкФ

Однако компонентный состав дополнительных модулей ущербным никак не назовешь. ЦАП построен по полностью балансной схеме на двух чипах AK4490EQ от Asahi Kasei Microdevices с пассивным выходным фильтром и асинхронным USB-контроллером С-Media CM6631A на входе. Фонокорректор тоже балансный, на малошумящих операционниках AD8599. Коэффициент его усиления 47 дБ, точность соблюдения RIAA-кривой ± 0,25 дБ на участке 20 Гц − 20 кГц.

Миниатюрная сменная платка. Но на высококлассных ЦАПах в балансном включении

Что касается схемотехники самого усилителя, то он представляет собой полностью сбалансированную дифференциальную схему с токовой обратной связью, построенную на дискретных элементах по фирменной топологии Pivot Point. Известно о ней по большому счету лишь то, что Джейсону Стоддарду не сразу удалось убедить в ее жизнеспособности даже собственную команду, и что технические подробности о ней держатся в большом секрете.

Фонокорректор на виниловодов-маньяков явно не рассчитан, но для осознанного вникания в пластиночную тему подойдет отлично

Так что широкой общественности остается довольствоваться лишь характеристиками выходных сигналов, которые, надо сказать, впечатляют. При балансном подключении на 32-омные наушники выдается 5 Ватт мощности, которые, правда, в несимметричном варианте превращаются в 1,5 Ватта. Нелинейные искажения в рабочей полосе частот не превышают 0,001%.

Сила правильного питания

Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.

Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.

Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции

К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось. Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно.

Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.

Нетипичная цифра

Далее подключаю цифровой источник (MacBook Pro с плеером Amarra Symphony) непосредственно к входу платы ЦАПа. Двухканальные преобразователи AK4490EQ трудятся тут в паре, так что сквозной балансный тракт по-прежнему сохраняется. Напомню, что эти дельта-сигма ЦАПы занимают вторую сверху позицию в элитной серии Verita, разработанной AKM специально для звуковой аппаратуры высокого класса. Чипы интересны собственным соотношением сигнал/шум 120 дБ, а также поддержкой потоков PCM до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. В данной конкретной реализации уровень шума составляет –106 дБ, стримминг PCM ограничен 192 кГц, а нативное воспроизведение DSD техника Schiit не поддерживает по идейным соображениям, которые мы уже не раз обсуждали.

Может, на фоне продвинутых фирменных мультибитных решений вроде Gungnir данная конфигурация и не кажется чем-то сверхъестественным, но для небольшой сменной платки она и смотрится, и звучит достаточно солидно. Хотя до космической детализации и образцовой нейтральности старших моделей системе, конечно, далековато. Мне, кстати, кажется, что если бы Джейсон Стоддард предпочел использовать здесь чипы Sabre, то по формальным признакам звук получился бы ближе к лидерам. Но задумка, видимо, была другая — не привнести остроту и сверхдетальность, которые в исполнении дельта-сигма преобразователей все равно звучат совсем не так, как предпочитает слышать Джейсон, но наоборот, сделать саунд более слитным и пластичным.

Топология задней панели продумана до каждого миллиметра

В пользу такой версии говорят и две чисто декоративные детали. Во-первых, сквозь вентиляционную решетку на верхней панели заметно теплое желтое свечение, которое запросто можно принять за отсвет накальных нитей радиоламп. А во-вторых, при включении аппарата звук появляется не сразу, а с 20-секундной задержкой. То есть разработчики от души потрудились над созданием лампового образа для этого полностью твердотельного аппарата.

Нет, это не лампы, а светящиеся полупроводниковые стабилизаторы. Но мы-то намек поняли

Однако искусственно обогащать звук четными гармониками, слава богу, не стали. Кстати, для любителей настоящего лампового саунда у Schiit в той же весовой категории имеется весьма интересный Lyr 2. Ну а наш ЦАП в итоге заиграл достаточно детально, но комфортно и без агрессии. Звуковые образы четкие, их позиционирование в сцене считывается без проблем. Кстати, при подключении наушников по балансному входу ее объем и прозрачность пусть не драматически, но вполне ощутимо возрастают. Басы достаточно динамичны и управляемы, и в общем все вроде бы неплохо, но... С серьезным внешним ЦАПом усилительный тракт Jotunheim звучал на класс выше практически по всем показателям.

Правильные приоритеты

О чем же говорят такие результаты тестирования? В первую очередь о том, что Jotunheim отлично справляется со своей главной миссией — звукоусилением. И потратившись на него, можно быть уверенным, что звука получишь не просто «на все деньги», а еще и с добавкой. Ну а дальше все просто. Если после того, как основной бюджет потрачен на усиление, вам потребовался приличный, но доступный ЦАП — пожалуйста, плата наготове. В будущем же, подкопив денег, а главное, опыта прослушивания, можно спокойно и не торопясь присматриваться уже к отдельным ЦАПам.

Еще один сценарий. С течением времени вдруг приходит желание завести отдельный виниловый тракт добротного, но не топового уровня. Цена вопроса та же — 10 000 рублей. Ну и при дальнейшем движении в сторону продвинутого фонокорректора максимальные потери будут на таком же уровне.

Вот так мы и подошли к разгадке фирменной блочной концепции Schiit. Хитрость в том, что она подразумевает не бесконечный апгрейд одного и того же аппарата, но дает возможность с минимальными затратами получить максимум от своей системы сегодня, плюс принять взвешенное решение о дальнейшем развитии сетапа в будущем.

Добротный усилительный тракт без явных слабых мест, компактное исполнение, возможности расширения функционала.

Декоративная псевдоламповость немного сбивает с толку, при подключении наушников линейный выход не отключается.

Schiit Jotunheim

39 990 рублей (плюс 10 000 рублей плата ЦАП)

Воспроизводимые частоты (ЦАП): 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 2 Гц – 100 кГц (-3 дБ)

Воспроизводимые частоты (усиление): 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 700 кГц (-3 дБ)

Макс. мощность (балансный/несимметр. выход):

16 Ом – 7500/2500 мВт

32 Ом – 5000/1500 мВт

50 Ом – 3000/800 мВт

300 Ом – 900/350 мВт

600 Ом – 500/175 мВт

КНИ (усиление) <0,001% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)

КНИ (ЦАП) <0,0015% (20 Гц – 20 кГц)

Интермодуляционные искажения (усиление): < 0,0015% (CCIR)

Интермодуляционные искажения (ЦАП): < 0,002% (CCIR)

Сигнал/шум (усиление): >109 дБ (А-взвешенный, относительно 1 В RMS)

Сигнал/шум (ЦАП): >106 дБ (невзвешенный, относительно 2 В)

Коммутация: вход USB-B; линейные входы/выходы RCA/XLR, выходы на наушники Jack/XLR

Взаимопроникновение каналов: < –70 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Полное вых. сопротивление: < 0,1 Ом (на любом выходе при любом усилении)

Потр. мощность: 25 Вт

Габариты (мм): 229 х 152 х 51

Масса: 2,7 кг