В поисках теплоты Эркюль Пуаро кутался в дорогую шубу (не иначе дар какой-нибудь русской княгини); Холмс и Ватсон садились поближе к камину, Мегрэ отапливался трубкой. Аудиофил жаждет иного рода теплоты — в звучании своей аппаратуры. Он покупает ламповый усилитель.

Достоинства

- Высокая степень музыкальности

- Выход на наушники

- Низкая цена

Недостатки

- Требовательность к акустике

Эта история началась больше полувека назад. В 1955 году британская фирма H. J. Leak & Co. создала усилитель Stereo 20 на только что появившихся тогда лампах Mullard EL84 и ECC83. Аппарат мгновенно завоевал популярность по всему миру и без существенных изменений выпускался до середины 60-х (между прочим, и сегодня цена хорошо сохранившегося образца на интернет-аукционах доходит до 2000 долларов). Возродить его производство решила небольшая английская компания Icon Audio (UK) Ltd, специализирующаяся на ламповой технике, — руководитель Icon Audio Дэвид Шоу убежден в том, что у лампы есть неотразимые преимущества перед транзистором. Собрав команду единомышленников, он отказался от сторонних акционеров и перенес сборку в Китай (под строгим английским контролем, разумеется), что и объясняет очень демократичную цену тестируемого продукта. Философия Icon Audio укладывается в три обманчиво простых пункта: изделия должны хорошо звучать, красиво выглядеть и безотказно работать в течение долгих лет. В частности, фирма предпочитает металл пластмассе, использует только позолоченные клеммы, навесной монтаж и ручную пайку (никаких печатных плат, трудно поддающихся ремонту, а также чувствительных к колебаниям температуры и влажности!).

Но все это, фигурально выражаясь, количественные показатели. Репутацию создают не только и не столько они, сколько вожделенная «высокая верность звучания» как результат большого опыта и мастерства инженеров. Этого у Icon Audio в избытке. Например, усилители фирма разрабатывает около 15 лет, накопила значительный опыт, поэтому и Stereo 20 PP — не копия схемы H. J. Leak, а ее творческая переработка с учетом современных достижений схемотехники. В частности, выпрямитель основан на полупроводниковых диодах, а во входных каскадах используются не только лампы 12AX7 (ECC83), но и 12AU7 (ECC82). Выходной же каскад остался практически неизменным — пентоды EL84 в ультралинейном режиме. Примечательно, что специалисты не поддались модной нынче тенденции заставлять выходные лампы работать как триоды, что привело бы к значительной потере мощности. Да, многие аудофилы убеждены: идеал лампового звучания достижим только в триодном режиме, однако соответствующий усилитель требует для раскрытия своего потенциала очень чувствительные АС, а в ценовом сегменте, к которому относится Stereo 20 PP, таких практически нет. Впрочем, фирма уверяет, что при желании клиент может получить и «триодный» вариант усилителя.

На тыловой стенке располагаются три линейных стереовхода и выход на запись, а также акустические клеммы для подключения АС импедансом 8 или 4 Ом и соответствующий переключатель.

Корпус аппарата напоминает строгий черный фрак, сшитый дорогим портным. Ничего лишнего — матовый фасад и покрытые рояльным лаком борта, верхняя крышка и кожухи трансформаторов. Семь ламп; входные каскады на двух двойных триодах 12AX7 и одном 12AU7 работают в классе А; в каждом выходном каскаде установлена пара пентодов EL84, функционирующих в пушпульном (двухтактном) режиме, когда верхняя и нижняя полуволна сигнала усиливается отдельной лампой. От превратностей судьбы (расшалившегося ребенка, например) хрупкие вакуумные приборы спасает симпатичный плексигласовый кожух. На передней панели, кроме регулятора громкости и переключателя, между тремя источниками сигнала звездочкой сияет синий светодиод, который оповещает о готовности усилителя к работе. Но внимание знакомящегося с аппаратом звуколюба привлекает в первую очередь выход на наушники и соответствующий переключатель. (Многие ли ламповые усилители предоставляют возможность подключения головных телефонов?) Сзади обещанные позолоченные разъемы, тумблер настройки на импеданс колонок (4/8 Ом) и довольно солидные акустические клеммы. В инструкции помечено, что после 5 лет эксплуатации лампы нужно будет заменить, и подробно описывается, как это сделать. «Ремкомплект» фирма обещает за отдельную плату выслать. Разумеется, владелец может передоверить столь серьезную процедуру специализированной мастерской или дилеру. В общем, если что и свидетельствует о свойственных экономклассу компромиссах, так это отсутствие пульта ДУ.

Теперь поговорим о самом существенном. Как звучит этот ламповый малыш? Мощность у него не выше, чем у стандартной микросистемы (2х15 Вт), поэтому нам пришлось поломать голову над тем, какие АС лучше к нему подключить. В конце концов мы остановились на полочниках чувствительностью порядка 91 дБ. После нескольких часов прогрева получившаяся система порадовала нас звучанием, охарактеризовать которое лучше всего термином «музыкальность». Определенная расслабленность на низких частотах, разумеется, есть, но она заметна лишь при попытках превратить гостиную в дискоклуб, нагружая усилитель супермодными танцевальными треками, где бас преобладает над всем остальным. Верха чуть приглушены, что благотворно влияет на звучание многих оцифрованных записей — сглаживается присущая им резкость. Но в главном — в том, что чарует слушателя в первую очередь, т.е. в отработке среднечастотного диапазона, Icon добивается безоговорочного успеха, особенно на джазовых записях. Водяными знаками проступают мельчайшие нюансы вокала; явственно ощущаешь, как исполнитель ласкает гитарные струны, клавиши рояля или клапаны саксофона. Если в вашей жизни есть все, кроме теплоты лампового звучания, не упустите свой шанс.

Результаты измерений и технические характеристики

По меркам ламповых усилителей характеристики этого аппарата иначе как выдающимися не назвать. Мощность, измеренная на одном канале, несколько превышает заявленную, так что при работе в стереорежиме показатели, близкие к паспортным, будут обеспечены, тем более что с ростом частоты отдача практически не падает. Но самое замечательное в другом: Icon по величине КНИ приближается к транзисторным устройствам. Неравномерность в диапазоне слышимых частот менее 3 дБ, причем из-за спада на верхах, который сказывается на звучании скорее благотворно. Уровень разделения каналов — хороший. Довольно велик дисбаланс (полдецибела), но заметить эту разницу способен лишь человек с гипертрофированной чувствительностью слуха.

Паспортные данные

Выходная мощность (8 Ом), Вт: 2х15

Импеданс АС, Ом: 8/4

Аудиовходы/выходы: линейные (стерео)3/1, балансныенет, вход Рhono–нет

Регуляторы тембров НЧ/ВЧ: нет

Выход на наушники: 6,3 мм

Габариты, мм: 10x270x200

Масса, кг: 10,0

Потребляемая мощность, Вт: 100

Пульт ДУ: нет

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Март, 2013.

Выходная мощность (КНИ 3,0%, 8 Ом) на частоте 80 /1000/10 000 Гц, Вт: 17,3/16,4/14,7

Коэффициент демпфирования: 14

КНИ на 0,5 Pmax, % на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 0,084/0,104/0,958

Неравномерность в полосе частот 20 Гц — 20 кГц: 2,9 дБ

Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ: –0,7/–23

Разделение каналов, L–R/R–L54 дБ / 53 дБ

Дисбаланс каналов: 0,5 дБ