Алексей Васильков: «Это очень эмоциональный рынок»

Алексей Васильков: «Это очень эмоциональный рынок»

Галерея электроники «Назаров» на Большой Ордынке в Москве открылась ровно год назад — в феврале 2012-го. О том, что такое «галерея» и кто ее посещает, беседуем с Алексеем Васильковым, генеральным директором этого магазина.

— Алексей, свою карьеру вы начали в 2004 году в магазине «М.Видео» на должности продавца-консультанта. Вам хотелось работать на этом рынке и это был осознанный выбор или все-таки случайность?

— И то и другое. Когда я учился (а моя профессия — врач-ветеринар), конечно, думал работать по специальности. Окончил аспирантуру, подумал было пойти в науку, но у нас в стране это, к сожалению, не очень ценится. Как вы понимаете, на одном моральном удовлетворении долго не проживешь. Пришлось искать «обычную» работу, как я тогда думал, на год-другой, пока не подыщу что-нибудь соответствующее образованию. Понятно, что тогда был большой выбор, куда пойти, но мне вдруг стало интересно попробовать себя в работе с техникой. Этому есть несколько причин.

Во-первых, музыка была со мной буквально с самого детства. Начнем с того, что моя мама очень хотела вырастить в семье музыканта и отправила меня в музыкальную школу. Не скажу, что я был в детстве сильно увлечен музыкой, но все же надо сказать маме спасибо. Я знаю музыкальную теорию, имею представление о том, что такое оркестр, как он устроен, и, наконец, слышал все инструменты вживую. Знаю, что такое музыка изнутри. Это позволяет мне отделять зерна от плевел — на интуитивном уровне отфильтровывать синтетическую, вымученную музыку. Кстати, то, что я не стал музыкантом, никак маму не разочаровало, потому что две мои младшие сестры работают преподавателями в музыкальной школе и дирижерами: одна в народном оркестре, другая в хоре. Музыкантов в семье, как видите, хватает.

Во-вторых, в юности я увлекался и техникой. Отец отдал мне кассетный магнитофон с одним динамиком, и на нем я слушал все то, что слушали ребята во дворе. Меня это не увлекало, просто все это делали. Но у родителей был стереопроигрыватель виниловых пластинок. Они сами слушали популярных тогда бардов, как-то мама мне приобрела пластинку с записью рок-фестиваля. Пластинка эта, наверное, с год пропылилась на полке, пока я однажды не решился ее послушать. На несколько часов меня пригвоздило к креслу. Песню «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса» я включал в тот вечер раз сто. И дело в том, что меня не только сама музыка восхитила, но понравилось еще то, как она звучит в стерео. С этого все началось.

Позже, когда переехал в Москву, по выходным стал завсегдатаем «Горбушки». Тогда как было: услышишь что-нибудь на радио, потом ходишь ищешь. Первым более-менее серьезным стереокомплектом у меня был Technics, как сейчас помню, при регулировке громкости у него шипел правый канал.

Но это все было хобби, и я, честно признаюсь, не думал, что оно станет моей работой. Но вот пришел в «М.Видео» и увлекся. Когда читаешь журнал «Stereo&Video» или ходишь по магазинам и пытаешь продавцов, какой же аппарат мощнее, это одно дело. И совсем другое, когда есть возможность самому все собрать, подключить, попробовать, сравнить. Да, я действительно получал моральное удовлетворение от работы. Полагаю, это одна из причин, почему моя карьера пошла в гору. Спустя 2 года я стал менеджером отдела, еще через 2 года — директором магазина.

— Однако «М.Видео» — это огромная сеть, корпоративные правила, рутина...
— Да, есть такой стереотип, мол, если компания большая, то работа будет а-ля «Макдоналдс». Но в реальности кто с чем приходит. Там есть как суперпрофессионалы, отлично разбирающиеся в технике, так и студенты, которые подрабатывают после института. Я по жизни человек очень обязательный, не могу работать спустя рукава. Думаю, это еще одна причина моей стремительной карьеры.

Вообще в «М.Видео» я получил колоссальный опыт, ведь как раз в 2005 году в компанию пришли европейские управленцы, была проведена реорганизация, небольшой ребрендинг и началось то динамичное развитие из небольшой локальной сети в национальную. Я все это наблюдал изнутри. Наблюдал и учился. Участвовал в разных рабочих группах, например по разработке новых систем мотиваций, внедрению электронного графика работы и т.п.

— А потом вы перешли в «Назаров» за полгода до его открытия. Сложно или просто было перестроиться с глобального бизнеса на, в общем-то, локальный салон?
И «М.Видео», и «Назаров», как и любая успешная компания, уникальны в своем роде. Конечно, есть некие общие стандартные методы организации бизнеса, но подход в «Назарове» другой: это стартап, тут все только начинается. Однако опыт, полученный в «М.Видео», мне пригодился и здесь, я смог его использовать не шаблонно, а творчески. Знаете, то, что казалось сложным, оказалось еще и интересным.

— Вы использовали слово «стартап» в отношении салона «Назаров». Стартапом обычно называют проект, который стремительно развивается, а не просто новый бизнес. Можно ли сказать, что «Назаров» — это стартап в буквальном смысле слова?

— Я в этом убежден. У нашей галереи есть преимущества, которые заставляют людей приходить сюда снова и снова.

— Хорошо, расскажите, почему вы называетесь «Назаров» и почему именно «галерея электроники»?
— С первой частью вопроса все просто: Назаров — это фамилия владельца. И такое название было выбрано сознательно, так мы подчеркиваем, что несем персональную ответственность перед нашими покупателями.

А со второй половиной чуть сложнее. «Назаров» можно назвать и салоном, да и просто магазином — это наш «функционал». Но словом «галерея» мы хотели подчеркнуть, что мы демонстрируем, а фактически «выставляем» различную технику. Мы пытаемся донести до потребителя, что у нас тут не точка продажи, а некая среда, где он может раскрыть свой творческий потенциал. Где можно посмотреть, подумать, сравнить, оценить аппаратуру. И поговорить с нашими «галеристами» — профессиональными консультантами.

Мы изучали тенденции рынка и отметили, что современный клиент уже не такой, как раньше. Во-первых, в прошлое ушли такие причины покупки, как один лишь престиж и статус. Во-вторых, те люди, которые реально слушают музыку и раньше не могли себе позволить наслаждаться ею в хорошем качестве, выросли, улучшили свое благополучие и уже задумались о покупке серьезной аппаратуры. В-третьих, дизайн стал важен как никогда раньше.

Сегодня, когда человек начинает делать ремонт или проектирует свой дом, он сразу планирует, где у него будет домашний кинотеатр. Остается только вопрос, как этот кинотеатр будет внедрен в общую концепцию дизайна жилья. Как решить такие технические нюансы, как настройка оборудования, интеграция в систему типа «умный дом».

В «Назарове» есть проектный отдел. Мы делаем инсталляции разной сложности: от простой настройки аппаратуры до полной автоматизации и создания мультирум-систем, можем вести проект с этапа строительства. И в последнее время этих проектов становится все больше и больше. Мы планируем расширяться.

Вначале, когда мы только открылись, «Назаров» многие воспринимали как Hi-Fi-салон. Продажи автоматизации у нас были невысокие. К осени мы уже набрали достаточное количество проектов и увидели сильный рост. Думаю, люди вернулись из отпусков, поняли, что ремонт уже в той стадии, когда пора закладывать провода и ставить технику, — и у нас всплеск продаж компонентов для различных систем автоматизации.

— Алексей, вы говорили, что людям стал важен дизайн. В таком случае предлагает ли ваш салон услуги дизайна?
— Нет, но мы сотрудничаем со многими дизайнерами и архитекторами. Проводим специальные мероприятия, где знакомим их с технологиями. Понимаете, иногда у некоторых дизайнеров уровень компетенции в том, что касается технологий, увы, не такой высокий, как нам бы хотелось. Для них колонка — это некая коробка, из которой торчат динамики. Они зачастую не знают, насколько обширный этот рынок: от разных встроенных решений, необычных видов корпусов, не говоря уже о многообразии цветовых отделок. Вот чтобы дизайнер или архитектор мог все увидеть, и нужен наш салон. Например, недавно у нас была конференция, посвященная акустической обработке помещения. Архитектору важно понимать, как это организуется, насколько это трудоемкий процесс. Мы не говорим: «Ребята, приходите, мы вам все продадим». Мы говорим: «Приходите, поможем и научим».

— В Галерее электроники «Назаров» несколько комнат, и каждая из них чем-то выделяется. Опишите их вкратце.
— Начнем с первого этажа. Зайдя в салон, человек попадает в первый зал. Здесь как раз собраны дизайнерские решения, lifestyle. И становится сразу понято, что в стерео, что в ДК можно получать удовольствие и от звука, и от внешнего вида. Акустика перестала быть серой и посредственной.

Если пойти налево, попадете в комнату RevoxGira, это швейцарский бренд. Там стоит красивая акустика Revox, которая работает в рамках мультирумной системы Gira. Между прочим, единственный шоу-рум этого бренда в России. И в то же время это дизайнерская концепция. Это сложно описать, нужно увидеть самому.

Третья комната — это High-End-зал, где мы собрали очень дорогую аппаратуру. Тем самым мы показываем, что у нас нет рамок и границ. Если клиент хочет колонки за 8,5 миллионов рублей — пожалуйста.

На втором этаже у нас, я бы сказал, рабочие комнаты: прослушивания и домашний кинотеатр. Комната прослушивания самая востребованная. Бывает, нужно за неделю записываться в нее, очень много желающих. Там мы, собственно, собираем систему, которую хотел бы послушать клиент, прямо перед его приездом (минут за 20, чтобы успеть хоть немного прогреть).

Второй зал — полноценный домашний кинотеатр. Причем не только в техническом плане, но и внешне — дизайн выполнен в английском стиле. Один из вариантов, чтобы показать, что может наш отдел проектов. Акустическая обработка есть и в кинозале, и в комнате прослушивания.

Наконец, комната, где мы с вами сидим, это приемная, тут проходят переговоры. Тут у нас домашняя атмосфера, чай, кофе и есть собственная выпечка из профессионального пекарного оборудования.

— Какие трудности отмечают продавцы при общении с покупателями?

— Я бы не назвал это трудностями. У нас очень хороший коллектив. Мы специально нанимали на работу людей с большим опытом, у некоторых стаж 20—25 лет. Они отлично разбираются в технике и всегда рады помочь. Конечно, бывают разные ситуации. Бывают покупатели — матерые зубры, которые уже не один салон объездили, у них есть четкое представление о том, что им надо. С ними мы просто общаемся на интересные общие темы. Другие покупатели не так уверенны, они ориентируются по советам друзей, по статьям в журналах, но сомневаются. Записываются на прослушивание, где мы им предлагаем разные варианты. Как раз для них важен совет эксперта, ведь наш консультант может акцентировать внимание на моменты, о которых покупатель не думал, но они важные. Важны еще и музыкальные пристрастия человека. Если покупатель любит сложную музыку, как джаз или классику, все бывает непросто, потому что акустику подбирать в таком случае сложнее, требования высокие. Кстати, в таких ситуациях у нас очень часто случается, что покупатель выбирает не ту систему, которую изначально просил послушать. И нас это радует, потому что он ушел от нас довольным, со словами благодарности. Ведь мы не только помогли ему подобрать правильный комплект, но и продемонстрировали, почему в его случае это будет верный выбор.

— Есть такое мнение, что аудитория Hi-Fi-рынка стареет. Вы ближе всего к конечному потребителю, скажите, так оно и есть?

— Пожалуй, соглашусь, что подавляющее большинство покупателей — это состоявшиеся люди, мужчины, выросшие на Pink Floyd. Но они-то как раз и ведут за собой молодежь. Например, приходит отец с сыном и заказывает два комплекта; подороже — себе, попроще — сыну. Ведь если отец увлечен музыкой, он всегда будет пытаться донести это до ребенка. Так что есть и молодая аудитория. Она немногочисленная, но есть.

— Вы уже 8 лет на рынке AV-электроники. Чем он примечателен, на ваш взгляд?

— Люди приходят за мечтой. Это очень эмоциональный рынок, практически всегда, когда говоришь с клиентом, его глаза горят. Каждый хочет описать свои эмоции. И покупатели интересные, и те люди, которые продают, также увлекаются в не меньшей степени. У нас многие — фанаты своего дела.

— Алексей, какую музыку слушаете, какое кино смотрите?
— В последнее время мне редко удается посмотреть кино, да и музыку чаще в наушниках слушаю... Год назад у меня родилась дочка, приходишь домой, все уже спят, особо не пошумишь. Только в комнате прослушивания на работе случается насладиться в те редкие моменты, когда она свободна вечерами.

Особых предпочтений в музыке, пожалуй, нет. Начинал, как я уже говорил, с русского рока. Сейчас, конечно, кругозор шире. В последнее время Маркуса Миллера слушал, Club des Belugas. Их мне, кстати, наши эксперты посоветовали.

Из русских исполнителей только Пелагею слушаю — сказалась склонность нашей семьи к народной музыке.

— Какая аудиовидеотехника установлена у вас дома?
— Я купил систему еще в «М.Видео», когда там работал. Не хочу называть конкретные бренды. Система, в общем-то, неплохая. Но когда пришел я в «Назаров» и увидел этот безбрежный океан возможностей, послушал разные варианты... Сейчас я понимаю, что нужно обновлять. Только, честно говоря, не определился с выбором. Мне сам процесс поиска нравится, наслаждаюсь этой попыткой самоопределиться.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2013
70.79 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.