Тест проигрывателя Scheu Analog Cello Classic Line Timbre с тонармом Classic 10 и головкой Goldring Legacy

Тест проигрывателя Scheu Analog Cello Classic Line Timbre с тонармом Classic 10 и головкой Goldring Legacy

Новинки в линейке немецкой компании Scheu Analog появляются очень редко. Впрочем, и выпускающиеся аппараты живут долго без каких-либо существенных изменений. Во многом это можно объяснить продуманным подходом — сырые модели в каталоге не встречаются. И узкая специализация производителя также говорит сама за себя — производит Scheu Analog только проигрыватели и тонармы. Кроме этого, в линейке есть упоминание о головках звукоснимателей и нескольких аксессуарах. С аксессуарами все понятно, хотя та же возможность приобрести отдельный мотор в ряде случаев очень кстати, а головки — их для Scheu Analog делает Benz-Micro, только по измененным спецификациям.

Аппарат, ставший предметом нашего теста, — как раз новая, недавно выпущенная модель. Более того, эта модель — старшая в новой линейке Cello Classic Line, в которой обозначены три проигрывателя. Необычно в этой линейке то, что основа стола изготовлена из фанерного сэндвича, ведь подавляющее большинство проигрывателей Scheu Analog почти что целиком изготавливаются из акрила. Правда, и привычные черты в конструкции видны сразу — это акриловый диск и выносной мотор. Со всем остальным надо разбираться в подробностях, а конструкция Scheu Analog Timbre так и вообще очень интересна.

Конструкция

Стол проигрывателя трехслойный, и сама по себе это необычная, но простая, даже минималистичная конструкция — как раз в духе Scheu Analog. Нижняя часть — сэндвич из фанеры с декоративной шпонировкой по бокам. Цельная ли это деталь или внутри есть какие-то полости с демпфирующим материалом, сказать сложно. С засыпными конструкциями у производителя я сталкивался, но в данном конкретном случае вопрос остается открытым. Второй слой стола — тонкая прослойка из пробкового листа. Но самый интересный и необычный слой — верхний.

Это достаточно толстая плита, изготовленная из каменного сланца. В сумме конструкция получается увесистой, но смотрится очень изящно, особенно учитывая выверенные пропорции и сочетание фактур шпона и камня. Как слои соединяются между собой, сказать сложно, следов клея я не заметил, а разобрать стол без опаски его повредить не представилось возможным. Скорее предположу, что слои насквозь стянуты при помощи основания подшипника и гайки. По логике скреплять намертво части стола нет необходимости, даже, наоборот, излишнее напряжение в конструкции не пойдет на пользу. Достаточно, чтобы слои стола просто не смещались друг относительно друга в обычных условиях.

Проигрыватель виниловых пластинок Scheu Analog Cello Classic Line Timbre

На стойку стол устанавливается при помощи трех регулируемых ножек-конусов. Регулировки плавные и удобные, ничего не люфтит и не болтается. Необычны ножки тем, что изготовлены они из двух разных сплавов, с более твердыми остриями. Точнее, сами-то вершины конусов не такие уж и острые, но повредить стойку вполне могут, а подставок в комплекте нет — этот вопрос остается на усмотрение будущего владельца.

Подшипник у проигрывателя инвертированный, с массивным бронзовым основанием, коротким шкивом и керамическим шариком. Сверху на шкив надевается легкий стальной стакан, а на него уже — акриловый диск. Из особенностей можно упомянуть то, что в шпинделе, которым заканчивается стакан, есть небольшое отверстие —для смазки подшипника в процессе эксплуатации. И конечно, надо отдать должное качеству подшипника, а это явно сильная сторона всех проигрывателей Scheu Analog: раскрученный рукой диск остановится не меньше чем через несколько минут. Диск, как я уже упоминал, акриловый — прозрачный и матированный. Конструкция его такова, что основная масса распределена по внешней нижней окружности, что логично для такой конструкции. Схожий принцип используется и у старших моделей проигрывателей с существенно более толстым и тяжелым диском.

Мотор у проигрывателя выносной, собран в массивном металлическом корпусе. Собственно говоря, это такой же мотор, как и те, что идут в комплекте к старшим моделям Scheu Analog линейки Premier, с той лишь разницей, что в нашем случае к мотору прилагается аккуратная подставка из того же камня, который используется в конструкции стола. У мотора есть все необходимое — и переключатель скоростей, и удобная регулировка для каждой скорости. Никаких дырочек, куда надо лезть с маленькой отверткой. Сделано это не просто для удобства. Учитывая то, что вращение на диск передается не пассиком, а мононитью, которой в комплекте идет целая катушка и которую нужно периодически связывать и менять, удобная и быстрая регулировка скорости просто необходима. Ведь даже в процессе нить не все время полностью стабильна, постепенно она начинает растягиваться, чуть провисать. Подтянуть ее проще простого, надо только подвинуть мотор, но за скоростью при такой конструкции надо следить регулярно. Кстати, в комплекте имеется небольшой стробоскопический диск, для точной настройки его будет достаточно, а перфекционисты могут обзавестись полноразмерным диском.

Стол, состоящий из нескольких слоев, включая камень, и опорные ножки-конусы

Мононить, как разновидность пассикового привода, заслуживает того, чтобы рассказать о ней отдельно. Да, эта конструкция требует некоторых усилий, даже расстояние мотора от корпуса и силу натяжения желательно подбирать на слух и к этому надо приноровиться (хотя в этом нет совершенно ничего сложного), но результат оправдывает эти хлопоты. Такая нить практически не имеет пружинящего эффекта, который свойственен почти любому пассику. За счет этого работает привод точнее, а это в свою очередь сказывается на динамике звучания. Техническое решение простое, но очень эффективное.

База для тонарма металлическая, с прорезью, по которой можно сдвигать тонарм ближе или дальше. Вообще, насколько я знаю по опыту общения со старшими моделями Scheu Analog, у производителя можно заказать базы под разные тонармы. Установленная же база у меня вызывает некоторое недоумение. Не столько сама по себе, сколько в сочетании с собственными тонармами Scheu Analog, а именно под них эта база и рассчитана.

Дело в том, что тонармы Scheu Analog и доставшийся на тест Classic 10, крепятся к базе при помощи зажимной гайки. Зачем в данном случае делать не просто строго просчитанное отверстие, а прорезь, совершенно непонятно. Потребности в сдвиге самого тонарма нет, головка настраивается на шелле, где есть прорези для крепления. Наоборот, то, что вместо отверстия прорезь, добавляет хлопот — зафиксировать тонарм в нужном положении с первого раза даже у меня не получилось. И крепление надо затягивать аккуратно, но сильно, иначе в процессе тонарм можно просто сдвинуть.

Стакан подшипника — видна вставка и отверстие для смазки

Сам тонарм — одноопорный, 10-дюймовый, статически сбалансированный. С ним, кроме установки на базе, еще пришлось повозиться. Тонарм имеет интересную конструкцию, и у него нет трубки как таковой, вместо нее — П-образная конструкция, напоминающая металлический профиль. Кроме того, чтобы как-то собрать тонарм из отдельных частей, придется уделить внимание проводам. К «трубке-профилю» провода вообще никак в базовом варианте не крепятся. Проблемой я это не считаю, скорее, еще одна задача, с которой надо как-то справиться, и даже хорошо, что разработчики оставили вопрос крепления на усмотрение владельца. Да, это вариант не для новичка, но возможность интересная.

В этот раз я для крепления проводов использовал три пробковые вставки, подогнанные под размер. Дальше пришлось разбираться с настройками головки. Производитель утверждает, что для этого тонарма очень неплохо подходит Denon DL-103, и даже не просто подходит, а рекомендуется. Но головка эта специфическая, по своему замечательная, но не универсальная. Поэтому я для теста выбрал хорошо проверенную Goldring Legacy. Однако возникла сложность: головка эта легче, чем рекомендованный Denon, всего на 0,5 г (без учета крепежа), и эта разница уже оказалась критичной — пришлось использовать специальные утяжеленные винты. В быту есть масса способов решения подобных проблем, однако хотелось решения изящного, без самопала.

И еще одно замечание. Податливость иглодержателя у Denon DL-103 явно меньше, чем у Goldring Legacy, а резонансная частота по тестовым дискам с головкой Goldring получилась где-то между 12 и 13 г, т.е. по верхней допустимой границе. Так что я бы поостерегся использовать классическую версию Denon DL-103 и все ее разновидности с низкой податливостью иглодержателя. Дальше с настройкой тонарма все прошло в обычном режиме, только хорошим шаблоном, весами и тестовым диском обзавестись будущему владельцу крайне желательно — без них должной точности настройки не получить. И надо помнить, что тонарм не имеет держателя или фиксатора вообще, а в состоянии покоя просто лежит на лапке микролифта. Учитывая это и все прочие особенности проигрывателя, обзавестись защитной крышкой тоже желательно.

Звучание

Каких-то дополнительных экспериментов с проигрывателем я делать не стал, хватило и работы с настройками. По опыту я обычно советую к акриловым дискам Scheu Analog добавлять какой-то мат типа коркового, но сейчас я решил обойтись без экспериментов и послушать точно отстроенный проигрыватель в базовой комплектации.

Шкив подшипника с бронзовым основанием и керамическим опорным шариком

Прослушивание начал с пластинки Aurex Jazz Festival '82 «The Woody Herman Big Band».
Звук быстрый, с хорошей ритмикой и динамикой. Бас средней глубины, аккуратный, прозрачный и уверенно-основательный. Сказать, что он совсем глубокий, нельзя, но чувствуется основа, фундамент звука. И что понравилось — нет неконтролируемой избыточности или вязко-пластилиновой неповоротливости. Серединка открыто-прозрачная, без какой бы то ни было окраски. Верхние частоты чистые, естественные, лишенные окраски или излишней резкости. И есть ощущение, что верхняя часть диапазона практически ничем не ограничена. В звуке хорошо сочетается высокая детальность, прозрачность и подвижность, стройность и уравновешенность. Подача ровная и честная. Сцена прорисована отлично, образы и планы хорошо очерчены и пропорциональны. Ширина и глубина — чуть больше среднестатистически-привычного для хороших трактов. Где-то иногда подспудно угадывается как бы намек на строгость и некую склонность к математично-механистичному почерку, но и только. Сразу хочется вспомнить модели Scheu Analog постарше и начать сравнивать, так вот, там больше фундаментальности и масштаба, а у нашего испытуемого это все выражено в меньшей степени, зато музыкально тракт ощущается не таким строгим и не столь склонным к аналитике.

Следующая пластинка — Dead Can Dance «Into The Labyrinth». Заметно, что тракт очень неплохо читает тихие звуки, нюансы и послезвучия. Иногда звук кажется чуть суховатым, самую-самую малость, но если попытаться вслушиваться в это кажущееся качество, то через 5 мин это уже не улавливается. А вот атмосферу записи тракт передает очень подробно и цельно. Подача ровная и детальная, по динамике вообще придраться к чему-то не получается, даже если стараться. Заметить окраску в звуке тоже сложно, так как окраски просто нет, а придумывать ее себе не стоит — и без того хватает аппаратов, которые в отличие от нашего испытуемого очень даже красят звук.

Выносной мотор с возможностью подстройки каждой скорости. В комплект с мотором входит каменная подставочка

Следующий диск — Harold Budd, Brian Eno «Ambient 2». Исключительно прозрачная, утонченная подача с массой нюансов. Детальность и эмоции тракту даются в равной степени хорошо. Звук искренне-трогательный, наполненный и открытый. Вообще у проигрывателя есть ценное свойство — в равной степени легко можно анализировать фонограмму или исполнение и просто слушать музыку. Хочется детальности — она есть в достатке. Если хочется музыки — так вот она, цельная и не препарированная на органы и ткани. Что в звук, что в музыку так и тянет вслушиваться, только этот процесс не переходит в аудиофильское буквоедство. По практике далеко не каждый проигрыватель, попавший ко мне на тест, вызывает желание послушать всю пластинку целиком и еще что-нибудь, а не только то, что нужно для оценки звуковых свойств и качеств.

Идем дальше, в другие жанры. Диск Queen «A Kinf Of Magic». Звук детальный, подробный, естественный настолько, насколько позволяет запись. Запись проблемная, получить на ней засушенную кашу с визгами можно на многих трактах. Но в нашем случае все пристойно, выручает ровная по диапазону и неокрашенная подача — если бы с недостатками пластинки сложились недостатки тракта, результат получился бы намного хуже. Искусственного «мяса» тракт не дает, а та басовая и мидбасовая составляющие, которые есть на записи, слышны полноценно.

Теперь немного новодельного, но хорошего винила, альбом Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge». Детальность даже на сложных фрагментах выше, чем я ожидал от этого проигрывателя. Масштаб отображается на должном уровне, есть все составляющие диапазона в отличных пропорциях. Эмоции альбома передаются полно и многогранно, а тракт сам по себе ничего не добавляет, что есть на записи, то и воспроизводится. Особенно понравилось сочетание хорошей детальности, прозрачных верхних частот с полным отсутствием навязчивости или неестественной резкости. И естественность ритма, временная составляющая на достойном уровне. Все-таки особенности привода работают, и не заметить это невозможно.

Конструкция тонарма только внешне кажется простой, а с настройками придется повозиться. Правда, и результат того стоит

Последнее испытание для тракта — оркестровые и хоровые произведения. Верхний уровень сложности, если можно так сказать. С пластинкой Haydn «Die Schopfung» тракт справился более чем неплохо. Инструментальные и вокальные партии, сцена, все сложилось в цельную и подробную картинку. Тембральная достоверность на достойном уровне, детальность и раскладка сцены тоже. С пластинкой Carl Orff «Carmina Burana» такой идиллии не получилось. Детальности хватило и на сложных насыщенных фрагментах, и на тихих. Упрощения я нигде не заметил. Сцена, атмосфера — все есть, но вот те же литавры прозвучали не так, как хотелось, а явно скромнее. Именно масштаба и глубины не хватило. Впрочем, проигрывателей, способных в полной мере справиться с этой записью, не так уж и много, а по остальным параметрам результат достойный.

Резюме

Очень сильный проигрыватель, пусть и весьма капризный и требовательный к настройкам. В сочетании со столом, который явно хорош даже в сравнении с моделями заметно дороже, меня удивил тонарм. Да, я с ним был знаком раньше и сталкивался не раз, но вот такого результата не ожидал, особенно учитывая некоторую свою нелюбовь к одноопорникам как таковым и не забывая о скромной по High-End-меркам цене тонарма. Предположу, что этот стол вполне заслуживает и намного более серьезных тонармов, которые смогут вполне раскрыться в этом сочетании. В целом сборка тракта на основе стола Scheu Analog Timbre — задача не для новичка, впрочем, так можно сказать о большинстве проигрывателей Scheu Analog, кроме младших моделей. Но потратив силы и время, вы можете получить очень достойный результат.

Scheu Analog Cello Classic Line Timbre, вид сбоку

Музыкальный материал

1. Aurex Jazz Festival '82 — The Woody Herman Big Band — Toshiba EMI / Aurex EWJ-80236 / Stereo

2. Carl Orff — Carmina Burana - Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

3. Dead Can Dance — Into The Labyrinth — Mobile Fidelity MOFI 2-001 / Stereo

4. Harold Budd, Brian Eno — Ambient 2 The Plateaux Of Mirror – EG / Polydor MFP 1321 / Stereo

5. Haydn — Die Schopfung — R.Weiner, P.Schreier, T.Adam, Runfunkchor und Rundfunk-Sinfonie-Orchester Berlin – Eterna 826 746-747 / Stereo

6. Queen — A Kinf Of Magic / EMI EMS-91168 / Stereo

7. Richard Hawley — Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo

Технические характеристики

Проигрыватель Scheu Analog Cello Classic Line Timbre

Привод: мононить

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин, с возможностью регулировки

Мотор: постоянного тока

Тонарм Scheu Analog Classic 10

Тип подвеса: одноопорный

Шелл: несъемный

Эффективная длина: 235 мм

Эффективная масса: 11 г

Антискейтинг: грузик и блок

Выходной разъем: несъемный кабель с RC-разъемами

Головка звукоснимателя Goldring Legaсy

Тип: МС

Частотный диапазон: 20—22 000 Гц

Разделение каналов: > 25 дБ/1 кГц

Выходное напряжение: 0,25 мВ

Импеданс: 100 Ом

Прижимная сила: 1,75 г

Динамическая податливость: 16x10-6 см/дин

Профиль иглы: эллипс

Материал корпуса: магниевый сплав

Вес: 8 г

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 5, 2015
76.23 дБ +

Комментарии

#

Интересный обзор. Виктор, будьте добры, подскажите (новичку в теме проигрывателей виниловых дисков) почему большинство производителей тонармов и проигрывателей делает прямые, а не "S" образные тонармы и на что вообще влияет форма тонарма, что в теории лучше/хуже "S" образный или прямой тонарм или разницы вообще нет? Заранее спасибо)

- 50 дБ +
#

Разные делают, и прямые, и S-образные. Если совсем глубоко вдаваться в теорию то надо разбираться, как и зачем определяется геометрия всей системы, как и почему именно так позиционируется и настраивается положение иглы относительно канавки (кстати, как мы знаем, здесь есть некая вариабельнось и возможно применения разных формул для вычисления настроечных параметров). На практике же, прямой тонарм, или S-образный - во многом вторично. Когда то форму определяет материал трубки - некоторые из материалов в S-образном варианте представить сложно а реализовать практически невозможно. И оценивать качество и свойства тонарма только по форме трубки совершенно бесполезно. Намного важнее сама конструкция в целом и ее реализация, не только трубка, но и поворотный узел, все прочие элементы конструкции, возможности в настройке и параметры тонарма. До, и конечно сочетаемость с конкретными головками под конкретные задачи. И точность настройки. Проблема многих тонармов, которые называют "плохо звучащими" в большинстве случаев не в самих тонармах (хотя и таких примеров хватает), а именно в подборе сочетаемости и в точности настройки.

- 57.78 дБ +
#

Большое спасибо за ответ.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.