Тест полного лампового усилителя EAR Yoshino V12: ягуар из Hi-Fi-джунглей

Тест полного лампового усилителя EAR Yoshino V12: ягуар из Hi-Fi-джунглей

Да простит нас классик за переделку его афоризма на меркантильный лад, но... В аппаратуре стоимостью более полумиллиона рублей все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и экипировка, и звучание. Отвечает ли столь жестким требованиям ламповый усилитель английской фирмы с японским названием?

Аудиофилы произносят название Yoshino (Ёсино), подразумевая отнюдь не город (или реку) в Японии, а прославленного британского аудиодизайнера Тима Де Паравичини. За полувековую творческую карьеру ему довелось разрабатывать электронику любого типа — от микрофонов и акустических систем до станков, тиражирующих виниловые пластинки. Однако наибольшую известность ему принесли ламповые усилители EAR.

Японский след

При чем тут ухо, прервет нас вопросом знаток английского языка, дословно переведший слово «ear» на русский. Во-первых, ответим мы, речь идет об аппаратуре, призванной стать, образно выражаясь, усладой для ушей, а во-вторых, EAR — аббревиатура, означающая Esoteric Audio Research, т.е. «эзотерические звуковые исследования». Оставив туманное название на совести его автора, объясним «японский след» в его биографии.

Внешний вид усилителя EAR Yoshino V12 навеян любовью Тима Де Паравичини к 12-цилиндровому двигателю эксклюзивного автомобиля Jaguar

Как выяснилось, с 1972 по 1976 год Паравичини проработал в Стране восходящего солнца главным дизайнером усилителей престижной фирмы Lux (под его руководством были созданы предусилитель С1000 и мощник М6000, ставшие классикой жанра). Затем он вернулся в Великобританию; разработал, помимо прочего, интегральный усилитель А1 для Musical Fidelity и занимался модернизацией студийных аналоговых магнитофонов Studer и Ampex. А в 1977 году он основал собственную фирму Esoteric Audio Research; вскоре она выпустила профессиональный 100-Вт ламповый моноблок EAR 509.

В этом моноблоке впервые в мире выходные лампы и трансформаторы были связаны по уникальной технологии Balanced Bridge Mode (балансный мостовой режим): в 13-секционном трансформаторе для каждого электрода лампы (кроме управляющей сетки) была предусмотрена отдельная бифилярная обмотка. Кроме того, в EAR 509 отсутствовала общая обратная связь (особенность, ставшая впоследствии неотъемлемой для усилителей Паравичини). Моноблок убедительно засвидетельствовал, что лампы не уступают транзисторам по ширине рабочего диапазона (усилитель выдавал «частотку» 9—85 000 Гц по –3 дБ!), т.е. обладают не только ностальгической ценностью. Успех не заставил себя ждать: рассчитанный на профессионалов аппарат оказался в центре внимания экспертов бытовой электроники — они уподобляли его лучшим образцам класса High End. Однако самым весомым доказательством успеха Паравичини служит тот факт, что 509-я модель выпускается до сих пор и является прототипом новых усилителей EAR — в том числе и героя нашего рассказа.

Кошачий след

Паравичини утверждает, что разрабатывал V12 с чистого листа, однако хочется в этом усомниться — уж слишком аппарат похож на EAR V20 (ныне, по всей видимости, снятый с производства, поскольку на сайте фирмы такая модель отсутствует). Впрочем, это сходство чисто внешнее (схема V20 была радикально переработана) и проистекает из любви дизайнера к... чему бы вы думали? К 12-цилиндровому двигателю эксклюзивного автомобиля Jaguar! Ответ вроде бы парадоксальный, но вместе с тем ожидаемый: ясно, что проектировщик, рисуя эскиз наклонных отсеков для ламп, вспоминал крышки распределительных валов V-образного силового агрегата. Набивший оскомину «ступенчатый» дизайн (впереди лампы, за ними черные коробки трансформаторов) уступил место плавным обводам.

В итоге EAR V12 надолго притягивает взгляд: любуешься и хромированным полумесяцем фасада, и золотистыми поворотными рукоятками, и кнопкой включения (при нажатии в ней как будто солнце вспыхивает). На верхней панели в колонну расположились трансформаторы в кожухах с полированными крышками и вертикальные (!) винтовые акустические клеммы, рассчитанные как на «банан», так и на оголенный кабель. Их шесть, поскольку АС номинальным импедансом 8 или 4 Ом подключаются к разным терминалам.

В новом EAR Yoshino V12 число ламп сокращено до 11 на канал: по 5 — ECC83 и по 6 — выходных пентодов EL84 с косвенным накалом

Тыловая панель экипирована только RCA-гнездами несимметричного сигнала. Среди них пять линейных входов и нерегулируемый выход. Крайний правый вход озаглавлен многообещающим словом Phono, однако соответствующий корректор отсутствует — название подразумевает, что корректор, приобретенный за отдельные деньги, будет подключен именно к этой клемме.

Общий принцип работы усилителя такой же, как у EAR 509: схема без обратной связи, балансный мостовой режим. В усилителе V20 стояло три десятка ламп: 26 двойных триодов ECC83 и 4 триода 12AU7. Выходной каскад был организован по двухтактной схеме, лампы работали в классе А и т. н. улучшенном триодном режиме (аналогичным образом организован однотактный усилитель EAR 859 и двухтактный EAR 861). При этом развивалась мощность всего 20 Вт/кан.

В новом аппарате число ламп сокращено до 11 на канал: по 5 — ECC83 и по 6 выходных пентодов EL84 с косвенным накалом. Они тоже работают в классе А по двухтактной схеме, но в пентодном режиме. Проведя столь серьезную модернизацию, Паравичини добился тройного успеха: значительно повысил надежность схемы, довел выходную мощность до 60 Вт/кан. (8 Ом) и снизил стоимость обслуживания усилителя. Короче говоря, можно считать, что количество перешло в качество и получился усилитель принципиально новой конструкции.

Особое внимание дизайнер уделяет трансформаторам. Он твердо убежден, что именно они определяют качество звучания усилителя. «От лампового усилка, который я могу поднять одной рукой, хорошего баса не дождешься. Чудес не бывает!» Иными словами, V12 весит 22 кг неспроста, и львиная доля его массы приходится на трансформаторы, изготовленные собственными силами фирмы EAR (ручная намотка медным проводом). Они имеют Ш-образный сердечник («тороидальники» Паравичини не жалует). Секрет их безукоризненной работы кроется, помимо прочего, и в особом способе укладки слоев.

Богатый след

Подобрать источник и акустику, которые позволили бы полностью раскрыть потенциал V12, оказалось непросто. В конце концов было решено тестировать его совместно с АС чувствительностью порядка 90 дБ и ЦАПом/транспортом, имеющим как ламповый, так и транзисторный выходной каскад. После 24-часового прогрева мы подключили транспорт через транзисторный выход — и были несколько разочарованы. Голоса звучали стесненно, верха казались «хрупкими». К счастью, эти недостатки полностью исчезли с переходом на ламповый выход ЦАПа.

На тыловой панели EAR Yoshino V12 расположены лишь RCA- гнезда несимметричного сигнала. Среди них пять линейных входов и нерегулируемый выход на запись. Акустические клеммы расположены на краю верхней панели

Заглавная композиция ремастированного альбома «Band on the Run» (Archive Collection 2010) продемонстрировала способность V12 передавать все богатство записи, сделанной методом «слоеного пирога». Голос Пола Маккартни, несколько приглушенный, звучал раскрепощенно, а широкая звуковая сцена полнилась вздохами синтезатора, хлопками в ладоши, упругими бас-гитарными нотами и звонкими аккордами акустической гитары под размеренный ритм ударных. Реалистично передать столь сложный и разнообразный «букет» — серьезная задача для лампового усилителя. Тем не менее V12 позволяет слушателю выделить из него любую составляющую и сосредоточиться на восприятии ее одной, не нарушая при этом целостности всей звуковой картины.

Вообразите джунгли, наполненные криками птиц, стрекотом насекомых, перепалкой обезьян. Но на фоне этой живой разноголосицы вы явственно различаете зловещую поступь ягуара. И вот уже раздается его победный рык! Так работает и V12 — выявляет, подобно акустической лупе, тончайшие нюансы звучания. В этом смысле он сам подобен ягуару, обладающему острейшим слухом. Ягуару из Hi-Fi-джунглей.

Результаты измерений и паспортные данные усилителя EAR Yoshino V12

АЧХ усилителя практически безукоризненная: ощутимый спад начинается лишь на частотах выше 40 кГц, так что потенциал записей высокого разрешения будет реализован полностью. Мощность достигает заявленной величины при КНИ, приближающемуся к 3% (в три раза выше заявленного). От частоты он практически не зависит, что свидетельствует о правильно выбранных характеристиках работы ламп.

АЧХ усилителя EAR Yoshino V12

Коэффициент демпфирования невелик (типичный случай для лампового усилителя), поэтому советуем подбирать к V12 колонки с чувствительностью порядка 90 дБ. Уровень разделения каналов рекордным не назовешь, однако широкую аудиосцену этот усилитель создать способен. Дисбаланс каналов ниже порога слышимости.

Данные лаборатории Stereo&Video, май, 2015

Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на 80/1000/10 000: Гц51,4/51,7/49,7

Коэффициент демпфирования: 8,2

КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 0,208/0,192/0,264%

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 50/>90/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц: 0,3 дБ

Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ: 0,0/–4,4

Разделение каналов L-R/R-L: 35,3/34,9 дБ

Дисбаланс каналов: 0,4 дБ

Паспортные данные

Выходная мощность (8 Ом, КНИ 1%): 50 Вт/кан.

Соотношение сигнал/шум: 93 дБ

Тип усилителя: ламповый

Используемые лампы: 10хECC83 (12AX7) + 12xEL84 (6BQ5)

Аналоговые входы/выходы: линейные стерео5/1

Phono: –/–

Выход на наушники: –

Потребление: 200 Вт

Масса: 22 кг

Габариты: 420x 440x 135 мм

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 5, 2015
ТЕГИ:#EAR Yoshino
63.01 дБ +

Комментарии

#

Очень приличный усилитель и на мой взгляд универсальный . Прослушивание оставило только положительные впечатления . Правда по нынешним временам стоит как рено логан ( хотя зачем мне логан) :)

- 50 дБ +
#

на Логана можно поставить спортпакет за лям и участвовать в клубных гонках)))

- 53.01 дБ +
#

500 000+ 1000 000 =1500 000 хм ,,,,,, нет лучше добавим ещё 500 000 берем лексус LS и едем девок до номеров катать ,,,,,:)

- 53.01 дБ +
#

Машина это скучно... Для меня так уж точно. Хорошая и едет - это нормально, а все остальное я не понимаю. Свою нынешнюю я купил в 1995 году. Хорошая такая шведская машинка в наилучшей комплектации. Так вот и езжу с тех времен. Сейчас то таких машин уже не делают, идеология другая. Постоянно татить деньги и гоняться за модой - зачем оно мне?

Музыкальное увлечение и техника это другая планета с другими смыслами, почему и зачем можно отдать 30-40 тысяч $ за колонки или один-два компонента - этот вопрос никакого когнитивного диссонанса не вызывает. О бесконечном процессе поиска музыки и пополнении коллекции тем более можно не упоминать, иначе зачем вообще техника была бы нужна?

- 50 дБ +
#

Ето вы мало ее эксплуатируете . вот если бы 20 тыс в год у вас было , то ни вольво ни сааб при всем к ним уважении этого бы не выдержали с 1995 года .

- 50 дБ +
#

Вот я немцев люблю (это я о авто). У нас в семье уйма машин была, почти все - немецкие, и большинство из них - Мерседесы (не дорогие). Отлично себя зарекомендовали.

- 50 дБ +
#

Как мало... 365000 на счетчике. Работает все хорошо, только краска выцвела и кожа на сиденьях скоро совсем потрескается - пока морщины, да все ж не дыры. Сломается что то серьезное - пересяду на такси, или на водителя с работы. Новую покупать? За столько лет очень изменились машины, старый я для всех этих новшеств, не хочу время тратить на привыкание.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.