Давайте скажем это вслух — еще несколько лет назад дизайн телевизоров был унылым... ну очень унылым. Широкие рамки, безумные окантовки, нелепые подставки (зато крутились), корпуса, кричащие: «Мы сделаны из дешевого пластика», пульты ДУ и экранные меню, созданные будто бы под образ мышления коммандера Спока. Но вдруг все изменилось.

Я, конечно, могу ошибаться, но точкой, когда отношение производителей к своей продукцией круто поменялось, стали слухи о том, что Apple выпустит телевизор. И все. Этого было достаточно, чтобы компании поняли — если они сейчас не сделают что-нибудь эдакое, плестись им в хвосте. Надо признаться, стимул получился мощнейшим. У всех поголовно появилось Smart TV, экранные меню приобрели совместимый с человеческим мышлением вид, и наконец о дизайне корпуса теперь можно говорить именно как о дизайне.

Дизайн, которого нет

Вообще мысли о промышленном дизайне телевизоров у меня появились сразу, как я начал их тестировать (около восьми лет назад). Дело в том, что это реально сложная задача. Ведь, по сути, лучший дизайн телевизора — это когда дизайна-то и нет. То есть в телевизоре нет ничего, кроме экрана. Не зря фантасты рисовали видеостены, повисшие в воздухе «призрачные» дисплеи и прочие вещи, где нет места ни рамке, ни логотипу производителя.

Впору вспомнить и «функционализм», родившийся в немецкой архитектурной школе «баухауз». Пожалуй, сегодня это самое популярное направление в дизайне. Его придерживается и Джонотан Айв (дизайнер Apple), и многие другие работники R&D-отделов. Функционализм гласит: украшения не нужны, что удобно, то и красиво.

Но думать, что в итоге должна получиться серая, чисто утилитарная вещь, в корне неверно. Потому как «удобно» — сложное понятие. Отсюда и выходит факт, что идеально функциональная вещь обладает внутренней и внешней красотой. Она как бы безупречна. (На всякий случай скажу, что направления в искусстве — штука изменчивая, красивое сегодня завтра покажется уродливым.)

Площе плоского

Производителям телевизоров повезло — прогресс оказался на их стороне. Светодиодная подсветка позволила в разы уменьшить рамку и сделать корпус тонким, улучшились материалы, как пластик, так и стекло, некоторые начали применять алюминий. Стойки перестали быть обычными прямоугольниками, инженеры решили отказаться и от «верчения» (по мне, так 5 градусов поворота экрана — абсолютно бестолковая вещь). А буквально в прошлом году в моду вошло еще одно стилистическое направление — «плоский дизайн» (flat). Родился он в «метроплитках» мобильной системы Windows, а крещение прошел после выпуска iOS 7 для Apple-гаджетов. Это как бы предел минимализма. Ничего лишнего, никакого объема. Этот «Черный супрематический квадрат» Малевича может стать последней и жирной точкой функционализма... но сейчас он в моде. И тут честь и хвала дизайнерам Philips, умудрившимся воплотить плоский дизайн в телевизоре.

Признаюсь, мои «художественные» предпочтения относительно дизайна телевизоров ограничивались двумя компаниями: Bang & Olufsen и Philips. Но если первые — это рационализированное и осовремененное датчанами наследие баухауза, доступное (по цене) немногим, то вторые работают на массовом рынке, где куда сложней сделать что-то и красивое, и недорогое, и во всех смыслах народное. Кое-что у инженеров Philips получалось хорошо (по крайней мере во внешнем виде даже недорогих моделей часто присутствовал смысл), кое-что так себе. Особенно я удивился, когда Philips представила линейку DesignLine. В самом названии, как вы понимаете, содержится не просто намек, а прямое объяснение, чего покупателю ждать от этой модели. Вот только первая попытка, по моему мнению, была провальной. Концепция «эморационального» дизайна, о котором говорил Род Уайт, старший креативный директор, на мероприятии в «Британской школе дизайна» в 2012 году, слишком уж расплывчатая, а телевизоры... ну разве что цвета другого.

Инакомыслие

Однако уже год спустя TP Vision (напомню, что сегодня эта компания производит телевизоры под брендом Philips) сделала решительный шаг. Я вообще считаю, что смелость среди производителей массовых продуктов настолько редкое явление, что заслуживают аплодисментов ее даже мелкие проявления. Ведь каждый выпуск массового продукта — это много-много часов фокус-групп и других маркетинговых исследований, которые «забивают» любые проявления инакомыслия. Все логично — если идти вслед за желаниями потребителя, ты всегда будешь создавать нечто уже существующее. А пассионариев среди топ-менеджеров, готовых рискнуть доходами акционеров, можно заносить в «Красную книгу».

Так вот, инженеры TP Vision выпустили объективно необычный продукт. Если честно, я не уверен, что новый DesignLine ждет большой спрос, телевизор получился чуть-чуть «не от мира сего», но дизайнерское решение и правда хорошее, надеюсь, кому-то придется по вкусу. На этом закончу искусствоведческий экскурс и перейду к испытуемому.

Минимализм к стенке

«Плоский дизайн» в модели Philips DesignLine 46PDL8908S реализован просто — на тонком каленом стекле закреплена «плитка» матрицы. Стекло имеет градацию (плавный переход), от прозрачности внизу, до черного вверху. Никаких деталей, выступающих элементов, ничего. Еще бы логотип убрали — можно было бы им памятник при жизни поставить (я вот не понимаю, зачем вообще нужны логотипы на телевизорах, в магазинах повесьте наклейку и при включении его на экран выводите — для брендинга предостаточно). В маркетинговых материалах дизайн назван «парящим», т.е. у зрителя создается иллюзия, что экран парит в воздухе. Не скажу, что этот эффект сильно выражен, но он есть.

Телевизор в этом году получил золотую награду престижного конкурса промышленного дизайна iF Product Design Award

Высотой телевизор вышел в 120 сантиметров. Можно его на стену повесить, однако я не вижу в этом никакого смысла. Вместо «функционализма» получится полуметровый довесок под экраном. Может быть, это и красиво, но очевидно бесполезно. А вот прислонив телевизор к стене (допустимый угол — 10 градусов), мы получаем некую цельную вещь. Отмечу, что и для такой установки необходимо использовать специальный настенный крепеж (идет в комплекте), который прочно удерживает корпус телевизора. Провода подводятся снизу и скрываются за верхней частью корпуса (там есть муфты на липучках, чтобы кабели не свисали).

И вот когда мы так поставим телевизор, обнаружится одна «антифункциональная» правда. Колонку центрального канала (из комплекта домашнего кинотеатра) поставить абсолютно некуда. Можно было бы ее закрепить сверху (это совершенно нормальная позиция, зачастую так даже лучше с точки зрения распределения звукового поля в комнате), да только эта модель оснащена трехсторонним Ambilight XL. Напомню, что это фирменная окружающая подсветка, создающая вокруг экрана дополнительное «цветовое пространство». Кстати, в этом дизайне Ambilight поразительно красиво смотрится. Однако даже плоский центральный канал тут же перекроет световой поток. Другими словами, озвучивать этот телевизор придется стереосистемой, либо пусть играет сам — встроенная акустика, в принципе, звучит прилично.

Помимо 46-дюймовой модели, есть еще 55-дюймовая, а на выставке IFA 2013 была показана и 84-дюймовая, правда, неизвестно, пойдет ли она в производство

Дам еще пару советов по установке. Во-первых, все кабели проложите заранее, доступ к ним затруднен (включая USB-порт — проблема решается коротким удлинителем). А во-вторых, стекло, как и положено стеклу, бликует. Поэтому рекомендую поставить телевизор так, чтобы на него не падал свет от окна, иначе частенько будете разглядывать себя в компании героев фильма.

Без побочных эффектов

Хоть телевизор и дизайнерский, но смотреть в него, полагаю, придется чаще, чем на него. Любопытный момент, обычно использование слова «дизайнерский» в отношении техники производит побочный эффект — высокий ценник. Но в TP Vision пошли другим путем — они сделали дизайнерской вторую по старшинству линейку (это видно по индексу — серия 8000).

Двухсторонний пульт с QWERTY-клавиатурой (включая кириллицу) и датчиками движения

Smart TV в этой модели аналогичен старшим новинкам, включая все Cloud-сервисы, приличный веб-браузер и т.п. (подробней можете прочитать в тесте Philips Elevation 60PFL8708S). В комплекте идет удобный двухсторонний пульт ДУ с QWERTY-клавиатурой и датчиками движения. Качество изображения чуть недотягивает до топовой модели, в частности, контрастность меньше (см. измерения), но для своей цены более чем отличное. 3D-технология — активная (построчную поляризацию для пассивного 3D использовать не получится, потому что поверх матрицы расположено стекло), в терминологии Philips — 3D Max. Как и у других моделей этого производителя отмечу хорошую работу алгоритма масштабирования и аккуратное воздействие шумоподавителя.

Измерения Stereo&Video

Контрастность On/Off, динамическая в режиме «яркий» — 492 370:1

Контрастность On/Off, динамическая в режиме «кино» — 2200:1

Контрастность ANSI в режиме «кино» — 1240:1

Яркость в режиме «яркий» — 492,4 кд/м²

Яркость в режиме «кино» — 337,7 кд/м²

Отклонение цветов Delta E в режиме «кино» — 4,00

Справа график цветового охвата CIE 1931 в режиме «кино», слева яркостный отклик в режиме «кино» (гамма 1.8)

В принципе, замеры ничего особого не показали, телевизор относится к среднему классу, пресеты сделаны аккуратно. Так, в режиме «кино» отклонения цветов невелики и равномерно распределены, т.е. все цвета находятся близко к медиане. А средние значение Delta E, что называется, на грани — 4 единицы. Разве что точка белого — 7500К (стандарт, напомню, 6500К), отчего изображение холодней, чем нужно. Это можно исправить в настройках, но тогда нарушаются цвета. Другими словами, если решите тщательно настраивать телевизор, придется это делать полностью.

Соотношение натуральной контрастности в режиме «кино» (замер на «шахматной доске») — 1240:1. Этого, по современным меркам, мало. Однако картинка не выглядит выцветшей, фактура черных объектов передается хорошо. В режиме «яркий» при включенной динамической контрастности черный уходит в ноль, так как матрица выключается. Поэтому и цифры получились практически как в паспортных данных. Кстати, телевизор показывает ярко, полагаю, что это разработчики сделали специально, все же перед экраном находится стекло, которое надо «пробивать». Но все же, если смотрите кино в затемненной комнате, я советую снизить яркость в настройках.

Необычный дизайн, Ambilight XL, правильные пресеты

Smart TV определенно требует доработки

85 490 рублей

Диагональ — 46 дюймов

Разрешение — Full HD, 1920 x 1080 пикселей

Тип подсветки — LED, торцевая

Динамическая контрастность — 500 000:1

Яркость — 450 кд/м²

Технология 3D — активная (две пары 3D-очков PTA508 в комплекте)

Процессор обработки видео: Perfect Pixel HD

Технология обработки динамических сцен — Perfect Motion Rate 1400 Гц

Технологии обработки изображения — Perfect Pixel HD Engine, Micro Dimming, Perfect 3D Natural Motion, Super Resolution

Акустика — 2х15 Вт

Режим окружающего звука — 3D wOOx

Встроенные тюнеры — аналоговый, DVB-T/T2/C/S/S2/CI+

Входы — 4 HDMI, компонентный, SCART, 3 USB, Ethernet, аудиовход

Выходы — цифровой аудио (оптический), выход на наушники

HDMI-CEC — EasyLink

Мультимедиа — DLNA (USB, LAN, встроенный Wi-Fi g/n), SimplyShare, MultiRoom, Wi-Fi Miracast

Поддерживаемые форматы — AVI, MKV, H264, MPEG-1/2/4, WMV9/VC1

Пульты ДУ — расширенный с QWERTY-клавиатурой

Габариты без подставки — 1200x1292x397 мм

Угол наклона — от 0° до 10°

Масса без подставки — 26 кг