Тест цифроаналогового преобразователя Arcam FMJ D33

Тест цифроаналогового преобразователя Arcam FMJ D33

Производители винила в попытке вернуть формату былую популярность искусно подпитывают бытующее в аудиофильской среде мнение о том, что музыка и цифра — две вещи несовместные. Сумеет ли опровергнуть его этот компонент?

Британская фирма Arcam знаменита в первую очередь как производитель аппаратов, которые стоят десятки тысяч рублей, а звучат на сотни тысяч. Есть среди них и цифроаналоговые преобразователи. Однако на ценнике D33 стоит шестизначное число, что в связи с упомянутым выше обязывает ко многому. Представители фирмы это понимают прекрасно — недаром руководство по эксплуатации начинается с заверения: перед вами референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы по разработке цифроаналоговых преобразователей (заметим, что Arcam является в данной отрасли одним из первопроходцев). Как соотносится желаемое с действительным?

Достоинства

- Качественный тракт ЦАП

- Балансная шина

Недостатки

- Не регулируется громкость

Будучи представителем топовой линейки FMJ (Faithful Musical Joy, что в вольном переводе означает «наслаждение достоверным воспроизведением»), D33 внешне скромен как истинный джентльмен. Не превышая по габаритам стандартный CD-проигрыватель, аппарат имеет цельнометаллический корпус пепельносерого цвета c чуть скругленным фасадом. Дисплей отсутствует (он наводил бы дополнительные помехи), за индикацию отвечают светодиоды. Предусмотрен прямой доступ к подключенным источникам и выбор одного из двух выходных фильтров.

Тыловая экипировка дает возможность подключить любой источник цифрового сигнала — от i-устройства и компьютера по USB до High-End-проигрывателя по AES/EBU. Хотите установить ЦАП в закрытую стойку? Пожалуйста — имеются входы релейного сигнала 12 В и команд с внешнего ик-приемника, а также порт интерфейса RS-232 для включения D33 в мультирумсистему. Что касается выходов, то в них тоже нет недостатка: две пары несимметричных линейных и балансный.

На задней панели два асинхронных порта USB B и один USB А, по паре оптических и коаксиальных входов цифрового аудио, а также балансный вход AES/ EBU, гнездо RS-232, входы триггера 12 В и внешнего ИК-приемника; балансный и два несимметрич- ных выхода.

Под капотом находится самый совершенный на сегодня тракт цифроаналогового преобразования: два конвертера Burr Brown PCM1792 (по одному на каждый канал), источник питания с парой тороидальных трансформаторов, аудиофильские компоненты и четырехслойная печатная плата. С джиттером, главным врагом качественного воспроизведения цифрового аудио, борется патентованная технология JetPLL, устраняющая временные ошибки во всем спектре, а не только на пиках сигнала. В результате, по заверениям представителей фирмы тС, автора этой технологии, расширяется динамический диапазон и повышается четкость звуковых образов.

Под капотом находятся два тороидальных трансформатора для раздельного питания цепей обработки сигнала и управления.

Устройство оснащено двумя интерфейсами USB В — «обычным» 1.1 и высокоскоростным 2.0. Парадоксальное, казалось бы, решение (кому нужен USB 1.1?) четко обосновано. Во-первых, порт 1.1 гальванически развязан от системы питания компьютера, что для качественного воспроизведения очень важно. Во-вторых, работа с ним не требует установки драйверов. Недостаток интерфейса в том, что по нему не читаются записи с размерностью выше 24/96. Например, если вы задумаете воспроизвести файлы 24/192 с компьютера, придется установить специальный драйвер (с прилагаемого к D33 компакта), а также переключить порт и тумблер на задней панели ЦАПа. i-устройство подсоединяется к разъему USB типа А, работающему на специальный чип Apple, который поддерживает iPhone 4/4S, iPod Touch четвертого поколения, iPad или iPad 2. Как же поет эта электронная птица?

На пульте ДУ имеется регулятор громкости, однако он предназначен для усилителя Arcam. Линейные выходы ЦАПа — фиксированные, на подключение к мощнику он не рассчитан, а жаль.

Поначалу звучание показалось стесненным, но после нескольких часов прогрева это ощущение исчезло. Первое, что с блеском продемонстрировал аппарат, — колоссальная разница в качестве между сжатой музыкой и CD-файлами. Курильщику, чтобы отвратить его от пагубной привычки, показывают снимок почерневших легких. Если же вам вздумается доказать любителю «эмпэтрешек», чего они на самом деле стоят, дайте ему прослушать через D33 один и тот же трек в lossy и lossless-варианте. Вы получите массу удовольствия, наблюдая, как его брови ползут к самой макушке.

Впрочем, это не фокус; важнее то, с каким тщанием ЦАП воспроизводит файлы высокого разрешения. Не скажу, что это всегда идет им на пользу, поскольку аппарат с одинаковым хладнокровием выявляет как достоинства, так и недостатки. Например, излишне ретивые звукоинженеры при записи женского вокала приподнимают частоту 11 кГц (типичный пример — треки Милен Фармер), и появляющийся в результате звон экзаменуемый скрывать не пытался.

Зато если трек сделан грамотно, слушать его вы будете с истинным наслаждением. Особенно хочется похвалить бас — сбалансированный, упругий, прекрасно управляемый. Тракт D33 качественный настолько, что изменение алгоритма фильтрации практически ничего не дает — очевидно, требуется длительный эксперимент, на который у нас просто не было времени. Тем не менее опыт по сравнению «твердотельной» и «виниловой» музыки мы провести успели — сопоставили звучание классического альбома Uriah Heep «Demons and Wizards» c CD, винила и оцифровки 24/96 с винила. Выяснилось очевидное — компакты звучат по-иному, особенно на краях диапазона. Собственно же винил отличить от оцифровки (равно как звучание файлов с частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц) способен лишь человек с чувствительнейшими ушами. Остальное — от лукавого.

Измерения

АЧХ у этого аппарата — как у CD-проигрывателя высокого класса: незначительный завал на басах и чуть больший (порядка 0,5 дБ) на высоких, что увеличивает комфортность звучания цифровых записей. Дисбаланс по каналам ничтожен (меньше 0,05 дБ). Великолепно ведет себя КНИ: пиковая величина больше опорной на 1 кГц всего в два раза, а в абсолютных цифрах составляет 0,004%, что без большой натяжки приравнивается к нулю. В спектре выходного сигнала разностные гармоники отсутствуют (очевидно, технология JetPLL знает толк в борьбе с джиттером), заметны лишь следы кратных гармоник от составляющей 20 кГц на пренебрежимо малом уровне –95 дБ. Единственное замечание — инвертируется фаза входного сигнала.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Январь, 2013.

Неравномерность АЧХ, дБ0,48

Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R)0,03

КНИ на 1 кГц/пик, %0,002/0,004

Паспортные данные

Отношение сигнал/шум, дБ > 110, КНИ (20 — 20 000 Гц), %0,0008%

Цифровые входы: коакс./опт./AES2/2/1

USB — A/USB B+/2 (версия 1.1 и 2.0)

Служебные входы: триггера 12 В/RS-232/ИК-приемника+/+/+

Аналоговые выходы: несимм./бал.2/1

ЦАП: 2хBurr-Brown PCM 1792

Масса: 6.2 кг

Габариты: 433х110х370 мм

Потребление: 30 Вт

Функции:

Схема подавления джиттера JetPLL

Выбор выходного фильтра

Управление: Пульт ДУ (ЦАП/усилитель)

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2013
ТЕГИ:#Arcam
73.01 дБ +

Комментарии

#

"...расширяется динамический диапазон...". Динамический диапазон чего?: - аппаратного

сигнального тракта или воспроизводимой по этому тракту фонограммы? Относительно

чего и на сколько db расширяется?

- 50 дБ +
#

Речь идет, разумеется, о тракте ЦАПа. Конкретных цифр производитель в спецификации не приводит.

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.