Игорь Шмелев: «Люблю лечь между колонками и слушать музыку часами напролет»

Игорь Шмелев: «Люблю лечь между колонками и слушать музыку часами напролет»

Видеохудожник, режиссер-клипмейкер, среди клиентов которого числятся певица Ёлка и Дмитрий Маликов, поклонник винтажной аудиотехники и почитатель винила, ценитель изящных тембров и аудиомедитаций рассказал нам о своем аудиопути и счастливом соединении с ламповым усилителем Harman Kardon 60-х годов.

— Как оказалось, что ты аудиофил?

— Мне кажется, это перешло в наследство от отца. У него был усилитель «Амфитон», колонки С-90 и, конечно же, винил. Помню, домой часто приходили друзья с радио, они беседовали, переписывали что-то на ленту, слушали, и это все выглядело очень круто. Отец слушал русский рок, в основном екатеринбургский, он учился вместе с Бутусовым в Архитектурном институте, так что непосредственно принадлежал к той культуре. В ротации были и «Агата Кристи», и «Наутилус», и Цой, и, естественно, Beatles, Doors, и так далее.

— А у тебя уже была в то время любимая песня?

— Это была «You’re in the Army Now». Помню, однажды папа пришел домой и сказал, что у него есть подарок для меня, после чего включил эту песню на кассете, тогда я понял, что и такие подарки бывают, нематериальные.

— Ты тогда задумывался о звуке и аппаратуре?

— Да, конечно, ведь колонки были размером с меня, и я помню разговоры про то, что папа долго откладывал деньги на усилитель, потом купил, принес домой. Кроме того, эта техника отличалась от всех других предметов в доме и стояла в центре комнаты — на особом положении.

Акустические системы — авторские

Я отличал характерное потрескивание винила, при этом папа довольно громко слушал музыку, для меня даже слишком громко. Потом я понял, что мне это как раз не столь важно, мне нужно, чтобы у аппарата была сила, и тогда его можно слушать на небольшой громкости. Именно так мне нравится больше всего.

— Как развивались твои музыкальные вкусы?

— Я помню, всех детей отдавали в музыкальную школу, а меня не отдали. И все жаловались, что приходится туда ходить, а я завидовал. Мне всегда немного нравилась классика, но я, наверное, тоже любитель русского рока. И я бывал на многих концертах, а поскольку папа со всеми дружил, один раз меня посадили подсыпать порошок в дым-машину во время чьего-то выступления, и я всех так задымил, что барабанщик после здорово ругался.

Слушал я и «Металлику»... и в какой-то момент сделал открытие, что это группа, а не жанр. Потом с друзьями пошли по более тяжелой теме.
А вот Beatles мне не нравились, казались слащавыми, то ли дело «Красная Плесень» — крутая группа по тем временам.

— У тебя были свои пластинки?

— Нет, только кассеты. Винил покупал папа, а я баловался с пластинками из журналов — они были мягкие, розовые и голубые, но я слышал, что они плохо звучали. Честно говоря, до сих пор не могу понять, как кусок пластмассы и скребущая по нему игла могут рождать такие тонкие звуки. Это второй сакральный вопрос после загадки полета самолета.

— Помнишь свой первый собственный аудиоаппарат?
— Да, первым у меня был портативный CD-плеер Koss, марка была неизвестная, и я еще думал, что это у меня такой непопулярной фирмы плеер. Мечтал о CD-плеере Sony с управлением на проводе. Он был тоненький, папа обещал его купить, но так и не купил — целый год я ждал напрасно. В итоге я сам на него заработал, это была моя первая в жизни покупка.

Усилитель Harman/Kardon A300. Цифровой источник Apple Мac Pro

Теперь мне порой жалко, что все переместилось в iPhone, хотя он хорошо звучит, но в кнопочках и всех этих крышечках была своя эстетика, жаль, что она ушла.

— А полноценная домашняя аудиосистема у тебя когда появилась?
— Долгое время у меня были только мобильные девайсы, я беспокоился только о качестве наушников. Были Philips, потом Sony, а однажды мне подарили Sennheiser, и это был другой уровень. Фирма, которая делает только наушники! Удивительно. И вот я жил с плеерами, пока не переехал в Москву. Одна из первых квартир, что я тут снимал, принадлежала Михаилу Таничу — тому самому, из группы «Лесоповал». В квартире была аудиосистема, был там и проигрыватель, и пластинки — примерно те же, что у папы, это и была моя первая домашняя.

Потом я еще много раз переезжал и познакомился с Олегом Монастырским, любителем и коллекционером винтажной техники. Так мне открылся новый мир. Я бывал у него, слушал, пробовал что-то брать к себе.

— Что было твоим первым осмысленным приобретением?
— Ну, во-первых, это был проигрыватель Dual. Я не знаю его характеристик, не знаю, насколько он хорош — я не настолько погружен в технические аспекты, но я всегда понимаю, хорошая ли это вещь. Были еще колонки Philips 60-х годов, выкрашенные белой краской, и какой-то винтажный ресивер.

— А почему не новая аппаратура?

— Я не очень люблю новые вещи вообще. Даже когда кроссовки покупаю, тру их об асфальт первым делом, чтобы были не такие новые. А что касается техники, то просто можно более выгодно купить что-то интересно звучащее, когда оно старое. Все эти ламповые усилители обладают какой-то магией, как пленка, которая звучит со своим характером.

Проигрыватель винила Dual 721

В старых вещах есть какой-то характер, право на ошибку. Когда слушаешь даже цифровую музыку через ламповый усилитель, она как-то облагораживается, звучит пожирнее, проходит через ряд неровностей и улучшается. А в очень дорогих системах все должно быть идеально — и провода, и комната. Это дорого и сложно.

— Тем не менее ты сразу же обратился к винилу.

— Я решил, что надо как-то осесть, по ощущениям это был правильный путь развития — мне хотелось собирать пластинки, дарить винил мне начали. Дома должна быть система с винилом, даже если больше ничего там не будет. В такой компании мне не одиноко.

— Меж тем на ресивере и колонках Philips ты не остановился?
— Да, я ведь узнал о существовании ламповых усилителей. Ресивер у меня был винтажный, но транзисторный. Как-то я зашел в гости к Олегу и увидел у него такой открытый усилитель с торчащими лампами. Они светятся, все охают, какая это красота, звучит волшебно — конечно, это влечет. И вот в очередной приход я увидел аппарат Harman Kardon, и стоил он 1000 долларов — вполне разумные деньги. Точного года производства я не знаю, но выяснил, что модель производилась с 1965 по 1975 год. Взял его послушать и расстаться уже не смог. Тогда же Олег мне отдал колонки, которые лежали у него на балконе без дела. Они были сделаны по эскизам какой-то классической винтажной модели и начали у меня работать с «Харманом».

Профессиональные наушники Sony MDR-7506 — для выхода из дома с iPhone и работы со звукорядом на компьютере

Должен признаться, поначалу звук у меня был несколько хаотичным — громко и много эха, комната была большая и пустая. Колонки хорошо играли только на достаточно высокой громкости, и я долго их двигал, переставлял так и эдак, это было постоянным развлечением; всегда, когда есть свободное время, можно было подвигать, послушать.

Со временем осознал, что как раз громкость и масштаб — не мое. Я люблю слушать музыку тихо в небольшой комнате, чтобы расслушивать все детали и нюансы. И когда я переехал в квартиру поменьше, то понял, что это мой формат. Хотя, в принципе, я бы хотел отдельную комнату, где ничего бы не было, кроме звука, такое место для медитации.

— Колонки ты в итоге поменял?

— Поменял динамики, точнее, добавил. Олег привез пищалки с бумажными диффузорами, поскольку в колонках стоял только один большой широкополосник. После апгрейда звук стал гораздо более открытым, так что сейчас они нормально более-менее играют для моего помещения.

— В результате что у тебя основной музыкальный источник — винил, CD?
— CD у меня давно нет, да и слушать их не на чем. Даже в компьютере уже нет дисковода. Мне кажется, этот формат ушел в прошлое, как когда-то видеокассеты. А музыку я играю с винила и компьютера, который пока подключен напрямую в усилитель. Так что теперь первым делом нужен ЦАП, говорят, с ним моя аудиожизнь кардинально изменится. Это план на ближайшее время.

— А готов ли ты к другим дальнейшим апгрейдам?
— Конечно. Вся жизнь апгрейд! Потом, может, перейду на другой усилитель, другие колонки. Провода опять же менять — отдельная история.

— Не боишься попасть в бесконечный круг аудиофильских перемен? Разочароваться?
— Нет. Я думаю, это увлекательный процесс — смотришь на усилитель, приносишь домой, слушаешь, как он звучит там и тут. Сравниваешь. Мне кажется, это очень интересное занятие даже само по себе. Не вижу никаких причин для разочарований в нем.

А если говорить об этом совсем серьезно, то ведь на самом деле ты пытаешься создать свой дом таким, как ты его помнишь в детстве. Поэтому без аудиосистемы свой дом я не представляю. Это совершенно необходимая часть моей жизни. Иной раз я люблю просто лечь между колонками и слушать музыку часами напролет — бывают такие дни.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2015
70.79 дБ +

Комментарии

#

колонки "класс" не могу представить как это звучит, но выглядит... с этой пищалкой и проводом. За гранью добра и зла, хотя конечно, не слушая выводов не сделать.

- 61.46 дБ +
#

Скорее всего звучит в стиле старых радиол - без краев диапазона, с низкой детальностью и очень мыльно, тепло. В худших традициях лампового звука. Однако ж любить и такой звук не запрещено, больше скажу, поклонников такого подхода хватает. Это комфортный вариант для затраханного в голову ритмом, новостями и пробками городского жителя - именно что можно лежать и расслабляться. Это совсем не то же самое, что сходить в консерваторию и схожего разрешения и динамики требовать от домашней системы.

- 56.02 дБ +
#

ох уж эти папы - любители русского рока ((

- 53.01 дБ +
#

Разве русский рок не миф? Русский панк был, фолк был, тяжмет был - рока не знаю...

Любителями чего должны быть правильные папы?

- 50 дБ +
#

любителями не динамить с обещаниями и не слушать дворовую байду

- 53.01 дБ +
#

Очередной глухой музыкант слушающий ШП большого диаметра. Любитель "замыленного" звука. Господа, не стыдно оценивать то чего не слышали? Не смущает, что слишком много глухих музыкантов развелось? Никогда не закрадывались сомнения, что с собственным слухом не порядок?

- 50 дБ +
#

Я делат себе похожие колонки, но разобрал. Динамики и сейчас на шкафу лежат. Сперва делал закрытый ящик, но потом понял, что лучшее для таких динамиков, это полуоткрытая акустика. Короче, насверлил в задней стенке множество отверстий. Однако звук мутноват. Диффузор слишком большой и при этом не жёсткий. Подходит для радиол вещающих на средних частотах, но для проигрывания компакт диска нет.

- 50 дБ +
#

Так а где в статье аудифилия то? С таким же успехом можно музыкальный центр Aiwa с дачи привезти, сфоткаться со взором вдаль и заливать про то, что музыку основное время слушал на плеере через наушники, а этот "комплект" просто лежал тут а я проходил мимо и решил послушать. Ну вроде как и хватает. А кто не согласен - тот сноб и ничего не понимает в звуке, потому что это же ВИНИЛ и ТЕПЛОТА.

PS. Не поймите неправильно. Я как бы не против всех этих прикольных загонов, но у этого человека даже поиска не было никакого. Ему пофиг. Честное слово, берите лучше интервью у людей с ушами. Например у Катерины. Я бы про путь к Heco почитал бы с удовольствием.

- 57.78 дБ +
#

Вот точно подмечено. Кстати, было бы интересно почитать о звуке сетапов и пути к нему форумчан экспертов, которые довольно много времени уделят форуму и помощи новичкам. Таких как Alex, Leo, Wadim и.т.д

- 56.02 дБ +
#

И я за интервью с Екатериной .

- 60 дБ +
#

С Катерины начать!!! :-)))

- 50 дБ +
#

Нет уж, спасибо. О мне уже в разных пабликах в ВК писали. Я забанена везде, где молятся на технику СССР, и где тематика, типа "лечение аудиофилии" и подобное, ну, где все кабеля звучат одинаково, и это доказано с технической точки зрения, но доказывающие это - нормального кабеля в глаза и не видели. А я мол зажиточная малолетка, и вообще, чего я в это всё аудиофильское лезу, мне же по бутиках ходить надо... Дала бы парочку ссылок (если темы не снесли), но там мата много. Школота не умеет грамотно и корректно писать, особенно если их мировозрение ставят под сомнение.

Так что ребятки, спасибо, но неа ;)

- 56.02 дБ +
#

Ну и зря. Вы одна из немногих, кто может не только пройтись по продукции какого нибудь бренда, но и сделать это не обидно и с обоснованием. Да и на Стерео в целом весьма толерантная публика даже к таким оригиналам, как герой этой статьи. А уж женщина аудиофил. Да с обоснованным мнением, вместо "я чувствую что это вещь хорошая". Это ж не материал. Это БОМБА!

- 63.01 дБ +
#

Что значит "не-а"? "Надо, Федя. Надо!"

- 60 дБ +
#

Простите, но это несколько бестактно. Каждый имеет право на приватность и уж точно не обязан представлять, к примеру, свой дом на всеобщее обозрение. Можно лишь вежливо попросить и только, а Екатерина имеет полное право отказаться ничего никому не объясняя.

- 60 дБ +
#

Так никто и не принуждает. Боже упаси.

- 50 дБ +
#
Да и на Стерео в целом весьма толерантная публика даже к таким оригиналам, как герой этой статьи.

Героя этой статьи забудут через неделю другую (без обид), а я тут всё время свечусь.

Кто со мной давно общается в лс, тот всё о мне прекрасно знает. Кто раньше посещал мою страницу в ВК, тот видел и меня, и квартиру, и технику, и всё остальное.

Я очень признательна общему интересу к моей персоне (даже не ожидала такого), но спасибо, не хочу статью о себе.

Думаю, у нас на сайте есть более интересные люди, заслуживающие того, чтоб о них написали.

- 50 дБ +
#

ДА КОЛОНКИ ПОНРАВИЛИСЬ ОДНОЗНАЧНО!

Хипстерская ручная работа . Не хватает наклеек полуголых японок ( были такие в 80 года).

А так полный фэн-шуй

- 50 дБ +
#

И мне статейка понравилась! Автор талантливо потроллил аудиофильскую публику. Адепты ценника, красивых буквочек и лака совершили столько ляпов, сколько они приписывают "глухим нищебродам" не разбирающимся в звуке. :)

Полный набор клише:

1. У меня были такие...... это фигня.

2. Я не слышал колонку, но по внешнему виду, звук - фигня.

3. У потсана нет денег, значит он не слышал теплого и мягкого звука, значит он просто глухой по определению.

4. Человек не поменял и десяти полумиллионных компонентов, значит он лох.

5. Люди работающие со звуком нихрена в звуке не понимают, ибо редко молятся аудиофильскому богу и не перетыкают вилки. Хотя, на самом деле, у них этих вилок очень много и им лень их перетыкать. :)))))

Госспода.... Вы очень предсказуемы и неинтересны.

Автору статьи - зачет!

- 50 дБ +
#

надо добавить еще пункт:

6. праведный гнев по поводу перечисленного в п.1...5)))

- 50 дБ +
#

Да ладно, этот раздел в журнале частенько показывает антиаудиофильский подход. Само по себе это может и любопытно, но звук там никто не выстраивает. А часто вообще равнодушные к качеству звука люди о себе вещают. Ибо техника там - за гранью добра и зла. Что может, например, о качественном звуке сказать "виниломан" слушающий пласты с ультрадешёвой современной пластмасски с USB-выходом , да ещё и подключённой к бюджетному а/в ресиверу?! С таким же успехом можно представлять публике откровения случайно пойманного на улице школяра! Человек-то он может и интересный окажется, но какое это имеет отношение к качеству звука?!

Автору статьи - незачёт!

- 50 дБ +
#

Скажите, а что может сказать о звуке человек не создавший в своей жизни ни одного электронного прибора, не слышавшего музыкальные инструменты напрямую (а не из зрительного зала), что знает о звуке человек ни разу не собиравший воедино звуковые дорожки, не знающий как влияет на звук разные камерные и концертные помещения, как окрашивают звук микрофоны и студийные улучшайзеры? Как правило, эти доморощенные эксперты от аудиофилии не слышали даже звук электрогитары из концертного комбика, но при этом, они офигенно точно знают как должна звучать аппаратура. :)))))) Это понятно, музыканты ведь, глухие по определению, ибо им достаточно дешевого винилового проигрывателя, а это "за гранью добра и зла". :))))))

Объясните мне, как можно доверять эксперту, который нифига не знает об исходном звуковом материале, но знает какой звук должен быть после его электромеханической ретрансляции?

Вот и получается, что главные оппоненты аудиофилов - это люди создающие то, что эти аудиофилы потребляют. Попахивает когнитивным диссонансом.

Еще раз, респект автору! :))))))

- 50 дБ +
#

Мне вот нравится. Очень цельная система. Если уж добиваться "своего звука" то делать это смело. Система уникальна и с идеей, вывести звук музыки 60-ых так, как она реально тогда звучала.

Это вот совсем не сетап из штампованной безликой современной бытовухи. И здесь действительно присутствуют и подбор, и согласование, и личный подход и Собранная Система.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.