Существует очень много вещей, способных создать настроение. Это запахи, сопровождающие нас по пути на работу, утренний аромат кофе, цвета рассвета (если удается разглядеть их из-за стены многоэтажек), музыка, льющаяся из кафе, ресторанов, динамиков машины или наушников. Комбинация всех этих вещей создает определенную, непередаваемую атмосферу. Если рассматривать отдельный фактор — музыку — можно понять, что и он состоит из нескольких элементов. И одним из важных является голос певца — важным, но все же необязательным.

Неискушенный слушатель под термином «инструментальная музыка» скорее всего подразумевает исключительно классику. Некоторые могут вспомнить неоклассику, увлеченные любители потеребить струны гитар — инструментальный джаз и блюз, а кто-то упомянет танцевальную, дискотечную электронику. Ванесса Мэй, Эдвин Мартон и Ингви Мальмстин собирали и собирают огромные концертные площадки, филармонии не пустуют, а уж о диджеях и говорить не приходится. Однако в музыкальной индустрии случились изменения.

Во многих современных направлениях и жанрах предпочитают не использовать вокал в качестве еще одной составляющей композиции. Кто-то иронизирует, мол, все потому, что группа просто не смогла найти достойного вокалиста, но это не так. Как мне кажется, инструментальные композиции, в которых нет истории, которую рассказывают словами, намного более многозначны, чем привычные песни с вокалом. Суть задается мелодией, ритм-секцией и использованными музыкальными инструментами, однако детали слушатель каждый раз определяет сам.

В качестве примера можно привести достаточно известную современную композицию The XX — Intro. В оригинальном исполнении, без какого-либо вокала, в определенные моменты жизни она может вызвать самые различные эмоции — от эйфории до депрессии. Но только ленивый не сделал на нее вокального ремикса (Rihanna — Drunk on Love, Blue Scholars — Lumiere, Mike Posner — One Foot Out The Door), и у каждого из этих ремиксов есть вполне определенный посыл, определенная тематика. Для воображения места остается не так уж много: композиция становится, так скажем, узкоспециализированной.

На московской музыкальной сцене можно встретить немало команд, использующих для донесения своих идей до слушателя исключительно инструменты, без слов (хоть и не всегда без голоса). Ниже представлен небольшой, разделенный на жанры список рекомендуемых к прослушиванию групп. Почему я ограничиваю географию Москвой? Потому что рассказать обо всех знакомых мне коллективах такого плана я не смогу — не хватит ни слов, ни времени, ни места. Ну а вам, дорогие читатели, такие ограничения ни к чему: делитесь в комментариях любимой современной инструментальной музыкой.

Стиль: джаз

½ Orchestra (Полоркестра)

Брасс-бэнд из шести человек — завсегдатаи европейских фестивалей, любимцы московских клубов. В арсенале у них саксофоны — как классический, так и электронный, туба, труба, мелодика, тромбон, ударные и перкуссия. Каждое живое выступление не похоже на предыдущее: композиции изобилуют импровизациями, совершенно по-разному перетекают одна в другую, и практически всегда в сет-листе присутствует что-то неизданное.

На концертах интереснее всего находиться неподалеку от сцены (скажем, в полуметре от саксофониста), но в идеале, конечно, надо бы попасть к ним на опен-эйр, потому как звук в помещении и вне его разительно отличается. Вообще до знакомства с этим коллективом я и не думала, насколько же задорным и задиристым может быть брасс-бэнд. На дисках они звучат чуть более сдержанно как раз из-за отсутствия дикой концертной атмосферы, но зато в наушниках можно намного четче расслышать интересные аранжировки.

Сайт: http://polorkestra.com/

Бром

Экспериментальный джаз, авант-джаз, фри-джаз, джаз-панк — именно такие теги выставлены группой на странице их последнего альбома в онлайн-каталоге Bandcamp. Это музыка, которая может звучать из радио в постапокалиптическом баре. Немного ленивая, немного гнетущая, немного неритмичная и тягучая, но в то же время побуждающая одновременно как к спокойному сидению за столиком со стаканом виски, так и к активной драке в том же баре.

Кому-то это может показаться нестройным шумом, но сочетание контрабаса, баритон-саксофона и ударных как раз благодаря джазовому ломаному ритму рисует очень яркие картины в голове слушателя. Всегда разные, но неизменно психоделичные. Инструментов не так уж и много, поэтому композиции иногда кажутся излишне минималистичными, что придает им определенный гаражный шарм.

Сайт: https://brom.bandcamp.com/

Safety Magic

Эта группа продолжает идеи инструментального шаманства, которые можно встретить и у «Полоркестра», и у «Брома», но дополняет их экзотической, этнической, немного фолковой составляющей — и существует она дольше. Чистым инструменталом их исполнение назвать, к сожалению, нельзя — в некоторых композициях встречаются мантроподобные завывания. Но я схитрю: слов в них не различить, и встречаются они далеко не во всех песнях, а в тех, в которых встречаются, звучат на протяжении едва ли десяти процентов композиции, так что я просто причислю голоса к списку музыкальных инструментов.

Сами музыканты говорят, что их репертуар — это смесь самых разных стилей, от афробита до этно-джаза, а некоторые называют Safety Magic «одними из лучших представителей стиля World-music в России». Я могу согласиться только с тем, что их музыка — это и правда нечто эзотерическое. Все же не зря «Magic» у них в названии.

Сайт: https://safetymagic.bandcamp.com/

Fogh Depot

В жанрах по праву указан «doom jazz». Тягучий, тяжелый джаз, смешанный с электроникой, звучит гнетуще — это не легкий, воздушный эмбиент, мерно перестукивающий чуть скрипящими ритмами где-то на фоне. Участники трио познакомились друг с другом на почве любви к Bohren und der Club of Gore и ими же вдохновлялись, так что светлых мотивов от их мелодий ждать не приходится.

Пока что у ребят два релиза, и если первый сохраняет дарк-джазовые корни, то второй уже в большей степени наполнен электронными сэмплами. Пошло это альбому на пользу или нет — каждый решает сам.

Сайт: https://foghdepot.bandcamp.com/

Стиль: рок

Aesthesys

Сначала они были проектом одного мультиинструменталиста, а позже разрослись до секстета. Представители московской пост-рок сцены, участники множества фестивалей, были замечательно встречены публикой в европейском и китайском турах. Благодаря многообразию используемых инструментов все композиции отличаются одна от другой: это не типичный пост-рок, пропитанный депрессивностью и отчаянием (хотя и такие печальные мотивы встречаются, но не доминируют в творчестве).

Особо к тряске головой не располагают, но вот сидеть, внимать и задумываться о жизни под их аккомпанемент — самое то.

Сайт: https://aesthesys.bandcamp.com/

IWKC (I Will Kill Chita)

В тэгах указывают симфо-панк, пост-рок, прогрессив и эмбиентный авангард. И в самом деле каждая композиция являет собой смешение этих жанров, впрочем, не только этих: можно встретить и отголоски психоделики, и дарк-джаза, и даже нечто космическое родом из синтипопа 80-х. Но это неудивительно — имея в арсенале пару виолончелей, терменвокс, клавишные, валторну, барабаны и скрипку, сложно создавать нечто узкоспециализированное, что укладывается в строго определенные рамки.

Мелодии бывают достаточно агрессивными, странным образом мотивирующими на продуктивную деятельность. Сложным саунд назвать нельзя, но многослойным — очень даже. В мае у ребят вышел новый альбом, и если первая композиция в нем меня испугала, то парочка из середины отправилась прямиком в плеер.

Сайт: http://iwkc.ru/

Стиль: электроника

doyeq

Мелодии, местами напоминающие саундтрек к инди-играм (например, к Botanicula), балансирующие на тонкой грани смешения акустических и электронных звуков. Аналоговые синтезаторы вперемешку с саксофоном, фортепиано в тандеме с глитчевыми сэмплами — все это создает странную, успокаивающую атмосферу, в какой-то момент прерывающуюся напряжением, но после вновь расслабляющую. В их арсенале около тридцати релизов, выпущенных с 2009 года, и множество концертов.

Минималистичный звук, четкие инструменты, трип-хоповые ритмы и гипнотичная составляющая минимал-техно — их мелодии могут стать отличным саундтреком к спокойной, размеренной жизни.

Сайт: https://doyeq.bandcamp.com/

Артек Электроника

Проект показывает советскую эпоху, точнее, романтичную ее составляющую: мечты о покорении космоса, бурном развитии и светлом будущем. Мерчендайз соответствующий: графика в стиле агитплакатов, минималистичные значки с силуэтами абстрактных ракет, так непохожих на реальные «Союзы».

В комментариях к релизам, первый из которых вышел летом 2015 года, говорят о нашем ответе Жан-Мишель Жарру, а кто-то просто ностальгично проливает слезы и меряется возрастом. Особую атмосферу создают небольшие вставки из обращений генсеков к народу и неторопливое течение мелодии. Для расслабления или спокойного фона — то, что надо.

Сайт: https://soundcloud.com/artelec

Jan Amit

Как признается сам Ян, в детстве он до дыр затер музыку проекта Enigma, и именно она во многом повлияла на звучание проекта Jan Amit. В записях можно заметить и меланхоличный трип-хоп, и расслабляющий чиллаут, и даже некоторые элементы дабстепа и чиптюна, а в последних композициях встречается повзрослевший такой псай-транс.

Для описания своей музыки Ян использует придуманный термин «lovetronica», которым объединяет всю эту смесь стилей. В среднем в музыке чувствуется расслабленная эмбиентная лиричность и какая-то киберпанковая грустинка.

Сайт: https://janamit.bandcamp.com/

Mewone!

Вот замечательный, сочный, годный драм из столицы. Релизы регулярные, саунд качественный, ритмичный и переливчатый. Простой «долбежкой» эти композиции не назвала бы — есть в них все же какая-то особая история. Роман, автор проекта, любит длинные, по минутке-полторы вступления, спокойные, но нагнетающие атмосферу, которые очень подходят трекам.

Помимо создания оригинальной музыки, он также делает ремиксы других композиций и собирает тематические жанровые часовые миксы. Некоторые мелодии отлично подходят для фоновой озвучки, в другие же, наоборот, хочется вслушаться.

Сайт: https://soundcloud.com/mewoneofficial

Ishome

Это Мира, она делает электронную музыку. Музыка в чем-то мечтательная, коллегами-журналистами описывается как «клубок из эмбиэнта и минорной электроники, техно и грубых сломанных ритмов», в то время как сама исполнительница придерживается детского подхода «что вижу — о том и пою».

Мелодии напоминают саундтреки игр Machinarium и Ori and the Blind Forest, Enigma, а местами даже отдают глитчем. К московским артистам причислить ее, правда, можно условно: начинала Мира в Краснодаре и долгое время жила между солнечным югом и суровым Екатеринбургом, но сейчас творит в столице.

Сайт: https://soundcloud.com/ishome